1Кор.1:19:26–28 . «Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» ( Ис.29:14 ). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных... И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». Объяснение. Несправедливо думать, будто Господь открывает Своё священное учение только людям незнатным и малограмотным: Мф.23:34 . Великий апостол Павел был человек учёный и знатный: Деян.22:3:28 ; Иосиф Аримафейский был человек знатный: Лк.23:50 . Корнилий сотник также: Деян.10:1 . Здесь говорится о том, что мудрость мира сего, т.е. мудрость языческая – человеческая, ничто пред мудростью Божественной: 1Кор.3:19–20 , чем осуждается горделивая самонадеянность человеческой мудрости. Писание одобряет смиренное и простосердечное отношение к истине одних и осуждает надменное отношение к ней других. Но никак не хвалит невежество и отнюдь не порицает возвышенной христианской мудрости: 1Кор.2:6–7 . 1Кор.12:4–10 . «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же... Но каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». Объяснение. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особенных целей Божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор.12:28–30 . Если бы они и теперь подавались всем верующим христианам, то не нужно было бы и самого Священного Писания. Применяющие к себе эти места и в то же время не могущие творить чудес сами себя зачисляют в список обманщиков и невежд, извращающих Писание: 2Пет.3:16 ; Иуд.1:19 . Проповедовавшие нам истинное толкование учители Церкви чудеса творили, когда это было нужно (читай Историю Церкви, – 2Кор.2:17 ); и им было дано знать тайны Царства Небесного: Мк.4:11 . Гал.3:27–28 . «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

24 . Не только в двенадцати апостолах благодать Святого Духа действовала, но и в первородных сынах бесплодной некогда Церкви, т.е. в семи диаконах. Ибо они избраны были, как написано: исполненные Святаго Духа и мудрости ( Деян.6:3 ); достойный своего имени, Стефан, один из них, начаток мучеников, мужа, исполненного веры и Духа Святаго ( Деян.6:5 ), совершал великие чудеса и знамения в народе ( Деян.6:8 ); а препирающихся с ними побеждал; не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил ( Деян.6:10 ). Будучи же оклеветан и приведен в судилище, сиял Ангельским светом: И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела ( Деян.6:15 ). Когда же мудрым ответом обличил жестоковыйных иудеев, людей с необрезанным сердцем и умами, всегда упорствовавших против Духа Святого, то узрел отверстые небеса, увидел Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, увидел не собственною силою, но, как говорит Божественное Писание, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога ( Деян.7:55 ). 25 . Той же силой Духа Святого и Филипп, именем Христовым, некогда во граде самарийском изгонял нечистых духов, которые исходили с великим воплем, исцелял расслабленных и хромых и множество уверовавшего народа приводил ко Христу; а Петр и Иоанн, по прибытии своем, с молитвой и возложением рук веровавшим сообщали Духа Святого, Которого по справедливости недостойным почтен один Симон-волхв, а некогда тот же Филипп, будучи позван на пути Ангелом Господним для обращения благоговейнейшего эфиопского евнуха и от Самого Духа ясно услышав: подойди и пристань к сей колеснице ( Деян.8:29 ), научил эфиоплянина и препослал в Эфиопию проповедника Христова, как написано: Ефиопия прострет руки свои к Богу ( Пс.67:32 ), и, быв взят Ангелом, проповедовал Евангелие в прочих городах. 26 . Этим Святым Духом исполнился Павел после того, как был призван Господом нашим Иисусом Христом; свидетель сего есть благочестивый Анания в Дамаске, говоривший к нему: Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа ( Деян.9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

27 . Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. С Евр.: «Они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает». Т.е. во время бури мореплаватели от страха теряют мужество и возможность действовать правильно, подобно пьяным влаются туда и сюда, сами кормчие теряются, – вся мудрость, все их искусство поглощается страхом. Так было с Евреями в Вавилоне, так бывает и со всяким человеком во время сильных бедствий, когда Господь налагает на него крепкую руку Свою. Но Господь же и (ст. 28, 29) спасает Сам всех, когда к Нему взывают о помощи, прекращает бури, душе несчастного дарует благодатную тишину и (ст. 30) духовное радование; яко умолкоша, потому что утихли бури и волны бедствий; Господь Сам приводит их в желаемую ими пристань – в Свою Церковь , где все труждающиеся и обремененные находят благодатное упокоение. «Это, – замечает бл. Феод., – относится более к нам (христианам), нежели к Иудеям; потому что нас ввел в пристанище хотения Своего, даровав Божественное Свое ведение». 28 . С Евр.: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их». 29 . С Евр.: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают». 30 . С Евр.: «И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани». 31 . С Евр.: «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих»! 32 . Да вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. С Евр.: «Да превозносят Его в собрании народном, и да славят Его в сонме старейшин»! По бл. Феод., это пророчество о том, что уверовавшие народы будут славит Спасителя в христианских церквах, «по предначатии свящ. сонмом, т.е. – священнослужителями». 33 . Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Певец приводит здесь и далее до конца причины, почему должно особенно благодарить и славословить Господа: – потому, что наступила необычайная, самая благодетельная перемена во всем. Тот, «Кто (с Евр.) превращает реки в пустыню и источники вод в сушу; ст. 34: Кто плодородную землю обращает в солончатую (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

28,12 – 28.). В книге Притчей, rл. I-IX, излагается целое богословское учение о Премудрости (причем и самая книга у ранних христианских писателей носила наименование  πανρετος σοφχ – вседобрая Премудрость, так же как и книга Иисуса сына Сирахова; другие названия:  σοφββλος или  παιδαγωγικ Σοφα, в Талмуде – «книга мудрости»). Слово Премудрость употребляется здесь, несомненно, в двояком смысле: в метафизическом и морально-практическом, обозначая то некоторую умную сущность, то человеческое качество, то саму Премудрость, то при частность к ней или ее дела. Оба оттенка смысла, конечно, связаны между собою и взаимно обусловливаются, причем, однако, в отдельных случаях могут и обособляться и различаться, как Премудрость и просто мудрость. О мудрости, несомненно, говорится в таких текстах: 1,7, 9,10 – начало премудрости – страх Господень, глупцы только презирают мудрость и наставление. 2,6 – Господь дает премудрость; 2,10 – когда премудрость войдет в сердце твое (слав, пер.: мысль твою) и знание (сл. п.: чувство твоей души), будет приятно душе твоей. 3,13 – блажен человек, который снискал премудрость, и человек, который приобрел разум! (см. далее, 3,14 – 18). 4,5 – приобретай премудрость, приобретай разум; 4,7 – главное – премудрость: приобретай премудрость и всем имением своим стяжи разум. 5,1 – сыне! моей премудрости внимай. 7,4 – скажи премудрости: «ты сестра моя!», и разум назови родным своим. Есть случаи, когда значение выражения «премудрость» двоится и может быть истолковано и в ту и в другую сторону. Сюда мы относим первую речь от имени премудрости: 1,20–33 – «Премудрость возглашает на улице» и т. д. По содержанию этой речи нет необходимости видеть здесь прямое указание на саму Божественную Премудрость и естественнее разуметь мудрых, носителей мудрости и проповедников (ветхозаветных пророков и учителей), хотя не исключается и первое, метафизическое истолкование. Такою же двойственностью отличается и текст 19–20 – «Господь Премудростью основал землю, небеса утвердил разумом, Его Премудростью (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

28.1. Книга пророка Авдия В Книге пророка Авдия изображается суд Божий над Едомом. Она состоит всего из 21 стиха – это самая маленькая из книг Ветхого Завета. О том, когда была написана эта книга, есть два основных мнения. Первое, что она была создана во время Вавилонского плена, после того как был разрушен Иерусалим, и здесь обличаются идумеи за сочувствие этому разрушению. Второе мнение, что эта книга была написана еще в IX beke. Согласно последней точке зрения, Авдий был современником израильского царя Ахава (874–853 гг. до Р. Х.) и иудейского царя Иорама (854–841 гг. до Р. Х.), поскольку при нем Идумея вышла из-под власти Иудеи, а союзные войска филистимлян и арабов захватили и разграбили Иерусалим. В книге скорее говорится о разграблении Иерусалима, нежели о его разрушении. Сходство характеристик с теми, которые даются идумеям в Книге пророка Амоса, говорит о том, что это, скорее всего, книга допленная. В пользу этого мнения свидетельствует и ее место в каноне. В книге возвещается полное падение и разрушение Едома, который был мудр и гордился своей мудростью. « Гордость сердца твоего обольстила тебя» (Авд. 1: 3), — говорит о нем пророк Авдий. « Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?» (Авд. 1: 8). В Книге пророка Иеремии мудрость также называется отличительной чертой идумеев (Иер. 49: 7), но очевидно, что это земная, человеческая мудрость, которую Господь осуждает и намерен истребить. Это нам напоминает слова апостола Павла в Послании к коринфянам о том, что мудрость мира сего есть безумие перед Богом (1 Кор. 1: 20). За что будет наказан Едом? Во–первых, за превозношение своей мудростью, во–вторых, « за притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия» (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

41. востантъ на сдъ съ родомъ симъ и сдтъ к покашас и с, бол зд. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы 42. Царица южска востанетъ на сдъ съ родомъ симъ и сдитъ и, к земл слышати премдрость соломнов: и с, бол соломна зд. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона Мужие Ниневитстии (Ниневитяне), т. е. жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства. Город Ниневия славился многолюдством, богатством и изнеженностью. Бог послал пророка Иону к Ниневитянам, чтобы призвать их к покаянию; и они вняли проповеди пророка, покаялись, так что это раскаяние на два века отдалило погибель города, которою грозил им Бог чрез пророка. Ниневия была разрушена Вавилонянами уже около 600-го года до Р. Христова. Следовательно, она еще существовала 200 лет. Восстанут на суд и осудят осудят именно тем, что Ниневитяне, вняв проповеди Иониной, покаялись, а Иудеи, особенно фарисеи, не слушают проповеди даже самого своего Мессии. И се боле (вот больше) Ионы здесь, т. е. Он, Сам Спаситель, явление которого между Иудеями имеет несравненно большее значение, чем явление Ионы между Ниневитянами: Иона раб, а И. Христос Владыка; Иона пророк, а И. Христос Сам Господь; Иона проповедник покаяния Ниневитянам, а Христос всему миру, Спаситель всего рода человеческого. Царица южская (южная), это царица Савская, из города Савы в Аравии, которая, слыша о чрезвычайной мудрости Соломона, чтобы удостовериться в его мудрости, нарочно приезжала в Еврейскую землю ( 3Цар. 10 ). От пределов конец земли. Это выражение означает отдаленность той страны, о которой идет речь ( Втор. 28:49 ). Царица Савская осудит род сей, потому что она нарочно пришла издалека, чтобы послушать мудрость Соломона, а Иудеи не хотели слушать И. Христа, который есть воплощенная божественная премудрость. И се боле Соломона здесь, опять указание И. Христом на Самого Себя. Соломон был царь Иудеи, а Господь царь неба и земли, царь царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Мудрость (σοφα; (хахэмот) – евр.) – правильное понимание, познание воли Божией; это особый дар Святого Духа, а так же определение средств к исполнению воли Божией. «Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает причину совершенного действия, а причина эта – небесная мудрость, укрепляясь которою мы можем совершить доброе вполне» (блаженный Феофил Болгарский). О даровании от Господа именно такой мудрости и должен молиться христианин. Просит (ατετω) – здесь речь идет о молитвенном прошении; глагол «ατετω» предполагает прошение низшего к высшему; причем, прошение долгое, упорное, умоляющее. 27 Возникает образ нищего, который вымаливает у богатого милостыню. Просто (πλς – чистосердечно, искренне, простодушно, без всякой для себя выгоды) и без упреков (νειδζοντος – ругать, оскорблять, поносить): Бог не поступает с нами, как часто мы с Ним: по принципу «Ты – мне, я – Тебе»; Бог не торгуется, не ищет Своего, 28 не сопровождает Свои благодеяния упреками («не попрекает каждым куском хлеба»). Бог – это не отчим, а любящий Отец, подобный отцу из притчи о блудном сыне. 29 1:6 6 ατετω δ ν πστει μηδν διακρινμενος γρ διακρινμενος οικεν κλδωνι θαλσσης νεμιζομνω κα ριπιζομν 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. С в е р о ю (ν πστει – букв.: в вере) – т.е. такой человек обладает верой в то, что Бог – это любящий Отец, Который даст ему все, о чем он просит; все, что ему нужно. А такая вера возможна лишь в том случае, если человек полностью отдает свою жизнь Богу. Половинчатая жизнь, когда человек пытается служить и Богу и миру, 30 несовместима с подлинной верой. Такой человек всегда будет колебаться в вере. Сомневающийся (διακρινμενος) – т.е. человек, который постоянно колеблется, сомневается, не может определиться с выбором. Причем, речь идет не о каких-то случайных сомнениях, вызванных обстоятельствами и т.п., а о постоянной внутренней установке на сомнение, недоверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

5. Человеческая мудрость, как вспомогательный метод воздействия на интеллект неверующих: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ). Наука, философия, риторика не отвергались христианами как метод благовестия, а только поставлялись в зависимость от главного принципа: «силы Божией» ( 1Кор. 2.5 ). «Философия есть служанка богословия» ( Иустин Философ ). Наука хотя и не главный принцип христианской проповеди, но многие отцы, будучи учеными мужами, не советовали ею пренебрегать, так как знание не мешает спасению, если оно помогает, а не заменяет богословие. «Нам предлежит подвиг, для приготовления к которому надобно беседовать и со стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе… Не лишено приятности, если облечена душа внешнею мудростью, как листьями, которые служат покровом плоду и производят не неприличный вид. Почему говорится, что и тот славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущего. Подобно ему, и о премудром Данииле повествуется, что он в Вавилоне изучал халдейскую мудрость, и тогда уже коснулся Божественных уроков» (Свт. Василий Великий ). 6. Оглашение, как метод подготовки язычника для вступления в Церковь : «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28.19–20 ). Язычник, хотевший сделаться христианином, не тотчас же допускался к крещению. После того как в главных чертах были проповеданы ему Бог и Господь Иисус Христос, Спаситель и Искупитель мира, и затронуто сердце его, его знакомили с тем, в чем состоит воля и закон Божий, и что значило отречься от язычества. Не только краткое учение предлагалось ему тогда, но и в последовательной и пространной речи изображались перед ним «два пути» – «путь жизни и путь смерти» (Дидахи); грех преследовался в самом его зародыше. Оглашенный должен был отречься от зла («сатаны и всех ангелов его, и всего служения его, и всея гордыни его») и слушаться закона Божия, и только после того как Церковь убеждалась, что он усвоил себе нравственное учение ее и хочет следовать ему, он допускался к крещению. «Христиане сначала испытывают, насколько это возможно, сердце тех, кто желает сделаться их слушателями; они наставляют их отдельно, и если эти слушатели представляют достаточные доказательства за то, что они хотят вести добрую жизнь, то допускаются к общению… Некоторые из христиан назначаются на то, чтобы наблюдать и испытывать жизнь и поведение тех, которые желают (присоединиться к ним), с той целью, чтобы не допустить в общество виновных в грубых пороках, других же принимают с полной радостью, и они с каждым днем становятся лучше» ( Ориген ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

839 . Не ропщите на Господа за то, что Он так сокрыт от нас, но возблагодарите за то, что так нам явлен; и еще возблагодарите за то, что Он сокрыл Себя от исполненных гордыни мудрецов, недостойных познать Его высочайшую святость. Познают Господа люди либо наделенные смиренным сердцем и, независимо от их ума, великого или малого, любящие все малое, либо люди, наделенные таким умом, что ясно видят, в чем истина, даже тогда, когда вовсе этого не желают. 840 . Eorum qui amant 183 . Господь склоняет сердца тех, кого любит. Deus inclinat corda eorum 184 . Тот, кто любит Его. Тот, кого любит Он. Тот, кого любит Он. 46 Те, кто привержен… к тому или иному учению, они вынуждены защищать даже то, с чем сами не согласны (лат.). 81 И поставлю завет Мой между Мною и тобою... завет вечный в том, что Я буду Богом твоим. 9: Ты же соблюдай завет Мой (лат.). 91 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: “встань” (лат.). 98 “Будучи человек, делаешь Себя Богом”. “Написано в законе: вы боги, и не может нарушиться Писание”. “Эта болезнь не к смерти”. “Лазарь уснул”. “Тогда сказал им прямо: Лазарь умер” (лат.). 108 Мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (лат.). 137 Многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус: “Если вы пребудете... то вы истинно ученики Мои и истина сделает вас свободными”. Ему отвечали: “Мы семя Авраамово и не были рабами никому” (лат.). 154 Более достойный палочных ударов, нежели поцелуев, я не испытываю страха, ибо полон любви (лат.). 166 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не верили в Него. Да сбудется слово Исаии-пророка: “...ослепил” и т. д. Это сказал Исайя, когда видел славу Его и говорил о Нем (лат.). 167 Иудеи требуют чудес, и еллнны ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого. Но полным-полно чудес, но полным-полно мудрости. Вы же требуете нераспятого Христа и вероучения, не ведающего ни чудес, ни мудрости (лат.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

   Итак, сказанное нами, что образовались два различные и противоположные друг другу града потому, что одни стали жить по плоти, а другие по духу, может быть выражено и так, что два града образовались потому, что одни живут по человеку, а другие по Богу. Ибо апостол в послании к Коринфянам весьма ясно говорит: «Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по-человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор. III:3). Поступать по-человеческому — значит быть плотским, под плотью же, т. е. под частью человека, разумеется весь человек. Выше он называет тех же самых душевными, кого потом называет плотскими. Он говорит: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный же человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор. II:11-14). Таким, т. е. душевным, он и говорит потом: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими» (1Кор. III:1). И это выражение имеет тот же смысл, перенесенный с части на целое. Ибо именем души, как и именем плоти, которые суть части человека, может обозначаться целое, т. е. человек.    Таким образом, одно дело — человек душевный, и совсем иное — плотский; но и тот и другой суть один и тот же, т. е. человек, живущий по человеку. Таким же образом подразумеваются люди и в том случае, когда говорится: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим: III, 20); и в том, когда сказано: «Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят пять» (Быт. 46:27). Как там под плотью разумеется человек, так и здесь под семьюдесятью пятью душами разумеются семьдесят пять человек. Равным образом, и выражение «не от человеческой мудрости изученными словами» могло быть заменено выражением «не от плотской мудрости изученными словами»; так же точно, как и выражение «по человеческому обычаю поступаете» могло быть заменено выражением «по плотскому обычаю поступаете». Особенно это ясно видно из его последующих слов: егда бо глаголет кто: аз убо есмь Павлов; другий же: аз Аполлосов, не плотстии ли есте?» (1Кор. III:4). То, что обозначал он словами «плотские» и «душевные», то выразил яснее словом «человеки», т. е. живете по человеку, а не по Богу, живя по Которому, вы были бы боги.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010