2. Не может быть двоеженцем или женившимся на вдове.    3. Не может быть рожденным от явного блуда.    4. Не может быть оскверненным особенно мерзким грехом, тем более явным или ведомым для многих: человекоубийством и прочим.    5. Должно иметь изрядный разум, доброе устроение и благоразумие к строению Божественных Таинств.    6. Должно иметь целыми те члены тела, которые нужны для этого звания, то есть, не может быть слепым, глухим или прочее, по правилу 78 святых апостолов.    В. Что такое Елеосвящение?    О. Елеосвящение — это Таинство, в котором чрез помазание елеем, освященным молитвой иерейской, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.    В. Какая материя или вещь Елеосвящения?    О. Елей чистый, несмешанный, освященный.    В. Какая форма или совершение Елеосвящения?    О. Молитва такая, иереем произносимая: «Отче святый, Врачу душ и телес! Исцели помазанием сим раба Твоего», — и прочее до конца.    В. Что должно соблюдать в этом Таинстве?    О. Четыре вещи.    1. Священнослужителей при совершении этого Таинства по церковному чину должно быть семь. Нужды ради может быть и меньше.    2. Немощный должен прежде исповедоваться в грехах своих, затем принять это Таинство, а потом причаститься Божественных Таин.    3. Елей должен быть чистым, без всякой примеси.    4. Каждый из совершающих Таинство Елеосвящения иереев должен во время помазания читать предписанную молитву: «Отче святый, Врачу душ и телес», — поскольку в это время Таинство совершается.    В. Всякий ли может это Таинство принимать?    О. Не всякий, но только лишь немощный тяжким недугом и близ смерти находящийся, по словам святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит («спасет» в церк.-слав.) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14—15). О заповедях Божиих    В. Сколько заповедей Божиих, Моисею данных на Синае?    О. Десять, они следующие (Исх 20:1—17):

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4021...

    «Если бы фарисеи, — продолжает Златоуст, — были добрых чувствований, то Господь указал бы им на голод, которым томились ученики Его; но так как они были нечестивы и безчеловечны, то Он напоминает им о примере Давида: ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: РАЗВЕ ВЫ НЕ ЧИТАЛИ, ЧТО СДЕЛАЛ ДАВИД, КОГДА ВЗАЛКАЛ САМ И БЫВШИЕ С НИМ? КАК ОН ВОШЕЛ В ДОМ БОЖИЙ, в скинию свидения, которая в то время находилась в городе Номве, И ЕЛ ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, посвященные Господу, КОТОРЫХ НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ЕСТЬ НИ ЕМУ (которых по Закону не надлежало ему вкушать), НИ БЫВШИМ С НИМ, А ТОЛЬКО ОДНИМ СВЯЩЕННИКАМ? Правда, Давид не нарушил в этом случае субботы, но его проступок более важен, чем нарушение субботы. Суббота часто была нарушаема и всегда нарушается, например, в таких случаях, как обрезание младенца, но приобщение к священной трапезе, к которой никто не имеет право приобщаться кроме иереев, произошло только при Давиде, и однако же, хотя Давид и не был иереем, сам первосвященник предложил ему священные хлебы для подкрепления сил в скорбные дни его бегства от Саула. Если же Давид, этот великий царь и пророк, которого вы особенно чтите, так открыто нарушил букву Закона и, однако же, не был осужден, ибо сделал это из-за великой нужды, то зачем же порицать учеников Моих за их невинный поступок, вынуждаемый голодом? Посрамив этим примером высокомерие фарисеев, Господь объяснил и самый Закон о покое субботнем: ИЛИ НЕ ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ, — вы, конечно, читали, но не хотели уразуметь, как должно, написанное В ЗАКОНЕ, ЧТО В СУББОТЫ СВЯЩЕННИКИ В самом ХРАМЕ, если судить по-вашему о покое субботнем, НАРУШАЮТ СУББОТУ и, несмотря на это, не только не подвергаются казни, но ОДНАКО НЕПОВИННЫ? Они в субботы закалают жертвенных животных, снимают с них кожу, разрезают на части, сожигают на огне — вот сколько дел, которые, по вашему суждению, надо бы признать вовсе несогласными с Законом о покое субботнем, — притом все это совершается не где-либо, а в самом храме Божием, не простыми людьми, а священниками, и однако же никто не ставит им этого в вину, напротив: всякий знает, что они исполняют повеления Божии. Значит, нельзя так узко, так строго буквально понимать Закон о покое субботнем, как понимаете его вы. Если в поступке Давида можно еще видеть невольное нарушение буквы Закона, которое потому и заслуживает снисхождения и прощения, что было невольным, то здесь, в действии священников, уже не только нет никакого греха, а напротив, видно исполнение прямой воли Божией. Если же неповинны священники, то не паче ли Мои ученики? Вы скажете, что они не священники? Но они — и больше священников, ибо здесь находится Сам Господь храма, сама Истина, а не тень ее: НО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ЗДЕСЬ ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ХРАМА.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    К. Но поелику разъяснения доходят у нас уже до такой точности, и цель закона та, чтобы отнюдь не оскверненные, а непорочные были причастниками святых и животворящих яств, то он тотчас же весьма ясно различает роды и определяет, кто достоин благословения и способен приступить к сему: разъяснил также и то, кому надлежит быть устраненным от святых яств говоря: «Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его» (Лев. 22:10-11). Исключает как оскверненного и еще не омовенного иноплеменника и чужеземца, то есть того, кто еще не уверовал и не познал истинного Бога; ибо каким образом те, которые не связаны духовным и мысленным родством со Христом, великим и истинным Священником, могут быть причастниками хлебов Его? Мы не будем давать «святая псом, и никто не станет метать мысленный бисер... пред свиньями», по слову Самого Спасителя (Мф.7:6). Итак, вовсе непричастен иноплеменник. К нему присоединяет также присельника и наемника. Присельники опять, как мне самому кажется, суть живущие для мира и в нем жительствующие и как бы сделавшие своим отечеством землю вследствие того, что помышляют об одном только плотском, а в любви Христовой являются как бы присельниками одною лишь холодною верою. И как можно судить по их словам, они полезны и честны, а на делах и в нравах очень далеко отстоят от истинного благоговения. Наемники же суть те, которые и самое верование принимают не из уважения к истине, но ища благоволения некоторых, как бы награды за то, что кажутся христианами, и с ласкательством прибегают к попечениям со стороны людей, могущих быть им то полезными, и таким образом благочестие обращают в прибыток (ср. 1Тим.6:5) и прикрытие любостяжательности, благонамеренностью речей прикрывая себя, как бы личиною. Итак, что касается до силы закона, то присельники и наемники должны сопричисляться к иноплеменникам и вместе с ними быть как можно далее от святых. Едва не родственными недугуя пороками, они справедливо должны подвергаться и однородному наказанию. Домашних же закон повелел допускать участия в святыне, ибо «да снедят, — сказано, — домочадцы» иереев и тот, кого они купят, причем закон называет приобретенным, купленным на серебро и домочадцем родственного по вере и домашнего по духу, и купленного ценою, по слову блаженного Павла (1Кор. 7:23, 6:20); «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою», согласно написанному (Гал.3:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   И, наконец, замечательны слова святого Симеона о Спасителе Богомладенце:    « се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет    пререканий»... Что это значит? Это значит, что Христос Спаситель не пройдет    мимо всей мировой истории людей, но напротив, явится центральною Личностью    на все века для всех людей в мире. К Спасителю будут относиться люди или    с ненавестью, или с любовью великою. И мы это видим на протяжении всей истории    человечества.О ком больше всего люди думали, говорили, спорили, писали, как    не о Христе Спасителе? Иные всячески злословили Его, Церковь Его, служителей и    последователей Христа Бога, старались изгладить самое имя христианства.    Другие- напротив, умирали за Христа, признавая Его своим Богом и Спасителем, любили Его всем сердцем, всю жизнь свою- личную и общественную строили по заветам Христовым. Так было, так и ныне есть, и так будет. И это потому, что Христос Спаситель был не только идеальнейший Всесвятой Человек, и такого не было и не будет никогда, но вместе с тем Бог, пришедший на землю и явившийся среди людей для их спасения. (Npop.Bapyxa,III,36—38; Mф.I:21—23; Ebp.XIII,8)...    Возлюбленные, пусть бушуют волны неверия, пусть люди не хотят признавать нашего Господа Спасителя, но мы, Его последователи и члены Его Святой Церкви Православной, и словами, и жизнью будем немолчно возвещать, что Иисус Христос есть истинный Человек и истинный Бог Наш, Спаситель мира, что Он воистину есть тот Камень, который отвергли строители, но который является краеугольным! (Mф.XXI,42). Аминь. О приеме в Святую церковь Православную обращающихся от обнов...    «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то    будет связано на небе; и что разрешите на земле,    то будет разрешено на небе» (Mф.XVIII,18).    Ты спрашиваешь меня, дорогой друг, как принимать обращающихся в Святую Церковь Божию обновленческих клириков, иереев и диаконов? По этому вопросу я много думая, беседовал со святителями Божиими и православными пастырями, а также обращался за руководящими данными к Святейшему Патриарху и отцу нашему Тихону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Мало в мире душ, просвещенных духом Христовой мудрости, которые, видя соблазн в священнике, не соблазняются о Христе, не искушаются о Церкви, но еще горячее приникают ко Христу, еще пламеннее любят Его Церковь и с большей ревностью стараются служить Тому, измену Кому видят пред собою. Большинство «верующих» от малейшего соблазна колеблются в вере не только в Церковь, но даже в Бога, в Его силу и власть. Эти люди бывают легки на отход от Церкви. Это — «младенцы в вере». Нельзя строго судить их. Надо им помогать, их оберегать. Оттого поистине, «кто соблазнит одного их малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).    Священство есть великая сила освящения («водоем благодати», по выражению прот. Иоанна Сергиева), но оно может быть и великой силой соблазна в мире. Св. Григорий Богослов в прощальной речи к своей пастве просит прощения у пасомых за то, что «он не величался перед ними, не старался соревноваться с вельможами в роскоши, не высился на колесницах, заставляя разбегаться народ как перед страшным зверем». Паства осталась к святителю холодна, потому что «она, - говорит святой Григорий, - не иереев ищет, а риторов, не строителей души, но хранителей имуществ».    Правильно начатое пастырство, свободное от хитрости и лукавства получает себе в помощники Промыслителя. О правильном пути пастырского воздействия Апостол говорит: «В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства…мы из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1 Фес. 2:3-8).    Священнику вверена не одна только проповедь веры и благочестия, не одно совершение богослужения и таинств, ему вверены самые души верующих, за которыми он должен наблюдать и вести к спасению. «Не учить только, но и руководить, что значит взять за руку и вести ко опасению, - говорит епископ Феофан. - По какой-то случайности у нас иереи, главным образом, заботятся об исправлении треб. И это должно исправлять со вниманием, но на первом месте должно ставить руководство ко спасению».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

   Но не это избрал Бог. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26), — говорит апостол, то есть редки между людьми мужи знаменитые и великие, но не из них Бог избрал Себе служителей, потому что таковы понятия мира, однако не таковы мысли Божии.    Бог сотворил одного человека и из одного — всех. И чтобы посрамить тех, которые мыслят только о земном, «избрал Бог», говорит апостол, «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее» (1 Кор. 1:27-28). Избрал Бог ничего не значащих и ничего о себе не думающих, чтобы значащих, т. е. многодумающих и высящихся, упразднить смирением и истиной. «Да не похвалится никакая плоть пред Богом» (1 Кор. 1:29), да не скажет какой-либо мудрец, или благородный, или сильный, или богатый, что он устроил наше спасение. Ибо Смиривший Себя до плоти, и воплотившийся от смиренной, но святой Жены, названный плотником и сыном плотника, и осужденный даже на Крест, Сам спас нас и мир через рыбарей, скинотворцев, мытарей и язычников, уверовавших в Него.    Итак, не хвались о плоти, кто бы ты ни был, ибо ты персть и чем больше от земли богатеешь, тем больше приобретаешь тления. Но зная, что ты принадлежишь к мирянам, и не имеешь священного сана, и не избрал монашеского, смиряй себя, и будь истинным судией, и, не будучи из сословия иереев и монахов, приходи как мирянин к истинному, непорочному и единому Судии.    Будучи же мирянином, когда молишься, смотри, кто из мирян лучше тебя и кто непорочнее, ибо не смотрит Бог на лица, смотри, кто любезнее тебя Богу, тем более что ты можешь судить об этом по чертогам царским. Ибо, если к царю близки друзья его, то тем ближе будут к Богу Его друзья.    Итак, согрешая, приходи как согрешающий и не приступай прежде монахов, с пренебрежением к ним. Я знавал благороднейших в миру людей, которые, будучи мудры по отношению к божественным вещам, когда подходили к антидору и освящённой воде, уступали место простым монахам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «они напились сладкого вина».    Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».    Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: «что нам делать, мужи братия?»    Петр ответил им: «покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».    Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.    Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А после Менаима царствовал Факесия, сын его (738–737), и сделал зло перед Богом, и убит был Факеем, (про)царствовав два года. Глава 87 А после Факесии царствовал Факей (737–732), и сделал злое перед Богом, и убит был Осией, (про)царствовав 20 лет. Ф- Этим мы научаемся, что живущим во зле Бог повелел наказывать друг друга, злого злейшему предавая, как бы передавая их неким их убийцам. -Ф Глава 88 А после Факея царствовал Осия, 9 лет (732–724), и сделал злое перед Богом. Пришел Салманассар, царь Б263 ассирийский (726–722), в Самарию и выселил ее за грехи их великие. Ведь они сделали двух золотых телиц и поклонялись и служили им и Ваалу, и проводили сыновей и дочерей своих через огонь, и волхвовали, и за птицами наблюдали (ради) знамений на какое-либо дело,/118г и приготовляли отравы. И отринул И184 их Господь от лица Своего, и не осталось ни одного, кроме колена Иудина. И [Иуда] не сохранил заповедей Господних и шествовал в грехах Израилевых. И предал их Господь в руки захватчиков его, и переселены были в Ассирию. И послал царь ассирийский четыре племени: кудиеев, и куфиеев, и сефаруеев, и анагавеев, и поселились в городах Самарийских ( 4Цар. 17:24 ). И послал на них Господь львов, и ели их. И поведали царю ассирийскому: – Племена, которые поселил ты в городах Самарийских, не знали заповеди/119а Божией в той земле, и послал на них львов, и погибают. И сказал царь: – Приведите туда кого-нибудь, пусть просветят их в заповеди Божией. И послал одного иереев, переселенных из Самарии; и просвещал их , чтобы боялись Бога. И боялись Бога, и своим богам служили, и живут там до сего дня ( 4Цар. 17:25–34 ). Ф- Когда иудеи возвратились (538 г.), они стали ревновать их как иноплеменников, и не соприкасались с ними, Б264 называя их по горе Сомора самаритянами. Они же принимали только Моисеевы Книги, а прочего Писания не признавали; из-за этого к иудеям относились дружественно, отцом почитали Авраама, так как он пришел из Халдеи, из и они были. -Ф Вот почему самаритянка говорила Господу: «Отцы наши поклонялись на этой горе» ( Ин. 4:20 ), имея в виду тех, кто был с Авраамом, когда он сына вознес на олкарпос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А чины Иереев и Диаконов, окружающие его в Святом Алтаре в трепетный час совершения Божественного Священнодействия, обозначают Чины Ангельские, которые на Небесах окружают Бога. В это трепетное и страшное время мне, крайне изумленному, кажется, что я вижу некое светлое облако, как оно сошло и осенило весь священный и Святой Престол, и что внутри облака присутствует Сам Бог, дабы освятить Своей освящающей Благодатью и силой Честные и Святые Дары, как некогда сошел Он в облаке на гору Синай. Вижу также и Архиерея, как он входит внутрь облака и таинственно беседует с Богом, словно другой Моисей, весь измененный, весь обоженный. Предстоит он пред Богом по природе как другой Бог по благодати, священнодействующий и тайнодействующий животворящее Тело и Кровь Сына Божия, посредник между Богом и людьми. И Благодать от Бога он низводит на вас, свое стадо, ваши же молитвы, наоборот, возносит к Богу. И так он вас очищает, вас просвещает и ведет вас к совершенству. Таким образом он вас питает, вас воодушевляет и вас оживотворяет. Одним словом, он дарит вашим душам вожделенное спасение. О, неизреченное величие дара, который вы, возлюбленные мои братья, сподобляетесь получать благодаря такому Владыке! О, Небесная благодать, которой вы приобщаетесь через него! Я ублажаю вас за великое и неизъяснимое счастье, которое вы улучили, удостоившись такого Пастыря, такого любвеобильного отца, такого небесного посредника и ходатая. К нему по праву можно отнести все те щедрые и удивительные похвалы, которые некогда были обращены Премудрым Сирахом к Онии, великому Архиерею: « Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма! Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни, как огонь с ладаном в кадильнице, как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис. Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища » .

http://pravoslavie.ru/38079.html

Ап. Павел к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Суди всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева ( Евр.12:22–24 ). Обращение наше к святым, живущим на земле, за предстательством пред Богом основано на взаимной любви христианской, по силе которой – члены Церкви – сего тела Христова един о другом пекутся, так что аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ниш радуются вси уди ( 1Кор.12:25–27 ). И у святых торжествующих на небеси мы просим ходатаиства о себе по той же самой любви, николиже отпадающей ( 1Кор.13:8 ). Обращение к живущим на земле святым имеет целию единственно то, чтобы святые предстательствовали о нас пред Богом. Того же предстательства испрашиваем мы у святых, торжествующих на небеси, когда взываем к ним: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не вверп мя, но Сама заступи и помилуй. Святи Архангели п Ангели, молите Бога о нас. Святый Предтече Спасов Иоанне, св. Апостоли, св. Патриарси, св. Пророки, святые Пастыри, Мученицы, Преподобни и Богоносни отцы, и вси святи, молите Бога о нас! «Веруем исповедует матерь наша, святая православная Церковь Христова: – веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупление всех, собственною кровию соделался примирением человека с Богом, и пребывает попечительным защитником Своих последователей и умилостивлением за грехи наши. Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова ;также святые Ангелы Хранители наши, Апостолы, Пророки, Мученики, Праведные и все, которых Он прославил, как верных Своих служителей, к коим причисляем Архиереев, Иереев, как предстоящих святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своею добродетелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010