33 . Преподобный Иоанн Калевит 34 . Пресвитер-целитель Мокий 35 . Пресвитер-целитель Сампсон 36 . Чин преподобных отцов Северная ветвь подкупольного креста 1 . Западный склон свода. «Распятие Господне» 2 . Восточный склон свода. «Сошествие во ад» 3 . Северный люнет. «Оплакивание» 4 . Северная подпружная арка. Медальон с архангелом 5 . Северная подпружная арка, западный склон. Пророк Елисей 6 . Северная подпружная арка, восточный склон. Неизвестный первосвященник 7 . «Предательство Иуды» 8 . «Отречение Петра» 9 . «Суд Синедриона» 10 . «Суд Пилата» 11 . «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 12 . «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам» 13 . Неизвестный столпник 14 . «Воскрешение сына вдовы в Наине» 15 . «Исцеление бесноватых» 16 . «Исцеление больного водянкой» 17 . «Беседа Христа с самаритянкой» 18 . Христос из неизвестной композиции 19 . «Исцеление кровоточивой жены» (фрагмент) 20 . «Христос в доме Симона фарисея» 21 . «Успение Богоматери» 22 . Архангел Гавриил из композиции «Благовещение» 23 . Богоматерь Параклесис (Просительница) 24 . Целитель Иоанн 25 . Целитель Кир 26 . Мученик Сергий 27 . Мученик Вакх 28 . Целитель Пантелеймон (?) 29 . Неизвестный святой 30 . Мученик Евгений 31 . Мученик Мардарий 32 . Мученик Орест 33 . Мученик Авксентий 34 . Мученик Евстратий 35 . Мученик Агафон (?) 36 . Неизвестный мученик 37 . Неизвестный мученик 38 . Чин преподобных отцов Западная ветвь подкупольного креста 1 . Южный склон свода. «Вход Господень в Иерусалим» 2 . Северный склон свода. «Омовение ног» 3 . Западный люнет. «Тайная вечеря» 4 . Западная подпружная арка. Медальон с Богоматерью 5 . Западная подпружная арка, южный склон. Неизвестный пророк 6 . Западная подпружная арка, северный склон. Неизвестный пророк 7 . Неизвестный мученик 8 . Неизвестный мученик 9 . Неизвестный столпник 10 . Столпник Давид Солунский 11 . Преподобный Никон Метаноит 12 . Преподобный Евфросин 13 . «Сошествие Св. Духа на апостолов» 14 . Чин святых мучеников 15 . Целители Косма и Дамиан 16 . Неизвестные св. воины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Великомученица Евфимия (16 сентября, с. 310). Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября, с. 364). Мученик болярин Феодор, сподвижник Князя Михаила Тверского (20 сентября, с. 394). Мученик Каллистрат (27 сентября, с. 599). Апостол Анания (1 октября с. 20). Мученики Карп, Папила, Агафодор, Агафоника (13 октября, с. 316). Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Аффоний (2 ноября, с. 24). Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (3 ноября, сс. 38, 39). Преподобномученики Галактион и Епистима (5 ноября, с. 83). Мученик Иерон и дружина его (7 ноября, с. 139). Мученик Орест (10 ноября, с. 195). Мученики Евстафий, Феспий и Анатолий (20 ноября, с. 573). Мученики Иоанн, Саверий, Исаакий, Ипатий и другие с ними (20 ноября, сс. 581, 582). Великомученица Варвара (4 декабря, с. 76–77). Мученик Мина (10 декабря, с. 274). Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря, с. 357). Священномученик Елевферий (15 декабря, с. 419). Священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря, с. 553). Мученица Иулиания дева (21 декабря, с. 581). Мученики Феопемпт и Феона (5 января, с. 183). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп (16 января, с. 35). Преподобномученик Анастасий (22 января, с. 275). Священномученик Климент Анкирский, мученик Агафангел и прочие с ними (23 января, с. 291). Священномученик Аврамий, епископ Арвильский (4 февраля, с. 64). Мученик Никифор (9 февраля, с. 184). Великомученик Феодор Тирон (17 февраля, с. 308). Священномученик Садок (20 февраля, с. 361). Священномученик Феодот, епископ Киринийский (2 марта, с. 44). Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (3 марта, с. 74). Мученик Павел (4 марта, с. 90). Мученик Конон Исаврийский (5 марта, с. 120). Мученица Савина (11 марта, с. 245). Мученики Трофим и Евкарпий (18 марта, с. 377). Мученик Хрисанф (19 марта, с. 388). Мученица Фотина (20 марта, с. 412). Священномученик Никон (23 марта, с. 441). Мученица Фервуфа (4 апреля, с. 70) Мученик Феодул (5 апреля, с. 83). Мученик Каллиопий (7 апреля, с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Среди видеозаписей, которые демонстрирует Полетаев, встречаются поистине уникальные. Например, интервью с балалаечником-виртуозом, народным артистом РФ Михаилом Рожковым, которого Кароян называл «Паганини русской балалайки». Со своей балалайкой он прошел всю войну, с первого дня до последнего. «К оружию нас приучали в детские годы, – рассказывал Михаил Федотович, – и оно нам здорово пригодилось. Все мальчишки стреляли хорошо из всех видов, и, надо сказать, что люди, познакомившиеся с оружием с детских лет, сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Ну, а балалайка моя, конечно, была рядышком, она привыкла петь вместе с народом российским. Однажды наш ансамбль балалаечников направили на Калининский фронт. Там нас послушал генерал-полковник Конев и сказал: “Вот что, ребятки, вы грустные мелодии придержите, попозже сыграете, а сейчас дайте веселые мелодии, чтобы солдат улыбнулся! Вот ваша святая задача – заставить солдата улыбнуться на войне”. Конечно, мы старались, тем более моя балалайка давала мне возможность повеселиться, и мы веселились! Выполнили свою задачу. На фронт приезжали военные ансамбли, в которых были певцы, танцоры, другие артисты, каждый делал свое дело, а я не расставался со своей балалайкой». В исполнении Михаила Рожкова, Ансамбля балалаечников и оркестра «Боян» прозвучал знаменитый «Вальс Фавн» Василия Андреева . На следующей видеозаписи русский бас Александр Ведерников в сопровождении оркестра «Боян» спел «Заветный камень» Бориса Мокроусова. Полетаев комментирует разницу между двумя понятиями: «Вокалисту достаточно быть молодым и обладать красивым тембром, а певец – это тот, кто поет так, как Ведерников или Штоколов, выступавшие с нашим оркестром. Такими были все русские басы, таким был Шаляпин». «Старушка пустую тележку катала…» «Борьбу за Победу вели не только воины армии, но и те, кто, без еды и сна, сражался в тылу, делая снаряды, танки и самолеты. Владимир Самарин, сотрудник “Оле Лукойе”, стал автором нескольких сборников стихов после того, как вмешались мы, его друзья, и заставили издать стихи. А то так бы и продолжал писать “в стол”, для себя. Он пишет и о героях тыла».

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Когда Цок увидал, что пленники так успешно распространяют веру Греков, ставших ненавистными особенно за неблагородный, предательский поступок Льва Армянина с Грубошом, – Цок, столько же жестокий, сколько и фанатик язычества, потребовал от знаменитых христиан, дабы отреклись от Христа. 377 христиан, между ними два военачальника, охотно приняли мученическую смерть. Прежде других предан мучительской смерти Мануил, епископ Адрианопольский 264 . Георгий, епископ Дебелого, иначе Загоры, одного из городов Славянской Фракии, и следовательно епископ Славян, также умер мучеником 265 . В числе пострадавших священников пресвитер Парод – Славянин по имени; Пётр священствовал в Славянском городе Мглине, и Болгары особенно чтут поныне сего мученика: вблизи Тернова есть монастырь св. Петра Мглинского 266 . Время Грубоша было весьма важным в истории южных Славян. Властители их, особенно по политической борьбе с Греками, ещё фанатически охраняли язычество, хотя и из них один, князь Цериг, в 777 г., оставив своих, принял крещение в Константинополе от патриарха-Славянина Никиты 267 . в народе Славянском св. Вера имела уже десятки и сотни тысяч чтителей своих, особенно после проповеди, преподанной пленниками Грубоша Славянам 268 . Когда взошёл на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир; брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощён и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещённый христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества Славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждь Бог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог 271 ; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Н. Робинсон), и к ним было бы уместно это обращение. С ним же мог обращаться к монастырской братии один из сотрудников монастыря, предполагаемый автор поэмы (кстати заметим, что список " Слова " сохранился именно в монастыре, хотя это не духовное, а мирское сочинение). Но христианину обращение " братие " понятно без всяких объяснений: брат - член христианской общины, ведь каждый православный по отношению к другому является братом во Христе, и такое обращение встречается и в духовной и в мирской литературе. Это означает, что Владимир Игоревич, как автор " Слова " , обращается к православному миру, к " братии " " по былинам сего времени " , то есть, " от стараго Владимера до нынъшняго Игоря " - в эпоху христианской Руси. Он имеет в виду крещёного читателя, которому понятен его язык. Поэт не случайно делает оговорку этого периода времени - от Владимира Крестителя до последних дней - и перед тем, как начать свою повесть, и перед походом, когда " истягнул умь " , возвеличился и укрепился духовно. И поход в поле незнаемое князя Игоря, и сама повесть об этом трудном для него событии - два явления одного порядка. Князь канул в мир, который по определению Исаака Сирина есть совокупность страстей, и претерпел; поэт сел писать произведение, в котором обнажает вечные истины и приводит читателя к мысли, что мир - уникальная возможность спасти человеческую душу. Поэт называет певца Бояна вещим, Велесовым " внуче " . Велес (Волос) - скотий бог, языческое божество и Боян, следовательно, певец-идолопоклонник. Древние русичи считали себя не прямыми родственниками богов, как это было принято у многих других языческих народов, а потомками по нисходящей. До крещения Руси и долгое время после него русские считали себя внуками различных божеств языческого пантеона, отсюда и указание на связь Бояна с его предком. К началу 12 века Боян, как утверждается, был жив, и маленький Владимир ещё мог встречаться с людьми, которые знали Бояна лично, и от них слышать о непревзойдённой манере исполнения Бояновых песен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Доктор Ефим и Богданович провели гостей до границ Сербии и вернулись, а я продолжил с ними путь к Святой Горе. Когда мы причалили к святогорской пристани Дафни, греческая полиция сказала, что некрещеные люди не могут быть пропущены на Святую Гору. Только Феодосий Мангала как христианин может сойти на берег, а двое других не могут. Тогда Мангала объявил, что он тоже не желает сходить на берег, оставляя своих друзей. Напрасно просили его Пандит Шанкара и воевода Сисодия, чтобы хотя бы он сошел и посетил монастыри Святой Горы. И поскольку наш корабль должен был плыть дальше, любезный игумен монастыря святого Пантелеимона предложил гостям свою лодку, чтобы они могли поплавать в ней вдоль святогорского полуострова, пока вопрос не решится в протате, в Карее . А я взял на себя труд пойти в протат и испросить благословение на их высадку на берег. Когда я вошел в протат и стал просить, старцы объяснили мне, что такое решение было принято в прежние времена из-за злоупотреблений каких-то еврейских журналистов. — Сделайте исключение в настоящем случае. Эти люди приехали издалека. Постановили послать телеграмму Патриарху. Тогда я отправился по твоему совету к отцу Христодулу. Но и тут тоже возникло препятствие. Отец Христодул несколько раз в год затворяется в своей келии и по сорок дней не общается ни с кем. Оказалось, он и сейчас в затворе. Написал я ему письмо о наших гостях, а он мне отвечает, что сожалеет о том, что не может их принять и побеседовать с ними. Но согласен в письмах ответить на их вопросы. Вернулся я в Дафни и сообщил нашим гостям, что нужно ждать ответа от Царьградского Патриарха, но даже в случае если придет положительный ответ, они не смогут лично поговорить с отцом Христодулом, а смогут только общаться с ним через письма. Они удовольствовались этим и сразу начали писать письма отцу Христодулу. Эти письма я отношу нашему великому духовнику, а его ответы приносит на лодку поп Боян. Знаешь, кто поп Боян? Это великая душа, осмелившаяся защитить наших индийцев перед университетом в Софии. Это тот герой, который открыто сказал нашим гостям, чтобы они остерегались трех типов людей на Балканах, а именно: дрипцев в Сербии, бай Ганьо в Болгарии и чапкунов в Македонии. Из-за этого он был изгнан из Болгарии и пришел на Святую Гору, к которой как вдовый священник издавна стремился. Мы с ним заодно, я и он. Я буду относить вопросы отцу Христодулу, а он будет приносить ответы нашим гостям. В это время наши гости не спеша плавают на лодке святого Пантелеимона вдоль Святой Горы и с восхищением осматривают старые монастыри этого единственного в мире монашеского государства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

   Когда я вошел в протат и стал просить, старцы объяснили мне, что такое решение было принято в прежние времена из-за злоупотреблений каких-то еврейских журналистов.    — Сделайте исключение в настоящем случае. Эти люди приехали издалека.    — Исключение может сделать только Царьградский Патриарх.    Постановили послать телеграмму Патриарху.    Тогда я отправился по твоему совету к отцу Христодулу. Но и тут тоже возникло препятствие. Отец Христодул несколько раз в год затворяется в своей келии и по сорок дней не общается ни с кем. Оказалось, он и сейчас в затворе. Написал я ему письмо о наших гостях, а он мне отвечает, что сожалеет о том, что не может их принять и побеседовать с ними. Но согласен в письмах ответить на их вопросы.    Вернулся я в Дафни и сообщил нашим гостям, что нужно ждать ответа от Царьградского Патриарха, но даже в случае если придет положительный ответ, они не смогут лично поговорить с отцом Христодулом, а смогут только общаться с ним через письма.    Они удовольствовались этим и сразу начали писать письма отцу Христодулу. Эти письма я отношу нашему великому духовнику, а его ответы приносит на лодку поп Боян. Знаешь, кто поп Боян? Это великая душа, осмелившаяся защитить наших индийцев перед университетом в Софии. Это тот герой, который открыто сказал нашим гостям, чтобы они остерегались трех типов людей на Балканах, а именно: дрипцев в Сербии, бай Ганьо в Болгарии и чапкунов в Македонии. Из-за этого он был изгнан из Болгарии и пришел на Святую Гору, к которой как вдовый священник издавна стремился. Мы с ним заодно, я и он. Я буду относить вопросы отцу Христодулу, а он будет приносить ответы нашим гостям. В это время наши гости не спеша плавают на лодке святого Пантелеимона вдоль Святой Горы и с восхищением осматривают старые монастыри этого единственного в мире монашеского государства.    Да осияет тебя Господь Духом Своим и да благословит.     Твой Каллистрат     Монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона расположен на юго-западном побережье Святой Горы Афон между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Русские монахи появились на Афоне уже вскоре после крещения Руси, при святом равноапостольном князе Владимире, и им был передан опустевший греческий монастырь Ксилургу. Русская братия переселилась в Свято-Пантелеимонов монастырь в конце XVIII века. Особенно много русских иноков было на Афоне в начале ХХ века: 3600 из 7500 афонских монахов. Некоторое время Россия играла особую роль на Афоне: после его освобождения от турок на Лондонской конференции в 1912 году Святая Гора была провозглашена независимым государством, находящимся под покровительством России, однако в 1923 году была присоединена к Греции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

- В Германии мусульмане располагают солидными материальными средствами, покупают земельные участки и строят мечети, где хотят. Открывают свои школы. До конфликтов не доходит, потому что есть свобода вероисповеданий. Нет немецкого закона, запрещающего какую-нибудь религиозную общность (не говорю о некоторых крайних, нехристианских агрессивных религиозных общностях, таких как «Свидетели Иеговы», «Церковь саентологов» и др.). Живущие там мусульмане в большой степени адаптируются к местным нравам, культуре, менталитету, и так достигается слаженность их деятельности. - Не является ли ислам там «бомбой замедленного действия»? - Трудно сказать. Пока ислам не агрессивен… - Как Вы прокомментируете протесты во всей Европе, начатые французскими мусульманами, а позже поддержанные Папой Римским, против запрета носить религиозную символику в общественных местах, и, соответственно, само решение запретить религиозную символику? - Мне это не импонирует. Почему меня надо ограничивать? Я хочу носить соответствующую эмблему своей религиозной общности. Можно ли военным запретить носить униформу? Нельзя! По-моему, это не смущает остальных. - Раньше отец Боян Сарыев предсказывал, что ожидается столкновение между мусульманами и христианами. Слава Богу, подобного пока не происходит. А каковы Ваши прогнозы? - В Родопах существовало радикальное исламское течение, но оно не нашло почву. Думаю, о нем и говорил отец Боян Сарыев. Эти люди настраивали местных мусульман на агрессивную позицию. Я бываю в городе Кырджали и наблюдаю мирное сожительство представителей различных конфессий. Такого фанатизма сегодня нет. Или, по крайней мере, нет у нас в Болгарии. - В начале Вы упомянули о Конгрессе высших богословских школ, прошедшем в Софии; Вы были и председателем богословской комиссии. Расскажите о различиях или, точнее, о нюансах каждой из представленных богословских школ. - Я не могу говорить обо всем богословии, поставлю акцент только на Догматическом богословии. Между нами, преподавателями-догматистами в православных богословских школах, нет различий. И нельзя их искать, ибо речь идет о проблемах веры. Можно говорить о нюансах в способах выражения учения. Например, архимандрит Иустин Попович из Сербии написал трехтомную Догматику, в которой присутствует больше библейских и святоотеческих мотивов. Отец проф. Думитру Станилоае из Бухареста тоже представил трехтомную Догматику, насыщенную очень глубокими мыслями, но как будто с чуть больше выраженным рациональным элементом. Это нюансы. Но по сути отличий нет. По-другому обстоит вопрос с Церковной историей, отражающей только внешнюю сторону жизни Церкви, а не сущность, как в Догматике.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Илия в пустыне. Фреска жертвенника храма Успения Богородицы в Мораче. 1252 Ангел. Фреска купола храма в Мегаре. XIII в. Ещё одно особенное явление в структуре искусства XIII в. – фрески церкви-гробницы в Боянах близ Софии в Болгарии. Храм – двухэтажный. Нижняя церковь посвящена Богородице, верхняя – св. Николаю и мученику Пантелеймону. Второй этаж достроен в 1259 г. по заказу севастократора Калояна, брата царя Константина Асеня и внука сербского короля Стефана Первовенчанного. В живописи Боян довольно много совпадений г современным искусством никейского происхождения, с живописью Сопочан. Но в то же время природа этого искусства – иная. в нём нет блеска, размаха, торжествующего победительного духа, пронизывающего византийскую живопись после возвращении Константинополя (1261). Внутренняя интонация – сокровенная, сосредоточенная. Художественный язык исполнен «тихой» классики, определён сугубо христианским содержанием. Особая сдержанность, стремление говорить «под сурдинку», на котором строят свой диалог с предстоящим образы боянских фресок, одинаково далеки и от триумфального неоклассицизма сопочанского типа, и от сурового искусства пластического стиля середины столетия. Предшествует росписям Боян родственное по установкам искусство Студеницы и Морачи. Это позволяет предположить, что «мягкое» направление, открытое в XIII в. «стилем около 1200 г.», не пресекалось на протяжении столетия, составляя фундамент, на основе которого появлялись более яркие варианты. Спаситель. Икона, написанная по заказу Николая Кавасилы . 1263 Богоматерь Параклиса. Икона, написанная по заказу Михаила Десипата. До 1261 г. Иоанн Богослов. Икона Великой лавры на Афоне. 1260-е гг. Композициям церкви в Боянах свойственны уравновешенность и простота старинных симметричных построений. Намеренное облегчение очерков усиливает выразительность ясно читаемых силуэтов. Форма, нигде не утрируясь, обладает убедительностью. Тонкие одухотворённые лики созданы многослойной сложной системой моделирования объёмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сообщаем также, что концертные выступления «Бояна» и Анатолия Полетаева, хотя и редкие на сегодня, проходят при переполненных залах и с неизменным успехом. Сам маэстро, отметив 80-летний юбилей, полон сил и творческих замыслов. Для реализации этих замыслов оркестру «Боян» и его создателю необходимы подобающий статус, истинно государственная и неустанная поддержка! С уважением, С.Н. Бабурин, доктор юридических наук, Президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, Председатель Международного Славянского Совета Н.П. Бурляев, Народный артист России, заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства, член Патриаршего Совета РПЦ по культуре Д.А. Билюкин, Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств В.Ф. Ведерников, Народный артист СССР, солист Большого театра России, лауреат Государственных премий СССР В.Н. Ганичев, писатель, доктор исторических наук, Председатель Правления Союза писателей России, член Общественной палаты РФ, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Н.Н. Губенко, Народный артист России, заместитель Председателя Московской городской думы, министр культуры СССР (1989-1991 гг.) А.Л. Дудин, Заслуженный работник культуры РФ, шеф-редактор журнала «Оркестр», профессор С.В. Еремеев, поэт, писатель, академик Российской академии естественных наук М.И. Ножкин, Народный артист России, поэт, композитор В.И. Нестеренко, Народный художник России, член Президиума - действительный член Российской Академии художеств А.Е. Соколов, Председатель Российского общественного благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооружённых Сил С.В. Скатов, журналист, поэт, композитор, председатель Нижегородского отделения МОО «Русское Собрание», координатор Движения «Народный Собор», академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры А.А. Тюняев , поэт, писатель, академик Российской академии естественных наук

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010