( Janin R. Chypre//DHGE. 1953. T. 12. Col. 796; Hill. 1949. P. 285-286) и считают, что это произошло после 913 г. ( Κρρης. Αμμχωστος. 1985. Σ. 66). О том, что Констанция в VIII-IX вв. оставалась церковно-адм. центром, свидетельствует сооружение в IX в. рядом с тем местом, где находилась базилика свт. Епифания, 3-нефной базилики с 3 куполами над центральным нефом, к-рая служила кафедральным храмом. Скорее всего базилика была разрушена в 913 г. эмиром Дамианой (Ibid. Σ. 63, 65). Однако остается неясным, когда кафедральным собором стала ц. прав. Симеона Богоприимца в Фамагусте. Ее сев. часть построена в VII-IX вв., а в XII или XIII в. церковь была расширена, что могло быть связано с переносом архиепископии (Ibid. Σ. 63, 65). Но датировка этапов строительства ц. прав. Симеона остается спорной. Напр., А. Папагеоргиу считает, что она была возведена в кон. XII в., а расширена к югу в XIII в. ( Π[απαγεωργου] Α. Συμεν Αγου Εκκλησα//ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 354). В связи с этим Киррис подверг сомнению господствовавшее ранее мнение о перенесении в кон. XI в. архиепископской кафедры в Лефкосию (ныне Никосия) ( Κρρης. Αμμχωστος. 1985. Σ. 66). В 963 г., после того как Никифор II Фока нарушил данное прп. Афанасию Афонскому обещание принять постриг на Св. Горе и стал императором, тот покинул Афон и неск. месяцев жил на Кипре в мон-ре Иереев близ Пафоса ( Noret J. Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982. P. 43). В 965 г. посланный Никифором II визант. флот освободил Кипр и присоединил его к Византийской империи. В кон. X в. на Кипре начали появляться груз. мон-ри, в одном из них действовал скрипторий. Выполненные там переводы текстов посылали на Синай (см. в ст. Жалия ). Пресв. Богородица и ктитор магистр Никифор Исхирий с моделью храма в руках перед Спасителем. Роспись ц. Панагии Асину в Никосии. 3-я четв. XIV в. Пресв. Богородица и ктитор магистр Никифор Исхирий с моделью храма в руках перед Спасителем. Роспись ц. Панагии Асину в Никосии. 3-я четв. XIV в.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

добродетелями ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 235). Возможно, Христодул являлся потомком династии Лузиньянов и был двоюродным братом лат. еп. Пафосского Пьетро Веспы ( Κρρης Κ. Π. Ναι στορικα κα προσωπογραφικα εδσεις ξ ρτι κδοθντων κυπριακν γγρφων: Επμετρον περ Αρχιεπισκπων Χριστοδολου, Παρθενου κα Νικηφρου//Κυπριακς Λγος. Λευκωσα, 1974. Τ. 6. Σ. 47-49, 96-99, 178-183). Видимо, после подавления антитур. восстания под рук. Витторио Зебето архиеп. Христодул вместе с высшим кипрским духовенством был вынужден бежать с острова, однако в окт. 1609 г. он уже вернулся на Кипр. В 1608 (или 1609) и 1611 гг. архиепископ призывал герцога Савойского совершить «святое дело» - освободить остров от турок ( Miklosich, M ül ler. Vol. 3. P. 267-268). С аналогичной просьбой обращался в 1632 г. племянник архиеп. Христодула Феоклит, игум. мон-ря Икосифинисса, к сыну Карла Эммануила I Виктору Амадею. Однако герцоги Савойские, хотя и носили титул королей Кипра, были не в силах вести войну с Османской империей. Христодул I также переписывался с испан. кор. Филиппом III, папой Римским и рус. царем Михаилом Феодоровичем; от имени Христодула в 1628 г. велись переговоры с Фердинандом II, герц. Тосканским ( Белоброва. 1972. С. 15, 19-20, 86; Παυλδης Α. Χριστδουλος Α αρχιεπσκοπος//ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 81-86; Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 315-316). С 1610 г. остров страдал от саранчи, в 1628 г. было решено привезти из афонского мон-ря Великая Лавра честную главу прп. Михаила, еп. Синадского, который, как считалось, избавлял от этого бедствия. Посольство возглавил протонотарий Архиепископии Матфей Кигалас. Возможно, он ездил и в Россию, где сохранилась переписанная им в 1629 г. кн. «Поучение от Евангелия» (РНБ. Соф. 1312). В годы правления архиеп. Христодула были восстановлены мон-ри прп. Неофита Затворника (1631) и Иереев (1638). В последние годы жизни Христодул I был ненадолго смещен со своего поста и кафедру в авг. или сент. 1639 - нач. марта 1640 г. занял архиеп.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

По их мнению, здесь речь об отделившихся от Церкви, которые после отделения могут будто бы составить Церковь Христову; а св. Киприан утверждает, что Господь говорит здесь о Своей Церкви и находящихся в Церкви, стараясь показать им, что Он охотнее бывает с двумя, или тремя единодушно молящимися, нежели с большим числом разномыслящих, так что если, «сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, не смотря на то, что их двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия» (Твор. Кипр. т. II, Кн. о един. церкви, стр. 179, 181. Киев, 1861 г.). Справедливость такого толкования очевидна из того, что Господь не просто говорит: «идеже еста два или трие»..., а с предварительным замечанием: «глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех», т. е. указывает условие, при котором Он будет среди них. В Книге о вере эти слова толкуются также в смысле собрания на молитву. Здесь говорится: «Возможно бо и в дому помолитися, но не тако, яко же в церкви. Идеже бо собор общий ангел и человек, и Самого Господа ради пречистых словес Его: идеже бо, рече, два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. А наипаче же при Божественной Литургии теплейше молитвы на небо возносятся» (Кн. о вере, л. 20). б) Вы есте церкви Бога жива ( 2Кор. 6:16 , зач. 182; сн. Кн. о вере л. 16 на об.; Кирил. кн. л. 303), говорит ап. Павел; значит, и без священства каждый может составлять собою истинную Церковь , замечают безпоповцы. 110 – Каждый христианин может быть церковью или храмом Божиим, вместилищем Св. Духа, в силу благодати, сообщаемой в таинствах, особенно в таинстве причащения. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:56 ), сказал Господь. В Златоустнике также говорится, что когда мы «восприимем тело и кровь Христову от иереев, то будем церковь Бога живого» (л. 81, а по др. изд. л. 318; ср. Служ. Иосиф., л. 224 об.). Но безпоповцы никогда тела и крови Христовой не приобщаются и потому никогда не могут быть и храмом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

И сказал Ной брату своему: «Храни отрока до времени в тайне, ибо стали вероломными люди по всей земле. И вдруг увидев, убьют его». И ушел Ной на место свое. И вот – всяческие беззакония по всей земле в дни Нировы. И переживал Нир весьма, более же (всего) об отроке, и говорил: «Что могу сделать для него?» И простер Нир руки свои к небу, и призвал Господа, говоря: «Увы мне, Господи Вечный! Всякие беззакония умножились на земле в дни мои, и знаю я, что близок конец наш. И ныне, Господи, что (значит) явление отрока этого, и какова судьба его? И что мне сделать для него, чтобы не подвергся с нами погибели этой?» Услышал Господь Нира, и явился ему в видении ночном, и сказал ему: «Вот уже, Нир, великие беззакония были на земле, и больше не потерплю поношения. И намерен я вскоре послать погибель великую на землю. А об отроке не печалься, Нир, поскольку я скоро пошлю архангела моего Гавриила, и возьмет отрока, и поместит его в рае Эдемском, и не погибнет с гибнущими. И я явил его, и будет иерей иереев моих Мелхиседек во веки. И благословлю его, и поставлю в (число) людей великих святых моих». И встал Нир от сна своего, и благословил Господа, явившегося ему, говоря: «Благословен Господь Бог отцов наших, не допустивший поношения священства моего и священства отцов моих, ибо слово твое создало иерея великого во чреве Софонимы, жены моей, поскольку не было у меня потомства. Да будет отрок сей мне вместо потомства, и станет сыном (моим), и причтешь (его) к рабам твоим: Соифиму, Оноху, Русию, Миламу, Серуху, Арусану, Наилю, Еноху, Мефусалому, и рабу твоему Ниру. И будет Мелхиседек глава иереям в роде другом. Ибо знаю, что род этот окончится в смуте, и что погибнут все. А Ной, брат мой, будет сохранен для создания рода иного, и от племени его пойдет многочисленный народ, и Мелхиседек станет главой иереев людских, единой твоей власти служащих, Господи». И было, когда пребывал отрок сорок дней в доме Нира, сказал Господь архангелу Гавриилу: «Сойди на землю к Ниру-иерею, и возьми отрока Мелхиседека, и помести (его) в рай Эдемский для сохранения. Ибо уже приблизилось время, (когда) пущу (все) воды на землю, и погибнет все сущее на земле. И создам род иной, и Мелхиседек будет глава иереев в роде том». И поспешил Гавриил, спустился ночью, а Нир спал на ложе своем ночью, и явился ему Гавриил, и сказал ему: «Так говорит Господь Ниру: отпусти ко мне отрока, которого я поручил тебе». И не узнал Нир говорящего ему, и смутилось сердце его, тогда сказал (себе): «Узнали люди об отроке, возьмут его и убьют его, потому что вероломно стало сердце людское перед лицом Господа». И отвечал Гавриилу, и сказал: «Нет у меня отрока и не знаю, кто говорит со мной». Ответил же ему Гавриил: «Не бойся, Нир, я архангел Гавриил. Послал меня Господь, и вот беру отрока твоего сегодня, и иду с ним, и помещу его в рае Эдемском».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.134:15 .   Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: «Идоли язык сребро, и злато, дела рук человеческих». Бог наш, говорит Пророк, есть Творец всего; а они не только не имеют творческой силы, но и сами вид свой получили от искусства человеческаго; потому что для состава их нужны вещество и искусство. Пс.134:16 .   Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят. Пс.134:17 .   Есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. «Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят». «Уши имут, и не услышат». Имеют они у себя, говорит Пророк, изображения чувственных орудий, но лишены их деятельности. «Ниже бо есть дух во устех их». А сего причастно и естество безсловесных; потому что каждое животное дышет; идолы же непричастны сего даже наравне с безсловесными. Пс.134:18 .   Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. «Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня». Достойны этой безчувственности и делающие идолов, и покланяющиеся им. Ибо тем, которые одарены словом и признают богами лишенное жизни и дара слова, справедливо быть причастниками безсловесия богов своих. Пс.134:19 .   Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа. «Доме Израилев благословите Господа». Они, говорит Пророк, удостоивают такого служения неодушевленных идолов: а вы песнословьте Творца всех. «Доме Ааронь благословите Господа». Пророк отличает иереев от народа, и повелевает песнословить особо, показывая их отличие. «Доме Левиин благословите Господа». Здесь опять иное отличие; потому что Левиты досточестнее других, но ниже иереев. Посему, чтобы и они не восхищали священническаго достоинства (а древле еще при жизни божественнаго Моисея отважились на это); то по необходимости отличил и их от иереев. Пс.134:20 .   Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа. «Боящиися Господа благословите Господа». И это иной чин, – люди, не от Иакова ведущие род свой, но возлюбившие его благочестие. Наименовал же так Пророк благочестивых пришельцев. Достаточно же и сего для вразумления Иудеев, что Бог всяческих сродство нравам предпочитает сродству телесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вопрос 1. Для чего Бог повелел исчислить народ? И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно ( Числ. 1, 2 ).   Чтобы показать истину Своего обетования. Ибо в обетовании сказал Аврааму: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря» ( Быт. 22, 17 ). Доказал же истину обетования тем, что от седмидесяти пяти человек, вошедших в Египет, чрез небольшое число лет, исчислено шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят мужей способных к войне, за исключением престарелаго и несовершеннолетняго возраста, так же женскаго пола и колена Левиина ( Числ. 1, 45–47 ); потому что оно не было исчисляемо с прочими коленами. На сие-то Свое могущество указуя, Владыка Бог сказал и чрез Пророка Исаию: «воззрите на Авраама отца вашего, и на Сарру породившую вы: яко един бе, и призвах его, и благослових его, и умножих его» ( Ис. 51, 2 ). Вопрос 2. Почему число Левитов мало? Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моисей и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи. ( Числ. 3, 39 ).   Потому что они начальники; а начальствующих должно быть меньше, нежели подначальных. Сверх того они освобождены были от военнаго дела, и заняты только божественною службою. Вопрос 3. Почему же колено Иудино, будучи и царственным, превосходило числом все прочие? Всех вошедших в исчисление к стану Иуды сто восемьдесят шесть тысяч четыреста, по ополчениям их; первыми они должны отправляться. ( Числ. 2, 9 )   Из царственного колена царствовал только один; а в колене Левиином все священнослужительствовали, одни священствуя, а другие им служа. Но колену царственному и следовало превышать числом, как ради благословения Владыки Христа, Который от сего колена имел произойдти по плоти, так и для того, чтобы поставляемые из него царями в единоплеменниках имели достаточное себе пособие. Еще же и в сем сблизил иереев с коленом царственным; колену Иудину дав место к восходу солнца, присоединил к нему иереев с кивотом, а Дану отделил север. Ибо сказано: «от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли» ( Иер. 1, 14 ). В изъяснении же благословения Иаковлева сказано было, что от колена Данова родится губитель, который наименует себя христом, но будет поступать вопреки сему именованию, и присвоять себе нимало ему непринадлежащее. А Иуде весьма справедливо уделил восток; потому что и о Владыке Христе взывают божественные Пророки: «се муж, Восток имя Ему» ( Зах. 6, 12 ); и: " бояшимся Меня возсияет Солнце правды, и исцеление в крилех его» ( Мал. 4, 2 ). и: «седящим во тме... и сени смертней, свет возсияет им» ( Матф. 4, 16 ). Вопрос 4. Какие были обязанности жрецов, и какие Левитов?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 40 А после Самуила царствовал Саул, 40 лет (1030–1010). Он сначала дерзнул покадить Богу ( 1Цар. 13:9 ), а потом преступил заповедь Божию,/80г на амаликитян пойдя и оставив в живых Агага, царя их ( 1Цар. 15:9 ). Ведь он услышал от пророка: ’’Напрасно не сохранил ты заповеди моей, которую возвестил тебе Господь. Он уготовал царствование твое в Израиле навеки, а теперь не устоит царство твое, но найдет Господь человека по сердцу Своему в правители над народом Его» ( 1Цар. 13:13–14 ). А после этого Самуил помазал Давида, по слову Господа ( 1Цар. 16:13 ), и [потом], состарившись, умер. И продолжал Саул еще больше гневить Господа, потому и отступил от него Дух Господень и душил его дух злой ( 1Цар. 16:14 ), поэтому пришел к нему Давид/81а – веселить его в страдании. было, сказано, когда бывал дух злой на Сауле, и Давид, взяв гусли, начинал петь, и отступал от него злой Б167 дух ( 1Цар. 16:23 ). Но, убив иноплеменника Голиафа, который был «ростом в четыре локтя и пядь, и шлем медный на голове его, и броня, в которую он был облачен, была весом 5 тысяч меди и железа, и наколенники медные на ногах его, а древко копья его как навой ткацкий, а копье на нем в 600 сиклей железа, и щит медный между плеч его» ( 1Цар. 17:4 ),/81б благодаря этому Давид стал зятем Саула. И, вызвав зависть Саула тем, что прославляли его пением в хороводах, И126 он бежал от него, и ел хлебы предложения из рук Авимелеха архиерея. Из-за этого Саул, великой яростью разгневавшись, убил Авимелеха рукой Доика сирийца и всех бывших с ним иереев Господа, 350 мужей. И не только это, но и весь город священнический Номву поразил мечом, от мужчин и до женщин и грудных младенцев, и теленка, и осла, и овцу, и не осталось из них ни одного, кроме Авиафара, сына Авимелехова, который бежал к Давиду ( 1Цар. 20:11–20 ). Ф- Это убийство нечестивее всех остальных прегрешений Саула. Ведь когда Бог повелел ему погубить Амалика, он пощадил не только Агага, но/81в и все его имущество, сколько было. , движимый гневом, он не только перебил иереев, но и город вместе с мужами истребил. -Ф Б168

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовничество даровано иереям от Бога для того, чтобы послужить человеческому спасению, а не для тщеславия, гордости, суетного превозношения и излишнего властительства над духовными детьми. Если и дана от Бога иерею власть вязать и разрешать грехи, то эта власть действует только в то самое время, в которое совершается Таинство Исповеди и покаяния, а после исповедания грехов духовник не должен вспоминать исповеданного, как и власти господственной над духовными детьми иметь не подобает. Если же впредь кто из иереев, пребывающих в таковом неисправлении, станет известен по имени нашему смирению, такой подвержен будет нами суду и грозному наказанию, как непокорный Богу и противящийся нашему архиерейскому увещанию. Если нашему смирению станет известно еще и то, что некоторые из нерадивых иереев, имеющих под собой немалую паству человеческих душ, не заботятся, как подобает, о их спасении, ленятся ходить к больным, чтобы их исповедать и причастить, не хотят посещать убогих и нищих, но ходят только к богатым, убогих же и нищих презирают, так что многие из-за их нерадения умирают без исповеди и без Причастия Божественных Тайн, то таким нерадивым иереям я напоминаю слово Христа из Евангелия: «Горе вам, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23,13). Напоминаю еще сказанное и в Иезекиилевом пророчестве, «кровь погибшего грешника Бог хочет взыскать от руки пастыря» (Иез.3,18). Господь Христос еще и так говорит в Евангелии: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18, 14). Если же погибнет кто по нерадению иерея, то какой ответ он даст о погибшей душе? Послушайте, иереи, какой ответ о стаде вашем придется вам дать в Судный день, послушайте святого Златоуста, говорящего так: «Если кто по небрежности погубит хоть одного из паствы своей, то не разрушит ли этим все свое спасение? Не лучше ли ему было бы, «если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море?» (Мк.9, 42) Ибо весь мир не стоит одной человеческой души». Что же можно сказать об иерее, который по небрежности своей погубил многие души? Не погрузится ли он в неугасимом геенском огне?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

Не могли священники даже брать деньги в руки, ибо был закон о церковных кружках и старостах, которые должны были ими распоряжаться, только священники-привратники могли брать деньги, которые тут же и опускали в кружку. Сказано: «И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень. И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем» ( 4Цар.12:9–10 ). Все эти древние законы тяготили архиереев и иереев, и в I веке до Р.Х. они осуществили буржуазную революцию в своей среде и, игнорируя древние библейские принципы, стали сами заниматься всеми коммерческими делами, таким образом развратились и стали « вертепом разбойников ». Осуществить свой буржуазный переворот иудейское духовенство смогло в результате династического переворота Ирода I Великого, когда он совершенно нелегитимно захватил власть в стране, умертвив Гиркана II в 29-м году до Р.Х. Еврейский историк Луи Финкелстайн в книге «Рабби Акива» 186 показывает, что высшее духовенство, считая себя «патрициями», обирали низшее духовенство («плебеев») поборами и грабежами. Так что иудейские архиереи делали даже вооруженные набеги на иудейских иереев и левитов (певчих), грабили их наделы и разоряли их хозяйства. Христос, дважды бросивший вызов их коммерческой пирамиде, оказался совсем не желательным для них лицом, и они, используя свои мафиозные связи с римскими властями и домом царя Ирода II Агриппы, составили против Него заговор. Действительно, любое преступление, имеет свой экономический след… О том, что Христос уже дважды бросал вызов их мафиозной пирамиде – в начале и в конце своего служения, – святитель Иоанн Златоуст пишет: «Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Царь ассирийский, будучи в недоумении о сем и не имея возможности устранить этот гнев Божий, по совету находившихся в Ассирии плененных иереев и левитов, послал в Самарию законоучителей и книжников иудейских, чтобы они научили живущих в Самарии ассириян исполнять данный Богом чрез Моисея народу иудейскому закон. И когда царь так поступил, то по мановению Божию звери исчезли и страна та сделалась пригодною к заселению. Понимаешь ли, о чудный старец, что даже и тогда, когда страна та была запущена и лишилась своих жителей, божественная благодать не отступила от нее, но еще пребывала в ней? Да и иудеев, не только в своей стране беззаконновавших, но и находящихся в плену в чужой земле, благодать Божия не оставила, но и там была с ними, посещая их пророками и законоучителями, утешая и всяким способом утверждая их в благочестии отцев их: Авраама, Исаака и Иакова. Как не обратил ты внимания, ты, такой опытный в писании старец, еще и на то, что хотя и долгое время святый град Иерусалим находился во власти безбожных сарацин и осквернялся всякими их беззакониями, но это осквернение нисколько не коснулось святого святых, то есть, находящегося в том городе божественного храма Воскресения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и прочих святых церквей и честных обителей, какие в нем и окрест его сооружены благочестивыми, но благодать принявшего в нем распятие и погребение и воскресшего Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа продолжала освящать его и прославлять великими добродетелями и богоугодными деяниями богоносных отцев, архиереев, иереев и преподобных иноков. Доказательством сказанного служит собравшийся в том городе при Софронии, святейшем патриархе Иерусалимском, священный собор, который предал проклятию безумную ересь монофелитов (единовольников). Также и другой священный собор, собравшийся в том городе против иконоборцев, который, будучи просвещен Святым Духом, писал пространное поучительное и вместе обличительное послание к Феофилу, царю греческому, который был иконоборцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010