По кончине же покровителя его, Преосвященного Стефана, Архиепископа Новгородского (случившейся в 1755 году, сентября 16), поскольку Новгородская Епархия пребывала тогда без Пастыря целые четыре года, то он решимость свою отложил на несколько времени. А когда в 1751 году Октября 22 переименован был из Рязанского Епископа Архиепископом в Новгород Преосвященный Димитрий Сеченов, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде и живший в Санкт-Петербурге, то Тимофей объявил, посланной к нему просьбой, давнее свое желание вступить в монашество. Итак, по благословению сего Преосвященного, пострижен он, вместе с соучеником, бывшим тогда Философии учителем, Стефаном Лаговским, 1758 года, Апреля 10, в самую Лазареву субботу пред Литургией, Ректором Семинарии Новгородской и Архимандритом Антониева монастыря Парфением Сопковским, (который после был Смоленским Епископом) и в пострижении наречен Тихоном. На следующей седмице Пасхи, по повелению преосвященного Димитрия, отправился он с упомянутым товарищем Лаговским, в Санкт-Петербург, где оба посвящены были: Лаговский – во Иеромонаха, а Тихон – во Иеродиакона; в самое Фомино Воскресенье; и потом отпущены обратно в Новгород. Во время следующей летней вакации, Тихон, опять будучи призван в Санкт-Петербург, посвящен был во Иеромонаха. В том же 1758 году, с Августа 21, возложены на него новые, по Семинарии, труды. Ибо, когда бывший дотоле Философии учитель Стефан Лаговский, по пострижении в монашество нареченный Симоном 5 , произведен на место бывшего Ректора Парфения Сопковского, Ректором Семинарии Новгородской и учителем Богословия, то Тихон, из Риторического класса, поступил на место его – в Философский; а 13 января 1759 года, наименован и Префектом Семинарии. Но недолго трудился он в звании сем, и Провидение вскоре позвало его к высшему. Ибо Преосвященный Афанасий, Епископ Тверской, довольно знавший дарования, просвещение и добродетель Тихона, испросил его у Преосвященного Новгородского Архиепископа Димитрия в свою Епархию; и потому, 26 Августа 1759 года последовал из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

в семье дьячка села Короцка, Валдайского уезда Новгородской губернии, Савелия Кириллова. Будущий святитель был наделен от Господа незаурядными способностями к наукам. Еще не окончив семинарского курса, Тимофей был назначен преподавателем риторики в родной Семинарии. 10 апреля 1758 г. он принял монашеский постриг с наречением имени Тихон. Вскоре он был вызван в Петербург, где Новгородский архиепископ Димитрий (Сеченов) рукоположил его в иеродиакона, а летом того же года – в иеромонаха. 27 августа иеромонах Тихон стал преподавать философию, а в следующем году был назначен префектом Семинарии, но недолго оставался в той должности: по просьбе епископа Тверского Афанасия (Вольховского), иеромонах Тихон был переведен в Тверскую епархию, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Желтикова, а потом Отроча монастыря, ректором Тверской семинарии и учителем богословия. Одновременно он состоял присутствующим в Духовной Консистории. Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), возглавлял Тверскую кафедру с 1758 по 1763 г. 13 мая 1761 г., на 37-м году от рождения, в Петропавловском соборе архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Через год, 3 февраля 1763 г., он был переведен на Воронежскую кафедру. Подробнее об этом см. в записках Ивана Ефимова. Святитель Тихон управлял Воронежской паствой только 4 года и 7 месяцев, а затем удалился на покой, сначала в Толшевский Спасо-Преображенский, а потом в Задонский Богородицкий монастырь, где подвизался до самой кончины, более 13 лет. Здесь созрели лучшие его творения; здесь его пастырские и аскетические добродетели достигли наиболее полного выражения. " Но изумительна, – замечает один из описателей жития Задонского чудотворца, – деятельность Святителя и на кафедре Воронежской. Не долго управлял он паствою, но как много, несмотря на свои болезни, успел совершить! " . (Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1863.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1218...

После этого благодатного видения, Тимофей Савельич Соколовский, по собственному его признанию, возымел более горячее желание к уединенной жизни. Напрасно его родственники, желая иметь в нем для себя опору, упрашивали его выйти на какое-нибудь священническое место, разумеется, со вступлением в супружество. Избранный совсем к другому положению и служению, монах в душе и жизни, Тимофей Савельич помышлял только об оставлении мира и поступлении в монашество, об уединении и беспрепятственном упражнении в душеспасительных размышлениях. И он, вероятно, давно бы исполнил свое желание, если бы не то обстоятельство, что в Новгороде долго не было архипастыря. И потому как только рязанский епископ Димитрий (Сеченов) был сделан новгородским архиепископом, Тимофей Савельич немедленно подал на его имя прошение о своем непременном намерении вступить в монашество, – и получил на это архипастырское разрешение. На 34 году своей жизни, он был пострижен и наречен Тихоном. Премудрый Промыслитель, ведая душевную чистоту и готовность Тихона на служение св. церкви, как-будто выжидал возложения на него монашеского чина, чтобы в продолжительном времени, возвести его на степень архипастыря: через три года после поступления в монашество, он был уже епископом. В неделю антипасхи, Тихона рукоположили в иеродиакона, – а летом, в вакацию, во иеромонаха. Вместе с этим саном умножались и его труды по семинарии. С августа того же года он был сделан преподавателем философии, а в январе месяце префектом семинарии. Но не более полугода довелось ему трудиться в преподавании нового предмета и в отправлении новой должности. Скоро он призван был к новому роду служения. Так как слух о дарованиях, уме и добродетелях Тихона довольно распространился между архипастырями, то некоторые из них хотели воспользоваться его услугами на пользу школы и Церкви. Так епископ Тверской, преосвященный Афанасий, выпросил его в свою епархию у архиепископа Новгородского Димитрия. Почему, 26 августа 1759 года последовал из Святейшего Синода указ, которым Тихон отдавался в распоряжение преосвященного Афанасия. Он увольнялся в тверскую епархию, «к определению, по рассмотрению тамошнего преосвященного, к лучшему пред сим, в коем он находился, послушанию!  Несмотря на недавнее пострижение Тихона, Афанасий сделал его сначала настоятелем и архимандритом Желтикова монастыря, а потом, в том же 1759 г., настоятелем Отроча монастыря, ректором Тверской семинарии и преподавателем богословия, а вместе с этим присутствующим в духовной консистории. Полтора года проходил Тихон это новое послушание. Его сочинение «Об истинном христианстве», которое окончательно было отделано в Задонске, может отчасти служить памятником его трудов по преподаванию богословия в семинарии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Послан был против них капитан с сотнею солдат. Синод доносил, что возмущение это произведено двоими бежавшими из монастыря монахами и когда этих монахов поймали, то крестьяне отбили их и осадили монастырь. Капитан не застал крестьян под монастырем, но уже за монастырскою слободкою; они напали на команду и двоих солдат ранили; команда должна была стрелять пулями, но от ярости нападающих крестьян отступила к монастырю, причем из команды было ранено 30 человек. Сенат приказал отправить еще 200 человек солдат с штаб-офицером и от Синода требовать, чтоб велел священникам уговаривать крестьян смириться. Волнения монастырских крестьян должны были двигать тяжелый вопрос об изменении управления церковными имуществами и доходами с них. 3 июля Сенат в силу именного повеления императрицы имел рассуждение о монастырских крестьянах и собираемых с них доходах и об учреждении инвалидных домов, причем призван был обер-прокурор Синода князь Козловский и объявил, что Св. Синод имеет намерение на содержание инвалидов отпускать по 200000 рублей в год, а может быть, и больше. Затем 6 октября была у Сената конференция с Синодом. Вошел в Сенат Димитрий (Сеченов), архиепископ новгородский, Сильвестр петербургский, Вениамин, епископ псковский, Порфирий коломенский. Генерал-прокурор князь Шаховской предложил, что 30 сентября 1757 года императрица приказала иметь рассуждение о монастырских и архиерейских доходах, и только 24 июля 1760 года была по этому делу конференция у Сената с Синодом, однако никакого решения не утверждено и не подписано, почему он, генерал-прокурор, видя, что именной указ три года не исполняется, долгом своим считает предложить общему собранию учинить точное исполнение, изыскав ближайшие средства. Синодальные члены объявили, что они утверждаются на своем мнении, высказанном 24 июля, а именно: 1) если определить к управлению и сбору доходов в архиерейские и монастырские деревни офицеров, то от них последует наибольшее деревням разорение, и оттого между офицерами и монастырскими властями будут всегдашние беспокойства и затруднения, как то и было, когда деревни ведались в Монастырском приказе, почему в 1720 году Петр Великий обратно отдал их в монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

С развитием железнодорожной сети в конце XIX в. оборот ярмарки стал уменьшаться. Но до закрытия в 1930 г. её значение для экономики страны оставалось огромным. В наше время сохранились Спасский и Александро-Невский соборы, а также главное здание ярмарки, в котором размещены магазины. Ежегодно здесь проводится несколько десятков выставок. Монастыри [ править править код ] Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород) [ править править код ] Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря. Адрес: 603001, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, пер. Мельничный, 8; Телефон: (831) 430-07-97 , 430-09-17 (наместник), 437-00-68 (бухгалтерия), 430-09-12 (швейные мастерские); Подробнее... Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород) [ править править код ] Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижний_Новгоро...

   Митрополит Арсений вскоре после этого был выведен из состава Синода. Включенный в Синод по представлению архиепископа Амвросия, этот мужественный архиерей отказался присягать по установленной форме, заявив, что текст присяги, составленный Феофаном, унизителен и кощунствен, что неприлично именовать крайним судьей монарха. В этом он находил «недостойное ласкательство во унижение или отвержение истинного Крайнего Судии – Самого Христа». Взамен этого святительпредлагал такую формулу: «Исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законо-положителя духовного сего церковного правительства быти Самого Господа Бога иСпаса нашего Иисуса Христа, полномочного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити – живым и мертвым». Вконце царствования Елизаветы первоприсутствующим в Синоде был архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов). В Синод входили также архиепископСанкт-Петербургский Вениамин (Григорович), епископ Псковский Гедеон (Криновский), архиепископ Крутицкий Амвросий (Зертис-Каменский), преосвященные Палладий Рязанский, Порфирий Коломенский и архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Лаврентий.    До 1753 года обер-прокурором Синода служил князь Я.П.Шаховской, честный служака, ревнитель государственного интереса. Он оставил после себя «Записки», которые содержат много любопытных сведений о деятельности Синода. Князь Шаховской был человеком, не чуждым Церкви, но, увлекаясь буквой закона, он постоянно вступал в распри с членами Синода, сталкиваясь с ними из-за мелочных финансовых вопросов. Обер-прокурор, блюдя интересы государственной казны, протестовал то против увеличения жалования синодальным архиереям, то против перерасхода средств, поступавших от монастырских вотчин. Но позиции обер-прокурора в ту эпоху были еще весьма шаткими, и Синоду, опираясь на личные контакты его членов с императрицей, на поддержку духовника Елизаветы протоиерея Феодора (Дубянского) и благоволившего к духовенству графа Разумовского, часто удавалось с успехом противодействоватьадминистративному рвению обер-прокурора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В первые годы своего существования Академия художеств, созданная по указу императрицы Елизаветы от 6 ноября 1757 года, не имела своего здания и, соответственно, храма. Церковь академисты посещали по воскресным и праздничным дням (это был ближайший к Художественной школе тогда еще деревянный Андреевский собор), занятия по катехизису у них проводил иеромонах из Кадетского корпуса, расположенного по соседству. В январе 1765 года в Правительствующий Синод была доставлена просьба снабдить Академию " походной церковью со всею принадлежащей ей утварью " . Прошение было удовлетворено, к присланной церкви был определен иеромонах Иосиф (Зеленский). Уже в ночь с 2 на 3 апреля 1765 года в Академии состоялось первое Пасхальное богослужение с большим крестным ходом и литургией. Первая походная церковь прослужила Академии более пятидесяти лет. 28 июня 1765 года, в годовщину восшествия на престол императрицы Екатерины II , с пышной торжественностью была совершена закладка здания Академии с домовым храмом, который первоначально собирались посвятить преподобному Иоанну Дамаскину, защитнику икон в период иконоборчества ( VIII в.). Торжество по закладке церкви возглавили митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). В фундамент церкви под пение певчих " Тебе, Бога, хвалим... " собственноручно императрицей Екатериной была заложена вызолоченная " скрынка " , дощечка с надписью о совершавшемся событии, камень " из порфира российского сделанный " с вензелем императрицы. Увы, из-за нехватки средств строительство основанной церкви было закончено лишь через несколько десятилетий. Особенно долго длились эпопеи по созданию купола и внутреннего убранства храма. Было сделано несколько проектов, среди авторов которых такие известные имена как А.Ф. Кокоринов, Ю.М.Фельтен, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, но завершить строение было суждено другому выдающемуся архитектору - Константину Тону. В 1829 году К.Тон наряду с другими архитекторами предоставил свой проект отделки церкви на " высочайшее усмотрение " . Николай I одобрил тоновский вариант, к работам над которым приступили в 1832 году, через год церковь была отстроена вчерне, а в 1837 г. - закончена и освящена в честь небесной покровительницы основавшей её императрицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/07/...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается московских городов, то относительно них Св. Синод шел дальше. Он считал за лучшее из них с уездами составить особую епархию с кафедрой в Севске и назвать тамошнего архиерея севским и путивльским. Однако такой вполне основательный проект не был утвержден, быть может потому, что Синоду не хотелось огорчать отживавшего свой век и архиепископа Платона († 14 июня 1754 г.) Новгородский архиепископ Стефан Калиновский в это время стояли на краю могилы. 16 сентября 1753 года он скончался. По смерти его 24 сентября, когда кафедра новгородского архиепископа была не замещена, Св. Синод снова имел суждение о новгородских городах. Из новгородских городов теперь Синод нашел слишком отдаленными только Каргополь, Олонец и Ладогу. Решено было доложить Императрице о приписке их к С.-Петербургской епархии. Пока не получено было царского утверждения, в Синоде занялись собиранием сведений о тамошних церквах и монастырях. 16 октября поступили сведения из Новгородской Консистории о Старой и Новой Ладоге. Нужно полагать, что все дело, поднятое на заседании Синода 19 августа 1753 года, кончилось собиранием и справок. 668 Как увидим, все вышеуказанные новгородские и московские города впредь до 1764 года оставались в прежних епархиях. Дело, поднятое 19 августа о росписи городов, по нашему мнению, лишь занижало назначение преемника архиепископу Стефану по Новгородской кафедре на четыре года. Только 22 октября 1757 года туда был назначен рязанский епископ Димитрий (Сеченов). Очевидно не находилось знатных персон из русской иерархии, кто бы с охотой пошел на первостепенную Новгородскую кафедру, некогда знатную и богатую, а теперь сокращаемую чуть не наполовину. Особенно непонятным становится четырехлетнее междуархиерейство в Новгородской епархии, если иметь в виду, что с 1742 года по 24 мая 1758 года в ней не было даже викария. По смерти Маркелла (Родышевского, скон. 29 ноября 1742 г.), епископа корельского, викария новгородской епархии, Иоасаф Хотунцевский, как известно, посвящен в новгородские викарии только 24 мая 1758 года с титулом епископа кексгольмского и ладожского. 669 Таким образом новгородское викариатство с именем Кексгольмского и Ладожского восстановлено только с 1758 года. Восстановление викариатства до некоторой степени ослабляло остроту вопроса «о неминуемых нуждах в духовном правлении» отдаленными новгородскими городами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

6. Афоний хирот. 1635, по 14 летн. правлении 1649 оставил престол и 1652 престав. 7. Никон хирот. 1648, правит. по 1652, и по 3 летнем правлении поставлен Всероссийским Патриархом. 8. Макарий II, хирот. 1652, по 10 летн. правлении в 1662 году престав. 9. Питирим переведён из Крутиц 1664, в 1672 году по 8 летн. правлении возведён в Патриаршество Всероссийское. 10. Иоаким хирот. 1673, по 7 месячном правлении в 1674 году возведён на Патриаршество Всероссийское. 11. Корнилий переведён из Казани 1674, по 22 летнем правлении оставил престол 1696, и преставился 1698 года в Зеленецком монастыре. 12. Евфимий переведён из Крутиц 1695, преставился 1697, прав. 1. 13. Иов хирот. 1697, по19 летнем правлении 1716 преставился. По сем были паки Архиепископы 1. Феодосий Яновский хирот. 1721, по 4 летнем правлении 1725 извержен и сослан в заточение. 2. Феофан Прокопович 1725 года переведён из Пскова, и по 11 летнем правлении 1736 преставился. 3. Амвросий Юшкевич переведён из Вологды 1740, по 4 летнем правлении 1745 года преставился. 4. Стефан Калиновский, переведён из Пскова 1745 года, по 8 летах правления преставился 1753 года. 5. Димитрий Сеченов, переведён из Рязани 1757 Архиепископом, а потом пожалован Митрополитом, и по 10 летнем правлении преставился в 1767 году. По нем до ныне были. Митрополиты Новогородские и Санкт-Петербургские 1. Гавриил Петров, переведён из Тверских с 1775 года, и был по 1783 Архиепископом Новгородским и Санкт-петербургским. А потом пожалован Митрополитом. По 26 летнем правлении 1801 преставился. 2. Амвросий Подобедов из Казанских Архиепископов с 1799 по 1801 год был Санкт-петербургским Архиепископом, а с того времени Митрополитом Новгородским, Санкт-петербургским, Эстляндским и Финляндским. Список преосвященных Архиереев Викариев Новогородских Викарные Архиереи Новогородской Митрополии начались в конце XVI века при Царе Великом Князе Феодоре Иоанновиче, по установлении в России Патриаршества, а в Новгороде Митрополии. I. Епископы, именовавшиеся Корельскими и Ладожскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010