Были исключены также крепостные крестьяне, которых должны были представлять их помещики 584 . Высказывалось мнение, что Святейший Синод счел излишним проводить выборы представителей от духовенства якобы потому, что делегат от Святейшего Синода, архиепископ Димитрий Сеченов, мог считаться одновременно и представителем от духовенства, о нуждах которого Синоду было достаточно хорошо известно 585 . Но был ли Синод действительно информирован о нуждах духовного сословия? Сам Святейший Синод сомневался в этом и запрашивал мнения ряда епископов. Последние в свою очередь обратились к приходскому духовенству своих епархий (так было, например, в Малороссии). Среди черновиков Екатерины была найдена запись, которая, по-видимому, указывает на то, что императрица хотела предоставить Синоду урегулирование вопроса о представительстве от духовенства: «А о выборе и о присылке к оному Уложению духовных персон, сколько Святейший Правительствующий Синод соизволит». Остается неясным, имела ли в виду Екатерина представителей духовенства вообще или именно Святейшего Синода. Может быть, неучастие духовенства объясняется неудовольствием, которое вызвала его деятельность в предыдущих законодательных комиссиях подобного рода, еще до правления Екатерины II 586 . В докладе генерал-прокурора императрице читаем: «Что до духовенства касается, Святейший Синод, имея духовные и церковные положения, остается на прежних своих уставах. В случае же касающегося до церковнослужителей какого-либо положения, то тогда при рассуждении в собрание могут быть требованы депутаты от Святейшего Синода». Такому отношению к духовенству соответствует и тот факт, что в списке учреждений, которым были посланы копии «Наказа», Святейший Синод не значился 587 . Святейший Синод выбрал своим представителем Новгородского архиепископа Димитрия Сеченова, снабдив его Наказом, который был составлен по обсуждении намеченных Синодом пунктов 588 . Неясный текст указа от 1766 г. Синод интерпретировал в том смысле, что его представитель должен быть в то же время и представителем духовенства в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Указ императрицы Елисаветы от 30 сент. 1757 г. был использован новым государем для нанесения первого удара церковному землевладению. В указе Петра III от 16 февр. 1762 года говорилось, что этим указом императрица «сама такое полезное всему государству о управлении архиерейских и монастырских вотчин узаконение положить изволила, которое одно, независимо от прочих великих ея императорского величества дел и благодеяний своему отечеству, достаточно было бы учинить славную ея память бессмертною...» Сенату предлагалось ея узаконение немедленно привести в «действительное исполнение». Сенат распоряжение это выполнил. 21 марта 1762 г. последовал указ Петра III об отобрании церковных имуществ, с передачей ведавшей ими Коллегии Экономии в ведомство Сената. Монастыри располагались по классам с соответственными штатами, определялось содержание архиереям. Императрица Екатерина II, вступив на престол, 28 июня 1762 г. и присутствуя 3 июля в Сенате, приказала иметь последнему рассуждение о духовенстве, как бы ему учинить удовольствие к его содержанию. Духовенство не дожидалось и само просило об отдаче ему во владение вотчины. 5 июля императрица передала это прошение Сенату с приказанием – иметь рассуждение и мнение свое ей донести. 16 июля Сенат высказался за возвращение имений духовенству согласно его о том просьбе. Сенат считал, что крестьяне должны управляться не служками монастырскими, а выборными и старостами, которых будут выбирать сами крестьяне с переменою погодно. Снод с этим согласился. Архиеп. новгородский Димитрий (Сеченов) предлагал учредить комиссию из духовных и светских лиц для сочинения монастырям, архиереям и семинариям штатов (Соловьев). Императрица Екатерина сознавала трудность положения. 8 авг. она писала гр. А. П. Бестужеву-Рюмину: «Батюшка Алексей Петрович, прошу вас приложенные бумаги рассмотреть и мнение ваше написать; дело в том, коммисию ли учинить ныне, не отдавав деревень духовным, или отдавать ли ныне, а после сделать комиссию. В первой бумаге написано – отдавать, а в другой только, чтоб они вступили во владение до комиссии. Пожалуй, помогай советами.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Что касается до комиссии о сочинении проекта его нового уложения, то Императрица, по возвращении из путешествия, обратила на нее особенное внимание; так как главный депутат ее Сеченов, среди занятий по делам ее, в 1767 году 30 декабря скончался. Чтобы не было остановки в делах комиссии, Императрица заехала на пути в Тверь. Здесь Теплов 73 , между прочим, доложил Государыне: «кого назначить членом полнено. Гавриил прибыл в С. Петербург, и здесь 25 Февраля 1768 года определен был на место Димитрия Сеченова депутатом от всего духовенства в комиссию о сочинении проекта нового, и того же года 20 марта избран в дирекционную комиссию 75 . Комиссия как известно, разделялась на несколько частных комиссий; но важнейшая из них была дирекционная. Ей поставлено было в обязанность наблюдать за трудами других частных духовно-гражданских комиссий, побуждать их к деятельности и рассматривая составленные ими части проекта нового уложения, вносить их в общее депутатское собрание. Такие занятия требовали больших познаний и основательного рассуждения. И Гавриил, как один из способнейших к тому людей, оправдал избрание духовенства и надежды Великой Императрицы. Труды пр. Гавриила по делам комиссии, при первоначальном движении ее, были оценены и достойно награждены щедрою Императрицею. В 1769 году 27 сентября Гавриил назначен членом св. синода 76 . На другой год (1770) 29 в день тезоименитства Государя Наследника, Высочайше пожалована ему бриллиантовая панагия, устроенная из собственной Ее Императорского Величества звезды ордена св. Андрея Первозванного и хранящаяся в ризнице А. Невской лавры с вырезанною на исподней стороне надписью: «Сию панагию пожаловала Великая Государыня Императрица Всероссейская Екатерина Гавриилу, епископу Тверскому, 1770 года 29 дня» 77 . Но этим Высочайшие награды не ограничились. Императрица давно желала, чтобы Гавриил, как пастырь, способный к приведению во исполнение ее намерений, оставался навсегда в С. Петербурге. Случай к этому открылся. В 1770 году 8 июня скончался в Киеве митрополит Арсений Могилянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Она знала о сильном всеобщем неудовольствии, сама близко видела причины этого неудовольствия, сама раздражалась и потому хорошо понимала раздражение других; говорила некоторым молодым офицерам о необходимости произвести перемены в пользу императрицы, способной, по общему убеждению, дать ручательство в лучшем будущем; молодые офицеры совершенно соглашались, называли и некоторых других молодых офицеров, которые также были согласны с ними, говорили, что надобно непременно исполнить замысел, как скоро император уедет к заграничной армии; Дашкова говорила с Паниным, и тот соглашался, что другого средства нет спасти Россию, но как сделать и какие будут последствия? Дашкова постоянно употребляет слово заговор, но из ее рассказа прямо выходит, что заговора не было, а был один разговор. Дашковой очень хотелось привлечь гетмана Разумовского в единомыслие, для этого она то подговаривала офицера Ласунского, то внушала Панину, чтоб тот сблизился с Тепловым и посредством последнего действовал на гетмана; но о последствиях этих внушений она ничего не знала. Репнин уехал в Пруссию. По словам Дашковой, было известно, что новгородский архиепископ Димитрий Сеченов разделял ее мысли, хотя и не находился в числе соумышленников, чему препятствовало его высокое положение. Дядя мужа Дашковой князь Михайла Никит. Волконский рассказывал, что и в заграничной армии господствовало всеобщее неудовольствие, солдаты сердились, что их заставляют теперь сражаться против старой союзницы Марии-Терезии, в пользу короля прусского, на которого они привыкли смотреть как на заклятого врага, и для Дашковой было очевидно, что Волконский вполне готов помогать им. Мы не имеем никакого основания отвергать свидетельства Дашковой о собственной деятельности, ибо из них выходит одно, что она хотела перемены в пользу Екатерины и при удобном случае толковала о своем желании с некоторыми людьми, но этим все и ограничивалось. Ее свидетельства очень важны, ибо ей очень хочется преувеличить свою роль, выставить себя главою заговора, но из собственных ее слов выходит, что роль ее была очень невелика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В силу своих клерикальных стремлений, малороссы зорко следили за тем, чтобы не выпускать власть из своих рук и не дозволять выдвигаться на вид великорусским иерархам. Но, такое отношение малороссов к великороссам, естественно, должно было вызвать между ними борьбу. Исход этой борьбы зависел от того, на чью сторону станет светское правительство. Мы уже сказали, что до половины XVIII века правительство стояло на стороне малороссов и только в 1754 году издан был указ, ограничивавший их исключительное преобладание на иерархических постах. Но сразу указ не мог, конечно, изменить совершенно течение дел; малороссы, естественно, не вдруг отказались от своего первенства. И мы действительно видим, что еще в 1703 году, когда нужно было представить двух кандидатов на Тверскую кафедру, член св. Синода, малоросс Симон Тодорский, настоял, чтобы из двух кандидатов, Гавриила Петрова и Феофила Игнатовича, первым был представлен малоросс Феофил. Но час господства малороссийских архиереев пробил со вступлением на престол Екатерины II. Из инструкции, данной Румянцеву, мы уже знаем, что Екатерина недоверчиво относилась к малороссийским иерархам. Посмотрим же, как Екатерина определяла состав высшей иерархии по восшествии своем на престол. При восшествии Екатерины на престол все почти видные иерархические места занимали все еще малороссы. Петербургским архиепископом был малоросс, Вениамин Пуцек-Григорович, московским митрополитом – малоросс, Тимофей Щербатский; Крутицким архиепископом малоросс же Амвросий Зертис-Каменский; Казанским тоже малоросс, Гавриил Кременецкий, и только архиепископом Новгородским был великоросс, Димитрий Сеченов, да и тот перед восшествием Екатерины на престол был близок к лишению сана за противодействие секуляризации церковных имений. С восшествием Екатерины на престол, положение Димитрия Сеченова изменяется. Он занимает самое видное и близкое к императрице место, получает от нее сан митрополита и 1 тыс. душ крестьян. Мы видели уже, как отзывалась о нем Екатерина в письмах к Вольтеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

При существовании церковного тягла все архиереи дорожили числом своих церквей. Тоже случилось со Св. Синодом, когда он взял в свое управление бывшую Патриаршую область. При открытии Переяславль-Залесской, Костромской и Владимирской епархий он нашел иной выход, отдав на содержание тамошних архиереев с их штатами средства местных богатых монастырей, переименовав их в кафедральные. Не иным чем, как нежеланием епархиальных архиереев поступаться своими церквами можно объяснить многовековую неупорядочность епархиальных границ и даже их черезполосность, как это наблюдалось целые века в Коломенской и Крутицкой епархиях (города Орел, Кромы, Чернь и Ливны). Перед желанием сохранить неприкосновенными кафедральные средства удобства по епархиальному управлению отступали на второй план. После 1764 года дело с упорядочением епархиальных территорий упростилось и стремление архиерейских кафедр сохранить неприкосновенными свои приходские церкви утратило прежнюю напряженность и остроту. Приходы с их храмами и духовенством для архиереев не представляли прежнего интереса. При большем или меньшем количестве приходских церквей кафедры одного класса получали одинаковые штатные оклады, служившие основным фондом содержания архиерейских домов после 1764 года. Вполне естественно, что вслед за учреждением штатов последовал Высочайший указ распределить города с уездами по епархиям по сравнительной их близости к кафедральным городам и способности управления ими. Составлением расписания городов занялись присутствовавшие в Комиссии синодальные члены Димитрий (Сеченов), митроп. новгородский, и Гавриил (Кременецкий), архиеписк. петербургский. Составленное ими расписание было рассмотрено Комиссией о церковных имениях, а затем поднесено для Высочайшей конфирмации. Утверждение доклада с расписанием последовало 14 июня 1764 года. 687 Как были расписаны города по епархиям в 1 764 г. видно из ниже прилагаемой ведомости: Расписание городов и уездов по епархиям по Высочайше утвержденному докладу о церковных имениях от 14 июня 1764 года (Полн. Собр. Закон. Рос. Империи, т. XLIV, ч. II, кн. штатов, стр. 40–43; Арх. Св. Синода, дело 1764 г. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ни до ни после Анны ни одно русское правительство не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой бессмысленной жестокостью  . Святейшему Синоду повелевалось ежемесячно представлять в Кабинет министров отчеты о делах управления. Зависимость Синода стала еще больше, чем при Верховном Тайном совете в предшествовавшее царствование: он был подчинен одновременно и Кабинету министров, и Сенату, и Коллегии экономии. Последняя произволом своего управления разоряла церковные вотчины. Протесты были бессмысленны и приводили лишь в застенки Тайной канцелярии, без различия чинов и званий. «Самое легкое подозрение, двусмысленное слово, даже молчание казалось ему (Бирону. — Ред.) достаточною виною для казни и ссылки», — замечает Н. М. Карамзин в «Записке о древней и новой России»  . «Десять лет продолжалось господство немцев, десять лет русские были оскорбляемы в лучших своих симпатиях и чувствах. Ропот не прекращался. Люди, пострадавшие от немцев независимо от своих личных качеств, за то только, что они были русские, в глазах народа превращались в героев–мучеников. Но при всем том народ не поднимался против немцев, а только роптал»  . Но Феофан не имел поводов роптать в эпоху «бироновщины». Государством правили «эмиссарии диавольские», как выразился архимандрит Кирилл Флоринский уже после восшествия на престол Елизаветы Петровны  , в Синоде же до самой своей смерти в 1736 г. неограниченно властвовал Феофан. Возражать ему не осмеливался никто. После «феофановщины» и под впечатлением все более усиливавшегося преследования православия Святейший Синод был готов беспрекословно выполнить любой приказ свыше, ибо над каждым епископом постоянно витала угроза попасть в сети Тайной канцелярии. Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич, член Святейшего Синода с 1734 г., говорил в своей проповеди 18 ноября 1740 г.: «На благочестие и веру нашу православную наступили; но таким образом и претекстом, будто они не веру, а непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных — а наипаче ученых — истребили, монахов порасстригали и перемучили!.. Коль многие тысячи людей благочестивых… в Тайную похищали… кровь невинную потоками проливали!» Аналогично высказывался в 1742 г. о преследованиях духовенства архимандрит Димитрий Сеченов и добавлял: «Так устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники слова Божия, молчали и уст не смели о благочестии отверзти»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С точки зрения своей программы брошюра от 17 ноября 1742 г. представляла собой значительно более умеренный вариант первой записки тех же авторов: проблема патриаршества была на этот раз едва затронута. Дело ограничилось указанием на то, что «Духовный регламент», отвергая патриаршество, не содержит никаких формальных препятствий для восстановления Московской епархии. Второй главной темой была критика Коллегии экономии. Императрица пошла в общем навстречу этим пожеланиям: указом от 15 июля 1744 г. управление церковными вотчинами было из ведения Коллегии экономии передано Святейшему Синоду 528 ; в июле 1742 г. Иосиф Волчанский был поставлен архиепископом Московским (1742–1745), а 1 сентября того же года Никодим Сребницкий (1742–1745) стал первым епископом новоучрежденной Петербургской епархии 529 . При жизни Амвросия, пользовавшегося особым доверием императрицы Елизаветы, его влияние на церковные дела было прочным, как явствует уже из самого выбора кандидатов для посвящения в епископский сан и назначений на епархии 530 . После смерти в 1745 г. своего единомышленника Арсений остался в одиночестве. Из-за властного характера он нажил в своей епархии и в Петербурге немало врагов. Да и его успешная борьба против Коллегии экономии не доставила ему сторонников среди бюрократии 531 . Преемником Амвросия в Святейшем Синоде стал сначала мало чем замечательный архиепископ Стефан Калиновский, который в связи с назначением был переведен из Псковской епархии на Новгородскую. После его смерти (1753) первоприсутствующим в Святейшем Синоде стал Московский архиепископ Платон Малиновский, а за ним – Петербургский архиепископ Сильвестр Кулябка. В 1757 г. его место занял Димитрий Сеченов, который, как обнаружилось в правление Екатерины II, и лично, и по существу дела не сходился с Арсением 532 . При Елизавете планам Арсения противостоял также обер-прокурор князь Я. П. Шаховской, ставивший государственные интересы выше церковных дел. Его церковная политика нашла себе последователей, и ее направление осталось неизменным даже после того, как императрица по просьбе епископов сместила его с поста, который он занимал в течение 10 лет 533 . Несмотря на то, что Арсений был малороссом, у него не было сторонников среди епископов украинского происхождения. Не сумел он наладить отношений и с влиятельным графом А. Г. Разумовским , который вообще-то покровительствовал епископам из малороссиян 534 . Не числился среди его друзей также духовник императрицы Елизаветы протоиерей Ф. Я. Дубянский, пользовавшийся доверием государыни в столь высокой степени, что она, случалось, передавала с ним Синоду свои повеления. И в 1763 г., будучи уже духовником Екатерины II, он снова не оправдал надежд, которые возлагал на него Арсений. В этот критический период Арсения поддерживал, по-видимому, только канцлер граф А. П. Бестужев-Рюмин, заступавшийся за него перед императрицей 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Избрание сие хотя и не состоялось, впрочем служит ясным свидетельством высокого внимания властей к Гавриилу. Подобное внимание открывается также из другого случая. Однажды митрополит Димитрий Сеченов был приглашен к генералу Собакину. По любви и расположению к Гавриилу 45 , Димитрий велел позвать его на обед, запретив объявлять о себе. На приглашение Гедеона 46 званный отказался, но потом явился в дом Собакина, где с митрополитом был и духовник его греческий архимандрит. Среди продолжавшейся беседы, Димитрий отозвал в сторону Гавриила и начал говорить ему: «вы хорошо учите; синод знает это и хочет сделать вас архиереем». Гавриил, поцеловав руку Сеченова, отвечал, что есть де старше и достойнее его, и что он искренно его просит оставить его при академии по причине вреда от частых в академии перемен 47 ». По возвращении в С. Петербург, Димитрий Сеченов хотел исполнить желание Гавриила об оставленииПотемкина, бывшего в св. синоде за обер-прокурорским столом: «Георгий нужен в Польше, Симон не нравится; пусть новых представят». Приступили к новому избранию, Сеченов, кого лучше избрать в число новых кандидатов. Потемкин предлагает: «я наслышан от Собакина, что хвалят московской академии ректора». Димитрий, с радостью приняв сие предложение, сказал: «Бог устами вашими глаголет». Тогда положено было представить о переведении Тверского епископа Иннокентия Нечаева в Псков, а в Тверь назначить кандидатами двоих архимандритов: Московского Гавриила и Казанского Феофила, бывшего в Казани ректором семинарии и членом д. консистории. По настоянию присутствовавшего в св. синоде Симона Тодорского, первым кандидатом представлен был Феофил, а вторым Гавриил. Между тем Императрица на докладе пометила Гавриила 49 . Определение сие состоялось 29 октября 50 . На другой день послан был указ из св. синода об этом назначении 51 . Глава III Рукоположение Гавриила в епископа и прибытие его в Тверь; пастырская окружная его грамота и пребывание его в Твери. Вызов его в С. Петербург для комиссии в совокупности с Паниным; назначение его в члены другой комиссии касательно дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Государыня думала ехать в Ростов в скором времени и отправить раку прямо туда. Но случилась опять задержка. К приезду государыни необходимо было привести в надлежащий вид и самый храм, где почивали мощи, покрыть его железной крышей и обнести оградою. По представлению м. Арсения, местных средств на ремонт не было. Государыня приказала отпустить из казны для исправления крыши 3000 пудов железа. Из Ростова уведомляли, что чудесные исцеления от мощей происходят непрерывно. Возрастало и желание императрицы быть в Ростове. Но в 1761 году она скончалась, не успевши исполнить заветного своего желания быть на торжестве переложения мощей. Новый император утвердил распоряжение покойной об отпуске железа в Зачатьевский монастырь. Только с восшествием на престол императрицы Екатерины II ремонт церкви был окончен, и Шлятер получил из Москвы от Адама Вас. Олсуфьева приказание ее от 14-го октября 1762 г. по первому зимнему пути привезти в Москву раку, под охраною конвоя в 12 человек солдат. В Ростове все с нетерпением ожидали императрицу. Все было готово к великому торжеству. Перенесение мощей состоялось в мае месяце 1763 года. Митрополита Арсения уже не было в Ростове. Его за смелый протест против секуляризации церковных имений подвергли суду, приговорили к расстрижению и, как простого монаха, сослали в Николаевский Корельский монастырь на берегу Белого моря. Императрица все время ростовских празднеств была в отменно веселом настроении духа. Церемонией руководил митрополит Димитрий Сеченов, по ее указаниям. Из Ростова она пишет Панину: «завтра будет перенесение мощей св. Димитрия, а послезавтра поеду далее в путь; вчерашний день еще чудеса были, женщина исцелилась, а преосвященный Сеченов хочет запечатывать раку, дабы мощей не украли. Однако, я просила, дабы подлый народ не подумал, что мощи от меня скрылись, оставить их еще несколько время снаружи» 723 . В воскресенье 25 мая 1653 года шли с крестным ходом из всех ростовских церквей в Яковлевский монастырь. В нем участвовали прибывшие архиереи: митрополит Новгородский Дмитрий Сеченов, Петербургский архиепископ Гавриил Кременицкий и архиепископ Крутицкий Амвросий Зертис–Каменский и множество духовенства. Шла с крестным ходом и государыня с знатнейшими персонами, только что выдвинувшимися на государственное поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010