Разве имел Он тогда нужду в молитве? Но что я говорю об Учителе? Ученики Его воскрешали мертвых одним словом. Не словом ли Петр воскресил Тавифу? Не одеждами ли своими Павел совершил много знамений? Узнай еще более удивительное: даже тень апостолов воскрешала мертвых. « Так что выносили », говорится в Писании, « больных на улицы, дабы, хотя тень проходящего Петра осенила кого из них », и они тотчас вставали (Деян. 5:15–16). Что же? Тень учеников воскрешала мертвых, а Учитель имел нужду в молитве, чтобы воскресить мертвого? Нет, Спаситель совершает молитву по причине немощи женщины, которая говорила Ему: « Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой . Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог ». Ты просила молитвы, Я и даю молитву. Например: перед нами источник; кто принесет сосуд, наполняет его (водой); если сосуд велик, то он получает много; а если мал, то получает мало. Так и она просила молитвы, и Спаситель дает молитву. Один говорил: « Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой »: и Спаситель сказал ему: по вере твоей « будет тебе » (Матф. 8:8, 13). Другой просил: « приди » исцели дочь мою; и Он отвечал ему: пойду за тобой (Матф. 9:18–19). Так, по настроению людей употребляется и лекарство врача. Еще другая женщина тайно коснулась края одежды Его, и тайно получила исцеление (Матф. 9:21); каждый как веровал, так и получал исцеление. Марфа сказала: « знаю, что чего Ты попросишь » от Отца, « даст тебе » Отец; и так как она просила молитвы, то Спаситель и дает молитву, не нуждаясь Сам в молитве, но сообразуясь с немощью этой женщины и желая показать, что Он не противник Богу, но все то, что делает Он, делает и Отец. В начале Бог сотворил человека, это творение было общим делом и Отца и Сына: « сотворим », говорит Бог, « человека по образу нашему и по подобию » (Быт. 1:26). Также Он, восхотев ввести разбойника в рай, изрек слово, и тотчас введен был разбойник в рай; и для этого Христос не имел нужды в молитве, хотя всем потомкам Адамовым Бог заградил вход в рай, поставив для охранения его пламенный меч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, молитва нужна человеку, потому что через неё человек рассказывает Господу о грехе своем, раскаивается в содеянном и просит прощения за грех. Человек «откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих» ( Сир.39:6 ). И Господь, видя искреннее покаяние человека, и то, что человек впредь не совершит такого греха, простит ему его прегрешения. Ибо Господь «призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их» ( Пс.101:18 ). Человек, раскаявшийся в своих грехах и сообщивший об этом через молитву Богу, должен подтвердить свое покаяние совершением добрых богоугодных поступков, став на путь служения Богу. И тогда «служащий Богу будет принят с благоволением, и молитва его дойдет до облаков» ( Сир.35:16 ). Искренняя молитва представляет собой голос души человеческой обращенный к Господу. Человек через молитву общается с Богом и «освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:5 ). Духовный мир человека, ежедневно общающегося с Богом посредством молитвы, постепенно изменяется в лучшую сторону. Характер человека становится кротким и благородным. В человеке начинают преобладать такие черты, как милосердие и сострадание к ближнему. В следствии общения с Богом через молитву, человек становится лучше, чище и добрее. Таким образом, молитва в жизни человека необходима и для того, чтобы получить божественное воспитание, в результате которого характер человека преображается духовно и становится пригодным для Царства Небесного!! Молитва нужна человеку потому, что является добрым богоугодным поступком, полезным для души человека. Душа человека, который ежедневно обращается к Богу с молитвой, становится сильней и выносливей. Такая душа приобретает иммунитет против зла. Из неё уходят дурные мысли и чувства. В ней пробуждаются благие намерения и поступки. Такая душа, со временем преображенная общением с Богом при помощи ежедневной искренней и усердной молитвы, испытывает жажду праведности, ощущает тягу к благородной, благочестивой жизни. Мир и покой Божий начинает обитать в такой душе, помогая преодолевать человеку трудности в жизни и строить свою жизнь по заповедям Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Помилуй меня и услышь молитву мою (Боже) ( Пс. 4, 2 ). Рассмотрим эти слова и поучимся, дабы и мы научились по примеру святого пророка молиться. 1 . Молитва не бывает услышана, когда Бог на милость не преклонится. Поэтому Давид, во-первых, просит милости у Бога, и тем самым просит, чтобы услышана была молитва его: помилуй меня и услышь молитву мою, – как бы так сказал: я беден. Ты, Боже, над бедностью моей сжалься и потому услышь молитву мою. И в другом псалме молился он так же: помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое ( Пс. 50, 3 ). Видишь, и здесь сначала великой милости у Бога просит, а потом просит очистить беззаконие свое. 2 . По его примеру учимся и мы, как нам молиться должно, то есть, признавать пред Богом свою бедность и признанием своей бедности на милость Его преклонять. И в молитве не на правду нашу и некие заслуги, но на Его щедроты уповать, как Даниил пророк молился: мы повергаем моления наши пред То бою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие, Господи ( Дан. 9, 18 ). Поэтому, когда хотим чтобы Бог услышал нашу молитву, посмотрим на бедность нашу и, признав ее перед Богом, представим Ему щедроты Его, говоря: вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века ( Пс. 24, 6 ). Потому фарисей, считая дела и заслуги свои перед Богом, молился без пользы, а мытарь, признавая бедность и окаянство свое перед Ним и на одну милость Его надеясь, молился с пользой: сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 18, 14 ). Когда молишься, думай без сомнения, что ты пред Богом стоишь и припадаешь пред Ним, и просишь Его о нужде своей, и беседуешь с Ним так, как подданный пред царем своим стоит и просит его, – и тогда родится в тебе дух смирения, и страха, и надежды. Ибо Бог насколько велик есть, настолько же и благ безмерно, и истинен. Рассуждение о величестве Его устрашит и смирит тебя, но рассуждение о благости Его и истине ободрит тебя и утвердит в надежде, что Он обещал услышать нас, призывающих Его истинно ( Пс. 144, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

75 . В силу означенных соображений, мы приходим к несомненному заключению, что в Ветхом Завете не было почитания мощей, и нам остается сказать несколько слов по поводу того, что до Христа не было и призывания святых, так тесно соединенного с культом мощей. В доказательство последнего нашего утверждения, воспользуемся теми доводами католиков, которыми они стараются подтвердить обратную мысль, именно, что и в Ветхом Завете было призывание святых. Эти доводы мы заимствуем из «Папского опровержения» на Аугсбургское исповедание веры. Здесь святой отец, между прочим, приводит два места из Библии в пользу того, что древние евреи призывали святых. Первое место из Книги Варуха: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля» ( Вар. 3, 4 ) – по разумению папы означает то, что умершие молятся за живых, и последние надеются на эту молитву. Но контекст речи пророка Варуха имеет другой смысл: Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля, «которые согрешили пред Тобою, не послушали гласа Господа Бога Своего». Эти, опускаемые папой, слова показывают, что, во-первых, молятся не святые, а грешники, презревшие глас Господа, и, во-вторых, молятся не за живых, а за самих себя, за отпущение собственных грехов. Второе место из 2-й Книги Маккавейской (15, 12–14). Иуде Маккавею было видение: Ония первосвященник простирал руки и молился за народ иудейский; потом явился другой муж, украшенный сединами и славой, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе – Иеремия, Божий пророк. – Относительно этого места нужно сказать прежде всего, что оно взято из неканонической книги и представляет сновидение (а по справедливому замечанию Апологии на Папское возражение – снами ничего доказывать нельзя). Затем, пусть Иеремия пророк и Ония первосвященник молятся за народ, но они не дают приказания или совета, чтобы народ молился им, а святой отец это именно и хочет доказать приведенной цитатой. В Библии вообще есть, правда, указания, что люди просили за себя молитвы у праведников живых (так друзья Иова просили его помолиться за себя или Авимелех просил Авраама о том же) и Господь слышал их молитву. Но это были случаи особенные, когда Сам Бог требовал от согрешивших молитвы за них праведников. Однако на основании подобных исключительных примеров, да притом, когда праведники были живы, нельзя делать общего заключения, что в Ветхом Завете было призывание умерших святых. 76

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

19 . Там же не так, но другой и иной чин [там]. Ведь и в этом мире иной труд праведника и иной – грешника. Ибо праведник, хотя и трудится, но не для того, чтобы наполнить желудок [свой], поскольку он совсем не имеет попечения о плоти и не думает о том, что носит плоть. Но утруждается он день и ночь, взыскуя Бога, часто не вкушая сна, хлебом и водою не насыщая душу, скитаясь по пустыням, смиряя тело многим злостраданием, – [и так до тех пор], пока не получит неувядающий венец, уготованный ему. Грешник же трудится и утомляется не ради правды, но ради окаянной плоти этой, ради постыдной женщины, изнуряя себя то так, то иначе, не довольствуясь имеющимся в наличии, но проводя жизнь в злобе и зависти. Неразумные не ведают об этом, ибо вещество и многие мирские заботы ослепили их, [а потому] блуждают они [во мраке] до тех пор, пока не будет послан на них жестокий ратник 398 , который не смотрит на лицо и не берет даров. Ведь души их будут насильственно исторгнуты немилосердными Ангелами и они получат приговор свой от Бога 399 . Ибо, будучи пустыми, ради пустого утомлялись они в этом мире, творя [одно лишь] земное; а потому и отошли в погибель. Будучи на земле, не помнидзи они о Боге и не заботились о том, чтобы, [всегда] держать в памяти страх Божий. Вследствие этого и Бог не заботится о них. Ибо праведен Бог и праведен суд Его. И когда придет Он судить мир, тогда воздаст каждому по делам его. Блаженно сердце, приемлющее это 400 . 20 . В полночь встань и воспой Господа Бога твоего, ибо в этот час воскрес из мертвый Господь наш и воспел Отца [Своего]. Поэтому велено нам в этот час воспевать Бога. Встав [на молитву], прежде всего произнеси такой стих: «Полунощи востах испове-датися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс, 118, 62). [Затем] соверши молитву и начинай читать весь пятидесятый псалом до тех пор, пока не закончишь. Это пусть будет правилом тебе на каждый день. Псалмов же произноси столько, сколько можешь прочитать их стоя. После [каждого] псалма совершай молитву и коленопреклонение, со слезами исповедуя Господу грехи свои. После же трех псалмов говори «Аллилуй». Если же вместе с тобой бывают [другие] девы, то-пусть и они поют псалмы, и [таким; образом] одна за другой совершайте молитву. К рассвету произносите такой псалом: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжажда Тебе душа моя» ( Пс. 62:1 ). Затем, сделав [небольшой] перерыв 401 : «Благословите все дела Господни Господа» ( Дан. 3:57 ) и «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2:14 ); также: «Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебе поклоняемся» и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Народ, охваченный религиозным восторгом от переживания этой вселенской любви, которая и в этот момент обнимает собою весь мир, как в те незабвенные минуты, когда она изливалась из сердца Иисуса Христа во время Его первосвященнической молитвы, громко восклицает: «И всех и вся» (помяни, Господи). А священник продолжает ту же молитву, словно боится, как бы что не было забыто, как бы какой-нибудь уголок вселенной не был не принят в объятия великой любви: «Помяни, Господи, город этот (или это село), в котором живем, всякий город и страну, и верующих, живущих в них. Помяни тех (кто находится теперь не в обычном, сравнительно безопасном состоянии), кто плавает по водам, путешествует, лежит на одре болезни, страдает от каких-нибудь несчастий, находится в заточении, и спаси их! Помяни, Господи, тех, кто приносит плоды своих трудов, а равно хлеб и вино и прочие дары, кто служит на пользу храма и его членов – верующих, кто в молитвах своих поминает убогих, и на всех нас милости Твоя ниспосли». И добавляет вслух: «И дай нам одними устами и одним сердцем славить и воспевать пречестное и великолепое имя Твое – Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». И клир отвечает: «Аминь». И как благоухание фимиама, подымается эта молитва к престолу благодати и встречает там Великого Ходатая за нас – Господа Иисуса Христа. И Он подъемлет эту молитву к Престолу Небесного Отца и присоединяет к ней Свою: «Отче, соблюди их во имя Твое, освяти их истиною Твоей, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, чтобы видели славу Мою; о всех верующих в Меня молю, чтобы все были едино, как и Мы с Тобой». И священник, оком веры проникая в эту молитву Великого Первосвященника и пламенно желая, чтобы верующие были достойны и усваивали себе эти великие милости, обращается к ним и от горящего любовью сердца восклицает: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». И опять, согретый любовью, слышится ответный призыв: «И со духом Твоим». Этим кончается вселенская молитва, молясь которою, верующие вспоминают великую первосвященническую молитву Господа Иисуса Христа, которой молился Он у берегов Кедронского потока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

«Отврати лице Твое от грехов моих, изгладь все беззакония мои. Сотвори мне, Боже, сердце чистое, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от меня». Так вопиет кающиийся христианин, повторяя покаянную молитву Давида. Покаянный вопль Давида кажется христианину недостаточным; его душа жаждет слез и воздыханий, и вот он, сознавая всю тяжесть грехов своих, изливает печаль свою пред лицем Господа. «Господи! Услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не скрывай лица Твоего от меня; в день бедствия моего приклони ко мне ухо Твое». Впрочем, эта самая надежда на Господа исторгает из уст кающегося христианина новую умиленную молитву о помиловании. Эта молитва Манассии. Манассия был царем иудейским. Не подражая примеру благочестивого отца своего, Езекии, он весь предался суеверию и нечестию, так что превзошел в этом язычников. И страшное понес за то наказание: –ассириане, разбив войско и разграбив всю Иудею, его самого в оковах отвели в плен в Вавилон. Здесь-то почувствовал и сознал он вину свою; исповедал свои грехи в молитве; искренно и пламенно раскаялся и получил прощение: Господь возвратил ему свободу и власть. Вот эта-то молитва и принята православною церковью в число покаянных молитв и читается на великом повечерии. Чтобы иметь о ней понятие, сделаю хоть небольшое извлечение. «Господи Вседержитель! Не назначил Ты покаяния праведникам, а мне, грешнику, у которого грехов больше, чем песку при море. Умножились мои беззакония; до того умножились, что я не достоин поднять взор в высоту небесную. Но вот теперь с сердечным коленопреклонением прошу у Тебя милосердия. Сознаю свои вины пред Тобою, – прости меня за них; не погуби меня со беззакониями моими и не осуди во ад. В этом-то и выразится все величие Твоего милосердия, что помилуешь и простишь меня, недостойного». Потом, после трисвятого, то же сознание греховности и прошение милосердия у Бога, но уже прямо от лица молящихся. – Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще 36 , сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

◊ Мы должны святой, глубокой любовью облегчать жизнь других людей, особенно страждущих. Мы должны сами, приближаясь к Богу постоянным покаянием, и других приближать к Богу. Бог наш есть Бог любви. ◊ Некоторые люди, не имущие в сердце Бога, называют любовью нечто совершенно противоположное любви, а именно: страсть, эгоистическую привязанность, увлечение и так далее. Но мы, христиане, знаем хорошо, что не это есть любовь. «Бог любы есть». Он молится за нас так: «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный, и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин. 17, 24–26 ). Учитесь, учитесь, чада мои, у преподобного Сергия и преподобного Серафима, учитесь у них постоянной молитве и смиренной православной любви к Богу и ближним. ◊ Старец говорил, что необходимо прославлять имя Господне. Апостолы и все святые именем Господним творили чудеса. Им же и все таинства совершаются. Имя Божие есть самое сильное оружие против нечистой силы, против всех грехов и страстей. Именем Господним «бесы ижденут». ◊ Навыкайте ни единого дела без молитвы не начинать. Работаешь ли ты по специальности твоей, прежде всего возьми благословение у Царицы небесной. Пред Ее лицом произнеси молитву Иисусову. А во время службы всем сердцем чувствуй присутствие Господа. Он все видит, даже мысли и чувства твои. Старайтесь каждое движение ваше, каждое прикосновение к предмету соединять с молитвою. Молитва рождает смирение, а без смирения нет спасения. Окончив работу, возносите благодарение Господу и Царице небесной. Чада мои, даже когда по лесенке поднимаетесь или спускаетесь, на каждой ступеньке говори (внутри себя) по словечку из постоянной молитвы. Не благословляю иначе ходить по лестнице. Не спешно говорите молитву – и для души это оздоровление и для сердца польза: «не задаром воздух бьем». Каждое слово святое – это великая творческая сила. Каждое слово молитвы приближает нас к Богу. Мы опустошили наши слова, оторвав их от Господа. Даже если нужно что житейское сказать, надо в сердце держать молитву. А кто еще не привык держать молитву при разговоре, тот пусть хоть помнит, что говорит он в присутствии Бога и все, что он скажет, что почувствует, все видит Он, Отец наш небесный, находясь здесь. Никогда нельзя забывать о вездеприсутствии Божием. Забывать это – грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На этот раз шел я семнадцать дней и встретил шалаш, пальмовое дерево и воду и мужа, который стоял, и волосы головы его служили ему одеждой; они были все седые. Был он страшен на вид и, увидев меня, стал на молитву и, когда он окончил ее, я сказал: «Аминь», и он понял, что я человек, а не дух и, взяв меня за руку, сказал: «Как пришел ты сюда?» И еще: «Что, существует ли что-нибудь в мире и кончились ли гонения?» Я же ответил: «Ради таких, как ты, работающих Владыке Христу, пришел я в эту пустыню, а гонения прекратились по благодати Божией. Скажи и ты мне: как ты пришел сюда?» Он же с рыданием и плачем стал говорить: «Я был епископом и, когда было гонение и много муки было наложено мне, я, не могши вынести мучений, напоследок принес жертву. Когда же пришел в себя и понял всю тяжесть греха отступничества, я решился умереть в этой пустыне и живу здесь 49 лет, каясь и умоляя Бога, не простит ли Он мой грех . Пищу же мне посылает Господь от сей пальмы, а утешения и прощения я не получал 48 лет, но в этом году был утешен и им». Сказав так, он тотчас встал, бегом вышел и встал на молитву на многие часы. Когда же окончил молитву, пришел ко мне. Я же, увидав лицо его, затрепетал и испугался, потому что лицо его походило на огонь, и говорил он мне: «Не бойся, Господь послал тебя, чтобы ты похоронил мое тело». Когда же кончил он свою речь, простер руки и ноги и окончил жизнь. Я же, разорвав одеяние свое, половину оставив себе, а другою половиною обернул его святое тело и скрыл его в землю. И как скоро похоронил я его, тотчас пальма засохла и хижина упала. Я же много плакал, прося Бога, не даст ли Он мне пальмы, чтобы и я на этом месте мог окончить свои дни. Когда же не сделалось так, как я хотел и просил, я сказал сам себе: нет воли Божией на то, чтобы жить мне там. И, сотворив молитву, пошел я снова в мир. И вот тот, кто укреплял меня, когда я углублялся в пустыню, он снова явился мне, укрепил меня, и таким образом я получил возможность вернуться к братии и рассказать им то, что встретил и что видел, и просил их не отчаиваться о себе, когда впадут в какой-либо грех, но с терпением искать Бога» (Древний патерик, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Господи! хотя Ты и предстоял судилищу, судимый Пилатом, но не оставлял Своего престола, восседая со Отцом, и, воскресши из мертвых, освободил, мир от рабства врагу, как Милосердый и Человеколюбец. Преблагословенна еси Богородице Дево Слава и ныне: Песнь ко Пр. Богородице Гл. 2. Преблагословенна еси, Богородице Дево, Воплошщим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог благоволивый тако, слава Тебе. Преблагословенна Ты, Богородица Дева; ибо чрез Воплотившегося от Тебя пленен ад; выведен (оттуда) Адам; уничтожено проклятие; Ева освободилась; умерщвлена смерть (потеряла прежнюю силу), и мы призваны к новой жизни. Посему, прославляя все это, мы и взываем: благословен Ты, так соизволивший – Христос Бог наш – слава Тебе! По возгласе: Слава Тебе, показавшему нам свет: Славословие великое и Тропари по Славословии великом Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас; яко Ты еси един свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим! (трижды). Слава в вышних (на небе) Богу, и на земле мир, к человекам благоволение! Славим Тебя, благословляем Тебя, покланяемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика Твоя слава. – Господи – Царь небесный, Бог, Отец, Вседержитель, Господи – Сын Единородный, Иисусе Христе и Святый Дух! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, принимающий на Себя грехи мира, помилуй нас; Принимающий грехи мира, приими молитву нашу. Сидящий по правую сторону Отца, помилуй нас. Ибо Ты – един свят, един Ты Господь – Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь. – Каждый день я буду благословлять имя Твое и буду славить имя Твое во веки и в век века ( Пс. 68:31 ). Удостой, Господи, в этот день сохраниться нам без греха. Благословен Ты, Господи, Бог отцов наших, достохвально и прославленно имя Твое во веки. Аминь. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, так как мы и надеялись на Тебя. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам (заповедям) Твоим ( Пс. 32:22, 118:12 ), (чрез исполнение которых я могу получить оправдание).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010