70 Стен, кн., летописи новгор. 2-я и 3-я (П. С. Лет. III. 129 и 220) и старинные святцы (по рук. Моск. дух. акад. 209) относят ее к 1243 году. – ошибка, очевидно, произошедшая от смешения преп. Варлаама с Варлаамом Прокшиничем, на что и указал арх. Филарет в Р. Свв., нояб., прим. 72, 71 Поздние новгор. летописи смешивают эту церковь с малой, конченной и освященной (П. С. Л. III, 127 и 217). Воскресенская (там же, VII, 102) точнее замечает иод 6701 годом: «Заложи церковь камену Преображение чудотв. Варлаам хутынскый; тогоже лета и преставися». Затруднение остается в примирении одного известия древней летописи о пострижении Прокши Малышевича при иг. Варлааме; следовательно, не позже 1192, с другим, которое выставляет того же Прокшу иод мирским именем основателем церкви 40 мученик в 1199, если только это имя не поставлено здесь по старой памяти вместо иноческого (П. С. Л. III, 25, прим. р.). 73 Так Ист. росс иер. III, 277; преосв. Макарий в Ист. P. Ц. III, 56; Муравьев в Жит. свв. росс, ц , дек., стр. 243 и ел.; Ратшин в Ист. свед. о мои., стр. 397; в Р. Свв. арх. Филарета нет и статьи об Аркадии. 74 «Изиде в пусто место и созда церковь св. Богородица, яже стоит и до сего дне». Летопись: «Сруби Аркад игумен церковь св. Богородица Успение и состави себе монастырь». Под 1188 годом летопись говорит о построении здесь каменной церкви Успенской. Если при этом была сложена аркадиевская деревянная и если слова записи относятся к самому зданию церкви то записка написана в 1163–1188 годах. 76 Единственный нам известный отдельный список жития в рук. Моск. дух. акад. XVI века, 576, л. 1 –9, и тот, кажется, выписан из летописного сборника, судя по началу: «Преставися в. кн. Александр Ярославич в лето 6771. Скажем мужество и житие его». Другие списки в летописных сборниках: во 2-й псковской летописи (П. С. Р. Л. V, 2–6) с пропусками, в лаврентьевской (там же, I, 204–206) без конца, в 1-й софийской и воскресенской (там же, V, 176–181,191; VII, 146–151): здесь житие подновлено и разбито на отдельные статьи, перемешанные с летописными известиями; точно так же и в тверской (там же, XV, 375–384).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

    и 11 в Никополе Павел (В Иеронимовом ныне: в Никополе страдание многих мучеников, которых имена ведает Бог).     и 13 в Синнаде во Фригии Антонин (Есть ныне в Ептернацен. Иероним., но в других списках Антиох епископ).     и 14 в Антиохии Варлаас (У нас, может быть, 19 ноября Варлаам. По слову Златоуста память праздновалась, по-видимому, летом. Но в Иероним. ныне нет и в других западных).     и 15 в Никомидии из древних Филипп и Антиох (В Иероним. ныне в Никомидии Стратона, Филиппа или Евтициана. Сн. 1 августа).     и 16 в Александрии Еводион епископ (В Иеронимовом есть ныне Орион (без имени епископ), Емилий мученики в Александрии; Ориона нет в числе епископов александрийских, равно Еводиона. В Сирском не ошибка ли в прибавлении: епископ или в имени).     и 18 в Амасии Филанф и три другие (В Иеронимовом сего дня: в Понте в городе Амасии Понтема, Филантии, Татианы и Маркианы дев).     и 20 в Александрии Диоскорид пресвитер (В Иеронимовом и у Рабана, «Диоскора муч. в Александрии». В гонение Декия пятнадцатилетний отрок Диоскор неустрашимо исповедал себя христианином, но отпущен судьею в виду несовершеннолетия, чтобы одуматься. Архиепископ Дионисий в послании к Фабиану, епископу Антиохийскому, о мучениках александрийских написал об нем: «этот Диоскор находится и теперь с нами, ожидая большего поприща и важнейшего подвига». Евсевия VI, 41. Вероятно, этот Диоскор был после пресвитером).     и 21 Из древних мучеников Зотик и некоторые другие (В Иеронимовом сего дня есть Зотик с восемыо другими в Синнаде Фригийской).     и 24 Марин (в Иерон. 22 августа в Антиохии Марина).     и 25 Павлин (Неизвестен).     и 26 Исихий (Неизвестен).     и 27 Сава пресвитер и Александр (В Иеронимовом ныне Саввата, Александра и Емериты мучч. в Антиохии).     и 29 В Сирмии Василий (В иеронимовом Василлы девы в Сириии в Паннонии, в М. Р. ошибочно в Смирне).     и 30 Ава. В Анкире Гилос мученик и шесть другие. (В Иеронимовом 31 августа 14 имен мучеников в Анкире Галатийской; есть имена Гаиан, Иулиан).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. Кирилл Иерусалимский (315–386 г.г.) пишет: «Потом вспоминаем и прежде усопших, сперва патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы Бог, по молитвам и предстательству их, принял наше прошение» (Твор. 93 г. 297 стр.). Св. Иоанн Златоуст (344–407 г.г.) часто говорит о молитвах святых: «Молитвами этой святой (муч. Пелагии) и подвизавшихся подобно ей, да сподобитесь вы помнить в точности сказанное... Приобретем себе большее благоволение святой мученицы, почитая ее истинным почитанием». «Наших братьев приведем сюда, чтобы святой мученик (Варлаам) за здешнее усердие принял нас в вечныя обители с великим дерзновением» (Твор. 96 г. Т. 2, кн. 2. 630, 723). Блаж. Августин (354–430 г.г.): «При трапезе Господней мы вспоминаем святых мучеников не для того, чтобы молиться за них, как за друзей, в мире почивших, а для того, чтобы они молились за нас, чтобы по их молитвам Бог принял и наши молитвы» (Migne. Patr. T. 25, p. 1847). Блаж. Иероним (331–420 г.г.): «Если апостолы и мученики могут молиться за других, еще сами оставаясь в живых, когда они должны молиться за себя самих, то насколько сильнее они могут предстательствовать, получив венцы после победы и торжеств» (Vigil, p. 2, pag. 285. Ed. Martian). 8. Мариепочитание «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры, доколе не вскисло все» ( Лк.13:20–21 ). Почитание Пресвятой Богородицы Марии установлено в Церкви Христовой Духом Святым, живущим в ней, и утверждено опытом, практикой и жизнью Церкви. Из познания и уразумения Церковью величия Пресвятой Девы, столь глубоко цельно и всесторонне понятого, с совершенной очивидностью явствует, что такое уразумение может быть только даром Духа Святого. Церковь , возвышенная Духом Святым, только и могла понять Возвеличенную Богом. Подобное познается подобным. Христова Церковь воспела и прославила Пресвятую Деву и на основании осязательного опыта, когда обращение к Пресвятой Деве всегда приносило скорый и благой ответ от Нее. Чуткость и милосердие Девы на небесах к нам, земным, безмерны, а Божественная благость изливается на Нее и через Нее на людей с неизреченной щедростью. Это познают люди из практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Преподобные Марк, Иона, Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря, в котором подвизался прп. мученик Корнилий († 1570; память 20 февраля/5 марта). Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в пещерах горы, которую местные жители называли святой горой. Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска, по прозвищу Селиши: «Раз пришли мы случайно с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама». Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен один лишь Марк. О нем свидетельствуется: «Вначале прежде некий старец живяше на потоце Каменце при пещере, егоже неции ловцы видяху у триех камений, лежащих над церковию Пресвятой Богородицы пещерною; но о сем известно не могохом обрести, каков бяше старец, и коего рода, или како и откуду в сие место прииде, и колико время поживе, и како скончася». Второй игумен Печерской обители внес имя старца Марка в монастырский синодик. Преподобный игумен Корнилий (память 20 февраля/5 марта) усомнился в верности этой записи и велел изгладить его имя из синодика. Внезапно он тяжело заболел и получил откровение, что наказан за то, что приказал вычеркнуть имя преподобного Марка из монастырского диптиха. Испросив прощение слезной молитвой у гроба старца Марка, игумен Корнилий восстановил его святое имя. Когда была выкопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми. В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и увлекая за собой другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Это было в 1517 году. В феврале же 1518 года Максим Грек с Копылом и Варавиным уже ехал из Крыма в Москву. Об этом мы читаем в грамоте московского посла, возвращавшегося из Крыма, Василия Шадрина: «Да едет, Государь, со мной Копыл и Варавин, а с ними Государь, едут митрополит сам-друг от патриарха изо Царя-Города, да из твоего, Государь, монастыря от Пантелеймона Святого едет Сава проигумен, а из Вартопета, Государь, едет к тебе, Государю, Максим старец сам-третей, а торговых, Государь, людей едет со мною с Чарыгом Затрегуб кафинец. Да милосердием Божиим да твоим Государским здоровьем доехали есмя до Сулы, дал Бог , поздорову. И отпустили есми, Государь, к тебе, ко Государю, твоего казака Бай-Кулу Олферова и Аппакова человека Милк-Омона“ 25 . 4-го марта того же 1518 года Максим был уже в Москве: «прииде к Великому Князю Василью Ивановичю всеа Руси из Царя-Града, от вселенского патриарха Феолипта митрополит Григорей грек от града Жихна Цареградскиа области; да с ним вместе приидоша старцы от Святыя горы Афонскиа к Великому Князю Государю и к первосвятителю Варлааму митрополиту всея Руси бити челом Великому Государю о нищете положешя, милостыни ради; от Благовещеньа пречистыа Богородица из Ватопеди монастыря три старцы: Максим грек , да Неофита священноинок грек, да Лаврентей болгарин; а от Святого великомученика Пантелеймона из русского монастыря Сава преименитый игумен”. «А наперед тех старцов за год пришел ота четыредясипи мученик от Ксиропотамова монастыря Исаиа священноинок сербин; да с митрополитом пришел патриарш диакон Динисей грек. Князь же Великий Василей Иванович всея Руси пирят митрополита Григориа и старцов Св. горы Афоня с великою честью и велел им пребыти в монастыри св. Архистратига Михаила честнаго и славного его чудеси, питаа их и доволя всякими доволями потребами от своеа царскиа трапезы; такожде п первосвятитель Варлаам всеа Руси ко Григорию митрополиту града Жихна и к старцам Св. горы великую любовь и честь показуаше и к себе призываа и с ними часто беседовааше о божественных словесех духовных [П.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Преподобный Герасим Вологодский Блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородский Святитель Кирилл, епископ Туровский Преподобный Поликарп архимандрит, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Никита (столпник), Переяславский Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Варлаам Хутынский Святитель Григорий, архиепископ Новгородский Святитель Лаврентий, епископ Туровский, в Ближних пещерах Святитель Мартирий, епископ Новгородский Княжение великих и удельных князей указанного периода Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита, Исаакий Преподобный Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Макарий (постник), Печерский, в Ближних пещерах Прсподобномученик Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Анатолий затворник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофан Постник, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Нектарий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Марк гробокопатель, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Феофил (плачливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Пафнугий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Онуфрий (молчаливый), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Елладий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Авраамий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах XII-XIII XIII век Блгв. кн. Мария Владимирская (в иночестве Марфа) Всеволод III Георгиевич (Большое Гнездо) (1176 – 1212), во Владимире Святитель Иоанн, епископ Ростовский Георгий II Всеволодович (1212 – 1216) (1219 – 1238) – вторично Преподобный Авраамий Смоленский Преподобный Антоний Дымский Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Петр-Давид Муромский Блгв. кн. Феврония (Евфросиния) Муромская Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Возрадуемся духовно днесь,/честную память отец совершающе,/в нейже всесвященныя их и целебныя обретошася мощи,/словесныя венцы плетуще,/венчаем честныя их главы,/сия бо смирением и постом сотроша главу невидимаго врага,/яко злато в горниле, терпением искусившеся./И ныне светлии светлейшему предстоят Престолу всех Царя/ и приемлют венцы победы,/ихже, призывающе, молим:/молите Христа Бога/даровати отечеству нашему на противныя победы,/ и веры соединение,/ и душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ПРЕПОДОБНИЧЕСКАЯ Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские подвизались на реке Сухоне в Вологодской земле, 15 июня 1392 года мученически скончались в Авнежской обители при набеге татар. Мощи преподобномучеников обретены в 1524 году. В 1560 году, по благословению Макария, Митрополита Московского и всея Руси († 1563), игумен Махрищского монастыря Варлаам собрал сведения о святости преподобномучеников. Святителя Ефрема, Патриарха Сербскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон: На Господи воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Званный свыше: Иже Трисияннаго Божества светом озаряемь,/егда твою священную душу Божественное желание распали,/тогда любовию потекл еси во след своего Владыки,/Сего любовию желая насладитися./Темже, мирскую любовь ни во что же вменив/ и крест Христов на рамо взем,/Того взыскал еси,/соединяяся Ему пощением и молитвами./Егоже моли, отче священне,/просветити и спасти души наша. Вышняго благородия желая/временное пристрастие небрегл еси,/странствию Владычню подобяся и смирению,/гору Афон достигл еси, отче преподобне,/идеже пощением, послушанием и смирением/плотское мудрование умертвив,/сосуд был еси Божественному Духу,/Сему сердце свое церковь сотворив,/Егоже моли/просветити и спасти души наша. Иже вся проведый Бог,/прозрев твоея души, отче и святителю Ефреме,/чистоту и смирение,/яко великое светило, на свещнице Своей Церкве тя полагает/ и велика архиерея и пастыря Своему стаду вручает,/зане подвизаяся, мученик изволением был еси./Темже и ныне моли своего Владыку Христа/Церковь и чада ея/сохранити безблазно от всякия ереси и безмятежно,/вкупе же просветити и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И в других областях пролил много крови Максимин. При нем престарелый Сильван, сорок лет правивший Церковью Финикийскою, был растерзан зверями и убиен мечом Василиск, Команский епископ; сотник Гордий, простой поселянин Варлаам и благородная жена Улитта соревновали друг другу мужеством в Кесарии. Но всех знаменитее был пресвитер Антиохийский Лукиан, достойный сверстник Кесарийского Памфила, который, подобно ему, составил, после долголетних трудов, верный текст Св. Писания, соображаясь с греческим переводом семидесяти толковников; красноречивые письма его воодушевляли ревность Церкви Антиохийской. Привлеченный в Никомидию, он исповедал Христа пред самим императором Максимином и брошен был в темницу на голодную смерть. Там посещали его верные, и когда жаждущий приобщиться в последний раз Тела и Крови Господней затруднялся, как совершить литургию в узах, ему пришла утешительная мысль избрать собственную грудь престолом, потому что лежал прикованный к помосту; диаконы поставили ему на перси хлеб и вино и помогли поднять обремененные оковами руки, чтобы благословить Св. Дары. На другой день мученик окончил подвиг, отвечая только на все вопросы судьи о его роде, племени, звании: «Я христианин». И это был неизменный ответ многочисленных жертв, пострадавших в сие девятилетнее гонение. Все земное было им чуждо уже на земле, где, по словам Апостола Павла, не имели они пребывающего града, взыскуя грядущего, ибо знали, что все бедствия временной жизни ничего не значат в сравнении той славы, которая должна была в них открыться, и оттого, к общему изумлению мучителей, казались чуждыми нестерпимым мукам: их духовная природа, при содействии благодати Божией, заблаговременно побеждала плотскую; иногда же, для большего обличения язычников, делала ее даже недоступной орудиям казни или немедленно исцелялись их язвы, чтобы жестокие мучители невидимо обращались к Тому, Кто Сам страдал в Своих чистых жертвах. Голод и мор присоединились к неистовствам Максимина на востоке и Максенция в Риме, доколе не исполнилась пред Богом мера их злодейств и не воздвигся на них мститель в лице великого Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Третьи отличались прозорливостью и духовными видениями, каковы: св. Иеремия, препод. Матфей и Пимен, друг препод. Кукши, прозорливые. Четвертые – особенной любовью и сострадательностью к страждущему человечеству: таковы: препод. Дамиан целебник, врачевавший все недуги молитвою и елеем; препод. Прохор Лебедник, прославившийся чудесным добыванием соли, которою снабжал, при случившемся недостатке в ней, всех бедных; препод. Алипий, первый наш иконописец, который, кроме того, что часть платы за труды свои обыкновенно отдавал нищим, нередко чудесно врачевал опасные болезни, и препод. Агапит, подававший скорую помощь очень многим больным (между прочими, и В. К. Владимиру Мономаху ), без всякой платы, и за то названный врачом безмездным. Пятые известны как мученики. Это: препод. Кукша, возвестивший Слово Божие Вятичам, и вкусивший от них смерть за свою проповедь ; препод. Григорий Чудотворец , сильно обличавший Ростислава Всеволодовича, Князя Переяславского, по приказанию коего и утоплен в Днепре; св. Василий с Феодором, скончавшиеся от руки раздраженного против них Мстислава, сына Вел. Князя Святополка; преподобно-мученик Анастасий, бывший Диаконом Печерским; и препод. Евстратий, взятый в плен в 1096 году во время нашествия Половецкого Князя Боняка и проданный в Корсуне одному Еврею, который за непреклонность преподобного к вере своей мучил его, морил голодом, и наконец в самый день Пасхи распял на кресте, и умершего ввергнул в море, откуда тело мученика чудесно извлечено и перенесено в Киевские пещеры. Шестые – как затворники, именно: препод. Исакий, Лаврентий, Арефа и Афанасий. Седьмые, наконец, показали в себе примерное усердие ко св. Церкви, например: препод. Еразм, посвятивший все свое достояние на украшение храма Божия; препод. Спиридон и Никодим, тридцать лет трудившиеся в печении просфор, и потому названные просфорщиками. К числу угодников Божиих, подвизавшихся в некоторых других обителях наших, принадлежали: препод. Антоний Римлянин, Новгородский Чудотворец, чудесно прибывший в 1106 году из Италии в Великий Новгород, и здесь основавший знаменитый монастырь, в котором сам был первым Игуменом; препод. Никита Столпник, Чудотворец Переяславский, обращенный на путь добродетели словами пророка Исаии: тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших и проч. 335 ; преп. Варлаам, основатель и первый Игумен Хутыня монастыря, Новгородский Чудотворец; препод. Авраамий, первый Игумен и Архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, раздавший свое имение, оставшееся по смерти родителей, нищим и в иночестве посвящавший труды по преимуществу на проповедание в церкви Слова Божия, и препод. Киприан, строитель Архангельского монастыря, бывший сначала богатым земледельцем, но потом пожертвовавший на устроение обители все свое наследственное имение, села, деревни и земли, и сделавшийся первым ее начальником.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

л. 669. Мес. генваря 8, страсть св. священномученика Сидора прозвитера новаго, пострадавшаго за Христа в граде Юрьеве от безбожных Немець, и иже с ним пострадавших св. мученик 73 (в лето 6980, от Р. Хр. 1472). Нач. Той св. священномученик Сидор живяше в Латинех, в граде Юрьеве, в руском конци с православными христианы. Автор инок Варлаам, в мире Василий. См. Ист. России г. Соловьева, VII, 236. л. 673. Мес. генваря в 24, страданье св. мученика Иоанна новаго, пострадавшаго (7037 т. е. 1529 г.) за Христа в Казани от нечестиваго князя Улишю-нура тотарьскаго. Нач. В царство благочестиваго В. Князя Василия Ивановичя всея великия Руси. л. 675. Мес. ноября 27, еже по Бозе Знамение бывшее Пречистою в Великом Новеграде. Служба прерывается ирмосом 7 песни. л. 683. Мес. февраля 11, преставление св. благовернаго В. Князя Всеволода нареченнаго во св. крещении Гаврила. – (Первый) канун творение Никодимово по благословению преосвященнаго митр. Илариона киевскаго всея Русии. См. 624 л. 260. л. 691. Мес. маия в 15 день, память иже во святых отца нашего Исаия еп. ростовскаго. После службы житие, что под 630 л. 120. л. 708. Мес. тогоже 23, препод. отца нашего Никиты Столпника, переславскаго чюдотворца. л. 712. Канон за единаго умершаго с предисловием. 627. (1241.) Трефолог неполный русским Святым, полууст. исх. XVI или нач. XVII века, в осьмую долю, 190 листов. л. 1. Мес. июля в 8 день, Явление иконы пресв. Владычица нашея Богородица в Казани. л. 33. Мес. маиа в 1, преставление препод. отца нашего Пафнотиа, игумена боровскаго, иже просиявый в постницах. л. 48. Мес. априля 17, успение препод. отца нашего Зосимы честныя обители и препод. Саватия преже бывша жителия тогоже острова соловецкаго. л. 77 об. Мес. июня 9, преставление препод. отца нашего Кирила, игумена белозерскаго чюдотворца. л. 108. Мес. сентября в 25 день, препод. отца нашего Сергиа чюдотворца. л. 149 об. Мес. августа в 30 день, память препод. отца нашего Александра сверскаго, новаго чюдотворца. Внизу первых листов: Сергиева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010