Содержание От редакции Введение Отдел I. Понятие о христианской молитве и краткое изъяснение молитвы Господней как образца всякого нашего моления Глава 1. Понятие о христианской молитве Глава 2. Краткое изъяснение молитвы Господней как образца всякого нашего моления Отдел II. Виды молитвы Глава 1. Молитва внутренняя и наружная 1. Понятие о внутренней молитве 2. Понятие о наружной молитве 3. О необходимости соединения молитвы внутренней и наружной Глава 2. Молитвы: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная 1. Понятие о хвалебной молитве 2. Определение просительной молитвы и наша обязанность возносить ее 3. Определение покаянной молитвы. Отличие ее от молитвы просительной. Ее необходимость 4. Определение благодарственной молитвы Глава 3. Молитва ходатайственная – молитва за других 1. О молитве за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей 2. О молитве за скорбящих, бедствующих и подверженных духовным недугам 3. О молитве за врагов своих 4. О молитве за всех людей 5. О молитве за всех усопших православных христиан 6. Вопрос о молитве за умерших без веры в Господа, повинных в смертном грехе, самоубийц и за скончавшихся вне ограды святой Православной Церкви Глава 4. Молитва: частная и общественная 1. Определение частной молитвы 2. Определение общественной молитвы Отдел III. Условия благоуспешной молитвы Глава 1. Приготовление к молитве 1. Примирение со всеми 2. Отрешение от всего земного и устремление своего ума и сердца в мир горний 3. Воспоминание Страшного Суда Божия и вечных мучений, уготованных грешникам 5. Молитвенное прошение ко Господу о том, чтобы Он ниспослал нам великий благодатный дар молитвы Глава 2. Условия, требуемые при совершении молитвы 1. Вера в Бога, в Его вездеприсутствие 2. Страх Божий и внимание 3. Сыновняя любовь к Небесному Отцу 4. Надежда на Бога 5. Смирение. Слезы. Пост. Возношение молитвы от чистого сердца 6. Совершение молитвы: во имя Господа нашего Иисуса Христа, призывание на помощь Божией Матери и всех святых 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

ОТДЕЛ I. ПОНЯТИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ МОЛИТВЕ И КРАТКОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ КАК ОБРАЗЦА ВСЯКОГО НАШЕГО МОЛЕНИЯ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ МОЛИТВЕ Таинственность христианской молитвы Молитва есть одно из таинственных явлений христианской жизни. «Имя молитвы есть чудно, – говорит архимандрит Иринарх, – непостижимо человеческим разумом, недоведомо ангельским умом, объясняемое только во глубине неисследимой бездны любви Божией к человеческому роду» 22 . Поэтому-то дать полное, исчерпывающее определение молитвы – невозможно. Святые отцы и подвижники христианские, всю свою жизнь посвятившие молитвенному подвигу, достигши самых высоких ступеней в нравственном совершенствовании, не могли с точностью указать, что нужно понимать под христианской молитвой. Одни из них придают ей преимущественно интеллектуальные свойства: называют ее «беседою ума», его восхождением к Богу 23 . Другие определяют молитву со стороны волевых функций: называют ее «деланием» 24 , «путем к Богу» 25 , «служением выше других» 26 и т. д. Третьи говорят о молитве как сердечной деятельности. «Молитвою, – пишет святитель Феофан, – преимущественно оживляется сердце в чувствах своих» 27 . Называют «страх Божий» началом всякой добродетели 28 , в частности – и молитвы 29 . А святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский определяют молитву как «прошение у Бога» 30 . Такое различие в определении молитвы, по суждению Исаака Сирина , объясняется тем, что для предметов будущего века, каковым и является молитва , мы не имеем подлинного и истинного названия 31 . Вникая в психологию молитвы, можно установить только отдельные ее существенные признаки, по которым и составить хотя частичное ее определение. Понятие о молитве в узком смысле Молитва может быть понимаема в двояком смысле: узком и широком. Существенным признаком молитвы, понимаемой в узком значении, служит устремление души человека к Богу. «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» ( Пс. 24, 1 ), «Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою» ( Пс. 85:4, 142:8 ), – восклицает Псалмопевец. Возношение души к Богу есть не что иное, как устремление всех ее сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Глава 4. ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ МОЛИТВЫМОЛИТВА СЕРДЕЧНАЯ 4.1. Первый признак второй степени молитвы – участие внимания и ума Второй вид молитвы, или вторая степень ее, не есть что-либо отличное от той, которая рассматривалась выше. Нет, это та же молитва, только произносимая не одними устами, а с самым ближайшим участием ума и внимания молящегося. Тогда как «низшая молитва прерывается помыслами и соединяется с телесными заботами», так что молящийся «не слышит сам себя, туда и сюда носясь мыслию и не помня, какие произносит слова» 224 . Вторая степень молитвы характеризуется тем, что когда произносятся слова, то «ум с умилением следует за оными и знает, к Кому обращает прошение» 225 . Внимательность к произносимому, теснейшая связь слов молитвы с мыслями о них и молитвенными переживаниями – вот существенные признаки этой молитвы 226 , являющейся высшей в сравнении с первой. Без внимания в молитве нельзя достигнуть хоть сколько-нибудь существенных результатов. «Если кто устами творит молитву, а ум его кружится, какая польза?» 227 – спрашивает святой Григорий Синаит . «Когда один созидает, а другой разоряет, – говорит он, – ничего из этого, только труды 228 . Но как телом кто делает, тот должен делать и умом, чтоб телесно не казаться праведным, а в сердце быть исполненным всякой неправды и нечистоты» 229 . Далее святой Григорий приводит слова святого апостола Павла, подтверждающего его мысль: «Хощу пять словес умом моим глаголати,... нежели тьмы словес языком» ( 1Кор.14:19 ). По словам преподобного Нила Синайского , истинная молитва есть результат внимания, за которым «не другое что лучшее следует, а молитва» 230 . Поэтому-то святые подвижники советуют молиться исключительно со вниманием, перечитывая слова молитвы, прочитанные невнимательно. «Как только заметишь пленение ума 231 , – поучает преподобный Никита Стифат , – остановись, и хотя бы ты был уже на конце псалма, востеки усердно к началу его и, снова начав, читай поряду тот же псалом, и делай так, хотя бы многократно в час случилось с тобой пленение» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава 3 Чудесное исцеление Св. ап. Петром хромого от рождения (1–11). Речь по сему поводу к народу (12–26) Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. «В час молитвы девятый», επ τν ραν τς προσεχς τν ενντην, слав. не столь правильно «на молитву в час девятый». Греческий текст и русский перевод предполагают формой своего выражения еще другие часы молитвы, кроме девятого: эти другие часы – были третий и шестой (по нашему 9-й и 12-ый). Между тем славянский перевод выражается так, что можно допустить случайность совпадения молитвы Апостолов с девятым часом (по нашему 3-м по полудни). Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются в еврейской истории весьма рано: еще Давид в одном из псалмов указывает на молитву вечером, утром и в полдень ( Пс. 54, 18 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском ежедневно три раза преклонял колена для молитвы ( Дан. 6, 10 ). В храме утренний и вечерний часы (3-й и 9-й) освящались особо узаконенными утренним и вечерним жертвоприношениями, и на один из этих-то часов молитвы и шли апостолы, чтобы вознести свои молитвы Богу установленными от Него и до времени не терявшими своего значения для них храмовыми Богослужениями. Деян.3:2 .  И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, про­сить милостыни у входящих в храм. «Хромой от чрева матери его» – Деян. 4:22 – ему было теперь более сорока лет. О «Красных вратах» храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (Иуд. война 5:5, 3). Деян.3:4 .  Петр с Иоан­ном, всмотрев­шись в него, сказали: взгляни на нас. Деян.3:5 .  И он при­стально смотрел на них, надеясь по­лучить от них что-нибудь. Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга Апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвы в телесных недугах Здоровье — бесценный дар, который мы начинаем ценить, только когда теряем. Но о нем необходимо заботиться и тогда, когда ничего не беспокоит: соблюдать заповеди, вести правильный образ жизни, избавляться от вредных привычек. В сохранении здоровья и в исцелении от болезней помогут и православные молитвы. В этой книге вы найдете молитвы о болящих, молитвы о терпении болезней и несчастий, а также молитвы при различных болезнях, в т.ч. молитвы, читаемые при заболевании раком. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Молитвы в телесных недугах Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14-403-0290) Молитвы о болящих (общие) Тропарь, глас 4-й Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему (имя), и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 2-й На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго; сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив. Молитва в болезни Господи Боже, Владыко жизни моей, Ты по благости Своей сказал: не хочу смерти грешника, но чтоб он обратился и жив был. Я знаю, что эта болезнь, которою я страдаю, есть наказание Твое за мои грехи и беззакония; знаю, что по делам моим я заслужил тягчайшее наказание, но, Человеколюбче, поступай со мною не по злобе моей, а по безпредельному милосердию Твоему. Не пожелай смерти моей, но дай мне силы, чтобы я терпеливо сносил болезнь, как заслуженное мною испытание, и по исцелении от нее обратился всем сердцем, всею душою и всеми моими чувствами к Тебе, Господу Богу, Создателю моему, и жив был для исполнения святых Твоих заповедей, для спокойствия моих родных и для моего благополучия. Аминь. Молитва болящей

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Молитва Господня Молитва Господня читается: Отче наш , иже еси на небесех и т. д. Она принята христианской церковью из уст самого Господа Иисуса Христа ( Мф.6:9 , Лк.11:2 ) и потому называется Господней. В Евангелии Луки читаем: «случилось, что когда Он (Иисус) в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите (или, как читаем в Евангелии Матфея, молитесь так): Отче наш и т. д. Нет сомнения, что каждый из нас непременно должен знать и буквально повторять эту молитву; не только неопытные, но также опытные и усовершившиеся в деле молитвы, все обязаны молиться по данному нам готовому образцу молитвы. От этой обязанности не освобождает нас то, что, по слову, Спасителя, «поклоняющиеся Отцу должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Данный Христом образец молитвы не есть буква убивающая, а дух животворящий, не есть что-нибудь преходящее, временное, несущественное и допускающее изменения, напротив, в ней выражается истинная, непреложная сущность молитвы. Св. Киприан так рассуждает об этом: «Христос предрекает, что грядет час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною, и исполнил обетование, так что мы, которые прияли дух и истину по силе принесенного Им удовлетворения, поклоняемся истинно и духовно по Его также преданию. Ибо, какая молитва может быть духовнее той, которую дал нам Христос, пославший нам и Духа Святаго? Какое моление пред Отцом может быть более истинным, как не произошедшее из уст Сына, Который есть Истина? Молиться иначе, нежели как Он научил, есть не только невежество, но и преступление» 9 . – Таким образом, ревнители молитвы духовной напрасно стали бы уклоняться от употребления молитвы Господней под тем предлогом, будто оно несогласно с духовным служением Богу: она есть самое лучшее выражение молитвенных духовных расположений и лучшее средство для возбуждения и укрепления их. «Итак, – продолжим слова св. Киприана, – будем молиться так, как Учитель наш Господь научил. Любезна и приятна молитва того, кто просит Бога Его же словами, кто в уши Его возносит моление Христово. Знает Отец глаголы Сына. Когда молитву Сына воссылаем, то в сем гласе слышится Тот самый, Который обитает в персях Отца; и так как мы имеем в Нем Ходатая пред Отцом о грехах, то, прося о грехах, произносим слова Споручника нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

XLII. О почитании храмов Божиих Ещё в Ветхом Завете Богу было угодно проявлять особенное присутствие Своё на отдельных местах, где делались жертвоприношения ( Быт.4:4 ). Жертвенники в древней церкви заменяли собой храмы. Позже пророк Моисей устроил по повелению Божию первый храм на земле истинному Богу. В книге Исход читаем: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; всё (сделайте), как я показывал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте» ( Исх.25:8–9 ). В другом месте читаем: «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертёж притвора и домов его, и кладовых его... Всё сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11–19 ). Отсюда видно, что построить храм угодно было Самому Богу. Сам Бог повелел Моисею и Давиду построить храм для общественной молитвы. В этом храме Бог обещал пребывать вечно, как говорит Соломон: «А я построил дом в жилище Тебе (Святой), место для вечного Твоего пребывания» ( 2Пар.6:2 ). Пророк Иезекииль говорит: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез.43:7 ). А вот послушайте, что говорит Господь о храме устами пророка Исаии. Он обещает дать сынам Израилевым имя и место лучшее, нежели сынам и дочерям, имя вечное, которое не истребится. Он говорит: «тем (которые будут держаться завета Его) дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис.56:5 ). Здесь пророк говорит о новом имени, имени христиан, которое Господь даст в доме Своём. Далее в седьмом стихе читаем пророческие слова об этом доме: «Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». Пророчество, что дом Господень назовётся домом молитвы для всех народов, Господь подтвердил во время Своей земной жизни. Войдя в храм, Он нашёл там страшный беспорядок. Люди забыли, что храм должен служить домом молитвы, и обратили его в разбойнический вертеп. Поэтому Христос напоминает им слова пророка Исаии, говоря: «написано: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 6. МОЛИТВА ИИСУСОВА, ИЛИ УМНАЯ МОЛИТВА 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания В основание умной молитвы, развивающей громадную молитвенную энергию, энергию высокого молитвенного чувства, положена краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» большинство подвижников «Добротолюбия» оставили в своих творениях учение об этой молитве. Особенно же потрудились в научении умной молитве, по словам святого Симеона Солунского , богоносный Лествичник, Диадох святый, епископ Фотики, Симеон Новый Богослов , аскет Никифор и многие другие 283 . Наилучше же написали о ней Духом водимые богоносные отцы наши Каллист, бывший патриарх Царствующего града, и сотрудник и сподвижник его преподобный Игнатий, в ста главах изложив о ней учение духовное, высокое и богомудрое 284 . Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ); другой – что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» ( 1Ин.4:2 ); а апостол Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога живаго!» ( Мф.16:16 ). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде 285 . Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Молитву «Отче наш» дал нам Сам Бог. Эта молитва, по словам Тертуллиана, «объемлет все учение Господа, и на память приводит все Его уроки и наставления, так что она воистину есть сокращение всего Евангелия » . Как привести молитву Господню свой дом, в свою жизнь, в жизнь своих детей – эти вопросы в каждой семье решаются по-разному. Одна ситуация, когда единственный верующий человек в доме – бабушка, религиозность которой не приветствуется родителями. Другая ситуация – когда один из родителей верит в Бога, хочет растить своих детей в вере, а второй супруг вовсе не горит желанием превращать свой дом в церковь. А есть семьи, в которых это как раз ставится задачей: сделать свой дом малой Церковью. И в каждой ситуации обучение молитве, изучение молитвы, формы общей молитвы будут разными. То, что я хотела бы предложить – всего лишь размышления о том, как молитва Господня может прийти в наш дом. Как мы, родители, можем помочь нашим детям, большим и маленьким, задуматься над смыслом этой молитвы. Может быть, после наших объяснений дети смогут понять это «сокращенное Евангелие». А может быть, объясняя детям молитву, мы даже сами что-то поймем. Этапы «освоения» молитвы Господней можно очень условно, очень схематично расписать так: 1 этап – молитва встраивается в ритм жизни дома. Это когда молитва оказывается неотъемлемой органичной частью распорядка жизни детей. Этот «этап» начинается рождения (даже с зачатия!) ребенка. 2 этап – узнавание слов молитвы. Узнавание, запоминание происходит в процессе ежедневного повторения этих слов. Это возможно с тех пор, как ребенок учится свободно говорить, скорее даже – учить наизусть не очень короткие стихи, то есть с 4-5 лет, у кого как. У некоторых только с 6 или 7 лет, и это совсем не поздно. В этом вопросе, конечно, лучше поздно, чем никогда. 3 этап – осознавание смыслов (теоретическое изучение). Слушать «теорию» можно хоть с грудного возраста, присутствовать во время разговора о молитве тоже можно с младенчества, но как-то реально участвовать, понимать – наверное, лет с десяти. Тоже примерно.

http://pravoslavie.ru/116024.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010