Писания и книг святых, того ради впредь (для) охранения моих верноподданных всегдашнего спокойствия, оного архиерея Арсения, таким преступником от вас признанного, Св. Сноду на справедливый, законами утвержденный суд предаю; а какая по суду сентенция ему назначена будет, – оную представить нам для конфирмации, причем еще будет иметь место мое снисхождение и незлобие». По получении сего письма Снод приказал арестовать митр. Арсения. Бестужев решился ходатайствовать перед государыней за Арсения. Грозен был ответ, начинавшийся так: «Я чаю, ни при каком государе столько заступлений не было за оскорбителя величества, как ныне за арестованного всем Снодом митрополита Ростовского, и не знаю, какую я б причину подала сумневаться о моем милосердии и человеколюбии...» Суд начался 1 апреля. Судьями были владыки: Тимофей (ИЦербацкий), московский; Амвросий (Зертис-Каменский), крутицкий; Гедеон (Криновский), псковский; Димитрий (Сеченов), новгородский; Гавриил (Петров), с.-петербургский; Афанасий (Власьевский), тверской и Мисаил, архимандрит Новоспасский. Митр. Арсений, доставленный в Снод, письменно ответил на поставленные ему вопросы. В пункте первом объяснения он писал: «В доношении своем 6 марта ничего к оскорблению Ея Императорского Величества быть не уповал, а все то писал по ревности и совести, чтоб не быть двоедушным. А ежели что к оскорблению Ея Императорского Величества имеется, в том прошу прощения и в волю и милость Ея Императорского Величества себя всеподданнейше предаю». Снод представил императрице следующий доклад: «Митрополит Арсений, в противность божеским и человеческим законам, учинил против состоявшихся в 1762 и 1763 годах постановлений о церковных имениях такие возражения, которые оскорбительны для Императорского Величества. В них он допустил превратные от себя толкования Св. Писания. Нельзя его простить, хотя бы он писал так и по ревности к закону Божию, ибо не только на указы, но и на распоряжения своего ведомства запрещено чинить язвительные представления и возражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С. 257). Наиболее ясно изложил права О. м. царь Михаил Феодорович в грамоте от 5 марта 1618 г. и особенно - от 29 марта 1625 г. Согласно последней, обитель во главе с иером. Варлаамом владела вышеупомянутым озером, 6 обжами земли, из к-рых 4 были пусты и поросли лесом, тоней и «сколом на Свири». В 1627 г. деревянный мон-рь вновь горел. Грамоту подтверждали цари Алексей Михайлович (20 янв. 1646) и Феодор Алексеевич (12 янв. 1677). Самая старая подлинная грамота в монастырском архиве относилась к 16 июня 1635 г. (митр. Новгородского свт. Аффония ), древнейшая из 4 сохранившихся описей О. м.- к 1675 г. (СПбФИИ РАН. Кол. 115. Оп. 1. Д. 877). Согласно грамоте царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича от 20 марта 1683 г., обитель была приписана к Александрову Свирскому в честь Святой Троицы монастырю . Права по грамоте свт. Аффония были подтверждены последующими Новгородскими архиереями: Никоном (Миновым) (17 июня 1649), Макарием III (12 окт. 1653), Питиримом (2 янв. 1665), Иоакимом (Савёловым) (28 февр. 1673), Корнилием (8 февр. 1675; им же 23 февр. 1677 строителю иером. Иосифу были переданы 2 полосы пахотной земли в Агафоновщине у монастырской ограды, принадлежавшие новгородскому Софийскому дому), Евфимием (Рылковым) (4 окт. 1696), Иовом (5 февр. 1698) и Феофаном (Прокоповичем) (9 янв. 1728). В О. м. были сооружены деревянные Богоявленская (1704-1705) с Введенским и Петропавловским приделами и Александро-Свирская (1702-1703) церкви. 14 дек. 1762 г., при архим. Андронике (1-й из известных настоятелей в этом сане; 1761-1763), пожар уничтожил оба храма, частично изменившие посвящения,- деревянный Богоявленский с трапезной и колокольней и Введенский с Петропавловским приделом - с большинством утвари. Митр. Димитрий (Сеченов) разрешил «по бедности» монастыря отстроить вместо двух одну, Введенскую ц. Введенский собор (1814–1817) и ц. Богоявления (1908–1910). Архит. А. П. Аплаксин. Фотография. Нач. XX в. Введенский собор (1814–1817) и ц. Богоявления (1908–1910). Архит. А.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

к этой формуле Арсений сделал еще пояснительное примечание: «монаршей власти довольной в той силе присягать в верности, в какой силе показано от Крайнего Судии Христа в евангелии и апостоле монаршей власти повиноваться». В термине Крайний Судья в приложении к лицу императора Арсений видел «излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии — Самого Христа». Государыня приняла этот доклад, но, конечно, не была в силах предпринять столь радикальной ломки. Елизавета милостиво отпустила Арсения в его Ростовскую епархию. Но в окружении императрицы и среди других членов Синода великороссов осталось недовольство этим крайним бунтом. Когда в 1743 г. умер покровитель Арсения митр. Амвросий, поднялось в Синоде дело о неподписанной Арсением присяге. Синод письменно запросил Арсения, и Арсений отвечал, что присяга эта несогласна «с верой в Главу Церкви Христа и более прилична присяге римскому папе». Кончился этот протест тем, что лист с переделанной и проектированной присягой велено сжечь. На деле и это сожжение сделано было позднее, уже при Екатерине II. Арсений пока остался цел.    Елизаветинский Синод, пополняясь новыми лицами, почти исключительно епископами, принял следующий вид. Лидером был в нем великоросс, архиеп. Новгородский Димитрий (Сеченов). Затем: — архиеп. СПБ Вениамин (Григорович), Псковский епископ, славившийся своим проповедническим красноречием, Гедеон (Криновский), Крутицкий архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский), Палладий Рязанский, Порфирий (Крайский) Коломенский и архимандрит Троице Сергиевский Лаврентий.    По счастливой случайности, фигура Елизаветинского обер-прокурора в Синоде кн. Я. П. Шаховского предстает перед нами в очень живых, даже наглядных чертах, благодаря тому, что он оставил нам о себе свои мемуары. Прежний генерал-прокурор фельдмаршал Трубецкой, стремясь присвоить себе право выдвижения кандидатов в обер-прокуроры Синода, поспешил представить и получить назначение в обер-прокуроры кн. Шаховского. Приказал своему назначенцу на другой же день явиться к месту службы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

снисходительное отношение к расколу законодательства Екатерины II, общественное бедствие 1771 года, талантливость основателей Преображенского и Рогожского кладбищ и пр. Этим объясняется то, почему мероприятия Платона, несмотря на всю действенность, не имели полного успеха. Пятая глава посвящена деятельности митр. Платона по учреждению единоверия. По счету это – последняя глава, а по объему самая обширная. Автор начинает установкою понятия единоверия, что идея единоверия имеет православный характер, так как обрядовая сторона христианской веры не составляет чего-либо существенного, неизменного, и всегда зависела от усмотрения церковной власти. По словам автора, так смотрел на дело патриарх Никон и после него патрарх Иоаким, преподобный Исаакий, основатель Саровской пустыни, астраханский преосвященный Иларион, новгородский митрополит Димитрий Сеченов и псковский епископ Гедеон Криновский . Приводя об этих лицах историческую справку, автор заключает, что „мысль о возможности единения старообрядцев с церковью при соблюдении старых книг и обрядов высказывалась гораздо ранее митрополита Платона“, но высказывалась „не вполне в ясной и определенной форме и не имела настоящего своего практического приложения“. Платон первый с ясностью развил положения, из которых с необходимостью вытекала идея возможности принятия отпадших в лоно церкви на началах любвеобильного снисхождения и первый произвел сильное влияние на осуществление этой мысли в действительности, особенно благодаря благопрятному собственному настроению старообрядцев. Первые ходатаи о единоверии в своих прошениях опираются на „Увещание“ митрополита Платона. Но из ближайших действий митрополита Платона видно, что Платон в прошениях старообрядцев отыскивал одного, – это чистосердечности и искренности к единению с церковью. Поэтому когда московские старообрядцы в 1799 году обратились с просьбою на высочайшее имя об устройстве их общины, Платон заподозрил неискренность их и предначертал основания для должного разрешения вопроса об учреждении единоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1799–1809 гг. Фотография. Нач. XX в. О-в Коневец, отвоеванный в ходе Северной войны у шведов, был пожалован царем Петром I тайному советнику кн. Я. Ф. Долгорукову в 1716 г. Однако по ходатайству деревяницкого архим. Иоанникия от 11 июля 1717 г. и с ведома князя, который 13 июля подтвердил это прошение, 6 мая 1718 г. царь распорядился приписать о-в Коневец к Деревяницкому монастырю. Строитель иером. Тихон с братией возвели деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца (освятили 4 нояб. 1719). К этому времени на развалинах каменного храма вырос лес. 2 рус. семьи, жившие поблизости от Св. горы, соорудили деревянную часовню над мощами преподобного. В ней служил свящ. Мирон. Иером. Тихон занялся также восстановлением монастырского хозяйства, хотя из 15 га пашни 10 га заросли лесом. В 1718 г. была поставлена часовня для рыбаков на о-ве Вощаном (впосл. приобретен Валаамским мон-рем и на нем устроен Тихвинский скит). В 1720 г. мон-рь (первоначально Деревяницкий) получил Кирьевские рыбные ловли на берегу Ладожского оз., у с. Чёрного (с 1727 Новоладожского у.). Ок. 1740 г. на Св. горе была построена часовня (во 2-й пол. XIX в. перестраивалась); у юж. стены стоял вкопанный в землю крест с датой «1740», к-рый паломники грызли, надеясь избавиться от зубной боли. 18 янв. 1760 г. Новгородский митр. Димитрий (Сеченов) по ходатайству строителя иером. Игнатия (1759-1762) и по распоряжению имп. Елизаветы Петровны прислал указ о самостоятельности К. м. Императрица также помогла обители ликвидировать последствия пожара, пожертвовала помимо денежного вклада Евангелие в серебряном окладе, полный комплект церковных книг и облачения. С привлечением пожертвования И. Васильева, прот. столичного Сергиевского храма, началось строительство собора. В 1762 г. при строителе иером. Тарасии (1762-1782) была возобновлена и освящена кладбищенская деревянная Никольская ц. Вероятно, с этого времени появились захоронения в храме и на соседнем участке. Через 4 года на фундаменте старого храма был возведен каменный собор с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя Трех святителей.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

05.10.1851 09.12.1851 ОДЕССКАЯ 11.06.1857 02.10.1874 ЯРОСЛАВСКАЯ 02.10.1874 26.04.1876 ЖИТОМИРСКАЯ 26.04.1876 20.02.1882 ОДЕССКАЯ, паки 20.02.1882 14.11.1883 Димитрий Поспелов ТЕМНИКОВСКАЯ 25.09(08.10)1923 ВОТКИНСКАЯ 22.09(05.10)1933 ТЕМНИКОВСКАЯ, паки 14(27)06.1934 07(20)02.1936 в/у ЯРАНСКАЯ 14(27)06.1934 07(20)02.1936 СКОПИНСКАЯ 07(20)02.1936 Димитрий Рождественский ЛЕБЕДЯНСКАЯ, обн. 12(25)03.1923 27.04(10.05)1923 ПСКОВСКАЯ, обн. 27.04(10.05)1923 13(26)09.1923 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 12(25)06.1924 27.11(10.12)1924 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 27.11(10.12)1924 БАЛАХНИНСКАЯ 04.01.1887 28.10.1887 БАЛТСКАЯ 28.10.1887 13.12.1890 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 13.12.1890 02.11.1896 ТВЕРСКАЯ 02.11.1896 26.03.1905 КАЗАНСКАЯ 26.03.1905 17.03.1908 Димитрий Селезнев БЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)01.1930 04(17)09.1935 Димитрий Сеченов НИЖЕГОРОДСКАЯ 12.09.1742 09.08.1748 РЯЗАНСКАЯ 21.06.1752 22.10.1757 НОВГОРОДСКАЯ 22.10.1757 14.12.1767 Димитрий Сперовский КРЕМЕНЕЦКАЯ 02.02.1903 01.05.1904 ХЕРСОНСКАЯ 01.05.1904 25.01.1907 СУХУМСКАЯ 25.01.1907 25.07.1911 РЯЗАНСКАЯ 25.07.1911 17.06.1917 СТАРОРУССКАЯ Димитрий Сулима БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 16.07.1811 18.06.1821 КИШИНЕВСКАЯ 18.06.1821 04.08.1844 Димитрий Троицкий КАШИРСКАЯ, обн. 07(20)05.1928 ГОРЬКОВСКАЯ, обн. 09.1929 01.1930 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн. " 01.1930 СМОЛЕНСКАЯ, обн. 23.11(06.12)1934 Св. Димитрий Туптало ТОБОЛЬСКАЯ 23.03.1700 04.01.1702 ЯРОСЛАВСКАЯ 04.01.1702 28.10.1709 Димитрий Устимович (Устинович) ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 14.08.1793 01.05.1795 СМОЛЕНСКАЯ 01.05.1795 26.05.1805 Диомид Дзюбан в/у КАМЧАТСКАЯ 10(23)02.1993 13(26)12.1993 АНАДЫРСКАЯ 28.07(10.08)2000 Дионисий БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ (XI–XII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ XII– XIII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ 02.1581 13.10.1586 Дионисий ПОЛОЦКАЯ 1182(1183?) Св. Дионисий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ВСЕРОССИЙСКАЯ 15.10.1385 Дионисий ЛУЦКАЯ Дионисий СМОЛЕНСКАЯ Дионисий Балабан-Тукальский ХОЛМСКАЯ 08.1650 ЛУЦКАЯ 28.02.1658 в/у КИЕВСКАЯ 12.1657 28.02.1658 КИЕВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

39 Исправление сие поручено было Гавриилу от св. синода, по высочайшей воле. Энцикл. лексик. т. XllI стр. 44. 43 Орлов на диспуте в лаврской семинарии был с императрицей в октябре 1762 года, как свидетельствует м. Платон. Москвит. 1849 г., 14, стр. 8. Житие м. Платона 1831 г. ч. I, стр. 20. 44 Москвит. 1849 г. 14 стр. 9, также сказано, что на возвратном пути из Ростова Сеченов объявил Платону об избрании его в законоучители вместо Гавриила, вследствие рекомендации пред Императрицею. 45 Вообще Гавриил пользовался расположением Димитрия Сеченова. По записи Антония Знаменского: «раз случилось впрочем, что Сеченов осердился на Гавриила за то, что он снял с него омофор, по случаю отлучившихся на тот раз иподиаконов». 47 Взято из записок Антония Знаменского, а о греческом архимандрите из записок иером. Платона Шишкина, где также сказано, что у Собакина было совершаемо какое-то поминовение. 51 Указ хранится в ризнице Новг. Соф. собора под 2. В этом указе Гавриил назван синод. конторы членом, вероятно, по бывшему 23 октября 1763 года представлению. 53 В записках Антония Знаменского замечено без объяснения о Гаврииле, что он по рукоположении отпущен в епархию холодно. 55 Грамота начинается: «Богоспасаемые Тверские паствы. Богохранимым градовом: Твери, Кашину, Торжку, Старице, Ржеву, Зубцеву и Осташкову, и всякой веси и месту... благодать и любы и мир» и проч. 56 Грамота сия, без указания года, типографии и имени писавшего, напечатана в лист, с надписью вверху рукою м. Евгения: «Пастырская граммата преосв. Гавриила по поставлении его на Тверскую епархию». Она находится в рукоп. книге в листе под 29, в библиотеке С.п.б. дух. академии под названием: «Разные записки и сочинения, собранные покойным преосвященным Новгородским митрополитом Гавриилом Петровым». В этих записках помещены инструкции для священников, благочинных, для увещателей с поправками Гавриила и другие современные ему и древние записи. 58 Подлинный рескрипт сей в ризнице Новг. Соф. собора под З. след. в отеч. 1830 года. вызов Гавриила отнесен к 6 января 176l года неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

16 июля Сенат составил доклад по поводу просьбы духовенства об отдаче ему отобранных имений: 1) имения возвратить; 2) со всех крестьян кроме семигривенного подушного оклада брать рубль, из которого 50 коп. пойдет в казну на содержание инвалидов, а 50 – архиереям, в монастыри и прочие места, куда крестьяне будут возвращены; 3) крестьяне должны управляться не служками монастырскими, а выборными старостами, которых будут выбирать сами крестьяне с переменою погодно. По поводу этого доклада 18 июля у Сената с Синодом была конференция. Преосвященные объявили, что первым пунктом доклада довольны; но относительно платежа 50 коп. в казну Афанасий тверской объявил, что это будет крестьянам тягостно, другой же половины на содержание монастырей и семинарий мало; по его мнению, надобно было возвратиться к решению Синода, состоявшемуся при императрице Елисавете, именно: духовенство будет вносить ежегодно по 300000 рублей; а что касается сбора на архиереев и монастыри, то это оставить на их усмотрение. К мнению тверского преосвященного пристали Гедеон псковской и Вениамин петербургский, а Палладий рязанский соглашался с сенатским мнением, равно как и Димитрий Сеченов новгородский, в чем и обнаружилась «рознь между братьями», которую оплакивал Тимофей московский. Димитрий новгородский прибавил, что необходимо учредить комиссию из духовных и светских лиц для сочинения монастырям, архиерейским домам и семинариям штатов. Насчет управления крестьян выборными все архиереи согласились с Сенатом. Такова была внутренняя деятельность Екатерины в два первые месяца ее царствования. Время было тяжелое для нее. Перемена 28 июня не могла остаться без нравственных последствий, без известной нравственной разнузданности. Екатерине нужно было много лет искусного, твердого и счастливого правления, чтоб приобрести тот авторитет, то обаяние, которое она производила в России и в целой Европе, чтоб заставить признать законность своей власти. В первое время царствования это признание не было всеобщим, и в Европе не было еще уверенности, что Екатерина удержится на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Император положил резолюцию: «Быть по сему» 500 . Как бы предвидя это затруднение, а также не доверяя новой системе, принятой по отношению к церковным имениям, и в частности аккуратности Коллегии Экономии, определением 3 июня 1762 г. 501 Св. Синод постановил сообщить в Сенат о присылке из Коллегии определенных на штат Св. Синода и его Конторы и на содержание епархиальных архиереев с их домами и монастырей денежных сумм заблаговременно, а равно о том, чтобы не отбирались собственные пожитки и лошади, а затем определением 502 17 июня постановил поднести Императору при рапорте копию с синодального штата и сверх того ведомости о доходах и пожитках по смерти духовных персон. Поднесение штата, составленного еще в 1742 г. и до сих пор не утвержденного властью, было действительно целесообразно. Но тревоги Синода, по крайней мере на некоторое время, запоздали: Россия была накануне нового переворота. §2. Императрица Екатерина II Уже 3 июля, присутствуя в Сенате, Екатерина приказала ему иметь рассуждение о духовенстве, как бы ему учинить удовольствие к его содержанию. Но Св. Синод не дожидался и подал Императрице прошение об отдаче вотчин по-прежнему во владение архиерейских домов и монастырей. Императрица передала это прошение Сенату с приказанием иметь рассуждение и мнение свое ей донести 507 . Однако, затягивать дела, очевидно, не было возможности, потому что в первую половину 1762 г. хозяйство в вотчинах, а, следовательно, и сложившиеся порядки содержания архиерейских домов и монастырей должны были придти в расстройство 508 . Поэтому уже 16 июля Сенат составил доклад по поводу просьбы Синода в следующем духе: 1) имения вернуть; 2) со всех крестьян, кроме семигривенного подушного оклада, брать рубль, из которых 50 коп. пойдут в казну на содержание инвалидов, а 50 – архиереям, в монастыри и прочие места, куда крестьяне будут возвращены; 3) крестьяне должны управляться не служками монастырскими, а выборными и старостами, которых будут выбирать сами крестьяне с переменой ежегодно. По поводу этого доклада, 18-го июля у Сената с Синодом была конференция. Преосвященные объявили, что первым пунктом доклада довольны; но относительно платежа 50 коп. в казну, Афанасий Тверской объявил, что это будет крестьянам тягостно, другой же половины на содержание монастырей и семинарий мало; по его мнению, надобно было возвратиться к решению Синода, состоявшемуся при Императрице Елизавете, именно: духовенство будет вносить ежегодно по 300000 руб., а что касается сбора на архиереев и монастыри, то это оставить на их усмотрение. К мнению Тверского преосвященного пристали Гедеон Псковский и Вениамин Петербургский, а Палладий Рязанский соглашался с сенатским мнением, равно как и Димитрий Сеченов Новгородский. Димитрий Новгородский прибавил, что необходимо учредить комиссию из духовных и светских лиц для сочинения монастырям, архиерейским домам и семинариям штатов. Насчет управления крестьян выборными все архиереи согласились с Сенатом 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Бестужев-Рюмин, то на медалях в память коронации Екатерины была сделана надпись: «За спасение веры и отечества». Церковные проповедники, особенно архиепископ новгородский Димитрий Сеченов, первый член святейшего синода, еще смелее и восторженнее провозглашали Екатерину защитницей веры, благочестия и отечества, восстановительницей чести и достоинства своих подданных, «всех скорбей и печалей наших окончанием» и признавали событие 28 июня делом Божиим, чудным строением не человеческого ума и силы, но Божиих несказанных судеб и его премудрого совета. «Будут чудо сие восклицать проповедники, – говорил в коронационном слове архиепископ Димитрий, – напишут в книгах историки, прочтут с охотою ученые, послушают в сладость некнижные, будут и последние роды повествовать чадам своим и прославлять величие Божие». Екатерина, разумеется, охотно усвоила взгляд церковных проповедников на дело 28 июня и думала увековечить его в законодательстве как достопамятный исторический факт: в сохранившемся собственноручном черновом проекте манифеста о престолонаследии она писала, что чудный промысел Всевышнего «вручил нам самодержавство сей империи образом человеческим предвидением непостижимым». На восторженные приветствия Екатерина отвечала решительным осуждением павшего правительства и заявлением широкой программы и совершенно нового направления начавшегося царствования. В манифестах и указах читали о вреде самовластия и гибельных следствиях, какие от самовольного, необузданного и никакому человеческому суду не подлежащего властителя произойти не могут. С высоты престола пред Богом целому свету сказывалось, «что от руки Божией прияли всероссийский престол не на свое собственное удовольствие, но на расширение славы его и на учреждение доброго порядка и утверждение правосудия в любезном нашем отечестве», заявлялось правило неоспоримое, что тогда только обладатели государства прямо наслаждаются спокойствием, когда видят, что подвластный им народ не изнурен от разных приключений, а особливо от поставленных над ним начальников и правителей, возвещалось искреннее и нелицемерное желание прямым делом доказать, «сколь мы хотим быть достойны любви нашего народа, для которого признаваем себя быть возведенными на престол», и наиторжественнейше обещались императорским словом государственные учреждения прочные, на законах основанные, и выражалось упование предохранить этим целость империи и самодержавной власти, «бывшим несчастием несколько испроверженную, а прямых верноусердствующих своему отечеству вывести из уныния и оскорбления».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010