1493 Об Иннокентии Борисове, который был известен по всей России как превосходный проповедник, существует весьма обширная литература, многочисленные мемуары и другой материал, рассеянный по разным журналам: РБС. (Ибак-Ключарев (1897). С. 110—115; Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского 1494 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173—175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер-прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111—114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196—199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно-христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев-на-Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1. 1495 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173—175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер-прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111—114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196—199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно-христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев-на-Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Об Иннокентии Борисове, который был известен по всей России как превосходный проповедник, существует весьма обширная литература, многочисленные мемуары и другой материал, рассеянный по разным журналам: РБС. (Ибак—Ключарев (1897). С. 110–115; Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского/Изд. Н. И. Барсов. СПб., 1884, 1887. 2 т.; Буткевич Т. И. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский. СПб., 1887. Сочинения Иннокентия Борисова: СПб., 1900–1901. 12 т. 1494 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173–175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер–прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111–114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196–199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно–христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев–на–Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1. 1495 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173–175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер–прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111–114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196–199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно–христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев–на–Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1. 1496

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Иннокентия Борисова, архиеп. Херсонского и Таврического//Там же. 12. С. 382-395; Сергий (Кузьмин), иером. 200-летний юбилей архиеп. Таврического и Херсонского Иннокентия (Борисова)//Вестн. ЛДА. 1990. 1. С. 31-32; Архиеп. Херсонесский Иннокентий (Борисов)//БТ. 1992. Сб. 31. С. 69-85; Зайцева А. В. Пед. идеи в духовном наследии свт. Иннокентия Херсонского: АКД. Белгород, 2004; Рус. Златоуст: Жизнеописание, слова и проповеди свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского. Единец, 2005; Мельникова Л. В. Патриотическая деятельность свт. Иннокентия (Борисова) в годы Крымской войны//ВЦИ. 2007. 4(8). С. 73-88. Т. А. Богданова Богословие В «Христианском чтении» за 1824 г. все статьи, в т. ч. «О бытии Божием», опубликованы по обычаю того времени без имени автора. Однако в письме к А. И. Белюгову от 26 сент. 1824 г. И. писал, что он «по силам» участвует в этом журнале, что «статьи о бытии Божием» и нек-рые другие принадлежат ему (см.: Мацеевич. 1883. С. 657). Л. С. Мацеевич в публикации (1883) о неизданных рукописях И. отмечает, что в 11-томном издании М. О. Вольфа 1871-1874 гг. нет никаких указаний о том, когда и где были напечатаны сочинения И., «вообще принято указывать, хотя вкратце, судьбу сочинения... Ничего этого решительно нет в издании Вольфа» (Там же. С. 659). Если спустя 2 с половиной десятилетия после кончины И. была необходимость выяснить время написания или издания его сочинений, то тем большая необходимость в этом имеет место в наст. время. Однако совр. издания (М., 2005, 2007; СПб., 2006) не содержат никаких сведений, только в «Сочинениях Иннокентия Херсонского», к-рые выпустила Киево-Печерская лавра в 2000 г., указано, что репринт сделан с издания П. П. Сойкина (1907). В биографической заметке, помещенной в юбилейном сборнике, изданном к 50-летию КДА, говорится, что И. «два курса или четыре года» занимал богословскую кафедру и в 1831-1833 гг. читал лекции по основному (т. н. тогда религиозистику - учение о религии и откровении) и догматическому богословию студентам 6-го курса, а в 1833-1835 гг.- по нравственному богословию студентам 7-го курса. «Лекции Иннокентия до сих пор окружены какою-то таинственностью,- говорится далее.- Они известны были только его непосредственным слушателям, и от них иногда в рукописях переходили к другим: эти рукописные лекции Иннокентия были своего рода редкостью и обращались в самом ограниченном кругу читателей» (Сб. из лекций бывш. профессоров КДА. К., 1869. С. II-III). Возможно, это было вызвано тем, что лекции И. в свое время считались либеральными, молва об их свободном духе дошла и до высшей администрации; однако при внимательном рассмотрении все опасения были отброшены. «Либерализм их состоял в свежей оригинальной форме их, отступающей от пробитой колеи, и в смелом введении в раскрытие богословской системы философского и иногда поэтического элемента»,- говорится в той же заметке (Там же. С. VI).

http://pravenc.ru/text/389617.html

20 . Барсов И. А. Биография архимандрита Иннокентия. Б. м. и г. 21 . Барсов Н. А Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов). Русский биографический словарь, т. 8. М., 1909. 22 . Веселовский С. В. Феодальное землеведение в Северо-Восточной Руси. М-Л., 1917. 23 . Епископ Иеремия. Воспоминания об архиепископе Иннокентии. – Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям, 1802, ч. 5. 24 . Иеромонах Иоасаф (Гапонов). Воспоминания о Преосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1858. 25 . Кондаков В. А. Иннокентий Борисов , Архиепископ Херсонский и Таврический в письмах его, 1822. 26 . Левитский И. Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. – Душеполезное чтение, 1902, 3. 27 . Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850–1970-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. София, 1978. 28 . Палимпсестов И. У. Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1888, с. 102. 29 . Священник Т. Буткевич. Иннокентий Борисов , бывший архиепископ Херсонский. СПб., 1887.     Перечень аннотированных документов об архиепископе Иннокентии (Борисове) , помещенных в книге «Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850-е-1870-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина», София, 1978   1 . Палаузов Николай Христофорович. Письмо архиеп. Херсонскому и Таврическому Иннокентию. 23 ян в. 1850. Одесса, 2 лл. 2 . Войцехович Алексей Иванович. Письмо архиеп. Иннокентию. 10 июля 1850. Петербург, 2 лл. 3 . Стефан, еп. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 авг. 1851. Константинополь, 1 л. 4 . Норов А. С. Письмо архиеп. Иннокентию. 11 сент. 1851. Петербург. Подпись-автограф, 1 л. 5 . Неустановленное лицо. Письмо архиеп. Иннокентию (1851). Без подписи, 3 лл. 6 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 30 марта 1853. Одесса, 1 л. 7 . Палаузов Н. X. Письма (4) архиеп. Иннокентию. 12–21 марта 1854. Браилов, 9 лл. (При переплете листы перепутаны).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

б-ке в дар Н. Х. Палаузовым//Отчет Имп. Публ. б-ки за 1887 г. СПб., 1890. С. 1-23; Письма разных лиц к высокопреосв. Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому//ЦВед. 1900. 50. С. 2057-2072; Барсов Н. И. К биогр. Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//РА. 1911. 10. С. 167-190). Во время Крымской войны вел переписку с военными лицами, в т. ч. с начальником гарнизона Севастополя гр. Д. Е. Остен-Сакеном, издавшим впосл. ряд вопросов И. по тактике Севастопольской обороны со своими ответами на них ( Остен-Сакен Д. Е. Отрывок из переписки с Иннокентием, архиеп. Херсонским и Таврическим//Военный сб. 1862. Т. 20. 7. С. 131-138). В архиве И. в ОР РНБ (Ф. 313. Ед. хр. 36-44) имеется ок. 500 писем к нему представителей духовенства из районов боевых действий, нек-рые из них опубликованы. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 418; Ф. 797. Оп. 8. 2082, 23796; Ф. 834. Оп. 3. 2077-2079; РНБ ОР. Ф. 15. 50; 53. Л. 56-58; Ф. 313; ГА Одесской обл. Ф. 167. Соч.:О великих Господских и Богородичных праздниках. К., 1835. СПб., 2005; Соч. М., 1843. 3 т. СПб., 1871-1874. 6 ч. СПб.; М., 1872-1877. 11 т. СПб.; М., 1901. 12 т. СПб., 1908. 6 т. К., 2000-2003. 5 т., 6 кн.; Торжество Евангелия. СПб., 1868. Б. м., 1997р; О путях промысла Божия в жизни человеческой. М., 1880, 1996; «Великий пост» в словах и поучениях Иннокентия, архиеп. Херсонского. Пг., 1915; О грехе и смерти. М., 1996; Никто да не теряет надежды: Проповеди. М., 1996р; Шесть акафистов архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова). М., 1997; Избр. соч. СПб., 2006; Великий пост: Духовные рассуждения на каждый день поста. М., 2007. Переписка: Письмо к А. В. Т[ерещенко]//Рус. правда: Лит. альм. на 1860 г. К., 1860. С. 66-70; Письмо к А. С. Стурдзе//Херсонские ЕВ. 1860. 1. С. 10-11; Переписка с тайным советником А. С. Стурдзою//Там же. 8. С. 480-490; 9. С. 553-565; Замечательные письма: Письмо ректора КДА, архим. Иннокентия//Там же. 11. С. 742-743; Письмо к председателю Вольного экономического об-ва по случаю избрания членом сего об-ва//Там же.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173–175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер-прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111–114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196–199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно-христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев-на-Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1. 1495 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173–175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер-прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111–114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196–199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно-христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев-на-Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1. 1496

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

1885. Ч. 2. 2. С. 201-214; Три письма преосв. Аполлоса [Беляева] Вятского//ЦВ. 1885. 50. С. 859-860; Письма архиеп. Иринея Нестеровича//Вологодские ЕВ. 1886. 1. С. 1-10; 2. С. 33-40; 3. С. 42-56; Письма к разным лицам//ХЧ. 1886. Ч. 1. 1/2. С. 226-248; Письма с Востока к преосв. Иннокентию, архиеп. Херсонскому//Там же. 1887. Ч. 1. 1/2. С. 278-296; Письма Гавриила [Городкова], архиеп. Рязанского//Там же. 5/6. С. 623-662; Письма архим. Новгородского Юрьева мон-ря Фотия//Там же. Ч. 2. 11/12. С. 722-764; Мат-лы для биогр. Иннокентия, архиеп. Херсонского: (Письма разных лиц к преосв. Иннокентию)//Там же. 1888. Ч. 1. 1/2. С. 199-227; Ч. 2. 11/12. С. 833-853; Письма М. П. Погодина//ЗапООИД. 1889. Т. 15. С. 808-827; Письма преосв. Евлампия [Пятницкого], еп. Вологодского, с 1843 по 1850 г.//Вологодские ЕВ. 1890. 1. С. 10-16; 2. С. 32-40; Письма прот. Арсения Лебединцева, бывш. благочинного церквей южного берега Крыма... с донесениями о ходе военных действий и состоянии церквей и духовенства во время 11-месячной осады Севастополя//Киевская старина. 1896. 1. С. 1-9; 2. С. 152-176; 3. С. 263-288; 4. С. 1-37; 5. С. 146-175; 6. С. 279-306; 7. С. 30-63; Англо-франц. флот пред Одессою в 1854 г.: (Письмо к барону М. А. Корфу)//РС. 1904. 4. С. 179-180; Из писем к К. С. Сербиновичу//РА. 1907. Кн. 2. 8. С. 432-441; Два письма к гр. Н. А. Протасову//Там же. С. 442-444; Письма к А. И. Казначееву//Там же. С. 444-449; Из писем А. И. Казначеева//Там же. С. 449-453; Неизданные письма к А. А. Вагнеру// М[ацеевич] Л. С. Заметки и мат-лы для полного издания сочинений архиеп. Иннокентия Борисова. Од., 1907. С. 130-136; Письмо к А. Н. N//Там же. С. 137-138. Лит.: Некролог//ВЧ. 1857. 12. С. 116-118; Павловский М., прот. Речь при опущении в могилу гроба члена Свят. Правительствующего Синода, преосв. Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//Там же. С. 118-120; Серафим, архим. Надгробное слово, сказанное 29 мая 1857 г.//Там же. 14. С. 132-136; Мнение покойного архиеп. Иннокентия об общественном образовании: (Из восп.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Понятно теперь, что как тот, так и другой из названных архипастырей должны были по естественным побуждениям оказывать возможное покровительство архим. Макарию. К этому у них обоих было немало благоприятным поводов. Так, архиеп. Илиодор в 1845 и 1847 годах, по окончании XVI и XVII учебных курсов, обозревал, по поручению Св. Синода, С.-Петербургскую духовную Академию по всем частям её управления в качестве помощника м. Антония 469 . В 1847 году м. Антоний даже совсем не участвовал в ревизии, которую производил, поэтому, один архиеп. Илиодор. Понятно, что в оба раза ревизор давал самые лестные отзывы об инспекторской и профессорской деятельности своего любимца. Так, в 1846 году Св. Синод, по определению от 22 апреля (17 мая) преподал благословение архим. Макарию, вследствие одобрительного отзыва м. Антония и архиеп. Илиодора, ревизовавших в 1845 году С.-Петербургскую духовную академию 470 . В 1847 году архиеп. Илиодор также дал самый лестный отзыв о службе архим. Макария и даже предложил Св. Синоду удостоить его ученой степени доктора богословия 471 . Это последнее предложение было принято в Св. Синоде весьма сочувственно. Св. Синод поручил нарочито рассмотреть для этой цели ученые труды архим. Макария, особенно изданное им в том году «Введение в Православное Богословие», м. Антонию и архиеп. Иннокентию. Есть основание думать, что м. Антоний всецело сдался в этом деле на преосв. Иннокентия, который дал, конечно, самый похвальный отзыв о трудах Макария. «Честь имею поздравить вас», – писал архиеп. Иннокентий 5 ноября 1847 года архим. Макарию, «со степенью доктора богословия! Вчера подписан журнал о сем. Нет нужды уверять, как приятно это для всех чтителей таланта вашего» 472 . В определении Св. Синода, состоявшемся 31 октября 1847 г., говорилось, что архим. Макарий «признается вполне заслуживающим высшего ученого звания доктора богословия, согласно мнению преосв. Антония, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, и преосв. Иннокентия, архиеп. Херсонского, во уважение обширных сведений его в предметах богословских, равно ученых трудов его, как предшествовавших, так в особенности изданного ныне под названием: «Введение в Православное Богословие» 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

112 . Письма к князю М.Н. Голицыну (28 августа 1849 г.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, с. 90–92). 113 . Письмо к московскому военному генерал-губернатору графу А.А. Закревскому (20 февраля 1850 г. и 13 марта 1857 г.) (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 244–245, 357). 114 . Письмо к архиеп. Иннокентию (13 февраля 1860 г.). См. Письма Иннокентию, митр. Московскому и Коломенскому, кн. II. СПб, 1898, с. 264. 115 . Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому (1834–1857 гг.) (Христ. чтен., 1884, ч. I, с. 194). 116 . Письма к Иннокентию, епископу Дмитровскому (Приб. к твор. св. отцов, 1871, 1872, 1886). 117 . Письма к Иннокентию, епископу Камчатскому от 25 ноября 1857 г. и от 7 декабря того же года (Рус. архив, 1881, кн. II, с. 25–28). 118 . Письмо митр. Филарета к костромчанам в ответ на поздравление их с пятидесятилетием архиерейского служения ( 6 сентября 1867 г., 472). См. Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 455. 119 . Письмо к генерал-губернатору Донского войска наказному атаману Д.Е. Кутейникову (Душеп. чтен., 1879, ч. I, с. 134). 120 . Письмо Московского митр. Филарета к главному директору императорской Павловской больницы, тайному советнику С.С. Кушникову (9 января 1824 г.). См. Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 307–310. 121 . Письма к епископу Дмитровскому Лаврентию (от 3 апреля и 9 мая 1819 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1869, кн. VI, с. 51–53. 122 . Письма к Леониду, еп. Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М., 1883 и Душеп. чтен., 1883, ч. II, с. 103–119. 123 . Письмо преосвящ. Леониду, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокалетием служения Его Высокопреосвященства на Московской пастве (6 июля 1861 г.) и 7 июля 1866 г. (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 70–72, 73). 124 . Письмо митр. Филарета Московской Церкви в ответ на ее приветствие с совершившимся пятидесятилетием от начала епископского служения Его Высокопреосвященства (16 сентября 1867 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 74–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Проповеди Д., порой представлявшие собой целые трактаты о предметах веры и христ. жизни, раздавались самим епископом в рукописном виде и распространялись его почитателями в многочисленных списках. Кроме того, они публиковались в епархиальных ведомостях, «Воскресном чтении», «Православном обозрении» и др. На средства самого архиерея большими тиражами печатались оттиски для богомольцев. В 1849-1850 гг. по настоянию митр. Филарета (Амфитеатрова) было предпринято издание проповедей Д., однако значительная часть тиража сгорела во время пожара в типографии. Самым плодотворным в деятельности Д. как проповедника считается волынский период его служения. Типография Почаевской лавры ежегодно выпускала отдельными книжками все его проповеди (вышло 5 выпусков). В 1889-1890 гг. было издано Полное собрание проповедей, подготовленное еп. Иустином (Охотиным). Прот. С. П. Никитский, в распоряжении к-рого находился архив Д., подготовил 2-е и 3-е издания Полного собрания творений. По его сведениям, архиерею принадлежало свыше 600 проповедей (включая их разные редакции), ок. половины к-рых сохранилось в рукописях. Соч.: Полн. собр. проповедей. М., 1889-1890. 5 т.; Полн. собр. творений. М., 1897. 5 т.; 1898-1899. 7 т.; Слова, говоренные в разные времена. М., 1854; Слова, произнесенные к Ярославской пастве в 1874-1876 гг. Ярославль, 1877; Слова, произнесенные Волынской пастве. Почаев, 1878-1881. 5 вып.; Письма Арсения, митр. Киевского, и Димитрия, архиеп. Херсонского, к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому. К., 1884; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому//ТКДА. 1884. 8. С. 593-600; Слова, беседы и речи. СПб., 1885. Т. 1; Цветы из сада. М., 1889-1890. 7 вып.; Введение в курс богосл. наук//ДЧ. 1895. Т. 3. С. 158-163, 352-358, 494-503; 1896. Т. 1. С. 110-120; Т. 3. С. 354-363; Акафист св. священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим. М., 1900; Беседы на 142-й псалом. М., 1900; Три письма к митр. Платону (Городецкому)// Титов Ф. И. , прот. Памяти высокопреосв. архиеп. Димитрия (Муретова), бывш. ученика, профессора и ректора КДА. К., 1911. С. 5-8.

http://pravenc.ru/text/178167.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010