Александр (Бердов) архиепископ, рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведен в сан митр. Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Александр (Бердов) митрополит, бывший архиеп. Новгородский и Псковский с 30.01.1589 † 02.06.1591 Варлаам (Белковский) митрополит, рукоположен с 20.02.1592 † 15.04.1601 Исидор митрополит, рукоположен с 6.02.1603 (1604) † 10.04.1619 Макарий митрополит, бывший архиеп. Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 † 12.09.1626 Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 20.10.1626 † 17.12.1634 Аффоний митрополит, свт., рукоположен с 8.03.1635 по 7.01.1649 удалился на покой в в Хутынский монастырь † 6.04.1653 Никон митрополит, рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652 патриарх Московский и всея Руси Макарий митрополит, рукоположен с 8.08.1652 † 14.11.1663 Питирим митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 6.08.1664 по 7.07.1672 патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) митрополит, рукоположен с 22.12.1672 по 26.07.1674 патриарх Московский и всея Руси Корнилий митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 6.08.1674 по 3.03.1695 на покое в Зеленецком монастыре; † 26.02.1698 Евфимий (Рылков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 14.04.1695 † 6.12.1696 Иов митрополит, рукоположен с 6.06.1697 † 3.02.1716 Аарон (Еропкин) епископ Корельский, викарий Новгородской епархии с 3.02.1716 по 1721 временно управлял возвратился на свою кафедру Феодосий (Яновский) архиепископ, рукоположен с 1721 по 27.04.1725 арестован, лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь; † 5.02.1726 Феофан (Прокопович) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский с 25.06.1725 † 8.09.1736 Амвросий (Юшкевич) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 29.05.1740 архиепископ с 3.08.1740 † 17.05.1745 Стефан (Калиновский) архиепископ, бывший еп. Псковский, Изборский и Нарвский с 18.08.1745 † 16.09.1753 Димитрий (Сеченов) архиепископ, бывший еп. Рязанский и Муромский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич) ходатайствовал о переводе П. в Новгородскую епархию для произведения на «праздное архимандрическое место в первой степени» в награду за труды в проповеди слова Божия ( Титлинов. 1914. 9. С. 1095). 25 июля 1743 г. П. переведен в Новгородскую епархию, 18 февр. 1744 г. возведен в сан архимандрита Юрьева новгородского мужского монастыря . При нем в 1745 г. в обители были построены здание для ризницы (1745) и ограда (1752-1757). В 1748 г. П. был вызван в С.-Петербург на священнослужения; первоприсутствующим в Синоде состоял архиеп. Новгородский Стефан (Калиновский). После кончины наместника Киево-Печерской лавры архим. Иосифа (Оранского; † 8 окт. 1751) П. был указан в числе кандидатов на Киево-Печерскую архимандритию, но в июне 1752 г. архимандритом лавры стал Лука (Белоусович; † 30 марта 1761) - знакомый П. по Киево-Печерской лавре. Летом и осенью 1752 г. на пути в С.-Петербург и обратно П. заезжал в Новгород и Юрьевский мон-рь. Вероятно, П. принимал деятельное участие в управлении Новгородской епархией при архиепископах Амвросии (Юшкевиче) и Стефане (Калиновском). После кончины архиеп. Стефана, с сент. 1753 г., Новгородская кафедра 4 года оставалась без архиерея. П. был 1-м членом Новгородской консистории. Узнав о том, что он «славился своим образованием, даром проповедничества и святостию жизни», имп. Елизавета Петровна обратила на него внимание ( Знаменский. 1875. С. 396). В 1754 г. П. назначен в Комиссию по сочинению нового уложения законов. Первоприсутствующим в Синоде состоял архиеп. Московский Платон (Малиновский) , а после него - архиеп. С.-Петербургский Сильвестр (Кулябка) , оба - выпускники Киевской академии. После перевода митр. Тобольского Сильвестра (Гловацкого; † 20 мая 1760) на Суздальскую кафедру (9 окт. 1755) Синод подал доклад на замещение Тобольской и вновь открытой Тамбовской кафедр; П. был указан 2-м кандидатом на Тамбовскую кафедру. 3 июня и 2 авг. 1757 г. доклад был представлен повторно, но назначения опять не состоялись. 22 (по др. сведениям, 28) окт. 1757 г. архиепископом Новгородским и первоприсутствующим членом Синода стал Димитрий (Сеченов) . 10 марта 1758 г. в 4-й раз было подано представление о замещении Тобольской и Тамбовской кафедр. 17 апр. 1758 г. П. был назначен на Тобольскую кафедру, возможно, под влиянием прот. Ф. Я. Дубянского - духовника имп. Елизаветы Петровны. 22 мая П. был наречен епископом, 23 мая хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского (в 1768 г. титул изменен на Тобольский и Сибирский)и возведен в сан митрополита, став 4-м митрополитом (наряду с митр. Московским Тимофеем (Щербацким), митр. Киевским Арсением (Могилянским) и митр. Суздальским Сильвестром (Гловацким)).

http://pravenc.ru/text/2581799.html

С. 257). Наиболее ясно изложил права О. м. царь Михаил Феодорович в грамоте от 5 марта 1618 г. и особенно - от 29 марта 1625 г. Согласно последней, обитель во главе с иером. Варлаамом владела вышеупомянутым озером, 6 обжами земли, из к-рых 4 были пусты и поросли лесом, тоней и «сколом на Свири». В 1627 г. деревянный мон-рь вновь горел. Грамоту подтверждали цари Алексей Михайлович (20 янв. 1646) и Феодор Алексеевич (12 янв. 1677). Самая старая подлинная грамота в монастырском архиве относилась к 16 июня 1635 г. (митр. Новгородского свт. Аффония ), древнейшая из 4 сохранившихся описей О. м.- к 1675 г. (СПбФИИ РАН. Кол. 115. Оп. 1. Д. 877). Согласно грамоте царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича от 20 марта 1683 г., обитель была приписана к Александрову Свирскому в честь Святой Троицы монастырю . Права по грамоте свт. Аффония были подтверждены последующими Новгородскими архиереями: Никоном (Миновым) (17 июня 1649), Макарием III (12 окт. 1653), Питиримом (2 янв. 1665), Иоакимом (Савёловым) (28 февр. 1673), Корнилием (8 февр. 1675; им же 23 февр. 1677 строителю иером. Иосифу были переданы 2 полосы пахотной земли в Агафоновщине у монастырской ограды, принадлежавшие новгородскому Софийскому дому), Евфимием (Рылковым) (4 окт. 1696), Иовом (5 февр. 1698) и Феофаном (Прокоповичем) (9 янв. 1728). В О. м. были сооружены деревянные Богоявленская (1704-1705) с Введенским и Петропавловским приделами и Александро-Свирская (1702-1703) церкви. 14 дек. 1762 г., при архим. Андронике (1-й из известных настоятелей в этом сане; 1761-1763), пожар уничтожил оба храма, частично изменившие посвящения,- деревянный Богоявленский с трапезной и колокольней и Введенский с Петропавловским приделом - с большинством утвари. Митр. Димитрий (Сеченов) разрешил «по бедности» монастыря отстроить вместо двух одну, Введенскую ц. Введенский собор (1814–1817) и ц. Богоявления (1908–1910). Архит. А. П. Аплаксин. Фотография. Нач. XX в. Введенский собор (1814–1817) и ц. Богоявления (1908–1910). Архит. А.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

снисходительное отношение к расколу законодательства Екатерины II, общественное бедствие 1771 года, талантливость основателей Преображенского и Рогожского кладбищ и пр. Этим объясняется то, почему мероприятия Платона, несмотря на всю действенность, не имели полного успеха. Пятая глава посвящена деятельности митр. Платона по учреждению единоверия. По счету это – последняя глава, а по объему самая обширная. Автор начинает установкою понятия единоверия, что идея единоверия имеет православный характер, так как обрядовая сторона христианской веры не составляет чего-либо существенного, неизменного, и всегда зависела от усмотрения церковной власти. По словам автора, так смотрел на дело патриарх Никон и после него патрарх Иоаким, преподобный Исаакий, основатель Саровской пустыни, астраханский преосвященный Иларион, новгородский митрополит Димитрий Сеченов и псковский епископ Гедеон Криновский . Приводя об этих лицах историческую справку, автор заключает, что „мысль о возможности единения старообрядцев с церковью при соблюдении старых книг и обрядов высказывалась гораздо ранее митрополита Платона“, но высказывалась „не вполне в ясной и определенной форме и не имела настоящего своего практического приложения“. Платон первый с ясностью развил положения, из которых с необходимостью вытекала идея возможности принятия отпадших в лоно церкви на началах любвеобильного снисхождения и первый произвел сильное влияние на осуществление этой мысли в действительности, особенно благодаря благопрятному собственному настроению старообрядцев. Первые ходатаи о единоверии в своих прошениях опираются на „Увещание“ митрополита Платона. Но из ближайших действий митрополита Платона видно, что Платон в прошениях старообрядцев отыскивал одного, – это чистосердечности и искренности к единению с церковью. Поэтому когда московские старообрядцы в 1799 году обратились с просьбою на высочайшее имя об устройстве их общины, Платон заподозрил неискренность их и предначертал основания для должного разрешения вопроса об учреждении единоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

совершил праздничное богослужение с положенным анафематствованием еретиков, причем в текст анафематствования внес дополнение: «Вси насильствующии и обидящии св. Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем... имения яко крайние врази Божии да будут прокляти». На 2-й неделе Великого поста 1763 г. еп. Сильвестр (Страгородский) , назначенный в Комиссию для обсуждения проблемы церковных имений, привез А. выданную Комиссии инструкцию императрицы, регламентировавшую управление церковными вотчинами. 6 марта 1763 г. А. отправил в Святейший Синод письмо, в к-ром подверг критике как манифест, так и инструкцию. В письме подчеркивалось, что до Петра III все правосл. князья и цари и даже татар. ханы признавали право церковной собственности. Критикуя часть инструкции, касавшуюся духовных школ, А. указывал на противоречие между изъятием у Церкви земель и требованием создания сети духовных учебных заведений. С возмущением реагируя на начатую офицерами опись церковных имений, 15 марта 1763 г. А. отправил в Синод 2-е доношение, в к-ром утверждал, что продолжение работы Комиссии приведет к оскудению благочестия в Церкви «не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся». В обоих посланиях А. избегал нападок на императрицу, однако митр. Новгородский Димитрий (Сеченов) , представивший ей от имени Синода доклад о первом письме, усмотрел в нем «оскорбление Ее Императорского Величества». Доклад митр. Димитрия, подписанный Московским митр. Тимофеем (Щербацким) , С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Кременецким) , Псковским еп. Гедеоном (Криновским) и Тверским еп. Афанасием (Вольховским) , был передан «на высочайшую Ее Императорского Величества бесприкладную милость». Делу был придан политический оборот, и накануне Вербного воскресенья А. был арестован и под конвоем доставлен в московский Симонов мон-рь. Несмотря на то что шла Страстная седмица, 18 марта Екатерина послала записку ген.-прокурору А. И. Глебову с повелением немедленно начать допрос А., 14 апр.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1799–1809 гг. Фотография. Нач. XX в. О-в Коневец, отвоеванный в ходе Северной войны у шведов, был пожалован царем Петром I тайному советнику кн. Я. Ф. Долгорукову в 1716 г. Однако по ходатайству деревяницкого архим. Иоанникия от 11 июля 1717 г. и с ведома князя, который 13 июля подтвердил это прошение, 6 мая 1718 г. царь распорядился приписать о-в Коневец к Деревяницкому монастырю. Строитель иером. Тихон с братией возвели деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца (освятили 4 нояб. 1719). К этому времени на развалинах каменного храма вырос лес. 2 рус. семьи, жившие поблизости от Св. горы, соорудили деревянную часовню над мощами преподобного. В ней служил свящ. Мирон. Иером. Тихон занялся также восстановлением монастырского хозяйства, хотя из 15 га пашни 10 га заросли лесом. В 1718 г. была поставлена часовня для рыбаков на о-ве Вощаном (впосл. приобретен Валаамским мон-рем и на нем устроен Тихвинский скит). В 1720 г. мон-рь (первоначально Деревяницкий) получил Кирьевские рыбные ловли на берегу Ладожского оз., у с. Чёрного (с 1727 Новоладожского у.). Ок. 1740 г. на Св. горе была построена часовня (во 2-й пол. XIX в. перестраивалась); у юж. стены стоял вкопанный в землю крест с датой «1740», к-рый паломники грызли, надеясь избавиться от зубной боли. 18 янв. 1760 г. Новгородский митр. Димитрий (Сеченов) по ходатайству строителя иером. Игнатия (1759-1762) и по распоряжению имп. Елизаветы Петровны прислал указ о самостоятельности К. м. Императрица также помогла обители ликвидировать последствия пожара, пожертвовала помимо денежного вклада Евангелие в серебряном окладе, полный комплект церковных книг и облачения. С привлечением пожертвования И. Васильева, прот. столичного Сергиевского храма, началось строительство собора. В 1762 г. при строителе иером. Тарасии (1762-1782) была возобновлена и освящена кладбищенская деревянная Никольская ц. Вероятно, с этого времени появились захоронения в храме и на соседнем участке. Через 4 года на фундаменте старого храма был возведен каменный собор с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя Трех святителей.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Сеченов Даниил Андреевич; 6.12.1709, близ Москвы - 14.12.1767, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Род. в дворянской семье, крещен в честь прп. Даниила Столпника. Первоначальное образование получил в доме отца, затем учился в московской Славяно-латинской академии. В кон. 1729 или нач. 1730 г., будучи студентом, был пострижен в рясофор с именем Дисидерий, рукоположен во диакона и назначен казначеем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря . 17 марта 1731 (по др. сведениям, 1735) г. пострижен в мантию, 24 нояб. того же года (по др. сведениям, 1735) рукоположен во иерея. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем «фары» - первого класса, 29 сент. 1738 г. назначен академическим проповедником. С 4 дек. 1738 г. архимандрит, исполняющий обязанности настоятеля свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии. Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Указом имп. Анны Иоанновны от 11 сент. 1740 г. «для умножения христианского закона и священного утверждения в вере» Д. был назначен главой Конторы новокрещенских дел, проповедником среди иноверцев Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской епархий. Согласно донесению Д. в Святейший Синод в 1741 г., в Казанской и Нижегородской губерниях «разных народов иноверцы целыми деревнями и всеми уездами… все до единого человека святым крещением просветились» (Там же. С. 916). За 1741-1742 гг. число обращенных в Православие составило более 17 тыс. чел. (за 1719-1730 в Казанской епархии крестились всего 2160 чел.). Для новообращенных построено 30 церквей, поскольку большая часть их проживала вдалеке от рус. сел с храмами. Для строительства Коллегия экономии выделила 45 тыс. р. Одновременно Синод рекомендовал заставлять самих новокрещеных строить церкви бесплатно; был определен и штат священнослужителей: «на каждые 250 дворов... 2 священника, по 1 дьякону и по 3 церковника». По распоряжению Д. крестившимся «за восприятие святого крещения... давать каждому по кресту медному... да по одной рубахе с порты... по сермяжному кафтану с шапкою и рукавицы, обуви чирики с чулками... кто познатнее... кресты серебряные... кафтан из сукон крашеных... ценою по 50 копеек за аршин».

http://pravenc.ru/text/178171.html

Среди прочего и проповедь обратила на себя особенное внимание Елизаветы. Для произнесения проповедей в придворной церкви в столицу вызываются епископы, архимандриты и священники; в великие праздники назначались для проповедничества синодальные члены. В то же время епархиальным архиереям было предписано, чтобы в праздничные дни в кафедральных соборах и монастырях непременно произносились проповеди наиболее подготовленными представителями духовенства. Из ряда многочисленных проповедников той эпохи наиболее выдающимися считаются Митрополит Новгородский Димитрий Сеченов, архиеп. Новгородский Амвросий Юшкевич, архиеп. Псковский Гедеон Криновский и архимандрит Кирилл Флоринский, ректор Московской академии. Многие проповеди представляют собой панегирики Елизавете Петровне как защитнице православия, освободительнице России, наследнице Петра и т.п. Проповедники активно боролись с новыми религиозными понятиями, занесенными в Россию лютеранами, особенно при Анне Иоанновне. Вот что говорит митр. Димитрий Сеченов об этом времени: “Было то неблагополучное время, когда враги наши до того вознесли свою главу, что дерзнули порочить догматы святой веры… Ходатаицу нашего спасения на помощь не призывали и заступления Ее не требовали; святых угодников Божиих не почитали; иконам святым не кланялись; знамения креста святого гнушались; предания апостолов и святых отцов отвергали; добрые дела, которыми взыскивается вечная мзда, отметали; в святые посты пожирали мясо, над поминовением усопших смеялись; существованию геены не верили…” Вообще во многих проповедях речь идет о недостаточности одной веры для спасения, о необходимости Таинств, о почитании и призывании святых, о молитве за умерших и значении поминовения их. Характерен способ опровержения неправославных мнений: им противопоставляются не только доказательства из Св. Писания и святоотеческих творений, но и собственное сознание православных слушателей, и предание церковное; в них главным образом проповедники ищут опору для возражений еретическим воззрениям. От лютеранских притязаний на Русскую Церковь проповедники часто переходят ко вреду, причиненному иностранцами России вообще: религиозное усердие находило новую пищу в патриотизме.

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Фотография. 2007 г. Рака с мощами свт. Димитрия в ц. во имя свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Фотография. 2007 г. По завещанию Д. оставшиеся черновики его сочинений были положены в его гроб. При вскрытии гробницы в 1752 г. они оказались истлевшими, поэтому автографов святителя до нашего времени дошло немного - это в основном личные письма, подписи на документах, черновые материалы, правка в рукописях, пометы на печатных изданиях из его б-ки. Рукописи и книги Д. по распоряжению митр. Стефана были переданы в Патриаршую б-ку, их перечень составил казначей Ростовского архиерейского дома иером. Филарет (Преставление св. Димитрия, митр. Ростовского, и опись оставшегося после него имущества//Москвитянин. 1855. 21/22. С. 71-86). Б-ка Д. насчитывала 528 рукописей и изданий. В наст. время книги из нее находятся в основном в РГАДА, неск. книг есть в Музее книги РГБ, одна - в БАН. Большинство сохранившихся прижизненных рукописей Д. сосредоточено в ГИМ и РГАДА, они есть также в РГИА, РНБ, БАН, НБУВ ИР, в б-ке РЯАХМЗ, в ЯИАМЗ, в б-ках Углича, Владимира, Н. Новгорода, Иркутска. Известен архиерейский герб Д.- «огненное сердце» в барочном картуше, с архиерейскими атрибутами ( Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 372). Святитель использовал его наряду с семейным гербом Савичей. Мощи Д. почивали открыто в юго-зап. углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны , государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Переложение его останков в эту новую раку последовало 25 мая 1763 г. в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны, прибывшей из Москвы в Ростов пешком. В церемонии также участвовали Новгородский митр. Димитрий (Сеченов) , С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) , Сарский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) , настоятель Троице-Сергиевой лавры архим. Арсений и др. Имп. Екатерина пожертвовала в Яковлевский мон-рь покровы на гробницы святителей Иакова и Д., дорогие одежды на престолы в соборе, священнические облачения из золотой и серебряной парчи, 1 тыс.

http://pravenc.ru/text/178011.html

При расширении Новгородской епархии на северо-восток в 1787 г. вместе с Кирилловым Белозерским мон-рем в нее вошла и основанная в 1778 г. Кирилло-Белозерская ДС (с неполным числом классов), просуществовавшая до 1795 г. (в 1788-1792 в ней учился буд. еп. Амвросий (Орнатский)). Своим возрождением Новгородская ДС оказалась обязана неожиданному решению имп. Павла I, освободившего митр. Гавриила (Петрова) от управления С.-Петербургской епархией. Переселившись в Новгород, митр. Гавриил прежде всего озаботился подготовкой образованного духовенства на месте путем поэтапного возвращения в Новгород уроженцев Новгородской губ., учившихся в С.-Петербурге. 18 нояб. 1799 г. настоятелем Антониева мон-ря и ректором ДС был поставлен архим. Флавиан (Ласкин), занимавший эти должности до 1804 г. В 1800 г. был проведен неотложный ремонт зданий ДС. В 1740 г., одновременно с основанием в Новгороде ДС, предполагалось учредить «в пристойных местах» епархии школы для обучения рус. грамоте (чтению и письму), однако это предписание осталось невыполненным. Позднее архиеп. Димитрий (Сеченов) возобновил в епархии 13 школ (большинство из них прекратили свое существование в 60-70-х гг. XVIII в.), в т. ч. в 1758 г.- Тихвинскую как школу Тихвинского посада для Обонежской пятины. В очередной раз школы создавались в 1780 г. по инструкции архиеп. Гавриила (Петрова) при 4 мон-рях: новгородском Антониевом, Валдайском Иверском, старорусском Преображенском и боровичском Духосошественском, по их примеру была преобразована и сохранившаяся Тихвинская школа. В 1784 г. все «малые школы» были закрыты. В 1788 г. имп. Екатерина II выразила надежду на их возобновление, однако сбыться ей в XVIII в. оказалось не суждено. На протяжении XIX - нач. XX в. главным учебным заведением епархии оставалась Новгородская ДС, к-рую ее ректор, архим. Флавиан, сумел вывести из состояния «придатка» Александро-Невской академии (так с 1797 именовалась Александро-Невская Главная семинария). ДС была восстановлена в составе 7 отд-ний: богословия, философии, риторики, высшего, среднего и нижнего лат.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010