Γ. Ι. Μαντζαρδη. Αγιον Ορος, 2000. Σ. 113-128; Πσχος Π. Β. Υμνογραφικ στν γιο Γρηγριο Παλαμ//Ibid. Σ. 365-377. Диак. Михаил Желтов Иконография Свт. Григорий Палама. Роспись ц. св. Бессребреников мон-ря Ватопед на Афоне. Ок. 1371 г. Свт. Григорий Палама. Роспись ц. св. Бессребреников мон-ря Ватопед на Афоне. Ок. 1371 г. Первые изображения Г. П. появились после его канонизации в 1368 г. Традиционно святой изображается с короткими темными волосами (иногда с гуменцом) и окладистой бородой средней длины; облачен в крещатую или в позднее время в узорчатую фелонь, омофор; в левой руке держит Евангелие (иногда вместе со свитком), правой благословляет. В поствизант. время известны изображения Г. П. с длинной бородой и в эпанокалиммахоне (головной убор иерархов, имеющих монашеский сан). Вмч. Димитрий и свт. Григорий Палама (?). Рос-пись ц. вмч. Димитрия в Фессалонике. XII и XV вв. Вмч. Димитрий и свт. Григорий Палама (?). Рос-пись ц. вмч. Димитрия в Фессалонике. XII и XV вв. В кафоликоне мон-ря Влатадон в Фессалонике представлены 2 изображения Г. П. Одно из них является самым ранним (между 1360 и 1383): в проходе из наоса в нартекс с сев. стороны юж. столпа изображена полуфигура святого в 3/4-ном развороте вправо, в полиставрии, с нимбом, в руках - раскрытое Евангелие. В росписи юж. придела (кон. XIV - нач. XV в.), в парусах, где вместо традиц. фигур 4 евангелистов - образы 4 богословов, помещено 2-е изображение Г. П. вместе со свт. Григорием Богословом, ап. Иоанном Богословом, прп. Симеоном Новым Богословом (?). В монументальной росписи известны еще 3 изображения Г. П., датированные XIV в.: в парекклисионе кафоликона мон-ря Ватопед (ок. 1371) - образ святителя сопровождает надпись: «Преосвященный архиепископ Фессалоникийский Григорий и новый Златоустый, чудотворец»; в росписи ц. св. Гурия, Самона и Авива (Трех святых) в Кастории (3-я четв. XIV в.) - Г. П. изображен в диаконнике вместе с архидиак. Евплом, надпись та же, что и в мон-ре Ватопед; на 1-м столпе юж. колоннады центрального нефа базилики вмч. Димитрия в Фессалонике сохранились изображения св. Иоасафа и маленькой фигурки Г. П. (предположительно) в 3/4-ном развороте, с кадилом в правой руке и Евангелием, прижатым к груди,- в левой (1360-1380). Образ Г. П. встречается в росписи афонских мон-рей: в соборе мон-ря Ксиропотам (XVI в.), в парекклисионе мон-ря прп. Дионисия (XVI в.), в парекклисионе свт. Николая в мон-ре Хиландар (1667).

http://pravenc.ru/text/168057.html

Мученичество св. Нестора Солунского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово, Метохия). Ок. 1348–1350 гг. Мученичество св. Нестора Солунского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово, Метохия). Ок. 1348–1350 гг. Нередко изображение Н. включается в житийные циклы вмч. Димитрия, в т. ч. подробные и обширные, напр. в монастыре Митрополии в Мистре или в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (1621, мастер Георгий (Джордже) Митрофанович), где подвиг Н. по-иному увязан с гибелью Солунского великомученика. Сцены благословения Н. на битву с Лием вмч. Димитрием, пребывающим в заточении, и убийства святого в темнице разделены помпезной композицией поединка Н. с Лием, более всего напоминающего средневек. рыцарские ристалища: балансирующий на разных уровнях помоста юный воин пронзает длинным копьем соперника; композиция сильно напоминает маргинальную миниатюру в Феодоровской Псалтири и, возможно, восходит к общему с ней образцу. В поствизант. период Н., как один из широко почитаемых св. воинов, часто изображается на иконах и в храмовых декорациях, напр. на фресках: монастыря свт. Николая Анапавса в Метеорах (1527), в притворе мон-ря Воронец (Румыния, 1547), мон-ря Молдовица (мастер Фома Сучавский, Румыния, 1537), в монастыре св. Стефана в Метеорах (XVI в.), в соборе Каламбаки (XVI в.), в парекклисионе св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634), в румын. мон-ре в Хорезу (1694). Образ Димитрия, восседающего на престоле, в XVII-XVIII вв. иногда сопровождается изображением предстоящих «приближенных» святых. Обычно это фигура Н., к-рый показан в воинских доспехах на иконе 2-й пол. XVII в. в мон-ре Хиландар и на иконе рубежа XVII и XVIII вв. из мон-ря Варлаама в Метеорах. На поствизант. житийных иконах вмч. Димитрия присутствуют неск. композиций с Н., повествующих о его битве и казни (Ο Αγιος Δημτριος. 2005. Σ. 94, 132). В самостоятельный образ выделился сюжет благословения Солунским великомучеником Н. на бой с Лием. В поздней греч. иконописи встречаются парные изображения вмч. Димитрия и Н. в воинских доспехах. На иконе из скита Карея на Афоне они попирают противника: под ногами у Димитрия лежит поверженный царь Максимиан, у ног Н.- Лий (Ibid. Σ. 69).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

В. в Андреевской ц. на Треске (1388-1389), где он размещен в ряду поясных «портретов» преподобных в юж. певнице- конхе, в кафоликоне афонского мон-ря Пантократор (ок. 1363-1380). Прп. Пахомий Великий с иноками, начальниками египет. монашества. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 189) Прп. Пахомий Великий с иноками, начальниками египет. монашества. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 189) В Минологиях П. В. изображали под 13 мая - в Евфимиевском (Захарии Валашкертского) Синаксаре (НЦРГ. A 648. Л. 56 об. (112), 1030 г.) или под 15 мая, как в Вознесенской ц. мон-ря Дечаны (1348-1350 - свод зап. травеи сев. нефа, в виде стоящей фигуры), в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. theol. gr. 1. Fol. 39v, 1322-1347) - поясной образ в зеленом облачении на 1-м плане; под тем же числом - с мон. Феодором, учеником, на фреске в притворе ц. св. Апостолов Печской Патриархии (1561, поздние прописи); в нартексе мон-ря Дечаны - П. В. в составе святых на юж. стене нартекса. В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) он изображен дважды: на л. 46 об.- в круглом медальоне, оплечно, с непокрытой головой, с недлинной бородой; на л. 114 - в минейной части, под 15 мая, в рост, с крестом в правой руке, левая рука развернута ладонью вовне. С П. могут ассоциироваться ктиторские портреты монахов, патроном к-рых он являлся, напр. редкая композиция, иногда называемая «Моление Пахомия Пресв. Богородице», на вост. стенке аркосолия в северо-вост. часовне в ц. Пресв. Богородицы Афендико мон-ря Вронтохион (ок. 1322) в Мистре - при погребении архим. Пахомия, одного из основателей мон-ря, в построенной им церкви. В средневек. росписях П. В. присутствует в минейном цикле в нартексе ц. 40 мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230), в афонских храмах - у сев. угла зап. стены наоса кафоликона мон-ря Пантократор, на входной (северной) пилястре в лити кафоликона Хиландара (ок. 1371), в наосе кафоликона Вел.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Но в действительности противоречия нет, поскольку в средние века эпитет «Одигитрия» не связывался жестко с определенной иконографией. Икона сильно повреждена с обеих сторон, живопись утрачена на значительных участках; недавно была произведена консервация памятника (Ibid. 2006. С. 319-348). Не сохранился и драгоценный убор Е. и., упоминаемый в сказании. Связь Е. и. с Битолой, отмеченная в тексте, подтверждается существованием иконы Божией Матери Пелагонитиссы 1422 г. работы изографа Макария (Художественная галерея, Скопье), иконография которой совпадает с хиландарским образом. По всей вероятности, Е. и. является списком, сделанным не позднее 1345 г. (до отождествления хиландарская икона датировалась 3-й четв. XIV в.- 1978. С. 110) с почитавшегося в Битоле по крайней мере с нач. XIV в. чудотворного образа, который получил по месту пребывания наименование Пелагонитиссы. Его оригинал не сохранился (о др. списках, преимущественно изображенных в стенописи, см. в ст. Пелагонитисса ), но, судя по наименованию Е. и. в надписи Аврамиотиссой, восходил к чудотворному образу из мон-ря Авраамитов в К-поле ( 2006. С. 330-332). Непосредственно к Е. и. восходят, вероятно, хиландарская икона сер. XIV в. и 2 надгробных фресковых изображения (оба до 1371) в аркосолиях хиландарского кафоликона: над погребениями кесаря Воихны и его внука по жен. линии, малолетнего Иоанна Углеши (Ibid. С. 327, 342-343; сл. 9-11). Лит.: Д., В., Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 110; Турилов А. А. Сербы, греки и «фруг» в Повести о взятии Сереса Стефаном Душаном//Славяне и их соседи: Этно-психологический стереотип в Ср. века: Сб. тез. М., 1990. С. 50-51; он же. Рассказы о чудотворных иконах мон-ря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 510-529; Д. Света Гора под српском (1345-1371). Београд, 1992. С. 88. (ЗРВИ; 31); А. Света Гора и Хиландар у Османском царству (XV-XVII в.). Београд, 2000. С. 172, 174, 209, 210, 244-246, 264; idem (Fotic). Les pyrgos de Kabalareos alias pyrgos du roi Milutin//REB. 2002. Vol. 60. P. 209-213; Б. Хиландарска икона српског цара Стефана//ЗРВИ. 2006. 43. С. 319-348. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187896.html

Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Во 2-й пол. XII в. начался расцвет М. у юж. славян. В период Второго Болгарского царства (1187-1396) было основано большое число монастырей (напр., Лавра святых 40 мучеников ) как в больших городах, так и в пустынных местах (напр., Михаила архангела монастырь близ г. Русе). Родоначальник серб. правящей династии Неманичей вел. жупан Стефан Неманя (1165-1196) между 1159 и 1166 гг. основал монастырь в Топлице (ныне Куршумлия; см. в ст. Куршумльский монастырь ), а в нач. 80-х гг. XII в. как место для своего захоронения - мон-рь Студеница . После ухода на Афон в 1191 г. и пострижения в М. его младшего сына Растко (см. Савва I , свт., архиеп.; † 1235) Неманя вместе с супругой Анной в 1196 г. принял постриг (см. Симеон Мироточивый , прп., и Анастасия , прп.). В 1198 г. великий жупан вместе с сыном основал серб. мон-рь на Афоне Хиландар . На основе Евергетидского устава (см. Евергетидский Типикон ) в 1199 г. Савва составил т. н. Карейский типик (устав) о правилах жизни в своей испоснице, а в 1200 г.- Хиландарский типик для устроения жизни Хиландара согласно принципам строгого общежития. Став главой Сербской Церкви, он при поддержке брата, серб. кор. Стефана Первовенчанного , основал ряд мон-рей, при к-рых были учреждены епископские кафедры новых епархий, а в 1208 г. составил т. н. Студеницкий типик общежительного характера для Студеницы, более соответствовавший положению этой обители как «царской лавры». Этот устав стал образцом для устройства всех серб. мон-рей. В 1318/19 г. архиеп. Сербский Никодим сделал перевод на серб. язык Иерусалимского устава , получивший название Никодимов Типик. Духовные вопросы регулировали и светские серб. законы; так 17-я ст. Законника царя Стефана IV Душана предписывала всех «монахов и монахинь, которые постриглись, но живут по своим домам, изгнать, чтобы жили по монастырям».

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте. 2-3-я четв. XIII в. Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте. 2-3-я четв. XIII в. Второе направление развития базилик разрабатывало варианты увенчания их куполом в самой простой форме, без поперечных рукавов, как это сделано над центральным нефом ц. Богородицы Влахернского мон-ря близ Арты (1-я пол. XIII в.) или над однонефным залом ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне в Фессалии (вероятно, ок. 1300), или с постановкой классической крестово-купольной структуры с 4 сводчатыми рукавами и даже угловыми куполами над нижним 3-нефным ярусом, боковые нефы к-рого завершались рядом купольных сводов. Этот вариант был разработан в Мистре: подобные храмы строились только в ее пределах (церкви Одигитрии мон-ря Вронтохион (ок. 1310), Пантанассы (освящена в 1428) и вмч. Димитрия (т. н. Митрополия) после перестройки из базилики в XIV в.). В рассматриваемую эпоху композиции церквей усложнялись примыкающими к их основному пространству помещениями - часовнями и соединяющими их галереями, отражая новые литургические особенности. В Фессалонике сформировался тип 1-ярусного 3-стороннего обхода - перистона, к-рый включал пространство нартекса и боковых галерей, завершавшихся алтарями. Церковь прор. Илии (1360-1370) - единственная из крупных храмов Фессалоники этой эпохи, не имевшая перистона, но снабженная глубоким 4-колонным лити (подобный лити нач. XIV в. построен перед кафоликоном мон-ря Хиландар на Афоне) и 4 почти изолированными крестообразными (в т. ч. в виде триконхов и тетраконха) часовнями, выявленными снаружи многогранными объемами. Простой тетраконх, представляющий композицию ц. Преображения Господня в Фессалонике (после 1340), имеет плоские экседры и вписан в кубовидный снаружи массив стен. Кубовидным внешним объемом обобщены и крестообразные композиции ц. св. Василия у мон-ря Хиландар, построенной серб. кралем Стефаном Дечанским ок. 1348 г., и ц. св. Архангелов во дворе Хиландара, приписываемой кор. Стефану Душану, посетившему мон-рь в 1347-1348 гг.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Служба Г. Н. К. (по Иерусалимскому уставу: С. 104-131; Ангелов. 1978. С. 131-155) была написана попом Пейо одновременно с Житием с использованием службы Григория Цамблака серб. кор. мч. Стефану Дечанскому и переведенной с греч. языка службы Георгия Скилицы прп. Иоанну Рильскому ( С. 142; Ангелов. 1978. С. 133, 135-137). В каноне Николаю Новому, написанном ок. 1556 г. болг. гимнографом «тах» Андреем, 5-й тропарь каждой песни (в 8-й - седьмой) прославляет 3 мучеников софийских вместе ( Кожухаров С. Проблеми на старобългарска поезия. София, 2004. Т. 1. С. 264, 271-277). Иконография Иконы Г. Н. К. появились уже в 30-60-х гг. XVI в. Поп Пейо в житии оставил описание внешности мученика: «Беше же сьи мученикъ летом 18-тиим, вьзором же тьнькь и высок, нарусичавь, образом подльгновасть, вежди вьзвишени и густи, нось похиль, прьести ручны тьньци и дльзи...» ( Ангелов. 1978. С. 125). Согласно этому описанию, Г. Н. К. изображали высоким, стройным, русоволосым, безбородым, с изогнутыми бровями, облаченным, как правило, в национальную одежду - сорочку с длинными рукавами, поясом и накидкой, на ногах высокая обувь из кожи, иногда в высокой шапке из меха. В руках держит крест и пальмовую ветвь. Древнейшая из икон, высотой 30 см (1537), находилась в одной из молелен Хиландарского мон-ря ( Г. Hajcmapuje представе св. Гeopruja Кратовца//ЗРВИ. 1993. 32. С. 167-202). На др. хиландарской иконе 2-й четв. XVI в. Г. Н. К. стоит рядом с серб. кн. Лазарем. Подобную икону в 1550 г. хиландарский игум. Паисий во время приезда в Москву за милостыней подарил царю Иоанну Грозному ( С. 143), но данные сведения не имеют подтверждения ( Калиганов. С. 652-654). Та же иконография повторена на иконе 1667 г., написанной иером. Даниилом, хранящейся в ризнице Хиландарского мон-ря. Фрески с изображением Г. Н. К. находятся в церквах свт. Николая Топлицкого мон-ря (1536/37), в Печской Патриархии (1561), в Неманином притворе мон-ря Студеница (XVII в.), в ц. вмч. Георгия мон-ря Ломница (1607/08) и мн. др. В иконостасе собора Рильского мон-ря и в церквах Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи в Кратове есть иконы Г. Н. К. 1-й пол. XIX в., 1833 и 1869 гг., работы болг. зографа Захария Доспевского. Гравированное изображение Г. Н. К. помещено (на одном листе с Параскевой-Петкой и прп. Ангелиной Бранкович) наряду с др. чтимыми серб. и болг. святыми в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1744. Л. 52).

http://pravenc.ru/text/164411.html

А. А. Лукашевич, А. А. Турилов Иконография Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение композиции «Введение Богородицы во храм» первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме, нач. или 1-я пол. X в. (Каппадокия); собор Св. Софии в Киеве, 1037-1345; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря в Пскове, 40-е гг. XII в.; ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295; ц. Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; ц. Спасителя в мон-ре Жича (Сербия), 1309-1316; Кралевой ц. (святых Иоакима и Анны) в мон-ре Студеница (Сербия), 1314; ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия,Косово и Метохия), ок. 1320; собор мон-ря Хиландар на Афоне, 1320-1321; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Эта композиция в цикле жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница), в наосе (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева ц. в мон-ре Студеница), в параклисе (ц. Спасителя в мон-ре Жича, ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в зап. компартименте под хорами (собор Мирожского мон-ря), в нартексе (ц. Успения Богородицы в Дафни, мон-рь Хора). Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение Богородицы во храм изображено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., мон-рь Ватопед; фрагмент эпистилия, кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона нач. XIV в., мон-рь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497, КБИАМЗ), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТРИЦА ПРИЗРЕНСКАЯ Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана ущелье в 3 км от г. Призрена, где находится муж. мон-рь во имя св. Архангелов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Мон-рь был основан серб. царем Стефаном Душаном в 1343 г. как будущая усыпальница на месте разрушенного визант. храма. Обитель имела статус ставропигии. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. В монастырский комплекс входили: большая ц. св. Архангелов (1348-1352), малый храм свт. Николая, еп. Мирликийского, трапезная, братские корпуса, б-ка, больница и гостиница. В основе плана ц. св. Архангелов - крест, здание было возведено из тесаного камня. Церковь имела 5 глав, 3 апсиды с вост. стороны и открытый нартекс с запада. В нач. XV в. главный храм мон-ря послужил образцом для строительства в Раванице и Ресаве (Манассии). В нач. XVII в. ц. св. Архангелов была разрушена: фрески уничтожены, камень использован для постройки мечети Синан-паши в Призрене. Из богатого декора сохранились фрагменты мраморной пластики, украшавшей фасады, и мозаичного пола (обнаружены в ходе археологических работ в 1927). В 60-80 гг. XX в. были произведены археологические исследования на всей территории обители. Восстановление мон-ря началось в 1995 г. Строительство велось при участии гос. и общественных организаций (Мин-во культуры Сербии, правосл. община Призрена, Общество восстановления мон-ря св. Архангелов, Призренский округ и др.) и частных лиц под контролем Комитета по защите памятников культуры Призрена. Новые постройки возведены на старых фундаментах: братский корпус (по образцу корпуса мон-ря Хиландар ), апартаменты для епископа, домашняя церковь и др. В планах - восстановление церквей св. Архангелов и свт. Николая, еп. Мирликийского, перенесение епархиальной кафедры и создание издательского центра. В марте 1998 г. в мон-ре были возобновлены богослужения. После бомбардировок ВВС НАТО и вывода югославской армии из Косова мон-рь находился под защитой нем. контингента KFOR. 15 июня 1999 г. экстремистами из UÇK (Освободительная армия Косова) был похищен насельник мон-ря мон. Харитон (Лукич). Его изувеченное тело было обнаружено 8 авг. 2000 г. Международной комиссией по эксгумации в общем захоронении в албан. пос. Тусус (пригород Призрена) и погребено 12 нояб. 2000 г. в мон-ре с. Црна-Река, могила стала местом почитания его как новомученика. В 2002 г. братию мон-ря составили: игум. иером. Герман, 1 иеродиак., 3 монаха, 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/149237.html

Герб св. кн. Лазаря на внешней стене притвора кафоликона мон-ря Хиландар, Афон Герб св. кн. Лазаря на внешней стене притвора кафоликона мон-ря Хиландар, Афон Продолжая традиции династии Неманичей, Л. оказывал покровительство мон-рям Афона (прежде всего Хиландару, Великой Лавре и мон-рю св. Пантелеимона, ставшему «второй ктиторией» серб. правителей на Св. Горе) и обителям за пределами страны (мон-рям Водица и Тисмана в Валахии). Все эти мон-ри получили земельные или денежные пожалования, подтвержденные специальными грамотами (Там же. 1, 5, 9, 16, 18, 25). В Хиландаре на средства Л. была построена и расписана сохранившаяся препрата. Следуя тем же традициям, Л. требовал от Дубровника выплат за аренду п-ова Пелешац (Стонски-Рат), шедших на финансовую поддержку серб. монастыря св. Архангелов в Иерусалиме (Там же. 14). Время правления Л. было эпохой экономического и культурного подъема Моравской Сербии - здесь возникают свои архитектурная и художественная школы. Для моравской школы архитектуры характерны 5-главые крестово-купольные храмы, план к-рых осложнен дополнительными апсидами-певницами с севера и с юга (мон-ри Раваница, Лазарица, собор св. Стефана в Крушеваце и др.). Серб. храмовая живопись времени Л. представляет местный вариант визант. «палеологовского ренессанса», насыщенного психологизмом ( В. Buзahmujcke фреске у Jyrocлabuju. Београд, 19752. С. 92, 94-96). Образцами живописи этого стиля, выполненными при жизни Л., являются древнейшие росписи собора его задужбины мон-ря Раваница (ок. 1377), фрески церквей мон-ря Горняк, св. Архангелов в Хиландаре (обе ок. 1380) и Введенского храма в Нова-Павлица (см. Павлица , до 1389). Первая половина самостоятельного правления Л. (до нач. 80-х гг. XIV в.) была относительно спокойным временем, т. к. тур. султаны уделяли внимание новым территориям, признавшим их вассалитет: удельным княжествам в Македонии и Тырновскому царству. На нек-рое время сложился своеобразный паритет сил. В 1381 г. воеводы Л. разбили тур. отряды на Дубравнице близ Парачина.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010