А. Л. Якобсон. Крым в средние века. М., 1973, с. 81-82, 95. Н. Kopstein. Zur Novelle des Alexios Komnenos zum Sklavenstatus (1095). — Actes du XVe Congres International d " etudes byzantines, IV: Histoire. Communications. Athenes, 1980, p. 160-172. См. об этой новелле также: И.Сакъзов. Една новела на Алексия Комнин за робибългари. — Сб. в честь на Василъ Н. Златарски. София, 1925, с. 367-387; М. Я. Сюзюмов. О правовом положении рабов в Византии. — Учен. зап. Свердловского педагогического института, 1955, с. 172; Г. Г. Литаврин. Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960, с. 183-186; Ε. Παπαγιννη. То πρβλημα των δολων στο ργο των κανονολγων του 12 ου αινα. — Το Βυζντιο κατ τον 12 ο αινα. Αθνα, 1991, σ. 430-443 Стилистика переведенной фразы ни в коей мере не может служить критерием для суждения об уровне знания греческого у переводчика: сохранение синтаксиса оригинала считалось в ту эпоху нормой при переводах (F. J. Thomson. Sensus or Proprietas verborum. Mediaeval Theories of Translation as Exemplified by Translation from Greek into Latin and Slavonic. — Selecta slavica, 1988, vol. 13, p. 675-678. И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1895, т. 2. Стлб. 1598. Эпизод с огненной колесницей содержится и в Новгородской Софийской рукописи 1365, как, впрочем, и весь рассказ о Евстратий; рукопись хранится ныне в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге (Р. Поп. Указ. соч., с. 94). Приношу благодарность И. П. Медведеву, сверившему для меня по рукописи соответствующий текст. Д. И. Абрамович ошибся, указав в своем издании (КПС, с. 256), что в данной рукописи рассказы о Евстратий и Никоне отсутствуют. Важно подчеркнуть, что рукопись 1365 принадлежит к древнейшей Феодосиевой редакции, независимой от Арсениевской. Nicephori Bryennii historiarum libri quattuor. Introduction, texte, traduction et notes par P. Gautier, Bruxelles, 1975, p. 145.14-15. N.Oikonomides. Op. cit., p. 337-338; Н. П. Лихачев. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991, с. 91.

http://sedmitza.ru/lib/text/443940/

326 Никитин П. Сказание о 42 аморийских мучениках//Записки Имп. АН. 1905. VIII серия. Т. 7. 2, с. 21. 328 Konzilas Е., Halkin F. Deux vies de s. Maxime le Kausokalube//Analecta Bollandiana 54 (1936), p. 106. 329 Cm.: Angenendt A. Corpus incorruptum. Eine Leitidee der mittelalterlichen Reliquienverehrung//Saeculum. 42 (1991). Vol.. 332 Holy Women of Byzantium. Ten Saints’ Lives in English Translation. Ed. A.-M. Talbot. Washington, 1996, p. 113, n. 83. 335 Так, св. Трифилл Левкосийский, не сподобившись мученичества при жизни, позаботился о посмертном венце – мусульмане отрубили голову его нетленному телу (AASS Junii, vol. III. Bruxelles, 1867, p. 177E). 336 Трифонов Ю. Две съчинения на Константина Философа (св. Кирила) за мощите на св. Климента Римски//Сборник в чест на проф. Л. Милетич. София, 1933; Vašica J. Slovo па perenesenie moštem preslavnago Klimenta neboli Legenda Chersonska//Acta Academiae Velehradensis, 19. 1948; Vašica J. Literami pamatky epochy velikomoravske 863–885. Praha, 1966; Hannick Ch. Das «Slovo na perenesenie moštem sv. Klimenta» als liturgiegeschichtliche quelle//Orientalia Christiana Analecta, 231. Christianity among the Slavs the Heritage of Saints Cyril and Methodius. Roma, 1988. 337 Библиотека Ватикана, Barberini gr. 336. Cm.: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. Наиболее ранние константинопольские списки XI в. опубликованы: Arranz М. L’Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996. 338 РНБ, собрание Гильфердинга 32 (серб.). Древнейшие русские списки датируются концом XIV – началом XV в. Например, ГИМ, Син. 900. 340 Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник 59 (84). М., 2000, с. 116–128.; Уханова Е. В. Культсв. Климента, папы Римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX–XI вв. (Опыт комплексного источниковедческого анализа). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(2) Счастливая жизнь также слагается из сочетания различных факторов (и суть её не зависит от словоупотребления!), поэтому счастливой мы называем и саму праведную жизнь, и то лицо, которое сподобилось этой жизни благодаря упорядочению своей души в соответствии с требованиями добродетели. (3) И даже если философия хотя бы отдалённо способствует обнаружению истины, поскольку для неё также характерно стремление к знанию, весьма близкому к той истине, которую мы ищем, уже по одной этой причине она полезна для каждого, кто прилагает усилия для достижения гносиса с помощью Логоса. (4) Разумеется, эллинские учения, даже если они называются сходно с тем, что принято у нас, всё же значительно отклоняются от нашего, так как наше учение касается истинного гносиса, доказательства его точнее и действенность его основана на божественной природе, ибо мы научены самим Богом ( 1Фес.4:9 ) и получили свои поистине священные писания от Сына Божия. Отсюда следует, что эллины воспитывают душу не так, как мы. У них и приёмы воспитания, и обучение совершенно иные. (99,1) Недоброжелатели вынуждают нас уточнить определения. Говоря, что философия является причиной вспомогательной и содействующей поиску истинного учения, мы признаеём, что для гностика это учение является всего лишь первым подготовительным этапом. Ведь каждая из причин, взятая по отдельности, не является единой причиной, равно как и вспомогательная причина не является совершенной. Философия не есть также и необходимое условие, поскольку многие из нас, не утруждая себя философским образованием и даже не овладев элементарной грамотностью, тем не менее сумели ухватить истину силою ( 1Фес.1:5 ; Рим.1:4 ), данной нам божественным импульсом, исходящим от варварской философии. И научила нас всему этому сама София. (2) То, что по своему несовершенству не может действовать самостоятельно и нуждается в посторонней помощи, мы называем причиной второстепенной и содействующей. Она становится причиной лишь при соединении с другой причиной; действуя же сама по себе, она не способна произвести ничего согласного с истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Многое здесь навеяно переживаниями последних лет (расхождение с первым мужем, неудавшаяся попытка приблизиться к земле). Но и в эмиграции эти предчувствия ее не покидали. В 1938 году она провидела «конец мой, конец огнепальный»: за ее грехи (в то время она особенно тяжело переживала обвинения в нарушении устава) ее ведут на казнь. Еще до смерти будет суд, Мой, собственный и беспощадный, Когда возьмут и унесут Монашеский наряд нарядный. С укором перечислят мне Мои грехи святые сестры. И суд велит гореть в огне. И это будет новый постриг. В сжатой форме это неотделанное стихотворение передает основные мысли другого стихотворения того же года: Запишет все слова протоколист, А судьи точно применят законы. И поведут. И рог возьмет горнист. И рев толпы. И колокола звоны. И красный путь священного костра; Как должно, братья подгребают уголь. Вся жизнь, — огонь, — паляща и быстра. Конец. (Как стянуты веревки туго.) Приди, приди, приди в последний час… …Скрещенье деревянных перекладин. И точится незримая для глаз Веками кровь из незаживших ссадин. Как выяснилось через несколько лет, ей предстояла казнь без всякого ритуала. Но в крематориях концлагеря Равенсбрюка ей действительно пришлось испытать «конец огнепальный». После ее смерти ее мать писала о ранних стихах своей дочери: «Она с молодости была уверена, что ее ожидают мучения, мытарства, мучительная смерть и сожжение […]. Лиза была юная и жизнерадостная, и мы не верили в ее предчувствия, а она твердо верила, но ни мучений, ни смерти не боялась». На пути к монашеству. В начале 1923 года в Париж прибыла семья эмигрантов. Мало кто заметил их приезд. Семья состояла из шести человек. Елизавета Юрьевна Скобцова (будущая монахиня Мария), София Борисовна Пиленко (ее мать), Даниил Ермолаевич Скобцов (ее муж), сын Юра и две дочери — Настя и Гаяна. Гаяна (старшая из детей) родилась еще в России, когда первый брак ее матери уже заканчивался разводом; младшая, Настя, родилась в Югославии накануне переезда в Париж. Прибытие во Францию никак не означало ни конца бедственного положения семьи, ни избавления от изнурительной работы. Елизавета Юрьевна навсегда испортила свои и без того близорукие глаза, выполняя заказы (шитье, изготовление кукол). Положение несколько улучшилось, когда ее муж выдержал экзамен и стал шофером такси. Таким образом был обеспечен более регулярный заработок — от сорока до пятидесяти франков в день. Но финансовые заботы отошли на задний план, когда Настя тяжело заболела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Осталась младшая девочка, девятилетняя Любовь, и царь стал еще настойчивее доби­ваться от нее отречения от Христа. Он вся­чески ласкал ее, называл своей любимой до­черью, велел принести дорогие игрушки, обещал еще больше дать, только бы покло­нилась она богине Артемиде. Но маленькая Любовь, глядя в глаза своему мучителю, говорила: — Кто может разлучить меня с Богом?! Я ничего не боюсь! И тебя, царь, нисколько не боюсь!.. Выведенный из терпения, Адриан прика­зал растянуть девочку на колесе и бить со­леными прутьями. Когда палачи растянули ее, то все члены ее вышли из своих суставов и земля под нею оросилась кровавым дож­дем. После этой пытки опять была разо­жжена печь, и царь сказал: — Поклонись Артемиде — не то будешь сожжена живою! Но Любовь ответила на это так, как ее учила святая мать: — Велик Бог мой Иисус Христос — Ему единому кланяюсь!.. Тогда велел царь бросить ее в печь. Девоч­ка, не дожидаясь своих мучителей, сама вбе­жала в печь, но огонь не коснулся ее. Пока длились мучения, мать стояла тут же и ободряла свою девочку и взглядами, и словами: — Третья веточка моя, дитя мое любимое, потерпи до конца! Уже плетется тебе венец и отверзается чертог небесный. И велено было царем отсечь голову и Любови. Мать благоговейно приняла все три тела, положила их в дорогой ковчег, осыпала цве­тами и отвезла в свое загородное имение. Там на могиле их провела св. София три дня без пищи и сна, неустанно моля Господа о ско­рейшем свидании с любимыми дочерьми. И Бог услышал ее молитву: на третий день она мирно скончалась, перейдя в лучший мир, чтобы уже больше никогда не разлу­чаться со своими детьми. «Кто любит отца или матерь более, неже­ли Меня, — тот не достоин Меня», — сказал Господь ( Мф. 10,37 ). Ещё статьи о воспитании Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 691  чел. Всего просмотров 32 млн. Всего записей 1758 Подписка на рассылку Copyright ©2024 Азбука воспитания Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

Поздравляю вас со днем вашего Ангела, усердно желая вам, чтобы, за молитвы святой мученицы Софии, по имени вашему, тако было и житие ваше. София значит премудрость. Оставя премудрость мирскую, выписываю для вас то, что говорит о премудрости христианской святой апостол Иаков ( Иак. 3: 17 ): Яже свыше премудрость, – пишет он, – первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Хоть и некстати, а выпишу и то, что говорится выше: Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших... несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна ( Иак. 3: 14–15 ), – а далее что следует, лучше умолчу. «Софии честные священнейшие ветви – Вера, и Надежда, и Любовь ». Сердечно желаю вам, за молитвы блаженного старца игумена отца Антония, утверждаться в сих главных христианских добродетелях и, уклонясь от всего противного, исполняться поименованных святым апостолом благих плодов премудрости, яже свыше. 43. МУДРОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВО ВРЕМЯ ИСКУШЕНИЙ ХРАНИТЬ ВЕРУ В ГОСПОДА Если когда-либо, то особенно теперь, тебе нужно поучаться в Евангельском слове Господнем: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие ( Мф. 10: 16 ). По смыслу божественных толковников мудрость змии состоит в том, что когда наносят удары телу ее, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, то есть веру и в Господа и Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоропреходящи, а воздаяние за них в будущей жизни нескончаемо–и райским наслаждением и необъяснимой радостью, по сказанному: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2: 9 ). Все это непрестанно должно обносить в уме, и в сердце, и в памяти, чтобы быть в состоянии мудрую борьбу со страстями и неприятностями совне растворять незлобием голубиным, повторяя себе те же слова, какие изрек на подобные случаи Искупитель наш и Избавитель к Богу Отцу: остави им грех сей, не ведят бо что творят ( Лк. 23: 34 ). 44. БЛАГОЧЕСТНО ЖИВУЩИЕ ДОЛЖНЫ ТЕРПЕТЬ СКОРБИ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

От Нерожденного Отца происходить Нус, от Нуса Логос, от Логоса Фронесис, от Фронесис София и Динамис, производящие другие существа: силы, власти, ангелов. – Ими заселяется первое небо. Но существует не менее 365 небес; то, которое мы видим, есть последнее. На нем живут ангелы миросоздатели; во главе их стоит Бог иудеев. Он вознамерился подчинить все народы покровительствуемой им нации. Отсюда произошло столкновение между ним и другими ангелами. Чтобы восстановить мир и освободить человека от тирании демиургов, Всевышний Отец посылает на землю Нус, который в Иисусе принимает человеческий образ. В момент страстей, Искупитель обменивается видимостью с Симоном Киренейским, который и был распят вместо него. Поэтому нет никакого основания поклоняться распятому и в особенности терпеть во имя его мученичество. Спасение заключается в знании истинного положения вещей, каким его представляют василидиане. Ветхий Завет был отвергнуть, как написанный по внушению миросоздателей. Магия, дающая власть над этими злыми духами, была в большом почете у василидиан. Они пользовались заклинательными формулами. Самой известной между ними было слово Abraxas или Abrasax, буквы которого, сложенные по их цифровому значение (по-гречески), дают число 365, соответствующее количеству высших миров. Мораль была построена на началах детерминизма 186 , как и в системе Валентина. Вера есть дело природы, а не воли. Страсти имеют некоторый род субстанциальности. Их называли придатками; это – качества животных, связанные с разумным началом, которое оказывается таким образом снабженным причудливыми инстинктами волка, обезьяны, льва, козла и т. д. 187 Не затронутая сама по себе прегрешениями, в которые ее вовлекли страсти, духовная душа тем не менее несет их последствия: всякий грех должен быть искуплен и действительно искупается страданьями в этой или иной жизни, ибо допускалось переселение душ. Кажется, что в нравственной жизни василидиане сначала руководились правилами общей морали. Климент Александрийский 188 утверждает, что Василид и его сын Исидор допускали брак и отвергали безнравственность; но последователи Василида, современные Клименту, не остались верны в этом отношении предписаниям своего учителя. В конце III в. секта имела прочно установленную репутацию безнравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вспомним,как совершалось падение Израиля. Тогда также в лицо обвиняли Христа в равнодушии к национальным интересам: «Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 47–57). Какое Царство не от мира сего, придут римляне – какая Ай-София, «нет никакого смысла поддаваться агитации со стороны греков и активно включаться в борьбу против турок». По этой логике, которой следовал Израиль, необходимо было озаботиться лишь проблемами национального возвеличивания, а не затратного мирового служения. В результате на изначальное место удерживающего, уготованное Израилю, в качестве привитой ветви был поставлен Рим. Небольшое примечание по поводу неблагодарности освобожденных народов. Жертвы России за единоверцев всегда будут святы, как перед Богом, так и в глазах истинных потомков болгар, греков и многих других. Однако вся штука в том, что для многих освобождённых народов национальная независимость стала наказанием. Находясь под османским игом и сохраняя веру предков, они имели дерзновение рассчитывать на Милость, так как породили большое количество святых мучеников, а воля их была связана для греха, подобно младенцу до семи лет до первой исповеди. Получив свободу, эти народы стали действовать в качестве равноправных взрослых собирательных личностей. И, в тут открылись общенародные страсти и грехи. Однако это ни в коем случае не умаляет подвиг русских и России. Так нужен ли нам Константинополь? Нужен. И он всегда с нами, как колыбель нашего духовного рождения, а не средоточие стратегически важных проливов. Тот, кто хоть раз молился в Святой Софии, никогда не забудет пролитых там слез. И возвращения утраченных святынь произойдет не вследствие роста военной мощи России, а по причине покаяния от националистического угара греков и других родственных им по этой страсти православных народов. И это неизбежно. Виталий Миндалов , публицист, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/19/nu...

Радуйтеся, три многоценныя сосуды веры, надежды и любве Богу в дар принесшия. Радуйся, Софие, яко, любве ради презельныя ко дщерем твоим, всем сердцем возжелела еси, да Царствие Божие наследуют. Радуйся, Веро, души наша верою озаряющая. Радуйся, к тихому пристанищу нас возносящая. Радуйся, Надеждо, сердца наша сладостию надежды оживляющая. Радуйся, из пучины отчаяния нас извлекающая. Радуйся, Любы, страдания и скорби наша в радость прелагающая. Радуйся, окамененная сердца наша во умиление преводящая. Радуйся, Софие, мудростию на благое нас наставляющая. Радуйся, потемненное око душ наших просвещающая. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Кондак 4 Буря ярости мучителевы нападе на тя, святая Веро, но не поколеба тя: кто бо возможет веру неодолимую подвигнути, адаманта крепчайшую, яже верных научила есть пети с тобою Богу: Аллилуйя. Икос 4 Слышащи мудрая мати дщери своя пред царем небоязненно Христа исповедающия, и глаголющия, яко того единаго желают, еже бы страдати и терпети горькия муки сладкаго ради Иисуса Христа, радовашеся вельми и моляше Бога, да укрепит я в предлежащих муках. Сие убо изволение похваляюще, первейшей дщери мудрыя матере тако воспоем: Радуйся, Веро, немилосердая биения сладчайшаго ради Иисуса сладце приемшая. Радуйся, урезанная сосца твоя, аки два крина чистоты, в жертву Господеви принесшая. Радуйся, яко от язвы твоея вместо крове млеко истече. Радуйся, яко на раскаленное железо положена была еси. Радуйся, яко в коноб кипящ ввержена сущи, нимало не опалилася еси, ниже вредилася еси. Радуйся, зной страстей наших небесною прохладою утишающая. Радуйся, огнь мучений наших в болезнех угашающая. Радуйся, знамением веры посреде напастей нас знаменающая. Радуйся, щитом веры во брани со врагом нас покрывающая. Радуйся, честную главу твою за Главу Церкве, Христа Бога, под меч радостно преклоншая. Радуйся, яко обагрением крове твоея, аки червленицею, одеяна, явилася еси очесем Безсмертнаго Жениха твоего.

http://foma.ru/akafist-vere-nadezhde-lyu...

Внизу, по периметру храма, опоясывающей лентой располагаются декоративные «полотенца» – это символическое напоминание, что храм, как бы он ни был обширен и великолепен, прообразом своим имеет иерусалимскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю. Росписи восточной части отличаются от росписей западной. Восточная посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символично осмысляется как вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время – гроб, из которого вышел Воскресший Христос. Апсида напоминает также катакомбы первых христиан, где христиане служили литургию нередко на могилах мучеников, отсюда сохранился обычай зашивать в антиминс, который полагается на престол, частичку мощей. В ранних храмах, когда алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ – Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь, в виде Оранты или восседающая с Младенцем на троне как Царица Небесная. Достаточно вспомнить образ «Богоматерь Нерушимая стена» из Софии Киевской. Позже, когда иконостас совершенно закрыл пространство апсиды от глаз молящихся и внутренность алтаря можно было созерцать только когда открываются Царские врата, место алтарного образа заняла композиция «Воскресение Христово». В алтаре совершается Евхаристия, поэтому на восточной стене естественно возникает композиция «Причащение апостолов» или «Тайная вечеря». Это по существу один и тот же сюжет, только в первом варианте дается его литургическое толкование, во втором – историческое. В некоторых храмах в алтарной части помещается композиция «Литургия св. отцов». Когда появился иконостас, сцена Евхаристии была перенесена на его фасад и располагается над Царскими вратами. Нижний ярус нередко занимали фигуры св. отцов, творцов литургии, гимнографов, богословов; они словно окружают престол, совершая литургию вместе со священником. На восточной стене, на ее плоской части, как правило, изображают Благовещение: справа архангел Гавриил, слева – Богородица (например, Св. София в Киеве XI в., Марфо-Мариинская обитель в Москве, XX в.).

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010