Господь наш Иисус Христос часто молился, желая и всем Своим последователям дать пример для подражания. «Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» ( Лк.11:1 ). На сей раз Спаситель совершал Свою молитву на Елеонской горе, недалеко от Вифинии. Он любил уединяться. Ученики знали это и обыкновенно не стесняли Его своим присутствием. Но лишь только Спаситель оканчивал молитву, как они с радостью окружают Его и простодушно высказывают Ему свои желания. Вот Учитель молился, а они вероятно в некотором отдалении пребывали в молчании. Быть может, они видели молящимся Спасителя. Как божественно хорошо молился Он! А они так не умели. Но и у них есть желание молиться. Креститель Иоанн научил учеников своих молитве. Быть может, он указал им некоторые особые обряды и дал особенные свои молитвословия. Но Господь Иисус Христос видимо ничего подобного пока не указывал Своим ученикам, кроме примера в Своих молитвах. Ученики, однако, не слышали слов Его молитвы. Да и никаких новых внешних знаков Господь и не употреблял. Он возводил очи на небо, преклонял колена и главу, воздевал руки к небу. Но ведь эти внешние знаки были в употреблении у евреев. Ученикам Спасителя они были известны. Если же теперь один из них просит Его научить их молиться, то, конечно, разумеет под этим какое либо особенное молитвословие. Так и Спаситель ответил на просьбу ученика. Он предложил известную всем нам и часто повторяемую молитву Господню. Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесах, да святится имя Твое: да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день: и оставь нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого ( Лк.11:2–4 ). Кратка, но воистину Божественно превосходна молитва эта. Она положена в основу всех молитвословий христианской Православной Церкви. Спаситель же, сказав молитвословие, пожелал еще научить учеников Своих тому, что молитву и прошения должно возносить к Господу Богу в терпении. Бог милосерд и человеколюбив. Но, желая испытать веру молящегося, Он не всегда тотчас подает просимые блага. Неужели посему молящийся должен прекратить свою молитву? В неисполнении прошения не может ли он увидеть, что молитва его тщетна на сей раз? Такая мысль была бы ошибочною. Решение приостановить молитву действительно лишило бы молящегося просимого блага. Из замедления ответа нельзя вывести такого заключения, что Господь не хочет исполнить прошения молящегося. Так что же ему должно делать? Продолжать молитвы и прошения с терпением, покорностью воле Божией и с твердою надеждою на милость Божию. Это-то Господь Иисус Христос и дал нам разуметь, в Своей притче о друге, просящем хлебов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» ( Дан. 9:20–21 ). Не успел еще Даниил закончить молитву, как тотчас же пришел к нему вестник – муж силы, тот самый архангел Гавриил, который явился позднее Богоматери в Назарете. И он коснулся его именно во время вечерней молитвы, чтобы показать, что это служение уже приближается к вечеру, к закату Ветхого Завета. Жертвы пока принимаются, Храм второй будет построен, как и было обещано Богом, но наступают последние времена для Ветхого Завета. Молитва Даниила была принята как жертва, как и было сказано: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Точно так же мы знаем, что, когда во время гонений не было возможности быть в храме, люди молились Богу и в тюрьмах, и в концлагерях, – и эта молитва принималась Богом как великая жертва. Коснулся архангел его, чтобы показать, что это не привидение, а действительно архангел подлинный перед ним стоит. «И вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение» ( Дан. 9:22–23 ). Бог дает ответ на молитву еще в самом ее начале, потому что Он эту молитву слышит, она уже перед ним, хотя она еще не произнесена, но Бог знает молитву до ее произнесения. И эта молитва используется Богом для того, чтобы дать откровение пророку, чтобы показать еврейскому народу те пути, которые перед ним стоят в ближайшие столетия. Многие говорят, а зачем молиться, если Бог и так все знает? Бог знал молитву Даниила – «в начале молитвы вышло слово», не в конце, а в начале. И Гавриил был послан возвестить Даниилу откровение Божие еще в самом начале его молитвы. Но тем не менее, молитва была нужна, потому что, если бы молитвы не было, он бы не получил откровения. Здесь очень такое тонкое соединение нашей свободы и свободы Бога, без которой ничего не происходит. Поэтому когда люди говорят: зачем молиться, если Бог и так все знает, то они забывают о той простой вещи, что молитва – это один из инструментов, при помощи которого Бог слышит мир. Дальше сказано: «я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний». Что значит «муж желаний»? Муж, который много чего желает и много чего хочет. А с другой стороны, это муж, который достоин любви Божией, на котором почивает желание Божие, который окутан любовью Божией, – вот такое двойное значение. Откровение о 70-ти седминах

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Разделы портала «Азбука веры» Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах. Где двое или трое Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров , митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе. Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться! К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует. И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе. Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову . Вот он: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь».

http://azbyka.ru/molitva-po-soglasheniyu...

Ничто так не пагубно для духовной жизни, как памятозлобие. Оно, по сути, полностью противоречит подражанию Богу: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» ( Пс. 129:3 ). Оно – прямая противоположность прощению. В молитве Господней мы просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Когда долг возвращен, он стирается, как будто его никогда не было. Так Бог прощает нас. Он разрывает на Кресте писания наших грехов. Они потоплены в воде крещения и смыты слезами покаяния. Если мы не хотим забыть зло, то мы не прощаем, а Бог прощает, и мы продолжаем «вести запись» грехов своих. Господь наш говорит: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Ясно, что если мы помним причиненное нам зло, то и Бог будет помнить зло, сделанное нами. Памятозлобие есть плод неисцеленного гнева. Если мы укрощаем свой гнев и очищаемся от него, то наши прегрешения прощаются: «Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие» (Лествица. 9:4). Св. Иоанн говорит нам: «Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно» (Лествица. 9:9). Мы должны перенаправлять свой гнев на грех и зло и, прежде всего, на свои собственные грехи и духовные несовершенства. В качестве лекарства от злобы и памятозлобия св. Иоанн рекомендует особую молитву: «Да посрамляет его молитва , дарованная нам Иисусом, которую мы не можем произносить с ним, имея памятозлобие» (Лествица. 9:10). Неясно, подразумевает ли св. Иоанн под «молитвой, дарованной нам Иисусом», Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного») или молитву Господню (Отче наш). Учитывая то, что сказано выше о молитве Господней и о прощении долгов, я склонен полагать, что речь идет о ней. Когда мы, произнося эту молитву, доходим до этого места, здесь следует ненадолго остановиться и поразмыслить: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Здесь у нас есть возможность применить молитву на практике, поняв, о чем идет речь, и увериться в том, что мы действительно имеем в виду то, что произносим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Великая тайна совершилась! Хлеб и вино стали истинными Телом и Кровию Спасителя. Всемогущество Божие незримыми для человека путями совершило эту тайну – бренными руками иерея! На святом престоле уже не образ и не вид, но самое истинное Тело и самая истинная Кровь Христовы. По Божиему смотрению не изменился вид и вкус хлеба и вина, чтобы быть снедью человеку, но это уже не хлеб и не вино, а Тело и Кровь Христовы, это Сам Христос Спаситель. И безмолвно, в страхе и благоговении повергаются священнослужители ниц перед престолом, говоря в себе: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». За ними повергается ниц и весь верующий народ и тоже повторяет молитву благоразумного разбойника. В католических костелах в этот торжественный и великий момент звонит колокольчик, и по его звону вся церковь падает на колени, поклоняясь Христу. У нас этот обычай не усвоен, но христиане должны знать, что совершается во время пения «Тебе поем». Конец этой песни должен заставать всю церковь непременно на коленях. Молитвы пред Святыми Дарами Тайная Вечеря совершена. Вы помните, дорогие братия, что Христос с Апостолами воспели псалмы и вышли на гору Елеонскую. С этого момента до момента взятия Спасителя воинами Он все время молился. И прежде всего нам вспоминается чудная первосвященническая молитва Иисуса Христа, в которой Его любящее сердце обнимало весь мир, всех верующих в Него, не только тех, которые жили тогда, но и всех, которые когда-либо будут жить на земле. Никогда не забыть христианину этой проникнутой неземной любовью молитвы: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою ( Ин. 17:11, 17:20–21:24 ). Могла ли Церковь забыть эту дивную молитву, могла ли она в своей Литургии опустить ее без внимания? И вот, по освящении Святых Даров, по совершении Тайной Вечери, вспоминая эту молитву, Святая Церковь влагает в уста священника молитву о всех без исключения верующих в Иисуса Христа, заставляет священника молиться такой же дивной молитвой, которой некогда молился Христос. И коленопреклоненный пред Святыми Дарами, когда еще не успели замолкнуть звуки торжественного гимна «Тебе поем», священник молится: «Господи, сподоби нас причаститься Тебя в отрезвление нашего духа, в оставление грехов, в соединение со Святым Духом, в воспоминание Твоего Царства, в дерзновение к Тебе в молитве, не в суд или осуждение. Еще приносим Тебе словесное служение, свою молитву (о всех уверовавших в Тебя ради слов Твоих Апостолов), о в вере почивших праотцах, отцах, патриархах, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках, и о всякой душе праведной, в вере скончавшейся».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

И Церковь приходит к нему на помощь 103 . Здесь, в церковной молитве, в лице пастыря молится как бы вся Церковь . В настоящем случае само свящ. Писание дает нам прямое свидетельство о церковной молитве, совершаемой особыми лицами. «Болен ли кто из вас, пишет ап. Иаков (V, 14–15), пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восстановит его Господь». Предоставленный самому себе в этих случаях, христианин легко может впасть или в обман, или в сомнение, – действительно ли он беседует с Богом, слышит ли Бог его молитву и т. д. Молитва – беседа и общение с Богом. Следовательно, в истинной молитве Бог нисходит к человеку и отвечает на его молитву, а человек должен быть уверен, что действительно входит в молитвенное общение с Богом и Бог слышит его молитву. Чем же уверит себя человек, что он не ошибается и не льстит себя ложной надеждой? В одиночной молитве нет таких гарантий. Если святые и могли молиться в одиночку своей молитвой и были уверены, что молятся истинно, потому что Дух Божий явно был с ними, то нам грешным этого слишком мало. И верующие, по примеру апостолов, должны собираться вместе на общую молитву. «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, говорит Спаситель, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф.18:19–20 ). Вот гаранты истинной молитвы. Но если один еще может молиться, как умеет, то двоим и троим, а тем более целому обществу это труднее. Как они будут молиться? В какой форме будут изливать свое прошение? Соберутся, например, и молча постоят, творя каждый в сердце молитву, и потом разойдутся. Но тут опять возможен обман и сомнение. Соберутся, и все, кто как может, будут вслух изливать свое прошение, как это бывает в еврейских синагогах. Но тут бесчинство и та же возможность ошибки. Очевидно, должны быть одни общие формы молитвы. Без этих форм Церковь скоро утратила бы свое единство, распавшись на отдельные единицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

крестим ребенка точно так же, как лечим младенца, родившегося больным. Другое дело, если позже он станет неправильно думать, что лучше было бы ему сохранить свой недуг, быть бесполезным для общества и избавленным от бремени общественных обязанностей. Крестя младенца, Церковь исцеляет его, чтобы сделать ответственным членом единственного реального общества. Отвержение собственного крещения равносильно отвержению излечения. В крещении мы не только становимся здоровыми, но и органически делаемся членами Тела Христова. На этой ступени, называя Бога Отче наш, мы восходим на Сион, на вершину горы, и на вершине горы находим Отца, любовь Божественную, откровение Троицы; и тут же, за стенами – небольшой холм, который мы зовем Голгофой, где сливаются воедино история и вечность. Здесь мы можем обернуться и посмотреть назад. Именно отсюда должен христианин начинать свою христианскую жизнь, завершив восхождение, и начать произносить Молитву Господню в той последовательности, в какой дает ее нам Господь, как молитву Единородного Сына, как молитву Церкви, молитву каждого из нас в нашей общности со всеми, как молитву того, кто является сыном в Сыне. И только тогда можем мы начать спускаться с горы, шаг за шагом, навстречу тем, что еще в пути или кто даже не начинал идти. В русском синодальном переводе: Наше жительство – на небесах МОЛИТВА ВАРТИМЕЯ Митрополит Сурожский Антоний МОЛИТВА ВАРТИМЕЯ Случай с Вартимеем, как он рассказан у Марка (10, 46-52), помогает нам постигнуть ряд моментов, связанных с молитвой. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой, сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1255...

Но, украсив свою душу благоуханием и блеском добродетелей, сделай ее храмом Пресвятой Троицы, посвятив для созерцания Ее все свои духовные силы. Если проводящий время и разговаривающий с земным царем считается всеми счастливейшим человеком, то каким блаженством будет наслаждаться удостоенный разговора и духовного сожития с Богом! Представляй Его всюду пред собою и обращайся к Нему. Ты спросишь, как тебе обращаться к Богу?- Чрез молитву и прошение. Молящийся Ему искренно с чистым сердцем, освободив свой ум от всего греховного и низкого, со страхом и трепетом возносящий Ему свои прошения- такой воистину разговаривает с Ним лицом к лицу, так как всемилостивый Господь Бог наш присутствует всюду, внимая искренно молящимся к Нему, о чем свидетельствует Пророк: Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к молитве их (Пс.33:16). Поэтому Св. Отцы называют молитву общением человека с Богом, делом Ангелов и преддверием к будущему веселью. Ибо, если царствие небесное, близость и созерцание Св. Троицы ставятся выше всего, а это достигается через молитву, то вполне естественно, что ее называют преддверием и как бы прообразом будущего блаженства. Но не всякая молитва носит такое название, а только достойная этого, имеющая своим наставником Бога, молитва, чуждая всего земного и обращенная непосредственно к Господу. Усвой себе такую молитву и старайся преуспевать в ней, потому что чрез нее ты можешь возвыситься от земли на небо. Но без подготовления подвизаться в такой молитве ты не можешь. Должен сначала очистить душу свою от всяких страстей и дурных мыслей, сделать ее подобною ярко вычищенному зеркалу, освободить ее от всякого злопамятства и вражды, что более всего препятствует нашим молитвам быть угодными Богу; подкрепить свою молитву прощением от всего сердца прегрешений против тебя обидчиков твоих, милосердием и милостынями бедным и тогда уже с горячими слезами вознеси ее к Богу. Молясь так, ты сможешь сказать подобно Давиду, который, будучи царем, боримый бесчисленными мыслями, очистив свою душу от всяких страстей, восклицал к Богу: Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Седмикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою. Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня (Пс.118:163-169). Пророк Исаия говорит: Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я (Ис.58:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Но, украсив свою душу благоуханием и блеском добродетелей, сделай ее храмом Пресвятой Троицы, посвятив для созерцания Ея все свои духовныя силы. Если проводящий время и разговаривающий с земным царем считается всеми счастливейшим человеком, то каким блаженством будет наслаждаться удостоенный разговора и духовнаго сожития с Богом! Представляй Его всюду пред собою и обращайся к Нему. Ты спросишь, как тебе обращаться к Богу?— Чрез молитву и прошение. Молящийся Ему искренно с чистым сердцем, освободив свой ум от всего греховнаго и низкаго, со страхом и трепетом возносящий Ему свои прошения — такой воистину разговаривает с Ним лицом к лицу, так как всемилостивый Господь Бог наш присутствует всюду, внимая искренно молящимся к Нему, о чем свидетельствует Пророк: Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к молитве их (Псал. 33, 16). Поэтому Св. Отцы называют молитву общением человека с Богом, делом Ангелов и преддверием к будущему веселию. Ибо, если царствие небесное, близость и созерцание Св. Троицы ставятся выше всего, а это достигается через молитву, то вполне естественно, что ее называют преддверием и как бы прообразом будущаго блаженства. Но не всякая молитва носит такое название, а только достойная этого, имеющая своим наставником Бога, молитва, чуждая всего земнаго и обращенная непосредственно к Господу. Усвой себе такую молитву и старайся преуспевать в ней, потому что чрез нее ты можешь возвыситься от земли на небо. Но без подготовления подвизаться в такой молитве ты не можешь. Должен сначала очистить душу свою от всяких страстей и дурных мыслей, сделать ее подобною ярко вычищенному зеркалу, освободить ее от всякаго злопамятства и вражды, что более всего препятствует нашим молитвам быть угодными Богу; подкрепить свою молитву прощением от всего сердца прегрешений против тебя обидчиков твоих, милосердием и милостынями бедным и тогда уже с горячими слезами вознеси ее к Богу. Молясь так, ты сможешь сказать подобно Давиду, который, будучи царем, боримый безчисленными мыслями, очистив свою душу от всяких страстей, восклицал к Богу: Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Седмикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою. Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня (Пс. 118; 163 — 169). Пророк Исаия говорит: Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я (Ис. 58, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Отвечаю: в грешнике должно усматривать две вещи: его природу, которую любит Бог, и его грех, который Он ненавидит. Поэтому когда грешник просит что-либо как [именно] грешник, то есть в соответствии с греховным пожеланием, Бог слышит его не из милости, а подчас ради отмщения, как когда Он дозволяет грешнику ещё глубже впасть в грех. В самом деле, как говорит Августин, «в чем Бог отказывает из милости, то Он предоставляет в гневе» 481 . С другой стороны, Бог слышит молитву грешника, если она проистекает из доброго естественного пожелания, хотя и не ради правосудности, поскольку грешник не заслуживает того, чтобы быть услышанным, а исключительно из сострадания, если, конечно, тот соблюдает четыре вышеприведенных условия, а именно молиться о себе, о необходимом для спасения, благочестиво и настойчиво. Ответ на возражение 1 . По мнению Августина, эти слова были сказаны слепцом до того, как он был помазан, то есть совершенно прозрел, и потому не обладают достаточным авторитетом. И все же в этом высказывании содержится истина, если оно относится к грешнику как таковому, и в таком же смысле следует понимать сказанное о молитве грешника, что она – мерзость. Ответ на возражение 2 . В молитве грешника не может быть истинного благочестия, поскольку она не оживлена навыком к добродетели, но все же и его молитва может быть благочестивой в той мере, в какой он просит о том, что некоторым образом связано с благочестием. Ведь и тот, у кого нет навыка к правосудности, может подчас желать нечто правосудное, о чем уже было сказано (59, 2). И хотя такая молитва не заслуживает награды, тем не менее, она может быть удовлетворена, поскольку заслуга зависит от правосудности, в то время как исполнение испрашиваемого зиждется на благодати. Ответ на возражение 3 . Как уже было сказано (7), молитва Господня обращена ко всем принадлежащим Церкви людям, и потому если кто читает молитву Господню и при этом не желает прощать долги ближнему, то он при этом не лжет, поскольку его слова обращены не лично к нему и истинны в той мере, в какой обращены к Церкви, из которой он исключается со стороны заслуги и, следовательно, лишается плода своей молитвы. Впрочем, иногда грешник бывает готов к тому, чтобы простить своим должникам, и тогда его молитву слышат, согласно сказанному [в Писании]: «Прости ближнему твоему обиду – и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир. 28, 2 ). Раздел 17. ПРАВИЛЬНО ЛИ РАЗДЕЛЯТЬ МОЛИТВУ НА МОЛЕНИЕ, [СОБСТВЕННО] МОЛИТВУ, ПРОШЕНИЕ И БЛАГОДАРЕНИЕ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010