И вот мужественная мать начинает готовить своих любимых дочерей к мученической кончине. Упав на колени, София и дочери душой обратились к   Богу. Но не было в их словах просьбы пронести мимо сию страшную чашу! В горячей молитве просили они того, что едва может понять простой человек: чтобы Господь дал им твердости устоять в вере, мужества пострадать за Него, не дал испугаться предстоящих мук и послал сил достойно встретить смерть. Хитрый император вначале отдал мать и девочек под попечительство одной очень умной и красноречивой женщине, чтобы та, своими речами, смогла разубедить их в вере в Иисуса Христа и уговорила поклониться языческим божествам. Насколько тяжело матери было сделать выбор?! Ее убеждали пойти на хитрость, принеся богине Артемиде жертвоприношение – бросив щепотку ладана к ногам мертвой статуи. И вот – она с дочерьми на свободе! И можно уже тихо, не привлекая к себе внимания, продолжать молиться своему Богу… Но София решается на смерть – не на предательство. Наконец, твердые в вере мать и дочери предстают перед императором. Пока еще не поздно одуматься, сохранить жизнь себе и детям. Но София гонит от себя эти заманчивые мысли и обнимает своих дочек, которых вот-вот вырвут из ее рук и отправят на пытки. — Милые мои! Настал час нашей радости – вскоре мы будем рядом с Иисусом. Не жалейте о земной жизни – вас ждет жизнь небесная. Не верьте уговорам императора, покажите себя моими достойными дочерьми! И вот, Адриан забирает Веру, Надежду и Любовь от матери и начинает ласково разговаривать с ними: — Дети мои, я всей душой полюбил вас и не хочу вашей смерти! Поклонитесь нашим божествам и будьте моими дочерьми! Ожидал ли император легкой победы над слабыми девочками? Несомненно! С одной стороны – страшные муки, с другой – счастливая жизнь во дворце и мама будет жива… Как же разгневал его их ответ! — Наш отец – Господь, и мы его дети. Не нужна нам другая любовь, за него мы готовы умереть! Император впал в ярость – его милости был бы рад любой, а тут его отвергли, и кто – немощные девы! И он принимает решение пытками заставить непокорную семью отречься от своей веры. Для Софии же он придумал еще более страшное испытание   – видеть, как мучают ее родных дочерей…

http://pravmir.ru/svyatye-vera-nadezhda-...

Не только без покрывала, но и без хитона – позор для любой девушки, для любой женщины. Кроме… кроме христианок, свидетельствующих о Христе. В самой глубине своего отречения от привилегий, как жена и дочери римского гражданина, они обрели неслыханную свободу от общества, от его диктата, от его правил и стандартов. Свобода – со страждущим Христом. Их тайну со-страстия Христу раскрывают и имена мучениц – все они так или иначе, символические имена Христовы, имена Мессии Израилева. Премудрость Божия, София, издревле ассоциировалась только с Сыном Божиим. Вера – или верность Бога Израилева Своим обетованиям и Своему завету – явилась в Христе, Закланном Сыне. Надежда, или упование наше есть Христос. «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе!» — слышим мы на Всенощной. Любовь… Не Его ли Имя – Любовь ? +++ О, ткань – крещата на просвет, к плечу — плечо, без слова «нет», так проливаясь горячо, как кровь и свет. …Чернеет, щеря зев-нутро пустой проем… Он держит мир, пробит в ребро небытием. Читайте также: Вера. Надежда. Любовь. Вера, Надежда, Любовь и мать их София — когда мучениками становились дети Вера. Надежда. Любовь. София. Паломничество в Эшо Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 мая, 2018 18 апреля, 2018 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 14 февраля, 2021 30 июля, 2019 18 июля, 2019 26 января, 2019 30 сентября, 2018 17 мая, 2018 18 апреля, 2018 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vera-nadezhda-lyubov-s...

Он стоял в доме одной благочестивой вдовы по имени Софии, у которой была единственная дочь Евфимия, девица необыкновенной красоты. Мать берегла ее как зеницу ока и укрывала ее от посторонних взоров в особой комнате. Как-то воин-готфянин увидел девицу и так прельстился ее красотой, что стал просить мать ее отдать Евфимию за него замуж. София долго не хотела и слушать его. Но готфянин не переставал приставать к ней со своей просьбой, то убеждая ее ласками, то угрожая мщением. София не соглашалась. Однажды она сказала ему: «Я слышала, что у тебя дома есть жена и дети». Но готфянин стал с клятвой уверять ее, что это неправда, что у него никогда не было жены. Тогда София поколебалась. «Ты, Господи, отец сиротам и судья вдовицам, – так молилась она, – не оставь сей отроковицы! Полагаюсь на Твое промышление и отдаю дочь мою этому чужому человеку. Ты Сам будь свидетелем его клятв и обещаний». Затем София привела свою дочь и своего нового зятя в храм святых мучеников Гурия, Самона и Авива и сказала готфянину: «Возьмись рукой за раку святых мощей Христовых страстотерпцев и поклянись мне, что ты не сделаешь дочери моей никакого зла». Тот дерзновенно коснулся святых мощей и сказал: «От рук ваших, святые мученики, принимаю я отроковицу сию; будьте свидетелями, что я всегда буду оказывать ей любовь и уважение». После этого мать отроковицы успокоилась, и готфянин увез Евфимию на свою родину. Их путешествие уже близилось к концу, как готфянин вдруг забыл все клятвы свои и обещания, снял с Евфимии все дорогие одежды, одел ее в рубище и, грозя мечом, сказал ей: «Если ты хочешь остаться в живых, то не смей никому в моем доме говорить, что я женился на тебе: сказывай, что ты пленница. Дома у меня есть жена и дети, а ты будь моей рабой». Напрасно пораженная горем Евфимия упрекала жестокого готфянина в его вероломстве и обмане, напрасно напоминала ему о клятвах его перед мощами святых мучеников: он остался глух к ее мольбам. Путешествие окончилось. Они прибыли в дом готфянина. Лишь только жена его увидела Евфимию, как поняла, что это вовсе не простая пленница, и возненавидела бедную чужестранку всей душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Под давлением супруги 7 декабря 574 г. Юстин II сделал соправителем с титулом кесаря комита экскувитов Тиверия. Возлагая на него пурпурную хламиду, полусумасшедший император грустно произнес: «Да не прельщают тебя блеск этой одежды или пышность видимых тобой предметов; увлекшись ими, я незаметно подвергся тяжким наказаниям», а на стоявших поодаль придворных указал со словами: «Они-то и привели меня к тому, что ты видишь!» (Еваг., с. 265]) По окончании церемонии Юстин II обратился к кесарю: «Если ты хочешь, я существую, если не хочешь – я не существую» (Ф.Сим., с. 85]). После этого он удалился на покой, практически совсем отказавшись от участия в управлении страной и лишь изредка присутствуя на торжествах. Болезни августа, которые он считал наказанием от Бога за грехи, усиливались, хирургические операции на ногах приносили мучения, а разум все более отказывался служить ему. 26 сентября 578 г., почувствовав близость смерти, Юстин II вызвал Тиверия, передал ему венец и титул августа, а спустя восемь дней, 4 октября, умер. София (до 530 – после 600, августа в 565 – 580) Племянница Феодоры София унаследовала ее апломб и властолюбие, но, не обладая соразмерным умом и хитростью, не сумела удержаться у власти. Молва возлагала на нее ответственность за неудачи византийцев в Италии. По слухам, когда в 569 г. Юстин II, подначиваемый супругой, сместил Нарсеса, августа насмешливо предложила престарелому евнуху пост надсмотрщика за рабынями-прядильщицами в гинекее. Смертельно обиженный Нарсес в ответ пообещал ей подарить такую прялку, с которой она не справится вовек, и призвал в Италию лангобардов. Во время тяжкой болезни мужа София договорилась относительно перемирия с Хосровом I u hacmoялa на избрании соправителем василевса Тиверия, к которому была неравнодушна. Еще при жизни Юстина II она решила добиться развода Тиверия с его супругой, чтобы впоследствии женить его на себе. Овдовев, она предложила этот план новому августу, нимало не смущаясь тем, что по закону считалась его матерью. Тиверий отверг притязания Софии, равно как и ее предложение взять в жены дочь Юстина П. Вместо этого он привез по требованию народа в столицу своих жену и дочерей (тремя годами ранее София буквально выжила семью Тиверия из дворца).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но город, окружённый стенами, долго и мужественно защищался, пока не подошли на помощь ему посланные императором войска. В числе греческих воинов был один, родом гот, которому назначено было жить в доме вдовы, по имени София. Единственным утешением этой одинокой женщины была её дочь Евфимия, девица прекрасная лицом и чистая нравом. Жила Евфимия, по восточному обычаю, на женской половине дома и никогда не показывалась на улице с открытым лицом, так что воин, живший у них, долгое время и не догадывался, что у хозяйки есть дочь. Но вот как-то случайно Евфимия попалась-таки ему на глаза. Девушка понравилась воину, и стал он добиваться руки Евфимии. София же и слушать о том не желала. Выдать свою единственную, любимую дочь за случайного человека, который сегодня здесь, а завтра по приказу может уйти в некую далёкую страну, — это казалось ей большим несчастьем. Отдать своё детище чужому, практически незнакомому человеку и, может быть, никогда больше не увидеть родного, милого лица — такое было не по силам одинокой женщине. И София наотрез отказала готу. Воин разгневался. — Если ты не отдашь свою дочь за меня, — сказал он Софии, — то я не уйду отсюда без того, чтобы не наделать вам беды! — Но потом, видя, что и угрозами ничего не достигнуть, гот принялся ласками, подарками, просьбами и клятвами уговаривать женщин. — Ты увидишь, — говорил он матери, — как будет счастлива твоя дочь со мной! Я озолочу её. Все мои богатства отдам ей, она станет полной хозяйкой в моём доме. В конце концов, и угрозами, и льстивыми обещаниями готу удалось довести бедную вдову до её согласия на брак дочери. Но материнское сердце заранее предчувствовало беду, и потому в скорби своей София взмолилась к Господу: — Ты, Господи — Отец сирот и Судия вдовиц! Не оставь нас без помощи в эту минуту, когда я решаюсь доверить мою бедную дочь чужестранцу. Тебя избираю я свидетелем его клятв и обещаний. Защити моё чадо от беды и напасти! Сразу после свадьбы для Евфимии прошло несколько спокойных и, по-видимому, счастливых месяцев.

http://pravmir.ru/mucheniki-gurij-samon-...

Оставшись вдовой, София вела жизнь благочестивую, в благочестии воспитывала и дочерей своих. Вера была 12-ти, Надежда 10-ти, Любовь 9-ти лет. Дочери были послушны матери, исполняли все домашние работы и предавались молитве и чтению священных книг. Донесли императору, что София и ее дочери отвергают свою отечественную веру, а исповедуют христианскую. Император потребовал всех их к себе. Святые поняли, для чего зовут их к государю, помолились Богу о помощи пострадать за веру и без страха предстали царю. Император отправил их под надзор одной женщины. Тут св. София старалась подготовить и подкрепить дочерей к предстоящему им мученическому подвигу. «Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом с любезным Женихом своим и войдете с Ним в просветленый чертог Его. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь. Вы покажите себя истинными моими дочерями». Царь скоро потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь. Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть». Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с ней, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть. Тогда царь обратился к Надежде; та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимой среди мучений. Простившись с матерью и сестрой и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», скончалась под мечом. Царь начал ласкать девятилетнюю Любовь, но она смело отвергла его ласки. Царь приказал посадить отроковицу в разожженную печь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скрепя сердце, София спрашивает его: – А как живёт Евфимия, дочь моя? – Она, матушка, шлёт Вам поклон низкий, – улыбаясь, отвечает готф. – А как её здоровье? – Отличное! – А что она поделывает? – Нянчит и играет с вашей внучкой. – Ах ты, негодяй такой, убийца, разбойник, злодей! – вне себя вскричала София. – Ты обманул мать, убил мою дочь, отравил её младенца. Не побоялся Бога и свв. мучеников Гурия, Самона и Авива. Да накажет тебя Пра­ведный Суд Божий и суд человеческий. При этих словах София открыла занавеску – и вот Евфимия предста­ла пред готфом. – Обманщик, безбожник, клятвопреступник, – сказала Евфимия, глядя прямо в лицо растерявшемуся готфянину, – настал конец твоей лжи и твоему нечестию. Да воздаст тебе за все Бог!.. Затем обо всем этом деле заявлено было церковным и военным властям. Готф был немедленно судим по всей строгости закона и, наконец, нашёл себе возмездие на плахе. «Мне отмщение, – сказал Господь, – Аз воздам!» Это сладострастнику суд без милости. Но Господь всех зовёт к покаянию. Зовёт Он и идолопоклонников блудной жизни и нечестия. Рай в один час Не говори, что жизнь – игрушка В руках бессмысленной судьбы, Беспечной глупости пирушка И яд сомнений и борьбы. Нет! Жизнь – разумное стремленье Туда, где вечный свет горит, Где человек – венец творенья, Над миром высоко царит. (С. Я. Надсон) Жизнь без тревог – лишь прозябенье, Жизнь без мучений – пустота; Тревоги – жизни обаянье, Мученье – жизни красота. Нет без тревог успокоенья, И без мученья нет отрад, А без отрад – отдохновенья, Земная жизнь была бы ад. О жизнь! Чем больше в ней мучений, Тревог, сомнений и забот, Тем больше в ней и наслаждений, Отрады, счастья и красот. Богатая молодая вдова Аглаида проводит свою жизнь роскошно. Она ничем себя не стесняет. Ни в чем себе не отказывает. Потеряв всякое приличие и стыд, она сделала своим «мужем» любовника Вонифатия, который Хоть и был не дворянин, Слуги место занимал, И вдовою сладострастной Он, как муж, овладевал. Аглаида хотя и была знатной матроной Рима, однако была предана Вонифатию без предела и проводила с ним жизнь распутную. Благодаря такой близости к госпоже, Вонифатий имел большое влияние в её дворе и распоряжался всеми слугами и всем имуществом знатной и богатой римлянки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Спустя короткое время эта огромная сила, несказанная, необъяснимая, которая скрыта в мощах святых мучеников, вновь проявила себя, отомстив, как это следовало. Справедливость восстала против лжи и коварства этого гота. По велению Бога, сам того не желая, пришел он в Эдессу с одним военачальником, который был послан туда царем, чтобы защитить эту страну от персидских и гуннских врагов, вставших против нее войною. И как пойман был фараон в Красном море, так и он оказался пойман в ловушку, которая была скрыта. И направил Бог его вероломство на его голову; и в яму, которую вырыл, сам он свалился; и сетью сокрытой был пойман. Клятвой своей пренебрег, поручительство мучеников святых он презрел, и сердце при этом осталось спокойно. И справедливость привела к тому, что в стране, где он клятвы презрел и был вероломен, тем был наказан и местью отмщен за ложь. В один из дней вероломный гот шел по улице города. И увидел его один человек из числа соседей Евфимии и Софии, и заговорил с ним. Поскольку злонамеренный гот был озабочен, он не узнал этого человека, не задержался с ним, чтобы поговорить, как бы следовало поговорить с ним, а отнесся к нему невнимательно, поговорил небрежно и поспешил уйти. А сосед Софии и Евфимии, который узнал гота, тотчас же отправился к ним домой и сообщил: «Сегодня я видел этого вероломного и злонамеренного, который сделал вам столько зла, и говорил с ним! Разоблачите его и поступите, как в таком случае подобает!» Они же, Евфимия и София, тотчас собрали соседей и всех своих близких и вместе решили: пусть никто не откроет ему, что Евфимия, дочь Софии, вернулась на родину. И прилагали большие усилия, чтоб отыскать этого гота, а когда нашли его, говорили с ним приветливо, (чтобы не насторожить): «В доме тещи твоей тебе следует поселиться. Все это время она сильно беспокоилась за вас. Ей так хочется повидать тебя, расспросить о своей дочери!» Так усердно старались они выказать ему любовь свою, чтоб заманить его в дом Софии. Она же, София, спрятала свою дочь в одной из комнат внутри дома, дабы сразу же, в самый первый момент, он не увидел ее, чтобы вся ложь и вероломство его были открыты. И пришли все соседи и близкие в дом Софии, и собрались вокруг этого гота, а София, теща его, начала его спрашивать, говоря ему: «Как ты поживаешь и как поживает моя дочь Евфимия? Как прошло ваше путешествие? Кто родился у вас, девочка или мальчик? Я так беспокоилась за вас обоих, потому что была вдали от моей дочери. Я думала, что вам предстоит изнурительный путь и что дочь моя не перенесет трудностей этого путешествия».

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Точно так же и человек, умерщвляемый другими, не обладает властью над собственной душой и не может перед убийцами сказать о своей душе: имею власть положить ее , ибо в данном случае должен будет он положить свою душу, отнюдь того не желая. Только Господь Иисус мог сказать это, то есть имею власть положить ее , в присутствии иудеев, Своих убийц. Обладая такой властью, мог Он одним-единственным чудом, вовсе для Себя не трудным, сделать так, чтобы все иудеи погибли еще до того, как пригвоздят Его ко кресту. Однако наперед взирал Он на спасительные плоды Своей смерти и потому добровольно предал Себя на убиение. И власть имею опять принять ее . Этими словами предвещает Он Свое воскресение. Следовательно, Господь и умер, и воскрес по Своей Божественной власти. О Господи всемогущий и человеколюбивый, как дивно устроил Ты человеческое спасение по Своей Божественной силе и любви! Помоги нам принять и усвоить это спасение, и паки молимся – помоги. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 17 сентября 1. Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София . Жили и пострадали они в Риме в правление императора Адриана. Премудрая София, как свидетельствует о сем и ее имя («софия» – «премудрость»), оставшись вдовой и будучи христианкой, прочно утвердила в Христовой вере и себя, и своих дочерей. В то время, когда рука мучителя-Адриана простерлась на добродетельный дом Софии, Вере было 12 лет, Надежде 10, а Любови 9. Выведенные пред царя, они все вчетвером, держась за руки, «как сплетенный венец», смиренно, но [вместе с тем] решительно исповедали они веру во Владыку Христа, отказавшись приносить жертвы языческой богине Артемиде. Перед мучениями мать своими увещаниями укрепляла дочерей, чтобы выстояли они до конца. «Ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, – это вечное здравие, неизреченная красота и бессмертная жизнь. И когда ваши тела будут умерщвлены в муках, Он облечет вас в нетление, и причиненные вам раны воссияют на небе, как звезды». Одну за другой подвергал мучитель лютым истязаниям: сначала Веру, затем Надежду и наконец Любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Царь, по обычаю, спросил Софию о роде ее, имени и вере. Рассказав о себе все и дойдя до вопроса о вере, София сказала, что она христианка, и тут же начала излагать догма­ты своей веры, указывая на Христа как на единственного Спасителя мира. Пораженный мужеством и мудростью Со­фии, Адриан повелел отослать ее с детьми к ученой женщине Палладии, надеясь, что та сумеет уговорить их отречься от Христа. Но Палладия оказалась благородной женщиной и не мешала матери пребывать с детьми на­едине. Она прекрасно сознавала грозящую им опасность и, восхищаясь их твердостью в ве­ре, всячески старалась скрасить последние дни маленьких девочек и их самоотвержен- — ной матери. София раньше никогда не говорила детям о том, что за веру во Христа им, может быть, придется страдать. Ей казалось, что они слиш­ком малы и не поймут, для чего нужны эти страдания. Но теперь пришло время говорить об этом, чтобы укрепить в детях мужество. — Дети мои милые, — говорила София, — настало время вашего подвига! Покажите вашу твердую веру в Господа, вашу надежду на Него и вашу любовь к Нему! Деточки мои любимые, ради спасения души вашей не пощадите тела вашего, примите уготованные вам муки, как не пощадил ради вас тела Своего и приял муку смертную Господь и Бог наш! Не жалейте ва­шей красоты! Когда она будет отнята муками, Христос украсит вас небесной красотою. Дети мои любимые! Не дайте обмануть се­бя лживыми словами. Будет царь к вам лас­ков и много подарков наобещает, но вы не поддавайтесь его льстивым речам. Все зем­ные радости подобны пыли: дунет ветерок — и все исчезнет. Знайте, дети мои, что не оставлю я вас ни на минуту, пребуду с вами в часы страданий ваших, неотступно молясь за вас Господу. Вспомните, детки мои, все труды мои: как учила я вас страху Божию, как ходила за вами во время болезней ваших, — и утешьте теперь старость мою мужественным исповеданием! В том будет мне веселие и радость, честь и слава, если смогу назваться матерью муче­ниц. Тогда возрадуется душа моя и утешится старость моя. Тогда и вы будете истинными детьми моими, когда будете послушны мне до конца.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010