В то же время, как мы помним, и в Десяти Заповедях Ветхого Завета, и в Благой Вести Нового Завета Господь Бог христиан никого не обманывает и не хитрит, Он постоянен и неизменен. Больше того, Он запрещает всяческую ложь и обман ( ибо всякая ложь не от Истины (1 Ин. 2, 21), никогда не вводит людей в грех и в заблуждение и призывает всех быть «чистыми сердцем». Бог христиан далёк от всякого обмана и поэтому прямо говорит: Я есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14, 6). Итак, мы надеемся, что многие из наших читателей присоединятся к верующим христианам от Испании до России, которые считают, что не просто гуси святой Эулалии, но пламенные молитвы пребывающей на Небесах самой юной девы – заступницы Барселоны и прямая воля Господня в очередной раз всё же сохранили столицу Каталонии от разрушения, а тысячи жителей и туристов этого гостеприимного города – от неожиданной и страшной смерти… скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 4 сентября 2020, 15:48 Спасибо,Михаил! Богатый материал и прекрасно подан+++ М 4 сентября 2019, 23:33 Спасибо!!!!!!! anastasia 17 сентября 2017, 17:29 " Кстати, отметим, что почему-то в православной традиции святую Евлалию именуют мученицей, но, видимо, это случайное недоразумение, ибо она претерпела множество мучений, так и не отрекшись от Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, и ей, конечно, больше подходит чин великомученицы. " Чин великомученика/цы дается не за кол-во перенесенных страданий, а за количество людей, которых святые обратили ко Христу. На пример, вмц. Екатерина: орудие пыток разрушилось, как только они начались, а затем ей усекли голову. А например, мч. Анастасия Римская перенесла страшнейшие страдания, тем не менее, мы ее почитаем как мученицу. иером.Софроний 11 сентября 2017, 05:30 Спасибо Вам Михаил за замечательную статью. Andrey 10 сентября 2017, 17:26 Молебен у мощей мученицы Евлалии Барселонской 4 сентября 2017 года http://m.vk.com/ortodoxcat р.Б. Сергий 6 сентября 2017, 23:26 Святая великомученица Евлалия, моли Бога обо мне, грешном!

http://pravoslavie.ru/106116.html

воина-мученика (2 последние фрески сняты). Мон-рь Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы - единственный из кипрских мон-рей, в котором сохранилось здание трапезной, относящееся к визант. периоду. От ее росписей уцелели фрагменты фигур святых на зап. и сев. стенах и иерархов в апсиде. К северу от трапезной находятся руины кладбищенского храма прп. Саввы Освященного, под которым были устроены 3 костницы. Храм был расписан (сохр. фрагменты орнаментов XII в.). Церковь Христа Антифонита в Калограйа, Кипр. XII, XV вв. Церковь Христа Антифонита в Калограйа, Кипр. XII, XV вв. К XII в. относится ряд однонефных купольных храмов (храмы типа «купольного зала»): парекклисионы Св. Троицы (ок. 1100), Спасителя (нач. XII в.) и Пресв. Богородицы Афендрики (кон. XII в., полуразрушен) в монастыре свт. Иоанна Златоуста и расположенная неподалеку от ц. вмч. Георгия Победоносца (кон. XI - нач. XII в., полуразрушена), ц. Пресв. Богородицы Ипати близ Айос-Амвросиоса (сер. XII в., 3-травейный купольный зал с поздним нартексом), ц. ап. Павла на вершине Гомаристра в Пендадактилосе (XII в., с нартексом XII в., сев. и юж. стены которого завершаются полукруглыми апсидами, полуразрушена). Более поздние церкви этого типа: прмц. Евдокии в Сисклипосе (XIV в.), Пресв. Богородицы Криниотиссы близ с. Василия (XIV в., полуразрушена), свт. Евлалия в Каравасе (XVI в., на месте более раннего храма). Однако во время правления франц. династии Лузиньянов и венецианцев, а также в османский период строились преимущественно простые однонефные храмы с цилиндрическими сводами: ц. Пресв. Богородицы в Кормакитисе (XIII в.?), ц. Пресв. Богородицы Потамитиссы в Казафани (XIV или скорее XV в., с фресками), ц. Пресв. Богородицы Меландрины близ Калогреи (XV в.), церковь мон-ря Пресв. Богородицы «тон Кафарон» близ Ларнакас-тис-Лапиту (20-е гг. XVIII в., на месте более древней постройки), ц. ап. Луки в Клепини (XVIII-XIX вв.) и др. Готическая церковь XIII в. в аббатстве Белапаис после османского завоевания использовалась как правосл.

http://pravenc.ru/text/1840493.html

Когда он так сказал, все возвратились на службу и всю ночь провели в бдении. А утром, когда было совершено литургическое таинство, очистился тот бесноватый, который возвестил о приходе святого, и с ним двое других. В тот же день исцелились и двое расслабленных. И все разошлись с того праздника с радостью. А когда двое каких-то паломников переносили реликвии его, они достигла села Кератин Турской области, где, придя к дому некоего бедняка, были приняты им. На следующий день от тех святынь получили исцеление двое расслабленных и прозрел один слепой. Недалеко от этого села есть другое, называемое Орбаниак, в церкви которого находятся реликвии этого святого. Они были украдены, и тот, кто сделал это, принес их в Битуриг одному аббату, получив за это деньги. Но тому было открыто, что ему нужно возвратить реликвии на место, откуда они были взяты. Кстати, и протоиерею близлежащего монастыря было указано в видении, чтобы он не чинил никаких задержек возвращению мощей. Приняв святыни, он с псалмопением отнес их в Беккиак. Некий человек, целый год разбитый тяжелым недугом, так что его носили на руках, смиренно желал поцеловать покров, в котором находились святые мощи. Когда он исполнил желаемое, то скоро избавился от болезни и последовал вместе с другими за мощами 47  мученика. Глава 90. О деве и мученице Евлалии Славная Евлалия, пострадавшая в городе Емерите, являет народу великое чудо в день своей кончины. А именно: перед алтарем, в котором находятся ее святые мощи, растут три дерева, правда, не знаю, какого они вида. В середине десятого месяца, когда празднуется день ее страданий, эти деревья стоят совершенно без листвы. А в самый день тот небо проясняется и на деревьях появляются душистые цветы наподобие крылатых птиц, потому что святая ее душа в образе голубки отошла на небеса, а обнаженное и бездыханное уже блаженное тело мягко укрыл выпавший снег. Если это чудо на деревьях происходит само, как это обычно бывает, то люди знают, что следующий год не принесет бедствий и будет хороший урожай. Но если цветы растут медленнее, то народ понимает, что это грозит несчастьем. Поэтому, еще до того, как они распускаются, они приходят со своими жалобами и печалями на могилу мученицы, прося, чтобы были они удостоены созерцать обычное чудо. Да и праздника не бывает, если не происходит этого знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Вскоре после прибытия преосвященного Амвросия в харьковскую епархию, но уже в то время, когда он открыто обнаруживал свое благоволение ко мне, я имел несчастие попасть под суд консистории и надо мною было назначено самим преосвященным Амвросием строжайшее следствие за потворство кощунству. Дело заключалось в следующем. За два месяца до моего определения на священническое место к харьковской кладбищенской церкви, (кажется, в августе 1882 г.) покончила с собою самоубийством на сцене актриса Евлалия Павловна Кадмина. Один из почитателей ее таланта И.О. Ф-ко и его жена устроили икону св. мученицы Евлалии, которая была нарисована по фотографической карточке актрисы Кадминой и даже в том виде, в каком она играла на сцене какую-то роль. Эту «икону» или – вернее – портрет актрисы Кадминой они поставили во втором ярусе иконостаса в большой холодной церкви и повесили пред нею лампаду. Я приехал на место 12-го октября, когда «икона» уже около месяца висела в церкви, и об этом «кощунстве» совершенно ничего не знал. Вдруг, в конце ноября к нам приезжает следственная комиссия, составленная из трех старших членов консистории. Настоятеля и меня потребовали в церковь ; сняли «икону»; она оказалась точною копиею фотографической карточки, привезенной следственною комиссиею; кроме того на «иконе» оказался серебряный венок с надписью: «Евлалии Павловне Кадминой, представительнице русского драматического искусства». Начался допрос: кто устроил эту «икону»? на каком основании она была принята в церковь и поставлена в иконостасе? Не знаю, что показывал настоятель, а я ответил кратко; иконы я не принимал и в иконостасе ставить не позволял, так как она принята еще до моего поступления на священническое место к этой церкви; консистории я не доносил о ней потому, что ничего не знал о ее существовании. Отобрав показания еще от церковного старосты и сторожей, комиссия отдала роковую «икону» настоятелю и мне под наши расписки для хранения. Мы положили ее в шкаф и с сокрушенным сердцем разошлись по домам. Чрез неделю следователи наши явились снова к нам и потребовали от нас роковую «икону». Но, вдруг, к ужасу нашему, в церковном шкафе «иконы» не оказалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

При арианском императоре Валенте православное население столицы сократилось до незначительной горсти верных исповедников никейской веры. Вступление на престол Феодосия (19 января 379 года) было для них зарею лучшего будущего. Ободренные этим, православные жители столицы обратились в 379 году к Григорию с настоятельной просьбой прийти к ним на помощь и взять на себя труд упорядочить расстроенные церковные дела. Григорий согласился. Различные арианские партии направили все свои усилия к тому, чтобы помешать осуществлению планов Григория, покушались даже на его жизнь. Между православными тоже не было единства и согласия. Однако в своем святом одушевлении Григорий не останавливался перед опасностями, и его красноречие привлекало к нему множество последователей. Слава его была так велика, что даже Иероним, находящийся тогда уже в зрелом возрасте и сам известный в литературе, явился в Константинополь, чтобы послушать проповеди Григория и взять несколько уроков толкования Священного Писания. В 380 году Феодосий вступил в столицу и передал православным главнейшие церкви, находившиеся прежде в руках ариан. При этом народ умолял Григория остаться епископом столицы. Григорий дал обещание остаться, пока не соберется собор и не решит вопроса о замещении кафедры. На соборе 381 года Григорий был избран епископом Константинополя и после смерти Мелетия Антиохийского сделался председателем собора. Но когда его примирительное предложение по поводу антиохийской схизмы было отвергнуто, когда приехавшие на собор египетские епископы возбудили вопрос о законности его избрания на Константинопольскую кафедру, Григорий сложил с себя достоинство епископа столицы и, произнесши блестящее прощальное слово перед епископами и народом, покинул Константинополь в июне 381 года. Он удалился в Назианз и управлял осиротелой кафедрой своего отца, пока она не получила, согласно его желанию, особого епископа в лице Евлалия в 383 году. Остаток своих дней Григорий провел в аскетических подвигах и литературных занятиях в своем имении Арианзе, где и скончался в 389 или 390 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Открыть для себя Европу I тысячелетия! Святитель Иоанн Шанхайский об этом говорил – и отыскивал древние жития и забытые могилы Открыть для себя Европу I тысячелетия, эту «страну святых чудес», как говорил А. Хомяков, – это ли не открытие, равное Колумбову! Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) об этом говорил. Отыскивал древние жития и забытые могилы и говорил. Говорил, что Патрик Ирландский и Люция из Сиракуз такие же наши святые, как Антоний Великий и Николай Чудотворец. И мученица Евлалия из Барселоны так же дорога должна быть православным, как и святая Варвара. И если уж едешь в Испанию, то удосужься побывать у гроба святого Якова, брата Иоанна Богослова. А что Симеон Столпник стоит перед Богом недалеко от Женевьевы Парижской, это, надеюсь, мы уже усвоили. И перед нами путь! Сначала книжный, когда предстоит найти, прочесть, умилиться. Затем молитвенный, не сходя с места. К примеру, я познакомился с житием Ансгария Бременского. Этого святого у нас в святцах нет, а между тем он по духу – апостол Севера Европы. И жил в IX веке, то есть до трагических событий XI века. И вот уже добавляется новое имя в месяцеслов, принося с собой нечто большее, чем просто знание. И если когда-то случится поехать в Бремен (там лежит тело Ансгария), поверьте, я не буду скучать. Я уже знаю, куда пойду. И вы знайте, куда пойдете. Заранее знайте или узнавайте на месте. Чтобы по всей Европе, некогда просвещенной Крещением, чудесами и подвигами, по всей когда-то святой Европе, отвернувшейся ныне от своего бесценного наследства, вставали из забытых могил древние святые со словами, обращенными к русским паломникам и туристам: «Молитесь мне в моем городе. Больше, кажется, просить некого!» скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 16 января 2022, 00:07 Все святые! Молите Бога о нас! Татьяна 13 декабря 2016, 19:27 Как я удивилась, приехав в Амьен (Франция) как туристка, что там в католическом соборе находится лобная часть Главы Иоанна Предтечи. Много святынь православных по всей западной Европе. Спасибо, отец Андрей, что рассказываете нам о тех святых, которые молились за Европу, когда наша страна (я имею ввиду и Украину, и Россию) еще не знала православия.Святая Женевьева, моли Бога о нас, грешных!

http://pravoslavie.ru/97002.html

В IV в. почитание Е. распространилось на всем Пиренейском п-ове, о чем свидетельствуют как пример Пруденция, к-рый происходил из Тарраконской Испании, так и надписи в честь мученицы, обнаруженные на территории провинций Лузитания и Бетика. Наиболее ранние упоминания о базилике Е., построенной над могилой мученицы, содержатся в гимнах Пруденция и в хронике Идация, еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавеш, Португалия). Еп. Идаций († ок. 468) под 429 г. упоминает о гибели некоего вандала, посягнувшего на гробницу Е., а под 456 г. сообщает о видении мученицы кор. вестготов Теодориху II (453-466), к-рый намеревался разграбить Эмериту ( Hydat. Chron. 90, 182). По данным археологических раскопок, в IV в. над могилой Е. был возведен прямоугольный в плане мартирий с апсидой и крытой папертью. В 1-й пол. V в. на месте мартирия была сооружена монументальная 3-нефная базилика, ставшая центром паломничества. В храме находилась усыпальница епископов Эмериты. Ок. 560 г. по повелению свт. Фиделия базилику перестроили. При свт. Масоне (ок. 570 - ок. 606) по молитвам к Е. Лузитания была избавлена от эпидемии. Свт. Масона основал в Эмерите больницу (xenodochium), медицинскую службу для паломников, в базилике Е. разрешил выдавать денежные кредиты. По повелению вестготского кор. Леовигильда (569-586) особая комиссия расследовала обстоятельства конфликта между православными и арианами за владение базиликой и отдала ее православным. После этого король приказал Масоне передать арианскому еп. Сунне тунику Е., однако тот отказался выдать святыню, за что был изгнан (582), но через 3 года возвращен на кафедру после того, как королю явилась Е. Сохранился гимн мученице, приписываемый свт. Исидору Гиспальскому (Севильскому) и впосл. вошедший в состав литургии испано-мосарабского обряда (Laudem beatae Eulaliae). После захвата Эмериты араб. полководцем Мусой ибн Нусайром (713) богослужения в базилике Е. прекратились, храм был заброшен и начал разрушаться. По повелению кор. Сило (774-783) мощи Е. были перенесены в Астурию, в королевскую резиденцию (ныне сел. Сантьянес, близ Правии). Там был сооружен храм в честь св. Иоанна, в к-рый были положены мощи мученицы. Кор. Астурии Альфонс II (791-842) перенес резиденцию в г. Овьедо. Мощи Е. были помещены в дворцовую часовню св. Михаила (Камара Санта), впосл. ставшая частью кафедрального собора Спасителя. Кор. Леона Альфонс VI велел поместить мощи в серебряный реликварий (1075). Е. стала наиболее почитаемой в Астурии святой. С 1617 г. в Овьедо действовало братство, основанное в честь мученицы. В 1639 г. Е. была объявлена покровительницей города и еп-ства Овьедо. К кафедральному собору пристроили капеллу в стиле платереско, куда перенесли мощи мученицы.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Недавно в наши святцы было внесено имя святой мученицы Виктории Кордубской, которая, по преданию, пострадала вместе со святым Ацисклом b IV-oм веке. Однако если об Ацискле есть свидетельства IV-oro века, и в его честь в Кордобе был храм (к середине VI-oro века уже оскверненный), то имя Виктории появляется рядом с именем Ацискла лишь b IX-oм веке, а житие и вовсе относится к Х-ому. Таким образом, бóльшая часть ученых с сомнением относятся к историчности Виктории, считая, что она или является «национализированной» испанцами африканской мученицей, или «родилась» в результате совпадения в одном слове личного имени Victoria и мученической победы, или же она — одноименная восточная святая, чья память, согласно «Мартирологию Иеронима», праздновалась также 18 ноября. Что касается святых Евлалии и Леокадии — в их жизни и подвиге не может быть никаких сомнений. Двенадцатилетнюю Евлалию родители спасали от гонений в деревне, но она сама пришла в город и бросила вызов правителю. Гонение на христиан для нее было гонением на Христа, и она с радостью и спокойствием приняла мученическую кончину. Над ее гробницей вскоре строится храм. Ее подвиг описывает Пруденций в Перистефаноне (начало V века), ей посвящает проповедь блаженный Августин, она быстро становится одной из самых почитаемых мучениц в Европе. Святая Леокадия, как и святая Евлалия, приняла мученическую кончину ок. 302 года; она скончалась в заключении. По преданию, на одном из камней она нацарапала крест, и молилась перед ним; этот камень хранится, вместе с ее мощами, в соборе Толедо. Первый храм на месте ее погребения был построен b IV beke; здесь прошли IV, V u VI Толедские соборы. Когда началось нашествие арабов-мусульман, ее мощи были перенесены в Овьедо и положены в специальную часовню, находящуюся под сокровищницей, где хранится судáрь Спасителя. B XI beke они были перевезены в Бельгию, и вернулись в Толедо лишь в 1587 году. Для нас принятие в дар мощей этих святых — знак того, что они не оставляют нас в наших трудах по строительству храма, где им будет возноситься молитва, и где все мы будем радоваться общению с ними.

http://pravmir.ru/prot-andrej-kordochkin...

Хотя епископы этих провинций управляли самостоятельно своими церквами, но Амасия, по-видимому, играла первенствующую роль. По крайней мере, Григорий, первый епископ Неокосариии, был рукоположен Фидимом Амасийским 63 . Христианство в Понте пошло от времен апостольских 64 . В греческих актах ап. Андрея, брата Петра, сообщается о посещении им Понта Евксинского 65 . В похвальном слове Василию, епископу Амасийскому, говорится, что ап. Петр посещал Амасию, когда путешествовал в Италию и Рим и там поставил первого еп. Ннкиту 66 . Вот почему Амасия и называлась: Cathedra Apostolorum. Такую немаловажную в церковном отношении кафедру и украшал собою в конце IV в. и вначале V в. св. Астерий. По общему и согласному мпению всех его биографов, Астерий занял Амасийскую кафедру после смерти еп. Евлалия. Известный своим чрезвычайным воздержанием 67 , Евлалий, по проискам ариан, в царствование Валенса, был лишен своей кафедры. На его место был поставлен какой-то арианин, человек настолько непопулярный, что он никогда не был в состоянии найти даже 50 человек, которые бы его признавали. В 378 году умер Валенс. Преемник его Феодосий возвратил православных из ссылки, предоставив епископам их прежние кафедры. Евлалий, для которого единение и мир Церкви были дороже епископской власти, предлагал арианину мирно разделить с ним труд управления Церковью , но под непременным условием исповедания этим арианином православия. Арианин отказался и вскоре был совсем оставлен и забыт своей немногочисленной паствой 68 . Сколько времени оставался на епископской кафедре Евлалий после своего возвращения из ссылки – определенно сказать нельзя. Устроение и умиротворение Амасийской церкви, взволнованной смутами и кознями ариан, Евлалий оставил своему преемнику св. Астерию. Когда именно произошло это событие – с решительностью определить довольно трудно. Несомненно только то, что св. Астерий был епископом Амасийским еще задолго до 396 года. В своей речи о св. мучениках св. Астерий, обличая язычников за то, что они обоготворяют умерших, считают Прозерпину и Цереру божествами, отмечает еще, как современный ему факт, увлечение народа елевзинскими мистериями. „Они как бы душа вашей религии. Народ Аттики и всей Греции собирается, чтобы праздновать их» 69 . Но по замечанию Eunape, эти позорные остатки язычества были совершенно уничтожены Аларихом в 396 году 70 . Начало V-ro века застает св. Астерия еще в живых. Красноречивое слово еще не замерло на устах амасийского пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Портал ц. Санта-Мария дель Мар. Гравюра. XIX в. Местное предание связывает распространение христианства в Б. с именем еп. Севера, претерпевшего мученическую смерть ок. 289 г. и почитаемого в мон-ре Сан-Кугат дель Вальес. Исследователями, однако, было поставлено под сомнение существование в III в. в Б. епископа с таким именем, т. к. сохранившееся житие мученика (ActaSS. Nov. T. 3. Brux., 1910. P. 237-247) представляет собой неск. исправленную копию жития свт. Севера, еп. Равенны ( Mayans G. Epistola M. Aymericho// Aymerich M. Nomina et acta episcoporum Barcinonensium. Barcelona, 1760. P. 43-59). Почитающиеся же в мон-ре мощи, по-видимому, являются перенесенными туда в IX в. останками др. епископа Б. Севера († после 633). При имп. Диоклетиане здесь претерпели мученическую кончину св. Евлалия (пам. местная 12 февр.) и св. Кукуфат (пам. местная 15, 16 февр. и 25 июля). Первый достоверно известный епископ Б. Претекстат упоминается среди участников Собора в Сардике в 347 г. Его преемником был писатель-апологет Пациан († ок. 390), а следующий еп. Лампий († после 400) рукоположил св. Павлина Милостивого , буд. епископа Ноланского. К кон. IV в. в Б. существовала представительная христ. община; к этому времени относятся открытые в ходе археологических раскопок фундаменты трехнефного собора (ок. 400) и крещальни (V в.?). С V в. еп-ство Б.- часть церковной пров. Таррагона. Папа Римский Иларий (461-468) признал законным епископом Б. Иринея, занявшего кафедру Б. по желанию своего предшественника Нундинария. В 540 и 599 гг. в Б. проводились провинциальные церковные Соборы. При еп. Квирине (655-666?) было установлено почитание и особое богослужение местных мучеников. Во время араб. завоевания христ. Церковь не была уничтожена, христиане должны были платить специальный налог (dima), от к-рого освобождались жители, перешедшие в ислам, однако от этого времени не сохранилось ни одно из имен епископов Б., кафедральный собор Св. Креста был перестроен в мечеть. После отвоевания Б. франками еп-ство Б. вошло в митрополию Нарбоны, причем в 840 г. сохранившаяся в Б. вестгот. (мосарабская) богослужебная система заменяется франко-рим. В 878 г. еп. Фродоином были обретены мощи св. Евлалии, находившиеся под полом алтаря базилики Санта-Мария дель Кампо, с этого времени святую стали почитать как покровительницу Б. С XI в. вместе с ростом влияния барселонских графов возрастает значение еп-ства, распространившего свою юрисдикцию на Балеарские о-ва (1115). В 1128 г. Таррагона, отвоеванная у арабов (1090), вновь стала центром церковной провинции, в состав к-рой вошла Б. наряду с др. каталонскими еп-ствами. В период схизмы в католической Церкви (1378-1415) епископы Б., находясь под влиянием королей Арагона, поддерживали авиньонских пап. С кон. XV в. епископы Б. теряют свое влияние, выступая против централизаторской политики гос-ва, проводимой испан. «католическими королями».

http://pravenc.ru/text/77596.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010