Глава 2. Жизнь человека в церкви и обществе Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость и философия Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя «мудрости человеческой»«мудрости мира сего». Об этом много говорил апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:4–5 ). Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: «Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог... юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: «Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн,.. для эллинов же безумие» ( 1Кор. 1:22–23 ). Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т.е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия – Климент и Ориген . Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки – математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец , оставивший в своей «Благодарственной речи Оригену » рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 2 Характер проповеди Ап. Павла в Коринфе (1–5). О высшей мудрости, заключающейся в Евангелии (6–16) 1Кор.2:1–5 . Во время основания Церкви в Коринфе Ап. Павел держался строго упомянутого им в первой главе принципа: не прибегать в деле утверждения Евангелия к помощи человеческой мудрости. 1Кор.2:1 .  И когда я при­ходил к вам, братия, при­ходил воз­вещать вам свиде­тель­ство Божие не в пре­восходстве слова или мудрости, 1Кор.2:2 .  ибо я рас­судил быть у вас незна­ю­щим ничего, кроме Иисуса Христа, и при­том распятого, «Когда я приходил к вам». Это было по удалении Ап. Павла из Афин (см. Деян. 18 ). – «Не в превосходстве слова», т. е. не заботясь о том, чтобы его слово, его речь была построена по всем правилам ораторского искусства. – «Или премудрости». Он не заботился также и о том, чтобы его проповедь выдавалась философским глубокомыслием. – «Ибо я рассудил». Ап. действовал так в Коринфе по заранее принятому решению. – «И притом распятого». Ап. решил из всей жизни Христа останавливать внимание коринфян главным образом на Его распятии, которое хотя и мало говорит человеческой мудрости, но за то является действительным средством искупления человечества. Он не хотел, чтобы христианство подействовало на коринфян только удовлетворяя их интеллектуальным или эстетическим запросам. В таком случае коринфяне легко могли приравнять его к тем философско-религиозным учениям, каких много появлялось в то время. Нужно было Коринфянам показать прямо христианство как совершенно особую, новую религию, не имеющую ничего общего с вышеупомянутыми учениями, а это и возможно было только при том направлении, какое придал своей проповеди апостол. 1Кор.2:3 .  и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. Апостол хорошо сознавал, что выступать в Коринфе только с одним возвещением о Христе распятом, было с его стороны большим риском. Чувство немощи переходило у него в прямой страх за исход своего предприятия и даже сопровождалось некоторого рода телесным потрясением ( «трепетом»). И в самом деле, Ап. пришел собственно проповедовать язычникам, к которым он не мог обращаться с указанием на то, что на Христе исполнились ветхозаветные пророчества, как делал он это обращаясь к иудеям. Прибегать же к языческой мудрости он также не хотел. Отсюда понятна была его тревога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 3 2Кор.1:12 .  Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире. Утешение, доставляемое чистою совестью. – Непреложность Божиих обетований. – Вера и добродетель Авраама. – Его твердость. 1. Здесь (апостол) открывает нам еще другое, не только немаловажное, напротив очень важное средство к утешению, могущее ободрить душу, потопляемую бедствиями. Так как он сказал: «Бог... избавил нас» ( «избавил ны есть»), и все дело приписал щедротам Божиим и молитвам коринфян, то, чтобы не сделать чрез это своих слушателей беспечными, если они будут возлагать упование свое только на милосердие Божие и молитвы других, он далее показывает, что и сами (апостолы) немало сделали со своей стороны. На такое участие свое (апостол) и выше указал, когда говорил: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( «якоже избыточествуют страдания Христова..., избыточествует и утешение наше») ( 2Кор.1:5 ). Но здесь он высказывает еще другую свою добродетель. Какую же? Ту, что: «Мы, – говорит, – где ни жили, везде поступали по чистой и искренней совести. А это немало служит к успокоению и утешению нашему, и не только к утешению, но и к другому, что гораздо более утешения, – к похвале». Так говорил (апостол верующим) как для того, чтобы и их научить не упадать духом в скорбях, но радоваться, если только будут иметь чистую совесть, так, отчасти, и для того, чтобы обличить пред ними лжеапостолов. И как в первом послании говорил он: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» ( «посла мене Христос... благовестити не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов») ( 1Кор.1:17 ), и: «чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( «да вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет») ( 1Кор.2:5 ), так и здесь говорит: «не в мудрости, но благодатию Божиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf § I София – греческое слово, значущее «мудрость», «премудрость». Премудрость – одно из свойств Божиих. «Бог един премудр» ( Рим. 14:26 ; 1Тим. 1:17 ). Он только один дает действительную мудрость людям, а мудрость земная есть мудрость бесовская ( Иак. 1:5, 3:15 ; 1Кор. 12:8 ). Так как каждое свойство Божие, кроме личных, принадлежит каждому из Лиц Святой Троицы, то премудр Отец, премудр Сын, премудр и Святый Дух. Но когда слово «Премудрость» употребляется, как имя собственное, то под этим подразумевается Второе Лицо Святой Троицы на основании богодухновенных слов Апостола Павла, что «мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). С первых веков христианство Премудростию Божиею называло Второе Лицо Святой Троицы, и относило к Нему все тексты Священного Писания , где о Премудрости Божией говорится не только, как о свойстве, а также как о личном начале. Но в последнее время появилось религиозно-философское течение, желающее видеть в Софии-Премудрости нечто иное, чем ипостасное Слово Божие. Создается целое особое учение о Премудрости-Софии. «Божественная София, – пишет прот. Булгаков в «Неопалимой Купине», – есть предвечное самооткровение Пресв. Троицы, Слава Божия, Божественный мир вечных сущностей, Божественное Все, Откровение Отца в Единородном Сыне и в Духе Святом» 2 . Премудростию Божиею создан мир, а потому он есть, по выражению автора, «тварная премудрость». А «в Богоматери соединились Премудрость небесная и тварная, Дух Святый, живущий в Ней, с тварной человеческой ипостасью»; поэтому «это тварная Премудрость, на небе прославленная и увенчанная, как Царица небесная». Таким образом, по автору, Богоматерь Прославленная «есть тварь, но уже и не тварь», соединяет в Себе Божественное и тварное начало 3 . Но поскольку автор проводит мысль, что полнота человека – соединение мужского и женского образа, то в книге «Друг Жениха» он в соответствие Богородице ставит Иоанна Предтечу, который есть «сама человеческая Софийность, Премудрость в человеке», а, как избранное чадо Премудрости, «глава» человеческого рода. Предтеча и Богоматерь представляют Церковь , «представляют Премудрость в человеческом естестве», возглавляют собою «всех чад Премудрости». А так как автор утверждает, что боговоплощение возможно лишь при богоприятии и боговстрече, «они выражают собой человеческую сторону боговоплощения» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Скачать epub pdf Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Память 30 января В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина 1057 , который принял царскую власть после Никифора Ботаниата 1058 , был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого , называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста , имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова . Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова , утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью 1059 . Они сказали ему едиными устами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Огласительное поучение семнадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, в котором предлагается продолжение учения о Святом Духе, и на слова из Первого послания к Коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости, и проч. ( 1Кор.12:8 ).] 1 . В прежнем поучении мы, сколько могли, предложили любви вашей, слушатели, некоторую часть свидетельств о Святом Духе; теперь, по воле Божией, приведем еще, сколько можно будет, оставшиеся свидетельства из Нового Завета. Прежде, дабы не отягчить вашего слуха, я остановил ревность вашу (ибо словом о Святом Духе никогда насытиться нельзя); ныне предложим некоторую часть того, что осталось сказать. Я чистосердечно признаюсь ныне, что немощь наша не может вместить всего, сказанного об этом в Писании, впрочем, и теперь не буду прибегать к человеческому мудрованию, ибо это бесполезно; предложу только то, что содержится в Священном Писании , ибо это совершенно безопасно, по словам святого апостола Павла, который говорит: что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным ( 1Кор.2:13 ). Мы подобно путешествующим или плывущим поступаем, которые, имея одну цель в дальнем пути своем, хотя с усердием поспешают достигнуть ее, однако, по причине немощи человеческой, обыкновенно останавливаются для отдохновения в известных городах или пристанях. 2 . Хотя рассуждения наши о Святом Духе разделяем мы, но Он Сам неразделим и есть один и тот же. Ибо как в беседах наших об Отце иногда предлагаемо было учение о Его единовластительстве, иногда о том, почему Он именуется Отцом или Вседержителем, а иногда о том, что Он есть Творец всего, и между тем разделением поучений не разделялась вера, и был и есть один конец благочестия. И как в беседах о Единородном Сыне Божием в одно время поучали мы о Его Божестве, а в другое предлагали учение о Его человечестве и хотя разделяли учение о Господе нашем Иисусе Христе на многие рассуждения, однако проповедовали неразделяемую в Него веру, разным образом и ныне, разделяя поучения наши о Святом Духе, мы проповедуем нераздельную в Него веру. Ибо один есть и тот же Дух, разделяющий дарования в особенности каждому, как Ему угодно, но Сам пребывающий неразделимым. Ибо Утешитель не есть иной, различный от Духа Святого, но есть один и тот же, только различными именами называемый. Он имеет жизнь, самобытие; говорит, действует и всех разумных существ, от Бога через Христа сотворенных, т.е. Ангелов и человеков, есть Освятитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1. Теперь же нам надлежит рассуждать о мудрости; не о Той Премудрости Божией, Каковая, несомненно, есть Бог (ибо Премудростью Божией называется Его Единородный Сын), но о мудрости человеческой, хотя и об истинной, которая сообразна Богу, и есть истинное и главное почитание Его, каковая по-гречески называется одним именем – θεοσβεια. Когда это [греческое] имя захотели перевести [на наш язык] также одним именем, то, как мы уже упоминали, его назвали благочестием (pietatem), хотя в греческом употреблении благочестие – это ευσβεια. Но поскольку слово θεοσβεια не может быть совершенным образом переведено одним словом, его лучше перевести двумя словами как «почитание Бога» (Dei cultus). То, что это – мудрость человека, как мы уже установили в двенадцатой книге этого труда, определяется авторитетом Святого Писания в книге раба Божиего Иова, в которой мы читаем, что Премудрость Божия сказала человеку: «вот, благочестие (pietas) есть истинная премудрость, и удаление от зла – знание » 80 ( Иов.28, 28 ), или, как иные переводят греческое слово πιστμη, – наука (disciplina), которое, конечно же, происходит от глагола «учить» (discendo), отчего его можно перевести и как «знание», ведь всякая вещь изучается для того, чтобы знать ее. Правда, слово «наука» часто употребляется в другом значении, когда кто-либо страдает за свои грехи затем, чтобы исправиться. Именно в этом значении оно употребляется в Послании к Евреям: «есть ли какой сын, которого бы не научал 81 (det disciplinam) отец« ( Евр.12, 7 ). И с еще большей ясностью – в том же самом [Послании]: »Всякая наука 82 в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через нее доставляет мирный плод праведности» ( Евр.12, 11 ). Итак, Сам Бог есть высшая Премудрость; почитание же Бога есть мудрость человека, о которой мы сейчас и говорим. Ибо «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3, 19 ). Значит, [именно] в отношении мудрости, которая есть почитание Бога, Святое Писание говорит: «Множество мудрых – спасение миру» ( Прем.6, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Рождество Пресвятой Богородицы на Афоне С вятитель Епифаний   Кипрский  Слово  Пресвятой Богородице    По древней традиции во многих монастырях Святой Горы  Афон после праздничной службы, 12-ти часового бдения Рождества Пресвятой Богородицы , на трапезе читается творение свт. Епифания Кипрского: «Похвала Пресвятой Богородице». Мы взяли за основу перевод с новогреческого текста и по древнегреческому немного подправили его, чтобы и русские читатели могли проникнуться духом Афона. Многие святогорцы полагают, что о Панагии нет лучшего высказывания. Действительно, Святитель здесь просто превзошел сам себя. Кроме того, это слово как бы проникнуто духом Святой Горы. Всем рекомендуем его прочитать. Некоторые узнают акафист, называемый на Афоне - Херетизми. Особенно замечательные обороты, вошедшие в догматику и не вошедшие никуда из-за их необычности, из древнегреческого текста мы выделили.- Афон В то время, когда восхотел я, ничтожный, повести речь о блистающем сиянии Богородицы, о страшных и непостижимых силах, о таинстве небес и Вселенной, о чуде, об очистилище и попытался рассказать подробно, движимый внутренним трепетом сердца моего, о высшей мудрости и о чуде, объяли меня многий и великий страх и ужас. Ибо само даже воспоминание о сей страшной мудрости о Богородице, наполнив ужасом душу мою и страхом сердце мое, стало для меня не легким наказанием, а тяжелым мучением. Память сей величайшей мудрости укоряет разум мой, ибо не имеет он в себе силы вещать о том, что является непостижимым таинством.     Да и кто может поведать о сем таинстве? Чьи уста и чей язык поведут речь? В смятении не способны они выговорить ни слова...   Я же ныне дерзну рассказать о Госпоже нашей Богородице по мере сил моих. И снова страшусь я, ибо не способен мой язык описать столь великое и высокое. Ибо и я, подобно Моисею, слаб голосом и косноязычен, и не ритор я, чтобы произносить слова, подобающие Всеславной и Преподобной и Неискусобрачной Богородице Марии, Матери Господней, о которой затрудняется говорить всякий человеческий язык. Не находит он в себе сил и робеет, ибо нет в нем подобающих для Нее слов. Для Нее, поразившей и Небесные Силы. В недоумении стоят перед ней все Ангелы, Архангелы, Начальства, Власти, Престолы, Господства, Херувимы и Серафимы. Все Ангельские Воинства исполнились великим страхом и ужасом. Увидели они на земле, посреди Девы, То, что пребывает закрытым на Небе, и пришли в смятение. Увидели Деву, ставшую Небесами и Престолом, и исполнились страха, узрев, что Безначальный, восседающий на херувимском престоле, поселился в Девичьем чреве.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

Слово похвальное Пресвятой Богородице Скачать epub pdf Когда пожелал я, ничтожный, повести речь о блистающем сиянии Богородицы, о страшных и непостижимых силах, о таинстве небес и Вселенной, о чуде, об очистилище и попытался рассказать подробно, движимый внутренним трепетом сердца моего, о высшей мудрости и о чуде, объяли меня многий и великий страх и ужас. Ибо само даже воспоминание о сей страшной мудрости о Богородице, наполнив ужасом душу мою и страхом сердце мое, стало для меня не легким наказанием, но сильным мучением. Память сей величайшей мудрости укоряет разум мой, ибо не имеет он в себе силы вещать о том, что является непостижимым таинством. Да и кто может рассказать о сем таинстве? Чьи уста и чей язык поведут речь? В смятении не способны они выговорить ни слова. Я же ныне дерзну рассказать о Госпоже нашей Богородице по мере сил моих. И снова страшусь я, ибо не способен мой язык описать столь великое и высокое. Ибо и я, подобно Моисею, слаб голосом и косноязычен, и не ритор я, чтобы произносить слова, подобающие Всеславной и Преподобной и Неискусобрачной Богородице Марии, Матери Господней, о которой затрудняется говорить всякий человеческий язык. Не находит он в себе сил и робеет, ибо нет в нем подобающих для Нее слов. Для Нее, поразившей и Небесные Силы. В недоумении стоят перед ней все Ангелы, Архангелы, Начальства, Власти, Престолы, Господства, Херувимы и Серафимы. Все Ангельские Воинства исполнились великим страхом и ужасом. Увидели они на земле, посреди нее, То, что пребывает на Небе, и пришли в смятение. Увидели Деву, ставшую Небесами и Престолом, и исполнились страха, узрев, что Безначальный, восседающий на херувимском престоле, поселился в Девичьем чреве. О блаженный корень! Откуда дал он побег? О нем восклицает огненным своим языком пророк Исайя: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:1–3 ). Из корня, то есть из рода Иессеева, происходит царь Давид, а из племени его Святая Дева, Преподобная Дщерь преподобных мужей. Ее родители Иоаким и Анна, своей жизнью угодившие Богу, родили Святую Деву Марию, Храм Божий и Мать. Иоаким, Анна и Мария втроем послужили Святой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

«Уста праведного каплют премудрость». Под праведным, уста которого каплют премудрость, разумеется истинный праведник, а не мнимый, подобный фарисеям, которые только назывались и слыли праведниками. Они ревновали о внешнем исполнении заповедей закона, без заботы об очищении сердца, без искреннего благочестия; иногда ограничивались исполнением предписаний одного обрядового закона, забывая обязанности в отношении к ближним. Они казались праведными пред людьми, но перед Богом, зревшим в них внутреннюю нечистоту и нечестие, являлись лицемерами. Истинно-праведный, ревнуя об исполнении заповедей Господних, старается не о том только, чтобы быть неукоризненным по внешнему поведению, но вместе о воспитании в себе внутреннего благочестия, любви к Богу и ближним, о непорочности перед Богом и своею совестью. Кроме того, истинному праведнику, для того чтобы не погрешить в разумении и исполнении заповедей Господних, свойственно изучать их, размышлять о них. Он поучается в законе Господнем день и нощь, – или сам читает слово Божие, или внимательно слушает читающих, признавая это занятие необходимым, чтобы правильно руководствоваться законом Господним. Он не только не тяготится поучением в законе Господнем, но находит в сем занятии величайшее удовольствие, ибо видит в законе Господнем источник утешения в скорбях, просвещение для ума, вразумление в недоумениях. «Как сладки, – говорит он, – слова Твои (Господи)! Лучше мёда устам моим. – Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей. – Утешение в бедствиях моих в том, что слово Твоё оживляет меня. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моём. – Откровения, которые Ты заповедал, правда и совершенная истина. – Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. – Я стал разумнее учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих; сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню» ( Пс. 18, 50. 92. 98. 99.100. 103. 138 ). Таким образом истинно-праведный ревнует об усвоении закона Господня не только волею, упражняясь в исполнении его, но и умом, размышляя о нём непрестанно. С чистотой и святостью жизни соединяется в нём мудрость, – не мирская, не житейская мудрость, с недостатком которой он примиряется без всякого сожаления и стыда за своё невежество, – но мудрость духовная, почерпаемая в законе Господнем. Она дороже для него всяких мирских и научных познаний, ибо истины и правила, составляющие предмет её, открыты самим Богом, суть плод ума Божественного, всеобъемлющего и непогрешимого, настолько превосходящего ум человеческий, насколько свет солнечный светлее горящей свечи, стоящей на столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010