«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Указы Собрание указов святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Свидетельство того, как святой епископ борется с церковными нестроениями. Для того, чтобы понять с чем имеет дело читатель, приведем небольшой отрывок из указа святителя: «Не есть ли священнослужение вообще, а в наше время в особенности, тяжелый подвиг служения народу, изнывающему и мучающемуся от глада и жажды слышания слов Господних (Ам. 8, II)? А многие ли священнослужители ставят своею целью такой подвиг? Не смотрят ли на служение Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления? Народ очень чутко распознает таких. […] Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из- за них уходят люди в секты на погибель себе. Им напомню страшные слова пророка Исаии: Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 5–6). Умоляю вас, сопастыри мои, помните слова Павловы: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6,10). Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое!» Указы святителя Луки Войно-Ясенецкого Всем отцам благочинным и через них всем священникам епархии Крымской Мои циркулярные распоряжения не исполняются. Даже в некоторых городских церквах, как я лично убедился, до сих пор читаются, а не поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалитех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

О целомудрии Евангельские повествования о смысле покаяния в блудной страсти. – Принцип истинного покаяния: сердечное раскаяние и прекращение греховного образа жизни. – Почему греховные помыслы являются нарушением заповедей. – О необходимости жестокой борьбы с блудной страстью. – Священное Писание о целомудрии людей одиноких и состоящих в браке. – Как в наших условиях воспитать в детях целомудрие? – О причинах блудных сновидений. – Отношение к ранним бракам и обряду венчания. Сегодня я хочу обратиться к теме, которая, может быть, покажется деликатной и неуместной для публичного обсуждения, но, тем не менее, она насущна и важна. Мы поговорим о блудной страсти, с которой редко кому не приходится бороться. Начнем с евангельских повествований, где рассказывается о покаянии людей, в прошлом подверженных этой страсти. Конечно, примеры эти всем нам известны, как, собственно, не представляет для нас чего-то совершенно нового и все Евангелие. Тем не менее мы вновь и вновь обращаемся к нему, и до кончины мира, до тех пор пока истина не откроется вполне, не устанем это делать. Евангелие – это начало и конец как богословия, так и нравственного учения и вообще христианской жизни. Некто из фарисеев просил Его [Господа Иисуса Христа] вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница (она не называется блудницей, но совершенно понятно, что здесь в деликатной форме говорится о том, что она вела распутный образ жизни. – Схиархим. А.), узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром 238 . Напомню, как проходили древние трапезы: вокруг стола устраивались ложа, и человек, опираясь левой рукой на подушку, которую клали ему под бок, свободной правой рукой вкушал пищу. Все лежали головой к столу, а ногами от стола, и получалось, что все располагались, так сказать, веером. Женщина подошла к Спасителю именно сзади, то есть к Его ногам, и начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей. По-славянски сказано точнее: Плачущися, начат умывати нозе Его слезами, то есть слезы были столь обильные, что омывали ноги Господа. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк (то есть, как сказали бы мы, прозорливый. – Схиархим. А.), то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница, то есть развратная женщина 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Прошение Избирай себе всякий, чего ты хочешь получить из рук Господних, ибо все благое, все дорогое, все самое желанное – все находится в Его руках. Хочет ли кто долго жить в настоящей жизни, вот, «долгоденствие – в правой руке Его» ( Притч. 3:16 ). Хочешь ли быть богатым и славным, вот, «в левой руке у Него богатство и слава» ( Притч. 3:16 ). Хочешь ли великого могущества и великой власти, «десница Господня явила силу, десница Господня возвысила тебя» ( Пс. 117:15–16 ). Но все это – временные блага, лучше же искать вечных, чем временных благ; ибо о временных в одном месте говорится так: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак. 4:3 ). Здесь я напомню случай, бывший некогда со святым Петром. Святой Петр некогда захотел быть чудотворцем прежде времени, хотел ходить по водам в то время, когда еще вера у него была скудна. Он молил Господа: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» ( Мф. 14:28 ). Внемлем, чего просит Петр. Он просит вещь неугодную, временную, могущую быть только до тех пор, пока он не дойдет до Иисуса. Но Господь согласно просьбе его повелевает ему и попускает сие. «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде» ( Мф. 14:29 ). Святой Петр! Не ищи меры выше себя: лучше с другими апостолами держаться лодки. Какая необходимость ходить по водам, если ты имеешь лодку и на ней можешь приблизиться к Иисусу. Если же ты дерзнул и утвердился своими ногами на воде, то не сомневайся и не бойся, но иди с верой, как и те, о которых говорит святой Павел: «Верою перешли они Чермное море, как по суше» ( Евр. 11:29 ). Усомнился святой Петр, оскудела его вера, стал он маловерным: увидев сильное волнение, он испугался и стал тонуть. Видишь, Петр, что принесло тебе твое желание, твоя просьба о ненужной, кратковременной и малой вещи? Не желай быть лучше, выше и святее, чем другие, не гордись собою: вот эти люди сидят в ладье, а я хожу по водам. Что же делает Петр, когда случилось с ним то несчастье? Он взывает ко Христу: «Закричал: Господи! спаси меня!» Хорошо ты делаешь, святой Петр, что в несчастье своем ищешь не иной какой помощи, но только Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Можно ли назвать блудом отношения мужчины и женщины, если они встретились уже после 50-ти и стали жить вместе, не расписываясь? Объясните, пожалуйста, можно ли назвать блудом отношения мужчины и женщины, если они встретились уже после 50-ти и стали жить вместе, не расписываясь? Если они уже вышли из детородного возраста и интимные отношения бывают у них довольно редко. А не расписываются исключительно потому, что боятся повторения ошибок, совершенных в прошлом. Правильно ли в такой ситуации не допускать их до причастия? Елена. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Елена! Близость без брака — блуд, независимо возраста. Заповедь однозначно запрещает подобные отношения и не делает никаких исключений ни по возрасту, ни по каким-то другим основаниям. Если человек не кается в своем грехе, не признает даже грех грехом и не хочет ничего менять, то решение священника не допускать к Причастию совершенно справедливо. Ведь иначе человек причастится не в оставление грехов и жизнь вечную, а в суд и осуждение. Напомню Вам слова из послания апостола Павла: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/mozhno-li...

И.Ц. Миронович Лекция 4. Христос Евхаристический (продолжение). Праздник кущей Кланяюсь всем вам, приветствую вас и хочу сказать: каждый раз, когда мы говорим очисти ны от всякия скверны, речь идёт о том, что скверна эта искажает истину и мы начинаем клеветать на Бога и обвинять Его неизвестно в чём – во всех своих бедах. Эта скверна преломляет истину, и истина доходит до нас в искажённом состоянии, так, что мы не знаем, как же всё понимать. А что такое скверна? Всё, что входит в нас нечистого, начиная с мыслей, кончая всевозможной информацией, которую мы перерабатываем, и не можем заткнуть себе уши, чтобы этого не слышать. И вот как здесь быть? Как себя оградить, чтобы жить в как в пустыне? И идти, и не видеть. Я знал таких людей. У них прямо отрешённость на лице, хотя она идёт по Невскому проспекту. И вот вся эта информация, вся эта реклама, все эти звуки её не касаются, идут мимо, она живёт по-прежнему своим внутренним Это поразительное состояние, и оно, конечно, даром не даётся. Но вот есть люди, которые показывают, что этого достичь можно. А так, скверна клевещет на Бога. Мы и просим Его очистить нас от этой скверны. Открывайте 6-ю главу от Иоанна. Итак, напомню немного. О той реакции, какую произвели слова Христа, что истинным питанием является Его слово, плоть. Вот что: «как Он может нам дать есть Плоть Свою?» – 52-й стих. Иисус им не объясняет, но продолжает, что вот «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ». Прекрасно. 60-й стих: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» Потому что чистый натурализм, антропофагия, человекоядение. Я вам говорил про масонский знак – мать кормящая. Пеликан клюёт себя в грудь и кормит своих детей. Вот когда мне сказали, что в одном из храмов это есть, я думаю, а как же это могли допустить-то? А в общем-то, может, и изумляться нечему. Потому что масонские знаки и на Афоне есть в храмах. Вот строители и сумели, как в храме Христа Спасителя, сколько вращалось людей таких вот, которые хотели внедрить туда масонские звёзды, ещё какие-то знаки. И вот в храмах на Афоне всё это закрывают коврами, а там звезда Давидова, выцарапаны глаза у многих святых, и эти знаки на фронтоне храма. Это показывал всё Воробьевский . Так вот везде стремится нечисть эта примешаться к чистому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Христос и богатый юноша. Ф. Чумаков. 1866 г. Не столь давно мне случилось совершенно по-новому прочитать сотни раз читанные страницы Евангелия – эпизод с богатым юношей, присутствующий, напомню, у всех трех евангелистов-синоптиков. Ранее, читая эти страницы, я слышала только общеизвестное «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23). А тут до меня дошло, что начинается-то история – с другого: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди… Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф. 19: 16–20). Вот мой нежданно возникший вопрос: почему юноша решил, что этого – безупречного соблюдения заповедей – недостаточно? Что за беспокойство жило в благополучном и всеми, вероятно, уважаемом человеке – и привело его наконец к ногам Учителя? Марк, рассказывающий о том же эпизоде в главе 10: 17–23, уточняет: юноша не просто подошел, а подбежал к Иисусу и пал перед Ним на колени… И живет ли это беспокойство в нас? Ну вот во мне?.. Услышав от Учителя слишком трудный, бескомпромиссный ответ, вопрошатель, как мы помним, отошел с печалью. Но он-то хоть отошел, а я, может быть, и не подходила даже с этим вопросом: что мне еще нужно сделать, Господи, чего я до сей поры не сделала? Я склонна считать, что делаю достаточно; что делать больше мне не под силу. Я ведь исполняю все положенное! Я бываю в храме каждое воскресенье, соблюдаю все посты, всегда читаю утренние и вечерние молитвы; стараюсь замечать свои грехи и исповедовать их… Грехи замечать я стараюсь, да; но я фиксирую их для себя сухо и поверхностно, подлинной скорби о грехах во мне нет, потому что нет подлинной любви ко Христу. А что касается молитв – я их вот именно читаю. Я их даже наизусть вслух произношу! Но прошу ли я на самом деле того, о чем в этих молитвах речь? Вот, к примеру: «…даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Даждь ми терпение, великодушие и кротость». Хочу ли я на самом деле для себя смирения, послушания, кротости? Нет, по-настоящему я этого для себя не хочу, а текст произношу – для благочестивой галочки. Одна бабушка у нас в храме так поучала «нерадивых»: «Вот, отстояла ты всю службу до конца – ангел там, на небесах, галочку тебе поставил; а ушла ты раньше времени домой – не поставил ангел тебе галочку…» Но не существует ведь никаких галочек на самом деле, и отстоять службу «от звонка до звонка» – вовсе не самоцель.

http://pravoslavie.ru/114067.html

Книга одиннадцатая Одиннадцатая книга толкований на Иезекииля в последней части своей будет заключать пророчество на Гога и Магога и будет простираться до начала речи о городе, расположенном на горе, и о храме, находящемся на ней. Если Господь поможет и откроет Свои тайны, и если вследствие этого я буду в состоянии довести ее до конца, то мне долго и много придется колебаться: должен ли я наложить руки на духовный храм, или прямо сознаться в незнании, тем более что относительно истолкования его и у иудеев, и у нас хранится великое молчание, так как одни полагают, что он будет построен в будущем времени, а другие хотя благонамеренно, но неумело утверждают, что все излагаемое имеет духовный смысл, но как следует истолковывать эти духовные предметы, этого они не знают. А между тем, чтобы мы могли заняться настоящим трудом, знай, девственница Христова Евстохия, что ты должна молиться о нас. Относительно весьма трудного пророчества я вкратце напомню то, что сказал небезызвестный современный нам муж 70 , когда писал императору: Гог – это гот, но как к нему можно применить все написанное здесь, это – дело не мое, а тех, кои держатся такого мнения. Глава XXXIV Ueз.XXXIV:1–31 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! пророчествуй о пастырях Израилевых (или к пастырям Израилевым), пророчествуй, и скажешь пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! (или: о, пастыри Израилевы! разве пастыри пасут себя самих?) Не стада ли пасутся пастырями? (или: не овец ли пасут пастыри?) Вы ели молоко, и волною одевались и закалали то, что было тучным, а стада Моего не пасли. Слабого вы не укрепляли (или не утверждали), и больного не врачевали, пораненного не перевязывали, и угнанного (или заблудшего) не возвращали, погибшего не искали; но правили ими с жестокостию и насилием (или сильного угнетали трудом). И рассеялись овцы Мои, потому что не было пастыря (или пастырей), и сделались пищею для всех зверей полевых, и рассеялись. Блуждали стада (или овцы) Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись стада (или овцы) Мои, и никто не разведывал об них, никто, говорю, не искал (или не возвращал) их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Беседа 29. Евангелие от Матфея, глава 9, 1–9. «Исцеление расслабленного и призвание Матфея» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы: 1) Исцеление расслабленного. 2) Мытарь Матфей становится учеником Господа. И мы будем читать Евангелие от Матфея 9 -ю главу, с 1-го по 9-й стих. Прочитаем 1-й стих 9-й главы: Мф.9:1 . «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот стих: «Под городом Его мы понимаем не иначе как Назарет, почему Он и назван Назарянином…» Напомню, Иисус Христос назывался «назореем» не потому, что соблюдал обряды назорейства (своеобразного ветхозаветного монашества), а потому, что большую часть Своей земной жизни провел в Назарете. …Некоторые не соглашаются с мнением Иеронима и говорят, что это был Капернаум. После того, как в Назарете Его (Сына Божия) попытались убить ( Лк.4:29–31 ), именно в Капернауме Он сотворил самые великие Свои чудеса. С этим последним мнением, которое противоречит сказанному Блаженным Иеронимом, соглашается Евфимий Зигабен , он пишет: «Своим городом называет Капернаум. Родился Он в Вифлееме, воспитан был в Назарете, а жил потом в Капернауме» . С этим мнением Зигабена соглашаются и блаженный Феофилакт, и святитель Иоанн Златоуст . Но так или иначе каждый город и каждая весь небезразличны для Господа. Ведь в каждом городе и каждом селе могут найтись люди, преданные Богу своему, и Господь стремится их найти, почитая их Своими. Посылая апостолов на проповедь, Сын Божий наставлял их: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его (то есть достойного и его семью – О.С.), говоря: мир дому сему» ( Мф.10:11 ). И мы читаем далее: Мф.9:2 . «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Златоуст пишет: «Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они страдали сумасшествием или лишились ума по причине какой-нибудь другой болезни» . Здесь надо обратить внимание на то обстоятельство, что по вере одних людей дается исцеление другим. Такое в Писании встречается неоднократно. Например, по вере сотника отрок его получил исцеление. Об этом важно помнить, когда нас расспрашивают сектанты о крестных, которые за своих крестников младенцев исповедуют Символ Веры , отрекаются от дьявола и сочетаваются Христу. Как мы видим, подобное вполне возможно. Друзья принесли своего расслабленного друга, и Господь, видя веру их, сказал ему: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 7. Второзаконие Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Поскольку перед ним было уже новое поколение, Моисей повторяет заповеди, которые давались прежде. Таким образом появляется книга Второзаконие, хотя в ней есть и нечто новое, по сравнению с тем, что содержится в предыдущих книгах. 7.1. Повторение закона и новые заповеди Заповедям посвящен особый раздел, поэтому сейчас я об этом подробно говорить не буду. Напомню только, что все три ответа на искусительные вопросы, которые диавол задавал Спасителю в пустыне, были цитатами из книги Второзаконие. И первая часть двуединой заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» взята тоже из книги Второзаконие. Кстати, именно израильтяне эту заповедь должны были себе написать на правой руке и на лбу, в результате чего и возник обычай изготовлять «хранилища», о расширении которых фарисеями говорит Господь в Евангелии (во время молитвы иудеи привязывали себе на лоб и на руку коробочки, где была написана заповедь «Слушай, Израиль, Господь – Бог наш и Господь един есть»). Кроме того, для напоминания о заповеди Божией через Моисея Бог повелевает всем сделать себе на краях одежд, и вставлять в них нити из голубой шерсти, кисти, глядя на которые израильтяне могли бы вспоминать о заповедях Божиих. Эти кисти – «воскрилия риз» – Господь тоже упоминает, когда обличает фарисеев, поскольку изготовление этих коробочек и кистей стало некой самодовлеющей ценностью с забвением того, ради чего это все делается. Обращу ваше внимание на некоторые новые постановления. В книге Второзаконие предписывается ведение военных действия силами ополчения, так как не предусматривалось регулярного войска. Перед началом войны священники должны были укреплять народ, говоря, что «Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас» (Втор. 20:4). Но и в ополчение следовало брать не всех. «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его. И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им. И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20:5-8). Таких людей считалось брать, во-первых, жестоко, во-вторых, не совсем полезно, поскольку их сердце было далеко от военных действий.

http://sedmitza.ru/lib/text/431000/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010