Чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом (Иер. 9:24). Чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом (Иер. 9:24). Все это, говорит, сделано для того, чтобы никто не почитал себя чем-нибудь и не хвалился ни самим собой, ни другим кем, но только Богом, Который даровал нам столь великие блага. Как же вы гордитесь и самими собой и учителями — людьми? ГЛАВА ВТОРАЯ И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Не только, говорит, в ученики Евангелия избраны были люди не мудрые и не знатного происхождения, но и сам проповедник Евангелия пришел, возвещая вам свидетельство Божие, то есть смерть Христову, без красноречия и мудрости человеческой. Заметь же, что и проповедник был человек простой и необразованный, и предметом проповеди были крест и смерть, и однако одержали победу. Итак, явно, что неизреченна та сила, которая все это сделала. Что же? Неужели Павел, если бы и захотел, не мог придти с мудростью? Он сам не мог, потому что действительно был человек простой и необразованный; но Христос, Который даровал ему и большее, мог: только это не было выгодно для проповеди. Ибо для Христа больше славы в том, что Он победил других простотой Павла, чем в том, если бы достиг сего мудростью и красноречием. Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И Христос, говорит, хотел сего, то есть чтобы я был человеком простым, да и сам я признал за хорошее — вовсе не знать внешней мудрости, а знать только то, что Иисус Христос был распят, и уметь проповедовать вам о Нем. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. Не только, говорит, я пришел к вам бедным по слову, но и жил между вами в немощи, и страхе и трепете, то есть среди гонений, искушений и бесчисленных опасностей. Ибо сам он как человек боялся опасностей, даже трепетал их; посему и достоин большой похвалы, что, будучи с нами одного естества, превзошел нас своей волей. Выше сказанными словами он показывает могущество Христа, то есть что Он преодолел столько препятствий, и вместе низлагает гордость коринфян, полагавшихся на мудрость, богатство и силу.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Таким образом, проповедь рождает Церковь и в то же время она является публичным словом Церкви. Церковь живет проповедью, и проповедь живет в Церкви. Проповедь является постоянным свидетельством Церкви о спасении, совершающемся во Христе. § 2.4. Проповедь и ораторское искусство Богослужебная проповедь – это устное слово проповедника, обращенное к богослужебному собранию. То есть это речь, которую произносит один человек, обращаясь к группе других людей. Поэтому с формальной точки зрения проповедь выглядит как один из видов публичного красноречия. Антропологической предпосылкой проповедничества, как и любого вида ораторского искусства, является феномен человеческой речи. Речь выражает мысли и чувства человека и служит прежде всего средством обмена информацией между людьми. Но в то же время речь может быть средством воздействия одной человеческой воли на другую, то есть средством убеждения. Именно для обозначения речи как средства убеждать в латинском языке использовался глагол oratio, от которого происходит словосочетание ораторское искусство. В античности ораторская речь не только считалась одним из видов искусства, но и была тесно связана с политической деятельностью. В задачи оратора входило умение подчинять своей воле народные массы и мотивировать их на те или иные действия. Цель проповедника также состоит в том, чтобы с помощью устной речи воздействовать на ум, чувства и волю слушателей, побуждать их к определенным действиям. Поэтому в истории неоднократно высказывалось мнение о том, что проповедь по своей сути ничем не отличается от светского красноречия и фактически является лишь одним из видов ораторства. 2.4.1. Отношение к светскому красноречию в Древней Церкви В Новом Завете проповедники никогда не отождествляются с ораторами. Мы не встречаем в новозаветном тексте свидетельств о привлечении инструментария светской риторики к делу христианской проповеди. Более того, апостолы прямо отвергают использование ораторского искусства в деле проповеди. Например, в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией. И далее в той же главе Павел еще раз подчеркивает: Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным ( 1Кор.2:4–5, 12 ). Здесь можно видеть прямой отказ от искусства красноречия, которое занимало важное место в античной культуре. Павел указывает на однозначный приоритет сверхъестественного источника проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Незадолго до того, как апостол Павел ее употребил, он сказал: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» 245 . То, что он описывает, прямо противоположно тому учению, которое заставляет людей зависеть от человеческой организации, создающей хитросплетенные толкования пророчеств, часто ставящие человека в тупик, которые мало кто может объяснить без самой публикации. Еще одно благословение — когда можешь осознать, что истинные «глубины» Писания лежат в познании бездны «богатства и премудрости и ведения Божия», выраженных особенно в Его милости через Иисуса Христа; что Он «даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть… что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» 246 . То, что «Благая весть» сосредоточена именно в этом выражении милости Божьей через Христа и Его жертву, может увидеть любой человек, кто с помощью симфонии не поленится посмотреть на каждый отрывок Писания, где встречается эта фраза. Из более ста упоминаний о «Благой вести» в Библии восемь раз речь идет о Благой вести «Царствия», но десятки раз мы увидим Благую весть «о Христе». Это потому, что Божье Царство — выражение Его царского всевластия — построено вокруг Его Сына и того, что Отец сделал и еще сделает через Него. Наше внимание и интерес должны быть сосредоточены не на человеческой организации, а на Христе Иисусе, ибо в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» 247 . Если сравнить некоторые объяснения пророчества с изучением, размышлением и молитвой, цель которых — лучше понять глубины Божьей милости, любви и благости, то, какими бы интригующими, таинственными или экзотическими эти объяснения ни были, они окажутся поистине поверхностными.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

1Кор.2:6–9 Апостол пишет, как важно, чтобы в новообращенных вера утверждалась «не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:5 ). Он радуется, что благовествование его в Коринфе было «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ). Но положив такое основание, Апостол говорит, что от верующих не закрыта и мудрость; но мы, – продолжает он, – «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей». Премудрость эта дается «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор.2:15 ). Премудростью в собственном смысле является Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий. И все, что Он говорил, будучи на земле, отличается, с одной стороны, удивительной простотой: все ясно, все на поверхности. И в то же время всегда чувствуешь, что под этой простотой, как под гладкой поверхностью моря, – неисчерпаемая глубина. Однажды фарисеи придумали очередной хитрый вопрос: «Учитель! … Как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет»? Любой прямой ответ был бы против Иисуса. Если не давать, значит – против римской власти. А если надо, значит соглашается с рабством богоизбранного народа. Обычный человек пустился бы в длинные рассуждения, или сказал бы что-нибудь необдуманное. А Господь начинает с того, до чего бы мы с вами никогда не додумались, но что является совершенно очевидным, с чего просто нельзя не начать. Он говорит: «Покажите Мне монету, которою платится подать». И сами же ответьте: чье на ней «изображение и надпись»? И они сами же ответили: «кесаревы». И сразу каждому ясно, что надо отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу». В словах и поступках Божьих людей – тот же дух: неожиданный поворот, и – совершенно точное раскрытие вопроса. Один подвижник изгонял беса из человека, а бес сказал ему: «Не выйду, если не скажешь мне, кто праведники, а кто грешники»? А подвижник и говорит: «Грешник я, а кто праведник – знает Бог». Читаешь такое, и думаешь: как все просто! В следующий раз и я так же смогу, и у меня так же получится! Но и в следующий раз не получится, потому что тут нужно не просто остроумие, не просто опытность и начитанность. Нужно стяжать самое начало премудрости, которое есть «страх Господень» ( Притч.1:7 ). Поэтому и пишет Апостол: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными», между научившимися всегда ходить пред лицем Господним. Если бы эта премудрость была в людях, то «не распяли бы Господа славы». А кто стал причастником этой премудрости, тому Господь даже говорит: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

24:31). Но следует отметить, что отрицание совершенства человеческой мудрости не только не ведет к пренебрежению ею, но и не предполагает ее качественного, смыслового разрыва с Премудростью Божественной, которая, будучи сама полнее моря и глубже бездны, именно поэтому, «как канал из реки и как водопровод, вышла в рай» (ст. 24:32). Сравнение мудрости с водопроводом (δραγωγς) – это содержательная метафора, объясняющая не что очень существенное в видении Сирахом отношений между Премудростью Божией и мудростью человеческой даже в изначальном, райском состоянии последней. «И вот, канал мой сделался рекою, и река моя сделалась морем» (ст. 34). Не надо утлу бляться в анализ текста для того, чтобы заметить, что «море», созданное в раю, является вторым и, следовательно, подобным по отношению к тому, которым была названа сама Премудрость в ст. 31, и заимствует «воду» из него. Более ясное выражение идеи образа и прообраза трудно придумать. Если рай представляется как место, созданное специально для человека, который призван его возделывать ( Быт 2:15 ), то и водопровод, проведенный для орошения этого сада, будет снабжать его человеческой мудростью, источником которой оказывается Премудрость Божественная. Однако существенно также то, что речь идет о рае, который ныне утрачен. «Море» мудрости – состояние желательное, а не достигнутое. Во всяком случае, оно принадлежит человеческому бытию как идее (поскольку рай есть нормальный, но не актуальный образ бытия), а не как действительности. Здесь по ассоциации опять вызывается в памяти читателя Библии слово пророка: «Все наполнится ведением Господа, как воды покрывают море» ( Ис 11:9 ). Путь от страха к знанию описан таким образом, что напоминает историческое описание Исхода евреев из Египта и блуждания по пустыне: «Сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством (παιδε), доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами (δικαιμασιν, букв. «оправданиями»); но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны (та криттта) свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов. Апостол наклоняет свои слова к раскрытью и обличению тех заблуждений, которые произвели между Коринфянами разделения. Причиною предпочтения одних учителей другим была привязанность Коринфян к светскому красноречию, искусственному образу речи, или внешней мудрости. Поэтому Павел в следующих трех главах первого послания к Коринфянам обличает мирскую мудрость, как бесполезную и иногда вредную в деле спасения. Апостол говорит: Христос послал меня благовествовать не в премудрости слова, т. е. не при помощи человеческого искусства в слове, или не посредством отличного красноречия и изысканных оборотов речи. Почему, или для чего так повелено Павлу? Да не испразднится крест Христов. «Чтобы не упразднить креста Христова», или, чтобы не казался ненужным или бездейственным крест Христов, что бывает, когда люди, слушая красноречивых и образованных или высоко ученых проповедников, думают, что они привлекаются к вере в Иисуса Христа силою особенного красноречия и убедительных искусственных доказательств, а не силою креста Христова, или не благодатью, подаваемою от распятого на кресте Христа Иисуса. Чем более в Евангельской проповеди обнаруживается человеческого искусства, тем менее бывает видна сила креста Христова, или тем более закрывается этим покровом искусственного человеческого слова могущественное действие креста Христова, потому что, слушая такого проповедника, и веруя в Евангелие, могут думать, что они веруют по силе убедительного слова проповедника, а не по действию благодати, сообщаемой слушающим Евангельскую проповедь по заслугам Христа Спасителя, распятого на кресте. После того, как апостол Павел, просветивший Коринфян Евангелием, оставил их, пришел в Коринф Аполлос, муж как выше было сказано, красноречивый и сведущий в Писаниях, и некоторые из Коринфян, любящие светскую образованность, увлечены были проповедью красноречивого Аполлоса и, предпочитая его Павлу, составили общество приверженцев Аполлосовых; другие же здраво судившие и не обольщавшиеся красотами и искусством слова, но любившие истину, предпочитали Аполлосу своего просветителя Павла. Апостол Павел, не ища своей славы или чести, и объясняя истину, для прославления Христа Спасителя, далее говорит: «когда приходил я к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости; ибо рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:1.2.4.5 ). Из этих слов Апостола ясно раскрывается, что значат его слова: не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Немощью он часто называет гонения, как например " и немощи плоти моей вы не презрели " (Гал.4:13-14); и еще: " если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею " (2Кор.11:30). О какой немощи? Языческий " правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня " (ст.32). И еще: " посему я благодушествую в немощах " , а в каких, объясняет далее: " в обидах, в нуждах, в притеснениях " (2Кор.12:10). То же говорит и теперь; сказав: " И был я у вас в немощи " , он не останавливается на этом, но, чтобы показать. что под немощью он разумеет опасности, присовокупляет: " и в страхе и в великом трепете " . Что это? Неужели и Павел боялся опасностей? Да, боялся и сильно боялся. Ведь он был хотя и Павел, а все же человек. И это не вина Павла, но слабость (человеческой) природы, а вместе и похвала его воле, если он, даже боясь смерти и ран, под влиянием страха не делал ничего недостойного. Потому те, которые говорят, что он не боялся ран, не только не делают ему чести, но и много унижают его достоинство. Если бы он не боялся, то какая твердость, или какое любомудрие было бы в перенесении бедствий? А я потому и удивляюсь ему, что он, хотя боялся, и не просто боялся, а трепетал бедствий, однако всегда подвизался со славой и ни при какой опасности не ослабевал, очищая вселенную и везде, на земле и на море, посеевая семена проповеди. " И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости " (ст.4), т.е. чуждо внешней мудрости. Если же проповедь не имела в себе ничего софистического, и призываемые были люди простые, и проповедующий таков же, и кроме того были гонение, страх и трепет, то, скажи мне, каким образом одержана победа? Божественной силой. Потому, сказав: " слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости " , присовокупляет: " н о в явлени и Д у ха и с ил ы " . 2. Видишь ли, как " немудрое Божие премудрее и немощное Божие сильнее человеков " (1Кор.1:25)? Простые проповедники, будучи стесняемы и гонимы, победили гонителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Суббота Мф. 22:15–22 1Кор. 2:6–9 Апостол пишет, как важно, чтобы в новообращённых вера утверждалась «не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:5 ). И он радуется, что благовествование его в Коринфе было «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор. 2:4 ). Но, положив такое основание, Апостол говорит, что от верующих не закрыта и мудрость; но мы, – пишет Апостол, – «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей». Премудрость эта даётся «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор. 2:15 ). Премудростью в собственном смысле является Сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий. И всё, что Он говорил, будучи на земле, отличается, с одной стороны, удивительной простотой: вот, всё ясно, всё на поверхности; казалось бы, каждый и сам может увидеть и понять. И в то же время всегда чувствуешь, что под этой простой, как под гладкой поверхностью моря, – неисчерпаемая глубина… Однажды фарисеи, в очередной раз желая уловить Господа в словах, придумали очередной хитрый вопрос: «Учитель! – начали они, – мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо…» – так они начали издалека, стараясь лестью притупить бдительность. А самый вопрос был такой:«Итак… как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» Любой прямой ответ был бы против Иисуса. Если платить нельзя, то – возмутитель против римской власти, а если платить надо, значит – соглашается с рабством богоизбранного народа. И вот обычный человек либо пустился бы в длинные рассуждения, либо польщённый, что он-де не взирает на лица», – сказал бы что-нибудь необдуманное. А Господь начинает с того, до чего мы с вами никогда не додумались, но что является совершенно очевидным, с чего просто невозможно не начать. Он говорит: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Не путайте одно с другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

" Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны " (Быт.41:15). Вот как фараон от стыда не говорит прямо, что никто из моих мудрецов не мог истолковать снов; а что (говорит)? " Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны " . Обрати внимание на то, сколько здесь у Иосифа мудрости и благочестия в том, как отвечает он фараону. Не думай, говорит он, что я от себя что-нибудь говорю или по человеческой мудрости изъясняю это. Без откровения свыше нельзя приобрести такого ведения. Итак, знай, что без Бога я не могу отвечать тебе. " Бог даст " , говорит, " ответ во благо Фараона " (Быт.41:16). А, зная, что Владыка всего открывает это, не спрашивай у людей о том, что открывать, говорит, свойственно одному Богу. Смотри, как своим ответом Иосиф научает фараона понимать и бессилие бывших при нем мудрецов, и всемогущество Господа. Теперь, как ты узнал, что я не по человеческой премудрости и не по своим соображениям объясняю это, скажи, что тебе Бог открыл. Выслушав это, фараон рассказывает свои сны, первый и второй, и говорит: " Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне " (Быт.41:24). Но не слышал ли ты от меня, говорит (Иосиф), что человеческой мудрости не свойственно знать это? Поэтому ты и не обвиняй мудрецов; они не могли никогда постигнуть того, что требует откровения свыше. " И сказал Иосиф: сон Фараонов один " (Быт.41:25). А чтобы ты уверился, что открытое тебе Богом действительно сбудется и что Бог ускорит совершить это, дано тебе увидеть в другой раз тот же сон (Быт.41:32). Повторение служит подтверждением показанного (в сновидениях) и удостоверением в совершенном исполнении этого. Затем он объяснил семикратное число волов и колосьев, сказав, что будет сначала великое во всем изобилие, а за ним последует жестокий голод, в заключение предложил фараону и наилучший совет. Поставь, говорит, над Египтом человека, который, собрав в семь плодородных лет плоды, устроил бы так, чтобы во время голода можно было найти утешение и не было совершенного оскудения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

«Бог всяческих неучеными победил ученых, нищими богатых, и рыбарями уловил вселенную» (Блаж. Феодорит). Так наглядно оправдалось Апостольское слово, что «незнатное мира и уничиженное и ничего незначущее избрал Бог, чтоб упразднить значущее» ( 1Кор. 1:28 ). 1Кор. 1:29 . Но для чего устроил Господь сие посрамление? «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» – вот ответ Апостола! Но неужели только для удивления, и для показания своей силы Господь все сие устроил? «Нет, Он сделал это для того, чтобы дать им (т. е. горделивым своей силой и своими знаниями людям) сильное побуждение к покорности и преданности, дабы они, отлучившись от него, не погибли. Посему Он и не попустил им быть самодовольными» (Св. Златоуст). 1Кор. 1:30 . «От Него (т. е. от Бога) и вы (духовно происходите) во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Не думайте, однако же, – как бы так говорил Апостол, – что, лишив нас основания похвалиться чем-либо, Он так и оставил нас; нет, Он даровал нам другую похвалу, большую (Св. Златоуст). Не имеют верующие благородства крови по плотскому происхождению; на место того дается им благородство по духовному происхождению. Из него же, говорит, вы есте, т. е. из Бога. Этим указывает Апостол не на начало бытия, а на новое рождение духовное, о коем сказано: елицы прияша Его (Христа Господа, Сына Божия воплотившегося), даде им область чадом Божиим быти (Еп. Феофан). 1Кор. 1:31 . «Чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом». Хвалиться Господом (слав. – о Господе) значит тоже, что славословить Господа за милости Его с исповеданием надежд на продление их. Такая мысль и в том месте пророка Иеремии ( Иер. 9:23–24 ), применительно к которому говорит здесь Апостол (Еп. Феофан). 6) Как могли забыть Коринфяне об отсутствии красноречия в речах Апостола Павла, о его смиренном виде, и даже пристрашливом образом поведения у них?.. ( 1Кор. 2:1–5 ). «Когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И был я у вас в немощи (т. е. в опасностях от козней и гонений – Златоуст) и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010