Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Покровительница Барселоны и православная святая 1 мин., 26.12.2021 В храме всегда есть образы святых, связанных с тем местом, где находится церковь. Но время от времени в месяцеслов Русской православной Церкви включают имена древних западных святых. Например, много шума наделало включение в святцы Патрика Ирландского. Как же быть в этом случае иконописцам: ведь русской традиции изображения этих святых попросту нет? Как мы создаем икону, если имеем на руках в основном западные образцы, расскажу на примере образа святой Евлалии Барселонской — 13-летней девочки, принявшей мученическую смерть в 304 году. В святцы нашей Церкви ее имя вошло благодаря святителю Димитрию Ростовскому. Мученица Евлалия — небесная покровительница Барселоны. Икону святой Евлалии мы написали для православного Благовещенского храма Барселоны. Святая Евлалия Образ написан в каноническом стиле XIV века. Мы изучали все западные изображения святой. Сохранили пальмовую ветвь, как на католической иконе в соборе Святого Креста и святой Евлалии. Это древний символ: пальмовая ветвь появилась в христианском искусстве в V–VI веках. Римский символ триумфа стал символом победы жизни над смертью. С пальмовыми ветвями мученики встречают Христа в раю. Красный цвет одежд святой — традиционный для мучеников. На мученичество указывает и небольшой крест в руке. Святая Евлалия была совсем юной и потому изображена с непокрытой головой. Интерес к святым, более известным на Западе, чувствуется не только в зарубежных храмах. Их изображают и в России. Недавно мы завершили роспись в восстановленном храме Иоанна Предтечи в Барнауле. Настоятель по благословению владыки попросил нас написать образы святых Западной Европы, например святого Патрика — просветителя Ирландии, святой Женевьевы — покровительницы Парижа. Такое иконописное наполнение храма дает прихожанам возможность изучать и молитвенно познавать всю полноту христианской святости. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pokrovitelnica-barselony-...

Святая мученица Евлалия Барселонская Можно также отметить, что в последние годы, обычно 4 сентября н.ст. (в день памяти мученицы Евлалии Барселонской по православной традиции), в крипте Барселонского кафедрального собора, по согласованию с католическим духовенством, у раки с мощами святой, отдельные священнослужители Русской Православной Церкви иногда проводят литургические службы. Однако всё это мы рассказали не просто так, а с целью обнаружить связь событий последних дней с деяниями прошедших веков. Как известно, 17 августа 2017 году, марроканец – водитель автофургона умышленно и на полной скорости протаранил скопление туристов на пешеходном бульваре Рамбла в Барселоне, а чуть позже другой автофургон совершил наезд на жителей города Камбрильс (120 км от Барселоны). Ответственность за оба теракта взяли на себя исламисты-радикалы. Всего в ходе обоих наездов 15 человек погибло и 130 пострадало (среди них были жители 34 стран, в т.ч. одна россиянка). В ходе оперативно-розыскных мероприятий испанских силовых ведомств пятеро исламских экстремистов были ликвидированы в Камбрильсе; 21 августа 2017 г. на бензозаправке был застрелен Юнис Абу Якуб, совершивший теракт в Барселоне, а 4 экстремиста, входивших в каталонскую ячейку исламистов, были арестованы. «Мы не заявляем о прекращении наших действий, – сообщил на пресс-конференции глава полиции Каталонии. – Да, ядро террористической ячейки из 12 человек уничтожено, но мы продолжаем изучать их связи, как здесь, так и за границей». По состоянию на 26 августа 2017 года следственными органами Испании прорабатываются действия и связи более 800 человек, подозреваемых в исламском экстремизме, в абсолютном большинстве – мигрантов из Магриба или их потомков в первом поколении. Конечно, случившиеся теракты – ужасные злодеяния, однако план террористов, как оказалось, был намного грандиознее. В ходе допросов, проходивших 20–24.08.2017, арестованные исламисты-эмигранты из Марокко (Мухаммед Хоули Кемляль, Дрисса Оу Кабир, Салах Эль-Кериб и Мухаммед Ах-Алья) сообщили, что они готовили намного более масштабные и более «показательные» акции.

http://pravoslavie.ru/106116.html

Однако это вовсе не главный собор города. Главным католическим храмом Барселоны является мало известный русским туристам La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia, Кафедральный собор Святого Креста и святой Эулалии. Это очень древнее здание романского в своей основе стиля, базирующееся отчасти на архитектуре ранневизантийских базилик, но с выраженными элементами готики. Собор строился барселонцами целых 122 года и был завершен в 1420 году, в эпоху Высокого Средневековья. Посвящен этот храм Кресту Распятия Господа нашего Иисуса Христа и одновременно – святой великомученице деве Эулалии (Аулайры или Олальи в ином произношении), считающейся небесной заступницей Барселоны. «Ну, и какое нам дело до этих испанских католических храмов и их святых?» – может спросить часть наших читателей, и в чем-то, возможно, они будут правы. Однако дело в том, что православные христиане всего мира почитали и почитают святых Западной Европы периода неразделенной Церкви (т.е. тех, чья канонизация состоялась в период до 1066 г.). В это число входят испанские мученики и мученицы периода Поздней Античности и Раннего Средневековья, в том числе и великомученица дева Эулалия Барселонская (святая Евлалия православного месяцеслова, память по православной традиции 22 августа ст.ст. 04 сентября н.ст.), о которой далее пойдет наш рассказ. Статуя Santa Eulàlia, считавшейся ранее Хранительницей Барселоны, а теперь ставшей и Защищающей от терактов На территории древней области Кельтиберия, вошедшей в состав Римского государства, в одной деревеньке, в семье благочестивых, но тайных христиан, в 290 г. родилась девочка, которую назвали Eulalia («Хорошо говорящая»). Когда юная Эулалия едва достигла возраста юности, то она поразила своих односельчан удивительной ясностью ума, смелостью взглядов, а главное – талантом убеждения и глубиной веры в Христа, невероятных для девочки-подростка 12–13 лет. Общаясь со своими соседями, среди которых христиан в то время было весьма немного, а в основном были сторонники различных языческих культов, она обратила многих из них ко Христу. Это было весьма удивительно, но на этом юная дева не остановилась. ее огорчало, что христиане, не творившие никакого зла, вынуждены были скрывать свою религиозную принадлежность, проводить тайные литургии и подвергаться всяческим репрессиям, вплоть до массовых мучительных казней (напомним, что это была эпоха правления императора Диоклетиана (на троне 284–305 гг.), одного из самых страшных гонителей последователей Иисуса Христа в мировой истории).

http://pravoslavie.ru/106116.html

Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 года епископом Фродоином в Барселоне, в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар. Сейчас они пребывают в крипте кафедрального собора Барселоны. Деяния Евлалии Барселонской ­практически полностью повторяют деяния Евлалии Меридской. По этой причине, а также потому, что нет никаких свидетельств почитания святой до VII века, большая часть ученых считает, что Евлалия была только одна — в Мериде, а со временем ее почитание в Барселоне превратило ее в местную святую. Наименее скептическую позицию занимал каталонский историк Фабрегас Грау. Его основной аргумент в пользу почитания Евлалии Барселонской как отдельной святой — гимн мученице «Fulget», написанный предположительно около 656 года Кириком, епископом Барселоны. Другой аргумент — одна из редакций истории ее мученичества, относящаяся, по его мнению, ко второй половине VII века и менее похожая на деяния меридской святой. Даже если Кирик, автор гимна, и Кирик, епископ Барселоны и участник X Толедского собора в 656 году, — одно лицо (что не очевидно) и аргументы ученого о разных редакциях деяний также верны (в чем другие ученые сомневаются), почитание святой в Барселоне в конце VII века еще не подтверждает историческую достоверность ее мученичества в начале IV века. В вопросе о почитании Евлалии есть и политическая составляющая. Теорию о том, что Евлалия была только одна, в Каталонии называют «имперской» и отчаянно ей сопротивляются, защищая покровительницу города от исторической критики. Ошибочные критерии  Говоря о правильных критериях общецерковного почитания древних святых, следует упомянуть и о некоторых критериях, которые, на мой взгляд, ошибочны. Если у нас есть достоверные сведения о почитании святого в неразделенной Церкви, то, на мой взгляд, некорректно ставить вопрос об отношении этого святого к Filioque и папскому примату. Если следовать этой логике, из святцев следовало бы исключить сонм западных святых, которые не соответствуют современному пониманию вопроса о Filioque в антикатолических кругах или современной православной экклезиологической модели.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_svya...

Когда Евлалии исполнилось четырнадцать лет, император Диоклитиан [ 2 ] поднял жестокое гонение на христиан. В город Баркинон прибыл игемон Дакиан; сей принес здесь мерзкие жертвы нечестивым богам своим, потом начал отыскивать христиан, дабы принудить их воскурить фимиам идолам. Вследствие этого в городе было великое смятение, так как христиане были насильственно извлекаемы из домов своих и принуждаемы мучениями к идолопоклонству; обо всём этом вскоре же стало известно и по всем окрестным селениям. Когда девица Евлалия услыхала обо всем этом, то преисполнилась великой духовной радости и с веселым лицом сказала: — Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе! Слава пресвятому имени Твоему, ибо я получила то, чего добивалась. Я верую в Тебя, Владыко мой, что при Твоей помощи исполнится желание сердца моего. Когда родители Евлалии, а также и девицы, бывшие при ней, услышали эти слова святой, то не понимали, о чем говорит она, спрашивали ее, — что за причина веселия ее, что она получила и чего она желает. Но она ничего не сказала им, тая в душе свои намерения. И удивлялись все, ибо святая имела обычай не утаивать ничего, что она уразумевала относительно святой веры, но насколько сама постигала в книгах, будучи просвещаема благодатиею Божиею, настолько все пересказывала всем на пользу, почему все и любили ее, как свою душу. Не сказала же тогда о мыслях своих Евлалия для того, чтобы не встретить препятствия своим намерениям со стороны отца и матери, чрезвычайно любивших ее. Когда наступила ночь и все спали (и уже было первое пение петухов), святая девица вышла тайно из дома своего, причем никто не заметил ее ухода, — и направилась к городу, вся охваченная любовью к небесному Жениху своему Христу Господу, имея твердое намерение положить за Него душу свою. И это ночное путешествие не казалось ей страшным, как это обычно бывает для всех юных отроковиц, боящихся выйти ночью из дома своего; всё упование возложив на Бога и твердо намереваясь умереть за Него, святая пренебрегала ночною темнотой, не смущалась привидениями ночными, ни зверями, переходившими ей путь; но, подобно оленю, стремящемуся к источникам водным, устремлялась и сия по каменистой дороге  ногами босыми, не привыкшими к такой суровой дороге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда она была отведена в идольское капище, то взяла кумир бога Зевса [ 3 ], бросила его на землю и разбила. Потом святая Васса была отдана на съедение зверям, но осталась невредимой посреди них. Тогда мучители бросили ее в море на тридцать поприщ от берега. И видели все, смотревшие издалека на святую, как три светлых мужа, сиявшие ярче солнца, повели святую в корабль и посадили ее на престоле. Спустя восемь дней после сего, святая Васса явилась воинам на некоем острове, называющемся Геллеспонтом; когда об этом узнал игемон македонский, по имени Филипп, то написал к управителю кизикской страны (геллеспонтской епархии), о том, чтобы взять мученицу; сей, взяв святую, принуждал ее к идольскому жертвоприношению. Но, увидав, что святая оставалась непреклонной, приказал связать ей назади руки и бить ее без милосердия по всему телу; наконец, приказал усечь честную главу ее. Так предала святая мученица Васса святую душу свою в руки Христа Бога, Коему воссылается слава ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь [ 4 ].   В тот же день память преподобного Аврамия трудолюбивого печерского, подвизавшегося в Антониевой пещере ок. XII b.   В тот же день память преподобного Аврамия, смоленского чудотворца (скончался в первой половине XIII b.). Память 22 августа Страдание святой мученицы Евлалии В царствование языческих императоров, когда вся вселенная была омрачена еллинским безбожием, в испанском городе Баркиноне [ 1 ] проживала некая девица, по имени Евлалия, — дочь христианских родителей. Сия от младенческих лет своих возлюбила Господа нашего Иисуса Христа всем сердцем своим; обитала же она вместе с родителями своими в селении, находившемся в довольно значительном расстоянии от города. Родители весьма любили Евлалию за ее кротость, смирение и ум, превышавший года ее; Евлалия была научена книгам, и у нее было одно твердое намерение — служить Господу своим девством непорочным. И упражнялась святая в чтении книг, и в славословии Бога днем и ночью, обитая в особой келлии вместе со своими сверстницами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Они намеревались взять тело мученицы Христовой к себе, но не были допущены к нему стражей; смотря на святую издалека, они плакали, а вместе и веселились духом. На третий день некоторые благочестивые мужи ночью взяли честное тело святой мученицы (стражи не заметили сего) и обвили его чистою плащаницею с ароматами в присутствии родителей ее, которые слезами омывали тело дорогой дочери своей. Святой же Филикс (впоследствии пострадавший за исповедание имени Христова) [ 4 ], взирая на лицо умершей мученицы, со слезами радости сказал: — Госпожа Евлалия! Ты раньше нас сподобилась получить венец мученический! Когда Филикс говорил эти слова, лицо девицы, бывшее мертвым уже три дня, улыбнулось, как живое, посмотрев на него; после сего все, бывшие там, начали петь слова псалма: «Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Пс.33:18). И похоронили тело святой мученицы Евлалии с честью, прославляя Бога Отца, и Единородного Сына Его, Господа Иисуса Христа, и Святого Духа, Единого Бога в Троице, Царство Которого бесконечно и пребывает во веки веков. Аминь. Празднество в честь Грузинской иконы Божией Матери На севере России протекает река Пинега, впадающая в реку Двину; по берегам реки Пинеги расположено много селений; к этой реке примыкает большая и высокая гора, именуемая Черною; гора эта тянется до самого Океана (Северного Ледовитого) и имеет в длину около пятисот поприщ; ранее она была пуста и не заселена людьми. По некоему откровению Божию на горе той был построен в 7111 году от сотворения мира (в 1603 году от Р. Хр.) монастырь во имя Пресвятой Богородицы; монастырь сей был построен неким иереем той страны по имени Мироном, — бывшим впоследствии игуменом того монастыря. Следует заметить, что в царствование благоверного царя и великого князя Михаила Феодоровича [ 1 ] персидский шах Аббас [ 2 ] покорил под свою власть Иверию [ 3 ]; найдя здесь многоцелебную ризу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, он взял ее; в это время персы взяли в Иверии много и других святынь и честных икон и отнесли всё в Персию, не ради почитания (ибо были язычниками), но для продажи русским купцам; ибо русских купцов в это время было очень много в Персии, и персы знали, что они воздавали почести и поклонялись святым иконам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1. «На Пасху», произнесенное после возвращения из бегства, по рукоположении — 362 2. «Апология бегства» — 362 3. «К призвавшим в начале, но не сретившим св. Григория, когда он стал пресвитером» — 362 4–5. «Против Иулиана», первое и второе — 365 6. «О мире» — 364 7. «Надгробное слово брату Кесарию» — 368 8. «Надгробное слово сестре Горгонии» — 369–374 9. «Защитительное, по рукоположении во еписк. Сасимского» — 372 10. «Защитительное, по возвращении из уединения» — 372 11. «Слово, сказанное еп. Григорию Нисскому» — 372 12. «Слово отцу при попечени ему назианзской церкви» — 372 13. «При посвящении Евлалия во еп. доарского» — 373 14. «О любви к бедным» — 373 15. «После градобития» — 373 16. «На память мучеников Маккавеев» — 373 17. «Встревоженным жителям Назианза» — 373 18. «Надгробное слово отцу» — 374 19. «К Иулиану, сборщику податей» — 374 20. «О поставлении епископов и о Святой Троице» — 379 21. «Похвальное слово Афанасию Великому» — 379 22. «О мире, после примирения» — 379 23. «О том же» — 379 24. «В похвалу священном. Киприана» — 379 25. «В похвалу философа Ирона» — 379 26. «По возвращении с села, на обвинение Максима» — 380 27–31. «О богословии» (пять слов) — 380 32. «О соблюдении доброго порядка в собеседовании» — 380 33. «Против ариан и о самом себе» — 380 34. «К пришедшим из Египта» — 380 35. «В память мучеников и против ариан» — 380 36. «О себе самом, будто он желает константинопольского престола» — 380 37. «На слова: «егда сконча Иисус словеса сия» (Мф. 19, 1) — 380 38. «На Богоявление, или на Рождество Спасителя» — 379 39. «На святые светы» — 380 40. «На Крещение» — 380 41. «На Пятидесятницу» — 381 42. «Прощальное» — 381 43. «Похвальное св. Василию» — 381 44. «На неделю новую и на весну» — 383 45. «На Пасху» — 383 § 3. Учение о Святой Троице В области истолкования важнейшего догмата христианства св. Григорий Богослов достойно продолжает линию, намеченную св. Афанасием и св. Василием. Он не создает, конечно, никакого своего особого богословия, а только уточняет терминологию. Он восполнил то, что еще не завершил в своих писаниях св. Василий, — если для этого последнего различие между «сущностью» и «Ипостасью» определяется, как различие общего и частного. Несколько более точно он говорит в своем письме 38–ом: «Отец есть некая сила, нерожденно и безначально существующая; она есть причина причины всего сущего. Сыном все получило бытие. Отличительный же ипостасный признак Духа тот, что Он по Сыне и с Сыном познается и от Отца имеет бытие». К этому определению, оставляющему желать лучшего, св. Григорий Богослов вносит свою поправку, на основании которой можно определить ипостасные особенности Лиц Святой Троицы, как «нерожденность», «рожденность» и «исхождение» (Сл. 25, 16; 26,2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

807 В ходе борьбы с монофелитством и другими ересями папе необходимо было заручиться поддержкой западных церквей, в том числе и английской. 808 Имеется в виду Первый Латеранский собор 649 г. 809 Т.е. монофелитов. 810 Св. Мартин (336-397 гг.) был епископом города Тур (Torons) 811 См. прим. 571. 812 Мф. 28:20-»Я с вами во все дни до скончания века». 813 Это монастырь Колдингем в шотландском Лотиане. Эбба была сестрой короля Освиу. Судя по рассказу Беды (см. IV.25), в ее монастыре царили не слишком благочестивые нравы. Умерла она около 683 г. 814 Монастырь Эли в Восточной Англии. 815 В оригинале balneum calidum. Ирландские монахи из благочестия вовсе не мылись горячей водой; обычай принимать ванны пришел в английские монастыри из Рима и Галлии. В некоторых обителях сохранились банные помещения с каменными ваннами. 816 Этельфрита была аббатиссой Эли в 673-679 гг. Ей наследовала ее сестра Сексбурга, которая умерла до 705 г. 817 Имеется в виду римский форт в Касл-Хилл (ныне город Кембридж). Grantacaestir означает «крепость на Гранте»; река Гранта позже получила название Кем (Cam), откуда и происходит нынешний топоним Кембридж. 818 Без сомнения, это был римский саркофаг, возможно, вскрытый грабителями. 819 Случаи посмертного заживления тканей встречаются нередко. 820 От англосаксонского elge (угорь; совр. англ. eel). 821 Гимн Этельфрите написан т. н. элегическим дистихом, в котором чередуются строки, написанные гекзаметром и пентаметром, каждая из которых разделена цезурой на два полустишия. В оригинале каждая строка гекзаметра начинается с новой буквы латинского алфавита. 822 Имеется в виду «Энеида» Публия Вергилия Марона. 823 Довольно неожиданно к Богу прилагается языческий эпитет Юпитера Tonantis (Громовержец). 824 Перечисляются легендарные девы-мученицы времен раннего христианства. Агата (Агафия) Панормская была сожжена в печи в 251 г., Евлалия Барселонская-в 303 г. Фекла, ученица апостола Павла, была отдана на растерзание львам, но они не коснулись ее; несмотря на это, она считается первой мученицей. Евфимию также не тронули львы, и палачам пришлось заколоть ее. Цецилия, дочь римского патриция, обратила в христианство своего жениха и вместе с ним была казнена около 230 г. Агнесса в 13 лет была казнена во время гонений Диоклетиана; при покушении на ее невинность палач был поражен слепотой, но после исцелен молитвой Агнессы. Жития всех этих святых (кроме Евфимии) были очень популярны в западной церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

В то же время, как мы помним, и в Десяти Заповедях Ветхого Завета, и в Благой Вести Нового Завета Господь Бог христиан никого не обманывает и не хитрит, Он постоянен и неизменен. Больше того, Он запрещает всяческую ложь и обман ( ибо всякая ложь не от Истины (1 Ин. 2, 21), никогда не вводит людей в грех и в заблуждение и призывает всех быть «чистыми сердцем». Бог христиан далёк от всякого обмана и поэтому прямо говорит: Я есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14, 6). Итак, мы надеемся, что многие из наших читателей присоединятся к верующим христианам от Испании до России, которые считают, что не просто гуси святой Эулалии, но пламенные молитвы пребывающей на Небесах самой юной девы – заступницы Барселоны и прямая воля Господня в очередной раз всё же сохранили столицу Каталонии от разрушения, а тысячи жителей и туристов этого гостеприимного города – от неожиданной и страшной смерти… скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 4 сентября 2020, 15:48 Спасибо,Михаил! Богатый материал и прекрасно подан+++ М 4 сентября 2019, 23:33 Спасибо!!!!!!! anastasia 17 сентября 2017, 17:29 " Кстати, отметим, что почему-то в православной традиции святую Евлалию именуют мученицей, но, видимо, это случайное недоразумение, ибо она претерпела множество мучений, так и не отрекшись от Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, и ей, конечно, больше подходит чин великомученицы. " Чин великомученика/цы дается не за кол-во перенесенных страданий, а за количество людей, которых святые обратили ко Христу. На пример, вмц. Екатерина: орудие пыток разрушилось, как только они начались, а затем ей усекли голову. А например, мч. Анастасия Римская перенесла страшнейшие страдания, тем не менее, мы ее почитаем как мученицу. иером.Софроний 11 сентября 2017, 05:30 Спасибо Вам Михаил за замечательную статью. Andrey 10 сентября 2017, 17:26 Молебен у мощей мученицы Евлалии Барселонской 4 сентября 2017 года http://m.vk.com/ortodoxcat р.Б. Сергий 6 сентября 2017, 23:26 Святая великомученица Евлалия, моли Бога обо мне, грешном!

http://pravoslavie.ru/106116.html

  001     002    003    004    005    006