8) Мф.9:2 . Свт. Филарет, митр. Московский. О том, что физическое зло зависит от нравственного зла, то есть греха как последствие, с ним родившееся и с ним уничтожающееся. Вера одного человека может благотворно действовать в пользу другого. 9) Ст. б. С. Саллертинский. Толкование имени Сын Человеческий в кн. «Пастырство Христа Спасителя». 10) Ст. 8. Свт. Филарет, митр. Московский. О Божественных действиях Господа нашего Иисуса Христа, явленных Им в исцелении расслабленного, и о различных суждениях о Нем окружающих людей. 11) Мк.2:1–2 . Арсений, митр. Киевский. О Капернауме и вере жителей этого города; о том, что только вера творит чудеса. 12) Ст.1–12. Павел, архиеп. Кишиневский. Об исцелении расслабленного в Капернауме. 13) Ст.5. Макарий, еп. Тамбовский. О внутренней связи между нашими болезнями и грехами. Призвание Матфея и вечеря в его доме (Лк.5:27–39; Мк.2:13–22; Мф.9:9–17) Арим. Никодим. «Душеполезное чтение», 1860 После исцеления расслабленного Иисус Христос пошел опять к морю Галилейскому. Весь народ шел к Нему, и Он учил их. Проходя, Он увидел сидящего у сбора пошлин мытаря по имени Матфей, называвшегося иначе Левием, сына Алфеева, и сказал ему: иди за Мною. Тот встал и, оставив все, пошел за Ним. Из любви и благодарности к Небесному Учителю Матфей пригласил Его в Свой дом и сделал для Него великий пир ( Лк.5:29 ). Ученики Иисуса Христа, многие из народа, следовавшего за Иисусом и часто не имевшего себе пропитания, также многие из мытарей и других близких Матфею лиц были приглашены им разделить трапезу в доме его. Господь допустил быть с Собою за одним столом мытарей и грешников, чтобы Своим снисхождением и Своим Божественным словом привлекать их к покаянию и спасению. Но иудейские учители – книжники и фарисеи не хотели видеть в сем высокое дело милосердия и соблазнились. Они с ропотом говорили ученикам Иисуса: для чего Учитель ваш и вы сами едите и пьете с мытарями и грешниками? Услышал слова их Господь и сказал: «не требуют здравии врача, но болящии. Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Мф. 9:12–13 ). Господь как бы так говорил: «Только больной имеет нужду во враче, только грешник чувствует нужду в Спасителе, а вы, фарисеи, почитающие себя чистыми и праведными, вы не чувствуете во Мне нужды и не обращаетесь ко Мне за помощью. Я пришел спасти грешников, и вот почему имею с ними такое близкое общение, вместе с ними ем и пью. Впрочем, и вы напрасно считаете себя чистыми и праведными потому только, что исполняете внешние обряды. Обратите ваше внимание на слово Божие, знанием которого выхвалитесь. Пророк Осия говорит от лица Божия: «милости хощу а не жертвы» ( Ос.6:6 ), то есть Я ценю гораздо более, ставлю гораздо выше дела любви и милосердия, чем внешние законные жертвы, в исполнении которых вы поставляете свою праведность».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

[Греч. Ματθαος Α] († авг. 1410), патриарх К-польский (с окт. 1397). М. принял решение быть монахом уже в 12 лет, 3 года спустя он прибыл в К-поль, где стал учеником настоятеля мон-ря Харсианит Марка (PLP, N 17017), затем - буд. патриарха Нила (1380-1388). С янв. 1388 г. настоятель мон-ря Харсианит (RegPatr, N 2832). В 1387 г. М. был избран митрополитом Халкидонским (RegPatr, N 2809), однако императором на это избрание было наложено вето, и возложение рук и чтение молитвы хиротонии не состоялись. С нояб. 1387 по окт. 1397 г. М. был митрополитом Кизическим. При этом по повелению патриарха Нила М. получил дополнительно (κατ λγον πιδσεως) и Халкидонскую кафедру со всеми ее церквами в столице, а также права патриаршего экзарха в Геллеспонте и Вифинии (RegPatr, N 2829; Miklosich, M üller. Vol. 2. P. 108-111). Т. о., когда М. занял К-польскую кафедру в окт. 1397 г. (RegPatr, N 3059), оппозиция в лице Макария , митр. Анкирского, Матфея, митр. Мидийского, и Иоанна Оловола, митр. Готии (PLP, N 21044), обвинила его в том, что он занимает уже 3-й епископский престол, т. е. вопреки церковным установлениям является «трижды епископом» (τρισεπσκοπος) и должен быть низложен. Первые обвинения были выдвинуты уже в кон. 90-х гг. XIV в., но имп. Мануил II Палеолог (1391-1425) не дал конфликту развиться. Во время длительной дипломатической миссии императора его оставшийся в К-поле племянник Иоанн VII Палеолог между янв. и кон. июля 1402 г. низложил М. Поскольку созванный для этого Собор проходил в период осады К-поля турками, в заседаниях не смогло принять участие достаточное число епископов. Поэтому вскоре потребовался более представительный Собор, подтвердивший решение первого (RegPatr, N 3261). По возвращении Мануил принял решение восстановить на Патриаршем престоле М. и попытался заручиться поддержкой епископата, однако Собор (между 9 и 14 июня 1403) подтвердил низложение М. (RegPatr, N 3262; Laurent. 1972. P. 118-119). По настоянию императора М. начал совершать патриаршие богослужения, но столкнулся с противодействием: по рассказам хронистов, мон. Иоаким из Монемвасии отказался принять рукоположение в митрополита Патрского от М. (PLP, N 8370). Мануил сумел добиться признания М. только зимой 1403/04 г., когда состоялось соборное разбирательство под председательством Мануила и М. был признан свободным от всех обвинений (RegPatr, N 3267; Laurent. 1972. P. 120-122). Тем не менее противники М. продолжали выступать против него и в последующие годы. Разрешение спора последовало только в авг. 1409 г., когда соборным решением было признано, что М. не может считаться трижды епископом, противники М. были отлучены от Церкви и отправлены в ссылку (RegPatr, N 3284; Laurent. 1972. P. 126-145). Через год М. скончался во время эпидемии чумы (Die byzantinischen Kleinchroniken. Bd. 1. S. 114).

http://pravenc.ru/text/2562680.html

Мар Геваргезе (17.07.1889 - 6.11.1966), митр. Ангамальский. Род. в семье Фомы и Сусанны Пайянадатхов Вайялипарампилов в Недумбассери (шт. Керала, Индия). Он получил имя Фома Геваргезе (дома его звали Кунджи Варкей). По окончании англ. школы и Объединенного христ. колледжа в Алвае (ныне Алува) со степенью бакалавра искусств Фома был посвящен во диакона 16 нояб. 1934 г. (по др. сведениям, 1937) патриаршим представителем митр. Мораном Мар Юлиосом. В 1936 г. (по др. сведениям, в 1939) глава патриаршей группы митр. Ангамальский Афанасий рукоположил Фому во священника. В 1936 г. Фома побывал на Цейлоне (совр. Шри-Ланка) и Сингапуре. В 1939 г. основал молельню для прокаженных из лепрозория в Коратти (ныне р-н Тричур, шт. Керала) и служил там каждую неделю. Будучи викарным священником в ц. ап. Матфея в Мадрасе (совр. Ченнаи), Фома окончил Местонский педагогический колледж со степенью лиценциата педагогики (1944). Он обучался также в мон-ре св. Игнатия, где его товарищем был Дайройо Абдель Ахад (впосл. яковитский патриарх Мар Игнатий Якуб III). В 1945 г. Фома основал «Sabha Chandrika» (Церковный журнал) - 2-недельное епархиальное издание на языке малаялам. С июня по окт. 1946 г. он в качестве номинированного митрополита на Ангамальскую кафедру (в то время самая большая епархия Сирийской Церкви Антиохии и всего Востока) совершил путешествие на Ближ. Восток в сопровождении Дайройо Абделя Ахада, свящ. Якуба Тхакадиила и рамбана Мулаирикала Павла. 20 июня на встрече с администрацией яковитской церкви и видными христ. чиновниками в Багдаде была отмечена необходимость развития отношений между христианами Ближ. Востока и Индии с целью создания единой христ. общины во главе с патриархом Антиохии и всего Востока. 4 авг. 1946 г. Патриарх Мар Игнатий Афрем I Барсаума поставил Фому во епископа с именем Григорий. Путешествие, в течение к-рого Г. посетил Ирак, Ливан, Иорданию, Сирию, Израиль и Турцию, описано им в кн. «1946 - Северное путешествие», где помимо личных впечатлений собраны церковные Предания.

http://pravenc.ru/text/166638.html

1918 г. униат. свящ. Михаил Кот по согласованию с Боцяном и Шептицким основал униат. приход в Бресте. Деятельность греко-католич. клирика вызвала недовольство польск. властей, оккупировавших регион. 20 февр. 1919 г. Кот был арестован и вывезен в Варшаву; во Львов он вернулся в нач. 1920 г. Конфликты между католиками лат. обряда и униатами имели место в с. Дрелюв Люблинского у. и губ., где в апр. 1918 г. униат. свящ. Волянский по благословению Шептицкого пытался организовать приход при местной церкви, а также в городах Бела (польск. Бяла-Подляска) и Влодава, а также в г. Щебжешин, селах Радечница, Липско и Суховоля Замойского у. (с нояб. 1918 Замойского повята). Католич. власти обвиняли приезжих униатов в проукр. и антипольск. пропаганде. Андрей Шептицкий, униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский. Фотография. 1921 г. Андрей Шептицкий, униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский. Фотография. 1921 г. После провозглашения независимости Польши униаты были вынуждены договариваться с католич. иерархами. В нояб. 1918 г. Шептицкий послал в Люблин униат. священников Матфея Хоманя и Василия Кирилюка, к-рые обратились к католич. еп. Мариану Леону Фульману (1918-1945) за разрешением служить в пустующих бывш. униатских храмах. В просьбе им было отказано. В янв. 1919 г. Шептицкий в письме Фульману напомнил, что в 1914 г. папа Римский Пий Х предоставил ему особые полномочия по управлению униат. приходами бывших Луцкого и Холмского униат. епископств. В февр. 1919 г. Фульман обратился в Римскую курию с просьбой предоставить официальное подтверждение полномочий Шептицкого от папы Римского Бенедикта XV (1914-1922). Такого подтверждения предоставлено не было. В авг. 1919 г. рим. Конгрегация по делам Вост. Церквей после консультаций с польскими властями официально признала, что власть униатского митр. А. Шептицкого может распространяться только на Галицкую униатскую митрополию, территориально совпадавшую с Львовским католическим архиеп-ством. В янв. 1920 г. Луцкий униат. еп. И. Боцян обратился к властям Волынского воеводства с просьбой допустить его в Луцк, но получил отказ.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

В 50-60-х гг. ХХ в. в Зап. Кении Православие распространилось среди народов балухья и нанди, в 1958 г. эти общины были признаны британскими колониальными властями как Африканская Греческая Церковь в Ньянзе (которая в 1968 объединилась с Восточноафриканской и Иринупольской митрополией). После учреждения в 1958 г. Восточноафриканской и Иринупольской митрополии ее главой (с 1959) стал митр. Николай (Варелопулос; впосл. Александрийский патриарх Николай VI ), который приступил к организации церковной жизни в епархии. В этот момент единственным правосл. священником-африканцем в Кении был Георгий Гатуна. В 1961 г. митр. Николай рукоположил во иереев 2 кенийцев - Матфея Муламула и Иакова Омуакуэ, а в 1964 г.- еще 4. Одной из серьезных проблем было отсутствие моногамных кандидатов в клирики, поэтому он был вынужден рукополагать многоженцев, чтобы окормлять первые правосл. общины. 3 марта 1963 г. собрание правосл. духовенства и мирян Кении и Уганды в Кампале подтвердило свою принадлежность к Александрийской Православной Церкви. На помощь митр. Николаю прибыли греки-миссионеры из Греции и с Кипра, напр. архимандриты Хризостом (Папасарандопулос) и Афанасий (Анфидис), а в последующие годы архимандриты Гавриил (Николаидис), Андрей (Цирос), Амфилохий (Цукос; ныне митрополит Новозеландский), Феоклит (Циркас), священники Мартинос Рици и Даниил Христопулос, а также миряне, в т. ч. Андреас Тилиридис (с 1992 Макарий, еп. Рирутский, с 1998 митрополит Зимбабвийский, с 2001 митрополит Кенийский и Иринупольский, с 2005 митрополит Кенийский). С 1971 по 2000 г. в Кении вела миссионерскую деятельность Ставрица Захариу. Опорой новообразованной митрополии стали африканцы, получившие богословское образование в Александрии, Афинах или Фессалонике (такие как архим. Феодор (Нанкияма), с 1972 епископ Навкратидский, с 1992 епископ Угандийский, с 1994 митрополит Кампальский). В 1963 г. Кения получила независимость. В 1965 г. общины кикуйу, руководимые Георгием Гатуной, другом первого президента Кении Дж. Кениаты, были официально признаны властями как Африканская Православная Церковь Кении. В этом же году был составлен ее новый устав, в котором отразилось стремление православных кенийцев поддерживать церковные связи с Александрийским Патриархатом при сохранении внутренней независимости. Согласно уставу, «Греческая Православная Церковь Африки управляется африканцами под присмотром и водительством Св. Духа, через духовную, физическую и братскую помощь Святейшего Патриаршего Престола Александрийского в Египте. Это абсолютно независимая во всех своих внутренних делах и вопросах Церковь» (цит. по: Horner. 1975. P. 224). В уставе заметно влияние пресвитерианства и незнание африканцами правосл. традиций, организации и иерархии Церкви, в тексте отсутствовали такие понятия, как «Священное Писание», «Священное Предание», «иерей», «епископ», «таинства» и др. ( Αναστσιος (Γιαννουλτος). 2010. Σ. 173, 176). Этот устав не был утвержден Александрийским Патриархатом.

http://pravenc.ru/text/1684183.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Здание бывш. Греческого Никольского мон-ря с колокольней на ул. Никольской. Нач. ХХ в. Фотография. 2014 г. Здание бывш. Греческого Никольского мон-ря с колокольней на ул. Никольской. Нач. ХХ в. Фотография. 2014 г. Богослужения в М. Г. м. совершались на греч. языке, за исключением всенощных бдений перед воскресными и праздничными днями и литургий в эти дни, к-рые совершались на славянском и греческом языках (священнодействующие иеромонах и иеродиакон служили на греч. языке, а клир пел на славянском). Такой порядок был установлен в 1855 г. Нек-рые элементы богослужения, утвержденные в соответствии с уставами К-польской Церкви, отличались от традиции РПЦ: во время утрени Великой субботы, после обхода вокруг храма, плащаницу возлагали на св. престол; во время пасхальной утрени крестный ход вокруг храма не совершался, а по окончании полунощницы священнодействующие и прихожане со свечами и с хоругвями при пении стиха «Воскресение Твое, Христе Спасе» выходили из храма к приготовленному заранее у дверей аналою, и после возгласа диакона архимандрит или предстоятель читал 1-8-й стихи 28-й гл. Евангелия от Матфея. Затем начиналась утреня. Шпиль и фонарь Никольского собора. Фотография. 1926 г. Некрополь мон-ря находился в нижнем Никольском храме и трапезной собора. Здесь были погребены боярин Петр Боборыкин († 1627), дьяк Феодор Апраксин († 1636), груз. митр. Епифаний († 1668), супруга царя Картли Кайхосро Багратиона-Мухранского Екатерина (Кетеван) Георгиевна († 1730), ген.-поручик Евфимий Владиславович († 1749), груз. ген. Парсадан Папунашвили (Папунов; † 1733), ген.-аншеф кн. С. Ф. Волконский († 1768), его дочь кнж. София († 1769), груз. кн. Панкратий Хаханович Давиташвили (Давидов; † 1724), стольник кн. Потап Давидов († 1718), его дочь кнж. Екатерина († 1724), кнг. С. Б. Давидова († 1733), кахетинский кн. Чолокашвили (Чолокаев; † 1744), митр. Меленкийский Кирилл († 1690), Д. Н. Кондиков († 1746), бывш. Охридский архиепископ, а затем Смоленский и Дорогобужский митр. Филофей († 1735), игумены мон-ря архимандриты Аверкий, Самуил, Киприан, Парфений, Григорий и Нафанаил.

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Алексий Аристин и Феодор Вальсамон в свое время возглавляли ее, имея титул номофилакса. Изучение канонов в Византии носило по преимуществу практический, а не теоретический и исследовательский характер. Составлялись своды правил и законов, разрабатывалась предметная классификация правовых норм с выделением рубрик и подведением под них различных законодательных актов. Затем к тексту правил стали приписывать объяснительные заметки - схолии, в которых истолковывались неясные выражения. Алексий Аристин, Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон составили обширные экзегетические толкования на полный состав канонического корпуса. Из-за завоевания К-поля крестоносцами юридическая школа была переведена в Никею, а оттуда в Эфес; в столицу она вернулась лишь после освобождения. В XIV в. в Византии были составлены знаменитая Синтагма иером. Матфея Властаря и «Шестокнижие» фессалоникийского номофилакса Константина Арменопула. Падение К-поля (1453) положило конец визант. церковному правоведению, но на греч. Востоке продолжилась работа канонистов по составлению новых сводов К. п. (Номоканон Мануила Малаксы, 2-я пол. XVI в.; «Пидалион» (Кормчая) прп. Никодима Святогорца и иером. Агапия, кон. XVIII-haч. XIX в.; Афинская синтагма под редакцией К. Раллиса и М. Потлиса, 1852-1859). Из трудов греч. ученых нового времени заслуживают внимания «Руководство по церковному праву» Раллиса, монографии Г. С. Аливизатоса , исследования Г. Конидариса по устройству древней Церкви, канонические работы одного из крупнейших богословов XX в. Г. Папамихаила , труды церковного историка и канониста митр. Сардийского Максима (Христополуса) , митр. Пантелеимона (Родопулоса) , исследования совр. ученых Патриарха К-польского Варфоломея I , С. Трояноса , К. Пицакиса, В. Фидаса . На Руси К. п. изучалось исключительно с практической целью. Первые опыты его изучения восходят к рубежу XVIII и XIX вв. Лишь в кон. XVIII в. было введено преподавание церковного права в МДА. В инструкции, составленной митр. Платоном (Левшиным) , рекомендовалось читать и толковать Кормчую книгу, сопоставляя синодальное издание Никоновской редакции Славянской Кормчей с подлинным текстом канонов по изданию канониста англикан.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Список сокращений Авг. – август; авт. – автор; архим. – архимандрит; Б. г. – без указания года; воспр. – воспроизведение ; Вып. – выпуск; ГААОСО – Государственный архив административных органов Свердловской области; Гал. – Послание апостола Павла к Галатам; ГАПО – Государственный архив Пермской области; ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации; ГАСО – Государственный архив Свердловской области; Гл. – глава; ГОПАЛО – Государственный Общественно-политический архив Пермской области; Д. – дело; др. – другие; Ед. хр. – единица хранения; Еп. – епископ ; Еф. – Послание апостола Павла к Ефесянам; Иак. – Соборное послание апостола Иакова; игум. – игумен, игумения; иеродиак. – иеродиакон; иером. – иеромонах; изд. – издание; изд-во – издательство; им. – имени; Ис. – Книга пророка Исаии; кн. – книга; Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам; Кор. – Послание апостола Павла к Коринфянам; Л. – Ленинград ; Л. – лист (в описании архивного документа); Лк. – Евангелие от Луки (От Луки святое благовествование); м. – матушка; митр.митрополит; Мк. – Евангелие от Марка (От Марка святое благовествование); Мф. – Евангелие от Матфея (От Матфея святое благовествование); НКВД – Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (СССР); об. – оборот; ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление СССР; ок. – около; Оп. – опись; отд. – отделение; Пет. – Соборное послание апостола Петра; Полн. – полный; прав. – праведный; Прем. – Книга премудрости Соломона; Притч. – Книга притчей Соломоновых; прмц. – преподобномученица; протоиер. – протоиерей; прп. – преподобный; прпп. – преподобные; Пс. – Псалтирь ; Репр. – репринтное; Рим. – Послание апостола Павла к Римлянам; С. – страница; свт. – святитель; свящ. – священник; сент. – сентябрь; см. – смотри, смотрите; сост. – составитель; СПб. – Санкт-Петербург; ст. – статья; схиархим. – схиархимандрит; схиигум. – схиигумен, схиигумения ; схимон. – схимонах, схимонахиня ; сщмч. – священномученик; Т. – том; устар. – устаревшее; УФСБ – Управление Федеральной Службы безопасности; Ф. – фонд; Фес. – Послание апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам); Флп. – Послание апостола Павла к Филиппийцам; ЦДООСО – Центр документации общественных организаций Свердловской области; Цит. – цитируется; Ч. – часть. Читать далее Источник: Церковно-исторический кабинет Ново-Тихвинского женского монастыря. Ново-Тихвинский женский монастырь. Екатеринбург. Паломник. Москва. 2011 по Р.Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В февр. 1354 г. Матфей Кантакузин был коронован в храме Успения Богородицы во Влахернах (К-поль) И. К. и патриархом Филофеем Коккином. Переломным для экспансии Османов в Европу стал 1354 год, когда они захватили покинутый населением в результате землетрясения г. Галлиполи, заселили его и превратили в свой опорный пункт. В 1354 г. в плен к османам попал митр. Фессалоникийский свт. Григорий Палама, к-рый должен был посредничать на переговорах между И. К. и Иоанном V. Патриарх Филофей Коккин подробно сообщает, почему у И. К. не было денег на выкуп свт. Григория ( Θιλοθ ου Κοκκνου Αγιολογικ ργα/Εκδ. Δ. Μ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1985. Σ. 552). Отречение И. К. в 1354 г. помешало осуществлению этих планов; свт. Григорий Палама был выкуплен сербами в июле 1355 г. 22 нояб. 1354 г. Иоанн V с помощью генуэзского корсара Франческо Гаттилузи проник в К-поль с небольшим отрядом, что вызвало народное восстание против Кантакузинов. И. К. послал за помощью к своему сыну Матфею, туркам и Андронику Асану. Сам И. К. с отрядом наемников-каталонцев был блокирован во дворце. 24 нояб. состоялось новое соглашение между императорами о продолжении совместного правления, разделе доходов казны и назначении Матфея Кантакузина правителем Адрианополя и Родоп с неограниченной властью. 27 нояб. наемники-каталонцы сговорились покинуть И. К. Всеобщая ненависть населения, раздраженного непомерными налогами, сделала невозможным дальнейшее пребывание И. К. императором. 4 или 10 дек. 1354 г. И. К. отрекся от престола, принял постриг с именем Иоасаф и удалился в к-польский мон-рь Манганы. Иоанн V запретил И. К. отъезд в мон-рь Ватопед на Афоне, несмотря на значительные вклады в мон-ри Св. Горы, сделанные матерью И. К. и им самим. Патриарх Филофей Коккин бежал из столицы, и на Патриарший престол вернулся Каллист. Несмотря на уход И. К. от власти, Иоанн V нуждался в опыте и связях, которыми располагал его тесть, поэтому и после отречения политический вес И. К. был огромным. После отречения Матфей Кантакузин продолжил гражданскую войну при поддержке Орхана, но в 1356 г. попал в сербский плен и был выдан Иоанну V. Чтобы спасти жизнь сыну, И. К. посоветовал ему отречься от престола и принести клятву верности Иоанну V. В дек. 1357 г. отречением Матфея война Палеологов и Кантакузинов закончилась. Матфей был отослан в Мистру к своему младшему брату Мануилу, верному стороннику Иоанна V. Между братьями вскоре возник конфликт, улаживать который был вынужден И. К., отправившийся в Мистру в 1361 или в 1362 г.

http://pravenc.ru/text/471274.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010