Так вот, чтобы мы не стали недуговать безразсудной надеждой на безусловную безграничность Божия милосердия и не стали бы с полным пренебрежением относиться к делу своего спасения, в следующий (третий по порядку) воскресный день св. Церковь поражает нашу душу ярким потрясающим зрелищем, образно живописуя перед нашими мысленными очами грозную картину последнего Страшного СудаБожия над всем человеческим родом. Эта потрясающая душу картина убеждает нас в том, что Господь не только безконечно милосерд, но и безконечно правосуден, что в Нем, таинственным и непостижимым для нашего ума образом, «милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася»  (Пс. 84:11). Учение о неизбежном для всех загробном воздаянии — о вечном блаженстве праведников и вечных мучениях грешников — проходит красной нитью через все Священное Писание, и избежать праведного суда Божия может только тот, кто еще в этой жизни успел заблаговременно от всего сердца покаяться, то есть обновить свою греховную природу духовным возрождением. С этого воскресного дня, по уставам Церкви, прекращается ядение мяса, почему эта неделя Страшного Суда называется Неделей Мясопустной. После этой недели разрешается только вкушение сыра, молока, масла и яиц, отчего вся последующая седмица и называется «сырной», или, в просторечии, — «масляницей».    Пред неделей Страшного Суда, в «субботу Мясопустную», св. Церковь призывает нас помолиться «о всех от века усопших православных христианах». Это моление находится в тесной связи с воспоминанием Страшного Суда. Помышляя о своих грехах, за которые мы должны будем дать ответ Богу на Страшном Суде, мы по естественному чувству христианской любви к своим родным, близким и всем вообще православным христианам, нашим братиям во Христе, не можем не обратиться мыслью и к их загробной участи, желая облегчить ее, чтобы и им купно с нами избежать праведного осуждения Божия на Страшном Суде. В эту субботу св. Церковь призывает нас молиться особенно о тех, которые, как говорит поучение на этот день, «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша», то есть о тех людях, которые, по каким-либо трагическим обстоятельствам их смерти, лишены были христианского погребения, или за кого некому было молиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Вот попечительная мать наша св. Церковь и предлагает нам необходимый курс лечения — Великий пост, как своего рода «духовную санаторию». И всякий, кто проходит этот курс лечения, добросовестно исполняя предписания Церкви и советы своих духовных врачей, не может не почувствовать сколь великую пользу и облегчение он приносит — вплоть до полного выздоровления.    Через непослушание и невоздержание в лице наших прародителей мы пали и лишились райского блаженства — через добровольно принимаемый на себя подвиг послушания и воздержания, с отвержением своей гордыни и самолюбия, мы можем снова возстать и возвратить себе утраченное райское блаженство.    Надо только помнить, что истинный пост, как учит Церковь, состоит не только в одном телесном воздержании от известных родов пищи, как мяса, молока, сыра и яиц, но и в воздержании от всякаго зла, — что истинный и разумный пост есть двоякий: телесный и духовный.     «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне,» поет Церковь, причем один телесный пост без духовного не имеет никакой цены: «ничтоже есть», по выражению нашего великого российского святителя Тихона Задонского, но и духовный пост без телесного не может быть успешным. Телесное воздержание необходимо для того, чтобы ослабить слишком сильную плоть, освободить дух от власти плоти, ибо, по учению Слова Божия, — а каждый сам может проверить это на собственном опыте, — плоть всегда желает противного духу. «Мудрование плотское есть смерть,» говорит св. Апостол Павел, «оно есть вражда на Бога, закону бо Божию не покаряется»  (Рим. 8:6—7).    Поэтому, чтобы поститься «постом приятным, благоугодным Господеви» и достичь должного успеха в этом пощении, необходимо разумно сочетать пост духовный с постом телесным, памятуя что, как человек состоит из души и тела, так и совершенный пост должен быть двоякий: духовный и телесный.    В чем же состоит пост духовный?    Это ясно выражено в церковной стихире, которая поется в первый же день Великого поста на вечерне:     «Истинный пост есть злых отчуждение,» то есть: отчуждение себя от всякаго зла, «воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Пост прежде Рождества Христова, обычно называемый Филипповым, потому что начинается со дня празднования памяти апостола Филиппа, установлен весьма законно и благопотребно как для того, чтобы достойным образом встретить Христа, хотящего придти в мир чрез Свое Рождество,- о том Святая Церковь поет: Христос с небес, срящите, т.е. встречайте Его духовным сретением с горящими светильниками добродетелей и лощении,- так и для того, чтобы предстать пред Ним непостыдным во Второе пришествие Его, когда восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фее. 4, 17). Так богомудрствуют святые отцы, преподобные Савва Освященный и Иоанн Дамаскин, блаженный Симеон Фессалонитский и многие другие. Церковь Христова, Матерь наша, наставляемая Богом по данной ей от Христа власти, все это установила премудро и неизменно. И если кто не будет слушать ее голоса, тому вменится таковое непослушание, как язычнику и мытарю, по неложному слову Христову. 3. О качестве пищи, необходимой для постящихся Противники Святой Церкви говорят, что пост вообще состоит только в умеренном употреблении пищи. Можно, возражают они, соблюсти пост, употребляя в пищу мясо, масло, сыр, молоко и яйца, особенно когда это будет употребляемо не с пресыщением, а с воздержанием. Из сего видно, что пост наших противников основывается на одном только количестве пищи, т.е. на умеренном ее употреблении, а не на качестве, не на воздержании от некоторых вкусных яств, подобных перечисленным выше. В отличие от них, противников, наша Православная Церковь всецело сохраняет все три состава поста: время, количество и качество. Время - чтобы не скоро употреблять пищу; количество - чтобы немного вкушать пищи; качество - чтобы не всякую снедь употреблять без разбора, особенно же воздерживаться от мяса, масла, сыра, молока и яиц. В отношении качества, являющегося здесь предметом нашего рассмотрения. Святая Церковь установила следующее определение: тем, которые проводят пост благочестиво, по уставу Церкви, всячески должно соблюдать и качество, т.е. воздерживаться от некоторых снедей, не как от скверных, но как посту не приличных и запрещенных Церковью. К таковым, кроме перечисленных выше, относится иногда и рыба, смотря по различию и важности святых постов.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Другим уклонением от церковного чиноположения в России во времена Максима было несоблюдение постов в определённые Церковью времена. Хотя в России раньше ещё сделаны были постановления относительно пощения в среду и пяток 61 ; но постановления эти, как видно, исполняемы были не всеми: народ не знал, в каких случаях пост среды и пятка отменяется, и в каких нет. Видно также, что в это время иные не только не постились в петровский, успенский и филиппов посты, но и не знали, когда они бывают и сколько времени продолжаются. Поэтому митрополит Максим, обращаясь к своей пастве, писал: «Ведомо да будет вам, чада моя, что святая Церковь не разрешила нам вкушать мяса, молока и сыра во всякую среду и пятницу». После этого святитель показывает время и продолжительность постов, а также недели, в которые, и праздники, ради которых разрешается мясоястие в среды и пятницы. Он говорит: «в петровский пост, равно как и в успенский, от 1 до 15 августа, а также и в сорокодневный филиппов пред рождеством Христовым предписывается строгое пощение. В святую неделю до Фоминой, в неделю по пятидесятнице или Святого Духа, от рождества Христова до дня Василия Великого и в неделю предмясопустную мясоястие разрешается в среды и пятницы. Пост среды разрешается для преполовения; позволяется также вкушать мясо в рождество Христово и богоявление, когда праздники эти случатся в среду или пятницу. В праздники же Петра и Павла, успения пресвятой Богородицы и в праздник апостола Филиппа, если они случатся в среду или пятницу, нарушать пост не дозволяется, но предписывается употреблять только рыбу. Напротив, во весь успенский пост и накануне рождества Христова и богоявления, если они случатся в субботу или воскресенье, после литургии Златоуста, а если в другие дни, после литургии Василия великого , позволяется вкушать только хлеб и вино. В остальные среды и пятницы года, какие бы праздники ни совпадали с ними, пост не нарушается». Такое подробное обозначение постных дней объясняется только тем, что во времена митрополита Максима иные не знали церковных определений относительно постов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Др. вариант совершения вигилии П. этого периода представлен в OR 23 и 24. Пасхальное бдение в субботу начинается в 7-м часу (13 ч. по совр. счету времени) процессией с литанией, далее следует обряд, связанный со светом (благословение 2 больших свечей или факелов через возложение рук, но без к.-л. варианта Exsultet), к-рый получает крещальное истолкование; по окончании Крещения (отмечено, что папа крестит 4 или 5 детей, остальных крестят пресвитеры) и Конфирмации снова совершается литания, и вся церковь освещается множеством свечей. В последующей традиции появились смешанные варианты этих чинов, согласно к-рым могла зажигаться не только одна пасхальная свеча, но и 7 светильников или множество свечей до ветхозаветных чтений, а после Крещения и до новозаветных чтений - 2 свечи, к-рые затем погружались в купель. В OR 26 описывается благословение в Великий четверг огня, от к-рого будет зажигаться пасхальная свеча в Великую субботу. В этом же источнике впервые описан обряд благословения агнца (см. в ст. Agnus Dei ), к-рый утром в Великую субботу изготовлялся архидиаконом из воска, смешанного с елеем, благословлялся и раздавался верующим на Октаву Пасхи (ср.: Amalar. Lib. offic. 1. 17). В X в. в рим. обряде утверждается галликанская система из 12 пасхальных чтений (Быт 1. 1-2. 2; Быт 5. 31-8. 21; Быт 22. 1-19; Исх 14. 24-15. 1а; Ис 54. 17-55. 11; Вар 3. 9-38; Иез 37. 1-14; Ис 4. 1-6; 5. 1а; Исх 12. 1-11; Иона 3. 1-10; Втор 31. 22-32. 4; Дан 3. 1-24, 49-55; 6 из этих чтений очень близки к иерусалимской традиции, хотя расположены в ином порядке и не всегда совпадают по объему; впоследствии эта система вошла в тридентский чин, хотя даже в позднее средневековье в разных церквах сохранялось разное количество чтений - Durand. Rationale. VI 81. 1). Также был принят галликанский вариант благословения свечи (Exsultet), который к XIII в. вытеснил геласианский. В дополнение к известному по ранним памятникам (со времен Тертуллиана) рим. благословению молока и меда, к-рые использовали при причащении крещенных на пасхальной вигилии, в средние века появляется традиция благословлять на П. агнцев. Впервые она фиксируется в галликанской традиции (Bobbio Missal. Vol. 2. P. 170. N 559). В кон. VIII в. это благословение включается во франко-геласианские Сакраментарии (напр., в Ангулемский Сакраментарий Геласия кон. VIII - нач. IX в.- CCSL. 159C. P. 117). Согласно Сакраментарию Ратольда (X в.), на мессе после вигилии в конце канона (перед Per quem haec omnia) происходило освящение мяса, что было связано с предстоящим разговением после поста (The Sacramentary of Ratoldus: (Paris. lat. 12052)/Ed. N. Orchard. L., 2005. P. 242). В Миссале Леофрика (X или XI в.) приводятся отдельные благословения на П. для хлеба, винограда, бобов, фруктов, орехов, вина и проч. снеди (The Leofric Missal, as Used in the Cathedral of Exeter/Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 224-225). В OR 50 и Романо-германском Понтификале X в. встречается благословение сыра (творога).

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

С самой глубокой древности был определен и сам образ соблюдения Св. Четыредесятницы. Древние христиане проводили этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя лишь хлеб и овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем Церковном уставе (см.: Типикон, гл. 32: «От правил святых апостол и святых отец о святой велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В чистый понедельник и вторник первой седмицы следует соблюдать высшую степень поста – «отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные же седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи разрешается один раз в день – вечером, причем «сухоядение». В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем (растительным маслом), и притом дважды в день. Только в праздник Благовещения (когда он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Св. Четыредесятницу запрещено Шестым Вселенским Собором (правило 56-е). По Апостольской заповеди, если клирик вкушает постом мясо или даже сыр и яйца, то должен быть извержен, а если мирянин, то отлучен от Церкви. Нарушающих пост в Св. Четыредесятницу Церковь строго осуждает. Так, правило Лаодикийского (с 49-го по 52-е), Трулльского (29-е, 56-е и 89-е) и Гангрского (19-е) Соборов, а также 69-е Апостольское правило говорят, что если «епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержется (из сана). Аще мирской человек (не постится), да отлучится». В Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток – лета два (т.е. года два) да не причастится» (Малый Требник, прав. 85-е). Отсюда мы видим, как строго соблюдали пост христиане древних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

С глубокой древности был определен и самый образ соблюдения поста св. Четыредесятницы. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего пополудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста запечатлена и в нашем Церковном Уставе (см. Типикон, гл. 32: «От правил св. Апостол и св. Отец о св. велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) храните»). Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы Устав повелевает соблюдать высшую степень поста – «отнюдь вовсе ясти не подобает», в остальные седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи – один раз в день, вечером («сухоядение»). В субботние и воскресные дни разрешается ядение вареной пищи с елеем (растительным маслом) и притом дважды в день. И только в праздник Благовещения (если он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра, яиц в св. Четыредесятницу запрещено 6-м Вселенским Собором (правило 56). По апостольской заповеди, если клирик вкушает мясо или даже сыр и яйца, то должен быть извержен, а если мирянин, – то отлучен от Церкви. Так, 69-е Апостольское правило гласит: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится и всякия среды и пятницы всего лета, кроме немощи, да извержется (из сана). Аще мирский человек (не постится), да отлучится». То же самое подтверждают правила Лаодикийского (49-е, 50-е, 51-е, 52-е), Трулльского (29-е, 56-е, 89-е) и Гангрского (19-е) Соборов. В книге церковных правил Номоканона говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток – лета два (т.е. года два), да не причастится» (Малый Требник, правило 85). Отсюда видно, как строго соблюдали пост христиане древних времен. Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятнпцу, равно как и в другие посты, духовный пост – воздержание от грехов и творить дела любви и милосердия 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вот что такое настоящий христианский пост. Это не просто «невкушение» чего-то и не просто количество «несъеденной» нами пищи. Это сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или, выражаясь короче, самоотвержение ради Христа. Посты в Православной Церкви Христианский пост — Божие установление. Заповедь о посте дана человеку (Адаму и Еве) в раю; она повторена в Новом Завете. Ученики Христовы, как известно из Евангелия, не постились — т.е. не соблюдали ветхозаветных постов (в память падения Иерусалима и др.). Когда Спасителю с удивлением указали на это, Он отвечал: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними — жених? … Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни… ( Мк.9:19-20 ). По слову Божию, христиане постятся в память о своем Спасителе, причем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые установлены Святой Апостольской Церковью. В период поста христиане не только не едят скоромной пищи (мяса, масла, молока, сыра и яиц), но и всякую другую пищу должны употреблять в умеренном количестве и в определенное церковным уставом время. Прежде всего, есть постные дни всего лета (года) — это среда и пятница каждой недели. Они установлены Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его Крестной смерти (пятница). В древней Церкви христиане всю ночь накануне среды и пятницы проводили в молитвенном бдении, за богослужением, как бы стоя на страже. Затем они ничего не ели и не пили до «9-го часа» (то есть до 3 часов пополудни) — когда Спаситель умер на Кресте. В древности само слово «пост» не означало, как сейчас, перехода с мясной пищи на растительную. Телесный пост понимался тогда как совершенное воздержание человека от пищи. Постящиеся подвижники позволяли себе поесть только вечером и лишь для того, чтобы подкрепить свои силы. Все православные строго постятся в среду и пятницу. Некоторые повижники (взрослые и относительно здоровые люди) в эти дни не вкушают даже рыбы (не говоря уже о мясе и молочной пище).

http://azbyka.ru/deti/zachem-i-kak-posti...

е. вечного блаженства. Но особенно полезно участие в открытом Богослужении Св. Церкви для углубления в нашем сердце истины веры и деятельности христианской, для семейственного благочестия и воспитания детей. Так, самым учреждением христианских праздников Церковь напоминает нам главные, благодетельнейшие события домостроительства Божия о нашем спасении; а излагая на языке удобовразумительном в молитвословиях, песнопениях и чтениях, не только коренные истины веры и основания нашей надежды , но и действия во время земной жизни Спасителя и подвиги Пророков, Апостолов, Мучеников, Исповедников, и многоразличные добродетели людей всякого состояния, прославившихся святостью жизни, постоянно питает в нас веру и надежду, побуждает нас к покаянию и христианской деятельности. Для таких целей установлено Церковью общественное Богослужение; посему, как одно участие в нем, без исправления сердца может быть названо лицеменрием:      так уклонение от внешнего Богослужения Церкви есть признак если не явного, то скрытного нечестия. К умерщвлению похотей, восстающих на душу, к обузданию дурных склонностей, которых перевес над добрыми желаниями и способностями мы постоянно ощущаем в растленной нашей природе, – пост есть самое действительное, неизбежно необходимое для нас средство. Истину сего доказывает жизнь всех святых Угодников Божиих. Но как для чувственной нашей природы всегда представляются предлоги уклоняться от употребления сего средства, необходимого в подвигах спасения :      то Св. Церковь , утверждаясь на преданиях, установила определенные для поста времена, и не только предписала самое умеренное в течении их удовлетворение голода и жажды, но даже ограничила это требование нашей природы запрещением некоторого рода пищи и пития, как то: мяса, сыра, яиц, молока, вина и других напитков. Такого рода посты, с древнейших времен соблюдаемые Церковью, именуются:       первый – Великим, второй – Петровским, третий – Спасовым или Успенским, четвертый – Рождественским. Кроме сего, Церковь требует соблюдать посты в праздник Воздвижения Креста Господня, в день Усекновения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Благословляется дома, если ты больной или есть какая-то необходимость. Это уже келейно можно чай, кофе, мед и варенье. Но без всяких баранок, сушек, печенья. То- есть без еды. Вот если тебе надо для здоровья, для легких, и прочее-пей. Вот такая аскеза. И так круглый год. Еще я был потрясен, ну тоже какое-то любопытство возникло в этот момент. Меня посадили за священнический стол в сербском монастыре за несколько минут до того, как соберутся на трапезу все монахи, священники и паломники. Я пошел за самый дальний стол, где должны были сидеть паломники, чтобы посмотреть: им одинаковую пищу дадут с братией или нет. И я был потрясен. Им дали точно такую же пищу. Кстати, в том монастыре мне запомнилось, что был салат с китайской капустой и огромный кусок омлета со стручковой фасолью. Если бы это было в наших условиях, то этот кусок омлета мог бы быть спокойно разделен на четыре части. Но с учетом того, что это было утром, а следующая трапеза будет только вечером. Монахи на Афоне вкушают пищу два раза в день в течение всего года. Только два раза в день. А в понедельник, в среду и в пятницу- вообще один раз и без масла. Вот мы говорим: сбалансированное питание, недостаток белковой пищи, витаминов- мол, все это нужно же для здоровья! Нас же ноги таскать не будут, если так подвизаться. Многие воспринимают начало того или иного поста как некое бремя, как некое ущемление наших духовных и телесных прав. На самом деле здоровье -оно не от яиц, и не от молока и сыра, не от мяса и не от колбасы. А здоровье- от Бога. Как мы подвизаемся? Как кто-то из святых отцов сказал: сколько ты отнимешь у чрева- столько ты придашь духу. И оптинские старцы говорили: сытое брюхо к молитве глухо. И вот спрашивается, как влияет такой подвиг на сон, которому отводится предельно малое время? Потом дальше расскажу этот режим питания. Мы бы сказали: скудное, недостаточное. А какие плоды этого подвига и этого воздержания? А они потрясающие. У настоятеля нашего Пантелеймоновского монастыря архимандрита Илия через несколько дней будет день рождения. И ему исполнится 99 лет.

http://radonezh.ru/text/odnazhdy-u-svyat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010