Когда день подойдет к концу и вы будете готовиться ко сну, вспомните прошедший день, поблагодарите Бога за все хорошее, что произошло, и принесите покаяние за все те недостойные поступки и грехи, которые вы в этот день совершили. Попросите у Бога помощи и благословения на предстоящую ночь. Если вы научитесь так молиться в течение каждого дня, вы скоро заметите, насколько более полновесной будет вся ваша жизнь. Часто люди оправдывают свое нежелание молиться тем, что они слишком заняты, перегружены делами. Да, многие из нас живут в таком ритме, в каком не жили люди древности. Иногда нам приходится в течение дня делать множество дел. Но в жизни всегда есть какие-то паузы. Например, мы стоим на остановке и ждем трамвая — три- пять минут. Едем в метро — двадцать–тридцать минут, набираем телефонный номер и слышим гудки»занято» — еще несколько минут. Используем хотя бы эти паузы для молитвы, пусть они не будут потерянным временем. 4. КРАТКИЕ МОЛИТВЫ Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят:«Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв». Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык — церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с людьми, на каком думаем. Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил:«Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного». Вспомним притчу о мытаре и фарисее:«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так:«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:«Боже! будь милостив ко мне, грешному!»«(Лк. 18:10—13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему:«Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое»(Лк. 23:42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в рай.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=868...

Отсюда и решение вопроса о мерах смысла и его признаках. Если состоялось на деле то, о чём мы просим в словах: «…сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», – то далее на таковых исполняется сказанное: «…это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл» (Откр 14. 4). Путь этот даётся индивидуально и точно в обстоятельствах времени. «Всему своё время время сажать и время исторгать насаждённое время разбрасывать камни и время собирать камни время молчать и время говорить» (Еккл 3. 1–7). Каждое действие или бездействие приобретает ценность только в том случае, если оно выражает волю Божию на этот час и на этом месте. Человеку нужно лишь попасть в этот Божественный поток бытия и не выпадать из него. Только там Божественный свет, который во тьме светит и тьма не в силах поглотить его (Ин 1. 5). Там же и все плоды духовные: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5. 2). – Как быть, если не успеваешь утром вычитать молитвенное правило, а вечером уже и сил нет молиться? Можно ли произвольно сокращать молитвы, молиться на улице, в транспорте, своими словами и не в той последовательности, которая задана традицией? – Заповедь о молитве категорична: «непрестанно молитесь» (1 Сол 5. 17). Но заповедь эта широка, так как обнимает пространство от земли до неба – от молитвы одними словами до молитвы духовной и сверхъестественной. Знание немногих принципов, как известно, заменяет знание многих правил. В этой связи полезно всегда помнить цель молитвы, а именно – восстановить в своих исконных правах ум в составе нашей природы. Права же его царственные по отношению к чувствам, к воле и к телесной жизни, поскольку именно ум дан Творцом человеку как орган Богообщения. Потеряв Бога в грехопадении, ум оказался пленённым земным рассудком. «Рече безумен в сердце своём: несть Бог» (Пс 13. 1). Действительно, крайняя степень потери ума – иметь такое понятие. Молитва же – единственное средство восхождения от безумия к уму, от противоестественного состояния к естественному. Образец последнего – праотец Енох, который «ходил пред Богом и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5. 21), и который явится вместе с пророком Илией во времена антихриста, чтобы обличить его (Откр 11. 3).

http://ruskline.ru/opp/2021/08/05/interv...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Понимание свободы связано с осмыслением термина «личность». Современное же европейское, ставшее, фактически, официально международным, осознание неповторимого назначения и целостной сущности внутренне свободной личности в своей основе целиком обязано истинному христианству (что старательно игнорируют его хулители). Самовлюбленные критики православия воспринимают самих себя как значащие и самоценные личности исключительно благодаря этой уникальной религии. В иных религиозно-социальных системах они считались бы кратко живущими телесными индивидуальностями, обретающими ценность лишь в кастовых, или родовых, или полисных общественных структурах, а также всецело зависящими от неотвратимой космической или кармической судьбы. Молится личность, а отнюдь не индивидуальность . Многовековой опыт Церкви показывает, что одним из лучших путей к в é дению является Иисусова молитва , например: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 )»; «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин.14:14 ); «именем Моим будут изгонять бесов» ( Мк.16:17 ). Апостол Петр исцелял Его именем: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ( Деян.3:6 ); «тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» ( Деян.4:30 ); «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). Иисусова молитва бывает разная. Например: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, Богородицы ради, помилуй мя» – это богословски безупречный вариант Иисусовой молитвы (согласно преподобному Нилу Мироточивому Афонскому – полная, совершенная молитва); «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – наиболее распространенный ее вариант. Можно применять и молитвы «Боже! будь милостив ко мне, грешному», «Господи Иисусе, помилуй мя», а также иные краткие молитвы, в частности, из седьмой молитвы (святого Иоанна Златоустог о) вечернего правила. Однако использование имени Господа Иисуса Христа наиболее значимо. Ведь в молитве третьего антифона литургии Василия Великого обращение к Богу: «иже и двема, или трем, согласующымся о имени Твоем, прошения подати обещавый».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Возражение 5. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Вот, говорят протестанты, раз Апостол Павел призывает нас молиться на всяком месте, то значит, храмы не нужны. Но если это так, то почему Апостолы Пётр и Иоанн молились не дома, а для молитвы нарочито «шли вместе в храм» ( Деян.3:1 )? Для чего и ап. Павел, заповедавший Тимофею молиться на всяком месте, проделывал такой длинный путь, чтобы помолиться именно в храме, где Бог особым образом ответил ему ( Деян.22:17–21; 24:11 )? Очевидно, одно другому не мешает. Молиться можно и нужно всегда и везде, но молитву в храме, в Своём доме, Господь быстрее слышит, да и самому человеку здесь легче молиться. Так было и в Ветхом Завете: Бог и тогда, разумеется, слышал молитвы Своих людей (и отвечал на них!) не только в храме, но на всяком месте – на поле сражения ( 1Пар.5:20 ), на постели ( 2Пар.32:24 ), во чреве кита ( Ион.2:2–11 ), в пустыне и песках Египта ( Пс.106:4–6, 10–13 ), в городке Дофаиме ( 4Цар.6:17–18 ) и т.д. Тем не менее, храм, по воле Самого Бога, был построен, и целью его, кроме прочего, было скорое услышание Богом людских молитв (см. 3Цар.8:28–30 ). Одна истина никогда не противоречит другой; поэтому истина о том, что Богу можно молиться на всяком месте, не отменяет другой истины, что молитвы в храме имеют особую важность и благодатность, и Бог скорее и легче их слышит и отвечает на них. Возражение 6. «...а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно» ( Евр.9:5 ). Протестанты заявляют: слова «о чем не нужно теперь говорить подробно» означают, что всё, что касается иерусалимского храма, теперь, т.е. в Новом Завете, уже не нужно. На самом деле, говорить подробно об устройстве иерусалимского храма ап. Павлу не было нужды не по указанной причине, а потому, что: 1) Ветхий Завет уже давно и подробно сказал об этом; 2) еврейский народ, которому Павел адресует своё послание, уже давно устройство храма изучил; 3) распространяться о данном вопросе не входило в цели настоящего послания Апостола. Если бы всё, что касается ветхозаветного храма было бы не нужно, то Господь не стал бы воссоздавать и исправлять скинию Давидову падшую ( Деян.15:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Православный. – Ты, друже, берешь вопрос весьма сложный и обширный – подробно его нам сегодня не разобрать, если хочешь беседовать сегодня же, то будем кратки, коснемся только существенных сторон этого вопроса. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой действительно сказал: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет себе ( Ин.4:21–23 ). Слова эти направлены против иудеев и самарян, которые, имея два храма, одни – в Иерусалиме, другие – у себя, в Самарии, на горе Гаризине, – спорили между собою, который из этих двух храмов есть законное место совершения Богослужения. Отцы наши поклонялись на этой горе, – говорит самарянка Спасителю, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (ст. 26). В ответ на это Спаситель предсказывает, что Его последователи будут поклоняться Отцу в духе и истине не в одном каком-либо городе или храме, а на всяком месте. И действительно, когда вера Христова распространилась по всей вселенной и принята была целыми народами, то везде, во всех концах земли, возникли храмы Божии; и теперь, на всяком месте «поклоняются Богу духом и истиною» и везде приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Видишь ли, что Спаситель указанными словами не осуждал и не мог осуждать их, ибо и Сам Он, и святые Апостолы Его, как тебе известно, посещали храм Иерусалимский для молитвы и поклонения Богу. Однажды Господь Иисус Христос, изгнав из храма производивших в нём беспорядок иудеев, сказал им: Написано: дом Мой дом молитвы наречется; вы же сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:17 ). Итак, храм, по слову Господню, есть «дом Божий», «дом молитвы». Молоканин. – Если храмы суть «домы Божии», то почему же апостол Павел сказал, что Бог не в рукотворенных храмах живет ( Деян.17:24 )? Православный. Бог вездесущ, и, по выражению Соломона, даже небо, и небо небесе не довлеют Ему ( 3Цар.8:27 ), тем паче храм, созданный руками людей… Но, по милости Своей и снисхождению к людям, Господь благоволит посещать особенною Своею благодатию храмы, которые верующие посвящают Его святому имени и предназначают для молитвы; и храмы эти становятся местами особенного присутствия Божия, «домами Божиими». Клянущийся храмом, – сказал Спаситель, – клянется им и Живущим в нём ( Мф.23:21 ). Хотя Бог везде, и на всяком месте владычествия Его можно благословлять Его святое имя ( Пс.102:22 ), но в храмах особенно угодно Ему принимать молитвы верных. Господь сказал Соломону, создавшему храм: Освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Моё тамо во веки: и будут очи Мои ту и сердце Моё во вся дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. 2:1–2. Где зарождалось христианство, там заводились и общие собрания, в частном ли доме или в нарочито устроенном для того (в церкви). И вот, на этих собраниях, святой Павел заповедует Тимофею, как настоятелю Церкви, совершать вместе с паствой разного рода молитвы к Богу, просить Его об избавлении скорбей. Это предмет молитвы, вымаливать – испрашивать у Него благ, это предмет моления – жаловаться на врагов видимых и невидимых и испрашивать помощи против них, это предмет прошения (Феодорит). Благодарить Бога за дарованные блага, это предмет благодарения. За кого молиться? За всех человеков – верных и неверных, друзей и врагов. «Священник, говорит Златоуст, есть как бы общий отец целой вселенной, поэтому прилично ему заботиться о всех, подобно тому, как печется о всех Бог, на службу Которому он поставлен». И потом Апостол особо выделяет тех, за кого обязательно нужно молиться – за царей и за всех начальствующих, под гражданскою властью которых находятся христиане Чего им желать и просить в молитве? Мира и благоденствия, чтобы они имели силу внутри, и обладали средствами защиты всех совне, чтобы имея силу внутри, соблюдали правосудие, изыскивали средства к благосостоянию, укрощали злых. При таком порядке водворится мир между подданными, тогда и христианам можно жить в мире и безмятежии совне – от язычников, а внутри – во всяком благочестии, в правой вере и чистоте, в воздержании от страстей, в добродетельной жизни. Это – первая цель, так сказать внешняя, молитвы Христовой за царя и за правительство. Далее святой Павел указывает другую, внутреннюю цель молитвы за них, чтобы Господь вразумил их и спас. 2:3–4. Вот, говорит, что хорошо и угодно. Спасителю наш ему, чтобы все люди спались и познали истину. Следовательно, христиане и должны молиться Ему о том, чтобы Он вразумил царей и правителей, и привел их к познанию истины – веры в Него, веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе, и таким образом спас их. Ибо это есть единственный путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Святые же, по словам Христа, «равны Ангелам» ( Лук. 20:36 ) и живут на небе, как Ангелы, в общении с всеведущим Богом, пребывают в Нем, и Он в них, поэтому и они, как Ангелы, знают на небе через Бога о том, что совершается на земле, подобно Ангелам, слышат наши молитвы, ходатайствуют за нас перед Богом и помогают нам в наших нуждах, как это мы уже видели из примеров св. Писания (см. п. 8–й). Следующее примеры из св. Писания ясно говорят о том, что святые могут слышать молитвы к ним людей, живущих на земле. Авраам, не смотря на «великую пропасть» между праведниками и грешными, услышал просьбу богача из ада о нем и о братьях его ( Лк. 16 гл.). Он же, несмотря на то, что умер несколько сот лет раньше Моисея и пророков, знает на небе о том, что они жили на земле и оставили людям для руководства в вере «закон» и «пророчества»: «У них есть закон и пророки, говорит Авраам богачу, пусть слушают их» ( Лк. 16:29 ). Авраам же, умерший несколько тысяч лет раньше пришествия в мир Христа, ожидал Его пришествие, узнал о дне явления в мир Мессии Спасителя и возрадовался на небесах: «Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдает слово Мое, тот не вкусит смерти во век... Иисус отвечал... Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин. 8:52–56 ). Итак, Христос говорит, что Авраам, живущий на небе, знал о явлении Христа на землю, а сектанты упорно утверждают, что святые ничего не знают на небе, что делается на земле. Пророк Самуил, живя на небе, знает, что должно случиться на земле с Саулом и народом Израильским ( 1Цар. 28:1–19 ): «Он пророчествовал и после смерти своей и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир. 46:23 ). Из откровения мы знаем, что небесные угодники Божьи и св. Ангелы возносят на небе перед Богом «молитвы святых» (5:8; 8:3–4), т. е. молитвы христиан, живущих на земле, которые именуются «святыми», как освященные в таинстве св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

17). Пророк Елисей передавал царю Израильскому о всех планах, какие строил царь Сирийский, чтобы погубить царя и его войско; он «пересказывал царю Израильскому и те слова, которые он говорил в спальной комнате своей» ( 4Цар. 6:8–12 ). Елисей же обличил и наказал проказой слугу своего Пезия, тайно взявшего серебро от исцеленного от нее военачальника Неемана ( 4Цар. 5:25–27 ), а ап. Петр наказал смертью Анания и Сапфиру, утаивших от него часть из цены проданного их имения ( Деян. 5:1–11 ). Совершенно естественно и понятно, что, освободившись от бренных тел и пребывая на небе в Боге, источнике всякого знания, святые еще легче могут знать через Бога, и действительно знают, о том, что творится на земле, могут слышать, и действительно слышать, наши к ним молитвы и по любви к нам молятся о нас перед Богом. Так, напр., Авраам, будучи на небе, знал о нераскаянности нечестивых братьев богача ( Лк. 16:31 ), узнал и возрадовался о дне явления Христа на землю ( Ин. 8:52–56 ). Пророк Самуил, живя на небе, явился царю Саулу и предсказал смерть его и гибель его войска ( 1Цар. 28:1–19 ; См. Сир. 46:23 ). Об Ангелах мы уже знаем, что они, находясь на небе, знают о всякой соблазняемой душе на земле ( Мф. 18:10 ), радуются о кающихся грешниках ( Лк. 15:10 ), молятся о них ( Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ) и вместе с угодниками Божьими возносят молитвы христиан к престолу Отца Небесного: «И когда Он (Агнец) взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых», т. е. верующих христиан (От. 5:8). «И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (От. 8:3–4). Следовательно, святые и Ангелы Божьи, находясь на небе в постоянном общении с Богом, через Бога же, осеняемые Его благодатью, обладают высшим знанием, знают о том, что делается на земле, слышат наши к ним молитвы и молятся за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Что значит иметь мир с Богом, в другом месте пишет св. Лев, как желать того, что Он заповедует и не желать Им запрещенного. Если в человеческой дружбе жаждут иметь (друзей) сродных по духу (pares animos) и одинаковых по настроению (similes voluntates), и никогда люди с различными наклонностями не могут дойти до крепкой дружбы, (если так в человеческом обществе), то как же будет в мире с Богом тот, кому нравится неугодное Богу и кто стремится находит удовольствие в том, чем Бог , как он знает, оскорбляется. He таково душевное настроение сынов Божиих и не такого образа мыслей требует честь всыновления. Род избранный, род царей пусть будет достоин своего обновления, пусть любит то, что любит Отец и ни в чем не расходится (in nullo dissentiat) с Творцом своим, чтобы Господь не повторил снова слов Своих: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» ( Ис.1:2–3 ). Так значит, понятие примирения с Богом можно понимать в смысле примирения с промыслом Божьим в жизни, зрения Бога во всех жизненных случаях, во всяком случае примирение человека с Богом есть процесс, совершающийся в душе человека, а не наоборот. Здесь вкратце остановимся вообще на значении для человека молитвы, как средства к умиротворению души, посмотрим, что во время молитвы необходимо для моления Бога, т.е. для исполнения молитвы, что значит слух Божий и ответ от Господа на молитву нашу и каким просьбам человека Бог внимает, т.е. в чем должны заключаться прошения молитвы? Это глубоко и отчетливо излагает блаж. Августин в толковании на молитву Господню, которую он считает образцом всякой молитвы; он пишет следующее: «когда мы говорим: да святится имя Твое, то мы сами себя возбуждаем, к желанию, чтобы имя Его, святое всегда само по себе, почиталось святым и у людей..., ибо это необходимо не для Бога, a для людей; таким образом сказавший: «да познают они (т.е. чужие народы) Тебя, как мы познали, и да веруют они пророкам Твоим» ( Сир.36:5, 17 ), говорил тем не иное что как: да святится имя Твое, – Словами: да приидет царствие Твое, которое придет и независимо от нашего желания, мы выражаем свое желание достичь этого царства, чтобы оно пришло к нам, и мы оказались достойными царствовать в нем, и кто говорит: «Боже, восстанови нас, да воссияет лице Твое и спасемся» ( Пс.79:4 ), повторяет тем слова: да приидет царствие Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010