27); то вмазывали в стену (св. Каллиник. Чет.-Мин. авг. 23); то на наковальне разбивали молотом руки и ноги (св. Адриан. Чет.-Мин., авг. 26); то машиною вливали воду в уста, пока тело не распадалось от воды (св. Григорий. Чет.-Мин., сент. 30); то, нагнувши вершины деревьев к земле и к вершине одного из них привязав одну ногу мученика, а к вершине другого – другую, – вдруг оставляли деревья, от чего тело разрывалось на две половины (св. Стефанида. Чет.-Мин. нояб. 11). Но кто исчислит все роды мучений, которым подвергались исповедники за веру Христову? Сколько же отсюда убеждений для нас хранить православную веру, которую так крепко соблюдали св. исповедники, и избегать холодного равнодушия к вере, которое не редко замечается в людях!.. Какое глубокое возникает в душе благоговение к св. мученикам! Как радуешься и как благодаришь Господа Бога, что живешь в такое время, когда беспрепятственно и безмятежно можешь содержать св. веру, за исповедание которой прежние христиане терпели столько мучений! И как после этого грустно видеть человека, который исповедует православную веру так холодно, что не хочет совершить ни малейшего подвига для нее, и даже готов переменить или равнять ее с другою какою-нибудь верою!... (Из книги: „Минуты пастырского досуга» еп. Гермогена, т. II, стр. 5 – 7).   8. Пример мужественного исповедания христианской веры    I. Святой мученик Варлаам за исповедание имени Христова уже в глубокой старости предан был суду и претерпел много мучений... Наконец нечестивые язычники, принуждая его к идолопоклонству, привели в капище Аполлона, и повелев протянуть руку над пылающим жертвенником, положили на нее горящие угли с ливаном и смирною, в том намерении, что св. страдалец, чтобы избавиться от ужасных мучений, вынужден будет отрясти эту жертву на идольский алтарь; и, если бы это случилось, хотели пред ним восплескать руками и с хохотом сказать: „уже принес жертву богам нашим!» Но нечестивые и жестокие язычники не могли восторжествовать над твердостию св. мученика: старец, держа в руке своей горящий огнь, явился тверже железа и, не тронувшись с места, не испустив ни одного вздоха, стоял до тех пор, пока отгорели пальцы его и с углями упали на жертвенник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Феодор, епископ Ростовский (+1023) — 21 июня Феодосии, митрополит Московский и всея Руси (+ после1464) — 7 сентября Филарет, митрополит Московский (+ 1867) — 2 декабря Филарет, митрополит Киевский (+1857) — 3 января МУЧЕНИКИ Василий Мангазейский (+1602) — 4 апреля Св. кн. Борис Ростовский (+ 1015) — 15 мая и 6 августа Иоанн младенец, мученик Угличский (+1663) — 8 июля Преподобномученики Адриан Пошехонский (+1550) - 18 марта Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею (t1609) - 23 апреля Антонин, игумен Покровский, Герасим, архимандрит; Евфимий и Варсонофий, священноиноки; иноки Макарий, Матфий, Вассиан Гурии, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет,Геласий, Вассиан,Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с нимии 1000 мучеников-мирян, Угличские (+1609) — 6 июня . Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братий и 200 мучеников-мирян, Угличские (+1608) —14 октября Преподобные Авраамий Ярославский, игумен Преображенского монастыря (t после 1219) —15 мая и 6 октября Авраамий, архимандрит Ростовский (+ок. 1073—1077) — 11 ноября Адриан Угличский (+ после 1504) — 8 сентября Антоний Оптинский (+ 1865) — 20 августа Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (1395) — 25 сентября Боголеп Угличский (XVI) — 4 сентября Варлаам Улейминский, Угличский (t после 1460) — 5 июня Вассиан Угличский, Рябовский — 4 сентября Священномученики Александр, пресвитер Большесольский (Поздеевский, 1868—1940) — 25 октября Александр, пресвитер Брейтовский (Петропавловский, 1884—1937) —17 ноября Александр, пресвитер Угличский (Абиссов, 1873-1942) - 21 февраля Александр, пресвитер Ярославский (Елоховский, 1858—1918) — 16 сентября Алексий, диакон Петропавловский (Введенский, 1903—1937) — 26 августа Алексий, пресвитер Диево-Городищенский (Великосельский, 1865-1918) — 12 сентября Андрей, пресвитер Даниловский (Добрынин, 1874—1938) — 21 февраля

http://pravicon.com/info-3614

Мысль, не имея сил обнять все одним разом, подвергнется тому же, что терпит чрево, которое при излишестве насыщения не способно переваривать сообщаемого ему. Потому желаю вам, чтобы вы усладились вкушением, и воспользовались предложенным. А я готов служить вам и прочим, о Христе Иисусе Господе нашем, которому слава и держава во веки веков! Аминь. Беседа 17. На день святого мученика Варлаама В прежние времена смерть святых чествовали сетованием и слезами. Горько плакася Иосиф об умершем Иакове (Быт.50,1); немало сетовали иудеи о кончине Моисеевой (Втор.34,8), и Самуила почтили многими слезами (1Цар.25,1). А ныне ликуем при кончине преподобных, потому что естество скорбного изменилось после креста. Не плачем уже сопровождаем смерть святых, но в восторженных ликованиях веселимся при их гробах; потому что смерть для праведных - сон, вернее же сказать, - отшествие к лучшей жизни. Поэтому закалаемые мученики радуются; желание блаженнейшей жизни умерщвляет в них ощущение болезней при заклании. Мученик смотрит не на опасности, но на венцы; не ужасается ударов, но вычисляет награды; видит не исполнителей казни, бичующих здесь на земле, но представляет себе Ангелов, приветствующих с неба; имеет в виду не кратковременные опасности, но вечные воздаяния. И у нас уже мученики пожинают светлый залог славы, потому что, от всех оглашаемые восторженными приветствиями, из гробов уловляют они в мрежу свою тысячи народа. Сие самое исполнилось ныне над мужественным Варлаамом. Прозвучала бранная труба мученика и, как видите, собрала воинов благочестия. Провозглашен лежащий Христов подвижник, и окрылил зрелище Церкви. И как сказал Владыка верных: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин.11,25), так мужественный Варлаам умер, и созывает торжественные собрания; поглощен гробом, и приглашает к пиршеству. Теперь благовременно нам воскликнуть: где премудр, где книжник, где совопросник века сего? (1Кор.1,20). Сегодня у нас непобедимым учителем благочестия поселянин, которого мучитель влек, как удобоуловляемую добычу, но в котором, по испытании, узнал непреодолимого воина, над которым смеялся за его неправильную речь, и который устрашил ангельским мужеством: ибо нравы его не огрубели вместе с орудием слова, и рассудок не оказал в себе тех же недостатков, какие были у него в слогах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

А как стойки были христиане первых веков. Завтра Церковь молитвенно прославляет святого мученика Варлаама. Необычен был мученический подвиг его — не требовали от него прямого и позорного отречения от Христа Спасителя, а требовали, в смягченном виде, неверности Христу. Требовали, чтобы он бросил горсть ладана на уголь, на угли, которые горели при жертвоприношении языческом пред идолом, т.е. чтобы он на эти угли бросил бы, принесши жертву фимиама, жертву благоухания идолу языческому. Наотрез отказался Варлаам. Никакие уговоры и запугивания не могли его заставить сделать это. Разъяренные мучители тогда притащили его к этим углям, к огню, насильно вложили в его руку ладан и насильно же простерли его руку туда пред огнем, так что, пылая, огонь страшно опалил его руку. Но мужественно, выдерживая страшную огненную пытку, стоял мученик, с крепко сжатою рукою и не исполнял то, что от него требовалось. Стоял он так, с горевшею рукою, пока, наконец, не обгорели пальцы и не отпали. А он все стоял и стоял. Так и не сделал то, чего требовали от него. Вот как стойки были тогда и как малодушны, как слабосильны, как неверны в наше время! Эти примеры такого стояния за правду, такой верности Христу Спасителю и Его учению, должны бы воодушевить каждого христианина. Но увы! — о таких подвигах мало кто и знает, мало кто и читал или слыхал. Будем помнить, братие, какие были христиане древности и их святой пример стойкости и могучей верности пусть заставят и в наших сердцах воспламениться этой верности во Славу Господа! Уже Иоанн Кронштадтский жаловался на то, что не ревнуют люди о посте совсем. Так вот, повторяю, может быть та ужасная картина, о которой мы тут в беседах читаем, может быть она побудит нас к тому, чтобы опомниться и стать во всем верными Христу и верными Церкви Его святой. Аминь. День Сошествия Св. Духа Отпраздновала Церковь Православная вчера торжественный праздник Пресвятой Троицы, а сегодня, вторая часть этого праздника, когда Церковь прославляет Духа Пресвятого и Божественного, Который сошел на апостолов и исполнил их силой духовной. В шестопсалмии есть такие слова: «Душа моя, яко земля безводная Тебе», т.е. душа моя перед Тобою, как бы безводная земля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Начало: «Сгрешихом и безаконновахом и отступихом от тебе Благаго Бога»; 15) молитва Пресвятей Богородице (64 об.–65 об.), та же, что в 737 на лл. 35–38 об.; 16) сие евангелье за бездождие се же и о ведре, се и о нашествии иноплеменннк, се же о победе церкви (65 об.–66); 17) устав о богослужении Четыредесятницы (66–95); 18) устав о богослужении от недели Пасхи до недели Всех Святых включительно (95 –112); 19) в пояеделок память всех святых, начинаем пост святых апостол (112); 20) потребно есть ведети како чтутся евангелья (112 об.–113); 21) указ о Господских праздницех и Богородичных (113–114); 22) указ об обретении честныа главы Ивана Предотечи (114–117 об.); 23) указ о памяти святых 40-ка мученикех марта 9 (117 об.–118 об.); 24) указ о Благовещение Пресвятыя Владычицы нашия Богородици Приснодевы (118 об.–130); 25) сказание в память святаго евангелиста Иоанна Богослова (130–134); 26) указ о добропобеднем мученице Георгие (134–136 об.); 27) о житии сиречь и о пощении и разрешении всего лета (136 об.–138); 28) устав о богослужении по месяцеслову (138–259об.). В месяцеслове указываются следующие русские и славянские святые: сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – Феодор князь Смоленский н Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 28 – Арсений Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Московский; ноября 23 – «великия мученик» Александр Невский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 21, августа 24 и июля 1 – Петр митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 9 – «перенесение мощей преподобного Авраамия из Болгар во Владимир»; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоани и Евстафий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита столпник Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 25 – князь Петр (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромские; июля 8 – Прокопий юродивый Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 21 – Аврамий Смоленский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петра и Максима юродивых 494 , к) всех святых 495 , л) преподобных 496 , м) святителей 497 , п) 12 миней 498 , о) собор святых апостолов 499 и т. п .– К числу вторых: – а) св. Иоанн Предтеча и арх. Гавриил 500 , б) св. Николай чудотворец и св. Алексий митрополит 501 , в) св. Александр свирский и св. Кирилл чудотворец 502 , г) св. Василий кесарийский и св. Варлаам хутынский 503 , д) св. Иоанн Предтеча, преп. Евдокия и мученица Варвара 504 , е) св. Кирилл чудотворец и великомуч. Екатерина 505 , ж) св. Петр, Алексий, Иона московские и св. Димитрий прилуцкий 506 , з) св. Петр, Алексий, Иона, Василий велекий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 507 , и) св. Борись и Глеб, св. Феодор Стратилат, Мария Магдалина и преп. Ксения 508 , и) св. Мария египетская, св. Евфимий суздальский и Антип епископ 509 , к) св. Иоанн Предтеча, св. апостол Фома, мученик Ермил и Стратоник 510 , л) и весь отдел складней 511 . Такой выбор икон с единоличными и совместными изображениями святых зависел не только от предпочтительного богослужебного чествования их памятей в Кириллове монастыре 512 , но и от обычая «поставлять» иконы в церкви на память о разных событиях. Ради этих событий нередко в древности возводились даже и самые церкви, посвящавшиеся святым, соименным каким либо лицам. Таковы были и кирилловские церкви св. Иоанна Предтечи, св. Владимира и св. Иоанна Лествичника . Большая часть московских (и вообще понизовых) храмов также была сооружена в память исторических случаев 513 . Такими же побуждениями вызывалось и поставление икон по церквам. Во вкладных книгах Кириллова монастыря упоминаются неоднократно примеры таких «поставлений», хотя поводы к усердию вкладчиков и не всегда остаются известными 514 . Икона св. Феодора Стратилата в местном ярусе Успенского собора была поставлена на память вступления на престол Бориса Годунова 515 . В московских храмах в XVI веке появились даже портретные образа, а в Кириллове – ради тех же целей, вероятно, составлялись упомянутые выше композиции. Отмеченное богатство соборной иконописи само по себе отвечало главному назначении ее – поддерживать молитвенное настроение всех собравшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

4 марта 1518 (7026) г. возвратился в Москву Василий Копыл и Иван Варавин, «да с ними вместе прииде к великому князю Василью Ивановичю всеа Руси из Царяграда, от вселенского патриарха Феолипта митрополит Григорей грек от града Жихна Цареградския области; да с ним вместе приидоша старцы от святыя горы Афонския к великому князю государю и к первосвятителю Варлааму митрополиту всея Русии бити челом великому государю о нищете поможения, милостыни ради; от благовещениа пречистыя Богородица из Ватопеди монастыря три старцы Максим грек , да Неофит священноинок грек да Лаврентей болгарин, а от святого великомученика Пантелеймона из Руского монастыря Сава преименитый игумен». «А наперед тех старцов за год пришел от Четыредесяти мученик от Ксиропотамова монастыря Исаиа священноинок сербин; да с митрополитом пришел патриаршь диакон Дионисей грек. Князь же великий Василей Иванович всея Руси приат митрополита Григория и старцов св. горы Афоня с великою честию и велел им пребыти в монастыри св. архистратига Михаила честного и славного его чюдеси, питаа их и доволя всякими доволями потребами от своеа царскиа трапезы, такожде и первосвятитель Варлаам митрополит всея Руси ко Григорию митрополиту града Жихна и к старцем Святыа горы великую любовь и честь показуаше, и к себе призываа и с ними часто беседовааше о божественых словесех духовных» 309 . Все наши оффициальные сведения о приезде в Москву Максима грека ограничиваются изложенным, ибо до нашего времени не сохранились все, относящиеся к сему, документы 310 . Мы знаем, что в Москве нужен был переводчик, но для чего именно, – уцелевшие до нас акты не говорят. Об этом мы имеем показания самого преп. Максима грека в его сочинениях. Тотчас по приезде его в Москву ему было поручено перевести Толковую псалтырь; чрез год и 5 месяцев он окончил эту работу и представил ее великому князю вместе с посланием к нему, в котором между прочим писал: «сие воистинну воздвиже твою державу к превожению толкований псалмов, по многи лета в книгохранилнице заключеных бывших и молем единым в ядь предлежавших, человеком же никою пользу подавших. Но царство твое от пребывающия в тебе благодати разумом просвещено, яко же преди рех, и душею божественные ревности исполнено, сообщает абие совет преосвященнейшему о Господе отцу своему, господину Варлааму митрополиту всей России, и того такоже сдышуща усерднейша обретает и, молитву от него и благословение прием, скорейшее писмены не празным, но класы человеколюбия изобилие плодоносящими, проту и иноком во Св. горе пребывающим призывал от честныя обители Ватопеди Саву некоего, единого сущу от иже в ней честных священник», который по болезни отказался и вместо коего послан был он – Максим грек . «Идеже пришед и священную книгу сию врученную имев от твоея державы, со благословением святого Варлаама митрополита и посещением божественнейшим, по лете едином и 5 месяцех сподобився в конец изнести толковании и преложение от греческия речи на русскую» 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Но надлежит по порядку класть камень на камень, уголь связывать углом, излишнее отбрасывать и таким образом строение возвышать. Подобно мы доставляем тебе будто камни познания. Должно слушать о живом Боге, о суде, Христе и о воскресении, о многом надлежит говорить по порядку, ныне сказано сие порознь, а потом представлено будет в связи». Благодаря такому методу огласительного наставления, научение оглашенных самым главным предметам в древней практике обыкновенно было пред самым только крещением. В это именно время оглашенным преподавались символ веры и молитва Господня. В это же время они были научаемы и тем ответам, какие требовались от них при крещении (Сост. по кн.: «История чинопоследования крещения и миропомазания», Алмазова, стр. 45 – 48). 27 Примеч . Вот перечень седми вселенских и десяти поместных соборов, которыми руководится церковь, как правилами: Великие соборы : 1) Никейский первый, бывший в 325 году, в присутствия 318 отцов. 2) Константинопольский первый, бывший в 381 году, в присутствии 150 отцов. 3) Ефесский, бывший в 431 году, в присутствии 200 отцов. 4) Халкидонский, бывший в 451 году, в присутствии 630 отцов. 5) Константинопольский второй, бывший в 553 году, в присутствии 165 отцов. 6) Константинопольский третий, бывший в 680 году, в присутствии 170 отцов. К нему присоединяется Трульский, бывший в 691 году. 7) Никейский второй, бывший в 788 году, в присутствии 367 отцов. Поместные : Анкирский (бывший в 314 и 315 год.), Неокесарийский (в 315 г.), Карфагенский (в 318 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г.), Сардийский (в 347 г.), Лаодикийский (в 364 г.), Константинопольский (в 394 г.). Сии соборы, равно правила некоторых святых отцов указаны и одобрены шестым вселенским собором во втором правиле. К правилам осьми поместных соборов в девятом веке присоединены постановления Константинопольского, бывшего в 861 году, именуемого двукратным и правила собора 879 г., бывшего в Софийском храме. 28 Святой мученик Варлаам, уроженец Антиохии Сирийской, жил в царствование Диоклетиана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же мы должны делать, сознав, что по милости Божией владеем такой верой? Очевидно, должны вседушно благодарить Господа, что он сподобил нас исповедовать такую веру, и свято хранить ее, как великий дар Божий и священное наследие наших предков, без всякого изменения ее и уклонения от нее, при том жить так, как она требует, ибо не всякий именующий Меня Господом, говорит Спаситель, внидет в царствие небесное, а только исполняющий волю Отца Моего ( Мф.7:21 ), т. е. благочестивый и добродетельный христианин. (Из беседы Платона, митрополита Киевского). 4. Превосходство св. веры христианской пред другими религиями, поучению св. мучеников 1. «Нет иного благовещения, наставлял преп. Варлаам царевича Иоасафа, нет иной веры лучшей, кроме проповеданной апостолами, извещенной Богоносными отцами на соборах и преданной соборной церкви» (Ч. М. ноября 19). 2. Св. мученицу Сиру спрашивал мучитель язычник, почему она отвергла отеческих богов и приняла иную веру, – она отвечала ему: «всякий человек, имеющий здравый смысл, не уподобляется животным, которые идут по следам родивших их, но идет тем путем, который признает лучшим, и не следует своим отцам и праотцам заблуждающимся: так и я, видя христианскую веру лучшею, нежели отеческое нечестие, избрала лучшее, отвергнув худшее». Когда же мучитель грозил ее многими муками, она, положив руку на свою выю, сказала: «отсеки сию» (Ч. М. августа 24). 3. Имя христианин св. мученики считали лучшим и почтеннейшим из всех имен и часто одним этим именем означали свое высокое звание и назначение. «Како именуешися?» спросил воевода язычник св. мученика Акакия. – Вожделенное, отвечал мученик, мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюся (Ч. М. мая 7). 4. Когда разрешали от уз мученика Мардария, чтобы вести его к мучителю на допросы, он просил своего старца пресвитера (Евстратия): «молю тебя, господине мой, научи меня, что мне отвечать тому пагубному человеку, чтобы он меня некнижного не обольстил как». Старец отвечал: «говори, брате мой, только одно: христианин я, Христов раб, и больше ничего не говори». Несколько раз был вопрошаем св. Мардарий о своем имени, отечестве и вере – и всякий раз говорил: «христианин я, Христов раб» (Ч. М. дек. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010