России надлежит принять участие в разрешении упомянутых проблем. Пусть это будет нашим вкладом в созидание прочного и справедливого мира на всех континентах. Глубоко убежден: наша страна, всегда считавшаяся одним из центров восточнохристианской циви-лизации, имеет что сказать миру. Однако для этого нужно подвергнуть свой будущий путь глубокому осмыслению, а прежде всего - духовно обновиться. Напомню всем слова древней Псалтири: “Блажен народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих” (Пс. 32. 12-13). Российскому народу следует вновь ощутить свое призвание как нации одухотворенной, просвещенной светом Евангелия. Многовековое православное наследие, твердая верность неповрежденной Христовой Истине - именно это дает нам силы для возрождения страны и для созидательного участия в начертании судеб мира, который сегодня переживает мировоззренческий и нравственный кризис. Русское Православие глубоко национально. Но одновременно оно придает народной жизни вселенское измерение, ведь Господь сказал: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28. 18-20). Никогда не замыкаться в себе, но просвещать мир светом Христовым - эта миссия нашей Церкви и нашей нации есть основа их неразрывной связи с миросозиданием. Мы всегда ощущали себя одним из мостов, связывающих Восток и Запад, Север и Юг. Ведь русская цивилизация вобрала в себя множество влияний, создала уникальное пространство общения различных вер, культур и традиций. Особо отмечу тысячелетний опыт диалога и сотрудничества православных христиан с мусульманством. Этот опыт как никогда должен быть востребован сегодня, на фоне попыток столкнуть верующих двух великих мировых религий. Каждая из них, равно как и другие традиционные религиозные общины, имеет право не только на свой образ жизни, но и на участие в созидании общественного устройства, в установлении его принципов. Такое право уважалось в России в прошлых веках. Думаю, еще большего уважения оно достойно сегодня - и в нашей стране, и в мире, тем более что они теперь практически неразделимы.

http://mospat.ru/archive/86474-slovo-svy...

Крестились необдуманно, порой без должной веры. И самое главное – без желания изменить жизнь. Это было нашим упущением. Очень правильно, что сейчас ввели обязательную катехизацию – ее давно нужно было ввести, – но людей и после нее нельзя оставлять. Сейчас у нас и телевидение православное есть, и интернет, и газет великое множество – всё что хочешь доступно, но сама по себе информация не дает результата. Всё есть, но проблема в том, что люди стали материально лучше жить. В 1990-е многих привела в Церковь какая-то скорбь, невзгоды, трудности, неустойчивость общества. Сегодня люди – с улучшением жизни – удалились от Бога. Нужно учитывать это. Не случайно патриарх говорит о том же: «потребительское увлечение материальной жизнью» – одна из причин, по которой многие люди, которых мы крестили, не приблизились к Церкви, а удалились от нее. Факт это неоспоримый: к сожалению, чем лучше мы живем, тем люди дальше от Бога. Возвращаясь к теме. Да, есть ситуации, когда можно причащать без исповеди: например, если человек исповедовался в Великий четверг на Страстной седмице, он может причащаться в Великую субботу и на Пасху – но это исключение для тех, кто весь Великий пост сопереживал Христу. Но если упразднить исповедь, сделать ее необязательной, мы потеряем само таинство. Люди будут, приступая без покаяния, считать себя «достойными» Бога, и дух гордости погубит многих, кто только-только учится духовной жизни. Причастие – очень важное таинство, в первую очередь направленное на то, чтобы человека исправить. Вот это самое главное – исправить человека. Освятить его. Приблизить к Богу. Если человек подходит к Причастию без желания исправиться – а это желание как раз и выражается через покаяние, – то теряется и самый смысл Причастия. Цель покаяния прежде преступления к Чаше – обращение к Богу: чтобы Бог Своею Благодатью помог человеку исцелить себя. Но как Бог может дать Благодать? И самое главное – где цель воздействия этой Благодати: куда ее направить, на что в человеке, в какую добродетель претворить?! Любой священник согласится, что его присутствие на исповеди и должно помочь христианину разглядеть состояние больной души своей. Напомню вслед за многими апостола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28–30).

http://pravoslavie.ru/65130.html

Ныне многие издательства, особенно церковные, следят за полиграфией и качеством книг. Я доволен, как мои книги печатает издание Сретенского монастыря. Приятно в руках держать книгу, выполненную в прекрасном дизайне. Православные издательства прекрасно понимают, что книга должна быть красиво оформлена, чтобы ее было не стыдно подарить. Святейший Патриарх Кирилл выступил в противовес нынешней господствующей идеологии прибыли и потребления. Я уже неоднократно говорил, что вакуума не бывает. Но теперь государство пытается сформулировать идеологию, зиждущуюся на любви к Родине и к труду на благо ближних. К сожалению, начиная с 90-х гг., мы живем под гнетом потребительской идеологии, при царстве дикого капитализма. Ныне насаждается идеология потребления - потребляй, потребляй и потребляй! Запад нам навязывает сию идею, на которую работает вся система глобализации. Наши олигархи с радостью подхватили идеологию потребления, которая навязывается нам через телевидение, радио и прессу. Я понимаю, что реклама - двигатель торговли, но нельзя так проявлять навязчивость! Идет глобальная обработка наших граждан, нам внушается мысль, что человек должен иметь все прелести внешней жизни! Но не бывает, чтобы человек был счастлив из-за приобретений. Напомню притчу о богаче: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16-21). Нас заставляют забыть о душе, желая превратить человека в потребителя красиво упакованного, но не качественного товара. Срок работы бытовых предметов только год-два, а затем человеку вновь необходимо совершать покупку. Человека превращают в белку, которая беспрестанно крутится в колесе. Насадители потребительской идеологии добились своих целей. Потребительство распространяется как зараза. В супермаркетах люди как безумные бегают с переполненными тележками среди красиво разложенных товаров и продуктов. Бедные граждане, взирая на роскошную потребительскую жизнь, берут кредиты в микрофинансовых организациях и попадают в ловушку. Ко мне часто приходят на исповедь и плачут, что не могут погасить задолжность. Людей окончательно порабощают.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/15/mo...

Иными словами, мириться с грехом против нас и закрывать на него глаза - это определенно не христианский путь. Общаться как ни в чем ни бывало с тем, кто сделал нам явное зло и не исправился - такого требования тоже нет в Евангелии. Важно, чтобы человек попросил у нас прощения (если мы говорим о христианине), хотя бы с нашего напоминания. Но отсутствие покаяния с его стороны не избавляет нас от обязанности иметь прощающий настрой (готовность дать это прощение), и тем более, не быть злопамятными. Ведь и Бог всегда готов простить согрешивших против Него, хотя и не все готовы принять это прощение из-за своей нераскаянности. Как-то трудно Вас понять, Ольга. В молитве Господней мы обращаемся к Богу: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ). А как же можно не прощать, если Господь этого от нас требует? И еще: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. ( Мф.6:14,15 ) Напомню и притчу о двух должниках. Она показывает, что прощение наших грехов стоит в прямой зависимости от того, как мы прощаем ближним: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. ( Мф.18:21-35 )

http://azbyka.ru/vopros/vseh-li-proshhat...

«Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие…» В советские времена жила в нашем городе одна пожилая женщина – веселая, общительная, любила помогать соседям, и в общем все о ней отзывались хорошо. Одна беда – она была матерщинницей. Но материлась она, как все это отмечали, беззлобно, шутя, и поэтому иной раз даже посмеивались над ее манерой «поговорить». В церковь она не ходила, но в Бога, говорят, верила, и поэтому, когда умерла, её отпели, а друг её внука – православный христианин – начал о ней регулярно молиться, подавать записочки в храме. Так прошло много лет, и вот однажды он видит сон. Приходит он к этой женщине домой, в её однокомнатную квартиру, и ужасается: вся квартира – стены, потолок, пол – в копоти. Какие-то люди пытаются квартиру отмыть, и совсем маленький кусочек пола уже оттёрли – он сверкает на фоне сплошной черноты. Женщина эта стоит в углу. Увидела она этого человека, разрыдалась, бросилась ему на шею и благодарит, благодарит… Проснулся он – ничего понять не может. В тот же день рассказал о сне своему духовному отцу, и батюшка, подробно расспросив его о земной жизни этой женщины, сказал, что сон духовный, и страдает она за грех сквернословия. «Молись, - сказал он ему. – Господь милостив!» Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Вспомним и другие слова святителя: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». А если всю жизнь матерится? Получается, сам жизнь свою проклял? Даже среди неверующих людей широко известны вот эти удивительные слова апостола Иоанна о родившемся Иисусе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Кто-то из подвижников утверждал, что матерные слова – это возведение страшной хулы на Богородицу Деву, Которая зачала Бога-Слово от Духа Святага. А значит это хула на Святой Дух. Напомню, что говорит Спаситель: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,31-32)!

http://pravoslavie.ru/37678.html

" Я предложил создавать специальные отряды по защите конституционной власти " . В.Колесниченко. Идея, конечно, замечательная,но проблема в том,что защищать нечего,нет такой власти на Украине. С 12.12.12.Украина, как государство, прекратило свое существование,в связи с тем,что в силу вступил приговор Нюренбергского Трибунала,по причине официального вступления национал-социалисткой партии во власть,а именно- в Законодательное Собрание. Напомню- следствие перевело национал-социализм,как явление в обществе-идеологию и практику, из области государственного права в область уголовного,а Трибунал вывел из области права вообще,т.е. поставил НАЦИЗМ ВНЕ ЗАКОНА!. НАВЕЧНО. ВНЕ СРОКА ДАВНОСТИ. Не требуется- ни следствия,ни суда. Вина очевидна. Более того,всякая попытка проведения каких-либо следственных действий,судебного разбирательства-вне закона, сама по себе и может быть расценена как желание пересмотра решения Трибунала. Итак объективная реальность такова,что в Украине, вот уже в течение года,де юре, действует административное право,хотя внешне все выглядит вполне традиционно-Президент,Рада,МВД и пр,однако фактически,с момента прихода нацистов, во власть,все акты,начиная с акта о возглашении независимости и по сей день,-юридически ничтожны,иными словами-государственного права,на Украине,-нет. А что есть, у нынешних властей? Право административное,не более того и вот в этой ситуации нацисты,сами находящиеся вне закона-подняли мятеж. Пятнадцать суток-максимум. Единственный выход с целью обретения хоть какой-то опоры для власти-вхождение в Таможенный Союз,однако исключительно и категорически через референдум,поскольку источник власти-народ,пока еще никуда не делся,а от проведения референдума, власти отказались. Что до государственного права,то действует законодательство УССР и единственная законная конституция-конституция УССР и единственная законная власть-советская. Что делать,в такой ситуации? Думать и действовать исходя из фактически сложившейся объективной реальности,поскольку в ближайшей перспективе-установление фашисткой диктатуры,интервенция и распад страны. " И сказал сию притчу-некто имел в своем виноградник посаженную смоковницу и пришел искать плода на ней,и не нашел. И сказал виноградарю- " вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу-сруби ее на что она и землю занимает? " Но он сказал ему в ответ- " господин!оставь ее на этот год,пока я окопаю ее и обложу навозом,-не принесет ли плода,если же нет,то в следующий год срубишь ее " . Лк.13.6-9. Смоковница-означает голова,если считать от 12.12.12.,осталось всего-ничего,-девять дней.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/03/de...

Представьте себе такую ситуацию: по улицам города ходит человек без определенного места жительства, – что называется, бомж, – он плохо одет, он давно не мылся, от него плохо пахнет, он голоден. И вдруг его узнали, к нему подошли и говорят: – Ты знаешь, на твой счет в банке положена огромная сумма денег, тебе надо только зайти в банк, только показать свой паспорт, и ты лишишься своей проблемы. Но этот человек говорит: – Я не верю в это. Я не согласен с вами. Никто не мог на мое имя положить такие огромные деньги в банк. Я не пойду в банк. Вот точно так же себя ведут нераскаянные грешники. Они не хотят идти в церковь , они не хотят идти на Исповедь, они не хотят креститься, при этом многие из них допускают мысль о существовании Бога. Но почему они не хотят воспользоваться тем богатством Божьего прощения, которое нам даруется во Иисусе Христе? Потому, что дьявол внушил им мысль, что Бог – жестокий деспот, что Бог – тиран, Который сидит на Небе и только и ждет, когда мы совершим что-то дурное, чтобы нас наказать. Дьявол клевещет на Бога. Но давайте зададим себе вопрос: а знаем ли мы характер Бога? Однажды апостолы спросили Иисуса Христа, точнее, Филипп попросил Его: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин.14:8 ). И что ответил Сын Божий? Он сказал: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин.14:9 ) В Писании сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Что Он нам явил? Он нам показал характер Бога. Иисус Христос, Сын Божий, исцелял больных, воскрешал мертвых, прощал грешникам их грехи. Этим самым Он показывал характер Бога, Он раскрыл любвеобильную сущность Бога. В Библии есть один из золотых стихов, он звучит так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Сын Божий являет нам любвеобильный характер Бога Отца, и кто после этого может сомневаться в том, что Бог любит нас! Я напомню слова, которые я, может, очень часто привожу во время наших занятий. В истолковании святителя Иоанна Златоуста на 113 псалом сказано, что Бог любит нас больше, чем мы любим себя, Бог любит нас больше, чем любят нас родные и близкие, Бог любит нас больше, чем Он любит самого Себя, ибо ради нас Он отдал Сына Своего Единородного в Жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Какова же роль христианских мотивов в работах А. Звягинцева, и прежде всего в его ленте «Изгнание»? Напомню вкратце сюжет фильма. Главный его герой, Александр, приезжает вместе с женой Верой, дочерью и маленьким сыном пожить какое-то время в старом отцовском доме за городом. Здесь, на родине Александра, Вера сообщает мужу, что беременна и будущий ребенок не его. Вскоре по настоянию Александра Вера соглашается сделать аборт, а когда операция совершена, героиня в отчаянии принимает смертельную дозу снотворного. Эпизод, когда Вере делают аборт, – кульминация фильма. И именно эта часть картины наиболее насыщена христианскими аллюзиями. Аборт делается главной героине нелегально и дома, поскольку искусственное прерывание беременности официально запрещено (события происходят в условной стране, режиссер намеренно отошел от конкретного места и времени действия фильма). Дети на это время отправлены погостить в семью друга детства Александра, Виктора. Кадры тревожного ожидания главным героем исхода операции чередуются с кадрами, на которых его дети вместе с детьми Виктора собирают паззл картины Леонардо да Винчи «Благовещение», а затем читают отрывок из главы 13 1-го Послания апостола Павла коринфянам. Итак, о кульминации фильма. Врачи приезжает вечером, после захода солнца. Все они одеты в черное. Их встреча с Александром, затем ожидание окончания операции происходит во тьме, лишь тусклое электрическое свечение немного рассеивает ее. И наоборот, дети собирают паззл в залитой ярким светом комнате, подчеркнуто светлы их одеяния и постели, в которые они ложатся, собираясь перед сном послушать отрывок из Нового Завета. Очевидна игра контрастов, неслучайно и то, что героями эпизода становятся дети. «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», – говорит Спаситель (Ин. 12: 46), а Его ученики продолжают раскрывать сущность света: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом…» (1 Ин. 1: 5–7). Для христианства характерно противопоставление света, который озарил человечество с приходом в мир Христа, и тьмы, оставшейся в той, отравленной первородным грехом жизни. Апостолы неоднократно писали о Боге, излучающем нетварный свет и являющимся Светом, и враждебной Ему тьме. Тьма – один из ярчайших символов антихристианства, который сосредотачивает в себе и безнравственность, и враждебность, и порочность невежественной жизни, и, главное, отсутствие любви. Похоже, именно такая тьма окутывает того, кто принял решение об аборте, и тех, кто проделал эту операцию. Не стоит лишний раз напоминать, что, с точки зрения христианской этики, аборт есть убийство, ибо он направлен против существа хоть и не рожденного, но уже являющегося человеком, в момент зачатия обретшего бессмертную душу.

http://pravoslavie.ru/1371.html

Второй вопрос: допускает ли Библия изображение священных реалий, изображение духовного мира? С осторожностью, но – допускает. «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки [...] там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх. 25, 18, 22 ). Это повеление указывает прежде всего на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма: «Сделал [Соломон] в давире двух херувимов из масличного дерева [...] И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар. 6, 23, 28–29 ). Важно отметить, что во дворце Соломона херувимов не было ( 2Пар. 9, 15–20 ; 3Цар. 7, 1–11 ). Значит, это именно религиозные изображения, а не просто украшения. Такие же херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова ( Иез. 41, 17–25 ). В этом храме был Христос, этот Храм Христос назвал Своим домом ( Мк. 11, 17 ). Третий вопрос: допустимо ли изображение Бога? Вновь напомню, как Писание объясняет недопустимость изображений: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь» ( Втор. 4, 15 ). Но затем-то – увидели образ. «О том, что было от начала [...] что видели своими очами [...] ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 1–2 ). В евангельские времена произошло то, что Христос выразил словами: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» ( Мф. 13, 17 ). Христос есть Бог . Христа можно было видеть (по Его человеческой природе), а значит – «видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14, 9 ). То, что было совершенно невозможно в Ветхом Завете, становится возможным после того, как незримое Слово облеклось в видимое Тело. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Воплощение не только Бога сделало видимым, но и людей – боговидцами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. ( Мф.19:19 ) Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, ( Деян.7:2 ) Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. ( Деян.7:19 ) Как видите, плотские отцы и даже предки прямо называются отцами. Бывают и духовные отцы: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Гал.4:19 ) Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. ( 1Кор.4:15 ) Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. ( 1Кор.4:17 ) Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. ( 1Пет.5:13 ) Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. ( 1Тим.1:2 ) Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, ( 1Тим.1:18 ) Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. ( Тит.1:4 ) Надеюсь, я привел достаточно цитат, чтобы показать, что слова Христовы надо понимать не буквально, но правильно. Что бывают плотские отцы, бывают и духовные. Поэтому надо читать правильно. Напомню цитату: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. ( Мф.23:8-10 ) Как видите, Господь не запрещает нам называть так своих духовных отцов, возрождающих нас таинствами и проповедью слова Божия. Но Он запрещает духовным отцам называться отцами, наставниками и учителями, т.е. требовать, чтобы другие их обязательно именовали отцами, хотя бы они того не хотели.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-svjashhe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010