В IV в. почитание Е. распространилось на всем Пиренейском п-ове, о чем свидетельствуют как пример Пруденция, к-рый происходил из Тарраконской Испании, так и надписи в честь мученицы, обнаруженные на территории провинций Лузитания и Бетика. Наиболее ранние упоминания о базилике Е., построенной над могилой мученицы, содержатся в гимнах Пруденция и в хронике Идация, еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавеш, Португалия). Еп. Идаций († ок. 468) под 429 г. упоминает о гибели некоего вандала, посягнувшего на гробницу Е., а под 456 г. сообщает о видении мученицы кор. вестготов Теодориху II (453-466), к-рый намеревался разграбить Эмериту ( Hydat. Chron. 90, 182). По данным археологических раскопок, в IV в. над могилой Е. был возведен прямоугольный в плане мартирий с апсидой и крытой папертью. В 1-й пол. V в. на месте мартирия была сооружена монументальная 3-нефная базилика, ставшая центром паломничества. В храме находилась усыпальница епископов Эмериты. Ок. 560 г. по повелению свт. Фиделия базилику перестроили. При свт. Масоне (ок. 570 - ок. 606) по молитвам к Е. Лузитания была избавлена от эпидемии. Свт. Масона основал в Эмерите больницу (xenodochium), медицинскую службу для паломников, в базилике Е. разрешил выдавать денежные кредиты. По повелению вестготского кор. Леовигильда (569-586) особая комиссия расследовала обстоятельства конфликта между православными и арианами за владение базиликой и отдала ее православным. После этого король приказал Масоне передать арианскому еп. Сунне тунику Е., однако тот отказался выдать святыню, за что был изгнан (582), но через 3 года возвращен на кафедру после того, как королю явилась Е. Сохранился гимн мученице, приписываемый свт. Исидору Гиспальскому (Севильскому) и впосл. вошедший в состав литургии испано-мосарабского обряда (Laudem beatae Eulaliae). После захвата Эмериты араб. полководцем Мусой ибн Нусайром (713) богослужения в базилике Е. прекратились, храм был заброшен и начал разрушаться. По повелению кор. Сило (774-783) мощи Е. были перенесены в Астурию, в королевскую резиденцию (ныне сел. Сантьянес, близ Правии). Там был сооружен храм в честь св. Иоанна, в к-рый были положены мощи мученицы. Кор. Астурии Альфонс II (791-842) перенес резиденцию в г. Овьедо. Мощи Е. были помещены в дворцовую часовню св. Михаила (Камара Санта), впосл. ставшая частью кафедрального собора Спасителя. Кор. Леона Альфонс VI велел поместить мощи в серебряный реликварий (1075). Е. стала наиболее почитаемой в Астурии святой. С 1617 г. в Овьедо действовало братство, основанное в честь мученицы. В 1639 г. Е. была объявлена покровительницей города и еп-ства Овьедо. К кафедральному собору пристроили капеллу в стиле платереско, куда перенесли мощи мученицы.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Недавно в наши святцы было внесено имя святой мученицы Виктории Кордубской, которая, по преданию, пострадала вместе со святым Ацисклом b IV-oм веке. Однако если об Ацискле есть свидетельства IV-oro века, и в его честь в Кордобе был храм (к середине VI-oro века уже оскверненный), то имя Виктории появляется рядом с именем Ацискла лишь b IX-oм веке, а житие и вовсе относится к Х-ому. Таким образом, бóльшая часть ученых с сомнением относятся к историчности Виктории, считая, что она или является «национализированной» испанцами африканской мученицей, или «родилась» в результате совпадения в одном слове личного имени Victoria и мученической победы, или же она — одноименная восточная святая, чья память, согласно «Мартирологию Иеронима», праздновалась также 18 ноября. Что касается святых Евлалии и Леокадии — в их жизни и подвиге не может быть никаких сомнений. Двенадцатилетнюю Евлалию родители спасали от гонений в деревне, но она сама пришла в город и бросила вызов правителю. Гонение на христиан для нее было гонением на Христа, и она с радостью и спокойствием приняла мученическую кончину. Над ее гробницей вскоре строится храм. Ее подвиг описывает Пруденций в Перистефаноне (начало V века), ей посвящает проповедь блаженный Августин, она быстро становится одной из самых почитаемых мучениц в Европе. Святая Леокадия, как и святая Евлалия, приняла мученическую кончину ок. 302 года; она скончалась в заключении. По преданию, на одном из камней она нацарапала крест, и молилась перед ним; этот камень хранится, вместе с ее мощами, в соборе Толедо. Первый храм на месте ее погребения был построен b IV beke; здесь прошли IV, V u VI Толедские соборы. Когда началось нашествие арабов-мусульман, ее мощи были перенесены в Овьедо и положены в специальную часовню, находящуюся под сокровищницей, где хранится судáрь Спасителя. B XI beke они были перевезены в Бельгию, и вернулись в Толедо лишь в 1587 году. Для нас принятие в дар мощей этих святых — знак того, что они не оставляют нас в наших трудах по строительству храма, где им будет возноситься молитва, и где все мы будем радоваться общению с ними.

http://pravmir.ru/prot-andrej-kordochkin...

Открыть для себя Европу I тысячелетия! Святитель Иоанн Шанхайский об этом говорил – и отыскивал древние жития и забытые могилы Открыть для себя Европу I тысячелетия, эту «страну святых чудес», как говорил А. Хомяков, – это ли не открытие, равное Колумбову! Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) об этом говорил. Отыскивал древние жития и забытые могилы и говорил. Говорил, что Патрик Ирландский и Люция из Сиракуз такие же наши святые, как Антоний Великий и Николай Чудотворец. И мученица Евлалия из Барселоны так же дорога должна быть православным, как и святая Варвара. И если уж едешь в Испанию, то удосужься побывать у гроба святого Якова, брата Иоанна Богослова. А что Симеон Столпник стоит перед Богом недалеко от Женевьевы Парижской, это, надеюсь, мы уже усвоили. И перед нами путь! Сначала книжный, когда предстоит найти, прочесть, умилиться. Затем молитвенный, не сходя с места. К примеру, я познакомился с житием Ансгария Бременского. Этого святого у нас в святцах нет, а между тем он по духу – апостол Севера Европы. И жил в IX веке, то есть до трагических событий XI века. И вот уже добавляется новое имя в месяцеслов, принося с собой нечто большее, чем просто знание. И если когда-то случится поехать в Бремен (там лежит тело Ансгария), поверьте, я не буду скучать. Я уже знаю, куда пойду. И вы знайте, куда пойдете. Заранее знайте или узнавайте на месте. Чтобы по всей Европе, некогда просвещенной Крещением, чудесами и подвигами, по всей когда-то святой Европе, отвернувшейся ныне от своего бесценного наследства, вставали из забытых могил древние святые со словами, обращенными к русским паломникам и туристам: «Молитесь мне в моем городе. Больше, кажется, просить некого!» Рейтинг: 9.9 Голосов: 2255 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 16 января 2022, 00:07 Все святые! Молите Бога о нас! Татьяна 13 декабря 2016, 19:27 Как я удивилась, приехав в Амьен (Франция) как туристка, что там в католическом соборе находится лобная часть Главы Иоанна Предтечи. Много святынь православных по всей западной Европе. Спасибо, отец Андрей, что рассказываете нам о тех святых, которые молились за Европу, когда наша страна (я имею ввиду и Украину, и Россию) еще не знала православия.Святая Женевьева, моли Бога о нас, грешных!

http://pravoslavie.ru/97002.html

После сер. IV в. «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum» были существенно дополнены и объединены в календарь Римской Церкви. На основании Иеронимова М. и др. источников делались попытки восстановить римский календарь по состоянию на 1-ю пол. V в. Кроме дней поминовения епископов и мучеников в нем были указаны даты рукоположения Римских пап, освящения церквей и т. д. ( Urbain. 1901; Kirsch. 1924; см. также: Pietri Ch. Roma Christiana. R., 1976. Vol. 1. P. 617-624). Вероятно, календари, подобные рим. «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum», использовались во мн. христ. общинах. Они имели практическое богослужебное значение и со временем заменялись более удобными или более полными таблицами, поэтому известны лишь единичные образцы, уцелевшие по случайности. Эти календари являются важными источниками сведений о распространении почитания отдельных святых и о структуре литургического года в различных регионах Римской империи. Среди них - фрагментарный арианский календарь из К-поля на гот. языке (с 23 окт. по 30 нояб.; см.: Loewe R. Der gotische Kalender//Zschr. f. deutsches Altertum und deutsche Literatur. 1922. Bd. 59. S. 245-290; Sch ä ferdiek K. Das gotische liturgische Kalenderfragment: Bruchstück eines Konstantinopeler Martyrologs//ZNW. 1988. Bd. 79. S. 116-137); африкан. Карфагенский календарь (1-я пол. VI в.); фрагментарный эпиграфический календарь из Кармоны (Испания) (VI-VII вв.; см.: Delehaye H. Le Calendrier lapidaire de Carmona//AnBoll. 1912. T. 31. P. 319-321). В каждом из этих календарей указаны только те праздники, к-рые отмечались в конкретной христ. общине. Так, в Карфагенском календаре выделяются праздники рождественского цикла (Рождество Христово, поминовение первомч. Стефана, ап. Иоанна, Вифлеемских младенцев), Богоявление (Эпифания), Вознесение Пресв. Девы Марии, а также дни памяти общехристианских святых (Рождество Иоанна Крестителя, поминовение апостолов Петра и Павла, Андрея). В календаре представлены мученики, почитавшиеся в Риме (Агнеса, Себастиан, папа Римский Сикст II, Лаврентий, Климент и др.), в Италии (Агата, Гервасий и Протасий, Феликс Ноланский и др.) и в Испании (Винцентий, Евлалия), но наибольшее число памятей относится к африкан.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Святой Астерий вступил в клир в пору своей зрелости непоколебимо убежденным в правоте намеченного жизненного пути. Местом его пресвитерского служения можно считать Амасию 8 , в которой тогда епископом был Евлалий, человек доброго сердца, твердо державшийся Никейской веры. Состояние Церкви в период пресвитерского служения святого Астерия было тяжелым. Арианство, несмотря на свое идейное поражение и внутренние разделения, продолжало волновать церковное общество. Находясь под покровительством государственной власти, ариане занимали храмы, изгоняли не согласных с ними епископов. По проискам ариан был лишен кафедры и епископ Евлалий. Можно думать, что после заточения архипастыря святой Астерий, будучи одним из влиятельных пресвитеров, принимал участие в руководстве общиной подобно тому, как в Антиохии после изгнания арианами епископа Мелегия православных возглавили Флавиан (впоследствии епископ) и другие пресвитеры 9 . Вероятно, поэтому после кончины епископа Евлалия на Амасийскую кафедру был возведен святой Астерий. Произошло это между 380–390 гг. 10 . Новому епископу пришлось приложить немало трудов, чтобы умиротворить Амасийскую Церковь , чтобы искоренить плевелы соблазна, посеянные еретиками, укрепить колеблющихся в вере, исправить худые нравы. Основную задачу своего проповеднического служения он видел не в отвлеченном догматствовании, а в практическом осуществлении евангельских правил жизни. В постоянных заботах о своей пастве святой Астерий достиг преклонного возраста и скончался в начале пятого века 11 . Святой Астерий не упоминается ни в мартирологах, ни в древних месяцесловах. Но его духовное наследие оказалось в центре внимания защитников православной веры. Седьмой Вселенский Собор в своих деяниях несколько раз ссылается на святого Астерия и для обоснования своих суждений об иконопочитании дважды приводит его Слово о святой мученице Евфимии 12 . Этот факт свидетельствует о том, что святой Астерий был известен в древности как человек, отличавшийся святостью жизни и чистотою веры. О том же говорит и высокое наименование, которым отцы Собора почтили Амасийского святителя, назвав его блаженным и богоносным 13 . Авторитетным также является свидетельство папы Адриана I (772–795), который в одном из своих посланий отмечает, что весь Восток почитал Астерия святым 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

II. Св. мученица Евлалия, едва достигнув 14-ти летняго возраста, настолько созрела в духовной жизни, настолько укрепилась в святой любви ко Христу, небесному Жениху ея, что, оставив дом, родителей и все мирские привязанности, она пошла ко Христу, Царю и Богу, не убоявшись самых лютых мучений. а) Братия христиане! Пойдем и мы ко Христу не путем мученического пролития крови за Христа, что теперь и не требуется от нас, а путем послушания заповедям Его, чрез живую и деятельную веру в Него, любовь к Нему и надежду на Него. Обремененные грехами , пойдем к Господу нашему И. Христу, Который Сам зовет нас: «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» ( Матф. 11, 28 ). Он, Всесвятый и Всемилостивый, не отгонит от Себя никого, приходящего к Нему: Он и в мир сей приходил не для праведников, но именно для спасения таких грешников как мы. Пойдем и припадем к Нему , и слезами и рыданием скажем Ему: «Господи! спаси нас; погибаем» ( Матф. 8, 25 ). Пойдите к Нему вы, труженики мысли , мученики знания, ищущие истины с такою ревностью и усилием, что нередко пропускаете ее между глаз, не надеясь, чтоб истина была так проста, ясна и близка. Пойдем к Нему: «Он – путь и истина и жизнь» ( Иоан. 14, 6 ). Не хвалитесь вашею мудростью, но сами признайте ее юродством пред Богом. Если вы, из страха, еще не решились идти к Нему явно, то, подобно Никодиму, идите к Нему хоть тайно, украдкою от собственных ваших сомнений и предубеждений. Он и вас, как Никодима, научит тайне возрождения. Тогда уже и вы, подобно Никодиму, не убоитесь, но за блаженство для себя почтете погребсти Его... в собственном вашем сердце. Бросьте ложный стыд и ложную гордость; сложите все ваше высокоумие со всеми сомнениями у пречистых ног Его. Он зовет и ожидает вас; Он разрешит и упокоит все тревожные думы вашего разума. Пойдите к Нему вы, несчастные братья, неверующие и маловерующие! Вы сами знаете, что ваше состояние – самое тяжкое изо всех несчастных состояний на свете. Для вас во всей природе нет ни одной твердой точки опоры; вы – сироты в стране бытия... Заплачьте пред Господом Иисусом; расскажите Ему о вашем безотрадном состоянии. Он примет вас и успокоит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда наступила ночь и все спали (и уже было первое пение петухов), святая девица вышла тайно из дома своего, причем никто не заметил ее ухода, – и направилась к городу, вся охваченная любовью к небесному Жениху своему Христу Господу, имея твердое намерение положить за Него душу свою. И это ночное путешествие не казалось ей страшным, как это обычно бывает для всех юных отроковиц, боящихся выйти ночью из дома своего; всё упование возложив на Бога и твердо намереваясь умереть за Него, святая пренебрегала ночною темнотой, не смущалась привидениями ночными, ни зверями, переходившими ей путь; но подобно оленю, стремящемуся к источникам водным, устремлялась и сия по каменистой дороге ногами босыми, не привыкшими к такой суровой дороге. Святая Евлалия пришла в город уже днем. Проходя чрез ворота городские, она услышала зов глашатаев, призывавших народ к позорищу. Она устремилась к месту позорища того, находившемуся в середине города: здесь увидела святая игемона Дакиана, сидевшего на высоком судилищном месте. Пробиваясь с усилием сквозь народ, святая предстала пред игемона и громким голосом сказала: – Неправедный судия, восседающий на высоком престоле и не боящийся Бога, пребывающего выше всех. Для того ли восседаешь ты здесь, чтобы губить неповинных людей, которых создал Бог по образу Своему и по подобию Своему, дабы они служили Ему; Ты увлекаешь их к служению сатане и предаешь смерти тех, кто не слушается тебя. Игемон, удивившись столь великой дерзости юной девицы, сказал: – Кто ты, осмелившаяся явиться пред судилище наше без зова, произносящая в лицо нам укоризненные слова и противящаяся царскому приказанию? Святая же с великим дерзновением отвечала: – Я – Евлалия, раба Господа Иисуса Христа, Который есть царь царствующих и Господь господствующих; уповая на Него, я не постыдилась самовольно прийти и обличить тебя. Для чего ты поступаешь столь неразумно, презирая Бога, Который сотворил всё: небо, землю, море и всё, что на них и в них; зачем поклоняешься ты диаволу, да, кроме того, принуждаешь и людей, служащих Богу истинному, различными мучениями к поклонению идолам, которые – не боги, но бесы; с ними и вы все, поклоняющиеся им, будете преданы огню вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Игемон, преисполнившись гнева, тотчас приказал бить по спине обнаженную девицу без милосердия палками дубовыми. И когда Евлалия была побиваема, то игемон сказал: – Окаянная девица! Где же Бог твой? Почему Он не спасает тебя от этих побоев; и для чего ты настолько обезумела, что дерзаешь говорить о деле, не касающемся тебя? Признайся же, что ты сделала это по неопытности, не зная, сколь велика власть судии; тогда ты получишь прощение; ибо и мне жаль тебя, такую юную, красивую и благородную девицу, предавать столь жестоким побоям. Святая же отвечала на это: – Я посмеваюсь над тобой, ибо ты советуешь мне солгать, что будто бы я по неведению дерзнула пойти на мучения за Бога моего, и что, будто бы я не знала, как велика власть твоя. Кто не знает, что власть каждого деспота бывает временной; подобно тому как человек ныне живет, а на другой день умирает, так власть его изменчива. Власть же Господа моего Иисуса Христа бесконечна, ибо и Сам Он вечен. Я не желаю лгать, ибо страшусь Владыки моего, Который предаст геенне огненной, на сожжение, всех лжецов и беззаконников; моя же девическая юность еще более украсится и мое благородство еще более увеличится, если я приму страдания ради Господа моего. Знай же, мучитель, что я не чувствую боли от причиняемых мне страданий, благодаря защищению Христа, Владыки моего, Который осудит тебя по делам твоим в день Страшного суда на вечные муки. От этих слов мученицы, игемон разгневался еще более и приказал повесить святую на мучилищном, крестообразно составленном, древе, и железными гребнями строгать ее чистое девическое тело, пока не будет снята с нее вся кожа. Святая же посреди тех страданий взывала к Богу, говоря так: – Господи, Иисусе Христе! Услыши меня, недостойную рабу Твою, и прости согрешения мои! Укрепи меня посреди мучений, которые я принимаю за имя Твое святое, дабы был постыжен диавол вместе со слугами своими. Игемон же сказал ей: – Где Тот, к Коему ты вопиешь? Лучше послушай меня, безумная и окаянная отроковица, и принеси жертву богам: тогда ты будешь оставлена в живых; ибо вот уже приближается смерть твоя и нет никого, кто бы мог тебя избавить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Представ перед императором, И. м. и А. д. обличили почитание идолов. Лициний приказал отдать их на растерзание зверям на стадионе, но те не тронули мучеников. Святые предрекли приход к власти царя-христианина, к-рый воздвигнет множество церквей (т. е. равноап. имп. Константина I Великого). Тогда разгневанный Лициний приказал сжечь 10 дев на глазах остальных, 8 чел. обезглавить, 10 - пронзить большими вертелами сердца или головы, а остальным вложить в уста раскаленные железные шары. По молитве А. д. пламя в костре угасло, а брошенные в огонь девы безболезненно скончались. Затем остальные были казнены в соответствии с распоряжением императора. А. д. был в числе 8 обезглавленных. Согласно сокращенному Житию, 10 мучениц были сожжены на костре, а других обезглавили, закололи мечами или пронзили им уста раскаленными вертелами. Тела И. м. и А. д. были погребены благочестивыми мужами. В пространном и в сокращенном Житиях названы имена И. м.: Лаврентия диаконисса, Феоклия, Феоктиста, Дорофея, Евтихиана, Фекла, Аристенета, Филадельфа, Мария, Вероника, Евфимия (или Евлалия), Лампротата, Евфимия, Феодора, Феодота, Тетейя (или Тетесия), Акилина, Феодула, Аплодора, Лампадия, Прокопия, Павла, Юнилла (Иулиана), Амплиана, Персида, Полиника, Мавра, Григория, Кирия (Кириакия), Васса, Каллиника, Варвара, Кириана (Кириена), Агафоника, Юста, Ирина, Матрона, Тимофея, Татиана, Анна (Анфуса). Во всех греч. Житиях диакон назван Аммоном, а не Аммуном, как в современном календаре РПЦ. В Житии прп. Елисаветы, чудотворицы (V в.) упоминаются хранившиеся в Ираклии мощи этих святых (Life of St. Elisabeth the Wonderworker/Transl. V. Karras//Holy Women of Byzantiun/Ed. A. M. Talbot. Wash., 1996. P. 124). И. м. упомянуты под 19 нояб. в Мартирологе блж. Иеронима, а также в Готском календаре, где они названы Веррийскими. В Минологии имп. Василия II и в Синаксаре К-польской ц. неверно указано, что они по происхождению из Адрианополя. В нек-рых календарях (напр., в Синаксаре К-польской ц.) к И. м. и А. д. ошибочно прибавлено имя мч. Аифалы.

http://pravenc.ru/text/673869.html

Однако это вовсе не главный собор города. Главным католическим храмом Барселоны является мало известный русским туристам La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia, Кафедральный собор Святого Креста и святой Эулалии. Это очень древнее здание романского в своей основе стиля, базирующееся отчасти на архитектуре ранневизантийских базилик, но с выраженными элементами готики. Собор строился барселонцами целых 122 года и был завершен в 1420 году, в эпоху Высокого Средневековья. Посвящен этот храм Кресту Распятия Господа нашего Иисуса Христа и одновременно – святой великомученице деве Эулалии (Аулайры или Олальи в ином произношении), считающейся небесной заступницей Барселоны. «Ну, и какое нам дело до этих испанских католических храмов и их святых?» – может спросить часть наших читателей, и в чем-то, возможно, они будут правы. Однако дело в том, что православные христиане всего мира почитали и почитают святых Западной Европы периода неразделенной Церкви (т.е. тех, чья канонизация состоялась в период до 1066 г.). В это число входят испанские мученики и мученицы периода Поздней Античности и Раннего Средневековья, в том числе и великомученица дева Эулалия Барселонская (святая Евлалия православного месяцеслова, память по православной традиции 22 августа ст.ст. 04 сентября н.ст.), о которой далее пойдет наш рассказ. Статуя Santa Eulàlia, считавшейся ранее Хранительницей Барселоны, а теперь ставшей и Защищающей от терактов На территории древней области Кельтиберия, вошедшей в состав Римского государства, в одной деревеньке, в семье благочестивых, но тайных христиан, в 290 г. родилась девочка, которую назвали Eulalia («Хорошо говорящая»). Когда юная Эулалия едва достигла возраста юности, то она поразила своих односельчан удивительной ясностью ума, смелостью взглядов, а главное – талантом убеждения и глубиной веры в Христа, невероятных для девочки-подростка 12–13 лет. Общаясь со своими соседями, среди которых христиан в то время было весьма немного, а в основном были сторонники различных языческих культов, она обратила многих из них ко Христу. Это было весьма удивительно, но на этом юная дева не остановилась. ее огорчало, что христиане, не творившие никакого зла, вынуждены были скрывать свою религиозную принадлежность, проводить тайные литургии и подвергаться всяческим репрессиям, вплоть до массовых мучительных казней (напомним, что это была эпоха правления императора Диоклетиана (на троне 284–305 гг.), одного из самых страшных гонителей последователей Иисуса Христа в мировой истории).

http://pravoslavie.ru/106116.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010