В житиях святых и в творениях Отцов Церкви описано множество случаев, когда во время молитвы ум человека бывал «восхищен» в иной мир, где он созерцал Бога, ангелов, Царство Небесное. Апостол Павел пишет: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:1–4 ). Преподобный Исаак Сирин пишет о созерцаниях и откровениях, которые случались со святыми во время молитвы: «Когда священник приготовится, станет на молитву, умилостивляя Бога, молясь и собирая свой ум воедино, тогда Дух Святой нисходит на хлеб и вино, предложенные на жертвеннике. И Захарии во время молитвы явился ангел и предвозвестил рождение Иоанна. И Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение... И... архиерей однажды в год, в страшное время молитвы... входил во Святое святых и повергался на лицо свое, и слышал Божьи глаголы в страшном и неизреченном видении. О, как страшно сие таинство, которому служил при этом архиерей! Так и все видения святым бывают во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столь прилично принятию дарований, как время молитвы, в которое человек собеседует с Богом? В это время... человек... погружается мыслью в единого Бога, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое... и ум поражается и поглощается изумлением... и бывает он вне мира сего... И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в незнании всего здешнего. Сие-то незнание называется лучшим знанием. О сем-то незнании говорится: блажен постигший незнание, неразлучное с молитвой». 296 Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые «человеку нельзя пересказать». В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одна женщина из города Чачак, которая работает в доме сирот и заботится о них, говорила мне, что она молится так: «Дай мне, Господи, сил сделать как можно больше добра». Хороша ли такая молитва? Молитва хороша, но берегись, чтобы не погордиться тебе добрыми делами. В этой девичьей церкви мы должны понять следующее. Когда молимся, – будем молиться всем сердцем, когда любим, – будет всем сердцем любить, когда боимся Бога, – будем трепетать всем сердцем, когда веруем, – да веруем всем сердцем. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано ему было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:1–4 ). Это одно из великих видений, которые видел Иоанн Богослов, сын Зеведеев, некогда бывший простым рыбаком на Галилейском озере, ставший впоследствии великим апостолом Христовым. Это чудесное и утешительное видение для болящих, а не для здоровых, для грешных, а не для праведных, для скорбящих, а не для радостных. Наше утешение в том, что святые Божии на небесах молятся о нас Богу, ибо за кого они еще могли бы возносить молитвы, если не за нас, странников земных, грядущих в Царство Небесное, спотыкаясь и падая в пути? Нет им нужды молиться о себе, ибо они окончили свой земной путь и вошли в Царство. Святые Божии возносят молитвы за нас, своих братьев, которые еще в пути. О чем молятся святые пред престолом Божиим? Они возносят молитвы, которые необходимы нам, они исправляют и очищают наши молитвы и доносят их до Бога. Ангел же Божий освящает эти молитвы небесным фимиамом из золотой кадильницы. Какой этот фимиам небесный – этого мы знать не можем, но, без сомнения, благоухание его Господу слаще и приятнее любого земного благоухания. Сказано, что Ангелу дано множество фимиама, это значит, что и молитвы святых Божиих многочисленны. А еще это может означать, что наши молитвы требуют очищения святых, чтобы чистыми дошли они до престола Бога живота, ибо страшное слово сказал пророк: вся праведность наша, – как запачканная одежда ( Ис.64:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

6–8. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. (И иноплеменником приложившимся Господеви работами Ему и любити имя Господне, еже быти ему в рабы и рабыни, и вся снабдящыя субботы Моя не оскверняти и держащыя завет Мой, введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком, глаголет Господь, собираяй разсеянныя Израилевы, яко соберу к нему собор). Как скопцам-евнухам (ст.4–5), так и иноплеменникам даст Господь отрадные обетования. Если иноплеменник присоединится к Господу, т.е., вступит с Ним в завет (ср.ст.4), чтобы служить Ему, любить имя Его или с любовью к Его славе исполнять Его закон и вообще соблюдать все по завету; то Господь возведет его на Свою святую гору – на Сион и здесь, – в Своем храме, как в доме молитвы, возвеселит или обрадует его, именно тем, что исполнит Его молитву, подобно тому, как Господь обрадовал некогда бесплодную и печальную Анну, даровав ей, по молитве её в храме, благословенного сына, впоследствии знаменитого в сонме пророков, Самуила. – Иноплеменники, ища спасения, будут обращаться к Богу еще и в храме ветхозаветном, будут еще сюда, на жертвенник сего храма, приносить свои всякие жертвы, и жертвы их будут приятны Богу, ибо они будут приносимы с верой в обетование о наступающем оправдании и спасении (ст.1). И дом Божий, т.е. храм Его, дом молитвы наречется всем языком, или назначен будет домом молитвы для всех народов, к нему будет собираться не один Израиль (как это было в великие праздники), а собор народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А ты говоришь: какая мне нужда в молитве? Конечно, если мы сами будем беспечны, никто не в состоянии будет помочь нам своими молитвами. Какую пользу принес Иудеям Иеремия? Не троекратно ли он приступал к Богу и не троекратно ли слышал: " Н е возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя " (Иер.7:16)? Какую пользу оказал Саулу Самуил? Не до последнего ли дня он плакал о нем, а не просто молился только? Какую пользу принес он израильтянам? Не говорил ли он: " и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас " (1Цар.12:23)? И не погибли ли они все? Итак, скажут, молитвы не приносят никакой пользы? Приносят, и большую, но – когда и мы делаем что-нибудь; молитвы (других) содействуют и помогают, а содействовать кто -либо и помогать может только тому, кто уже сам действует; если же сам оста­нешься в бездействии, то не получишь большой пользы. 4. Действительно, если бы молитвы (других), при бездей­ствии с нашей стороны, имели силу вводить нас в царствие, то почему не все эллины – христиане? Не за весь ли мир мы молимся? Не делал ли того же и Павел? Не молимся ли мы, чтобы все обратились к спасению? Почему же, скажи, нечести­вые не делаются благочестивыми? Не оттого ли, очевидно, что они ничего не хотят привнести со своей стороны? Итак, мо­литвы (других) доставляют великую пользу, когда и сами мы привносим к ним то, что требуется от нас. Хочешь ли знать, как бывали полезны молитвы? Вспомни о Корнилие (Деян.10:4), о Тавифе (Деян.9:36). Послушай также, что говорил Иаков Лавану: " Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем " (Быт.31:42). Послушай еще, что гово­рит Сам Бог: " Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего " (4Цар.19:34). Но когда это? При Езекии, который был праведен. Между тем если бы молитвы имели силу и для великих нечестивцев, то почему, и во время нашествия Навухо­доносора, Бог не сказал того же, а предал город? Потому, что тогда более усилилось нечестие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, – сказал Спаситель о детях, – ибо, говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ), то есть дети имеют в ангелах своих защитников и предстателей пред Богом. Как же можно «презирать» детей, когда они имеют заботы о себе даже у Ангелов?! Ангелы, как «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ), действительно и осязательно являются людям, когда «услышаны молитвы их и милостыни их вспомянулись пред Богом» ( Деян.10:31 ). Они свидетели и молитвам, и милостыням людей, и тому, что все это принято Богом. Они посредники между Богом и человеком и служители Богу и спасению людей. На небесах представители всех святых Ветхого и Нового Заветов (12 сыновей Иакова, или колен Израилевых, и 12 Апостолов), то есть «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). И «иному ангелу» на небесах «дано было множество фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Богом» ( Откр.8:3–4 ). Молитвы таких святых, небесных или земных, возносятся Ангелами и небесными старцами к престолу Божию? Надо полагать, что не небесных же святых, так как небесные и молятся сами у престола Божия. И они не только сами молятся, но еще и представляют Богу молитвы других святых, то есть не иных святых, как только земных. Святыми же называются все христиане, как призванные к святости ( 1Фес.4:7 ). Когда святые земли молятся, то их молитвы возносят к Богу Ангелы и святые люди на небесах. Не без посредства небесных святых восходят к Богу молитвы земных. Причастность святых к заботам о земных людях и их спасении, живая любовь их, полная сострадания, и есть их временное, среднее, неполное состояние блаженства до всеобщего воскресения и суда, после чего только они будут иметь полноту блаженства и радость спасения за себя и за всех спасенных. Земные дарования святых на небесах В этом факте, что святые небесные жители подлинно живы, все видят, слышат, знают, чувствуют и на все отвечают, что происходит на земле, заключается другой важнейший факт, что святые люди уходят от земли с теми способностями, навыками, благодатными дарованиями, которые приобрели на земле и ничего кроме тела не теряют, и с ним ограниченности действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Молитва Господня Молитва Господня читается: Отче наш , иже еси на небесех и т. д. Она принята христианской церковью из уст самого Господа Иисуса Христа ( Мф.6:9 , Лк.11:2 ) и потому называется Господней. В Евангелии Луки читаем: «случилось, что когда Он (Иисус) в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите (или, как читаем в Евангелии Матфея, молитесь так): Отче наш и т. д. Нет сомнения, что каждый из нас непременно должен знать и буквально повторять эту молитву; не только неопытные, но также опытные и усовершившиеся в деле молитвы, все обязаны молиться по данному нам готовому образцу молитвы. От этой обязанности не освобождает нас то, что, по слову, Спасителя, «поклоняющиеся Отцу должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Данный Христом образец молитвы не есть буква убивающая, а дух животворящий, не есть что-нибудь преходящее, временное, несущественное и допускающее изменения, напротив, в ней выражается истинная, непреложная сущность молитвы. Св. Киприан так рассуждает об этом: «Христос предрекает, что грядет час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною, и исполнил обетование, так что мы, которые прияли дух и истину по силе принесенного Им удовлетворения, поклоняемся истинно и духовно по Его также преданию. Ибо, какая молитва может быть духовнее той, которую дал нам Христос, пославший нам и Духа Святаго? Какое моление пред Отцом может быть более истинным, как не произошедшее из уст Сына, Который есть Истина? Молиться иначе, нежели как Он научил, есть не только невежество, но и преступление» 9 . – Таким образом, ревнители молитвы духовной напрасно стали бы уклоняться от употребления молитвы Господней под тем предлогом, будто оно несогласно с духовным служением Богу: она есть самое лучшее выражение молитвенных духовных расположений и лучшее средство для возбуждения и укрепления их. «Итак, – продолжим слова св. Киприана, – будем молиться так, как Учитель наш Господь научил. Любезна и приятна молитва того, кто просит Бога Его же словами, кто в уши Его возносит моление Христово. Знает Отец глаголы Сына. Когда молитву Сына воссылаем, то в сем гласе слышится Тот самый, Который обитает в персях Отца; и так как мы имеем в Нем Ходатая пред Отцом о грехах, то, прося о грехах, произносим слова Споручника нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Правильно исполненная молитва должна производиться с усердием, вниманием и благоговением перед Богом. Молитву нужно произносить ясно, понимая смысл её слов. Для того чтобы избежать рассеянности, во время молитвы нужно придерживаться определенных правил: Молиться нужно вслух. Это сосредотачивает мысль на словах. В Евангелии упоминаются молитвы Иисуса Христа, произнесенные Им вслух. Молиться нужно конкретно называя грехи, сделанные вами, взывая к Богу о помощи, конкретно указывать на свои нужды. Для того, чтобы молитва была ясной и точной, необходимо умножать свои духовные знания. Для этого нужно углубленно изучать Библию и церковный опыт, размышлять о Слове Божьем, о праведности и Святости Бога. Это позволит нам сделать молитву понятной и лучше её сказать Богу, и намного больше сказать о себе и своих нуждах во время нашей молитвы. Во время молитвы не следует забывать о том, что Бог незримо присутствует рядом. Поэтому молитву нужно произносить с трепетным почтением к Тому, Кому она относится. Применение постов делает молитву более сильной. Сам Иисус Христос давал советы об этом. Произносить молитву нужно осознанно и с чувством, взвешивая смысл каждого слова. Как молился Иисус Христос? У Христа не было Своего дома где бы Он постоянно жил, так как Он все время путешествовал. И не смотря на то, что за Христом следовали большие толпы народа, Он всегда находил спокойное уединенное место для молитвы. Лука пишет: «Он уходил в пустынные места и молился... В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лук.5:16; 6:12 ). Евангелист Матфей пишет: «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» ( Матф.14:23 ). «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился ( Мар.1:35 ). О чем и как нужно говорить в молитве? Молитва – это дыхание души человеческой. Молитва жизненно необходима для христианина. Приступая к молитве, человек должен помнить о том, что молитва – это контакт человека с Богом. И как пишет Библия: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр.4:16 ). Поэтому во время молитвы человек должен держаться благоговейно, с почтением и почтительно произносить слова, обращенные к Богу, как об этом пишется в Библии: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр.12:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Для того чтобы Бог не услышал нашу молитву, есть много причин, которые порой заключены в нас самих. Вот некоторые из них: Наспех произнесенная молитва, произведенная как тяжелое бремя. Когда во время молитвы мысли рассеяны и вы думаете о посторонних вещах. Апостол Павел говорил о молитве: «Стану молиться духом, стану молиться и умом» ( 1Кор.14:15 ). Молитва , произнесенная без веры и чувства. Когда молящийся не хочет расстаться с так называемыми излюбленными грехами, которые ему приятны, и в таком случае поступает вопреки Библии, в которой сказано: «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» ( Притч.15:8 ). Когда молящийся просит, например, об успехе в торговле, которой занимается, а деньги, полученные от успешной торговли использует для деланья зла. Когда молитва носит эгоистичный характер. Когда молитвы бывают неправедными. Например, когда вы хотите сделать злое дело, смошенничать и просите Божьей помощи в этом. «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). Когда исполнение нашей просьбы обернется нам во вред и Всезнающий Бог знает об этом, и нам во благо не допускает исполнения нашей молитвы. Когда молитвы направлены на достижение тщеславных целей и служат умножению гордости человека. Когда молитвы человека самонадеянны и дерзки. Когда мы в молитве просим о прощении, а сами не желаем прощать обидчиков наших. Когда мы проявляем нетерпение к исполнению просьбы, находящейся в молитве. Очевидно, неисполнением нашей просьбы Господь дает возможность нам как следует поразмышлять над ней и отказаться от своей просьбы, если она является вредной для нас и недостойной. Когда просим Бога о том, чтобы сделать что-либо незначительное, такое, что можем сделать сами. Кому, кроме Бога, мы должны еще молиться? Кроме Господа Бога нашего, мы должны молиться Божьей Матери, Святым Ангелам, особенно своему Ангелу-Хранителю, и Святым Угодникам Божьим. И особенно тому Святому, имя которого мы носим. Однако молимся мы указанным Лицам не так, как молимся Господу Богу. А молимся как к ходатаям нашим перед Богом, которые просят помиловать нас грешных в своих молитвах, и эти молитвы они направляют к Богу. Они могут помочь нам, потому что близки к Богу по причине своей святости, и их молитва сильна перед Богом Вседержителем. «Многое может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Как правильно нужно молиться?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Наспех произнесенная молитва, произведенная как тяжелое бремя. Когда во время молитвы мысли рассеяны и вы думаете о посторонних вещах. Апостол Павел говорил о молитве: “Стану молиться духом, стану молиться и умом” (1Кор.14:15). Молитва, произнесенная без веры и чувства. Когда молящийся не хочет расстаться с так называемыми излюбленными грехами, которые ему приятны, и в таком случае поступает вопреки Библии, в которой сказано: “Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему” (Притч.15:8). Когда молящийся просит, например, об успехе в торговле, которой занимается, а деньги, полученные от успешной торговли использует для деланья зла. Когда молитва носит эгоистичный характер. Когда молитвы бывают неправедными. Например, когда вы хотите сделать злое дело, смошенничать и просите Божьей помощи в этом. “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак.4:3). Когда исполнение нашей просьбы обернется нам во вред и Всезнающий Бог знает об этом, и нам во благо не допускает исполнения нашей молитвы. Когда молитвы направлены на достижение тщеславных целей и служат умножению гордости человека. Когда молитвы человека самонадеянны и дерзки. Когда мы в молитве просим о прощении, а сами не желаем прощать обидчиков наших. Когда мы проявляем нетерпение к исполнению просьбы, находящейся в молитве. Очевидно, неисполнением нашей просьбы Господь дает возможность нам как следует поразмышлять над ней и отказаться от своей просьбы, если она является вредной для нас и недостойной. Когда просим Бога о том, чтобы сделать что-либо незначительное, такое, что можем сделать сами. КОМУ КРОМЕ БОГА МЫ ДОЛЖНЫ ЕЩЁ МОЛИТЬСЯ?   Кроме Господа Бога нашего, мы должны молиться Божьей Матери, Святым Ангелам, особенно своему Ангелу-Хранителю, и Святым Угодникам Божьим. И особенно тому Святому, имя которого мы носим. Однако молимся мы указанным Лицам не так, как молимся Господу Богу. А молимся как к ходатаям нашим перед Богом, которые просят помиловать нас грешных в своих молитвах, и эти молитвы они направляют к Богу. Они могут помочь нам, потому что близки к Богу по причине своей святости, и их молитва сильна перед Богом Вседержителем. “Многое может усиленная молитва праведного” (Иак.5:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Дан. 14:3–6 ). «Не думаешь ли ты, что Вил не живой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день» ( Дан. 14:1–22 ). Но Богу угодно служение рук такое, которое выявляет покорность, уважение, набожность и выказывает искреннюю сердечную доброту.Человек от всей души и от всего сердца подает своими руками помощь нищему, но разве это служение от рук не угодно Богу. Нет, это Богу угодно, ибо так Он заповедал поступать. Сектанты сами во время молитвы нарочно складывают руки особенным способом. Крестным знамением мы совсем не думаем делать услугу, какую Бог будто бы требует, или без коей будто бы не может существовать сила Божия, а крестным знамением хотим проявить веру и глубокое почитание к Богу.Сам апостол Павел повелевает во время молитвы пользоваться руками. «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ). Апостол желает, чтобы люди во время молитвы пользовались руками, а сектанты не желают. Сектанты во время молитвы становятся на коле ни. В случае, если не нужны при молитве руки, то сектанты не должны использовать и ноги. Если понимать Св. Писание так, как сектанты, то тогда и Евангелие не нужно, потому что оно написано руками. В Деян. 17:25 говорится лишь о том, что человек руками своими Богу ничего не прибавит, потому что Бог ни в чем не имеет нужды. А крестимся мы, конечно, не для пользы Божией, но для своей и, именно, для того, чтобы оказаться достойными пред Богом, прославляя св. Троицу и руками. Если руками нельзя славословить Бога, тогда зачем написал ап. Павел: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 )?! Если в христианской молитве не должны участвовать руки, то ап. Павел не написал бы так 3) Кто крестится рукою, тот снова распинает Христа: «Невозможно отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему " ( Евр. 6:4–6 ). 3) Здесь речь идет о людях, которые дошли до того, что не только не верят Христу, но и не уважают, поносят Его, «распинают Христа в себе».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010