Но они не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил. Они высшие из Серафимов, самые близкие к Богу (Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901). «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет и от семи духов, находящихся пред престолом Его» – читаем мы в Откровении Святого Иоанна Богослова ( Апок. 1:4 ). Эти семь духов и есть семь Архангелов. Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий. Имя Рафаил в переводе с еврейского языка означает – помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов ( Тов. 3:17; 12:15 ). Архангел Рафаил, врач недугов человеческих, утешитель скорбящих, упоминается в Священном Писании. Есть целая книга, называемая «Книга Товита» 8 , в которой описывается, как Архангел Рафаил, в виде юноши, сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Асмодея Сарру, дочь Рагуилову, дал ее в жены Товии, сыну Товитову, снял бельма у Товита ( Тов.3:16-17; 5:4-6; 6:8-9; 7:2-3; 11:6-7, 10-13; 12:6-7; 14:15, 18 ). Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил пришли вечером к реке Тигр. Когда Товия хотел искупаться, из реки показалась рыба, которая хотела поглотить его, но Рафаил сказал Товии: «Возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их». Товия все так и сделал. На его вопрос – к чему эта печень, сердце и желчь из рыбы? Рафаил ответил: «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться, а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится». Когда они пришли в Екбатаны, где жила Сарра, дочь Рагуила, семь женихов которой погубил злой дух Асмодей, их хорошо приняли в доме Рагуила. Рагуил отдал Сарру, дочь свою, в жены Товии. Товия, входя в спальню, взял курительницу, положил сердце и печень рыбы и дымил. Демон, услышав это запах, убежал в верхние страны Египта.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Посмотри, сколько еще у тебя других целителей: апостолы, мученики, бессребреники, святители, преподобные и остальные святые, получившие от Христа благодать и силу, чтобы исцелять всякие болезни? А разве святая Церковь Христова не лечебница и не приют, открытые для всех чад своих, страдающих от различных недугов как духовных, так и телесных, и чтобы утешать, помогать, лечить и освящать Божественными Тайнами? «Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача?» ( Иер. 8, 22 ) – в свое время пророк Иеремия обращался с этим вопросом к израильскому народу. И я теперь тоже взываю к недужным христианам: разве нет, братья, помощи и исцеления в вашей православной вере и Церкви? Сам Христос и Его Крест сделали столько чудес. Как отмечает Златоуст, «Он уничтожил смерть, Он изгладил грех, Он соделал ад бесполезным, он лишил силы дьявола: в отношении здравия ли телесного Ему нет веры?» (Беседы о статуях. 21). Как ваше сердце выдерживает, когда вы оставляете Бога, в Которого верите, и переходите к проклятому дьяволу? Когда вы оставляете сладчайшего Иисуса Христа, своего Творца, Искупителя и истинного врача и уходите к человекоубийце, тирану, злодею? Как у вас хватает духа презирать своих бесчисленных святых, друзей, благодетелей, лучших целителей и прибегать к черным магам и нечистым демонам, своим непримиримым врагам? Как вы можете, оставив свою святую матерь, Христову Церковь , бежать на дьявольские сборища, в обиталища демонов и колдунов? Разве Христос слабее несчастной бабки или цыганки? Разве меньше силы у Животворящего Креста, святой воды и прочих спасительных и целительных святынь и таинств в вашей вере, чем у (лошадиной) подковы, угля и дьявольских талисманов? О, неблагодарное творение! О, род неверный и жестокосердный! Где молнии небесные? Как еще не расступилась земля и не поглотила вас заживо? Так справедливо обличает вас Иисус Христос устами пророка Иеремии, что ни один из всех народов не оставил своего Бога, кроме вас, христиан. «Пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-либо подобное сему? переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» ( Иер. 2,10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На представленной картине сцена исцеления расслабленного, о котором рассказывает Евангелие от Иоанна. В Иерусалиме у Овечьих ворот находилась купальня, называвшаяся по-еврейски «Вифезда», что в переводе означает «дом милосердия». Вода в эту купальню собиралась из целительного источника, где по обыкновению «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин.5:4 ). Здесь же в крытых галереях находилось множество больных людей, ожидающих возмущения воды. Среди них был один человек — расслабленный, страдавший от недуга тридцать восемь лет. Сам он не мог двигаться, и не было никого, кто помог бы ему спуститься к источнику, но, вместе с тем он терпеливо ожидал возможности исцелиться, уповая на Бога. Однажды Иисус Христос, проходя с учениками мимо целительного источника, увидел этого несчастного. Расслабленный и поведал Христу о своей беде и тотчас же был исцелен. Описание Перед взором зрителя предстает изображение купальни Вифезда, в центре  показан бассейн с целительной водой, а вокруг него собрались страждущие, ожидающие движения воды. В одном из арочных пролетов мы видим небольшую палатку, в которой находился расслабленный, ожидая чуда. Этот импровизированный навес соорудили сердобольные люди для того, чтобы укрыть его от палящего солнца. Они по-своему проявили долю милосердия, но не догадались, чтобы поднести больного к купальне – каждый думал о себе, о своих родных и близких, поскольку исцелялся только тот, кто первый войдет в воду. Их милосердие было неполным, и вот Господь, увидев этого больного, показывает не просто чудо исцеления, а преподносит ученикам урок подлинного милосердия. Художник изображает Спасителя не в центре полотна, а с края: величественная фигура Иисуса Христа в длинном белоснежном одеянии стоит у колонны, возле которой сооружена палатка для больного. Он приподнимает потемневшую от времени грубую ткань, под которой лежит парализованный.

http://azbyka.ru/art/isczelenie-v-vifezd...

«…себе обнажая к страданию, еже и прошел еси, вечныя надежды провидев» (Канон святому) Павел сравнивал жизнь и подвиг христиан с состязанием атлетов: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1 Кор.9:24-27) Пантелеимон совершает агон – рукопашный поединок — перед лицом всего космоса, как на арене, состязаясь с немудрыми и атеистами , тиранами, несправедливо пришедшими к власти, и побеждает силой Креста, то есть силой Бога, находящего за пределами космоса, твари и земной мудрости, которая в Его очах – безумие (1 Кор. 3:19). «На подвиг борьбы вступив, блаженне, Божественною силою превозмогл еси безбожных нечестивое тиранство и неистовство идолослужения, облекся во Христа, Судию и Венчателя подвигов» (Канон святому). «Юношеско ты противление имея, и твердостию души возставление стяжав, всяку язву доблественне претерпел еси, и мужеским, блаженне, умом, благодатию Божественнаго Креста укрепляемь» (Канон святому). Интересны параллели с Октоихом воскресным, где Христос предстает как «муж Крепкий», «сплетаясь» в рукопашной с тираном. Пантелеимон, атлет-целитель, чудодействет и исцеляет: «Идолы лестныя оплевал еси, и возносимую прелесть упразднил еси, чудодействуя дивная, и творя исцеления, Богомудре» (Канон святому) . Христос дает ему венец победителя агона: «Венечник показася всеизрядне» (Канон святому). Интересно обратить внимание на то, что Асклепий , языческий бог врачевания, считался и покровителем атлетов, а Геракл, сам могучий атлет, почитался в античности как божественный целитель. Теперь перед нами не мифы, а живой человек, Пантолеон-Пантелеимон, неудержимо шагающий к своему «скончанию яже о Христе» — и все естество его меняется так, что глаза слепит от божественного света. «Скончание о Христе» — «телос» — не конец чего-то начатого, после чего уже ничто не случиться, а исполнение всех стремлений человека.

http://pravmir.ru/kanon-velikomucheniku-...

Серен. Если мы будем иметь такое мнение, веру, как я выше сказал, что все производится Господом и все делается для пользы душ, то не только не будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все члены (1 Кор 12, 26). Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем вполне совершенствоваться, как читаем, что и предки наши без нас не могли достигнуть полноты обещанного, как говорит о них апостол: все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11, 39, 40). А святое причащение нашими старцами, помним, не запрещалось им, напротив, они думали, что им даже ежедневно, если возможно, следует давать его. Ибо нельзя думать, что святое причащение, по изречению евангельскому (которое вы неверно приложили к этой мысли), не давайте святыни 367// псам, — поступает в пишу демону, а не в очищение и охранение тела и души. Будучи принято человеком, оно, как пламя дожигающее, прогоняет того духа, который в его членах заседает или скрывается. Мы недавно видели, что таким способом был исцелен авва Андроник и многие другие. Ибо враг больше и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что тот отлучен от небесного целительства, и тем злее и чаще будет мучить, чем дольше тот будет уклоняться от духовного целительства. глава 31 Жалки те, которые не удостаиваются временных искушений Но следует считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения дьявольского, но и не подвергаются никакому искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления . Ибо не заслуживают скорого и легкого излечения в этом времени те, чье упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим 2, 5), когда червь их не умрет и огонь их не угаснет (Ис 66, 24). Против таких пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, а грешники, напротив,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сравнение образа действия Господа по отношению к этому царедворцу и к сотнику, приводимому в других Евангелиях, назидательно. Конечно, Тот не взирает на лица людей, Кто не идет, а посылает только к сыну этого царедворца (ср. 4Цар.5:10–11 ), Сам же посещает слугу того сотника. Здесь, сверх того, представляется еще более важное обстоятельство. Здесь Он нейдет, когда Его просят, а посылает Свое целительное слово; Он предпочитает прийти Сам, когда Его просят заочно произнести Свое целительное слово, ибо здесь, по толкованию Златоуста, и скудная вера расширяется и углубляется, а там твердая вера увенчается и мзду приемлет. Не пошедши, Он усиливает веру царедворца; а предлагая идти, Он поставляет на вид и чтит смирение сотника. «На дороге встретились ему слуги и сказали: сын твой здоров». Хотя вера не быстро пустила корни в душе его, но, по видимому, твердо наконец укоренилась в ней. Уверенность его в слове Христа достигла такой полноты, что он не спеша отправился в обратный путь. Не ранее следующего дня он приближался к своему дому, хотя расстояние между’ двумя городами не было значительно и не требовалось многих часов на переход; но кто верит, тот не станет спешить. «Он спросил у них: в котором часу стало ему легче?» ибо по степени веры своей отец ожидал только медленного и постепенного выздоровления. «Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его». Тогда – подразумевали они – произошел не просто перелом болезни и ослабление горячки, но горячка совершенно оставила больного, как это было и с тещею Симона, которая по слову Христа «тотчас встала и служила им» ( Лк. 4:39 ). Из сего «отец его узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров. И уверовал сам и весь дом его». Вот что он сделал за все благодеяния, дарованные ему Господом: он принял и другое высшее благодеяние, Чашу спасения, да и не он один, а, как это часто случается, его обращение влияло на всех ему близких, ибо подобными последствиями Промысл Божий приводит нас к сознанию, каким образом не только великое общество человеческое, но и всякое меньшее общество, нация или, как в настоящем случае, семейство, соединяясь под одним общим главою, участвует в его благах и злополучиях (ср. Деян.16:15–31, 18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Стремление людей к миру таинственному во многом связано с любопытством к чудесному. Человека легко покоряют видимые образы, эффектные действия, чудеса. Умение вершить что-то из ряда вон выходящее рассматривается поверхностными людьми как признак подлинной силы и истины. Напротив, скудость на поражающие мир чудеса часто считается духовной слабостью. Так, основатель оккультного целительства «рэйки» японец Микао Усуи (1865-1929) первоначально был протестантским пастором, преподавал в Дошистском университете и однажды на лекции был глубоко обескуражен тем, что не может удовлетворить просьбу студентов продемонстрировать чудеса исцеления Иисуса Христа. Он отрекся от пасторства, посвятил себя поиску тайн целительства и в конечном итоге обрел способность экстрасенсорного лечения посредством возложения рук. Впрочем, каждая религия знает свои чудеса, и чудесные события происходят не только с людьми, исповедующими христианскую веру. Ведь всякая религия обращена к потустороннему, и потому религиозный человек ищет отклика из мира невидимого, более высшего, нежели тот, в котором находимся все мы. Однако далеко не всякое обращение к «высшему» относится действительно к Богу, и не все, что кажется чудом «свыше», является таковым на самом деле. Возникает вопрос, могут ли демоны для обольщения людей творить чудеса, ведь у них нет той благодати, которая есть у Ангелов. Да, могут, это действительно так, ведь природа падших духов по-прежнему осталась ангельской, то есть более утонченной, могущественной, чем природа людей. Темные силы по самому своему естеству имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной, нежели человек. У них есть возможность манипулировать некоторыми явлениями видимого мира. К тому же они чрезвычайно хитры и ловки, невидимо присутствуют рядом с людьми и ради погибели человека готовы пойти на все, лишь бы тот отвратил свой взор от Бога. Если и не настоящее чудо, то во всяком случае очень тонкую имитацию его они готовы создать. В Священном Писании вполне определенно сказано: Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ). Люди могут удивлять других чудесами, если поработили себя падшим ангелам. По древнему преданию, египетские жрецы Ианний и Иамврий состязались своим магическим искусством против Моисея и Аарона, вершивших с помощью Божией истинные чудеса. В Священной Книге Исход сказано: И призвал фараон мудрецов и чародеев, и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами ( Исх.7:11 ). То, что сделали Моисей и Аарон с помощью Божией, эти волхвы пытались делать с помощью бесовской силы (повторить, правда, удалось лишь начальные знамения, потом же старались также и волхвы чарами своими… но не могли ( Исх.8:18 ).

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

Стяжать любовь к Богу и ближнему – величайшая задача после освобождения от сатаны. Ибо если Христос избавил кого-то от сатаны, а получивший освобождение не очистил себя, не омыл, не переоблачил, не воспитал в благочестии, не обожил и любовью не осветил и не согрел – то таковой и впредь остается беззаконником. Первое – это первое, а второе – второе. Сначала нужно вытащить человека из топкой смолы, а потом очистить его; сперва освободить его от гнусных демонов, а затем привести к Отцу Светов ( Иак.1:17 ). Без первого не было бы и сего второго, а без сего не свершилось бы ничего. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!., не Твоим ли именем мы бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ). Итак, понятно из этого, Феодул, что не достаточно лишь перестать принадлежать диаволу (в серб, букв.: перестать быть диавольским, бесовским. – Пер.), но крайне необходимо стать Божиим. Целитель недужных Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (в серб.: ...и здравие будет в лучах Его. – Пер.) ( Мал.4:2 ). Это слова последнего ветхозаветного пророка, ангеловидного Малахии. В этих удивительных образах предвозвестил он Мессию как Врача болящих и Носителя здоровья. Вот отрада, Феодул, вот Радостная весть. Явился в мире Сын Божий как истинный Феодул, чтобы послужить людям, и как Целитель от скорбей и недугов, чтобы взять на Себя наши немощи и понести болезни, как предвидел великий пророк Исаия ( Ис.53:4 ). Нет такой болезни, которая не убегала бы прочь от лучей Божественного существа Иисуса – от светозарений Его мыслей и от светоносных Его прикосновений, причем не только рук, но и одежд. Осияния Его существа сметают с болящего все его недуги, от лихорадки до проказы, и притом быстрее и совершеннее, нежели солнечные лучи убивают бацилл в воздухе или в воде. И действительно, все здесь происходит стремительно и без всякого изъяна. При этом не только Сам Иисус обладал столь безграничным могуществом мгновенного, нетрудного и полного врачевания всех болезней, но даровал такую силу и Своим Апостолам, и апостольским преемникам, и всем Своим истинным последователям вплоть до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Характерно, что от новомодного поветрия решили не отставать и «целители» от харизматиков. Иначе для чего различные мессии устраивают многочисленные вечера евангелизации, где «имеющие» дар исцелений демонстрируют свою «силу». Обычно происходит это на открытых стадионах и манежах в присутствии многих тысяч людей. Стилизованную «под духовную» мелодию (что-нибудь «про Иисуса Христа») исполняет рок-ансамбль. Проповедник в поте лица (в буквальном смысле этого слова) демонстрирует силу веры – исцеление от болезней. Вспомним, сколько разнообразных «чаш» заполняли в последнее время россияне, неистовствуя вместе с «проповедниками». Но где же исцеленные? Зато число поврежденных душой и телом после публичных радений возрастает многократно, о чем неутомимо сообщают газеты. Впрочем, нельзя отрицать, что под воздействием самовнушения и возникающих проявлений веры в Иисуса Христа, искренне взывающая к Богу страдающая душа облегчение от болей или недуга может получить. «…по вере вашей да будет вам» ( Мф.9,29 ) Всякий слух об «исцелениях» в своих общинах харизматики повсюду распространяют как достоверный факт. При этом вы никогда не установите толком: кто, где и когда? Ничего определенного – будут ссылаться один на другого, что там-то кто-то что-то видел. Священное Писание свидетельствует, что однажды сыновья первосвященника Скевы увидели, что апостолы Варнава и Павел исцеляют именем Иисуса Христа. Тогда они тоже попробовали совершить подобное посредством возложения рук. Но злой дух сказал им: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» После чего они бежали с позором ( Деян. 19, 15 ). Как о нечестивцах на Страшном Суде, отвергнутых Спасителем, говорит Евангелие: «Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 22 – 23 ). Очевидно, что эти слова Спасителя ни в коей мере нельзя будет отнести к православным, среди которых целители и чудотворцы – великая редкость. Священное Писание нам очень внятно говорит, что не всем даются дары исцеления ( 1Кор. 12, 4 – 11 ), но избранным сосудам Божиим ( Деян.9,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

100 По преданию, сохраненному в рукописных Житиях Приснодевы Марии, Ангел Господень, явившийся Иоакиму, был архангел Рафаил. Он же отождествляется с ангелом, возмущавшим воду в купальне Вифезда, и после вода становилась целительной; дом Анны и Иоакима был рядом с этой купальней. Более поздняя иконография изображает в событии благовещения Иоакиму и Анне архангела Гавриила. 101 Здесь идет речь о полированной пластинке из золота, помещавшейся на кидаре с передней стороны, она должна была проходить через лоб, от уха до уха. «И возложил на голову кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь Моисею» ( Лев. 8, 9 ). «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним» ( Исх. 28, 36–8 ). По талмудическим описаниям, надпись на золотой пластине – «Посвящено всевышнему». По преданию св. апостол Иаков, брат Господень, и св. апостол Иоанн тоже носили бехуал, но иконография святых апостолов этого не отражает. 103 Рождество Марии, Приснодевы и Богородицы, празднуется 8/21 сентября. Анна родила Марию в Назарете, но в Иерусалиме, на месте дома Иоакима и Анны, была построена церковь Св. Анны еще в 1140 г. крестоносцами при Болдуине. При завоевателе Саладине здесь была мусульманская семинария, впоследствии святое место было заброшено; храм восстановлен во второй половине XIX века Иерусалимской Православной Патриархией. Еще в XVI в., во время посольства Иоанна Грозного в Святую землю, согласно «Путешествию московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова», видели «дом святых праведных Иоакима и Анны, и в том дому сотворена церковь во имя их. Да есть тут пещера, где родилась святая Богородица, а из той пещеры два оконца вверх, а сказывают, что одним оконцем вниде Ангел Господень ко Анне благовестить о зачатии и рождестве Святой Богородицы, а другим оконцем выйде Ангел Господень; а до того, сказывают, тех оконцев в пещере не бывало».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010