Но намного светлее та жизнь, которая во мне, где сияет в красоте сокрытый внутри меня Иисус». Но, бесспорно, самая выдающаяся работа настоятеля Альдгельма – это его поучение о девстве монахиням монастыря в Баркинге графства Эссекс. Этот монастырь был основан святителем Эркенвальдом, которого Альдгельм хорошо знал. Святитель Эркенвальд основал монастырь для своей сестры святой Этельбурги Баркингской. Вскоре он стал двойным монастырем: в одной его части жили монахи, в другой – монахини. Точно так же были устроены и такие известные монастыри, как Уитби, Хартлпул, Колдингем, Рептон, Бартни, Мач-Уэнлок, Таннет, Уимборн и Эли. После смерти святой Этельбурги, случившейся около 678 года, настоятельницей в Баркинге стала святая Хильделита. Поучение представляет собой длинное письмо, исполненное рвения к благочестивой жизни и монашескому девству, в нем множество ссылок на святых отцов: Киприана, Амвросия, Иоанна Кассиана, а также на блаженных Августина и Иеронима. Монахини, к которым обращено это письмо, перечисляются по именам: настоятельница Хильделита, монахини Иустина, Кутбурга, Осбурга, Альдгита, Хильдбурга, Схоластика, Бернгита, Евлалия и Фекла. Особенно святой Альдгельм хвалил всестороннюю образованность монахинь, сравнивая их с пчелами, «перелетающими с бархатцев на мальву, с мальвы – на желтые цветки ивы и ракитника, с плюща – на цветущие липы и таким образом собирающими учение с огромной страницы науки». Нет сомнения, что в древней Англии все монахини были глубоко начитаны как в Библии, так и в творениях святых отцов Церкви. Святой Альдгельм советовал монахиням идти дальше и познакомиться с «Постановлениями» святого Иоанна Кассиана и «Моралиями на книгу Иова» святителя Григория Двоеслова. Когда сестры сидели за вышиванием, настоятельница Хильделита читала и приводила им толкования на Ветхий и Новый Завет, труды святых отцов, жития святых, а также писания, восхваляющие Божию Матерь, и истории о многих великих монахинях, украсивших монашескую жизнь целомудрием и бесстрашным мученичеством.

http://pravoslavie.ru/35589.html

Св. Агафон был папой римским в 678–681 гг. 840 Имеется в виду знание гимнов в честь святых, поющихся во все дни года. 841 В ходе борьбы с монофелитством и другими ересями папе необходимо было заручиться поддержкой западных церквей, в том числе и английской. 842 Имеется в виду Первый Латеранский собор 649 г. 843 Т.е. монофелитов. 844 Св. Мартин (336–397 гг.) был епископом города Тур (Torons) 845 См. прим. 571. 846 Мф. 28:20-»Я с вами во все дни до скончания века». 847 Это монастырь Колдингем в шотландском Лотиане. Эбба была сестрой короля Освиу. Судя по рассказу Беды (см. IV.25), в ее монастыре царили не слишком благочестивые нравы. Умерла она около 683 г. 848 Монастырь Эли в Восточной Англии. 849 В оригинале balneum calidum. Ирландские монахи из благочестия вовсе не мылись горячей водой; обычай принимать ванны пришел в английские монастыри из Рима и Галлии. В некоторых обителях сохранились банные помещения с каменными ваннами. 850 Этельфрита была аббатиссой Эли в 673–679 гг. Ей наследовала ее сестра Сексбурга, которая умерла до 705 г. 851 Имеется в виду римский форт в Касл–Хилл (ныне город Кембридж). Grantacaestir означает «крепость на Гранте»; река Гранта позже получила название Кем (Cam), откуда и происходит нынешний топоним Кембридж. 852 Без сомнения, это был римский саркофаг, возможно, вскрытый грабителями. 853 Случаи посмертного заживления тканей встречаются нередко. 854 От англосаксонского elge (угорь; совр. англ. eel). 855 Гимн Этельфрите написан т. н. элегическим дистихом, в котором чередуются строки, написанные гекзаметром и пентаметром, каждая из которых разделена цезурой на два полустишия. В оригинале каждая строка гекзаметра начинается с новой буквы латинского алфавита. 856 Имеется в виду «Энеида» Публия Вергилия Марона. 857 Довольно неожиданно к Богу прилагается языческий эпитет Юпитера Tonantis (Громовержец). 858 Перечисляются легендарные девы–мученицы времен раннего христианства. Агата (Агафия) Панормская была сожжена в печи в 251 г., Евлалия Барселонская–в 303 г. Фекла, ученица апостола Павла, была отдана на растерзание львам, но они не коснулись ее; несмотря на это, она считается первой мученицей. Евфимию также не тронули львы, и палачам пришлось заколоть ее. Цецилия, дочь римского патриция, обратила в христианство своего жениха и вместе с ним была казнена около 230 г. Агнесса в 13 лет была казнена во время гонений Диоклетиана; при покушении на ее невинность палач был поражен слепотой, но после исцелен молитвой Агнессы. Жития всех этих святых (кроме Евфимии) были очень популярны в западной церкви. 859

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Но что делать, говорят, если она предается распутству? Выдай ее замуж, пресеки повод к распутству, не позволяй развратничать. Но что если она ворует? Наблюдай и присматривай за ней. О, скажешь, что за претензии? Мне быть сторожем? Какое безумие! Отчего, скажи, и не быть тебе сторожем? Разве у тебя не такая же душа, как и у нее? Разве она не удостоена тех же даров от Бога? Не к одной ли она приступает с тобой трапезе? Что же, говоришь ты, если она бранчлива, сварлива, склонна к пьянству? А сколько есть таких и между свободными женами?..» Этот мудрый призыв к милосердию и справедливости, эта защита бесправного и стоящего вне закона потревожила совесть присутствующих. Свою речь проповедник прерывает словами: «Что вы все так покраснели? У нас речь не о всех, но только о тех, которые предаются такой зверской жестокости» 1503 . Но не на словах только защищал святитель рабов от жестокого обращения господ. Он запретил служение своему диакону за то, что тот бил свего раба, мальчика Евлалия. Обида несчастного ребенка отозвалась праведным негодованием в сердце первого святителя Восточной Церкви, и никому ненужное, для всех чужое дитя нашло защиту в служителе Евангелия! По тогдашним понятиям, общественным отношениям и правовому сознанию это было дело необычайное. Факт этот приводится в длинном списке обвинений против Златоуста на соборе, осудившем его. Наконец, если рабы служат господам, то и господа должны служить своим рабам. Под словом «так же» в 9 ст. 6 гл. послания апостола Павла к Ефесянам (и вы, господа, поступайте с ними так же) Златоуст разумеет полное повторение того, что сказано апостолом в обращении к рабам: господа должны служить рабам не как человекоугодники, но со страхом и трепето 1504 . Это служение состоит в содержании рабов и их христианском воспитании. «Ты приобрел, купил раба? – говорит Златоуст. – Приказывай ему прежде всего жить по воле Божией, чтобы он был кроток в отношении к своим товарищам, чтобы особенно заботился о добродетели. Дом каждого есть как бы город, и каждый хозяин есть начальник над собственным домом 1505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Когда я видела матушку Антонию в последний раз, то снова, в очередной раз удивилась ее чудным глазам. Меня тогда сильно поразил контраст между землисто-желтым цветом лица (в последний день матушка жаловалась на нездоровье: «То меня в жар бросит, то в холод — морозит») и чистою голубизною ее глаз. Такие неповторимые глаза: даже в минуты житейских забот, болезней не потеряли они того ровного и спокойного света. Этот контраст я наблюдала не больше минуты в течение нашего разговора. Какое-то беспокойство и смутное предчувствие коснулось меня. Помню, даже хотела спросить матушку, почему она такая, но сдержалась. Потом все стало по-прежнему, как обычно. Я о происшедшем забыла, не обращая на все случившееся особого внимания... Это была маленькая минута большого дня, и кто бы мог подумать, что она станет такой важной... ... Матушка как-то поведала мне о посещении ее благодати на могиле старца — отца Константина (Шипунова). Рассказ ее был приблизительно такой: «У меня было очень тяжело на душе. С надеждою и верою я, припав к могилке старца, возопила всем сердцем, просила помощи и утешения. Откуда-то вдруг три голубя спустились на крест, что на могиле. Я удивилась. Потом уже мне сказали, что когда отец Константин хочет кого утешить, то голуби опускаются на вершины креста: по два, редко когда их спускалось три»... ...За несколько часов до убиения, когда мы молились перед началом трапезы, нужно было у старших матушек благословиться сесть за стол. Из старших были матушка Антония, матушка Иоанна, матушка Евлалия. Как обычно, по чину стали благословляться у матушки Антонии, но она неожиданно сказала: «Когда нет матушки Вассы и матушки Иларии, благословляйтесь у матушки Иоанны». Это прозвучало странно тогда, как будто бы матушка вычеркнула себя из списка сестер... Знаменательным был вечер перед кончиной матушки. Во время трапезы слушали кассету с Житием Царственных Мучеников. Давно уже все поели, но все еще сидели, внимательно слушая. Никому не хотелось расходиться. Было такое ощущение, что сердца всех бились в унисон, словно одно сердце стало общим — все как бы слились воедино, стали одним духом с Царской Семьей.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/17/...

Сведений об Евлалии сохранилось так мало, и они так противоречивы, что вопрос о нем едва-ли может быть приведен в полную ясность. Даже самое догматическое направление Евлалия не может быть установлено твердо. Иероним и Феодорит заносят Евлалия в число арианских антиохийских епископов; у Филосторгия же он, в отличие от Павлина, является врагом Аетия. Разумеется, это противоречие можно решить таким предположением: Евлалий, может быть, был из числа антиникейцев самого умеренного направления, из числа оригенистов в духе позднейших омиусиан, и потому крайние арианские взгляды, развиваемые Аетием, были ему несимпатичны. Но так, как и Павлин был из числа оригенистов, и, повидимому, не самых крайних левых, и так как Евлалий занимает у Филосторгия то же самое 28-е место, как Евстафий у Иеронима, то можно поставить вопрос: не скрывается под Евлалием у Филосторгия сам Евстафий? Не говорил ли его источник только о недружелюбном отношении к Аегию неназванного по имени преемника Павлина, и только сам Филосторгий навел справку в арианском списке антиохийских епиокопов, из которого Евстафий был исключен как низложенный, и узнав из этого списка, что преемником Павлина был Евлалий, вообразил, что именно Евлалий то и прогнал Аетия из Антиохии? – Но еще труднее решить вопрос о времени епископства Евлалия. Тот факт, что, по словам самого Феодорита, и правление Евлалия было кратковременно, дает, повидимому, основание думать, что прав Филосторгий, и Евлалий был преемником Павлина и предшественником Евстафия; а Феодорит и Иероним ошибаются, заносят Евлалия в число преемников Евстафия, как епископа-арианина. Но в таком случае было бы непонятно, почему же Иероним Евлалия занес в число арианских епископов, а Павлина в число православных, тогда как оба они занимали антиохийскую кафедру один за другим между Филогонием и Евстафием, до 325 года, до формального признания арианства ересью. – Даже если бы Евлалий был низложен, и тогда Иероним должен был бы занести его в число православных епископов, раз он до своего низложения был единственным и вполне законным епископом антиохийским, каково бы ни было его догматическое направление (по Филосторгию ведь он был даже умереннее Павлина).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Он медленно шел назад, к гостям. И когда проходил мимо любимого своего фонтана – два обнявшихся мраморных ребенка, из губ их струйками бежит вода, – все показалось дальним, точно бы подводным. Близко к полуночи Алексея привели в спальню. У изголовья постели, убранной красными гвоздиками, курились, потрескивая, голубоватые огни. Из другой двери вошла Евлалия. За ней был слышен шепот, тихий смех подруг. Потом все смолкло. Они остались одни. Евлалия села на постель, сложила руки на коленях и не подымала глаз. Тонкая жилка билась в углублении между ключицами. Алексей подошел к ней, опустился и поцеловал руку. Полная нагая нога в сандалии чуть не касалась его губ. Евлалия покраснела. Подняла руку и погладила огромный затылок Алексея. Мучительно прекрасна была она для него. – Лучше тебя никого нет, – сказал. – Нет и не будет. И тогда увидел ее глаза. Психея с нежностью, сквозь синеву, смотрела на него. – Но я не могу с тобой остаться. Я должен уйти отсюда. – Психея подняла слегка голову. Широкие ее плечи выразили недоумение. – Прости меня, – продолжал Алексей. – Быть может, я и оскорбил тебя. Но я не понимаю. А теперь Бог позвал, и я иной. Я люблю тебя, но не могу быть твоим мужем. Я не буду ничьим мужем. Я ухожу. Психея удалялась, а Евлалия бледнела, крепче твердой рукой сжимала одеяло. Долго в молчании смотрели друг на друга. Затылок Алексея вырастал в глазах её, на фоне света, голубовато-золотевшего. Вдруг что-то дернулось в ее глазах. Точно сорвалось с места. – Я всегда чувствовала… думала… а теперь знаю… Алексей снял обручальное кольцо и отдал ей. – Храни его пока. Так надо. Перекрестил ее, поцеловал в холодный лоб, точно вонзил кинжал, и вышел. В поясе его было золото и ключ от потайной калитки вблизи Тибра. Зачерпнул родной его воды, освежил лицо и в тишине, при отдаленном гуле Рима засыпающего, с отсветами зарев, зашагал мимо Тестаччио и пирамиды Цестия. Скоро только кипарисы у ворот как часовые остались на начавшем светлеть небе от великого, взрастившего его Рима. Да собаки лаяли. Пели вторые петухи.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Сердце бешено билось, но откуда-то из глубины его пробивалась молитва: «Аз есмь с вами, и никто же на вы» После Евлалия Михайловна поймет, как в такие минуты выковывается характер. И как близко Господь ко всем призывающим Его. Этим людям присущи были мужество, внутреннее благородство. Но сильнее всякого страха был страх Божий, нежелание оскорбить Отца Небесного каким-либо грехом. Это рождается от глубокой веры и умения полагаться во всем на волю Божию. Евлалия Михайловна не подписала показания против брата. После революции ее уговорили пойти работать в исполком секретарем. Она была строгого нрава, требовала, чтобы к ней обращались только на «вы», не признавала слова «товарищ» и никогда не позволяла себе флирта с молодыми людьми. Как-то раз один из руководителей пригласил Евлалию Михайловну в свой кабинет и, закрыв его на ключ, попытался добиться силой ее благосклонности. Евлалия была девушкой решительной: вскочила на подоконник и была готова выпрыгнуть из окна. Начальник отступил, сник. А она, прибежав домой, о происшедшем поведала брату и горько плакала. Он сказал всего два слова и так укрепил ее на всю жизнь: больше Евлалия Михайловна никогда не плакала – даже когда хоронила мать и мужа (Геннадия Хилкова, также репрессированного за веру). Вот за таким утешением и укреплением духа шли к Феодору Михайловичу люди. В эти годы в Тобольск было сослано много представителей духовенства. Из ссыльных священников Феодора посещали архимандрит Сергий (Серебрянский) , окормлявший Марфо-Мариинскую обитель в Москве, и отец Георгий Скрипка. О преподобноисповеднике Сергии – в миру Митрофане Серебрянском – хочется сказать особо. В 1908 году великая княгиня Елисавета Феодоровна пригласила его в Марфо-Мариинскую обитель духовником и настоятелем храма. Поначалу отец Митрофан хотел отказаться от предложения Елисаветы Феодоровны: он знал, как о нем будет скорбеть осиротевшая паства, ему было жаль оставлять ее. Но в том момент, когда он подумал об отказе, вдруг почувствовал, что у него отнялась правая рука, – так Господь видимо наказал за сопротивление Его воле. Отец Митрофан взмолился Господу о прощении, пообещав, если исцелится, принять предложение.

http://pravoslavie.ru/108503.html

Но мы уже видели, что с этим предположением, хотя за него стоят авторитетнейшие ученые, как старинные, так и новейшие, дело стоит не особенно блестящим образом, что преемником Евстафия Павлина не называет никто, а предшественником Евлалия – только один Филосторгий, что Евсевию кесарийскому антиохийская кафедра была предложена несомненно уже по смерти Евлалия; что после отказа Евсевия рукоположен был Евфроний; что этого именно Евфрония, а не Павлина и не Евлалия, называют непосредственным преемником св. Евстафия не только Сократ и Созомен, но и Феодор мопсуестийский и – что особенно важно – Георгий Лаодикийский, который после отказа Евсевия был кандидатом на антиохийскую кафедру вместе с Евфронием; что, по Иерониму, Павлин был преемником Филогония и предшественником св. Евстафия, что на этом же месте ставят Павлина (или Романа) и позднейшие византийские писатели: Феофан, Никифор, Зонара, Никита, которые прямо отождествляют этого Павлина с Павлином тирским; что Швартцу не удалось привести ни одного свидетельства за то, что Павлин был епископом тирским после 325 года. Не проще ли по всему этому допустить, что Павлин переведен был в Антиохию на место Филогония? То факт, что антиохиец Феодорит представляет дело таким образом, что св. Евстафий был непосредственным преемником Филогония. Но слова Феодорита в данном случае не имеют решающего значения, так как он и Евлалия считает непосредственным преемником Евстафия, а Павлина знает только как епископа тирского. Следовательно, его список антиохийских епископов во всяком случае имеетъ пробел. И ничто не обязываетъ думать, что этот пробел, пропуск имени Павлина, приходится между Евстафием и Евлалием, а не между Филогонием и Евстафием. Последнее даже более вероятно, чем первое. Низложение св. Евстафия было событием первостепенной важности в истории антиохийской церкви. Оно состоялось на соборе и вызвало большие волнения. И следствием его было то, что антиохийская кафедра надолго перешла в руки ариан (точнее: антиникейцев). Подробности этого события остались, вероятно, надолго в памяти антиохийцев. Еслибы непосредственным преемником Евстафия был Павлин тирский, человек очень уважаемый и влиятельный среди евсевиан, то и его имя удержалось бы в памяти антиохийцев в связи с низложением св. Евстафия. На деле же мы видим иное: Феодорит, сам антиохиец, родившийся в 393/4 г., тот самый Феодорит, который сохранил для нас письмо Евсевия никомидийского к Павлину тирскому, знает (по имени) антиохийского епископа – арианина Евлалия и называет его первым преемником Евстафия, а о Павлине епископе антиохийским – предшественнике-ли – преемнике-ли Евстафия – ничего не знает! Если Павлин епископом антиохийским был недолго, то ведь тоже самое сообщает Феодорит и об Евлалии. Очевидно Евлалий – известный нам почти только по имени – уцелел в памяти антиохийцев до начала V века в связи с историей низложения св. Евстафия; а о Павлине успели даже позабыть, что он был когда то епископом антиохийским 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Оба в один день получили посвящение, первый от трех, а последний от девяти епископов. Наместник Рима, Симмах, письмом от 29 декабря 418 года известил о случившемся императора Гонория, жившего в Равенне, и высказал свое мнение в пользу Евлалия. Тогда Гонорий рескриптом от 2 января 419 года предложил Бонифацию оставить Рим, угрожая в случае противодействия насильственной высылкой. Бонифаций не послушался и был изгнан из Рима. Евлалий вступил в исполнение епископских обязанностей. Тогда партия приверженцев Бонифация подала Гонорию петицию с изложением обстоятельств избрания Бонифация. Рескриптом от 13 января Гонорий приказал Симмаху вызвать Евлалия и Бонифация к 8-му февраля в Равенну для рассмотрения их дела при императорском дворе. Сюда были призваны италийские епископы, за исключением тех, кои участвовали в посвящении того и другого претендента на папскую кафедру. Но так как судьи не могли прийти к единодушному решению, то император отложил дело до 13 июня, причем разослал не только италийским, но и галльским и африканским епископам предложение явиться в этот день на собор в Рим, а Евлалию и Бонифацию строго приказал не являться до этого времени в Рим, в избежание могущих возникнуть раздоров. Приближалась пасха. Пасхальную службу в Риме Гонорий приказал совершить Ахиллу, еп. Сполеттскому. Но когда наступил праздник, Евлалий, вопреки строгому приказанию императора, явился в Рим, запер ворота Латерана пред Ахиллом и сам совершил службу. Император так был разгневан этим поступком Евлалия, что немедленно рескриптом от 3 апреля на имя Симмаха приказал изгнать Евлалия из Рима, а Бонифация ввести в управление епископией. Так «милостию императора» Бонифаций стал папою 177 . Бонифаций был человек благочестивый, справедливый, чуждый той высокомерности, какою отличался Зосима. В отношении к пелагианам он старался сохранить тот порядок вещей, какой установился и старался препятствовать распространению пелагианских идей. Неизвестные ревнители православия передали Бонифацию два обширных письма пелагиан: одно написанное Юлианом к тем из римских жителей, кои тайно сочувствовали пелагианству, а другое – представляющее копию с письма, посланного 18-ю пелагианскими епископами к Руфу Фессалоникскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Св. Евлалия была родом из Испании и происходила от христианских родителей, которые жили в одном селении близ города Баркинона (ныне город Барселон). Кротость, смирение и разум не по летам были отличительными качествами юной девы; в родительском доме она жила в отдельном помещении с несколькими своими сверстницами, где они занимались рукоделием, чтением божественных книг, молитвою и славословием Господа. Когда Евлалии было уже более четырнадцати лет, случилось гонение на христиан, воздвигнутое Диоклитианом. В Баркинон был прислан для обращения христиан в язычество правитель Дакиан. Он начал приносить жертвы языческим богам и велел искать христиан, чтобы принуждать их к языческим жертвам. Все пришло в движение, и слух о гонении достиг и до комнат Евлалии. При этой весте св. дева исполнилась радости, лице ее просияло, и она возблагодарила Бога, что Он исполнил ее желание. Родители ее и подруги удивлялись, видя в ней такое восторженное настроение; они спрашивали ее о причине радости; но она, всегда откровенная и за это всеми любимая, теперь упорно молчала; она боялась, как бы не встретить препятствия своему намерению. И вот тайно, ночью, св. Евлалия, помолившись Богу и не сказавшись родителям, вышла из дому и пошла к городу, ничего не боясь, воодушевляемая одною мыслью – пострадать за Христа, своего Жениха. Когда она пришла в город, уже наступил день. Входя в городские ворота, она услышала голос вестников, сзывавших народ на площадь; здесь, на высоком месте, сидел правитель Дакиан. Пробираясь сквозь народ, св. Евлалия подошла к правителю и сказала: «судия неправедный, ты сидишь на высоком месте и не боишься Господа, Который выше всех! Неужели ты за тем сидишь, чтобы судить невинных людей?» Изумился Дакиан такой смелости девицы и спросил: «кто ты, дерзнувшая прийти незваною пред судилище и говорить укоризненные слова?» – «Я Евлалия христианка», отвечала дева, и начала обличать правителя в идолопоклонстве и жестокости. Разгневался правитель и велел обнажить ее и бить по хребту палками; во время побоев он убеждал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010