– Господин, – сказал, – я издалека, но наслышан о тебе. Прими меня в свой дом. Я буду на тебя работать и питаться крошками с твоего стола. Евфимий посмотрел на него, сказал философу: – У меня некогда был сын. Глаза этого странника так же широко расставлены, как у него. Да, но того, наверно, нет в живых. Мои рабы не могли его найти. И, обратившись к Алексею, разрешил остаться. А потом в грустной сосредоточенности проследовал с философом к своему домику у Тибра. – Мой сын был очень чистым и хорошим юношей. Но не хватало ему чувства меры. Вот так-то, друг мой. Я богат, знатен, но с тех пор, как Алексей ушел, как умерла жена, мне остается только отводить душу в чтении да разговорах с людьми вроде тебя. А в это время Алексей шел по другой дорожке сада. И не очень удивился, когда из-за куста азалий показалась перед ним высокая фигура женщины с широкими плечами и тяжеловатой поступью полных ног. Все те же были темные прохладные глаза с сине-оранжевым зрачком, но в черных волосах седины. Она была одета строго и богато. Увидев Алексея, вдруг остановилась. То ли хотела вскрикнуть – овладела собой, побледнела. А потом низко поклонилась. – Это ты. Я знаю. И я знала – ты придешь. Алексей посмотрел на нее. – Ты все так же прекрасна. Отец не узнал меня. А ты так мало меня видела. Как ты могла узнать? Евлалия села на скамейку. – Мне ли не узнать! – Да, я узнал бы тебя тоже, где б ни встретил и в каком бы виде. Евлалия подняла голову. – У тебя слезы? Алексей, у тебя на глазах слезы? Через несколько времени он сидел с ней рядом на скамейке, как всегда покойный. Говорил негромким, ровным голосом. – Слушай, Евлалия. Семнадцать лет назад я ушел от тебя и из этого дома. Так повелел Господь. Мне не дано было семейной жизни. Я жил нищим в храме Богородицы. И я молился. Я видел бедных и богатых, злых и добрых, святость и безумие. И мне был дан знак уйти оттуда. Я хотел отплыть в Таре. Пречистая привела меня на родину. Я знаю, ты верна мне, ты все прежняя Евлалия, и ты должна молчать. Ты никому не скажешь, кто я. Помни, ныне я последний здесь, я буду делать черную работу, никому не может быть трудней, чем мне.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

6. Редактор „Авелланы” был, несомненно, типом ученого-коллекционера, собирателя и списывателя рукописей, выискивавшего в этой области все новое, ему неизвестное и у него еще не имеющееся. Собиратель этот имел у себя большие собрания рукописей и списков с них. Точно таким же был и Рустик, как об этом свидетельствует вся его деятельность по изданию актов Ефесского и Халкидонского соборов. 7. Собрания „Авелланы” должны были дополнить и продолжить коллекции ее редактора. А Рустику, издавшему деяния III Вселенского собора, послеефесские акты и деяния Халкидонского собора, естественно было готовить и издание послехалкидонских актов, чем в действительности и являются документы „Авелланы”. 8. Редактор „Авелланы” включил в свой сборник существовавшие уже до него две группы документов по делу раскола Урсина и Евлалия Оба этих раскола в Римской Церкви, как известно, были борьбой римских диаконов против пап (Феликса и Урсина против Либерия и Дамаса в 355—367 гг. и Евлалия против Бонифатия в 418—419 гг.) и окончились изгнанием диаконов (Урсина и Евлалия) силой государственной власти по требованию пап (Дамаса и Бонифатия).   В совершенно аналогичном положении очутился и Рустик; он — диакон Римской Церкви за борьбу против папы (Вигилия) был сослан государственной властью (Юстинианом) по требованию папы. Естественно, у Рустика должен был быть интерес к Урсину и Евлалию и, таким образом, между интересом редактора „Авелланы” к этому делу и естественным у Рустика интересом полное совпадение. 9. Редактор „Авелланы” из писем папы Льва I включил в свой сборник только пять (от 17 июня и 18 августа 460 г. — два в Константинополь — имп. Льву I и патр. Акакию и три в Александрию и Египет). Содержание их целиком относится к смещению с Александрийской кафедры Тимофея Элура и замене его Тимофеем Салофакиолом. Как было уже сказано выше (стр. 118), этих писем нигде нет, кроме „Авелланы”. Мало того, все известные нам до сих пор письма папы Льва I хронологически не выступают за пределы 17 августа 458 г. А списки писем Льва I очень многочисленны и собрания их восходят еще к жизни самого папы. Ясно, что редактор „Авелланы” внес эти пять писем в свой „Сборник” как нечто еще ему не известное, как дополнение того, что уже было у него или в других сборниках.   Между тем, в Collectio Casinensis, содержащей Synodici Рустика, имеется собрание писем папы Льва, очень редкое и на другие сборники писем этого папы совершенно не похожее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

Трепетаньем света, легкого и зыбкого, знойно-прозрачного, был полон воздух. Сверкали струи в Тибре. Камыши клонились и вздымались. И струило над домами, и дворцами, и садами Рима. Кое-где плавился золотой шпиц. Ослепительный послеполудень… Алексей остановился. Загляделся на двух бабочек, белую, желтую, круживших над шиповником, ветер то наносил, то вновь откидывал их. Потом взор отошел на мутно-златистую рябь реки, ерошившуюся чешуей, поднял глаза, и точно воздух стал еще светлее, вокруг все наполнялось ослепительным сиянием. Знакомое, то чувство, что испытывал и раньше, но стократ сильнее, залило его. Он перехватил грудью воздух. Закрыл глаза и в светлой мгле с медленно плывущими точками так ясно ощутил, что с ним и в нем Тот, Некий, кого знал и ранее. Мгновение – показалось, он сейчас уж перейдет, не выдержит. Но стало легче. Он открыл глаза. В голове шум. Те же кипарисы, Тибр, камыши, свет, жара, лишь он другой. Он медленно шел назад, к гостям. И когда проходил мимо любимого своего фонтана: два обнявшихся мраморных ребенка, из губ их струйками бежит вода, – все показалось дальним, точно бы подводным. Близко к полуночи Алексея привели в спальню. У изголовья постели, убранной красными гвоздиками, курились, потрескивая, голубоватые огни. Из другой двери вошла Евлалия. За ней был слышен шепот, тихий смех подруг. Потом все смолкло. Они остались одни. Евлалия села на постель, сложила руки на коленях и не подымала глаз. Тонкая жилка билась в углублении между ключицами. Алексей подошел к ней, опустился и поцеловал руку. Полная нагая нога в сандалии чуть не касалась его губ. Евлалия покраснела. Подняла руку и погладила огромный затылок Алексея. Мучительно прекрасна была она для него. – Лучше тебя никого нет, – сказал. – Нет и не будет. И тогда увидел ее глаза. Психея с нежностью, сквозь синеву, смотрела на него. – Но я не могу с тобой остаться. Я должен уйти отсюда. Психея подняла слегка голову. Широкие ее плечи выразили недоумение. – Прости меня, – продолжал Алексей. – Быть может, я и оскорбил тебя. Но я не понимаю. А теперь Бог позвал, и я иной. Я люблю тебя, но не могу быть твоим мужем. Я не буду ничьим мужем. Я ухожу.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Таких случаев его чада припоминали множество… Мы разговариваем с дочерью Федосеевых Елизаветой, которая теперь монашествует, имеет в постриге имя Евлалия. Первый раз мы встретились в церкви «12 апостолов». Она встретила меня недоверчиво – какая-то незнакомая женщина, расспрашивает: кто знает, что у нее на уме. Матушка Евлалия даже звонила Дусе Бардиной, спрашивала, – «приходили ли к тебе?» Второй раз встреча была уже иная. Во-первых, меня привела к ней хорошая ее подруга, просфорница Нина; во-вторых, я пришла уже с напечатанными первыми главами о Старце. И мать Евлалия смотрела на меня с детской радостью. Как же, ведь о ее дорогом Старчике теперь пишут, и люди узнают о нем! – Матушка, – говорю я, – хоть что-нибудь вы сами помните о Старце? – Ох, что я там помню! Глупые мы были, молодые. Мамашка часто посылала – чуть что случится, так к батюшке бегом. Ну, сбегаешь, спросишь и бежишь обратно. – А с мамой-то вы что, не ходили? – Ну как же, ходила. Но не очень любила, слишком уж долго молились у него. Поначалу было очень скучно. Вдруг лицо матушки оживилось. Она явно вспомнила что-то забавное. – Вот, помню! Мне уж лет 18–19 было. Как-то мамашенька говорит: «Пойдём к батюшке», а я в ответ: «Да ну его! Ему ручки целовать надо!». Но всё же пошла. Вот, подходим к дому, а батюшка на скамеечке сидит с Григорием Ивановичем. Увидел меня, толк Григория Ивановича в бок и говорит: «Гриш, а Гриш! Глянь-ка!», а сам лицо свое скривил и свою руку чмокнет, отвернется и сплюнет, потом опять чмокнет, отвернётся и сплюнет. А на меня как поглядит, так и смеется. Это он, значит, мои-то слова изображает. Я прямо приросла к земле, вся красная стою! Вот как с ним бывало! – Матушка, в как Старец в Мясново попал, знаете? Матушка подумала немного, а потом рассказала, что друг заветный Старца, Алексей Иванович (помните, в Оптину с ним ходил?) купил дом. В одной половине сам жил, а другую отдал Старцу с Григорием Ивановичем. – Матушка, а вы долго в церкви работали? – Тридцать три года! – Матушка произнесла это медленно, значительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он лучше и счастливей чувствовал себя на убогом холме Эсквилина, в смиренной церковке св. Пуденцианы на вечерне или за стенами Рима нежной зарей в виноградниках и кипарисах катакомб. Кто-то был с ним, светлый и таинственно-великий. Свечи золотистее теплились в церкви, обольстительней алела тучка на закате. Возвращался он легким и радостным. – Хороший юноша растет у нас, – говорил жене Евфимий, – но слишком он далек от жизни. Аглая успокаивала: – Женится, будет семья, все наладится. В дородности и красоте своей она считала, что жена, дети, спальня и столовая все одолеют. И принимала меры. Цвели персики и миндаль, по голубому небу римскому неслись пухло-рваные, белые облачка, когда в портике своего сада, в тонком узоре теней от молодых померанцевых деревьев увидал Алексей Евлалию. Девушка шла с матерью и Аглаей. Была довольно высока, широкоплеча, ночной черноты волосы, синие глаза. Держалась строго и покойно. Алексей рассмотрел крепкий очерк лица с завитками волос, глубокую впадину между ключицами, несколько полные и тяжеловатые ноги. Он ничего не нашелся сказать ей. Видел только, как на него поднялись два синих глаза с оранжевым ободком на зрачке и посмотрели внимательно. Сладкой прохладой на него пахнуло. И сердце слегка поплыло. Вечером в церкви св. Пуденцианы он был особенно счастлив. Даже когда закрывал, молясь, тонкие веки, что-то сияло сквозь них. Дома его подозвал отец. – Нравится тебе эта девушка? Алексей слегка побледнел. Опустил глаза, пробормотал что-то невнятное. – Ну вот, – говорил позже, в спальне, укладываясь на ночь, жене Евфимий, – видишь, я никогда не ошибаюсь. Разве не говорил я, что Евлалия непременно ему нравится? И покойный, довольный, лег на свое ложе – многие годы делил он его с Аглаей. Приятно было, что Алексею нашел тоже жену, и хорошую. Оставит ему состояние, дом. Жизнь его будет приятна, легка, как его собственная. Евлалию также спросила о женихе мать. Та немного задумалась и вздохнула. – Да, это странный… и необыкновенный юноша. III По вечерам, перед сном, Алексей молился. Призывал, как с детства был приучен, силы добрые на отца, мать, себя, близких, не забывал даже маленького, сморщенного Хариакиса. Поминал умерших. И заканчивал молитвой о Риме, о своем народе. Теперь ко всему этому прибавилось имя Евлалия – тихо и с нежностью.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Евлалия поцеловала ему руку. – Я всегда знала: ты святой. Ты пришел спасать родину и нас всех. Да, я знаю. Я верна тебе. VII Аглая умерла давно, и в управлении всем домом место ее заняла Евлалия. Она легко усвоила спокойную серьезность и внушительность предшественницы. Но теперь низший раб хозяйства был собственный ее муж. Никто не знал об этом. Может быть, Аглая и узнала бы его. Но у других не было к нему любви – его не замечали. Потому ли, что напомнил отцу смутно сына, Алексей вначале получал кушанье со стола Евфимия и был предложен даже ему услужающий. Он отказался. Мыл посуду, таскал воду, подметал, выносил нечистоты и у каждого старался взять труднейшую работу, облегчить кого возможно. Всех называл братьями. Ухаживал за больными, заступался за детей и слабых. Сам чинил одежду, спал в бывшей собачьей конуре на досках. Из рабов некоторые удивлялись на него. Большинство смеялось и негодовало. – Вольный, а туда же лезет, в нашу шкуру. Дурачок, наверное, зашибленный. – Не дурачок, а просто он прикидывается. Вот посмотрите, стащит что-нибудь, сбежит, а мы останемся в ответе. И его дразнили, случалось, и обливали помоями. Когда уходил в конуру, дети собирались вокруг, лаяли, кричали: – Выходи, дам косточку! Евлалии он не позволял заступаться за себя. Она и понимала его, и не могла спокойно видеть все. Ночью, потихоньку, приходила к конуре, плакала и целовала его руки. Потом шла к себе в спальню, и служанка думала, что она бегает к любовнику. А она медленно сгорала. Раб засыпал, с влажными глазами и душой легкой. Он видел ее синие зрачки, милый стан широкоплечий, ногу полную, весь облик, с юности чудесный. Но и менялся самый облик. С удивлением замечал Евфимий: все беднее, строже стала она одеваться, отпустила на свободу несколько своих рабынь, питалась хуже, меньше занималась по хозяйству, чаще уходила одна в город – там, в приходе св. Пуденцианы, завелись у ней особые друзья. – Дочь, – говорил Евфимий, – ты начинаешь увлекаться. Я понимаю доброту и помощь неимущим, я и сам, сколько могу, помогаю. Но во всем мера. Вспомни бедного твоего мужа. Оттого он и погиб, что не знал меры.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Всякому приятно стремление к одной какой–нибудь добродетели. По причине множества обителей много и способов приобретать их. Но к чему описывать мне подробно? Они шествуют тесным путем, которым идут здесь немногие из людей; они входят скорбными вратами, куда со многими трудами вступают добрые. Таково достояние Христово, такой плод Своих страданий Христос приносит от земли Отцу! Это опора слова, слава людей, основание мира, уподобляющееся небесным лепотам! Их род и для меня светоносен. Пусть зависть выплачет себе глаза! Тебя же прошу иметь к ним доброе расположение. Во–первых, полюби кроткаго Кледония, который живет для бедных и в дар Христу принес все, но прежде всего — самого себя, а потом уже и то, что приобрел, — принес, ничего не оставив для земной жизни. Это жемчужина между дорогими камнями; это утренняя звезда между звездами; это весна между временами года; это роза между растениями. Украшаясь некогда славою при дворе царя земного, он еще большую славу имеет в нашей ограде, потому что предстоит Царю Христу. Полюби Евлалия, который многим превосходит сверстников своих. Его, как бы лишеннаго своей половины, оставил великий и могучий брат Елладий, отлетев в тот лик, в котором желал быть; сам же он остался здесь один, ничего уже не находя лучше своего Елладия, и имеет попечение о матери, которая удручена тяжкою болезнию и едва сохраняет в себе несколько росинок жизни. Но изобразить эту женщину — потребовалось бы обширное слово; довольно сказать коротко: она матерь Елладия и Евлалия. Не тебе дал Бог Картерия; но и его сделаешь своим друг, чрез благорасположение к товарищам, и этого, говорю, Картерия, котораго ждет великая слава на небесах, потому что духом всегда он возвышен над плотию. Будь снисходителен и к великому Никомиду, если только услышишь о нем. Он смертную жизнь посвятил небесной, поревновал о древней жертве великаго Отца Авраама, освятив Богу двоих чад, добровольно поспешающих на священное жертвоприношение, и супружество сделал добрым, и постарался о венцах, как супружеской, так и безбрачной жизни, не земле предоставил перстныя свои отрасли, но чтобы, отрешившись от сея жизни, всецело перейдти в горнюю землю, свой класс (этот плод отличнейший в кругу мужей и жен, то есть любезнаго сына в кругу мужей, и дщерь в кругу жен) вписал в наши лики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В древние времена только еврейский народ мог так могущественно влиять на жизнь всего человечества. Воистину, Иафет вселился в шатры Симовы . скрыть способы оплаты Комментарии Мария 6 января 2014, 00:07 Спаси Господи, Вас отец Андрей, за Вашу холодную, умную и верную голову во время майдана, за Ваши комментарии Василий 4 февраля 2011, 15:27 И как понимать фразу " гуманным отношение к животным не может и не должно быть " ? Представляю, как за нее уцепятся различные живодеры, вроде тех, что стреляли в Московском зоопарке по белому медведю. Конечно, дело не должно доходить до того, чтобы о животных заботились больше, чем о людях, но ни в коем случае нельзя впадать и в противоположную крайность. Вспомните традиционное отношение русских крестьян к скотине, особенно к корове. студент 18 ноября 2010, 11:16 Я имел в виду последние Литургии на земле Богородицы . студент 12 ноября 2010, 15:46 Евлалии : С теми европейцами , которые в последние времена вспомнят о горе Афон , точно всё будет хоккей Евлалия 11 ноября 2010, 16:55 Евлалия - студенту: Принимаю это объяснения. Как и апостол Павел напоминал, что еврейский народ неотступно, по слову Божию будет избранным. И когда этот народ обратится ко Христу приблизится Второе Пришествие. Может быть что-то подобное будет ис Иафетом - европейцем? студент 7 ноября 2010, 22:26 Евлалия: " Вот она - загадка, вот он творческий вызов уж богословам-то прежде всего - почему же Иафет вселился в шатры Симовы? " о.Андрей же говорил об этом ранее : Отец благословил сыновей , метафизика же родительского благословения такова , что Бог потом исполняет сказанное . Слово живёт . Игорь 3 ноября 2010, 20:25 Извините.Цитата из книги " Достоевский о Европе и славянстве " преподобного Иустина Поповича, конечно.Прошу прощения Игорь 3 ноября 2010, 18:56 С чем еще можно сравнить славянскую веру в Бога и европейскую в человека.Недавно прочитал житие святого Феодора Едесского.Зацепило.Два брата пустынника.Один перепрыгивает через груду золота, второй подбирает и строит монастырь, внутренне гордясь своим умом и умением распорядиться деньгами.Но Ангел, до сих пор постоянно являвшийся " умному " брату говорит, что " ты больше не увидишь в этой жизни ни меня, ни брата " до тех пор пока не покаешься.Он покаялся, Европа - нет.Поэтому Европа, не видя своего славянского брата, пытается уничтожить его, в слепую, остервенело, безуспешно (храни Бог Сербию).За то, что своего Ангела славянский мир видит постоянно.

http://pravoslavie.ru/42396.html

Очень благоговейно относилась к Причастию. Договорились, что придет священник. А Евлалия Михайловна отказывается: “Нет, я не готова”. Все в растерянности… Для нее это было великое Таинство. Помню, готовилась к исповеди, еще нам дала почитать свои грехи, написанные на бумаге: вдруг что забыла. Советовалась, как правильно назвать грех. «Перед ее смертью так бывало: она без сознания, нам уходить, и тут она поднимала руку – нас благословить» Была такая традиция: перед тем, как кому-то уходить, благословляла – крестила. При этом читала молитвы, обращенные к святому ангелу-хранителю, святителю Николаю и другим святым, поэтому благословение порой длилось три-пять минут. И перед смертью так было: она без сознания, нам уходить, и она поднимала руку – благословить. Помнила все дни рождения, именины и дни рождения моих родителей. Подписывала всем поздравительные открытки. Обращалась к адресатам так: милая, незабвенная. Всегда за всех молилась. Скажет: “Лидочка, когда ты не успеваешь молиться, не переживай – я молюсь”. Прочитывала за нас вечернее и утреннее правило. В каждой молитве перечисляла наши имена: Боже, очисти нас грешных: Лидию, Раису. Фотинию, Ирину и т.д. И обязательно тебе в дорогу читает Канон ангелу-хранителю. Только дверь закроется, слышишь, как Евлалия Михайловна уже начала молиться. Мы все эти годы жили как под молитвенным ее покровом». Кстати, молитвослов Феодора Тобольского Евлалия Михайловна передала в храм Михаила Архангела, и его копия оказалась и у меня. Вот так незримо соединились две эпохи и в моей судьбе. «Бессознательно лежала, но как придет священник – приходила в сознание: надо причащаться, – рассказывает Борис Степанович Харитонцев. – Собрались монахиня Ксения, Павла, Аникита и Фотия, стали петь молитвы. Пока разговариваем – всё нормально. Только начинаем молиться – перед смертью, глаза закрыты, – а она начинает светиться. Воистину вот так Дух оживотворяет. Она к каждому относилась по-разному. И у каждого свое видела и о каждом по-своему молилась. Мы же все время к ней с просьбами обращались. Каждый чувствовал, что мое место в ее душе никто не займет. Мы все становились близкими. Она была исповедницей, но исповедовала ненавязчиво. Спокойно, ровно. Никогда не учила. Было видно, что у нее это от души. Как мать ребенка наставляет. Мы были молодые, она старушкой, но мы не чувствовали разницы. Вокруг нее была одна семья. Родство духовное. В любой момент – нас всегда там ждут. Этот свет теперь на всю жизнь».

http://pravoslavie.ru/108503.html

Всякому приятно стремление к одной какойнибудь добродетели. 110. По причине множества обителей много и способов приобретать их. Но к чему описывать мне подробно? Они шествуют тесным путем, которым идут здесь не многие из людей; они входят скорбными вратами, куда со многими трудами вступают добрые. 115. Таково достояние Христово, такой плод Своих страданий Христос приносит от земли Отцу! Это опора слова, слава людей, основание мира, уподобляющееся небесным красотам! Их род и для меня светоносен. 120. Пусть зависть выплачет себе глаза! Тебя же прошу иметь к ним доброе расположение. Вопервых, полюби кроткого Кледония, который живет для бедных и в дар Христу принес все, но прежде всего самого себя, а потом уже и то, что приобрел, – принес, ничего не оставив для земной жизни. 125. Это жемчужина между дорогими камнями; это утренняя звезда между звездами; это весна между временами года; это роза между растениями. Украшаясь некогда славой при дворе царя земного, он еще большую славу имеет в нашей ограде, потому что предстоит Царю Христу. 130. Полюби Евлалия, который многим превосходит сверстников своих. Его, как бы лишенного своей половины, оставил великий и могучий брат Елладий, отлетев в тот лик, в котором желал быть; сам же он остался здесь один, ничего уже не находя лучше своего Елладия, 135. и имеет попечение о матери, которая удручена тяжкой болезнью и едва сохраняет в себе несколько росинок жизни. Но изобразить эту женщину – потребовалось бы обширное слово; довольно сказать коротко: она матерь Елладия и Евлалия. Не тебе дал Бог Картерия, но и его сделаешь своим, друг, 140. чрез благорасположение к товарищам, и этого, говорю, Картерия, которого ждет великая слава на небесах, потому что духом всегда он возвышен над плотью. Будь снисходителен и к великому Никомиду, если только услышишь о нем. Он смертную жизнь посвятил небесной, 145. поревновал о древней жертве великого отца Авраама, освятив Богу двоих чад, добровольно поспешающих на священное жертвоприношение, и супружество сделал добрым, и постарался о венцах как супружеской, так и безбрачной жизни, не земле предоставил перстные свои отрасли, но чтобы, 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010