Но, украсив свою душу благоуханием и блеском добродетелей, сделай ее храмом Пресвятой Троицы, посвятив для созерцания Ея все свои духовныя силы. Если проводящий время и разговаривающий с земным царем считается всеми счастливейшим человеком, то каким блаженством будет наслаждаться удостоенный разговора и духовнаго сожития с Богом! Представляй Его всюду пред собою и обращайся к Нему. Ты спросишь, как тебе обращаться к Богу?— Чрез молитву и прошение. Молящийся Ему искренно с чистым сердцем, освободив свой ум от всего греховнаго и низкаго, со страхом и трепетом возносящий Ему свои прошения — такой воистину разговаривает с Ним лицом к лицу, так как всемилостивый Господь Бог наш присутствует всюду, внимая искренно молящимся к Нему, о чем свидетельствует Пророк: Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к молитве их (Псал. 33, 16). Поэтому Св. Отцы называют молитву общением человека с Богом, делом Ангелов и преддверием к будущему веселию. Ибо, если царствие небесное, близость и созерцание Св. Троицы ставятся выше всего, а это достигается через молитву, то вполне естественно, что ее называют преддверием и как бы прообразом будущаго блаженства. Но не всякая молитва носит такое название, а только достойная этого, имеющая своим наставником Бога, молитва, чуждая всего земнаго и обращенная непосредственно к Господу. Усвой себе такую молитву и старайся преуспевать в ней, потому что чрез нее ты можешь возвыситься от земли на небо. Но без подготовления подвизаться в такой молитве ты не можешь. Должен сначала очистить душу свою от всяких страстей и дурных мыслей, сделать ее подобною ярко вычищенному зеркалу, освободить ее от всякаго злопамятства и вражды, что более всего препятствует нашим молитвам быть угодными Богу; подкрепить свою молитву прощением от всего сердца прегрешений против тебя обидчиков твоих, милосердием и милостынями бедным и тогда уже с горячими слезами вознеси ее к Богу. Молясь так, ты сможешь сказать подобно Давиду, который, будучи царем, боримый безчисленными мыслями, очистив свою душу от всяких страстей, восклицал к Богу: Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Седмикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою. Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня (Пс. 118; 163 — 169). Пророк Исаия говорит: Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я (Ис. 58, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

И Церковь приходит к нему на помощь 103 . Здесь, в церковной молитве, в лице пастыря молится как бы вся Церковь . В настоящем случае само свящ. Писание дает нам прямое свидетельство о церковной молитве, совершаемой особыми лицами. «Болен ли кто из вас, пишет ап. Иаков (V, 14–15), пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восстановит его Господь». Предоставленный самому себе в этих случаях, христианин легко может впасть или в обман, или в сомнение, – действительно ли он беседует с Богом, слышит ли Бог его молитву и т. д. Молитва – беседа и общение с Богом. Следовательно, в истинной молитве Бог нисходит к человеку и отвечает на его молитву, а человек должен быть уверен, что действительно входит в молитвенное общение с Богом и Бог слышит его молитву. Чем же уверит себя человек, что он не ошибается и не льстит себя ложной надеждой? В одиночной молитве нет таких гарантий. Если святые и могли молиться в одиночку своей молитвой и были уверены, что молятся истинно, потому что Дух Божий явно был с ними, то нам грешным этого слишком мало. И верующие, по примеру апостолов, должны собираться вместе на общую молитву. «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, говорит Спаситель, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф.18:19–20 ). Вот гаранты истинной молитвы. Но если один еще может молиться, как умеет, то двоим и троим, а тем более целому обществу это труднее. Как они будут молиться? В какой форме будут изливать свое прошение? Соберутся, например, и молча постоят, творя каждый в сердце молитву, и потом разойдутся. Но тут опять возможен обман и сомнение. Соберутся, и все, кто как может, будут вслух изливать свое прошение, как это бывает в еврейских синагогах. Но тут бесчинство и та же возможность ошибки. Очевидно, должны быть одни общие формы молитвы. Без этих форм Церковь скоро утратила бы свое единство, распавшись на отдельные единицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

крестим ребенка точно так же, как лечим младенца, родившегося больным. Другое дело, если позже он станет неправильно думать, что лучше было бы ему сохранить свой недуг, быть бесполезным для общества и избавленным от бремени общественных обязанностей. Крестя младенца, Церковь исцеляет его, чтобы сделать ответственным членом единственного реального общества. Отвержение собственного крещения равносильно отвержению излечения. В крещении мы не только становимся здоровыми, но и органически делаемся членами Тела Христова. На этой ступени, называя Бога Отче наш, мы восходим на Сион, на вершину горы, и на вершине горы находим Отца, любовь Божественную, откровение Троицы; и тут же, за стенами – небольшой холм, который мы зовем Голгофой, где сливаются воедино история и вечность. Здесь мы можем обернуться и посмотреть назад. Именно отсюда должен христианин начинать свою христианскую жизнь, завершив восхождение, и начать произносить Молитву Господню в той последовательности, в какой дает ее нам Господь, как молитву Единородного Сына, как молитву Церкви, молитву каждого из нас в нашей общности со всеми, как молитву того, кто является сыном в Сыне. И только тогда можем мы начать спускаться с горы, шаг за шагом, навстречу тем, что еще в пути или кто даже не начинал идти. В русском синодальном переводе: Наше жительство – на небесах МОЛИТВА ВАРТИМЕЯ Митрополит Сурожский Антоний МОЛИТВА ВАРТИМЕЯ Случай с Вартимеем, как он рассказан у Марка (10, 46-52), помогает нам постигнуть ряд моментов, связанных с молитвой. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой, сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1255...

Тем паче, что когда скончался игумен Митрофан, то братия новой обители лишилась Божественной службы. Преподобный Сергий, по своему смирению, и слышать не хотел, чтобы ему принять эту должность, он всегда говорил, что «желание игуменства есть начало и корень властолюбия»; но и сам он сознавал нужду в духовном пастыре для своей обители. Он воссылал прилежную молитву к Господу, прося о том, чтобы Бог дал игумена, наставника обители, отца и управителя, который сможет вести духовный корабль земной жизни братии к пристани спасения и избавит его от потопляющих волн – нападений злых духов. Так он молился Богу, прося игумена и истинного устроителя тому месту, и Бог услышал молитву Своего угодника и внял его молению, чтобы не оказались ложными слова Давида: желание боящихся Его Он исполняет, и молитву их слышит, и спасет их (Пс. 144: 19). И Господь, всегда готовый исполнить волю боящихся Его, услышал молитву Своего угодника и, поскольку никто лучше самого просившего не мог послужить на сем месте к славе имени Его, благоволил его самого и дать игуменом братии. Вот как это было. Бог вложил в сердца братии желание сделать так, чтобы Сергий начальствовал над ними. Собравшись вместе, поразмыслив, посоветовавшись между собой и укрепив сердца верой, братия все вместе пришли к Преподобному Сергию, говоря: «Отче! Мы не можем жить без игумена! Ныне мы пришли к тебе, открыть наши мысли и желания. Мы очень хотим, чтобы ты был нашим игуменом и наставником душ и тел, чтобы мы приходили к тебе с покаянием исповедоваться в своих грехах; хотим каждый день получать от тебя прощение, благословение и молитву и видеть, как ты ежедневно совершаешь святую литургию; хотим причащаться Пречистых Таин из честных твоих рук. Ей, честной отец, таково наше общее желание, не откажи нам». Преподобный Сергий вздохнул из глубины души и сказал им: «У меня и помысла не было стать игуменом, душа моя желает одного – скончаться в иноках на этом месте. Не принуждайте меня, но оставьте меня Богу, и Он что захочет, то и сделает со мной».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но, украсив свою душу благоуханием и блеском добродетелей, сделай ее храмом Пресвятой Троицы, посвятив для созерцания Ее все свои духовные силы. Если проводящий время и разговаривающий с земным царем считается всеми счастливейшим человеком, то каким блаженством будет наслаждаться удостоенный разговора и духовного сожития с Богом! Представляй Его всюду пред собою и обращайся к Нему. Ты спросишь, как тебе обращаться к Богу? – Чрез молитву и прошение. Молящийся Ему искренно с чистым сердцем, освободив свой ум от всего греховного и низкого, со страхом и трепетом возносящий Ему свои прошения – такой воистину разговаривает с Ним лицом к лицу, так как всемилостивый Господь Бог наш присутствует всюду, внимая искренно молящимся к Нему, о чем свидетельствует Пророк «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к молитве их» ( Пс.33:16 ). Поэтому Св. Отцы называют молитву общением человека с Богом, делом Ангелов и преддверием к будущему веселью. Ибо, если царствие небесное, близость и созерцание Св. Троицы ставятся выше всего, а это достигается через молитву, то вполне естественно, что ее называют преддверием и как бы прообразом будущего блаженства. Но не всякая молитва носит такое название, а только достойная этого, имеющая своим наставником Бога, молитва , чуждая всего земного и обращенная непосредственно к Господу. Усвой себе такую молитву и старайся преуспевать в ней, потому что чрез нее ты можешь возвыситься от земли на небо. Но без подготовления подвизаться в такой молитве ты не можешь. Должен сначала очистить душу свою от всяких страстей и дурных мыслей, сделать ее подобною ярко вычищенному зеркалу, освободить ее от всякого злопамятства и вражды, что более всего препятствует нашим молитвам быть угодными Богу; подкрепить свою молитву прощением от всего сердца прегрешений против тебя обидчиков твоих, милосердием и милостынями бедным и тогда уже с горячими слезами вознеси ее к Богу. Молясь так, ты сможешь сказать подобно Давиду, который, будучи царем, боримый бесчисленными мыслями, очистив свою душу от всяких страстей, восклицал к Богу: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Седмикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою. Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня» ( Пс.118:163–169 ). Пророк Исаия говорит: «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я» ( Ис.58:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Пс.85:6 .  Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. «Внуши» – сочти достойной твоего слуха, «Господи, молитву мою» и «вонми» – окажи милосердие молящемуся (Златоуст). Пс.85:7 .  В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. «Скорби» часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, но Давид, напротив, взывал сильнее и прилежнее не от отчаяния – но от твердой веры в молитву. Повторение же всякой молитвы – есть благовонная жертва перед Богом (Златоуст). Пс.85:8 .  Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Не только Сын Божий говорил о Себе уничиженно, когда и Бог Отец, не воспринявший плоти, делает то же самое. И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного; поставил Себя выше языческих богов – чрез сравнения Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству (Златоуст). Пс.85:9 .  Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. Истину этого пророчества показали события, последовавшие по вочеловечении Бога и Спасителя нашего (Феодорит). Пс.85:10 .  Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един. «Чудеса» Божии непостижимы; как Слово Божие сошло на землю и не отлучилось от Отца. Пс.85:11 .  Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Пророк просит страха пред Ним – ибо отсюда приходит к нам истинная радость сердцу и душе (Златоуст). Пс.85:12 .  Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: Истинное «исповедание» – в том, чтобы отвергнуть грех от всей души и никогда уже не возвращаться. Прежде исповедания грехов Пророк не велит прославлять Бога, ибо желает, чтобы «имя» Божие произносили «устами чистыми» (Златоуст). Пс.85:13 .  Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Зная, насколько велика «милость» Божия к грешным, пророк не устыдился «исповедания» грехов: ибо кто исповедует свой грех, тот не только получает пощаду и прощение, но ожидает и награды – освобождения «души от ада присподнейшего», т.е. от геенны (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Молитва, когда смешивается вода с вином Христе, воистину Бог наш, пришедший на брак, когда пригласили Тебя, в Кане Галилейской, и благословивший его и претворивший воду в вино, сделай так же и с этим вином, предложенным передо мной, благослови и освяти его, чтобы оно было в радость, веселье и жизнь душам и телам нашим и чтобы всегда были с нами Отец, Сын и Дух Святой; ибо у нас нет иного Бога, кроме Тебя. И исполни также вино это веселья и радости в сладость жизни, спасение, мудрость и разумение Святого Духа, ныне, и всегда, и вовек. Аминь. Благословен Господь Бог Отец всемогущий, благословен Единородный Сын Иисус Христос, родившийся от Девы Марии; благословен Дух Утешитель, Бог наш, Которым, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит истинная держава во веки веков. Аминь. Потом (священник) повторит над Чашей молитву: Господи Боже наш, принявший и проч. Как выше во время приношения жертвы. Священник, воздев руки горé, впрочем, не выше головы, нараспев говорит: Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят. Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика ми­лость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек ( Пс. 116: 1–2 ). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон говорит: Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ И с духом твоим. Диакон опять: Встаньте на молитву. Священник Мир всем вам. Народ Господи, помилуй нас. С духом твоим. Священник говорит молитву благодарственную: Будем благодарить благодетеля нашего, Господа милосердного, Отца Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, что Он покровительствовал нам, помог, и сохранил, и помиловал нас, сподобил приступить к Нему, принял нас, укрепил и умножил нас, даже до этого часа. Помолимся же Ему опять, чтобы Он сохранил нас в этот святой день и во все дни жизни нашей в мире, всемогущий Господь Бог наш. Молитесь. Священник Господи, Господи всемогущий, Отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя обо всём, за всё и во всём, что Ты покровительствовал нам, помог нам, сохранил нас и помиловал нас, принял, укрепил и умножил нас даже до этого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой утешение мое». «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои помогут мне». «Я заблудился, как овца потерянная, взыщи раба Твоего; ибо я не забыл заповедей Твоих». И к каждому стиху мы присоединяем нашу молитву: упокой, Господи, душу раба Твоего. Таким образом, душа усопшего нашего отца или брата употребляет все средства преклонить Господа на милость к ней; она дерзновенно указывает на любовь свою к закону Божию, указывает на то, что она создание рук Божьих, что она служила Господу со всем усердием и ревностью; указывает на безграничное милосердие Господа; она вопиет к Нему воплем крепким и сильным. С своей стороны, и мы подкрепляем эту исповедь и молитву нашею мольбой ко Господу и таким образом ставим себя в живое и близкое общение с усопшими нашими отцами и братиями. Внимая с трепетом сердца исповеди, какую совершает душа усопшего, предстоящая страшному престолу Господа славы и возсылая нашу молитву ко Господу за эту душу, мы с напряжённым вниманием ожидаем, что сотворит с этою душою Господь, всесвятый и правосудный? Что ответит Он на эту исповедь души усопшего и на нашу молитву? Но святая церковь не осмеливается предвосхищать тайны суда Божия у Господа: Его всесвятой и всеведущей воле и премудрости известно, какая участь ждёт душу нашего усопшего отца или брата. Она раскрывает только общий, основной закон правды и святости Божией, закон, по которому Господь воздаст каждому по делам его. Вот сущность этого закона, изрекаемого Самим Господом: «все вы, которые шли узким и скорбным путем, все взявшие в жизни крест, как ярем и Мне последовавшие верою: приидите, насладитесь теми почестями, которые Я вам уготовал и увенчайтесь венцами небесными». Первоначально и скорее всех эта награда принадлежит, без сомнения, лику святых мучеников, которые проповедали на земле Агнца Божия, вземлющего грехи мира и сами за Него закланы были, как агнцы, потом и всем тем, которые шли скорбным и узким путём, которые во время земной жизни своей взяли крест свой, как ярем, и шли по стопам Господа, т. е. всем истинным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взях душу мою». Разсей уныние в возлюбившем служение Твое и подай бодрость душе к Тебе преклоненной. Пс.85:5 .  Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. «Яко Ты Господи благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя». Ты благ и человеколюбив, и источники милости изливаешь имеющим в том нужду. Вместо: «кроток " , Акила и Феодотион употребили: «удобопримирим», потому и слово: «кротость» подает мысль о долготерпении. Пс.85:6 .  Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. «Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего». Посему, имея столько благости, благосклонно приими моление мое. Пс.85:7 .  В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. «В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». Приношу молитву сию, имея опыт Твоей благоснисходительности, потому что и прежде, когда умолял я Тебя, дал Ты мне просимое мною. Пс.85:8 .  Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. «Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Поскольку злочестивый Рапсак произнес оныя кичливыя слова: «не возмогли бози языков кийждо их свою страну избавити из руки моей: избавит ли Господь Иерусалима из руки моея» ( 4Цар.18:33, 35 ), то пророчество представляет Езекию взывающим: «несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Те боги имеют пустое имя, которому ничто не соответствует в действительности, и которое присвоили они себе хищнически; а Ты имеешь именование, соответствующее действительности. И Пророк весьма прилично к Божественному именованию присовокупил и дела: «несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Те боги совершенно неодушевленны, и сами себя не могут защитить, а Твое велелепие невыразимо языком человеческим. Пс.85:9 .  Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. Пс.85:10 .  Ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты. «Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи». Известно, что сего вовсе не было при блаженном Давиде; при Езекии же, вероятно, некоторые, будучи изумлены избиением Ассириян, притекли к Богу. Но истину пророчества показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик Апостолов. Владыка сказал им: «шедше научите вся языки» ( Мф.28:19 ); и они научили, как было повелено, и разсеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды, и поклонились спасшему Богу. Сие показывает и присовокупляемое

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Услышь, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего» ( Пс.85:6 ). «Услышь», т.е. сочти ее достойной твоего слуха. " Вонми гласу«, окажи милосердие приносящему молитву, видя, какою пылает он страстью души и любовью к Тебе (это и значит: «гласу моления»). Поэтому дальше пророк и говорит: «в день скорби моей я воззвал к Тебе, ибо Ты услышал меня» ( Пс.85:7 ). Тогда как скорби часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, он сам, говорит, этого не испытал, напротив, он взывал еще сильнее и громче, и это проистекало не из отчаяния, а от твердой веры в молитву. Почему же? «Ибо Ты услышал меня " . Как уже услышанный, он, естественно, и не изнемог в молитве, почему и взывал. " Нет подобного Тебе, Господи, между богами, и нет (подобного) по делам Твоим» ( Пс.85:8 ). Пророк говорит здесь не об идолах ( «что общего у света с тьмою?», – ( 2Кор.6:14 ), – или какое сравнение может быть лжи с истиной?), а называет богами тех, к кому было слово Божие, как говорит Христос в Евангелии, т.е. святых и богоносных мужей. Из них никто не может сравниться с Господом. Хотя Он сроден с ними по плоти, но несравним по божеству, а вернее сказать – и по человечеству, потому что никто из них не родился от девы, никто не носил наших грехов, никто не попрал смертью смерть. Итак, никто не может сравниться с ним и по делам Его. «Все народы, которых Ты сотворил, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ). Где – пред Тобою? В храме иудейском? Но ни храма уже не суще­ствует, ни язычники, как не обрезанные, не могут в нем покло­няться. Ясно, следовательно, что пророк говорит о Христе, лицу Которого поклоняются все язычники. Кто поклоняется в Вифлееме на месте креста и воскресения, тот поклоняется пред лицом совер­шившего там наше спасение. Точно также и поклоняющиеся пред жертвенником поклоняются пред Его лицом, потому что здесь они видят Его седящим в каждой таинственной жертве. «И прославят имя Твое». Почему? Потому, что они служили дереву и камню и были в поучении и рабстве у демонов. Послушай, что пророк говорит дальше: «ибо велик Ты и творящий чудеса – Ты, Бог Един " ( Пс.85:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010