По мнению большинства исследователей, все версии Мученичества М. лишены исторической достоверности. В связи с этим было отвергнуто основанное на агиографических текстах представление о том, что М.- фригийский мученик родом из Египта. И. Делеэ предположил, что М.- егип. мученик, пострадавший на своей родине; его почитание во Фригии привело к локализации его кончины в г. Котией, а почитание М. в К-поле - к появлению культа мучеников Мины,Ермогена и Евграфа ( Delehaye. 1910). Согласно Дж. Дрешеру, было 2 мученика по имени Мина, фригийский и египетский, к-рые были спутаны агиографами ( Drescher. 1946. P. III-IV). Также выдвигались крайние гипотезы, что М. не историческая фигура, а трансформация языческого бога - фригийского (У. М. Рамсей) или египетского (Р. Мидема), однако высказанные в их пользу аргументы неосновательны. Посмертные чудеса М. считается самым известным копт. чудотворцем. В составе сборников на греческом языке дошло описание 13 его чудес, на коптском - 17, на эфиопском - 19, на арабском - 23. Одно из необычных чудес (одновременное исцеление парализованного мужчины и немой женщины; 5-е в издании И. В. Помяловского) встречается и в собрании чудес Кира и Иоанна и Космы и Дамиана . Повествования о чудесах М. также известны во фрагментах или в составе др. произведений. По мнению П. Дево, на греч. и араб. языки чудеса были переведены с коптского, а на эфиопский - с арабского. Исцеления и чудеса часто происходят по пути к мощам М. или в близлежащей местности; мученик обычно появляется в образе всадника в соответствии с его воинским званием. К наиболее распространенным чудесам относятся: исцеление больных (в т. ч. благодаря инкубации - ночному пребыванию рядом с мощами), обнаружение пропавших или украденных вещей, раскрытие обмана и преступлений, избавление женщин от насилия и наказание виновных в злодеяниях. Ряд чудес связан с вразумлением тех, кто крали имущество, предназначенное для храма М. (свиней, дрова), а также тех, кто, делая пожертвование святому, пытались сэкономить или оставить лучшее для себя. В истории с ложной клятвой в храме М. христианина, к-рый отказался вернуть деньги иудею, первый был наказан, а второй в результате крестился. В др. раз по молитве христиан к М. и последовавшей затем просьбе мученика к Богу арх. Михаил дал воду из скалы паломникам, к-рые пришли к мощам мученика и страдали от жажды. Неск. чудес М. отмечены и в XIX-XX вв. Так, в 1826 г. мученик спас в г. Ираклионе (о-в Крит) греков, собравшихся в храме его имени на Пасху, от турок, к-рые намеревались разгромить церковь. Во время второй мировой войны на территории Египта, в июне 1942 г., святой явился нем. солдатам и деморализовал их перед битвой с союзническими войсками (The Egyptian Gazette. 1942. 10 Nov.). Почитание

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Скачать epub pdf Ноябрь 17 Гоброн, мученик и с ним 133 воинов грузинских Мученик Гоброн, во святом крещении Михаил, и с ним 133 воина – грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке «мужественный, храбрый»). В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном. Грузинский царь Адарнасе II (881–923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам , обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор «Мученичества Михаила (Гоброна)» (914–918), Тбетский епископ Стефан, повествует, что тело святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в общую яму. «Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие». Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества – 17/30 ноября. Никон, Игумен Радонежский, преподобный «Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» ( 4Цар. 8, 4 ). Так говорил царь израильский отроку – слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поскольку почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

История святого без головы, или Мученик после смерти 4 ноября празднуется прославление в лике святых преподобного Ионы Киевского 4 ноября, 2016 4 ноября празднуется прославление в лике святых преподобного Ионы Киевского «В Церкви что ни день, то праздник», – шутят над православными. И правда: обилие имен в церковном календаре такое, что мы уже даже не особо стремимся выяснить, чем прославился святой, почему был канонизирован. Тем неожиданнее бывает вдруг узнать это… Зачем существуют такие праздники, как обретение и перенесение мощей, почему столько внимания уделяется мертвым телам святых и как преподобные становятся мучениками даже после своей смерти, на примере сбывшегося пророчества святого Ионы Киевского объяснил епископ Иона (Черепанов). «Вы, батюшка, мученик…» Трижды в году совершается память преподобного Ионы Киевского: 22 января празднуется его преставление, в Неделю по Воздвижении – перенесение мощей, 4 ноября – прославление в лике святых. Это праздничные дни для нашего Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но хоть они и радостны, все равно несут в себе оттенок горечи – из-за всего, что происходило в советское время, в разгар хрущевской эпохи. Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. «Вы, батюшка, мученик», – говорили ему. А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году руководство Академии наук, в ведении которой находился Троицкий храм, решило обустроить в церкви музей ботаники. Составили проект (он сохранился в архиве монастыря), по которому храм после капитальной перестройки должен был напоминать один из павильонов ВДНХ – с серпами, молотами и прочей атрибутикой советской власти. Под куполом планировали установить памятник Мичурину. В связи с этим были вскрыты захоронения преподобного Ионы и епископа Виталия – его духовного чада, проживавшего на покое в Ионинском монастыре и также погребенного под полом Троицкого храма. Захоронение епископа Виталия было разграблено и сожжено, от тела остались только обгоревшие косточки.

http://pravmir.ru/istoriya-svyatogo-bez-...

В той же день и Августа в 8-й день святой Таисии, бывшей прежде блудницы, д. 601–604 об. Нач. «Братия моя любезная, хощу вам повесть поведати о Таисии блаженней.» В 9-й день. Повесть Преп. Даниила о Андронице и о жене его, л. 605–612 об. Нач. «Повода нам отец Даниил: бысть, рече, некий муж, именем Андроник в велицей Антиохии». – Мучение св. Дорофея, л. 613–617 об. Нач. «Аще некако мнимо есть некими древнее новейшего славнее являющеся». – Слово св. Ефрема о Авраами и Исааце, л. 619–628 об. Нач. «Преселевает Бог правдивого Авраама от рождения ему и от всех своих». В 10-й день. Мучение свв. мученик Евлампия и Евлампии, л. 629–650 об. Нач. «В седмое лето царства Максимиана, старейщинствующу Максимияну». – Память Преподобного Феофила исповедника, л. 651 – 654 об. Нач. «Сей блаженный отец наш Феофил, трем поприщем от Тиверия града». В 11-й день. Житие и хожение св. Зинаиды, л. 451, л. 455–660. Нач. «Мудрости слово изыскати хощу на востание ума, обретающихся показати всем». В 12-й день. Мучение свв. мученик Прова, Тараха и Андроника мученых в Назарете, л. 661–674 об. Нач. «При Ипате и Диоклетиана нечестивого во второе и Максимиана Августа в третие». В 13-й день. Мучение свв. мученик Карпа, Папилы и Агафоника, л. 675–680 об. Нач. «Во времена она идольскому некогда служению одержащу, прииде Анфупат во граде». В 14-й день. Мучение свв. мученик Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия, л. 681–702. об. Нач. «Назарий бе от страны Аорон, мати же его именем Перпетуя, родом Римляниня верна». В той же день житие и жизнь Преп. матери нашей Парасковии; списано Евфимием Патриархом Терновским. К концу же слова «и како принесена бысть в славную Сербскую землю.» Списано Григорием Цамблаком, л. 703–728. Предисл. Нач. «Сия убо Преподобная отечество имеяше Епивата, родителей благочестивейших.» – О отце Князе Святоше, о блаженном Князе Давиде Святославиче, внуке Ярослава Владимировича, чудесна повесть, л. 729–731 об. Нач. «Сего же Великого Князя Святослава Ярославича сын блаженный Давид господствуя в Чернигове.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Подражание мученику предполагает как бескровное подражание его мучениям и смерти, так и подражание его жизни. По проповеди святителя Иоанна Златоуста , святая мученица Пелагея, облекшаяся в «целомудрие» вместо драгоценных одеяний, – пример чистоты и воздержания, а мученик Роман – терпения. Поздневизантийский гомилет Макарий Макрэс проповедовал: «Будем ревновать бывшим прежде нас мученикам, будем подражать их мужеству, выносливости, настойчивости, терпению до конца...» «Дабы, почитая мучеников, мы подражали усердию мучеников ради благочестия», – говорится также в византийской гомилетической литературе. Подражание мученикам проявляется и в том, что чтущие их должны явить по отношению к ним то дерзновение, которое особо характеризует мученический подвиг. Подвиг, который совершает мученик, является квинтэссенцией всей его жизни. Перенесение мук и пыток подтверждает терпение и другие добродетели, в которых он упражнялся. Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода. Старец Паисий Святогорец Бескровное мученичество монахов Стремление к бескровному подражанию мученикам претворяет аскетическую жизнь в мученичество, а мученичество становится венцом аскетической жизни. Подобно тому как в Византии был отождествлен монах и любомудр, так точно происходит отождествление монашества или подвижничества и мученичества. У преподобного Феодора Студита монахи-отшельники описываются как «отказавшиеся от всякого творения и бытия, мыслящие о горнем, смотрящие горе». Автор VIII в. Михаил Синкелл пишет: «Память мучеников – ...это стремление к Богу, хотение горнего и небесного». Особенность монашеской жизни в предвосхищении неба на земле, мученичества – в мгновенном достижении неба через максимально жертвенный подвиг. Монах с дерзновением осуществляет свое призвание, через безмолвие вступая в беседу с Богом. Мученик достигает особого сходства с Богом, проходит через новое для себя Гефсиманское борение, приобретает опыт дерзновенного безмолвия с тем, чтобы стать собеседником Христа. То, что монах по преимуществу молчит (обладая «недерзливостью», по выражению преподобного Феодора Студита ), а мученик говорит-исповедует, никак не нарушает это сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ольга 14 февраля 2014, 07:05 Святой мучениче Трифоне,моли Бога обо мне, рабе Бижией Ольге,о детках моих: Максиме, Алексие, младенце Илие, моей маме - р.Б. Елисавете.Помоги мне грешной пережить развод с венчанным мужем Александром, помоги найти достойную работу, да будет на всё святая и благая воля Господа нашего Иисуса Христа! Валерий 13 февраля 2014, 23:40 Всех с Праздником Святой Мученик Трифоне Моли Бога о нас Россиян,ему молятся еще и от Алкоголизма,Спаси и сохрани Матушку нашу Русь Трифон. Аминь. Вера 13 февраля 2014, 17:35 Святый мучениче Трифоне! Умилосердися о нас, грешных рабах Божиих болящем Олеге и болящей Вере. Помоги нам твоими святыми молитвами избавиться от нечистой силы вражией, ненавидящей и мучающей нас. Изгони твоими святыми и всесильными молитвами всю нечистую силу из раба Божия Олега! Помоги нам твоим заступничеством!Бесом одержим мой любимый с детства и мучается сильно. Он не дает ему спастись, хочет его погибели, ненавидит его и меня, потому что я хочу помочь ему.Верою и любовию прибегаю к тебе, Святый мучениче! Не остави нас грешных, помоги. И мне, рабе Божией Вере, дай силы терпеть все нападки и козни диавольские и не ослабеть в любви и борьбе!Избави нас от этого зла!Паки и паки прошу, исцели, очисти, помоги! римма 13 февраля 2014, 11:23 Святой Мученик Трифон, спасибо Тебе за мое исцеление. Помолись Господу Богу о мне грешной и моих родных. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! римма 12 февраля 2014, 15:34 Святой мученик Трифон, попроси Господа Бога простить мои грехи, исцели меня грешную, даруй мне сил отремонтировать родительский дом, помоги моим детям и внучке, чтобы они жили счастливо в вере православной. Помоги установить мир в нашем доме, чтобы никто не злился и не гневался.Помоги мне найти такую работу, чтобы я смогла заработать на ремонт дома. Веди нас по жизни правильной дорогой.Спасибо тебе, Святой, что помогаешь людям. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Юлия Кошкина 27 января 2014, 00:50 Святой мучениче Трифоне,моли Бога о мне и моей семье.Помоги мне рабе Божьей Иулии в работе ,чтоб она мне была по силам и по душе.

http://pravoslavie.ru/59444.html

Но мученик Христов снова исповедал Господа Иисуса Христа в присутствии многочисленной толпы, сарацинскую же веру обличил и укорил. Тогда мучитель, придя в ярость, приказал бить палками святого без милосердия. И мучим был святой Георгий жестоко, так что его плоть прилипала к палкам, кровь же его текла каплями из язв. Но несмотря на это святой не показывал намерения подчиниться нечестивому повелению царскому. Тогда правитель приказал резать его по всему телу ножами, с головы до ног и опалять его раны горящими свечами; все тело святого было опаляемо свечами, так что не было видно и лица его, и начала таять плоть его, как тает воск от огня. Но мученик Христов доблестно переносил страдания, призывая и исповедуя имя Господа Иисуса Христа. После этого мучитель приказал воинам водить мученика по городу, ударять в тимпаны и кричать: «Не ругай посланника Божия Магомета и не поноси его преданий о вере сарацинской». Святой же молился ко Христу Господу и увещевал сарацин веровать во Христа. Потом нечестивые разложили большой костер посредине города, намереваясь сжечь святого. И веден был мученик Христов Георгий на приготовленное место для сожжения. Но изнемогши от ран, он упал на землю безгласным, только уста его двигались, призывая на помощь Господа. Сарацины же, взяв святого еще живым, бросили его на костер. Так окончил свой страдальческий подвиг мученик Христов Георгий. Нечестивые сарацины бросили в костер и много псов для того, чтобы христиане не могли распознать мощей мученика. Но Бог прославил угодника Своего: внезапно на место то нашло облако с громом и молниею и поднялся великий дождь, который и погасил огонь, так что от костра не было даже и дыма. Сарацины же, испугавшись столь великого чуда, разбежались от того места. Между тем дождь шел до самой ночи. Когда наступила ночь, то над тем местом, где было сожжено честное тело мученика, явился свет, весьма великий, который и озарил все то место. Тогда протоиерей соборной церкви в честь святого великомученика Георгия Каппадокийского отправился вместе с прочими христианами к судьями, дав им деньги, испросил у них позволение взять честные мощи святого мученика и предать их обычному погребению. Когда судии выразили свое согласие на эту просьбу, то протоиерей тот пошел к митрополиту Иеремии и возвестил ему все о святом мученике. Митрополит же отправился к мощам святого мученика с большою поспешностью и верою, в сопровождении всего священного собора и многих христолюбивых людей, с пением псалмов и песнопений, со свечами и кадилами. Разгребши пепел на том месте, где виднелся свет, христиане обрели честные мощи святого мученика Георгия Нового, невредимыми от огня. Кости же псов обратились в прах и пепел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Снова уговаривают его мучители, и снова он отвергает все их увещания, обещания и угрозы. Ему начинают отрезать персты на ногах, и он с тем же спокойствием прославляет Господа при отрезании каждого перста. Так, при отнятии первого он говорит: «Слава Тебе, Христе Боже; у Тебя пронзены были не руки только, но и ноги; сподоби меня стать сею десною ногою хотя в числе последних одесную Тебя!» При отнятии второго перста он молится: «Удвоилась на мне милость Твоя, Господи, ибо Ты избавляешь меня от смерти второй» (см.: Апок. 20, 14 ). Отрезают и бросают пред ним третий перст, а мученик с улыбкою вещает: «Иди во имя Троицы и ты, третий перст, к дружине твоей: как зерно пшеничное, в землю брошенное, и ты мног плод принесешь в день общего Воскресения!» Отрезают перст четвертый, а святый утешает себя: «Векую прискорбна еси, душе моя, и векую смущавши мя? Уповай на Бога, силою четвероконечного Креста, спасающего мя (внимайте, неразумные ревнители восьмиконечного Креста, что говорит мученик Христов!), и я прославляю Его, от четырех стихий создавшего меня!» Отрезают перст пятый, мученик говорит: «Славлю Тебя, Господи, пять язв на Кресте претерпевшего, что удостоиваешь Ты меня части верных рабов, пять талант умноживших!» Ему отрезают мизинец левой ноги, а он говорит: «Мужайся, малый перст шестый; Бог, сотворивший в шестый день тебя малого с большими, равно и воскресит тебя с этими большими!» Отрезают седьмой перст, и мученик обращается к мучителям со словами: «Разоряйте сию ветхую храмину, под которую укрывается седмиглавый змий. Создатель, в седьмой день почивший от дел Своих, уготовал мне храмину нерукотворенную, вечную на небесах!» Отрезают восьмой перст, а Иаков рассуждает: «Тот, Кто сохранил в ковчеге Ноевом восемь душ, спасет и меня, хотя и проливаете вы мою кровь, как воду». Отрезают девятый перст, и он молится: «Укрепи меня в терпении, Боже истинный, как укрепил Ты во благодати Твоей девять чинов Ангельских во время искушения!» Отрезают последний перст на ноге, а он восклицает: «Вот, я принес в жертву Тебе, Христе Иисусе, совершенный Боже и совершенный Человече, две десятины перстов моих!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Единственный путь для достижения такой любви — в том, что мы любимы Богом такой любовью. Жизнь дается для того, чтобы мы поверили этой любви, узнали ее и последовали за нею. Так поступая, человек уподобляется Богу, ибо только Бог, ставший человеком, поступает так. Только Он дает нам силы жить по этой любви. И потому самое главное в жизни — вера во Христа и вера Христу, Победителю ада и смерти. Уберите Христа, и все наше добро и зло будут иметь относительное значение, потому что никто не сможет победить грех и смерть. — Некоторые говорят, что мученичество царя Николая Александровича и его семьи — стечение обстоятельств. Можно ли рассматривать сатанинское убийство православного поэта и ученого Людмилы Крюковой, которая мечтала приобщиться подвигу мучеников, как дело случая? Или то, что произошло с воином Евгением Родионовым, который никогда и не помышлял о христианском подвиге, как случайность? — Христианский мученик — не случайность. Тем более, мученичество христианина не может быть следствием его желания стать мучеником. В отличие, например, от того, когда человек напряжением воли и стараниями становится начальником. Мученик, святой — всегда рождается советом Божиим, любовью Бога к людям, чтобы вести их Его путями. Мученичество никогда не может быть осуществлено замыслом человека, ибо подлинный мученик — тот, кто стал орудием Божиим, который погубил свою волю в воле Божией. Но он не погубил ее, а приобрел, потому что нашел свободу в послушании Богу. Мученик не желает уже ничего для себя, даже славы принять мученичество. Никто своей собственной волей не может стать мучеником или святым. Это печать Бога на человеческой жизни, Его всецелое овладение человеком, Его благословенное избрание и Его вечное предопределение. Как невозможно мыслить о мученичестве вне эсхатологической перспективы Пришествия во славе Христа распятого и воскресшего, так невозможно мыслить о нем вне Промысла и Совета Божия о каждом человеке в отдельности. Кто не видит в истории ничего, кроме событий, последовательно сменяющих друг друга во времени, не видит в ней и Божественной мудрости, управляющей миром и историей. Однако в жизни и смерти мучеников присутствует всесильная десница Божия, Его благодать, зримая тем, кто имеет очи, чтобы видеть.

http://moral.ru/интервью-о-новой-книге-п...

В скором времени мусульмане пришли в дом к блаженному Ангелису, говоря: – Почему ты сегодня носил христианский головной убор? Мученик отвечал: – как христианин я и носил его. Они сказали: – Ты вчера стал мусульманином и тебе нужно носить красную чалму, как делал это вчера. Блаженный отказывался от этого, думая, что они шутят, но мусульмане, разъярившись, привели представителей власти и, взяв его, повели к судье, обвиняя в том, что он вчера на их глазах стал мусульманином, произнес их салавати (исповедание их веры) и носил чалму. Судья спросил святого, так ли все было. Мученик ответил: — Я не говорил и не делал такого, но только с ними повеселился, и затем мы разошлись по домам. Видя его твердость, судья послал его к визирю. С ним пошли и мусульмане, обвиняя его в том же. Мученик отрекался, говоря, что он никогда такого не делал и не говорил. Визирь, видя перед собой скромного и красивого христианина, стал его соблазнять словами: – Оставь свое упорство, стань мусульманином, я дам тебе честь и богатство и сделаю тебя большим начальником. Мученик же громогласно возгласил: – Господин, я родился от христианских родителей. Христианином я родился, христианином и умру, и ничто не в силе отлучить меня от любви Сладчайшего моего Иисуса Христа, сущего Бога истинного, ни честь, ни богатство и слава, какие ты мне предлагаешь, ни даже все ваше царство не смогут уклонить мое сердце от веры в Сладчайшего моего Иисуса Христа. Это и много другого говорил мученик, и визирь, исполнившись ярости, воскликнул: – Если ты не станешь мусульманином, то я тебя уничтожу и прикажу предать тебя таким мукам, чтобы измучить все твое тело до тех пор, пока ты не умрешь в этих страданиях. Мученик же мужественно отвечал: – Что хочешь делай, режь, строгай, коли, жги в огне, бросай зверям, топи в море, и что еще хочешь делай с этим моим тленным телом, я же от Христа моего не отрекусь, веры не изменю и мусульманином не стану. Визирь приказал заключить его в темницу убийц и там нещадно мучить. В заключении мученик претерпевал сильные издевательства от зверонравных мусульман. Когда пришел туда в темницу один его сосед мусульманин, человек знатный, и, сочувствуя блаженному в том, что произошло, стал его увещевать, говоря:

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010