И Иаков отпустил Лавана в Месопотамию, в восточную страну; и Иаков с своей стороны направился в землю Гилеадскую и перешел Иаббок 71 в девятый месяц в одиннадцатый день его. И в этот день пришел к нему брат его Исав, и они прекратили свою распрю. И он ушел от него в землю Сеир, а Иаков жил в шатрах. И в первый год в пятую седмину в этот юбилей перешел он Иордан, и жил по ту сторону Иордана 72 , и пас свои стада от моря [...] до Бефазона 73 , и Дафаама 74 , и Акрабита. И он посылал отцу своему Исааку от всего своего имения одеяние, и пищи, и мяса, и питья, и молока, и масла, и сыра, и плодов от всяких пальм долины; и также матери своей Ревекке он посылал четыре раза в год, между месячными периодами, между пашней и жатвой, между весной и дождем, между зимой и летом. И он (Исаак) жил в башне Авраама; ибо Исаак возратился от клятвенного колодезя и пошел в башню своего отца Авраама, и жил здесь без (далеко от) Исава, своего сына. К тому времени, когда Иаков отправился в Месопотамию, Исав взял себе Маалиф 75 , дочь Измаила, в жены, и собрал все стада своего отца и своих жен, и поднялся, и жил в горе Сеир, и оставил отца своего Исаака одного при клятвенном колодезе. И Исаак поднялся от клятвенного колодезя, и жил в башне Авраама, отца своего, в горе Хеврон. И сюда посылал Иаков все, что он от времени до времени посылал своему отцу и своей матери, чтобы облегчить всякую их скорбь. И они благословляли Иакова от всего сердца и от всей души. XXX. И в первый год шестой седмины поднялся он в Салем, который находится на востоке от Сихема, с миром, в четвертый месяц. И там увезли они Дину, дочь Иакова, в дом Сихема, сына Емора, Гевитянина, владетеля страны; и он спал с нею и обесчестил ее. И она была маленькая девушка двенадцати лет. И он просил ее отца, чтобы она была отдана ему в жены, и у ее братьев он просил ее себе. Но Иаков и его сыновья разгневались на сихемских мужей, которые обесчестили их сестру Дину. И они замыслили между собою нечто злое, и перехитрили, и обманули их. И Симеон и Левий пришли тайно в Сихем, и совершили наказание над всеми сихемскими мужьями, и убили всех мужей, которых нашли в нем, и не оставили в нем ни одного. Всех предали они мучительной смерти, так как они обесчестили сестру их Дину.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Установление третье. О качестве пищи, необходимой для постящихся. Противники Святой Церкви говорят, что пост вообще состоит только в умерен­ном употреблении пищи. Можно, говорят они, соблюдать пост и употребляя в пищу мясо, масло, сыр, молоко и яйца, только не до сытости, а с воздержанием. Из этого ясно, что пост наших противни­ков основывается на одном только количестве пищи, а не на ее качестве, то есть на уме­ренном ее употреблении, а не на воздержании от некоторых вкусных яств, таких как мясо, масло, сыр, яйца, молоко. Наша же Православно-Кафолическая Восточная Церковь всецело сохраняет все три составные части поста: время, количество и качество. Время – чтобы не быстро употреблять пищу; количество – чтобы есть немного; качество – чтобы употреб­лять не всякую пищу, особенно же воздерживаться от мяса, масла, сыра, молока, яиц. О времени и количестве уже было сказано в начале этого Догмата в предисловии к нему, в ведении втором. Нам предстоит сказать здесь о качестве. Святая Церковь установила следующее определение. Тем, которые благочестиво постятся, по уставу Святой Церкви, всячески должно соблюдать и качество, то есть воздерживаться от некоторой пищи, не как от скверной (да не будет этого), но как посту неприличествующих и запрещенных Церко­вью. К таковым относятся мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, иногда и рыба, в зависимости от того, каков тот или иной святой пост. ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ, ГОВОРЯ: На каком основании вы упот­ребляете в пост одну пищу, а от другой воздерживаетесь? ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Для чего Господь Бог повелел Адаму вкушать плоды от всякого древа, а от других воздержаться? О, если бы Адам соблюл этот пост, мы бы сейчас не имели потребности в нынешних наших постах! Еще спросим, для чего Господь Бог запретил народу Израильскому употреблять в пищу квасной хлеб, а повелел есть пресный (опресноки)? Он сказал: семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израиле­вых, пришлец ли то. или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб ( Исх. 12, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Из кислого молока приготовляют катык и язму. Катык легко распускается в воде, солится и употребляется у татар, между прочим, для забелки кушанья вместо русской сметаны. Язма – прохладительный напиток. Из молока же выделывают сыр брусковый и тулупный. Брусковый или караимский делится по слоям и имеет нежный сливочный вкус. Тулупный получил свое название от способа приготовления: снимают целиком овечью кожу – тулуп; туго набивают ее кусками просоленного сыра, который каждый день обливают парным овечьим молоком; когда куски достаточно пропитаются молоком, – тулуп крепко завязывают и ставят на месяц в сухое место; масса твердеет, – и сыр готов для употребления. Из сливок приготовляется каймак – толстый слой отвердевших на медленном огне сливок или сливочных пенок, которые складываются одна на другую в несколько рядов: составленная таким образом сливочная масса употребляется вместо масла. Из мяса же, кроме обыкновенного употребления, приготовляют пастырму, кокач и колбасу. Пастырма – воловье мясо, просоленное и засушенное на солнце, которое татары едят в сыром виде. Кокач – баранье мясо, также засушенное на солнце, которое жарят мелкими кусочками или на сковороде, или прямо на угольях. Колбасу армяне приготовляют из воловьего мяса, с большою примесью чесноку, и называют суджук, татары – из конины, а колонисты из свинины 139 . Значительную доходную статью также составляют кожи воловьи и шкуры овечьи. 140 Есть в Крыму и буйволы, но не много. Коневодство в Крыму не особенно развито, 141 потому что лошади большею частью употребляются только для езды, а для полевых работ и перевозки тяжестей употребляются волы. Из молока кобылиц приготовляется кумыс: он кисловат и питателен. Больные пьют его, постепенно увеличивая прием от 1 стакана до 6–8 бутылок в день. – Не часто встречаются в Крыму верблюды; ослы – еще реже. 142 Хлебопашеством занимаются многие, но не с особенным успехом, и преимущественно болгары, русские и колонисты в Феодосийском уезде, на Керченском полуострове и в Симферопольском уезде, по берегам Зуи, Бурульчи, Булганака, Карасовки, Бештерека.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

› Нельзя все перечисленное предлагать сразу и вместе. Если, например, яблоки крупного размера, то достаточно их будет 56 плодов с хлебом. Мелких можно принести и 12 . Лук-порей предлагается в количестве 34 головок, но с ним нельзя есть творог и сыворотку, которые вообще лучше хранить для приготовления сыра. › Творог для монахов готовить следует без сычужного фермента, и его количество на трапезе приравнивается к позволенному количеству хлеба. › Сладкая, чистая сычужная сыворотка никогда не выпивается сама по себе. Ее следует разбавлять грутином (grutin «легкая» фракция творожной массы, остающаяся после сцеживания плотной. А. Ш.). › В День Святой Пасхи разрешается есть яйца, сало с мясом дикого оленя или кабана. › При великой скудности и бедности стола дозволено употребление мяса и Великим Постом, но если жизнь монаха не подвергается опасности, то лучше воздержаться. › Если к трапезе не нашлось свежего молока, то можно подать братии по чашке сыворотки или пива. › Готовится на трапезу для всех жидкая овсяная каша. Она подается в общем большом котле, монахи же должны брать из него сами, понемногу, лучше ¼ порции. › Свежее молоко, если нет ничего другого, подается на стол, но ¼ часть воды следует добавлять в каждую порцию. › Селанн нельзя готовить в Четверг, но у монахов на этот день должен быть сделан запас свежего молока, небольшого количества пива и медовых сот. Пиво не следует пить большими глотками, даже если мучает жажда. Большие глотки лишь возбуждают ее. Пейте пиво маленькими глотками из небольших чашек. Богослужебные установления, литургические и молитвенные практики общин кулди, ввиду скудности реальной информации, а не историографических фантазий англиканских исследователей, комментировать сложно и порой возможным не представляется вовсе. Населявшие глухие, дальние земли «слуги Божьи» сталкивались с языческим укладом жизни пиктов, ранее проживавших на островах, и других кельтов, принадлежавших, к тому же различным, как правило, враждующим кланам, были вынуждены выстраивать собственные церковные традиции, впитывая местный колорит, нивелируя культурные и юридические предпочтения дальне-западных островитян. Христианские центры Европы располагались от них очень далеко, так что кулди обходились без всяческой редакции своих практик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почём поститься в кризис? (+ИНФОГРАФИКА) «Постная корзина» и советы по ее удешевлению 24 февраля, 2015 «Постная корзина» и советы по ее удешевлению Каждый год Великим постом встает вопрос: как накормить семью, чтобы было сытно, разнообразно и не очень дорого? В нынешнем же, кризисном, году с его ростом цен, последняя часть вопроса звучит еще более актуально. Во сколько обойдётся постная продуктовая корзина средней семье из четырёх человек? Мы решили выяснить и поговорили с опытными домохозяйками, а также сверили цены в московских супермаркетах разных сегментов. Картошка – всему голова Вера, жена священника, двое детей: В пост рацион меняется, но не очень сильно. У нас дети, они не могут выдерживать строгий пост, поэтому у нас нет периода «когда ничего нельзя». На первое варим борщ, как всегда (я борщ на мясном бульоне никогда не варю), а старшему ребенку рыбный суп, потому что он овощные супы есть не может. На второе макароны, картошку, овощи консервированные. Детям я даю молочное и на первой седмице поста. Непостные лакомства, конфеты стараемся не разрешать. Вообще, у меня дети в пост только мяса не едят и в сладостях ограничены, все остальное как обычно. Основа питания в пост – картошка. Драники, пюре, жареная – все ее любят. Сколько картошки в неделю уходит, точно не знаю, но предполагаю, что около 5 килограмм. Кальмаров и мидий часто покупаем, у нас недалеко от дома есть социальный дешевый магазин, где свежая рыба и морепродукты, ездим туда специально. По деньгам выходит так же, как и вне поста, потому что есть определенная сумма, которую мы можем потратить на еду – ее и тратим, вне зависимости есть пост или нет. Если бы денег было больше, то мне кажется, что постный стол обходился бы дороже. Хотя мы не покупаем мяса и меньше покупаем молока и сыра, все равно деньги уходят на «банки» (овощные консервы, фасоль, овощная икра). Покупаем иногда на рынке соленые огурцы, капусту, сухофрукты, мед, орехи – все это недешевое. Лакомства покупаем постные, типа зефира и мармелада, у нас продается недорогой зефир на развес, сушки, сухари, пряники. Но если кто-то угощает непостными конфетами или бабушка с тортиком приезжает, то едим непостное. Печем постную коврижку.

http://pravmir.ru/pochyom-postitsya-v-kr...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Екатерина Соловьева 25.12.2013 18.04.2023 ( 14  голосов:  3.8 из  5) Диетологи и нутрициологи любят говорить о том, что человек — это то, что он ест. Верующие люди мыслят несколько шире. Однако святоотеческий опыт нам показывает, что продукты питания действительно оказывают влияние на состояние нашей души. В последнее время мы все больше слышим через средства массовой информации о чудесах генной инженерии, а именно о генномодифицированных продуктах питания.  Известно, что трансгенные организмы впервые были получены в Соединенных Штатах Америки в 70х годах прошлого века.  Ученые из США обнаружили, что в структуру ДНК одного организма можно пересадить ген другого. Например, в клубнику и помидор был пересажен ген северной рыбы. Для чего это нужно? Для того, чтобы продукты начинали обладать такими свойствами, которые изначально у них отсутствовали. Итак, пересаженный в клубнику и помидор ген рыбы дал им свойство быть морозоустойчивыми. К кукурузе, одаренной геном яда змеи, не прикасался вредитель. С использованием генных технологий получают растения, устойчивые к морозам, засухе, вредным микроорганизмам и грызунам. Трансгенные растения приносят богатый урожай, их плоды красивые, долго не портятся. Выращивание таких растений становится очень выгодным для производителя. Все было бы замечательно, но… мы слышим о вреде генномодифицированной продукции . Некогда считалось, что трансгенная еда безопасна. Но почему-то в Америке, откуда пошло производство генноизмененных продуктов, идет борьба с производством таких растений. По неподтвержденным данным, крысы, питающиеся трансгенным кормом заболели множественными раковыми опухолями. По предположению ученых, это связано с применением ГМО в питании животных. Споры о вреде и безопасности трансгенных продуктов продолжаются. Посмотрим, в каких продуктах искать опасность для нашего организма. 1) Соя. Некоторые нутрициологи утверждают, что сои нормальной уже не осталось, она вся трансгенная. По статистике 90% сои, импортируемой в нашу страну, относится к ГМО. Сейчас на прилавках супермаркетов появляется все больше соевого мяса, сыра, творога, соевых йогуртов и молока. При приготовлении мясоколбасных изделий многие заводы использую трансгенную сою.

http://azbyka.ru/zdorovie/ostorozhno-gmo

Они стали есть от пшеницы ее, сначала вероятно из старых запасов пшеницы, ибо об употреблении в пищу хлеба нового урожая упоминается далее отдельно: и новая. Хлеб старого урожая Евреи, по праву завоевателей, могли брать из полевых складов Иерихонского поля, или равнины. С тем вместе им открылась возможность исполнить закон о празднике опресноков. Этот праздник начинался наутрие Пасхи, т.е. 15-го дня первого месяца и продолжался семь дней, в продолжение которых строжайше запрещено вкушать кислые хлебы ( Лев. 23:6 ; Втор. 16:3–4 ). На другой день, т.е. 16-го дня, но закону надлежало приносить в скинию для освящения начатки новой жатвы ( Лев. 23:11 ), то есть снопы из первых колосьев, от чего месяц весенней жатвы назывался авив, т.е. месяц колосьев. До этого дня не позволено было употреблять в пищу новая, т.е. хлеб нового урожая, но с этого дня можно было есть новый хлеб в виде опресноков, также сушеных или сырых зерен (14), до истечения семи дней опресночных, а по истечении семи дней – в виде всякого печенья. Согласно с таким законом и поступили, конечно, Израильтяне, когда, совершив пасху, ядоша новая. Во все время странствования в Аравийских степях Евреи питаемы были чудесною пищею – манною. Она падала с неба ежедневно каждое утро за исключением субботы, накануне которой она собираема была в таком количестве, чтобы ее достало в пищу на два дня – на пятницу и субботу – день покоя от телесных трудов. Манна заменяла для Евреев хлеб, которого в пустыне нельзя было достать, но она, конечно, не исключала употребления в пищу мяса и молока, потому что Евреи как и в Египте, продолжали во время странствования заниматься скотоводством. В питании Евреев манною нельзя не видеть особенного попечения Божия об удалении их от общения с язычниками. Как народ способный и склонный к торговле и промышленности, Евреи, странствуя в пустыне, могли бы заняться сбытом скота, кожи, сыра и на выручаемые деньги покупать себе хлеб. Но так как неизбежные в этом случае сношения с язычниками могли быть не безопасны в религиозном отношении для незрелых в этом отношении Евреев, то Господь устроил, что для них не было необходимости входить в общение с язычниками; питавшиеся манною не имели нужды в хлебе и в торговых предприятиях для приобретения его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, –именно: в солнце, Вулкана и луну; об остальных богах они не знают и по слуху. Вся жизнь их проходит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохраняют целомудрие, тем больше им славы у своих: по их мнению, это увеличивает рост и укрепляет мускульную силу; знать до двадцатилетнего возраста, что такое женщина, они считают величайшим позором. Однако это и не скрывается, так как оба пола вместе купаются в реках и одеваются в шкуры или небольшие меха, которые оставляют значительную часть тела голой.   Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса. Ни у кого из них нет определенных земельных участков и вообще земельной собственности; но власти и князья каждый год наделяют землей, насколько и где найдут нужным, роды и объединившиеся союзы родственников, а через год заставляют их переходить на другое место. Этот порядок они объясняют разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений; чтобы люди не слишком основательно строились из боязни холодов и жары; чтобы не нарождалась у них жадность к деньгам, благодаря которой возникают партии и раздоры; наконец, это лучшее средство управлять народом путем укрепления в нем довольства, раз каждый видит, что в имущественном отношении он не уступает людям самым сильным. Чем более опустошает известная община соседние земли и чем обширнее пустыни, ее окружающие, тем больше для нее славы. Истинная доблесть в глазах германцев в том и состоит, чтобы соседи, изгнанные из своих земель, уходили дальше и чтобы никто не осмеливался селиться поблизости от них; вместе с тем они полагают, что они будут находиться в большей безопасности, если будут устранять повод для страха перед неожиданными набегами. Когда община ведет оборонительную или наступательную войну, она выбирает для руководства ею особую власть с правом жизни и смерти. В мирное же время у них нет общей для всего племени власти, но старейшины областей и пагов творят суд среди своих и улаживают их споры. Разбои вне пределов собственной страны у них не считаются позорными, и они даже хвалят их как лучшее средство для упражнения молодежи и для устранения праздности».

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

§ 31. Не одни искусства, но и самые игры младенчествующего возраста под влиянием христианских детоводителей были направляемы и оживляемы духом христианского благочестия. ВКсамых играх дети делали то, что видели в церкви, «правом отроческим подражающе священным служителям Божиим и подобящися им». Иные дети в самом отрочестве, не показывая в себе ничего отроческого, отличались благонравием старческим, ненавидели и оставляли игры, свойственные неразумному возрасту, употребляя «остававшееся от учения время не на игры детские, но на чтение Богодухновенных книг и молитву в церкви». Глава IV. Способ действования воспитателей относительно тела и внешнего состояния детей § 32. Область сердечных чувствований и движений простирается не на душевные только силы, но и на потребности, во-первых, тела и, во-вторых, внешней жизни. Поэтому древнее детоводительство, имевшее целью насаждение страха Божия в детском сердце, обнимало в то же время и телесную и внешнюю сторону детской жизни. I. Относительно тела В первом отношении воспитатели старались исключительно о том, чтобы образовать детское тело в достойное орудие духа, посвящаемого ими Иисусу Христу. Поэтому и детей приучали смотреть на тело, как на временное орудие духа, подчинять тело господству духа, оставлять на долю тела только удовлетворение его существенных потребностей, необходимых для поддержания и продолжения телесного существования, и соблюдать строгую умеренность и простоту в пище, питии, сне, одежде и вообще внешнем поведении. § 33. Относительно пищи и пития, — предохраняли детей от сластолюбия, лакомства, роскоши и неумеренности, предлагая им пищу, легкую для желудка, простую, безыскусственную, не многосоставную, полезную для укрепления телесных сил, вообще более удовлетворяющую потребности поддержания жизни и здоровья, нежели прихотливому вкусу, и безвредную для благочестивой деятельности духа. Приучаемые к умеренности и воздержанию дети не скучали скудным столом и довольствовались овощами, рыбой, водой, воздерживаясь от мяса и даже молока, сыра, яиц, яблок и других садовых плодов, которые более всего нравятся детям.

http://azbyka.ru/deti/prakticheskoe-vosp...

Мы знаем, что созданы из земли. Как бы ни были хороши и красивы наши тела, на самом деле это не что иное, как земля, прах. Не потому, что так положено думать, а потому, что мы созданы из нее естественным образом. Все, что мы едим, тоже земля: и вкусная колбаса, и хороший сыр произошли из земли. В почву падает зернышко, и вырастает колос, а то и целое дерево. Откуда взялось все это? Из земли. Зернышко — лишь дрожжи, преобразующие почву, прах, землю в растение; растением питается животное, корова, а у нее в утробе растет зародыш, со временем превращаясь в здоровенного быка. И трава — переработанная земля, и корова — переработанная земля, и молоко, которое корова нагуливает, поедая траву, тоже, и колбаса… Итак, мы естественным образом состоим из земли, не надо заблуждаться на свой счет, и эта земля, этот прах отходит в место, откуда произошел. В более поздние эпохи у человека появится образ груди земли, молока земли, которым питается все живое, и богиня смерти, земли, погребения и возрождения будет изображаться с подчеркнутой грудью, которой она как бы кормит умершего. Можно сказать, что все мы в том или ином виде питаемся молоком земли, а потом, после смерти, входим в ее утробу. Могила — не что иное, как утроба земли. Мать сыра земля называем мы землю. Мы из нее рождены и в нее входим. И когда древний человек копал — не без труда, поверьте, у него не было не только экскаватора, но даже лопаты — для своего умершего родича гробовую яму, он подразумевал именно этот образ: возвращение в утробу матери–земли. Рядом с юношей–неандертальцем в могиле лежали обожженные кости животного: пока не истлели, они были жареными кусками мяса. Под протянутую левую руку (одна рука лежала под головой, другая вытянута) было положено рубило, которым пользовались в работе неандертальцы. Неужели древние люди верили, что, оказавшись в могиле, мертвый, потирая руки, скажет: «Ну, теперь я наконец спокойно поем!»? Конечно же нет. Они прекрасно знали, что мертвые не едят, не пьют и не работают рубилом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010