Ну, а разве не так? Разве не говорил Господь: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 )? Господь пришел, чтобы нам, которые возомнили себя взрослыми, ни в чем не нуждающимися, будто бы могущими обходиться без Отца, дать последнюю возможность – снова стать Божьими детьми, снова в простоте сердца предстоять пред Ним, как тогда, в Раю, просить, и получать бесконечно больше того, что просим. Быть сыном великого Отца, это не обязанность, это неосуществимая мечта. А Господь вдруг открывает нам эту возможность. Он приводит нас к Отцу и, ободряюще подталкивая, говорит: «будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас; ибо Отец Сам любит вас». Кто-то из святых сказал, что не тот верит в Бога, кто просто говорит, что Он есть, а тот, кто просит и верит, что получит просимое. Между рассуждающим о Боге и молящимся Ему – огромная разница. Как для правителя Феста: иудеи спорят «о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждает, что Он жив». Ибо для просто рассуждающих о Боге Он – мертвый, а для молящихся Ему Он – живой. Ведь что происходит, когда человек в молитве призывает имя Божье? – В этот миг исчезает время и пространство, рушатся стены и преграды, становятся бессильными бесы и их пособники, и мы – пред нашим Небесным Отцом! Но есть одно необходимое условие: «Отец Сам любит вас», – сказал Господь. Но только «потому, что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Да, наше право на молитву только в том, если мы Христовы, если веруем в Него, знаем о Нем, учимся у Него. У христиан принято перед молитвой осенять себя крестным знамением. Это – как краткое и исчерпывающее свидетельство о праве на молитву. Осеняя себя крестным знамением, я как бы говорю: «Вот, Отче, на этом кресте Твоим Сыном за Меня заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено с лихвой. Я знаю это, всегда помню, бесконечно ценю. Прости же меня!». «Просите и получите», – говорит Господь. Поэтому, вставая утром на молитву, скажем себе: «вот, я приступаю к самому главному делу, без которого никакие другие дела не пойдут, как должно». И среди наших дневных занятий будем помнить, что вечером предстоит во всем отчитаться перед Богом. А отходя после молитвы ко сну, радостно помыслим о том моменте, когда Господь снова воздвигнет нас «во еже утренневати и славословити» Его державу. «Просите и получите, – говорит Он, – чтобы радость ваша была совершенна»! Пятница. О буре и надежде

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним: Да будут уши Твои и очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя... Таблица 9. Молитвы-ектении на Вечерни: 1 Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Ещё молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей. Еще молимся о Богохранимей стране нашей, Властех и Воинстве ея, да тихое и безмолвное Житие поживём во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего, и о Всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Прочее время Живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим. Христианский кончины Живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Надо сказать, что святитель Игнатий со всей силой убеждения утверждал, что молитва Иисусова есть установление Божественное, что она заповедана Самим Господом Иисусом Христом: «После Тайной вечери между прочими возвышеннейшими окончательными заповеданиями и завещаниями Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления как новый, необычный дар, дар цены безмерной» . В следующих словах Господа святой угодник видит установление молитвы Иисусовой: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16: 23); «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14: 13–14); «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; прос и те, и пол у чите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16: 24). Можно вспомнить, что святые апостолы все чудеса совершали не иначе как именем Господа Иисуса Христа, Его имя призывали в молитвах, в нем, имени, видели спасение людей (таких примеров много в книге Деяний). Прославление имени Спасителя, моление этим именем святитель Игнатий находит у самых ранних святых: Игнатия Богоносца, Ермия, мученика Каллистрата. Он считает молитву Иисусову общеизвестной в первые века христианства. Так, предание о мученичестве святого Игнатия Богоносца повествует, что, когда его вели на съедение зверям, он непрестанно призывал имя Господа Иисуса Христа. Мучители спросили, зачем он это делает, и святой Игнатий ответил, что «имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит» . О мученике Каллистрате сообщается, что, находясь в войске, он по ночам совершал молитву, часто призывая имя Иисуса Христа . Святитель призывает отнестись к молению именем Спасителя с младенческой простотой и верой, совершать молитву Иисусову с благоговением и страхом Божиим. «Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос – Жизнь (см.: Ин. 11: 25), и имя Его – живое: оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни, Господу Иисусу Христу» . Молитва Иисусова ограждает человека от соблазнов окружающего мира, избавляет от влияния падших духов, она приобщает его Духу Христову, возводит к обожению. «Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно – Дух; оно – животворит, изменяет, переплавляет, боготворит» .

http://pravoslavie.ru/32462.html

Что означают слова, которые Псалмопевец полагает в заключение святого псалма своего: От Господа спасение, и на людях твоих благословение Твое, (Господи) (Пс 3:9)? Ответ. 1) От Господа спасение, то есть один только Господь спасает, и временно и вечно, уповающих на Него. Спасает их на войне, спасает во время моровой язвы, спасает на море от потопления, спасает во время голода, спасает от наветов и ухищрений врагов, и прочее. Вот, очи Господа (устремлены) на боящихся Его и уповающих на милость Его, дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода (Пс 32:18). Спасает их и когда от мира этого отходят в вечную жизнь. Хотя нечестивые и свирепеют, и возносятся, но в конце концов душой и телом погибают; а спасение праведных от Господа, и Он защитник их во время скорби, и поможет им Господь, и избавит их, и отделит их от грешников, и спасет их, ибо уповали на Него (Пс 36:39-40). 2) И на людях твоих благословение Твое. Кто назван здесь людьми Божиими? Ответ: знающие Бога и почитающие Его истинной верой, страхом, любовью и послушанием. К таковым Петр святой говорит: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, и прочее (1 Петр 2:9), то есть истинные христианине, благочестиво живущие и всем сердцем ищущие Бога. На таковых благословение Божие. 3) Какое благословение? Ответ: бывает и временное, хотя и не всегда, но самое главное – вечное, грядущее, о каковом апостол написал: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах (Еф 1:3). 4) Постараемся и мы, возлюбленный, людьми Божиими быть, дабы и на нас пришло благословение Его в небесах во Христе. А если благословение сие на нас придет, то и все блага с благословением Его придут, – блага, говорю, вечные. Спасайся.   Размышление VII Помилуй меня и услышь молитву мою (Боже). Рассмотрим этот стих (Пс 4:2) и поучимся, дабы и мы научились по примеру святого пророка молиться. 1) Молитва не бывает услышана, если Бог на милость не преклонится. Поэтому Давид прежде всего просит милости у Бога и тем самым просит, чтобы услышана была молитва его: Помилуй меня и услышь молитву мою, – как бы так сказал: я беден, но Ты, Боже, над бедностью моей сжалься и потому услышь молитву мою. И в другом псалме молился так же: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс 50:3). Видишь, и здесь сначала великой милости у Бога просит, а потом, чтобы очистилось беззаконие его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И я хотел бы обратить внимание на 8-й стих: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь» (Ин. 3: 8). Здесь «дух» («пневма») по-другому можно прочитать как «ветер». Кстати, в еврейском то же самое. «Лаах» – это и ветер, и дух. И в русском почти то же самое: есть дух, а есть дыхание. Дыхание – ветер. То есть дух и ветер – суть одно. Но у евреев это совпадение еще сильнее: ветер и дух обозначаются одним и тем же словом. Поэтому надо еще каждый раз разбираться, про ветер или про Дух Святой идет речь. Поэтому можно понять этот стих и так: «Ветер дует, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Пришло – ушло. Вот, например, есть текст: «Даяй молитву молящимся». Скажите, ядущему надо давать еду? Зачем, если он уже ест? У него и так уже полный рот. А зачем молящемуся давать молитву? Вот немолящемуся надо давать молитву. А молящемуся-то зачем? – Аппетит приходит во время еды. – Случается, да. Хотя иногда и до еды бывает сильный. – «И молитва Моя в недро Мое возвратится» (Пс. 34: 13). Я начал читать кафизмы, я – молящийся. А молитвы у меня еще нет. Молитва начнется тогда, когда Господь дунет на меня Своим Духом – То есть молящийся – это тот, кто начал читать кафизму. Я приходской батюшка. Может, в монастыре чтение Псалтири совершается круглый год, но в нашей практике, как правило, Великим постом. Вот я начал читать кафизмы, я – молящийся. А молитвы у меня еще нет. Молитва – это когда Господь дунет, когда Господь вдохнет дыхание жизни. Серафим Саровский говорил про Адама, что до этого он был как животное, а Господь вдохнул в него дыхание жизни, Духа Святого, и он стал образом и подобием Божиим, стал душой живой. Да, даже великие святые едва ли всегда пребывали в молитве. Потому что это приходит и уходит. Ты не можешь в себе это вызвать, а если начнешь вызывать, выдавливать вот это дыхание из себя, то впадешь в прелесть, потому что вдохнуть-то должен Бог, а не я. Я должен быть молящимся. А Бог может дунуть на меня. Это дуновение пришло и ушло.

http://pravoslavie.ru/146441.html

Между просто рассуждающим о Боге и молящимся Ему огромная разница. Как для правителя Феста: иудеи спорят «о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждает, что Он жив». Ибо для просто рассуждающих о Боге Он – мертвый, а для молящихся Ему Он – Живой. Ведь что происходит, когда человек в молитве призывает имя Божие? – в этот миг исчезает время и пространство, рушатся стены и преграды, становятся бессильными бесы и их пособники, и мы – пред нашим Отцом Небесным!.. но есть одно необходимое условие: «Отец Сам любит вас», – сказал Господь, – но только «потому, что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Да, наше право на молитву только в том, если мы Христовы, и наша молитва будет настоящей молитвой, если мы веруем в Него, знаем о Нем и учимся у Него. И не случайно у христиан принято перед молитвой осенять себя крестным знамением. Это – как краткое и исчерпывающее свидетельство о праве на молитву, о соблюдении условий, поставленных Христом. Осеняя себя крестным знамением, мы как бы говорим: «Вот, Отче, на этом кресте Твоим Сыном за Меня заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено с лихвой. Я знаю это, всегда помню, бесконечно ценю, – прости же меня!» «Просите и получите», – говорит Господь. Поэтому, вставая утром на молитву, скажем себе: «вот, я приступаю к самому главному делу, без которого никакие другие дела не пойдут, как должно». И среди наших дневных занятий будем помнить, что вечером предстоит во всем отчитаться перед Богом. А отходя после молитвы ко сну, радостно помыслим о том моменте, когда Господь снова воздвигнет нас от одра «во еже утреневати и славословити» Его державу. Слава Богу, давшему нам такое право! «Просите и получите, – говорит Господь, – чтобы радость ваша была совершенна». О буре и надежде Пятница Ин. 17:18–26 Деян. 27:11–44 Вынужденное путешествие Апостола Павла в Рим было очень трудным. Говорится, что «многие дни не было видно ни солнца, ни звезд, и продолжалась немалая буря».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Слава на небе Богу и на земле мир, между людьми любовь. Мы поем Тебе хвалы, благословляем Тебя, Тебе поклоняемся, славословим Тебя, благодарим Тебя за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Святой Дух! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, принимающий на Себя грех мира, помилуй нас! Принимающий на Себя грехи мира, прими молитву нашу! Седящий по правую руку Отца, помилуй нас! Ибо Ты один свят; Ты один – Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во веки, и в век века. Ежедневно буду я благословлять Тебя, буду восхвалять Твое имя во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь Удостой нас, Господи, в сегодняшний день сохраниться без греха. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших! Твое имя должно быть хвалимо и прославлено во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Господи, пусть будет милость Твоя на нас, как мы надеялись на Тебя! Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды) Благословен Ты, Господи! научи меня заповедям Твоим. (Трижды.) Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. – Господи, Ты был нам прибежищем из рода в род. Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, так как я согрешил пред Тобою. Господи! я прибег к Тебе, – научи меня творить волю Твою, так как Ты – Бог мой, так как у Тебя источник жизни; в свете Твоем мы увидим свет. Продли милость Твою познающим Тебя. Трисвятое. Тропари воскресные по великом славословии Гл. 1, 3, 5 и 7: Д несь Спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Псалом 142-й. Господи! услышь молитву мою, внемли мольбе моей по истине Твоей! Услышь меня, Господи, по правде Твоей и не вступай в тяжбу с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых. Враг стал меня преследовать, втоптал меня в землю; поверг меня во мрак, как давно умерших. Я упал духом, и сердце мое смутилось. Я вспомнил о временах древних, стал думать о всех делах Твоих, о созданиях руки Твоей размышлял. Руки мои простерты к Тебе; душа моя, как земля безводная, жаждет Тебя. Скоро услышь меня, Господи! Изнемог дух мой; не отврати лица Своего от меня, чтобы мне не стать похожим на умирающего. Дай мне услышать скоро милость Твою, ибо я уповаю на Тебя; укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих, к Тебе прибегаю. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Дух Твой благой да направит меня по прямому пути! Ради имени Твоего, Господи, оживотвори меня, по правде Твоей избавь от напасти душу мою, и по милости Своей истреби врагов моих и погуби всех притесняющих меня, ибо я – раб Твой. Услышь меня, Господи, по правде Твоей и не вступай в тяжбу с рабом Твоим! Дух Твой благий да направит меня по прямому пути! 1. «Внуши моление мое» – Глагол «внушити» в церковнославянском языке означает внимать, внимательно выслушивать. 2. «Во истине Твоей» – Истина»-по-еврейски собственно «верность», т.е. непреложность в исполнении обещанного; таким образом, все выражение означает: услышь меня, так как Ты верно исполняешь Свои обещания. Согласно с этим следует истолковывать и значение слова «истина», употреблённого здесь в переводе LXX. Только при таком понимании место это получает ясный смысл. Так толкует греческий текст и Евфимий Зигабен : «услышь, Господи, мою молитву... в истине Твоей, т.е. Поскольку Ты истинен: потому что Ты обещался выслушивать призывающих Тебя». В этом же значении слово «истина» употреблено, напр., в Пс.97:3 : «помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву», т.е. «вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву». См. также Пс.87:12 (примеч. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

«Боже сил обрати ны " . Освободи от рабства и даруй возвращение. Потом показывает удобность сего дела. «Просвети лице Твое, и спасемся». Достаточно явиться Тебе, чтобы прекратить бедствия. Пс.79:5 .   Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? «Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих?» Долго ли, Владыка, будешь отвергать мои моления, гневаясь на прегрешения мои? Рабом же Божиим именует народ, ибо другие толковники, вместо слов: «на молитву раба Твоего», поставили: «на молитву народа Твоего». Пс.79:6 .   Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере. «Напитаеши нас хлебом слезным: и напоиши нас слезами в меру». Здесь переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: «напитал нас хлебом слезным, и напоил нас слезами в меру». Говорит же Пророк: и пищу и питие нам растворил Ты слезами, потому что сетуя и воздыхая вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты сие, соразмеряя наказание с грехами. Так и Господь говорит: «в нюже меру мерите, возмерится вам» ( Мф.7:2 ). Меру сию видел и Пророк Захария, предвозвещая гибель Вавилона ( Зах. 5, 9–11 ), ибо сказал, что видит двух жен, которыя имеют крылья вдодовы, и несут меру, и которым повелено отнести ее в Вавилон. А из этого познаем правдивость Божия определения. Пс.79:7 .   Положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами. «Положил еси нас в пререкание соседом нашим, и врази наши подражниша ны». В поношении стали мы у соседних народов, всегда бывших к нам неприязненными. Пс.79:8 .   Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! «Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся». Посему явлением Твоим разсей примрачное облако бедствий, и даруй нам возвращение, потому что Ты могуществен и Господь сил. Потом перечисляет Пророк древние благодеяния, умоляя о том, чтобы и им сподобиться подобнаго промышления. Пс.79:9 .   Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее. Пс.79:10 .   Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Теперь перенеситесь мысленно в древний Иерусалим того именно времени, когда царствовал в нём благочестивый Езекия, вообразите себя во храме в ту минуту, когда входит в оный Езекия вместе с двором и народом своим и с богохульным письмом Рапсака от лица Сеннахирима в руках, – что ж вы здесь видите и слышите? Видите царя и народ, по вскрытии и прочтении письма сего пред лицем Божиим, сначала смиренно, в знак глубокого уничижения и сознания своего недостоинства, павшими на землю, а потом усердно и пламенно, с горькими слезами на глазах, и с тяжкими вздохами и стенаниями в сердце, с преклонением колен и воздеянием рук, молящимися. Что слышите? Слышите царя, голосом громким и твёрдым, но сильно растроганным и слезами нередко прерываемым, возглашающего сию умиленную молитву: Иегова воинств, Боже Израилев, восседший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земных, Ты сотворил небо и землю: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога Живого. Подлинно, Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и всю землю, и богов их повергли в огонь – поскольку это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, а потому они и истребили их. И ныне Ты, Иегова, Бог наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства, что Ты Иегова един ( Ис.37:16–20 ). А народ в это время безмолвствует, но безмолвствует не просто, а сопровождая молитву царя и своим глубоким вниманием и своими всеусильными благожеланиями. В чём же состояли сии благожелания? Эту тайну открывает нам настоящий псалом задолго до события, дабы, по совершении события, тем легче и вернее мы могли уразуметь оную. Услышит тя Господь в день печали, так начинается псалом сей, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит ( Пс.19:2–5 ). Предыдущее соображение показало нам, что здесь мы слышим тайный голос народа, на молитву царя своего ответствующего своими также молитвенными благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010