Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) ЕВСЕВИЯ (нач. IV в.), прав. Евхаитская (пам. визант. в субботу накануне Крестопоклонной недели Великого поста) ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВТИХИЙ (IV в.), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы)

http://pravenc.ru/rubrics/122330_10.html

Появление таких образований связано с развитием адм. деления самой Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с тем новым адм. делением, к-рое сложилось в IV в. Речь идет о диоцезах, на к-рые были разделены 4 префектуры Римской империи, образованные при св. Константине Великом : Галлия, Италия, Иллирик и Восток, самая обширная. При этом две столицы империи - Рим и Константинополь (Нов. Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию. Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей в Карфагене), Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Асия (с центром в Эфесе), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова и Армянское нагорье; и Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась и новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя по неск. провинций. Экзархами (лат.- викариями ) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские наместники диоцезов. На Западе, в лат. половине империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул сохранился в католич. Церкви и поныне, обозначая главу национальной Церкви. Отцы Карф. Собора в 48(39)-м прав. определили: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (т. е. собственно примасом.- В. Ц.)». На Востоке, однако, титул экзарха сохранился, несмотря на это правило, хотя и приобрел впосл. иное значение, как об этом говорит в приведенных выше словах Вальсамон. Экзархаты, или великие области, оказались неустойчивыми образованиями.

http://pravenc.ru/text/63554.html

Радуйся, светильниче многосветлый; радуйся, ум твой безстрастием просветивый. Радуйся, измлада истинную простоту и безмолвие возлюбивый; радуйся, украшение целомудрия. Радуйся, любве неистощимая струя; радуйся, яко страннолюбию Авраама подражал еси. Радуйся, яко всем любвеобильно входы дома своего отверзал еси; радуйся, нищих предстателю. Радуйся, пред нимже благоговеют людие; радуйся, яко ты еси обиталище Пресвятаго Духа. Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче! Кондак 2 Видяще остров Кипр и вся христианския страны нетленныя мощи твоя, святителю, от нихже истекают обильная исцеления, возрадовашася; и мы, почтающе тя яко преобильнаго источника благодати, низпосланнаго свыше нам, вопием к верховному Подателю небесных и земных благ: Аллилуиа. Икос 2 Разум Божественный имый, аще сый пастырь безсловесных овец, ты произволением Пастыреначальника Христа избран был еси в пастыря овец словесных. Вернии же, разумевше тя добраго пастыря, неусыпно о стаде своем пекущагося, воспеваху: Радуйся, архиерее Бога Вышняго, в хиротонии восприявый обильно Божественную благодать; радуйся, светильниче многосветлый, горяй и светяй. Радуйся, верный делателю в вертограде Христовом; радуйся, пастырю, на пажити веры и благочестия паству свою воспитавый. Радуйся, сияньми добродетелей твоих мир просвещавый; радуйся, Престолу Христову Божественную Жертву приносивый. Радуйся, иерарше, разумением Православия украшенный; радуйся, апостольскаго учения исполненный, верных струями спасительнаго учения напаяяй. Радуйся, яко и мудрых озарил еси; радуйся, яко и простых сердца обновил еси. Радуйся, славо православных и Церкве непоколебимое утверждение; радуйся, украшение отцев, слава и похвала иереев благоговейных. Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче. Кондак 3 Силою Вышняго, осенившею тя, святителю Спиридоне, богомудр ты показался еси и, сжавши дланию глину, троичность Лиц всем очевидно уяснил еси: темже лжемудрии философи, собравшиися на Соборе, ужасошася, вернии же непостижимаго прославиша Бога, умудрившаго тя во спасение, вопиюще Ему: Аллилуиа. Икос 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОНАСТЫРЬ ИЕРЕЕВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (монастырь Иереев, Кипр) По преданию, монастырь был основан в начале IV века прп. Евтихием и свт. Николаем Чудотворцем , тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в Малую Азию, а прп. Евтихий остался в монастыре до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), который нашел в ризнице монастыря Иереев пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского " О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова " (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в монастыре Иереев хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресвятой Богородицей. В 1754 году эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX веке омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 года, или была похищена при разгроме монастыря турками в 1821 году. В 963 году в монастыре Иереев останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X - XII веках монастырь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время монастырские рукописи хранятся в Национальной библиотеке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в монастыре Иереев, - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея - датируется 954 годом. Мон. Климент (впоследствии игумен монастыря Иереев) переписал декабрьскую Минею-Четью (1112 г., ) и Синаксарь (1-я четв. XII в. ), на которых впоследствии были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших монастырем с 1227 по 1407 год, заметка о дарении монастырю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления французской династии Лузиньянов (1192-1489) монастырь Иереев имел три подворья.

http://drevo-info.ru/articles/13679998.h...

Способности и управленческий талант отца Афанасия не остались незамеченными. Он был избран протоэпистатом 3 Святой Горы на 1991–1992 годы. Значение этого события трудно переоценить. Ответственную должность прота на Афоне принято доверять пожилым монахам, которые обладают высоким авторитетом и большим опытом монашеской жизни. Отец Афанасий стал самым молодым протоэпистатом за всю тысячелетнюю историю афонского монашества. В 1991 году Святую Гору посетил Архиепископ Кипра Хризостом I. В административном центре Афона его встречали представители Священного Кинота 4 во главе с отцом Афанасием (Николау) . Под впечатлением от встречи с молодым иеромонахом Архиепископ Хризостом предложил ему вернуться на Кипр, чтобы помочь возрождению одного из древних монастырей. Отца Афанасия опечалило это предложение – он не хотел покидать Афон. Но, получив одобрение старца Порфирия Кавсокаливита и благословение своего духовного отца, он оказал послушание и поехал на Кипр. В 1992 году вместе с тремя другими ватопедскими иноками отец Афанасий вступил в монастырь Святителя Николая в Пафосе (также известный как Агиа Мони и обитель Иереев). В ноябре 1993 года братия в полном составе перешла в монастырь Божией Матери Махера; 4 ноября того же года отец Афанасий был избран игуменом этой обители. Он с большим рвением взялся за дело: занимался благоустроением монастыря, духовно окормлял братию и паломников, число которых росло день ото дня. Большинство насельников обители составили молодые люди с высшим образованием. Монахи за короткий срок отреставрировали полуразрушенные постройки и построили новые братские корпуса. Несмотря на многочисленные попечения, значительную часть своего времени игумен Афанасий уделял общению с народом: выступал с открытыми беседами, принимал исповедь, помогал людям советом и деньгами. Служение отца Афанасия не осталось незамеченным. Священноначалие Кипрской Православной Церкви принимает решение рекомендовать его как кандидата на освободившуюся архиерейскую кафедру. 11 февраля 1999 года он был единогласно избран духовенством и мирянами митрополитом Лимасольским. 14 февраля 1999 года состоялась его хиротония.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Злат.: «аще ли не приидет (ерет.) к церкви, ничто ему несть полезно». (Озер. стр. 183, изд. 5; см. ниже прилож. 4). А почему же еретическое крещение не полезно? Да потому, что одного крещения для спасения недостаточно, а требуется ещё покаяние, так как «по разбитии крестильного корабля, нужно потребная тайна согрешившим (нужна), в нем же оставление грехов о повинных испрашивается, от Бога же иереом даруется». (Б. Кат. л, 389 об.), каковых т. е. иереев у старообрядцев-то и нет. Затем нужны для очищения грехов ещё причащение, елеовсящение, а для получения благодати – т. миропомазания, каковых у них тоже нет. Вот поэтому-то крещение раскольников для них и неполезно, что они им одним спастись не могут. 29 «Христос сказал апостолам, говорит св. Киприан, а через них и всем начальствующим, преемственно поставляемым на место апостолов: «Слушаяй вас, Мене слушает... Епископу одному предоставлено начальство над церковью». (Ч. I, пис. 54, стр. 304; Его же читай выше). «Слушаем: александрийскаго, ангиохийскаго, иерусалимскаго и великой Русии, яко единоверных константинопольскому архиереов почитаем и приимаем. К ним бо належат оны Христовы словеса: слушаяй вас, Мене слушает, а отмотайся Мене, отметается пославшаго Мя, и истинно есть, кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто отметается их, самого Христа Бога отметается той», (кн. о Вер. д. 232). 31 «Каждый епископ действует по своему усмотрению, говорит св. Кипр., имея дать Господу отчёт в своих действиях». (Кипр. стр. 232, 265, 331, 349, 374). 32 Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими (епископами) и митрополит», (Антиох 16). 33 Повеждь церкви, т. е. её представителям, говорит св. Златоуст, аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник. Ибо таковый неизлечимо болен». (Мф. т. VII, стр. 620; б. 60). «Аще ли пред двоими или треми свидетели обличен быв не умилится, говорит Феофилакт, тогда пред предстоятелем церкви обличи согрешение». (Благав. Мф. л. 143). 34 Какую же нужду разумеет блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

В стране молдаван есть лишь один митрополит, а под его ведением только три епископа, из коих один-упомянутый епископ Романа, второй-епископ округа Хуш, третий – епископ Орхани 127 и его округа; под ведением последнего два других епископа в стране унгров, т. е. мадьяр. Под начальством всех епископов состоит 800 иереев. В стране Немса (Немцев) есть большой город, по имени Иванополис, т. е. город Иоанна, так как там находится подлинное тело Иоанна Милостивого 128 . Окружность страны молдавской составляет 800 миль, величиною она с остров Кипр, население её бессчетно. Несмотря на это, татары постоянно делают на неё внезапные нападения и грабят. Во дни Василия, за пять лет перед сим, они невзначай появились и забрали жителей 75.000 душ. Мы возвратились по чрезвычайно трудной дороге из Романа в Фокшаны и, выехав отсюда в понедельник 22 ноября, вступили в Валахию. Книга III. Валахия Глава I. Валахия. – Бузео. Тырговишт Вступив в Валахию, мы прибыли в большой базар (торговый город), по имени Римнико (Рымник) 129 . Оттуда приехали в большой город, называемый Бутза (Бузео). В нем имееет пребывание епископ и есть архиерейский дом, великолепный каменный монастырь и превосходная каменная церковь , весьма возвышенная, с высокой лестницей и очень высокими куполами. В церкви имеется величественное распятие. Она во имя Успения Богоматери. Мы отстояли тут всенощную, потом обедню в праздник св. Екатерины. Здешние богослужебные обряды и напевы восхитительны, ибо христиане страны валашской очень набожны и щедры. Бывало, всякий раз как мы проезжали мимо какой-нибудь деревни или базара, священники, старшины и народ выходили навстречу нашему владыке патриарху получить от него благословение, затем приглашали нас к трапезе и приходили к нам на поклон; пробыв короткое время, мы уезжали. Эта страна благоустроенная: каждая деревня равняется городу. Жители любезны к чужеземцам, не так, как в стране молдаван, ибо у этих, когда, бывало, патриарх проезжал мимо них, никто его не принимал и не угощал даже лепешкой: татары религиознее их. По этой-то причине; и было избито столько тысяч их, а имущество и домашний скот разграблены казаками, татарами и венграми. Сколько жестокостей они терпели от Василия! несколько раз изменяли ему, склоняясь на сторону нового (господаря). Но этот обманул их, пообещав в свое время освободить их на три года от податей и поборов; когда же стал властелином и завоевал крепость (Сучаву), сердце его ожесточилось на них и он тотчас разослал к ним сборщиков податей и правителей и взял с них втройне, так что они стали сожалеть о Василии и его правлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1972-1973 гг. по инициативе митр. Никодима Рувим Спартас, Георгий Гатуна и Феодор (Нанкияма) стали викарными епископами. Рувим Спартас при рукоположении во епископа Нилупольского был наречен Христофором, Гатуна с сохранением имени Георгий был поставлен во епископа Нитрийского. В качестве викарных епископов Восточноафриканской и Иринупольской митрополии Христофор Нилупольский окормлял Уганду, Феодор (Нанкияма) Навкратидский - Танзанию, а Георгий Нитрийский - Кению. В 1973 г. митрополитом Восточноафриканским и Иринупольским был избран Фрументий (Насиос). В янв. 1977 г. приехавший в Кению кипр. богослов Андреас Тилиридис приступил к организации Патриаршей школы, основателем и ктитором к-рой был Кипрский архиеп. Макарий III. В 1974 г. начался многолетний конфликт митр. Фрументия с еп. Георгием Гатуной, который превысил полномочия викария и руководил православными общинами Кении так, как будто Африканская Православная Церковь обладала полной самостоятельностью, и даже стал именовать себя епископом Кенийским. Группа священников-африканцев во главе с бывш. секретарем Африканской Православной Церкви о. Елевферием Муирури Ндуару поддержала каноническую митрополию. Из-за конфликта относительно церковной собственности между митр. Фрументием и еп. Георгием Гатуной открытие семинарии, построенной на средства Макария III, было отложено на несколько лет. Конфликт не удалось преодолеть, и 30 нояб. 1979 г. за неподчинение каноническому священноначалию еп. Георгий Гатуна был лишен сана и запрещен в священнослужении. Но он не признал решения Свящ. Синода Александрийской Церкви, продолжал крестить кенийцев и рукополагать иереев, а в 1980 г. провозгласил себя архиепископом Кенийским. Извержение Георгия Гатуны из епископского сана вызвало раскол среди правосл. верующих. Возглавившие Африканскую Православную Церковь священники Елевферий Муирури Ндуару, Петр Нганга Мишара, Иоанн Нгете, Герасим Гашуми Нгуре, Петр Киньюа признали каноническую власть митрополита Александрийского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/1684183.html

Тертуллиан в конце 2-го века пишет: «Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; телесно изливается помазание, но производить духовное действие, подобно как и в крещении» (de Варт. с. 7). Киприан, живший в 3-м веке, говорит «Что сделано Иоанном и Петром над самарянами, то у нас доныне совершается: принявшие крещение представляются начальникам церкви и посредством наших молитв и возложения рук приемлют Св. Духа и совершаются запечатлением Господним» (Кипр. письм. 60). Св. Кирилл Иерусалим. о сем таинстве пишет: «Когда вы вышли из купели, вам дано помазание. Не думай, что это простое миро. Видимым миром помазуется тело, а душа освящается святым и животворящим Духом. Прообразование сего миропомазания находится в В. З. и указывает на помазание священников и царей». Далее говорит: «Сохраните его непорочно, ибо оно само учит вас о всем, как вы слышали от блаж. Иоанна, так много любомудрствующего о сем помазании. Оно есть святость, духовное охранение телу и спасение душе» (Сн. «Опытн. библ. словаря собств. имен», прот. П. Солярского , т. IV, стр. 699).   240 Примеч. составителя: сюда же отнести нужно и слова Спасителя ученикам: вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше ( Лyk. XXIV, 49 ), каковою силою и облеклись апостолы по сошествии на них Духа Святого. 241 Примеч. Что значат слова: печать дара Духа Святого? Печать, налагаемая на какую-нибудь вещь, служит знаком принадлежности ее, как неотъемлемой собственности, владельцу печати. Посему, если и таинство миропомазания называется печатию, это означает, что освященные сим таинством, суть собственность или достояние Господа, посвящены ему, – т. е. отделены от мира, от общества людей невозрожденных, на особенное служение Господу, принадлежат к народу святому, царскому священству, к сонму иереев Божиих, преимущественно близких к Господу ( 1Nemp. II, 9 – 10 ). К ним относятся слова: позна Господь сущия Своя ( 2Tuм. II, 19 ), и еще: не прикасайтеся помазанным Моим ( Псал. 114, 15 ). Они так все дороги Богу, как дорог был Ему в ветхом завете избранный народ, и даже дороже, как искупленные кровию Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Много лет спустя посетил Епифаний Павлу в её обители – в Вифлееме и удивился тому, что увидел здесь, «чего не видал и в пустыне: совершенный строй монастыря, ревностных дев – подвижниц, строгих и трудолюбивых иноков, необыкновенную духовную деятельность». В 402 г. Епифаний отправился в Константинополь, где в то время архиепископом был Иоанн Златоустый . Цель путешествия его заключалась в том, чтобы побудить Иоанна произнести осуждение Нитрийских иноков (Иеракса и друг.), изгнанных Александрийским архиепископом Феофилом из Александрии и принятых Иоанном. Но в этом случае Епифаний действовал ошибочно, быв, по доверчивости своей, введён в заблуждение враждовавшим с ним Феофилом Александрийским, склонившим его произнести в Кипре осуждение Нитрийским инокам, будто бы виновным в оригенизме. Иоанн Златоуст , хотя и любил, и уважал Епифания, но отказался без рассмотрения дела осудить братьев; были и ещё епископы из приглашённых на собор по этому делу, которые не согласились с мнением Епифания. Тогда Епифаний, под влиянием наветов хитрых людей, хотел поразить осуждением самого Иоанна, но удержался. Возвращаясь на о-в Кипр, Епифаний заболел и скончался (403 г.). С плачем и рыданием народ встретил тело святителя и перенёс его с корабля в созданную им церковь , где и был он предан погребению в присутствии святителей и иереев со всего Кипрского острова и многочисленного любившего своего милосердого пастыря народа. От мощей св. Епифания стали совершаться чудеса 192 . По смерти престарелого Епифания осталось несколько его сочинений, между прочим: опровержение ересей – 20-ти, предшествовавших Христу, и 80-ти христианских, – и «изложение веры Церкви Апостольской». Он обладал значительною учёностью. Иероним говорит о нём, что он знал Еврейский, Сирский, Греческий и Латинский языки и вообще, знав лично святителя Епифания, он называет его: «самым превосходным пастырем, которого выше не было ни по зрелости лет, ни по знаниям, ни по качествам жизни, ни по отзыву света» 193 . Седьмой Вселенский собор называет Епифания отцом и учителем Вселенской Церкви. † Преподобного Дионисия, архимандрита Сергиевой лавры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010