Часто рядом с П. Ф. в росписях появляется прп. Иоанн Кущник, чья память празднуется в тот же день, 15 янв.: в кафоликоне мон-ря Хиландар (1321/1322, роспись поновлена в 1803/04 монахами Вениамином и Захарией из Галатисты) - на сев. стене в зап. углу; в кафоликоне Вел. Лавры (1534/1535, мон. Феофан Критский) - в проходной арке, соединяющей юго-зап. компартимент с юж. нефом; в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., мон. Феофан Критский) - на юж. стене; в минейном цикле в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., мон. Феофан Критский) - в сев.-вост. камере; в кафоликоне монастыря Ставроникита (1545/1546, мон. Феофан Критский с сыном Симеоном) - на вост. стене лити; в трапезной Дохиара (1700, иером. Дамаскин из Янины). В рус. монументальной живописи кон. XIV - нач. XVI в. укоренилась традиция помещать чин преподобных на вост. стене в росписи алтарной преграды, где П. Ф. иногда оказывается рядом с прп. Антонием Великим, как в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Саввином Сторожевском мон-ре под Звенигородом (1-я четв. XV в., Звенигородский ист.-архит. и худож. музей): П. Ф. представлен с опущенным на плечи куколем, как седой старец с пышными прядями и густой широкой бородой. Похожий облик он имеет на минейных рус. иконах (минея на январь, Рус. Север, из собраний Н. И. Репникова и Ф. А. Каликина, сер. XV в. (по мнению И. А. Шалиной), ГРМ). В плетеной одежде П. Ф. изображен среди преподобных на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1481, мастер Дионисий). В неск. памятниках сохранился своего рода житийный цикл П. Ф. в виде ряда назидательных композиций. В росписи люнетов нартекса ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (кон. XII в.) воспроизведены композиции с прп. Антонием Великим, стоящим у пещеры П. Ф., со встречей 2 подвижников, с их беседой и небесной трапезой и успением П. Ф. Как идеальный пример монашеской аскезы беседа П. Ф. с прп. Антонием Великим, делящим поровну принесенный вороном небесный хлеб, по замечанию С. Томекович, восходит к иконографии прор.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

24 мая 1986 г., в день памяти прп. Симеона Столпника Дивногорца, монахи, следовавшие на ночное богослужение, заметили на аллее, ведущей от колокольни к Вознесенской ц., вздыбленные плиты. В результате раскопок 26-27 мая в присутствии митр. Молдавского Феоктиста (Арэпашу; с 1987 патриарх Румынский), викарного еп. Скарлата (Порческу) и настоятеля Н. В. м. архим. Ефрема (Кишкариу) были обретены благоухающие мощи. В янв. 1990 г. они были упокоены в раке из резного дуба и помещены в нартексе Вознесенской ц. На месте находки была установлена мраморная плита. В 1999 г. над ракой «Неизвестного святого», как именуют его в Н. В. м., был установлен дубовый резной балдахин. В нартексе Вознесенской ц. покоятся мощи прп. Паисия (Величковского) - одна из главных святынь РумПЦ. Еще одна известная святыня мон-ря - чудотворная Нямецкая икона Божией Матери (см. разд. «Иконопись» в ст. Молдавское княжество ). В Георгиевской ц. Н. В. м. хранится чудотворная икона Божией Матери в серебряном окладе - список с иконы «Троеручица» из афонского серб. мон-ря Хиландар , привезенный с Афона прп. Паисием (Величковским). Надпись на румын. языке свидетельствует о том, что икона была поновлена (кроме ликов) при настоятеле Н. В. м. архим. Тимофее зографом Агапием 10 мая 1866 г. Э. Драгнев Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс включает кафоликон в честь Вознесения Господня (1495-1497), церкви во имя ап. Иоанна Богослова (1832), вмч. Иоанна Нового Сочавского (1846); часовни в честь Успения Пресв. Богородицы (1809), Благовещения Пресв. Богородицы (1821), во имя прп. Паисия (Величковского) (1994), св. Стефана III Великого (2007); колокольню, типографию, музей и ДС. В 1997 г. в 500 м от мон-ря на недействующем монастырском кладбище был построен и освящен храм во имя прп. Иоанна (Якоба) Хозевита, крипта к-рого используется как костница, в к-рой сохраняются останки монахов, извлеченные при коммунистическом режиме, когда появилась угроза их уничтожения. Каменный кафоликон (40,5 м в длину, 23 м в высоту) сохраняет традицию церковной архитектуры времен св.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Киприана, спасение Фессалоники от врагов и от голода, явление огня у гроба святого, исцеления, «бегство» святого из Фессалоники после взятия города норманнами в 1185 г. и т. д. Они входят в состав циклов на иконах XVIII в. (13 сцен) из ц. вмч. Георгия близ Фиери (Ин-т памятников культуры в Тиране, Албания) и 1800 г. (14 сцен) из мон-ря Филофея на Афоне (в обоих случаях средником служит изображение чуда с Калояном, дополненное фигурой епископа, сидящего позади Д. С.). На чеканных серебряных пластинах XVIII в., составлявших оклад иконы Д. С. (Византийский музей в Афинах), 11 из 13 сцен отведены подвигам Д. С. и мч. Нестора (в т. ч. редкому сюжету с казнью мч. Луппа), а остальные - чуду с еп. Киприаном. Известны также житийная икона рубежа XVII и XVIII вв. из с. Бобошева в Болгарии с изображением Д. С., попирающего скорпиона, в среднике и 12 сценами, включающими парные изображения чудес Д. С. и вмч. Георгия (крипта храма св. Александра Невского, София), и ряд циклов в монументальной живописи афонских монастырей: в парекклисионе Д. С. в мон-ре Хиландар (15 сцен, 1779; пострадал при пожаре 2004), в парекклисионе Д. С. в мон-ре Зограф (9 сцен, кон. XVIII в.) и в кладбищенском храме монастыря Ставроникита (1789). Отдельные сцены из Жития Д. С. В визант. искусстве достаточно рано самостоятельное значение приобрела сцена убиения Д. С.- изображение воина (воинов), к-рый пронзает его копьем в темнице (Λογχισμς). Уже в средневизант. период эта сцена встречается в составе циклов минологиев, отмечая день памяти святого,- напр., на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 139, 976-1025 гг.) представлен воин, пронзающий отшатнувшегося Д. С., на миниатюре из Минология сер. XI в. (ГИМ. Син. греч. 175. Л. 226; на л. 218 об.- одиночное изображение святого) и на минейной иконе XII в. на сент., окт. и нояб. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Последняя композиция имеет во многом символический характер: в роли убийцы святого, восседающего на престоле, изображен черный «эфиоп».

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

(мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Житийные циклы Г. по древности и степени популярности опережают циклы др. воинов-мучеников. Древнейшие варианты жития Г. повествуют только о мучениях святого, описания чудес появились позже, с X в. их цикл складывался постепенно. так, в текстах визант. минологиев XI в. описаны 3 чуда: с колонной вдовы, с пронзенным образом и с плененным пафлагонским отроком. Внутри житийного цикла Г. можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты. цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением Г. во гроб (напр., на иконах XIII в. (20 клейм) и XV в. (14 клейм) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), на полихромной рельефной иконе XIII в. (Византийский музей, Афины)). В др. варианте в начале - исповедание веры Г. перед имп. Диоклетианом (напр., на визант. деревянной полихромной рельефной иконе XIII в. с 12 клеймами (НХМУ) - последняя сцена не сохр.), в конце - усекновение головы (житийная рама со сценами из житий великомучеников Г. и Димитрия, XVI в., ЦИАМ). Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на юж. фасаде ц. в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в мон-ре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Г. украсил ряд серб. церквей: ц. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) - над входом в наос размещается грандиозное изображение Г. на коне, а на сводах нартекса - 4 сцены из житийного цикла; ц. Богородицы Левишки (ок. 1310-1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

В честь П. К. составлены 3 службы на 29 июня (день апостолов Петра и Павла). Самая ранняя сохранилась в сб. «Сербляк» 3-й четв. XVI в. из мон-ря Хиландар (Ath. Chil. 479. Л. 73а - 88б) с указанием о переносе дня празднования с 29 на 27 июня (из-за празднования апостолам Петру и Павлу), а также в списке 1769 г. (Ath. Chil. 799). В ней были выявлены текстологические параллели со слав. переводом службы прп. Антонию Великому и со службой прп. Симеону Мироточивому, к-рая была составлена свт. Саввой I , архиеп. Сербским († 1237), и является 1-м серб. гимнографическим произведением. Отличается от более поздних серб. агиографических произведений, что может указывать на ее создание вскоре после кончины П. К. одним из его последователей ( Шnaдujep. 2014). Впосл., вероятно, иером. Феодосий привез текст службы в Хиландар, в архиве к-рого она представлена в неск. списках ( Она же. 2015. С. 79). Вторая служба была составлена иером. Феодосием Хиландарцем согласно Иерусалимскому уставу (с малой и великой вечерней и утреней), сохранилась в списке 1668 г. (Хорватия. Цавтат. Музей Б. Богишича. 11б; Mo š in V. Izveštaj o radu na ureenju Bogišieva arhiva u Cavtatu//Ljetopis HAZU. Zagred, 1954. Knj. 59. S. 16-40). Позднее была составлена совместная служба П. К. и апостолам Петру и Павлу, к-рая является компиляцией и основана на службе иером. Феодосия Хиландарца. Ее текст фрагментарно сохранился в Коришском помяннике 70-80-х гг. XVI в. (САНУ. 123). Ист.: С. Живот српског испосника Петра Коришког//ГСУД. 1871. 29. С. 308-346; он же (Novakovi S.). Teodosija mniha Hilandarca djelo o Petru Koriškom//Starine JAZU. Zagreb, 1884. Knj. 16. S. 9-34; [Леонид (Кавелин), архим.] Житие и жизнь св. и прп. отца нашего Петра иже в Хвостьне, Корише, постившегося//ТКДА. 1871. 2. С. 408-431; Coлobjeb А. цара Душана о мemoxuju св. Петра Коришког//ГСНД. 1927. 2. С. 25-36; Teoдocuje Хиландарац, иером. Жumuje и подвизи св. и прп. оца нашега Петра у Kopuшkoj гори испосника/Изд.: Д. 1970. 406. Св. 1. С. 69-90; То же// Он же. Жumuja. Београд, 1988. С. 263-288; Мошин В. Служба и Жumuje св. Петра Коришког с Коришким помеником у рукопису Српске akaдeмuje наука и уметности бр. 123//Старине Косова и Memoxuje. Приштина, 1971. 4/5. С. 151-159; Т. Жumuje Петра ucmopuja. Београд, 1980. Год. 12. 48. С. 635-681; Т., Шnaдujep И. Зajeдhuчka служба светим апостолима Петру и Павлу и св. Петру Кошишком//АрхПр. 1987. 9. С. 157-179; Шnaдujep И. Два преписа Пролошког жumuja св. Петра Коришког//Там же. 1997. 19. С. 211-216; она же. Св. Петар Коришки у cmapoj cpnckoj Београд, 2014; Хризостом еп. Молебни канон преподобном и богоносном оцу Петру Коришком. Алхамбра, 1992.

http://pravenc.ru/text/2580404.html

2-й, не зависящий от 1-го полный перевод хроники Г. А., известный в лит-ре под названием «Летовник» («Лтовникь ськращень от различнïихь лтописьць же и повдателïи избрань и сьставлень от Георгïа грешнаа инока»), был выполнен, как считается, в Болгарии не позднее 2-й четв. XIV в. (учитывая рукописную традицию памятника, нельзя исключать возможность его перевода болгарами, но в Сербии или по серб. заказу на Афоне), сохранился только в серб. списках XIV-XVI вв. общим числом не менее 13 (их перечень см.: Weingart. S. 168-230; Турилов А. А. К истории второй (македонской) рукописной колл. А. Ф. Гильфердинга//Слав. альманах, 2002. М., 2003. С. 133-134). Старший (пергаменный) список, содержащий 2-ю часть хроники (Вена, Австрийская национальная б-ка. Слав. 10), датируется 2-й четв. XIV в. и происходит из Хиландарского мон-ря (в XIV-XV вв., судя по записям, находился в одном из крупных серб. рудничных центров - см.: Сп. Творци и дела старе српске Титоград, 1963. С. 271-273). «Летовник» был весьма популярен у серб. правителей 2-й пол. XIV в.- наследников царства Стефана Душана; список 70-х гг. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 183; РНБ. Вяз. F. IX/1. Л. 28) был переписан для правителя Эпира Карло Топиа; рукопись 1386 г. (ГИМ. Син. 148) - в Хиландаре для вельможи Константина Деяновича «господина Радована»; кодекс 1387 г. (Афон. Пантелеимонов мон-рь. Слав. 17) - для Вука Бранковича ; пергаменный кодекс 1388-1389 гг. (Прага. Народный музей. IX D 32) - для неустановленного правителя или иерарха (лист с записью писца сильно поврежден). В кон. XIV в. сокращенный текст «Летовника» был использован в качестве введения к серб. летописям (т. н. старшим). В нач. XV в. (ок. 1408) памятник был привлечен в Хиландарском мон-ре иноком Григорием для создания по поручению деспота Стефана Лазаревича сокращенной редакции («Паралипомена») хроники Иоанна Зонары ( Азбучник српских nojмoba. Београд, 19902. С. 366). Болг. орфографическая традиция памятника представлена только поздним (2-й четв. XVI в.) списком молдав. или (менее вероятно) валашского происхождения (РГБ. ф. 178 (Муз.). 921), для к-рого нельзя полностью исключить серб. посредство. На Руси этот перевод известность не получил: список 1387 г. (ГИМ. Син. 148) был приобретен на Афоне в сер. XVII в. Арсением (Сухановым) .

http://pravenc.ru/text/164333.html

[серб. Job Шишатовац], серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне. Все биографические сведения об И. Ш. содержатся в приписках к созданным им книгам. Род. в г. Темешвар в Банате (ныне Тимишоара, Румыния), находившемся в церковной юрисдикции Печской Патриархии. Принял постриг в монастыре Шишатовац и там же получил образование. Не позднее 1607-1608 гг. И. Ш. переселился в Болгарию, география его пребывания там определяется расположением сербских колоний в городах и монастырях. В 1607-1608 (7116) гг. в Троицком мон-ре близ г. Враца он участвовал в написании по заказу игум. Варлаама комплекта Миней служебных, из к-рого сохранились тома на февр. и март (НБКМ. 141, 162; см.: Райков. 1969. С. 205-207; Христова, Караджова, Узунова. 2004. 256, 257). В 1612 г. И. Ш. жил («прилепихсе почити от труда путного») в Драгалевском монастыре под Софией, где переписал синодик-помянник с кодекса, содержащего поминания болг. царей эпохи Первого и Второго царств и именуемого по его позднейшему местонахождению Боянским (Городской музей, София. 1; 3 л.- РГБ. Григор. 31.6/М. 1711; см.: Станчев С., Станчева М. Боянският поменик. София, 1963). Между летом 1612 и 1614/15 гг. И. Ш. переселился на Афон; он жил и переписывал книги в келлии Дионисия Ритора Великой Лавры, в Карее (очевидно, в келлии св. Саввы), и, возможно, непосредственно в Хиландаре. В лаврской келлии в 1615 г. он переписал, отредактировав текст, по заказу иером. Дамаскина для мон-ря Студеница том «Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея» в переводе прп. Максима Грека и троицкого инока Силуана (РНБ. F.I. 763; см.: Ангелов. 1981. С. 326-327). Судя по косвенному и не во всем правильному отражению в списке графических особенностей оригинала ( Загребин. 2003. С. 54-57), это была рукопись украинско-белорусского происхождения, возможно кодекс из Хиландарской б-ки 412, поступивший в нее из Речи Посполитой («Лехии») незадолго до этого, в 1611-1612 гг. (ср.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 412). В пространном послесловии, являющемся небольшим самостоятельным произведением (Отчет. 1900. С. 107; Записи. 4. 6552; Ангелов. 1981. С. 327), И. Ш. жалуется на трудности копирования восточнослав. книги, поскольку он «невежда езыку тому». В кон. 1617 - марте 1618 г. И. Ш. переписал (наименовав себя в приписке диаконом) в Карее Триодь Цветную в 2 томах (Ath. Chil. 271, 272).

http://pravenc.ru/text/578200.html

Ветхозаветные цари Д. и Соломон, предсказавшие сошествие Христа во ад, всегда присутствуют в сцене «Сошествие во ад» (напр., на иконе 1494-1504 гг., ГРМ). Их руки в этой композиции часто скрыты складками одежд. В составе пророческого чина высокого иконостаса Д. занимает место справа от Богоматери (главный иконостас и иконостас придела арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.) или в центре ряда (иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГТГ)). Д. представлен в композиции «Похвала Богородицы» (роспись свода Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (1481), икона «Похвала Богородицы, с Акафистом», сер. XVI в., ГРМ), на иконах «Богородица с Младенцем и избранными святыми на полях» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Богородица с Младенцем, двумя ангелами и пророками» (1-я пол. XV в., Галерея Академии во Флоренции); реже - среди праведников в композициях «Страшный Суд» (икона новгородской школы, 2-я пол. XVI в., ГИМ - Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 381. С. 36-37), «Достойно есть» (икона моск. школы, 2-я пол. XVI в., ГТГ - Там же. Т. 2. 477. С. 97-98), «О Тебе радуется» (икона круга Дионисия, нач. XV в., ГТГ). Образ Д. как пророка, предвозвестившего Воплощение Христа, встречается на царских вратах: полуфигура с развернутым вверх свитком над фигурой Богоматери (врата: 2-я пол. XVI в., Нац. исторический музей Софии; капелла монастыря Хиландар на Афоне (1773); часовня св. Архангелов в Рильском мон-ре (1786) и др. болг. памятники XVII-XVIII вв.). Образ Д.-царя, из рода к-рого происходит Спаситель, включается в композицию «Древо Иессеево» (роспись сев.-зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля, 60-е гг. XVI в.). Образ Д. присутствует в рельефной декорации храмов Владимиро-Суздальской Руси. Если в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском это ростовая фигура с развернутым свитком в руке, то в ц. Покрова на Нерли (1165-1166) и Димитриевском соборе во Владимире - Д.-псалмопевец, сидящий с гуслями - в руках. В последнем из перечисленных памятников фигура Д. занимает ведущее положение на всех 3 фасадах. Д. с гуслями как часть самостоятельного сюжета в различных композициях: в росписи ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1346), иллюстрирующей 3 последних псалма, в частности Пс 149, а также в клейме на сюжет притчи о богатом и бедном Лазаре на иконе «Спас Смоленский, с притчами» (XVI в., ГММК). Образ Д. присутствует в неск. композициях юж. и зап. т. н. Золотых врат Рождественского собора Суздаля 30-х гг. XIII в.: «Пророк Нафан обличает царя Давида», «Царь Давид перед битвой» и «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/168470.html

Согласно пространному Житию, П. род. в сел. Эпиват (ныне Селимпаша близ Стамбула, Турция) в благочестивой семье. Под влиянием брата, свт. Евфимия († ок. 989-996), впосл. епископа г. Мадит (ныне Эджеабад, Турция), она в юном возрасте решила вести благочестивую жизнь и покинула родных. Посетила К-поль, Ираклию Понтийскую и Св. землю, нек-рое время жила в одном из жен. мон-рей в Иорданской пуст.: сообщение о паломничестве на Восток находится только в версии диак. Василика, во всех остальных источниках говорится лишь об отшельничестве святой. В 25 лет по велению ангела подвижница вернулась во Фракию и поселилась, никем не узнанная, при храме св. Апостолов в г. Калликратия (ныне Мимарсинан близ Стамбула) и через 2 года почила. После явления святой во сне отшельнику, подвизавшемуся в окрестностях города, были обретены ее мощи и положены в храме св. Апостолов. От мощей стали совершаться чудеса. Дни памяти Основным днем памяти П. является 14 окт., в болг. и серб. месяцесловах он указывается начиная с XIII в.: в Банишском (попа Иоанна) Евангелии кон. XIII - нач. XIV в. (НБКМ. 847), Дечанском Евангелии-тетр 2-й пол. XIII в. (РНБ. Гильф. 4), Минее сер. XIII в. (САНУ. 361), служебном Апостоле 2-й пол. XIII в. (НБКМ. 882), Апостоле нач. XIV в. (НБКМ. 883), Струмицком (Шафарика) Апостоле-апракос кон. XIII в. (Прага. Народный музей. Е 25), Црколезском Апостоле 1-й (?) пол. XIII в. (НБС. Б-ка мон-ря Високи Дечани. Собр. Црколез. 2), Шоповской (Карадимовой) Псалтири кон. XIII - нач. XIV в. (НБКМ. 1138), Хиландарском Евангелии-тетр с Апостолом кон. XIII в. (Ath. Chil. slav. 52), Тырновском Евангелии-тетр 1273 г. (Архив ХАЗУ. IIIa30) и Дечанском Евангелии-апракос (ок. 1284: РНБ. Гильф. 1) ( Станкова. 2010/2011). В силу сложившегося в слав. традиции смешения П. с Параскевой (Пятницей) , вмц. Иконийской (пам. 28 окт.), и с Параскевой , прмц. Римской (пам. 26 июля), в месяцесловах под 14 окт. чаще указывается память мц. Петки (слав. калька греч. имени) (наиболее вероятно - одной из соименных святых), а прп. Параскева упоминается в основном в месяцесловах новоизводных Евангелий ( Дограмаджиева Е. Месецословните четива в слав. ръкописни евангелия X-XVII в. София, 2010. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

И. Б., как и другие евангелисты, представлен с раскрытой перед грудью правой рукой и с Евангелием на покровенной левой. Он юн, с короткими темными курчавыми волосами и небольшой бородкой. Необычный облик святого в данном случае может объясняться тем, что икона была создана в греч. мастерской, работавшей по заказу крестоносцев и использовавшей западные образцы. Еще одно исключение - выполненный в Македонии или в Далмации 3-частный Деисус, происходящий из Успенской ц. с. Кривого Холмогорского у. Архангельской губ. (2-я пол. XIV в., ГТГ). Изображения Богоматери и юного И. Б., предстоящих Христу на троне, восходят к иконографии «Распятия», а также к особому варианту «Оплакивания», в котором Богоматерь и И. Б. стоят по сторонам умершего Христа во гробе (подобные композиции в визант. и рус. искусстве известны с XIII-XIV вв., см., напр., итало-визант. икону 2-й пол. XIII в. (Музей Лагуны, Торчелло), рус. икону северных писем 1-й пол. XIV в. из Введенской ц. дер. Кузьмино на Княжострове на Сев. Двине (АМИИ), и др.). Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с житием. Икона. Кон. XV в. (ГТГ) Ап. Иоанн Богослов с Прохором, с житием. Икона. Кон. XV в. (ГТГ) Традиционно, как старец, И. Б. изображен на иконах 2 близких по составу и иконографии поясных деисусных чинах 60-х гг. XIV в. из афонских мон-рей Хиландар и Ватопед, а также в ростовом апостольском Деисусе из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Пароменья в Пскове (1-я пол. XV в., ПИАМ). На афонских иконах И. Б. правой рукой сверху придерживает закрытое Евангелие, стоящее на покровенной левой руке, на псковской - держит обеими руками полуоткрытый кодекс. Оба варианта иконографии, по-видимому, связаны с упоминавшимися ростовыми изображениями И. Б. в миниатюрах рукописей. Связь с такими изображениями видна и в дошедших до нас единоличных иконах святого, самой ранней из к-рых является мозаичный образ посл. четв. XIII в. из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне. На древней чтимой иконе из мон-ря во имя Иоанна Богослова на о-ве Патмос (сохранившаяся на иконе живопись XV в., вероятно, восходит к XII в.) за фигурой И.

http://pravenc.ru/text/469832.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010