23 Самое вступление Христа в мир связано и оплачено мученической кровью, и прежде всего младенцев Вифлеемских, убиенных Иродом. «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться» ( Иер. 31:15 ; Мф. 2:18 ), но неужели этот плач не досягает слуха и Самого Богомладенца? А о Его земной жизни говорится как о служении страждущему человечеству, подвиге сострадания. Он ходил по всем городами селам, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Видя толпы народа, «Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны» ( Мф. 9:35–6; 4:23–4 ). Тогда сожалел и сострадал, мог прослезиться у могилы Лазаря и внять скорби Наинской вдовы и Иаира, был целителем и утешителем, врачом душ и телес, а после Вознесения Своего и удаления из мира удалил ли Он от Себя эту жалость и сострадание, стал ли глух к этому воплю земли страждущей? 24 Воцарение Христа есть предмет последней главы «Агнца Божия». К этой книге и отсылаем читателя. 25 Слова Апостола, сказанные им о себе: «Не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ) относятся не только к нему, но и ко всему человечеству, к избранным духовно, но всем – динамически, как превозмогающая сила жизни, в известном смысле ее закономерность. Апостол говорит о тайне Христовой ( Кол. 1, 27; 11, 2 ), об «образе создавшего человека, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (3, 10–11), ибо с главы все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (2, 19). 26 Эту мысль можно выразить и на языке евхаристического богословия как совершившееся преложение крови и воды Св. Грааля в прославленное тело и кровь Христову, с которыми Христос во славе является на земле. В этом Его присутствии в мире уже отожествляются Св. Грааль и Евхаристическая чаша, небо соединяется с землей, «Бог будет обитать» (21, 3) с народом Своим и вся жизнь будет Тайная Вечеря, (нрзб) чаша Св. Грааля остается в мире священным залогом нового, второго, пришествия Христова!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

27. Великомученика и целителя Пантелеимона Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 292. Аллилуия, глас 2 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 28. Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 30. Мученика Иоанна воина Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 116. Аллилуия, глас 4 Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:20 Август 1. Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников братьев Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9а, 1а И святым прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало 125а и святым, зачало 330. Аллилуия, глас 4 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 И святым, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Пс 33:18 2. Перенесение мощей первомученика Стефана Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 17. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Пс 88:6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

2:15–16. Мы, Апостолы, говорит, как бы пропитаны, как одежда, благовонными духами, Евангелием о Христе Иисусе. И в мыслях, и в чувствах, и в делах, везде Христос, ничего и никого не знаем, кроме Его одного. Служение приятно Богу, как дорогое благоухание жертвы (ср. Быт. 8:21 ; Лев. 1:9–17 ; Чис. 15:7 ). Таким благоуханием Христовым они были и для спасаемых, принимающих спасение верою, и для погибающих, противящихся спасению, неверующих. Всем преподавали Евангелие. Но его неодинаково принимали, потому и оно неодинаково действовало. Для одних, не принимающих его – погибающих, оно есть приговор осуждения и смерти, а для других, принимающих – спасаемых, оно есть залог вечной жизни. Вся сила нашей проповеди во Христе – все производит Он, а нашего ничего нет. Да и кто из людей сам по себе способен к этому? Поэтому вся забота Апостолов заключается в том, чтобы преподавать Евангелие так, как оно принято ими от Бога. 2:17. Во времена Апостолов много было лжеучителей, которые к чистому Евангелию примешивали свои умствования, якобы для пояснения, и тем отнимали у него целительность и силу, какие свойственны ему в его беспримесной целости. Святой Павел говорит: мы ничего такого не делаем, не только лжи, но и никакого своего мудрствования не прилагаем к слову благовестия, передаем его так, как приняли от Бога, вполне сознавая, что говорим пред очами самого Бога, говорим во Христе, Его силою, Его охранением, в Его славу, и как творцы Его дела. Глава 3 1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? 2 Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога Живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, 5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

2) Греха никто не может отнять от человека, кроме Сына Божия. Он ради того, чтобы отнять грех, пришел в мир, пострадал и умер, чтобы истребить грех. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин 3:8). Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Слава Его человеколюбию! 3) Грех творит смерть, ибо возмездие за грех – смерть (Рим 6:23). Так прародители наши в раю согрешили и смертью умерли и вовеки бы мертвыми были, если бы Христос, Сын Божий, Кровью Своей не оживил их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр 13:8), ибо Кровь Его святая, за весь мир пролитая, как ныне, так и с начала мира, целительна была для оживления каждого грешника, верующего в Него. 4) За совершенный грех человека тяжко и люто мучает совесть, так что часто человек умерщвляет себя, не вытерпев мучений совести. 5) За грех бывают временные наказания, как-то: голод, пожары, войны, моровые язвы, болезни, землетрясения и прочее. Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушения и удары – все это для беззаконных, – говорит Сирах (Сир 40:9-10). «Грехи – причина всех зол», – говорит святой Златоуст. Видите, какое великое зло есть грех, зло злее всякого зла. О, воистину лучше нагим ходить, нежели грешить; лучше в плену и темнице сидеть, нежели грешить. Лучше в ранах и во всяких болезнях быть, нежели грешить. Лучше света не видеть и во тьме сидеть, нежели грешить. Лучше поругание, осмеяние, укоры, поношение, побои и раны терпеть, нежели грешить; лучше, наконец, всякое зло, какое в мире сем может быть, терпеть, нежели грешить! Потому что каждое из этих зол мучит только тело, и мучит только временно, ибо смерть всем злостраданиям полагает конец; тут всякое бедствие и кончится. Но грех и тело, и душу мучит, и вовеки без конца мучить будет. Ибо грех – причина всякого бедствия, случающегося в мире сем, как выше сказано. Если бы греха не было, не было бы и бедствия. Начался в мире грех, и этому последовали всякие бедствия. Сладок людям грех, но горьки его плоды. Семя горькое горькие и плоды рождает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). 3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причастия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супружеской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника. 4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии – Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный – предпасхальный Великий пост ) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресные дни. 5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. Ин. 5:2 . Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. Есть же в Иерусалиме и пр.: Флавий, историк иудейский, не упоминает об этой купальне, но это не ослабляет подлинности и исторической достоверности Иоаннова повествования о сей купальне; Флавий не упоминает о многих важных вещах и обстоятельствах. – Есть: или по живости представления Иоанн, как бы переносясь в то время, когда Иерусалим не был ещё разрушен, говорит есть, как бы имея ещё купальню пред глазами; или и при разрушении Иерусалима Титом эта купальня с пристройками была пощажена, как общественное благотворительное заведение, и была цела ещё во время написания Евангелия, хотя, может быть, не в том виде, как была во время жизни Господа. – У Овечьих ворот: о них упоминается в книге Неемии ( Неем. 3:1, 32, 12:39 ); они находились на северо-восточной стороне городской стены на пути чрез Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору (ныне ворота св. Стефана). Назывались они Овечьими, вероятно, потому, что чрез них прогонялись ко храму жертвенные животные или близ них был рынок, на котором продавались и покупались эти жертвенные животные и, купленные, прогонялись ко храму для жертвоприношения. – Купальня: небольшой водоём, в котором мылись или купались. Вероятно, здесь был источник, который образовал этот водоём, из коего вода опять стекала в землю. – По-еврейски Вифезда, что значит дом милосердия или милости, т. е. Божией, так как источник имел целительную воду, которую Бог, по милости Своей, даровал народу Своему. Пять крытых ходов: галерей, в которых можно было ходить, сидеть, лежать больным, защищённым от непогоды и солнечного жара. «Визафа (Вифезда) и ныне ещё показывается» (Евсевий), и в 5-м веке ещё показывали пять портиков купальни. 3. Ин. 5:3 . В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, Мф. 12:10 . 4. Ин. 5:4 . ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2. Ияр – Слово «ияр» в переводе с аккадского языка означает «свет», «светила», «сияние»: дни Ияра залиты светом щедрого весеннего солнца. В библейской истории этот месяц ознаменован чудесным событием, описанным в 16-й главе книги Исход: евреям, находящимся в пустыне, Господь посылает манну. «В ияре дал им (коленам Израиля) манну в сиянии Своего лика» (Мидраш на книгу Исход). Также в книге Исход есть фрагмент: «Я Господь, целитель твой» – ( Исх. 15:26 ). Начальные буквы этого фрагмента на иврите образуют аббревиатуру – , которая и является названием месяца – Ияр. Это умозаключение и послужило к укоренению в еврейской общине традиции, по которой благоприятней всего лечиться именно в этот месяц, месяц Ияр. Примечательно то, что название этого месяца в Священном Писании вообще отсутствует. 3. Сиван – . " И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван« ( Есф. 8:9 ).На аккадском языке Сиван звучит как «Симану-Зимну» и означает «месяц сроков и праздников». Праздник «Симану-Зимну» устраивался в Вавилоне по случаю сбора урожая. Подобные торжества бытовали и в еврейской общине: «И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года» ( Исх. 34:22 ). 6-гоСивана, в день праздника Шавуот, начинался период приношения Богу первых плодов: винограда, инжира, олив, фиников, гранатов, пшеницы и ячменя. 6-е Сивана также было отмечено величайшим знамением в библейской истории. В этот день на горе Синай (название которой также фонетически созвучно названию месяца Синай (sinay) – Сиван), пророк Моисей получил Скрижали Завета. Еще одно созвучие, которое усмотрели лексикографы: Сиван и (sene) «терновник», неопалимая купина, которую пророк Моисей увидел на горе Хорив. 4. Таммуз – Корень «таммуз» встречается в аккадском языке, и воспринят из вавилонской традиции. Чтобы понять значение этого корня, необходимо обратиться к тому единственному случаю, когда слово «Таммуз» появляется в Священном Писании, где оно фигурирует не в качестве названия месяца, а как имя языческого божества: «И привел меня ко входу во врата дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе» ( Иез. 8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

31 . И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит. Последствием не раскаянного греха, а паче всего отпадения от веры во Единого Милосердого и Всепрощающего Целителя,– служит увядание и совершенное бесплодие: другими словами совершенная бесполезность жизни для себя и других. Все деяния отпавшего от Господа народа не приносят ничего, кроме неудач и несчастий, точно также деяния и предприятия человека, преданного греху и притом отвергающего протянутую ему руку спасения Милосердого Творца, всегда кончаются и горем для других и гибелью для него самого 261 . Для наблюдающего за феноменами жизни не безызвестно, что самоубийства происходят почти исключительно под давлением мысли, что он (готовящийся наложить на себя руки), никому не нужен; что он не может сделать добра. Многие знают также, что спасение такого отчаянного чаще всего заключается в том, что милосердие Божие открывает пред ним, устами кого бы то ни было, путь, по которому он может принести пользу другим и творить добро, с некоторым самопожертвованием. Когда в человеке вновь вспыхнет пламень надежды, тогда вспыхнет и пламень любви к Господу и своим подобным, и он спасен. Посему угроза Господня об увядании народа как дуб, которого лист опал и как сад, лишенный животворной влаги, есть угроза равносильная отчаянию и смертному приговору. Это образно указано Господом нашим Иисусом Христом на смоковнице, которую Он обрек на бесплодие, потому что на ней не было плода: „и смоковница тотчас засохла“ 262 . В царстве Божием не может быть ни застоя, ни индифферентизма, ни бесплодия: „всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь“ 263 . „Кто не прибудет во мне, говорил Сам Господь, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают“ 264 . В царствии Божием человек или народ или развиваются и идут вперед к совершенствованию, или идут назад: „Кто не со Мною, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает, глаголал Господь“ ( Мф. 12:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

35 . Об избавлении от различных опасностей. Было бы утомительно исчислять один за другим все мои труды. Я ныне лишь кратко скажу, как Святейший Бог часто избавлял меня, – от рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от западней, устроенных людьми, и от многих других вещей, которые я не смогу описать, поскольку не хочу утомить читателей. Бог , знающий все даже до того, как это произойдет, свидетель тому, что, – хотя я бедный и ни к чему не годный невежда, – Он щедро предупреждал меня об опасностях в Божественных откровениях. 36 . Откуда взялась во мне эта мудрость, которой прежде не было у меня, не знающего ни числа дней своих, ни Бога? Откуда произошел столь великий и столь целительный дар – знать и любить Бога, у меня, потерявшего родину и семью? 37 . Божией помощи в миссионерстве. И многие дары предлагались мне с плачем и со слезами, и я пренебрег ими [обидев дарителей], и пошел против воли многих старших надо мною. Руководимый Богом, я не согласился с ними и не уступил им, не по своей воле, но по благоволению и милости Бога, Который был победоносен во мне и противостал им всем, чтобы я мог идти к ирландскому народу проповедовать Евангелие, и терпеть оскорбления от неверующих; чтобы я мог услышать злые сплетни о своих странствиях и терпеть преследования от людей, даже до того, что был ввернут в темницу; и чтобы я мог пожертвовать своими правами свободнорожденного ради блага других. И если я буду достоин того, я готов отдать без колебаний даже свою жизнь, и охотно сделаю это во имя Его. И я избрал посвятить свою жизнь Богу до самой смерти, если Он дарует мне это. 38 . Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе, и после миропомазаны, и что повсюду рукополагались клирики для них, и что в последнее время приходили к вере многие люди, собранные Господом от всех концов земли, как Он некогда обещал через Своих пророков: «К Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем нет никакой пользы». И еще: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

388 Но в этом характере исполнения Христом закона и пророков, – именно в том, что Он исполнил их, – лежит основание того, что Христос – конец закона ( τλος νμου – Рим. 10:4 ), что Он вместе с исполнением отменил их, что после этого закон уже перестал иметь силу в качестве ветхозаветного закона, и пророчества перестали иметь значение в смысле пророчеств: пророки и закон прорекли до Иоанна, а после Иоанна настало само царствие Божие. В этом же далее лежит основание того, что исполнение закона могло быть вместе нарушением его, о чём речь ниже. 390 Так, Втор. 32Моисей говорит народу Израильскому о Господе: «не Он ли отец твой, который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» Посему, отступая от Бога и поклоняясь другим богам, еврейский народ становился родом строптивым и развращённым ( Втор. 32:5 ). 394 Так уже в Мерре Бог усладил воды для Израиля и сказал ему: «если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» ( Исх. 15:25–26 ). 400 Хотя отсюда не следует, что после крещения Иисуса Христа Иоанн не должен был продолжать своей деятельности. Как вообще Христос совершил спасение людей не только живших до Него и в Его время, но и после Него; так, в частности, символически (и тем более, что символически) Он принял в крещении на Себя грехи не только успевших омыться до Него в водах Иордана, но и делавших это после. Конечно, поэтому и Своим ученикам Христос позволял крестить, разумеется, крещением Иоанна, тем более, что это имело значение для самих крещаемых. Но Сам Христос, по смыслу Своего отношения к крещению Иоанна, не мог крестить ( Ин. 4:2 ). 402 Именно назаретяне свергли Христа с вершины горы, но Он, прошедши посреди их, удалился ( Лк. 4:29–30 ) невредимо. Так понимает указанное место Ефрем Сирин . (Ср. Богосл. Вестн. 1897 г., апр. стр. 92–105). Равным образом и у ев. Иоанна ( Ин. 7–10 ) Христос неоднократно становится невидимым для слушателей, как это решительно утверждает Иоанн Златоустый , говоря, что Христос «мог присутствовать и не быть видимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010