В Чет. Минее Страдание от Евсевия. VIII. гл. 12. (Ruinart. II. 329). Мес. В. Март. Р. Есть служба. 19 Св. пророка Авдия. Четвертый из меньших пророков. Чет. Минея. (Она почитает его одним лицом с Авдием, домостроителем Ахаава, современным пророку Илии. 3Цар. 18:4 . Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. муч. Варлаама старца. АнтиохианИн.Мучители положили ему на руку горячие угли с фимиамом, и простерли ее пред кумиром, надеясь, что он, не стерпев боли, невольно воскурит ему. Мученик дотоле держал огонь на руке, пока не сгорели персты его. Пострадал в Кесарии Каппадокийской около 304 года. Чет. Минея. Слова Вас. В. (I. 512.) и Иоанна Златоуста (II. 681) о муч. Варлааме. Мес. В. 16 ноября. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. муч. Азы. Пострадал от Аквилина в Исаврии при Диоклетиане. С ним усекнуты 150 воинов, жена и дочь епарха, ради него уверовавшие во Иисуса Христа. Пролог. Мес. В. Март. Р. Св. муч. Илиодора. Обезглавлен в Магиде (Памфил.) от Астия, при Аврелиане. Пролог. Март. Р. 21 ноября. Св. муч. Романа. Усекнут при Максимиане, которого обличал за кумирослужение словом и писанием. Пролог. Препп. Варлаама и Иоасафа Индийских. Преп. Варлаам научил вере в Иисуса Христа царевича Индийского Иоасафа, и тем способствовал распространению Евангелия в Индии. Иоасаф провел остаток жизни в отшельничестве, успев обратить к вере отца своего Авенира.. Чет. Минея из св. Иоанна Дамаскина . (Latine apud Surium 27 nov. Grace in Anecdotis graecis Boissonadii. Paris. 1832. IV. 1–363). Март. P. 27 ноября. Есть служба. Преп. Варлаама, игумена Печерского. Первый игумен Киево-Печерского монастыря. Постригся в монашество в 1056 году. Скончался на возвратном пути из Константинополя во Владимире на Волыни. Чет. Минея от Патерика Печерского. 20 Преп. Григория Декаполита . Из Декаполя Исаврийского. Преставился в 9 веке. Чет. Минея из Пролога и службы. (Galland. Bibl. рр. XIII. Prolog). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. В греческой рукописи (Пар. имп. библ. 1393) находятся следующие сведения о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

евангелие-четыре евангелиста толковых, св. Апостол и все св. апостольские послания и деяния с толкованиями, и три великих псалтири разных толковников и Златоустовы книги, Златоструй и Маргарит, и Великий Златоуст, и Великий Василий и Григорий Богослов с толкованиями и великая книга Никонская с прочии посланиями его, и прочие все святые книги собраны и написаны в них пророческие и апостольские и отеческие и праздничные слова и похвальные слова и всех святых отец жития и мучения святых мученик и святых мучениц, жития и подвиги преподобных и богоносных отец и святых жен страдания и подвиги; и все святые патерики написаны, азбучные, иерусалимские, египетские, синайские, скитские, печерские и все святые книги собраны и написаны, которые в Русской земле находятся, и с новыми святыми чудотворцами. Написал я эти святые книги в Великом Новгороде, когда был там архиепископом, а писал и собирал их в одно место двенадцать лет многим имением и многими различными писарями, не щадя серебра и всяких почестей, особенно много трудов и подвигов подъял от исправления иностранных и древних речений, переводя их на русскую речь, и сколько нам Бог даровал уразуметь, столько и смог я исправить». До нас дошли и подробности, как трудился Макарий при составлении своих Миней; дошли имена грамотеев, которым он поручал написание житий святых: так, под 1537 годом летописец говорит, что приехал в Новгород из Москвы сын боярский, храбрый воин, Василий Михайлович Тучков для сбора ратных людей; узнавши, что этот Тучков из детства навык св. писанию, Макарий начал благословлять его на духовное дело, чтоб написал житие Михаила Клопского, оно и прежде было написано, но очень просто, потому что тогда люди в Новгороде еще не были искусны в писании. По благословению же Макария, уже митрополита, инок Варлаам (в миру Василий) написал страдание пресвитера Исидора Нового и 72 русских людей, замученных немцами в Юрьеве Ливонском (Дерпте), в княжение Uoahha III , при митрополите Филиппе и новгородском владыке Ионе: Исидор был священником при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

под. Другие праздничные слова проникнуты благоговейным созерцанием тайн божественного домостроительства, восторженным исповеданием всеобъемлющей любви Христовой, возвещаемой празднеством. Таково особенно бессмертное и несравненное слово его в день Пасхи, доныне читаемое в церкви. Праздничные слова Златоуста служат также богатым источником сведений по истории учреждения праздников, праздничных обычаев его времени и т. под. 19 . Чаще других современных учителей Златоуст проповедовал в дни памяти святых. О библейских свитых Ветхого и Нового Завета он говорит по преимуществу в своих истолковательных беседах, но часто посвящает им и особые похвальные слова. Наиболее таких слов посвящено было им апостолу народов св. Павлу, с которым особенно сроднилась душа Златоуста, так много трудившегося над истолкованием его посланий. Из святых христианской церкви в похвальных словах Златоуста выступают особенно те, которые памятны были в истории Антиохийской церкви и особенно чествуемы были в ней, как свои местные святые. Таковы знаменитые святители антиохийские: Игнатий Богоносец (84–107 г.), Вавила священномученик (238–250 г.), св. Филогоний (318–322 г.), св. Евстафий (323–328–341 г.) и св. Мелетий. Таковы св. мученицы и мученики: св. Дроенда, мученица времени Траяна, мощи которой вместе с мощами других мучеников находились в подгородной церкви близ Антиохии; мученики и мученицы времени Диоклитиана: св. Ронан, заклинатель и диакон кесарийской церкви, пострадавший в Антиохии, св. Иулиан тарсянин, св. Варлаам , старец антиохийский, пострадавший в Кесарии Каппадокийской, которого поэтому еще прежде восхвалял в своем слове и св. Василий Великий ; свв. Домника мученица и ее дочери Вероника и Просдока; св. Лукиан пресвитер и мученик антиохийский, и св. Пелагия, пятнадцатилетняя отроковица, ученица Лукиана, наконец, св. Иувентий и Максимин, пострадавшие при Иулиане уже на памяти Златоуста и его слушателей. Видно, что некоторые из сих мучеников бывали не один раз предметом похвальных слов Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

( < < back) Житие преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича индийского, и отца его царя Авенира гл. 22–24. Валаам — пророк из города Пефора, близ Харрава, в Месопотамии. О нем была такая молва, что кого он благословит, тот будет благословен, и кого проклянет, тот будет проклят. Валак, царь Моавитский, устрашенный победами Израильтян, призвал Валаама, чтобы он проклял их, но, вразумленный Богом, Валаам вместо проклятия произнес слова благословения. Страдание святого мученика Варлаама мученик Варлаам ум. в 304 г. в Кесарии Каппадокийской. площадь, на которой у Греков и Римлян производились гимнастическая игры, или сражения. алмаз, — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая оттого вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым, прославившимся твердостью своей веры и характера. Житие преподобного Варлаама Печерского Антоний — первоначальник иноческого жития на Руси, подвизавшийся в затворе в пещерах Киевских; память его совершается 10-го июля. Преп. Феодосий — игумен Киевопечерский, начальник монашеского общежития на Руси: память его совершается 3-го мая и 14-го августа (перенесете мощей). Преп. Никон — первый ученик и сотрудник преп. Антония; память его совершается 23-го марта. Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого, внук св. Владимира великого, княжил в Киеве с 1054–1068 г. — Вышата — воевода Киевского ополчения, отправившегося при Ярославе, с сыном его Владимиром, в 1042 году на Греков. — Остромир — Новгородский посадник; с его именем сохранилось Евангелие — один из древнейших памятников церковно-славянской письменности. 1065 года. < >< back) > < >< back) > Память святого мученика Илиодора римский император, царствовал с 270–275 г. область на юге Малой Азии. 273 года. Житие преподобного отца нашего Григория Декаполита по-гречески Декаполь — союз 10 городов в Исаврии, небольшой области в горах Малой Азии, на юге ее; Иринополь — один из этих городов. По имени этого союза городов преподобный Григорий и получил наименование Декаполита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сообщая о том же и в письме к Адриану, Варлаам Ясинский прибавляет, что после прочтения второй книги Четиих-Миней он «елико по его рассмотрению, в ней ничтоже противно, но вся душеполезна обретох». Чтение Варлаамом Ясинским декабрьских житий святых и составление для второй книги предварительных статей, заняло более месяца, так что Лаврская типография только с 10 июля могла приступить к ее набору и печатанию. «Июля 10-го, – отмечает Святитель в Диарии, – в день памяти Антония Печерского, начал печатать месяц декабрь» 200 . Два другие месяца, очевидно, еще были у него на исправлении. Святитель не торопился отдавать их в типографию и, оставаясь в Лавре, продолжал дополнять и исправлять их по Acta Sanctorum. В этой работе прошел весь 1693 год. В начале следующего, 1694 года Святитель должен был на время оставить Четии-Минеи и выполнить поручение, данное ему патриархом Адрианом. Будучи еще митрополитом Казанским, Адриан, по поводу случившейся там повальной болезни, построил храм в честь девяти мучеников Кизических. Теперь он обратился к свят. Димитрию с просьбой написать службу свв. мученикам и составить их житие. Святитель исполнил желание патриарха и к марту месяцу 1694 года 201 составил и послал в Москву «Врачество безмездное свв. девятичисленных, иже в Кизице, мученик». Это сочинение содержит: а) службу свв. мученикам; б) описание страданий их; в) сказание о прославлении их в Казани и г) слово на день их памяти. Переписанная набело рукопись «Врачества» находилась в Московской Патриаршей библиотеке и имеет внизу надпись: «труды грешного иеромонаха Димитрия Савича животописателя». На полях ее немало ссылок на источники, и по ним мы можем судить, сколько труда и внимания уделил свят. Димитрий этой работе 202 . Впоследствии часть ее (житие мучеников) он внес в третью книгу своих Четиих-Минрй под 29-м апреля. Исполнив поручение патриарха, свят. Димитрий опять занялся Четиими-Минеями. Окончательное исправление января и февраля завершено было им, вероятно, не ранее июня 1694 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ее предстательство всесильно, и даже на небе наши святые молятся Ей о России. Летопись рассказывает об откровении слепой инокине Вознесенского монастыря во время нашествия на Москву Махмет-Гирея в 1521 году. Она видела, как святители Московские выносят из Кремля главную святыню — Владимирскую икону Божией Матери — со словами: «Выйдем отсюда, потому что невозможно больше терпеть беззаконие этих людей», а преподобный Сергий, и преподобный Варлаам Хутынский умоляют святителей и Божию Матерь пощадить Отечество наше и призреть на молитвы погибающих в беде. Но разве у Господа, у Божией Матери меньше любви, чем у святых? Здесь тайна соборного служения Церкви. Бог хочет, чтобы все, каждый в своей мере, участвовали в общем деле. Никто не может быть исключен, и даже молитва грешного человека имеет значение. Скорбь и труды всех соединяет Господь в том, что касается всех. Он хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины, без которой земная жизнь не имеет смысла. Солнце погаснет, если не будет в роде человеческом тех, кто понимает, что такое жизнь, и сколь опасно утратить то, что составляет суть ее. В чем смысл нашей будущей победы Небо всегда близко к нам. Но все зависит от духовного состояния народа, от того, найдутся ли в нем люди, способные повести за собой других. Такие, как священномученик Ермоген, патриарх всероссийский, воистину спасший тогда Россию. Он был заключен в темницу в подвале Кремля, его морили голодом, над ним издевались, требовали, чтобы он согласился ради спасения Отечества признать власть, которая осуществляла католическую экспансию в России. Но он не пошел ни на какие уступки и умер как мученик. Его воззвания к русскому народу были услышаны, потому что в них действовала Божия благодать. И были монахи Троице-Сергиевой лавры — духовной цитадели русского народа, которая во все трудные времена участвовала в борьбе с врагами нашего Отечества. Оттуда тоже шли воззвания ко всему русскому народу. И были такие люди, как служилый человек Козьма Минин Сухорукий, как князь Димитрий Пожарский, для которых основание, положенное при созидании града Москвы, при строительстве государства Российского, было дороже всего. Это от них, от священномученика патриарха Ермогена исходил призыв: «Здесь цвет царства, здесь знамение Отечества, здесь Пресвятая Богородица». И им вторили нижегородские патриоты: «Не пощадим живота нашего, заложим наших жен и детей, но спасем дом Пресвятой Богородицы». Что значит — «заложим жен и детей»? Но разве не так Христос говорит: «Кто любит свою жену и своих детей больше Меня, тот Меня недостоин»? Дороги человеку его родные, но должно быть большее. Прежде всего должна быть любовь к Тому, Кто дает нам возможность во всех испытаниях сохранить человеческое достоинство и Кто может и близким нашим даровать спасение — здесь на земле и в вечности.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/na...

Весною 1889 года Англичанин J. Rendel Harris открыл в монастыре святой Екатерины на Синае (где К. Тишендорф нашел Codex Sinaiticus) полный Сирийский перевод апологии Аристида в рукописи VII века. Но скоро ученый мир поражен был еще более удивительным известием. R. Harrisдaл прочитать корректурный лист своего перевода с Сирийского текста yчehoмyArmimage Robinson’y, который в это время был в Вене и занимался изучением Латинских рукописей о страданиях Христианских мучеников, отыскивая потерянный манускрипт о страданиях Перпетуи. Случайно он прочитал Латинский перевод повести о Варлааме и Иоасафе и в изумлении остановился на словах: Ergo, rex, providentia Dei veni in mundum; et considerans coelum, et terram, mare, et solem, et lunam, et cetera admiratus sum ornatum eorum, – которые составляли начало апологии Аристида, как она читалась в присланных ему A.Harris’oм листах. Дальнейшие исследования привели его к заключению, что в повести о Варлааме и Иоасафе почти целиком приведена апология Аристида. Повесть, а вместе с нею и Греческий текст апологии был напечатан уже в 1832 г. и, следовательно, давно был известен ученому миру (перепечатано у Migne, PG 96:851–1240). Первоначально составленная в Индии повесть о Варлааме и Иоасафе окончательную художественную обработку получила в монастыре святого Саввы, около Иерусалима, не позднее VIII века. Сущность ее состоит в следующем. Индийский царевич Иоасаф, относительно которого при его рождении предсказано было одним придворным мудрецом, что он будет великим покровителем гонимой тогда Христианской религии, воспитан был своим отцом в полном неведении бедствий человеческой жизни. Но он случайно узнал, что есть бедные и несчастные люди, что есть старость и смерть. Когда эти познания произвели на него сильное впечатление и душа его была открыта для восприятия неведомых ему учений, к нему явился, в виде продавца драгоценных камней христианский отшельник Варлаам и легко обратил его в Христианство. Отец, узнавший об этом, был сильно встревожен и решил отвратить его от веры ненавистных христиан. Для этого избрано было такое средство: языческий отшельник, по имени Нахор, по внешности весьма похожий на Варлаама, должен был в присутствии царевича и многочисленного собрания языческих мудрецов, неудачно защищать Христианскую веру против возражений со стороны язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Святые: епископы Ростовские: Игнатий († 1288. 28 мая), именуемый летописцами «великим чудотворцем», и Кирилл; архиепископы Новгородские: Илия, в схиме Иоанн († 1186. 7 сентября), при коем в 1169 г. чудесно явлена была икона Знамения Божией Матери; Моисей († 1362. 25 января), Евфимий († 1458. 11 марта), борец против любодеяния и неправильных браков; Иона († 1470. 5 ноября), пламенный молитвенник об установлении в России Самодержавия. «Не оставит Господь без внимания слезной молитвы угнетенных, – говорил он Иоанну III, – рассеет Орду, какими судьбами знает, лишь бы Государь пребыл в благочестии и тихими очами надзирал за своею областью». Первые епископы Казанские: святые: Гурий († 1563. 20 июня и 5 декабря), Варсонофий († 1576. 11 апреля), впоследствии епископ Тверской, и Герман († 1567. 6 ноября). Епископы Пермские: святые: Стефан († 1396. 26 апреля), близкий друг Преподобного Сергия, так много сделавший для приобщения восточноевропейских и азиатских инородцев к Русской Церкви; Герасим († 1441. 24 января), Питирим, убитый 19 августа 1456 г. вогуличами, и Иона († 1470. Память всех троих 29 января). Святой Кирилл, епископ Туровский (†1183. 28 апреля), знаменитый проповедник, первый русский столпник, о коем житие говорит: «Златословесный учитель, светлым учением благоразумия своего просветивший все концы России». Святой Серапион, епископ Владимирский († 1275. 12 июля), обладавший замечательным даром слова, грозный обличитель волхований. Преподобный Сергий Радонежский († 1392. 25 сентября), сей «благодатный воспитатель народного духа», по определению Ключевского. Святые птенцы из гнезда Сергиева, имена коих нами приводились в первой части. Варлаам Прозорливый (†1192. 6 ноября), основатель Хутынского монастыря на Волхове; Меркурий, мученик Смоленский († 1238. 24 ноября), воин, погибший в единоборстве с великаном татарином. Преподобные: Сергий и Герман († 1353. Память 28 июня и 11 сентября), основатели Валаамской обители на Ладожском озере; Авраамий Чухломский или Городецкий († 1375.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

7 . Св. ВАСИЛИЙ Константинович, Князь Ростовский, именуемый ВАСИЛЬКО, преставился страдальчески в 1237 году, Марта 4. Св. мощи его почивают в Ростове, в церкви Пресвятой Богородицы. Смотри Пролог и Четь Минею, Марта 4. 8 . Пр. ВАРЛААМ, Игумен Хутынского монастыря, преставился в 1243 году, Ноября 6. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Церковь память его совершает Ноября 6, а в Новгороде кроме того и в первую пятницу после недели всех Святых по Пятидесятнице. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 6. 9 . Св. МИХАИЛ Всеволодович, Князь Киевский и Черниговский, и 10 . Св. ФЕОДОР, болярин его, преставились страдальчески в 1245 году, Сентября 20. Св. мощи их почивают в Московском Архангельском соборе у второго столба на правой стороне близ мощей св. Димитрия Царевича. Церковь память их совершает Сентября 20. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею, Сентября 20. 11 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ Суздальская, Великая Княжна, в мире Феодулия, преставилась в XIII веке, Сентября 25. Св. мощи её почивают в Суздальском Ризположенском монастыре, в соборной церкви, по левую сторону у алтаря. Смотри Пролог и Четь Минею, Сентября 25. 12 . Св. МЕРКУРИЙ, мученик Смоленский, преставился страдальчески в 1247 году, Ноября 24. Св. мощи его почивают в Киеве. Церковь память его совершает Ноября в 24. Смотри Месяцесловы и Четь Минею, Ноября 24. 13 . Св. АЛЕКСАНДР Ярославич Невский, Великий Князь Владимирский и Новгородский, в иноках Алексий, преставился в 1263 году, Ноября 14, и погребён во Владимиро-Рождественском монастыре Ноября 23. Св. мощи его в 1721 году, Августа 30 перенесены в Санкт-Петербург и почивают в соборной Александро-Невской Лавры церкви, на правой стороне за клиросом. Церковь память его совершает Ноября 23 и Августа 30. Смотри Месяцесловы и Четь Минею, Ноября 23 и Августа 30 и Пролог, Ноября 23. 14 . Пр. АФАНАСИЙ, Печерский затворник, преставился в XIII веке, Декабря 2. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Декабря 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 8 ( 21 ) Священномученик Димитрий (Добросердов), преподобномученики Амвросий (Астахов), Пахомий (Туркевич) и Варлаам (Ефимов), священномученик Иоанн Хренов, преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученик Николай Рейн, мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы. Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем. 6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награжден наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.

http://fond.ru/kalendar/996/dimitriy/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010