Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) После захвата Кипра турками об И. м. нет упоминаний до 1615 г. Ок. 1638 г. мон-рь стал подворьем Киккского мон-ря и была проведена его реконструкция под рук. киккского игум. Никифора (впосл. архиепископ Кипрский (1641-1674)). В 1641 г. по его заказу худож. Соломоном была написана икона Христа для иконостаса собора И. м. В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. м. в 1735 г., переводит др. название мон-ря - Агия-Мони - как «Святая обитель» ( Григорович-Барский. 1886. С. 271). Некогда богатая обитель, где подвизалось много иноков, была опустошена турками и заброшена, затем возобновлена «тщанием и помощию отец предреченнаго началного монастира Кикку» (Там же. С. 272). Монахи, жившие на подворье, занимались гл. обр. земледелием и животноводством. После сильнейшего пожара в Киккском мон-ре (1751) его насельники перенесли чудотворную Киккскую икону Божией Матери на хранение в И. м., где она находилась в течение года. В 1763 г. Антиохийский патриарх Сильвестр (1724-1766) подарил И. м. антиминс. История И. м. во 2-й пол. XIX в. связана с именем иером. Иоанникия из Галаты (брата Епифания, митр. Пафосского), к-рый в 1882-1885 гг. провел реконструкцию монастыря. В этот период братия И. м. продолжала пополняться за счет монахов Киккского мон-ря, но ситуация изменилась с переходом Кипра под управление англ. администрации (1878), после чего деятельность киккских монахов сосредоточилась на подворье св. Прокопия в Никосии, ставшем экономическим центром многочисленных владений Киккского мон-ря. И. м. постепенно пришел в упадок. В 60-х гг. ХХ в. Департаментом древностей Кипра и Киккским мон-рем были начаты реставрационные работы, но они вскоре прекратились из-за недостатка денежных средств. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Возрождение И. м. началось в 1984 г. по инициативе киккского игум. Никифора: были отреставрированы старые и возведены новые здания, а в 1992-1993 гг. мон-рь был заселен общиной под рук. Афанасия Ватопедского (впосл. игумен Махерасского мон-ря , ныне митрополит Лимасольский). В наст. время в И. м. проживает группа монахов из Киккского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/293607.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ (IV в.), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца). Житие Е. было обнаружено в пергаменной рукописи из ризницы мон-ря Иереев и частично опубликовано ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (Иерусалимский патриарх в 1766-1771). В наст. время рукопись утрачена. Согласно Житию, Е. вместе со свт. Николаем Чудотворцем в нач. IV в. построил на месте, где теперь находится мон-рь Иереев, ц. во имя Пресв. Богородицы. Рядом находился храм Геры, откуда Е. носил камни, а Николай Чудотворец, тогда еще мирянин, их обтесывал. Воздвигнув церковь, свт. Николай подвизался тут непродолжительное время и затем вернулся в Миры Ликийские, а Е. остался здесь до конца жизни. Почитание Е. подтверждается записью на полях в кодексе Paris. gr. 1588, нач. XII в. и упоминанием в «Хронике» Леонтия Махераса (1458) о том, что монастырь Иереев называется также монастырем св. Евтихия. В одном из списков труда Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших с Кипрского острова» XVIII в., сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (архиеп. Кипрским в 1759-1767), говорится, что в мон-ре Иереев хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский мон-рь. В наст. время эта святыня утрачена: она или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. Ист.: BHG, N 2148; Εφραμ Αθηναος. Περιϒραφ τς σεβασμας κα βασιλικς μονς το Κκκου. Ενετα, 1751. Σ. 46-48. Лит.: Χατζηψλτης Κ. Περ τς ν Πφ Μονς τν Ιερων κα τν κατ παρδοσιν δρυτν ατς Ετυχου κα Νικολου//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1952. Τ. 16. Σ. 1-8; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ ϒιολοϒα κα μνοϒραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 200; Παπαϒεωρϒου Α. Ιερων Μον//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 79-80; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αϒα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 26; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 58; Κοκκινφτας Κ., Θεοχαρδης Ι. Μον των Ιερων Αϒα Μον. Λευκωσα, 1999. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ ЧУДОТВОРЕЦ [Авксуфений, греч. Αξουθνιος] Чудотворец, прп. Кипрский (пам. кипр. 28 сент.). Он и его сподвижники, «300 кипрских аламанов», почитаются Кипрской Церковью . А. Ч. происходил из Германии и был предводителем воинского отряда из 300 своих соплеменников. Он убедил своих подчиненных оставить военное дело и стать отшельниками. Как повествует легенда, они покинули гарнизон и вышли к морю, где им встретился корабль, к-рый перевез их на Кипр. Здесь отряд разошелся в разные стороны. А. Ч. выбрал возвышенность Карпас (близ совр. с. Коми-Кебир), где стал вести жизнь отшельника. После смерти А. Ч. его мощи были обнаружены жителями соседних селений, к-рые поспорили, где должно покоиться тело святого. Чтобы разрешить спор, мощи положили в повозку, запряженную 2 быками, по одному от каждого селения, и предоставили животным выбрать направление движения. Быки остановились у храма св. Мавры близ Коми-Кебира. Позже на этом месте была построена гробница, почитаемая и в наст. время. Одни исследователи относят время жизни А. Ч. к 1-му крестовому походу (1096-1099), др. указывают на эпоху арабских завоеваний в кон. VII в., когда отряды отступавших визант. войск могли оказаться на Кипре. Есть служба А. Ч. вместе со свт. Харитоном Исповедником , память к-рого отмечается в тот же день. Ист.: BHG, N 2050; Sathas C. Vies de saints allemands de Chypre//Archives de l " Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 16-28. Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. T. 26. P. 249-251, 253; Disdier M. Th. Auxence (6)//DHGE. T. 5. Col. 934-935; Cobham C. D. The Churches and Saints of Cyprus. L., 1910; Λεοντου Μαχαιρ. Χρονικν Κπρου/Dawkins K. M. Oxf., 1932. T. 1. P. 28-32; Gunnis R. Historic Cyprus. L., 1936. P. 281-282; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 63; ΗΕ. Τ. 3. Σ. 473. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЕВТИХИЙ (IV в.), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы)

http://pravenc.ru/text/62830.html

Высеченные в скальной породе раннехрист. гробницы найдены в местности Цамбрес недалеко от Ризокарпасо и в Айос-Еорьосе близ Пейи. В нач. IV в. прп. Евтихий и свт. Николай , архиеп. Мирликийский, к-рый был тогда еще мирянином, основали Иереев монастырь (Агия-Мони) в окрестностях Пафоса. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а свт. Николай их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в построенной им обители до конца жизни. Эти сведения содержались в ныне утраченной пергаменной рукописи Жития прп. Евтихия, к-рая была обнаружена в ризнице мон-ря Иереев ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский, 1766-1770 или 1771). Кипрская Православная Церковь в византийский период Ранневизантийский период С именем равноапостольных Константина I Великого и Елены связан ряд кипрских преданий. Наиболее ранние источники, повествующие о посещении этого острова равноап. Еленой по пути в Св. землю и обратно в 327-328 гг.,- «Хроника» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и рукопись Lond. Brit. Mus. Add. MS 34554 (XVI в., архетип XIII в.). Но предание возникло намного раньше, о Еленином кресте в мон-ре Ставровуни упоминает уже рус. игум. Даниил в нач. XII в. («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). После того как Елена прибыла с Честным Крестом на Кипр, на страдавшем от многолетней засухи (с 324 г.) острове пошел дождь ( Κυπριανς. 1788. Σ. 97). Елена подарила частицы Честного Креста в основанные ею мон-рь Ставровуни и церковь в дер. Тохни ( Leont. Makhair. Chronicle. § 8; Κυπριανς. 1788. Σ. 97). В сел. Кука она оставила неск. крошек этой реликвии, в Омодосе - часть веревки, которой был связан Спаситель ( Κυπριανς. 1788. Σ. 98). Т. к. остров находился в запустении, равноап. Елена велела переселить на Кипр жителей из соседних областей империи: Египта, Иудеи, Сирии, Киликии, Каппадокии, Памфилии и др. ( Παπαδπουλλος. 1952. Σ. 232-233). По др. преданию, назначенный имп. Константином на Кипр наместник Калокер поселил на острове жителей Тилоса и эта местность впосл. получила название Тиллирия ( Κρρης. 1986. Σ. 364). Киррис высказал предположение, что Тиллирия была заселена воинами из Иллирика для защиты побережья от пиратов ( Idem. Χαρακτηριστικ τς Κυπριακς Ιστορας κατ τν πριμη βυζαντιν περοδο//Πρακτικ το Συμποσου Κυπριακς Ιστορας: Λευκωσα, 2-3 Μαου 1983. Ιωννινα, 1984. Σ. 17-40). Поскольку за время засухи на Кипре размножились змеи, Калокер велел развести в мон-ре свт. Николая Чудотворца на п-ове Акротири кошек ( Κυπριανς. 1788. Σ. 98).

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Командир ЭОКА Г. Авксентиу. Фотография. Сер. — кон. 50-х гг. XX в. После безрезультатных собеседований в окт. 1955 - февр. 1956 г. с новым губ. фельдмаршалом Дж. Хардингом архиеп. Макарий был отправлен в ссылку на Сейшельские о-ва (9 марта 1956) вместе с митр. Киприаном Киринийским, свящ. Папаставросом Папагафангелу и секретарем Киринийской митрополии журналистом Поликарпом Иоаннидисом. Там он находился под строгим надзором до 28 марта 1957 г., а затем был освобожден с условием, что не возвратится на Кипр. Еще ранее, в февр. 1956 г., в результате конфликта с паствой Пафосский митр. Фотий был вынужден покинуть Кипр. Впосл. он примкнул к движению старостильников и был провозглашен архиепископом Австралийским. Во время ссылки Макария III Совет этнархии возглавил митрополит Китийский Анфим (1951-1974), к-рый проводил твердую линию отказа от переговоров с брит. властями в отсутствие архиепископа. За активное участие в национально-освободительной борьбе митр. Анфим был заключен под домашний арест в Ларнаке (29 авг. 1956 - 4 апр. 1957). Макарий III, архиеп. Кипрский. Фотография. Сер. XX в. Макарий III, архиеп. Кипрский. Фотография. Сер. XX в. В этот период мн. кипрские священники и монахи были отправлены в тюрьмы и концлагеря, вслед. чего ряд приходов оставался без иереев в течение значительного промежутка времени. С июня 1956 до марта 1959 г. Киккский мон-рь по подозрению в сотрудничестве с ЭОКА был закрыт для верующих и в нем размещался военный гарнизон. Причиной стало обнаружение укрытий партизан (в т. ч. руководителя ЭОКА Г. Гриваса) на территории монастырских владений Василики и Парадиси. За связи с повстанцами были арестованы монахи Дионисий и Макарий. Братия Махерасского мон-ря поддерживала партизан экономически, предоставляя им продовольствие и необходимое снаряжение. Неподалеку находилось убежище одного из командиров отрядов ЭОКА, Г. Авксентиу, который скрывался и в самом мон-ре под именем инока Хрисанфа. В марте 1957 г., после установления англичанами местонахождения Авксентиу и его героической гибели, Махерасский монастырь был объявлен закрытой зоной и в нем была устроена тюрьма для церковнослужителей. Британские военные после нескольких случаев обнаружения в церквах и на кладбищах складов оружия начали обыски мон-рей и храмов, в результате чего был нанесен ущерб церковным интерьерам (в нек-рых случаях были осквернены св. престолы и похищена утварь), а на могилах повреждены надгробия и кресты. 27 июня 1956 г., во время обыска резиденции Кипрского архиепископа, клирики и миряне были вынуждены оставаться с поднятыми руками в течение 3 часов, была сломана мебель и нанесен др. материальный урон ( Χριστοφρου. 2012. Σ. 142-144). Известны случаи закрытия храмов или запрета совершения богослужений. Напр., 25 марта 1956 г., на Благовещение Пресв. Богородицы, к-рое является для греков национальным праздником, поскольку совпадает с днем начала Национально-освободительной революции 1821-1829 гг., на всем острове было запрещено совершение литургии.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРСКИЕ (АЛАМАНСКИЕ) СВЯТЫЕ [греч. Αλαμνοι γιοι τς Κπρου] (VII в.?), 300 святых, переселившихся на Кипр после завоевания Палестины арабами. Впервые упоминаются в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. Ms. 34554, XVI в. (протограф XIII в.). Оба текста восходят к источнику, составленному между 1222 и 1264 гг. Среди этих святых были архиереи, священники и миряне. Они разошлись по острову, поселились в уединенных местах и пещерах по одному или по неск. человек и вели отшельническую жизнь. В тексте не уточняется, о каком именно завоевании Св. земли арабами идет речь: в 638, 1187 или 1291 г. К. Сафас датирует переселение 300 святых на Кипр 90-ми гг. VII в. ( Sathas. 1884. P. 407-408), С. Папагафангелу - временем 2-го крестового похода - 1147-1149 гг. ( Παπαγαθαγγλου Σ. Μορφς πο γασαν τν Κπρο. Λευκωσα, 1988. Σ. 503-508). В «Хронике» Леонтия Махераса перечислены имена 42 подвижников ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30-32, 34, 36, в рукописи из Британского музея из-за утраты последнего листа названо 35 святых): прп. Анастасий из Перистероны (пам. кипр. 17 сент.), мч. и св. воин Константин Ормидийский (пам. кипр. 1 июля), сщмч. Ферапонт (пам. 25 мая; пам. кипр. 14, 26, 27 мая, 26 июня, 14 окт.), прп. Созомен из с. Потамия (пам. кипр. 21 нояб.), прп. Епиктет (пам. кипр. 12 окт.), подвизавшийся близ сел. Казафани (совр. округ Кириния), прп. Иларион Новый (пам. кипр. 21 окт.), прп. Епифаний Хитрский (без дня памяти), преподобные Ираклий, Лаврентий, Елпидий, Христофор, Орест и Димитриан , жившие близ с. Кофину (без дня памяти), прп. Евфимиан (пам. кипр. 14, 20 нояб.), преподобные Варнава и Иларион из Перистероны (пам. кипр. 21 окт.), 4 преподобномученика (или преподобных), называемые Илиофотами (пам. кипр. 13 июля), свт. (?) Курнут , еп. (без дня памяти), свт. (?) Ириник (без дня памяти), прп. Ферапонт , подвизавшийся близ с. Килани (без дня памяти), преподобные Феодосий и Полемий , проживавшие близ Морфу (без дня памяти), прп.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Устюге, жен., основан после 1262 как муж., в 1764 обращен в жен., упразднен после 1918); великоустюжский во имя арх. Михаила мон-рь (в Вел. Устюге, муж., основан, вероятно, в 1276, упразднен в 1918); Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., основан в XIII в., в 1801 переименован в Белавинскую Преображенскую пуст., упразднен в 1925); Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь (при впадении р. Авнежки в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан в 1370, время упразднения неизвестно); Воскресения Господня мон-рь (при реках Леже и Великой в Грязовецком у., муж., основан ок. 1370, упразднен до 1764); Святолуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., время основания и запустения неизвестно, возобновлен в 1393, упразднен до 1764); Орловский во имя Св. Троицы мон-рь (на р. Юг в Великоустюжском у., жен., основан в XIV в., упразднен в XVII в.); Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан в кон. XIV в., упразднен в 1764); Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) во имя Св. Троицы пуст. (при впадении р. Мылвы в р. Печору в Усть-Сысольском у., муж., основана в кон. XIV - нач. XV в., упразднена до 1764); Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан в нач. XV в., упразднен в 1764); Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Куште в Закуштской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен после 1918); Евфимиев Сянжемский мон-рь (близ р. Сянжемы в Кадниковском у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня мон-рь (в Вел. Устюге, жен., основан в 1422, в 1678 сгорел, в кон. XVII в. восстановлен, упразднен в 1764); Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан ок.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Монастыри Действующие Муромский Спасо-Преображенский муж. мон-рь (впервые упом. в начальном летописании под 1095; согласно муромскому преданию, в обители принял иноческий постриг блгв. кн. Петр; мон-рь закрыт в 1919, возобновлен в 1995); муромский Благовещенский муж. мон-рь (основан в сер. XVI в., закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в сент. 1991 возрожден); Троицкий жен. мон-рь г. Мурома (основан в 1642/43, закрыт в 1921, возобновлен в 1991); Воскресенский жен. мон-рь г. Мурома (основан не позднее XVI в. (по местному преданию, в XIII в.), в 1764 упразднен, возобновлен в 2000); Благовещенский жен. мон-рь (г. Вязники; основан в 1640/41 как муж. мон-рь, в 1916 распоряжением Синода преобразован в женский, закрыт в 1923, в 1995 открыт как приходский храм, в 2000 возобновлен как жен. мон-рь); мстёрский в честь Богоявления мон-рь (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, мужской, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000); гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Гороховце, мужской, основан в 1643, закрыт в 1923, возрожден в 1993); гороховецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь (в Гороховце, женский, основан во 2-й пол. XVII в. как мужской, в 1723 приписан к Флорищевой Успенской пуст., закрыт в 1923, возрожден в 1994 как скит гороховецкого Троице-Никольского мон-ря, с 1999 жен. мон-рь); гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в Гороховце, женский, основан в 1657/58, упразднен в 1764, возрожден в 2001); Серапионова пуст. на Монашеском оз. в Вязниковском р-не (образована в 1999). Скиты: Георгиевский скит на Клязьме (основан, по преданию, в 1365 прп. Сергием Радонежским, в 1764 упразднен, возобновлен в 1996 как скит гороховецкого Троице-Никольского муж. мон-ря); Казанский скит урочища Акиншино (открыт в 2001 как скит мстёрского Богоявленского муж. мон-ря на основе прежнего Казанского храма). Архиерейские подворья: во имя свт. Иоанна Милостивого в пос. Мстёра (образовано в 2005 как подворье Знаменского жен. мон-ря в Гороховце; в 2009 - подворье вязниковского Благовещенского жен. мон-ря в Вязниках; с 2014 архиерейское подворье), в честь Рождества Христова в с. Борисоглеб, Михаило-Архангельское в с. Лазареве, Кресто-Воздвиженское в Муроме (все с 2013). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2564374.html

1525, упразднен после 1918); Арсениев Комельский мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан ок. 1530, с 1904 жен., упразднен после 1918); Арсениева пуст. (на р. Масляне в Вологодском у., муж., основана ок. 1530, упразднена в 1764, впосл. возобновлена как приписная к вологодскому Свято-Духову мон-рю); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на оз. Катромском в Кадниковском у., муж., основан до 1532, упразднен в 1764); Коряжемский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Сольвычегодском у., муж., основан в 1535, упразднен в 1863); Сойгинская в честь Преображения Господня пуст. (в Сольвычегодском у., муж., основана ок. 1540, упразднена в 1791); Стефанов Озерский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Грязовецком у., жен., основан в 1528-1530 как муж., упразднен в 1764, возобновлен в 1860 как жен., упразднен в 1924); Черниговский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (близ Сольвычегодска, муж., основан до 1546, упразднен до 1764); в честь Преображения Господня пуст. (на оз. Глубоком в Кадниковском у., муж., основана в сер. XVI в., упразднена до 1764); Нифонтов Телеговский во имя Св. Троицы мон-рь (в Забелинской вол. Великоустюжского у., муж., основан в 1553, упразднен в 1764); Суморин в честь Преображения Господня мон-рь (в Тотемском у., муж., основан в 1554, упразднен в 1918); Христофорова в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» пуст. (на р. Коряжемке в Сольвычегодском у., муж., основана ок. 1555, упразднена в 1764); в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (в г. Сольвычегодске, муж., основан ок. 1565, упразднен после 1918); Кобылкин во имя св. Илии Пророка мон-рь (в Вологде, муж., основан до 1568, упразднен в 1764); Агапитов Маркушевский мон-рь (в Тотемском у., муж., основан в 1576, упразднен в 1764); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (при впадении р. УстьСтрелицы в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан до 1586, упразднен до 1764); Прилуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Приводинской вол. Великоустюжского у., муж., основан до 1587, разорен в нач. XVII в., возобновлен в 1614, упразднен после 1918);

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010