48. Приготовительные недели к Великому посту и особенности Богослужения в эти недели Святая церковь приготовляет верующих к Великому посту за три недели до его начала. Эти недели называются приготовительными неделями. Первая приготовительная неделя называется неделею Мытаря и Фарисея, вторая – Блудного сына, третья – Мясопустною или «о страшном суде». Первые две недели называются так потому, что в воскресенья на этих неделях читаются Евангелия о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Третья неделя называется «мясопустною» потому, что в это воскресенье оканчивается вкушение мяса, а дозволяется есть только сыр и яйца. В продолжение этих приготовительных недель св. церковь евангельскими чтениями научает нас смиренной молитве и внушает нам необходимость сознания своей греховности перед Богом. После этих приготовительных недель последняя неделя перед Великим постом называется неделею «сыропустною», потому что в это воскресенье прекращается вкушение сыра, масла, молока и яиц. Богослужебные особенности этих приготовительных недель состоят в том, что во все воскресные дни, начиная с недели мытаря и фарисея, до Вербного воскресенья на всенощной после чтения Евангелия поются три особые покаянные песнопения, начинающиеся словами: 1) Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче... 23 2) На спасения стези настави мя Богородице... 24 , 3) Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный трепещу страшного дне судного ... 25 На всенощной в неделю блудного сына кроме этих песнопений поется 136 псалом: На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом ... 26 . В этом псалме описаны страдания иудейского народа в плену Вавилонском и скорбь о разрушении храма Иерусалимского. Этот псалом поется для того, чтобы возбудить в нас чувство раскаяния перед Богом. На сыропустной седмице (на масляной неделе) в среду и в пятницу вместо литургии совершаются великопостные часы, и произносится молитва Святого Ефрема Сирина . Для беседы с учащимися: Какие недели называются приготовительными? Какие богослужебные особенности этих недель? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Вот потому-то и великий святитель нашей Российской Церкви св. Тихон Задонский прямо говорит, что один телесный пост без поста духовного «ничтоже есть»,  то есть не имеет никакого значения. Уже отсюда можно видеть, насколько неосновательно ходячее мнение, будто Церковь видит весь смысл поста в неядении мяса, сыра, молока, масла, яиц, и этим пост якобы ограничивается. Телесный пост, для тех, кто может выдержать его во всей строгости, чрезвычайно важен, полезен и нужен, но только как мощное  подсобное средство для главного – поста духовного.  Ибо цель поста – обуздание плоти,  в которой коренится грех, а кроме того – смиренное подчинение себя Церкви,  послушание ей. Наша жизненная задача – искоренение греховных страстей: сластолюбия, корыстолюбия и гордости, от коих происходят и все другие многочисленные страсти, обуревающие падкого на грех человека и служащие причиною зла в мире и неисчислимых бедствий для человека, делающих еще здесь на земле жизнь его преддверием ада, и в конечном результате приводящих его к смерти телесной, которая является возмездием за грех ( Римл. 6, 23 ), а затем – и к еще более страшной – смерти духовной. «Мудрование бо плотское смерть есть»,  учит нас Слово Божие,  «а мудрование духовное живот и мир. Зане мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может. Сущии же во плоти Богу угодити не могут»   ( Римл. 8, 6–8 ). Вот для того, чтобы смирить и обуздать слишком крепкую и здоровую плоть, которая способна угнетать и порабощать себе дух, и назначается пост телесный, но сущность поста не в нем, а в посте духовном – обуздании и искоренении греховных страстей. Об этом ясно поет Церковь в своих глубоко-назидательных песнопениях первой седмицы Великого поста. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне...» Как же это  " духовне»? А вот как: «разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищыя безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира на вечерни в среду).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Так вот, чтобы мы не стали недуговать безразсудной надеждой на безусловную безграничность Божия милосердия и не стали бы с полным пренебрежением относиться к делу своего спасения, в следующий (третий по порядку) воскресный день св. Церковь поражает нашу душу ярким потрясающим зрелищем, образно живописуя перед нашими мысленными очами грозную картину последнего  Страшного Суда Божия над всем человеческим родом. Эта потрясающая душу картина убеждает нас в том, что Господь не только безконечно милосерд, но и  безконечно правосуден,  что в Нем, таинственным и непостижимым для нашего ума образом,  «милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася»   ( Пс. 84, 11 ). Учение о неизбежном для всех загробном воздаянии – о вечном блаженстве праведников и вечных мучениях грешников – проходит красной нитью через все Священное Писание, и избежать праведного суда Божия может только тот, кто еще в этой жизни успел заблаговременно от всего сердца покаяться, то есть обновить свою греховную природу духовным возрождением. С этого воскресного дня, по уставам Церкви, прекращается ядение мяса, почему эта неделя Страшного Суда называется  Неделей Мясопустной.  После этой недели разрешается только вкушение сыра, молока, масла и яиц, отчего вся последующая седмица и называется  " сырной»,  или, в просторечии, – «масляницей». Пред неделей Страшного Суда, в «субботу Мясопустную», св. Церковь призывает нас помолиться «о всех от века усопших православных христианах». Это моление находится в тесной связи с воспоминанием Страшного Суда. Помышляя о своих грехах, за которые мы должны будем дать ответ Богу на Страшном Суде, мы по естественному чувству христианской любви к своим родным, близким и всем вообще православным христианам, нашим братиям во Христе, не можем не обратиться мыслью и к их загробной участи, желая облегчить ее, чтобы и им купно с нами избежать праведного осуждения Божия на Страшном Суде. В эту субботу св. Церковь призывает нас молиться особенно о тех, которые, как говорит поучение на этот день, «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша», то есть о тех людях, которые, по каким-либо трагическим обстоятельствам их смерти, лишены были христианского погребения, или за кого некому было молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Но важно знать и помнить то, что истинный пост и не состоит только в одном телесном воздержании. Грубое заблуждение думать, будто сущность поста заключается лишь в не вкушении скоромной пищи. Церковь не только никогда так не учила, а учила всегда и учит прямо-противоположному, именно, что с телесным постом непременно должен быть соединен пост духовный, и он то, этот пост духовный и заключает в себе самую сущность поста — то именно, для чего и установлен Церковью пост.     «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишася, николиже ядущим»  (на стиховне, стихира среды сырной), то есть: «если ты воздерживаешься от пищи, а от страстей не очищаешься, то ты напрасно радуешься неядению: если твой пост не послужит тебе к исправлению твоей жизни, то в очах Божиих ты явишься обманщиком-лицемером и уподобишься злым демонам, которые никогда не едят».    Вот потому-то и великий святитель нашей Российской Церкви св. Тихон Задонский прямо говорит, чтоодин телесный пост без поста духовного «ничтоже есть», то есть не имеет никакого значения.    Уже отсюда можно видеть, насколько неосновательно ходячее мнение, будто Церковь видит весь смысл поста в неядении мяса, сыра, молока, масла, яиц, и этим пост якобы ограничивается.    Телесный пост, для тех, кто может выдержать его во всей строгости, чрезвычайно важен, полезен и нужен, но только как мощное подсобное средство для главного — поста духовного. Ибо цель поста — обуздание плоти, в которой коренится грех, а кроме того — смиренное подчинение себя Церкви, послушание ей. Наша жизненная задача — искоренение греховных страстей: сластолюбия, корыстолюбия и гордости, от коих происходят и все другие многочисленные страсти, обуревающие падкого на грех человека и служащие причиною зла в мipe и неисчислимых бедствий для человека, делающих еще здесь на земле жизнь его преддверием ада, и в конечном результате приводящих его к смерти телесной, которая является возмездием за грех (Римл. 6:23), а затем — и к еще более страшной — смерти духовной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Все спрашивают меня о состоянии моего здоровья. Несомненное улучшение все время идет, но только очень медленно, так что невольно вспоминается старая русская поговорка: «здоровье уходит пудами, а возвращается золотниками». Постепенно оживают все новые и новые мускулы на парализованных руке и ноге, и они начинают двигаться лучше и увереннее, хотя полного выздоровления еще нет. Приходится ежедневно делать очень утомительную терапию, но плоды ее все время на лицо: легче ходить, легче двигать рукою и пальцами, хотя по-настоящему рука мне еще не служит. А так как все — в воле Божией, то прошу всех усерднее молиться за меня. Пост, благоугодный Господеви.     «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления — сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (Стихира в понедельник первой седмицы Великого поста).    Наступает Великий пост. Многие в наше время подобно евангельскому блудному сыну, ушедшему из отеческого дома, живя «на стране далече», вдали от Церкви и ее спасительных уставов, совсем утратили правильное понятие о посте и не зная его смысла и значения, имеют превратное о нем представление.    Мы не говорим уже об открытых безбожниках и богоборцах, вроде тех, которые поработили нашу несчастную Родину, некогда славившуюся на весь мир необыкновенно строгим соблюдением церковных постов, от царя до простолюдина, — в наше время многие даже из считающих себя верующими христианами совершенно игнорируют посты, не видя и не понимая пользы от них, причем нередко повторяют то же, что говорят о постах явные безбожники и таким образом солидаризуются с ними в их нападках на спасительные установления нашей святой веры и Церкви.    Грубо кощунствуя, безбожники, например, говорят: «Не все ли равно Богу, что я буду есть? Почему Богу не хочется, чтобы я покушал мясца?»    А другие, даже из числа верующих, искренно думают, что сущность поста только в том и заключается, чтобы не есть постом скоромной пищи, то есть: мяса, молока, сыра, яиц, и этим телесным воздержанием лишь и ограничиваются. И мало-мало кто в наше время знает подлинное учение о посте нашей Церкви, идущее из глубины веков, с самых апостольских времен, и прекрасно, исчерпывающе раскрытое в дивных и выразительных песнопениях первой седмицы Великого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Суд по сему делу происходил в Патриаршем синоде, который на основании собственного сознания обвиняемого и определил ему соответствовавшие его преступлениям епитимии по церковному обычаю ( νηρτϑη τ κατ ατν ες τν ερν κα ϑεαν συνδον καντεϑεν, κα δϑησαν ατ, κατα τν τς κκλησας συνϑειαν πιτμια νλογα τος τοιατοις ατο πτασμασι). Сущность сих епитимий состояла в следующем: стоять вне церкви и просить прощения у всех входящих в церковь и выходящих из оной, по окончании богослужения входить в церковь и прикладываться к святым иконам, не вкушать совершенно мяса, сыра, молока и яиц, класть каждый день по сто поклонов, кроме субботы и воскресенья и других господских праздников, в которые говорить с сокрушением сердца «Господи помилуй» 100 раз, стараться жить целомудренно, подавать милостыню по возможности. Если будет исполнять точно сию епитимию, то через три года она может быть смягчена по церковному определению; к причащению же Святых Таин он не должен быть допущен до конца жизни, исключая болезни, угрожающей смертью (ноября 1338. Act. Patriarckatus Const. 1, 180, 181.). Таковы представляемые историею древней и поздней Греческой церкви свидетельства о судебной деятельности Церкви в делах, влекущих за собою церковную епитимию. 5) Согласно с Греческою церковью действовала и Русская церковь , за открытые и явные преступления налагая церковные епитимии по формальному церковному суду. Вот некоторые примеры подобной практики Русской церкви. В 1575 году для рассуждения о 4-м браке Царя Иоанна Васильевича был в Москве собор из 10-ти архиереев, 13-ти архимандритов и игуменов и других духовных лиц. В заседании собора, бывшем в Московском Успенском соборе, предложено было вниманию собора прежде «избрание от правил святых Апостол и святых Вселенских седми соборов,» – именно правила Неокессарийского собора 3, Василия Великого 4 и 80, правила из Номоканона, и сообразно с сими правилами собором положена заповедь Царю – в церковь не входити до Пасхи, а на Пасху войти, и в том его по благословению и прощению собора разрешити духовнику его, и к доре ему меньшей идти и пасху ему вкушати: тот ему день дан на разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Помянник смотри Диптих. Понамарь – слово, образовавшееся из парамонарий – находящийся при ком-нибудь для услужения, от греческого – нахожусь при ком ни будь. Так называется церковнослужитель, прислуживающий священнику в алтаре и проч. (смотри Параэкклисиарх.) Понамарские двери – северные двери, ведущие в алтарь, называются так потому, что в этой стороне алтаря находятся угли, вода, ладан и проч. свящ. церк. вещи, находившиеся под ведением понамаря. Поручи–это небольшие нарукавники, украшенные крестами. „На руках нарукавницы, пишет Симеон Солунский , образуют узы Спасителя, которыми он был связан, когда вели Его к Пилату.“– (Нов. Скр. ч. II. гл. VI, § 11.) Поручи надевают кроме диакона и иерей и епископы. Посвящение. Церкви или молитвенные храмы одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы или одного из лиц Св. Троицы, другие во имя Пресвятой Богородицы, а некоторые во имя Свят. Ангелов, Апостолов или одного из святых иерархов, мучеников, святого или святой. Посему и храмы носят имена тех Святых, которым они посвящены, говорит Преосвященный Вениамин. Послание-ия. – Так называются писания святых апостолов, написанные в форме писем или посланий, именно: одно апостола Иакова, два апостола Петра, три апостола Иоанна, одно апостола Иуды и 14 посланий святого апостола Павла. Последование есть то самое моление, порядок совершения которого избирает из устава и предлагает чин. (Нов. Скр. ч. II. гл. I, § I.) Пострижение власов новокрещенного, по объяснению Симеона Солунского , совершается частию в знамение того, что он (новокрещенный) имеет главою своею Христа и что он должен молиться с непокровенною главою, а больше потому, что чрез сие (пострижение) как бы возлагается некоторая печать на новокрещенного, почему и постригает его священник крестообразно, дабы он отверг всякий лишний помысел. Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу, как начаток и жертва человеческого тела. Посты – это более или менее продолжительное время, в которое, по установлению святой Церкви христиане не должны вкушать не только мяса, масла, молока, сыра и яиц, – но и всякую другую пищу употреблять в количестве и во время, определенное уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Воздержание Примеры добродетели воздержания 1 . Однажды к св. Макарию Александрийскому присланы были прекрасные, свежие ягоды. Желая воздержанием победить свою прихоть, он отослал ягоды к другому иноку, желавшему этих ягод. Тот с радостью получил ягоды, но в свою очередь отослал их к слабейшему брату. Но и тот не вкусил их. Ягоды переходили от одного инока к другому и опять попали в руки св. Макария. Подвижник удивился такому воздержанию братии и возблагодарил Бога. 2 . Слышав о некоторых иноках, что они во всю великую четыредесятницу не вкушают ни вареной, ни печеной пищи, св. Макарий Александрийский тоже не вкушал такой пищи. Он только ел семена, моченые в воде. В таком воздержании он прожил семь лет («Четьи-Минеи», 19 января). 3 . Услыхав об одном иноке, что он ел в день только один фунт хлеба, св. Макарий раздробил хлеб на малые части, вложил их в узкий сосуд и решил столько хлеба есть в день, сколько рука вынет в один раз из горлышка («Четьи-Минеи», 19 января). 4 . Еще в детстве своем св. Лука Элладский проявлял любовь к воздержанию. Он не ел не только мяса, но также сыра, молока и яиц, и воздерживался от садовых плодов. Он питался только хлебом, водою и овощами, а в среду и пятницу постился до захождения солнца. Нередко, выходя из дома, взятую с собою пищу он раздавал бедным, и сам оставался голодным («Четьи-Минеи», 7 февраля). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И приступль к Нему искуситель, рече: аще Сын еси Божий, рцы, яко да камение сие хлебы будут. Слышал этот разбойник голос с неба: сей есть Сын Мой: но вот видит, что он взалкал, и недоумевает, как может алкать Сын Божий. Почему, желая удостовериться, искушает Его. Словами: аще Сын еси Божий, он льстит Ему, надеясь тем что-нибудь выкрасть у Него. Вопрос: но что за грех было претворить камни в хлебы? Ответ: знай, что послушаться диавола, в чем бы то ни было, грех. Притом диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но камни сии, желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба. Посему Христос и не послушал его. Он же отвещав рече: писано есть: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем изо уст Божиих. Это свидетельство заимствовано из ветхого завета. Именно так говорит Моисей. И евреи питались манною, не как обыкновенным хлебом: поелику она, по слову Господню, удовлетворяла всякой нужде их и заменяла все, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли хотел иудей, яйца ли, сыра ли, молока ли, мяса ли, манна удовлетворяла всякому требованию вкуса его. Тогда поят Его диавол во святый град, и постави Его на криле церковнем. Это была боковая, выдавшаяся часть храма, представлявшаяся крылом. И глагола Ему: аще Сын еси Божий, верзися низу, писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. Словами: аще Сын еси Божий хочет возбудить тщеславие. Я не верю голосу с неба, как бы так он говорит, покажи мне, Сын ли Ты Божий. Проклятый! Неужели потому, что Он Сын Божий, Ему должно было броситься вниз? твоей жестокости свойственно низвергнуть беснующихся, а Богу - спасать. А то, что написано: на руках возмут тя, написано не о Христе, но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, как Бог, не нуждается в ней. Рече же ему Иисус, паки написано есть: не искусиши Господа Бога твоего. Христос кротко отражает его, научая и нас побеждать демонов кротостью и смирением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни на этих неделях Евангелиям, каждая из этих недель имеет особое название. Первая из них называется — неделею о мытаре и фарисее; вторая — неделею о блудном сыне; третья — о страшном суде, а также — мясопустною, — потому что этою неделею оканчивается мясоястие. Накануне, в субботу, совершается поминовение всех умерших «праотцев, отцев и братий наших», почему и суббота эта называется «родительскою». Последняя приготовительная неделя называется сырною или масляною, потому что в течение этой недели, по уставу церковному, употребление мясной пищи воспрещается, а дозволяется только употребление сыра, молока, масла и яиц. Неделя о мытаре и фарисее Так называется эта неделя потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее ( Лк.18:10-14 ). ( Лк.18:10-14 , по русскому переводу) Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. — Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо: но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! — Сказываю вам, что сей (т. е. мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста, после песни: «Воскресение Христово видевше», поются покаянные тропари. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010