Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Джурич. Фотография. 90-е гг. XX в. Джурич [серб. Воислав (26.02.1925, с. Велика-Писаница, Хорватия - 12.05.1996, Белград), серб. историк визант. искусства. После второй мировой войны, участвуя в к-рой он боролся против нацистов в рядах серб. партизан, Д. окончил философский фак-т Белградского ун-та (1949). Его соученики по семинару проф. С. Радойчича - Г. Бабич , В. Корач, А. Стоякович, М. Шакота - впосл. составили плеяду серб. византинистов. Д. работал в музеях и в сфере охраны памятников, с 1954 г.- в Белградском университете, позднее также в Сербской АН и искусства (с 1976 чл.-кор., с 1978 действительный член). Вел научно-организационную работу, в т. ч. в Международном комитете византинистов, в комиссии по изучению памятников мон-ря Хиландар; в 1974-1996 гг. был редактором ж. «Зограф». Первые публикации Д. были посвящены искусству Адриатического приморья (как средневек., так и совр. живописцам), в т. ч. Дубровнику. Позднее он сосредоточился на изучении искусства правосл. средневековья, преимущественно в Сербии, Македонии, Далмации, на Афоне, включая стенописи, иконы, книжную иллюстрацию, а также архитектуру. Работы Д. имеют широкий хронологический диапазон - от памятников XI в. (росписи Охрида, Водочи, Велюсы, Мир Ликийских и др.) до правосл. культуры поствизант. периода (XVI-XVIII вв.). Византинистика Югославии 2-й трети ХХ в. складывалась на основе местной традиции, под влиянием австр. искусствоведения (Венский ун-т) и в большей мере - школы российского византиноведения через посредство оказавшихся в Белграде российских эмигрантов (особенно Н. Л. Окунева , Г. Острогорского ). Д. прошел стажировку в Париже в семинаре А. Грабара и придавал большое значение общению с В. Н. Лазаревым . Развивая традицию европ. византинистики в соответствии с уровнем научной методики 2-й пол.- посл. трети ХХ в., Д. трактовал визант. искусство по-новому, как целостное культурное явление, со своими принципами иконографии и стиля, адекватное по емкости таким явлениям, как романское или готическое искусство (см. монографию «Buзahmujcke фреске у Jyrocлabuju», 1974). Исследователь уделял пристальное внимание культуре отдельных регионов правосл. мира, с учетом местных вкусов и традиций, требований заказчиков, своеобразия социальной среды. Поэтому визант. искусство и, в частности, искусство Балканского п-ова отображено в работах Д. во всем многообразии.

http://pravenc.ru/text/171887.html

Рукописная традиция И. XI-XVIII вв. обширна. На Руси памятник получил известность между кон. X в. и нач. 70-х гг. XI в., возможно непосредственно в эпоху принятия христианства. Список 1073 г. выполнен, вероятнее всего, с экземпляра царской преславской б-ки, предположительно принесенной в Киев на рубеже X и XI вв. (см.: Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 139-140). Широкое распространение памятника в русской книжности XV-XVI вв. уместно соотнести с феноменом обращения к «своей античности» (ср.: Лихачёв Д. С. Развитие рус. лит-ры X-XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973. С. 113-120). Серб. рукописная традиция И. связана в первую очередь с афонским Хиландаром , сохранившим на протяжении средневековья и раннего Нового времени наибольшее число южнослав. переводных и оригинальных памятников. В лит-ре перечислены 27 относительно полных списков памятника (24 восточнославянских и 3 сербских) без старообрядческих копий XIX в. Помимо 24 списков, описанных К. М. Куевым в последнем наборном издании И. (Симеонов сб. 1991. Т. 1. С. 36-96; см. также: Творогов. 1987. С. 194-195), к рукописной традиции И. относятся вильнюсские пергаменные отрывки (БАН Литвы. Ф. 19. 19/2, 19/3) кон. XIV (?) - нач. XV в. ( Турилов А. А. Новый список Изборника Симеона-Святослава: К атрибуции двух фрагментов в сборнике пергаменных отрывков ЦНБ АН Литвы//Palaeobulgarica. 1997. 2. С. 5-11), обширные выписки с измененным порядком статей, сопровождающие новгородский список «Пчелы» 1-й четв. XV в. (РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 370. Л. 138 об.- 177; Каталог слав.-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 208-214. 79), и западнорус. список кон. XVI - нач. XVII в., 223 из б-ки Зографского мон-ря на Афоне ( Ралева Ц. Зографский список Сборника царя Симеона//Palaeobulgarica. 1993. 4. С. 22-58). Ряд статей И. сопровождает также один из древнейших рус. списков ветхозаветных книг - РГБ. Троиц. 2, кон. XIV - нач. XV в. (СКСРК, XIV. Вып. 1. С. 175. 65). При этом рукописную традицию И. на сегодняшний день нельзя считать полностью выявленной. В дальнейшем возможны находки (или атрибуции) новых (прежде всего восточнославянских) списков И. (преимущественно XVI-XVII вв. и более поздних), в особенности не содержащих начала и Похвалы заказчику.

http://pravenc.ru/text/293834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК [Хиландарский Паремийник] (РГБ. Ф. 87. 2/М. 1685), среднеболг. пергаменная рукопись кон. XII - нач. XIII в., древнейший южнослав. список Паремийника. Получил название по имени владельца, нашедшего его в кон. 1844 г. на чердаке трапезной (сюгестницы) Хиландарского мон-ря на Афоне ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 29, 31, 33). Рукопись Г. П. сохранилась не в полном объеме: утрачен конец, значительны утраты в середине рукописи. Кодекс в существующем виде содержит 104 л., включает паремийные чтения на Рождество Христово и Богоявление, на праздники Постной Триоди (начиная с чтений в среду и пятницу Сыропустной седмицы) и Цветной Триоди, на отдельные праздники и памяти святых из месяцеслова (расположены в необычном порядке - сначала чтения на конец сентябрьского года, затем с 1 сент.) и на особый случай - «о ведре и нахождении войска». Текст обрывается на чтении Иер 2. 6. Между чтениями местами помещены уставные указания, тропари пророчеств, прокимны, стихи и т. п. Слав. текст Г. П. на всех листах написан поверх смытого греч. унциального письма, нижний слой палимпсеста представляет Евангелие апракос краткое IX в. При создании слав. рукописи последовательность тетрадей и листов первоначальной греческой была нарушена (возможно, сознательно). Письмо Г. П.- некрасивый устав одного почерка - характеризуется (как и в ряде др. южнослав. рукописей того времени) сочетанием архаизмов («а» с петлей, не доходящей до линии строки, «юс малый» треугольный и др.) и новаций (высокие начертания «т» и «ять», асимметричное «ч»). Орфография одноеровая, писец употребляет только «ъ». Относительно происхождения Г. П. в историко-филологической лит-ре преобладает мнение, что рукопись написана в западноболг. пределах (Македонии), хотя ряд исследований относил ее к Вост. Болгарии (обзор мнений см.: Тихомиров . 1968. С. 124). Рукопись украшена 13 заставками (7 - с тератологическими мотивами) и 148 инициалами (часть сохр. фрагментарно), выполненными чернилами и киноварью с подкраской охрой. Вся орнаментика (неумелая по исполнению) представляет ранний образец болг. орнаментальной манеры со значительным количеством элементов тератологии («народной тератологии», по терминологии В. Н. Щепкина ), развивавшейся на основе (старо)визант. плетеного орнамента.

http://pravenc.ru/text/168109.html

Архим. Ефрем (Лэш) Славянские переводы, рукописная и старопечатная традиция до XIX в. В средневек. книжности правосл. славян сочинения под именем Е. С. получили очень широкое распространение, в особенности в монастырской среде. Славянская версия приписываемого Е. С. сборника сочинений «Паренесис» относится, подобно «Златострую» или Изборнику Святослава 1073 г., к числу тех переводов, выполненных в Болгарии в кон. IX-X в., греч. оригинал к-рых в полном виде не найден. Название сборника в 1-й редакции перевода: «Книгы святаго Ефрема, глаголемыя (вариант: нареченныя) греческим (вариант: сирскым) языком Паренесис. Сказаеть же ся Паренесис притча, утешенье, моленье, поученье, наказанья потребная различно»; во 2-й редакции: «Поучения душеполезная и повести умиления и утешения». Основу сборника составляют «увещательные (παραινετικο) слова» Е. С. (отсюда название) к егип. монахам, дополненные рядом поучений на дни триодного цикла (в частности, словами о Втором пришествии и об антихристе, и др.) и минейные праздники (слово об Иосифе Прекрасном и др.). В качестве вступительных или заключительных статей в разных списках сборника помещаются также Житие Е. С., «слово от жития» Е. С. и «слово о Василии Великом и Ефреме Сирине». Вопрос об объеме и составе переведенного сборника окончательно не решен, поскольку слав. списки памятника, начиная с древнейших, содержат разное число глав-Слов (от 99 до 104), причем имеются колебания и в их последовательности. У юж. славян этот перевод представлен старослав. Рильскими глаголическими листками XI в., содержащими части «слов» 78-80 и часть «Слова об Антихристе» (КМЕ. 2003. Т. 3. С. 468-470), и рядом полных списков XIV в. (болг.: Сербия. Б-ка мон-ря Дечаны. 77, нач. XIV в.; София. НБКМ. 297. «Лесновский Паренесис», 1353; Афон. Зограф. 101, сер. XIV в.; Рильский мон-рь. 3/7, 2-я пол. XIV в., и др.; сербские: Афон. Хиландар. 384, нач. XIV в.; 397, 3-я четв. XIV в.; Белград. Архив САНУ. 60, 1337; Загреб. Архив ХАЗУ. IIIb 12, сер. XIV в.; София.

http://pravenc.ru/text/376984.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

В кон. XVIII - нач. XIX в. на Афоне работала семейная артель из Галатисты на п-ове Халкидики: мон. Макарий (1746-1814) и его племянники мон. Вениамин († 1834) и иером. Захария († 1822), жившие в Карее. Макарий украсил фресками парекклисион свт. Николая Чудотворца кафоликона мон-ря Ватопед (1780), трапезную Ватопеда (1786), кладбищенскую ц. свт. Николая в Карее (1787), портик над входом в мон-рь Дохиар (1788), наос кафоликона мон-ря Ватопед (1789), нартекс парекклисиона вмч. Димитрия мон-ря Ватопед (1791) и др. Вместе с племянниками он работал над росписями парекклисионов св. Андрея мон-ря Ватопед (1798), св. Архангелов в Иверском мон-ре (1812) и ряда др. афонских храмов. Мастерская Макария, как и действовавшая параллельно на Афоне (ок. 1800) артель Никифора из Аграфы († 1817), находилась под влиянием Дионисия Фурноаграфиота и сочетала его наследие с элементами народного барокко-рококо. Однако стиль Никифора содержит больше зап. элементов (открытая галерея кафоликона Иверского мон-ря (1795), кафоликон мон-ря Зограф (1817)). Прор. Захария. роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в келлии Макареев в Карее. Мастера мон. Вениамин и иеромонахи Захария и Макарий. 1819 г. Прор. Захария. роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в келлии Макареев в Карее. Мастера мон. Вениамин и иеромонахи Захария и Макарий. 1819 г. Без участия Макария Вениамин и Захария поновляли росписи кафоликона мон-ря Хиландар (1803-1804), расписали нартекс кириакона скита вмч. Димитрия (1806 или 1816), принадлежащего мон-рю Ватопед, парекклисион во имя св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря (1815) и др. Вместе со своим братом иером. Макарием († 1866) они расписали кафоликон мон-ря Эсфигмен (1818), парекклисион св. Иоанна Предтечи мон-ря Пантократор (1819), нартекс кафоликона мон-ря Ватопед (1819), ц. Рождества Богородицы при келлии Макареев в Карее (1819) и др. Из работ Вениамина известны также роспись парекклисиона равноап. Константина в мон-ре Кастамонит (1819), парекклисионов святых Космы и Дамиана, ап. Иоанна Богослова и Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Ксенофонт (1820), кафоликона мон-ря Осиос Мелетиос на Китероне (1820). Во время Греческого восстания 1821-1829 гг. артель была вынуждена покинуть Афон и временно обосновалась на о-ве Скиатос. После смерти братьев Макарий выполнил фрески над входом в мон-рь Ксенофонт (1842) и ряд др. росписей в этом мон-ре (1845), расписал фиал в мон-ре Хиландар (1847), а также создал множество икон. Учениками братьев были иером. Григориос из сел. Варвара на п-ове Халкидики († между 1873 и 1879), Георгиос Пладас из Галатисты и иером. Вениамин Кондракис из сел. Пилион († ок. 1885).

http://pravenc.ru/text/166461.html

С 1-й пол. XVIII до нач. XIX в. в афонской иконописи прослеживается тенденция обращения к традиции критской школы. К критским образцам восходят иконы праздничного чина иконостаса парекклисиона Богородицы Парамифии в мон-ре Ватопед (1711), причем «Вход Господень в Иерусалим» является копией иконы из иконостаса Феофана Критского для мон-ря Ставроникита (1545/46); икона «Явление Христа равноап. Марии Магдалине» (XVIII в.) из мон-ря св. Павла подражает критским иконам XV в., а «Побиение камнями первомч. Стефана» (1805) из мон-ря Ватопед восходит к одноименной иконе Михаила Дамаскина (ок. 1590; Τσιγαρδας. 2002. Σ. 319-321). Данное направление церковной живописи представлено также произведениями худож. Георгиоса Марку из Аргоса, работавшего в Афинах и Аттике в 1719-1746 гг., и его учеников: Антониоса, Николаоса Бенизелоса, Георгиоса Киприота. Образцами для них служили критские иконы XVI-XVII вв., что прослеживается в росписи кафоликона мон-ря Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин (1735). Среди аттических иконописцев продолжателями традиции Георгиоса Марку были Георгиос (1761), Афанасиос (1769-1771) и Иоаннис Дудас (1774-1806), чьи произведения повторяют иконы Цанеса и др. критских живописцев. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Хиландар. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария из Галатисты. 1803-1804 гг. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Хиландар. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария из Галатисты. 1803-1804 гг. Более консервативная тенденция, близкая к тенденции эпирских памятников этого времени, отражена в росписях кафоликона мон-ря Каракал (1717) и основного храма парекклисиона Богородицы Кукузелиссы в Великой Лавре (1719), выполненных худож. Дамаскином из Янины. Его фрески отличаются плоскостностью, ярко выраженным линейным характером, светлыми тонами на черном фоне. Нимбы святых оформлены характерными для эпирской школы рельефными украшениями. В этом же стиле анонимными эпирскими мастерами выполнены росписи экзонартекса и парекклисионов Ватопедского мон-ря. Во 2-й пол. XVIII в.- 1830 г. большинство художников, работавших на Афоне, были выходцами из сев.-зап. Г. Косма, Серафим и Иоанникий из окрестностей Янины расписали трапезную в мон-ре Пантократор (1749) и экзонартекс кафоликона в мон-ре Каракал (1750), Гавриил и Григорий из Кастории - кафоликон мон-ря прп. Григория (1779), братья Константин и Афанасий из окрестностей Корицы (совр. Корча, Албания) - нартекс и экзонартекс кафоликона мон-ря Филофей (1765), кафоликон мон-ря Ксиропотам (1783) и кириакон скита мон-ря Ксенофонт (1766). Произведения этих артелей живописцев, как и др. анонимных художников той эпохи, имеют большое сходство между собой. Этому же кругу живописцев принадлежит значительное число икон.

http://pravenc.ru/text/166461.html

главы вмч. Феодора находится в ГММК (инв. МР-1758). В мае 1591 г. в Россию прибыл Тырновский митр. Дионисий с грамотой от вост. Патриархов, в к-рой сообщалось, что на К-польском Соборе в 1590 г. за Русским Патриархом были признаны все права Предстоятеля автокефальной Церкви. В составе посольства находились архим. Пантелеимонова мон-ря Неофит, архим. Хиландарского мон-ря Григорий и старец Ватопедской обители Софроний, приехавшие в Россию за милостыней. 20 июня посольство принимал царь Феодор Иоаннович, во время приема старец Софроний преподнес царю мощи мч. Кирика. Уезжая из России, послы получили щедрую милостыню, архимандриту Пантелеимонова мон-ря царь Феодор Иоаннович дал жалованную грамоту, в к-рой подтвердил право старцев этого мон-ря на беспошлинный проезд в Москву за милостыней. 4 февр. 1592 г. была отправлена царская грамота к проту Св. Горы и средства на строительство келлий и церкви Пантелеимонова мон-ря. Царь пожаловал «рухлядью да ризы и стихарь» на 500 р. с обещанием впосл. при успешном строительстве прислать «больше того». Царь также пожертвовал «большие ризы» в Хиландарский мон-рь. В дек. 1593 г. Феодор Иоаннович послал на А. дьяка Кошурина с милостыней по случаю рождения царевны Феодосии. Царь Борис Годунов в 1603 г. подтвердил право иноков Хиландарского мон-ря на беспошлинный проезд в Россию за милостыней и право на владение подворьем в Москве. В авг. 1603 г. в рус. столицу за милостыней приезжали старцы афонского мон-ря во имя св. Симеона Столпника, а в июне 1605 г.- хиландарский архим. Лонгин, архим. мон-ря Ксенофонт Иаков. Лонгин преподнес государю часть мощей вмч. Феодора Стратилата, Иаков - мощи вмч. Димитрия. Смутное время надолго отрезало А. от России. Только в 1626 г. в Москву прибыл игум. Мелетий с жалобой на бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, имевшего большие долги и заложившего все имущество, позднее в XVII в. игумены Русского мон-ря неоднократно приезжали в Москву за милостыней: в 1636 г.- игум. Иоанн, в 1642-м - игум. Григорий с келарем Христофором и неск.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Подворье афонского Свято-Пантелеимонова мон-ря в Москве. Фотография. 1998 г. Подворье афонского Свято-Пантелеимонова мон-ря в Москве. Фотография. 1998 г. 16 апр. 1985 г. кинот на заседании чрезвычайного двойного собрания принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на А. 6 рус., а также болг. и румын. монахам. Это ходатайство возымело действие, и в марте 1987 г. в Пантелеимонов мон-рь прибыли 7 чел., в числе к-рых был нынешний духовник мон-ря иером. Макарий (Макиенко) и представитель мон-ря в киноте иером. Кирион (Ольховик). За этой группой последовали др., и ко времени визита на А. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992) братия Пантелеимонова мон-ря насчитывала 40 чел. Постановлением правительства Москвы от 6 авг. 1991 г. в пользование московскому подворью Пантелеимонова мон-ря был передан комплекс храма вмч. Никиты, что за Яузой, где сейчас проходят испытательный срок кандидаты на постоянное проживание на А. В 80-х гг. часть строений Русика и параклис, связанный с пребыванием свт. Саввы Сербского, были реставрированы по почину игумена Хиландара на общеафонские средства. Поклонение св. мощам вмч. Пантелеимона. Москва. 1996 г. Поклонение св. мощам вмч. Пантелеимона. Москва. 1996 г. 20 мая 1992 г. по требованию Синода К-польского Патриархата в присутствии его представителей - митрополитов Мелитона и Афанасия греч. полиция выдворила за пределы Св. Горы 5 монахов Ильинского скита, имевших общение с РПЦЗ. Причиной изгнания был отказ этих иноков поминать за богослужением имя К-польского Патриарха как канонического епископа Св. Горы. Просьба Святейшего Патриарха Алексия заселить опустевший скит иноками из России осталась без внимания со стороны руководства Пантелеимонова мон-ря, несмотря на то что предложение об этом исходило со стороны губернатора Св. Горы К. Папулидиса . Скит перешел в ведение своего кириархического мон-ря Пантократор и вскоре был заселен греками. В 1992 г. по решению Ватопедского мон-ря неск. его монахов вселились в Андреевский скит, в 2001 г. в скиту проживало 5 иноков, велись активные восстановительные работы. В нач. 90-х гг. болг. Зографский мон-рь передал общине рус. монахов Предтеченскую келлию (близ арсаны), в 1998 г. община перешла в скит Нов. Фиваида. К 2002 г. численность братии Пантелеимонова мон-ря составляла ок. 50 чел. Наметились позитивные изменения в жизни мон-ря: восстановлены порядок и дисциплина, на средства жертвователей отремонтированы неск. корпусов и все храмы.

http://pravenc.ru/text/77102.html

В 1199 г. император даровал Хиландару в качестве метохии мон-рь Зиг (Иваница, Йованица), в том же году св. Савва приобрел участок в Карее, на к-ром основал келлию с храмом во имя прп. Саввы Освященного для иноческих подвигов в уединении, ставшую еще одним центром серб. монашества на А., и дал ей особый устав («Устав Карейской келлии»). Вероятно, в то же время был составлен и монастырский устав для Хиландара. Незадолго до смерти, последовавшей 13 февр. 1200 г., прп. Симеон дал своей обители грамоту (подлинник погиб в Белграде в 1941), в к-рой пожаловал Хиландару большие владения близ Призрена. Кроме того, святые Симеон и Савва приобрели для мон-ря 14 малых обителей, а последний позднее еще и значительные земельные угодья в районе перешейка. Богатства мон-ря уже в то время позволяли пребывать там 200 монахам (однако численность их в нач. XIII в. не превышала 90 чел.). Большие пожалования Хиландару в Сербии были сделаны Стефаном Первовенчанным. На протяжении всего существования Сербской державы мон-рь находился под опекой ее правителей, сначала из династии Неманичей, позднее Хребеляновичей и Бранковичей. Продолжал пользоваться Хиландар (вплоть до завоевательных походов Стефана Душана во 2-й четв. XIV в.) и покровительством визант. императоров - в монастырском архиве сохранились хрисовулы и сигиллии Михаила VIII Палеолога, Андроника II, Андроника III, кроме того, ряд грамот известен по позднейшим упоминаниям. Мон-рь Хиландар. Вост. часть Мон-рь Хиландар. Вост. часть С самого момента своего возрождения серб. царственными иноками Хиландар занял особое место на Св. Горе, поскольку являлся главным, по сути придворным, мон-рем Сербии, ктиторией ее верховных правителей и одним из основных центров церковной и культурной жизни страны, находясь при этом на значительном расстоянии от ее границ. Подобного положения не занимали ни болг. Зограф, ни рус. Пантелеимонов мон-ри, ни одна из прославленных греч. обителей монашеского полуострова. В иерархии обителей А. Хиландар занимает 4-е место (после Вел. Лавры, Ватопеда и Иверского мон-ря) и принадлежит к числу 5 обителей, из братии к-рых может быть избран протоэпистат Свящ. Эпистасии кинота Св. Горы. До сер. XIV в. из настоятелей и братии Хиландара были хиротонисаны мн. архипастыри Сербии: епископы Рашский Мефодий, Зетский Евстафий (впосл. архиепископ), архиепископы Иоанникий I, Савва II, Савва III, Никодим и Даниил II.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010