Всего в 1925–30 гг. в Греции было около восьмисот приходов ИПХ, а на 1934 г. общая численность противостоящих приближалась к двумстам тысячам человек. Но до середины 30-х гг. у них не было ни одного своего старостильного епископа. И вот в 1935 г. три митрополита Элладской Церкви – Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский и Хризостом Закинфский – заявили о своём присоединении к Истинно Православной Церкви (ИПЦ). Объявив всех новостильников схизматиками, лишёнными благодати Св. Духа, они рукоположили ещё четырёх архиереев из числа иеромонахов-зилотов. Так старостильники обрели собственную, «параллельную» Элладской Церкви, иерархию. ЭПЦ, естественно, не признала совершённых тремя опальными митрополитами хиротоний и объявила их самих изверженными из сана. А вскоре все семеро старостильных иерархов были отправлены властями Греции в ссылку. Трое из них – митр. Хризостом Закинфский и два новорукоположенных епископа – через некоторое время принесли покаяние и вернулись в лоно ЭПЦ. Четыре оставшихся зилотских архиерея, быстро возвратившись из ссылок, создали священный синод Греческой Старостильной Церкви. В 1937 г. произошло первое крупное разделение в недрах греческой ИПЦ. Не сойдясь во мнениях по вопросу о благодатности (или безблагодатности) таинств новостильников, зилоты раскололись на две группировки: умеренную, возглавляемую митрополитами Германом Димитриадским и Хризостомом Флоринским, и радикальную, во главе которой встали рукоположенные ими в 1935 г. епископы Матфей Врисфенский и Герман Кикладский. Так возникли два основных течения внутри греческого «движения противостоящих»: флориниты (флоринцы – именуемые так по титулу своего идейного лидера – митр. Флоринского Хризостома) и матфеиты (матфеевцы – получившие своё название по имени «неистового» еп. Матфея). В 1943 г. происходят новые разделения: митр. Хризостом порывает общение с митр. Германом (после того как последний начал искать воссоединения с ЭПЦ), а епископ Матфей ссорится с епископом Германом (последний спустя семь лет, в 1950 г., присоединился к флоринцам). В 1945 г. вновь покинули Элладскую Церковь и присоединились к митр. Хризостому двое из рукоположенных им в 1935 г. «зилотских» епископов: Христофор Мегарский и Поликарп Диавлейский (чтобы спустя девять лет, в 1954 г., снова вернуться в ЭПЦ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Сведения по истории К. к. Сербской редакции в средневек. Болгарии весьма отрывочны, они ограничиваются известием о посылке списка памятника на Русь по просьбе митр. Кирилла и наличием сокращенного Мазуринского списка 3-й четв. XIV в. Не позднее посл. четв. XIV в. в Болгарии получает известность серб. перевод Синтагмы Матфея Властаря (старший список - РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2037). Однако из-за крайней отрывочности сведений даже самые скромные обобщения о бытовании этих сборников в болг. церковно-юридической практике XIV в. не представляются возможными. Об истории К. к. на румын. землях до сер. XVII в. сохранились лишь отрывочные сведения, не складывающиеся в целостную картину, датированные и локализованные рукописи отсутствуют. Несмотря на существующие в литературе мнения ( Троицки. 1952. С. 62, 10; Щапов. 1978. С. 263), в письме и оформлении списка Сербской Кормчей 1-й четв. XVI в. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 128) отсутствуют явные признаки создания кодекса в Валахии или Молдавии. Неясно происхождение (молдавское или же восточнославянское с сильно болгаризированной орфографией) списка К. к. Волынского извода Русской редакции кон. XV (?) - 1-й трети XVI в. (Румыния. Арад. б-ка епископии. 21), позднее снабженного маргиналиями на румын. язык кириллицей (о нем см.: Щапов. 1978. С. 212, 271). Можно полагать, что Церковь в обоих княжествах в качестве офиц. канонического сборника использовала преимущественно «Алфавитную синтагму» Матфея Властаря, в сер.- 2-й пол. XIV в. получившую распространение в Сербии и частично в Болгарии. В 1652 г. был издан перевод Сербской Кормчей на румын. язык (кириллическим шрифтом). После этого издания слав. К. к. в XVIII-XX вв. использовалась лишь русскими старообрядцами, проживавшими в Буковине и в Добрудже. К. к. Сербской редакции была отправлена на Русь из Болгарии по просьбе митр. Киевского св. Кирилла II в 1262 или 1270 г. В восточнослав. списках имеется послание болг. деспота Иакова Святослава (русского князя по происхождению), сообщающее о присылке К. к. на Русь, а также запись писца Иоанна Драгослава о работе над Кормчей (древнейший список с этими посланиями - НБУВ ИР. Ф. 301. 375). Наиболее ранний восточнослав. список Сербской редакции - Рязанская К. к. 1284 г. (РНБ. F.n.II. 1). В ней отсутствует запись Иоанна Драгослава и послание Иакова Святослава, но эти тексты были использованы для составления послесловия к Рязанской Кормчей; говорится о создании списка при митр. Киевском св. Максиме (1283-1305). Восточнослав. списки Сербской редакции отличаются количеством глав и новыми статьями рус. происхождения.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

2000 г. примерно 50 тыс. чел. в Г. относили себя к пастве РПЦ. Первые приходы К-польского Патриархата начали появляться после 1960 г., когда было подписано соглашение между Грецией и Г. о переезде греч. гастарбайтеров в ФРГ. Германская митрополия была образована в 1963 г., а в 1969 г. получила статус Экзархата Центр. Европы. Кафедра находится в Бонне. Правящий архиерей - митр. Германский, экзарх Центр. Европы Августин (Лабардакис; с 1980), викарии: еп. Аристийский Василий (Циопанас), еп. Арианзский Варфоломей (Кессидис), еп. Лефкийский Евмений (Тамиолакис). Верующих - 400 тыс. чел., общин - 166, из них 8 - румынских, 1 - немецкоязычная. 75 священников и 3 диакона. Также к юрисдикции К-польского Патриархата относятся 2 Экзархата, имеющие приходы в Г.: русский (представлен одной общиной в Штутгарте, глава - еп. Команский Гавриил (де Вильдер), кафедра в Париже) и украинский (глава - архиеп. Иоанн (Деревянка), кафедра в Бельгии). Митрополия Зап. и Центр. Европы Антиохийского Патриархата объединяет на территории Г. в основном правосл. арабоязычных выходцев из южнотур. г. Антакья, а также из др. стран Ближ. Востока. Правящий архиерей - митр. Западноевропейский Гавриил (Салиби; с 1980), кафедра находится в Париже. Функции викарного епископа в Г. исполняет еп. Филиппопольский Нифон (Сайкали), представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси. Верующих - 20 тыс. чел. В 2003 г. была образована Западноевропейская и Американская митрополия Грузинской Православной Церкви, правящим архиереем был назначен митр. Авраам (Гармелия). В Г. представлена 2 общинами, 1 священником. Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви, основанная в 1990 г., объединяет правосл. сербов в Г., Австрии и Швейцарии. Кафедра находится в Химмельстюре (г. Хильдесхайм). Правящий архиерей - еп. Среднеевропейский Константин (Джокич; с 1991). Верующих - 250 тыс. чел., 1 мон-рь, 41 община, 46 клириков. Румынская православная митрополия Г. и Центр. Европы объединяет правосл. румын в Г., Австрии, Люксембурге, Дании и Швеции и входит в состав Румынской Православной Церкви. Правящий архиерей - митр. Серафим (Жоантэ; с 1994), викарий - еп. Брашовский Софиан (Пэтрунжел). Кафедра находится в Нюрнберге, где действует мон-рь св. мучеников Константина Брынковяну и 4 его сыновей, Константина, Стефана, Раду и Матфея, настоятель - иером. Арсений (Дрэган). Общее количество приходов - 36, верующих - 300 тыс. чел., 40 клириков.

http://pravenc.ru/text/164803.html

При Петре I получение помощи было официально упорядочено. В 1735 г. указом императрицы Анны Иоанновны были установлены «палестинские штаты» - фонд, из к-рого раз в 5 лет Вост. Патриархам и мон-рям выплачивалось по 500 р. Однако в силу внешнеполитических причин (русско-тур. войн) эти суммы поступали нерегулярно. По воле Патриарха Герасима его преемником стал в 1710 г. митр. Ливийский Самуил Капасулис , но К-польский Патриарх Киприан выдвинул на Александрийский престол митр. Клавдиупольского Косму II , к-рый, совершив в Патриаршем соборе собственную интронизацию, в течение неск. лет оспаривал у Самуила Патриарший престол. Чтобы поправить финансовое положение АПЦ, Патриарх Самуил вынужден был обращаться за помощью к англ. королеве Анне Стюарт (1702-1714) и папе Клименту XI ; последний будто бы утвердил его Патриархом после того, как тот в присутствии францисканцев подписал лат. вероисповедание. В 1713 г. вторично занявший К-польский престол Киприан оправдал Самуила от возводимых на него обвинений и в янв. 1714 г. писал Хрисанфу Иерусалимскому, что невиновность возвращенного на Александрийский престол Патриарха доказана и объявлена с амвона. По смерти Самуила, одним из последних дел к-рого было признание учреждения в России Святейшего Правительствующего Синода (1723), на Александрийский престол вернулся находившийся на покое Косма II (1723-1736). После него Патриархом был избран Косма III (1737-1746), бывш. митр. Писидийский, имевший прекрасного помощника в лице архим. Матфея Псалта, избранного в его преемники по Александрийской кафедре (1746-1766), несмотря на несогласие Патриарха Паисия II К-польского . Для погашения долга тур. властям Патриархия нуждалась в средствах, к-рые поступали из Молдавии, Венеции и России. Из тех же источников брались деньги на ремонт Патриарших резиденций в Александрии и Каире, храмов и Патриаршей б-ки. Пропаганда католиков, выступавших против употребления за литургией квасного хлеба, побудила Патриарха Матфея организовать диспут по этому вопросу, в к-ром позицию православных защищал Евстратий Аргентис , составивший также «Синтагму против опресноков» (1760). С целью предотвратить попытку укоренения в Египте унии он вел переговоры в 1751 г. с рус. послом в К-поле А. Обрезковым, к-рому писал также и по эфиоп. вопросу: негус Иясу II и его мать Марта обратились к правосл. Александрийскому Патриарху с просьбой прислать в Эфиопию грамотного священника-богослова, а также деяния 7 Всел. Соборов. Матфей послал в Эфиопию миссию во главе с иером. Стефаном, к-рый построил там школу, планировал соорудить правосл. храм, и просил содействия рус. правительства в деле установления Православия в Абиссинии (Святейший Синод РПЦ, рассмотрев этот вопрос лишь через 17 лет, направил его в архив).

http://pravenc.ru/text/82070.html

Похвального слова вмч. Георгию 23 апр. как понедельника Светлой седмицы («Вчера убо, любимици, светлый Воскресения праздновахом праздник») датировал произведение 1397 г. и относил к к-польскому периоду. Грамота К-польского патриарха Матфея I 1401 г. именует Г. иеромонахом и келейным иноком патриарха. Летом 1401 г. вместе с Михаилом Архонтом Г. был послан патриархом Матфеем с дипломатической миссией в Сучаву ко двору молдав. господаря Александра Доброго для завершения переговоров по спорным вопросам между К-польским Патриархатом и Молдавским митр. Иосифом. По окончании переговоров Г. по приглашению Александра Доброго остался в Сучаве, где получил должность пресвитера и офиц. проповедника «великой молдовлахийской церкви» (т. е. столичного соборного храма). Вопрос о времени и продолжительности пребывания Г. в Молдавии (1401-1402 или 1401-1406) находится в прямой зависимости от датировки серб. периода его жизни (см. выше). В Сучаве Г. создал ряд торжественных и учительных слов, написал пространное и проложное («афлисис») Жития мч. Иоанна Нового и службу ему, мощи к-рого были перенесены в 1402 г. из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) в Сучаву, заложив тем самым основу для церковного почитания мученика как молдав. национального святого. В 1406 г. митр. Киприан вызвал Г. в Москву. В пути через Новогрудок и Вильно Г. узнал о смерти митрополита (16 сент. 1406) и на какое-то время задержался в Великом княжестве Литовском, где познакомился с вел. кн. Витовтом . После пребывания в Литве Г. нек-рое время жил в К-поле и был игуменом Плинарийского мон-ря Пресв. Богородицы (о местонахождении обители см.: Thomson. 1998. Р. 52-54). Из заголовка Слова надгробного митр. Киприану, написанного Г. в этом мон-ре к 1409 г., известно об этом эпизоде биографии автора (название мон-ря указано в единственном списке Слова ошибочно: «Плинаирского»). Текст датируется на основании упоминания в нем о 30 годах, прошедших после посещения митр. Киприаном Тырнова (1379), и о 2-3 годах после его кончины.

http://pravenc.ru/text/166685.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наружный серебряный оклад был изготовлен в 1844 г. на средства с.-петербургского купца Старчикова (Там же. Л. 25 об.- 26). Рядом с ракой прп. Мартирия находилось погребение митр. Корнилия. В 1912 г. была установлена новая мраморная гробница. У гробницы в деревянном футляре хранились мантия «светлокофейного цвета, богатой материи», клобук с жемчужным крестом и четки. На футляре имелась надпись: «Лета 7185 (1677) августа 6 дня переведен из Казани в Новгород Корнилий митрополит, а взят с Казань из Зеленецкой пустыни, а прежде того времени был на Тихвине архимандрит. И оставил митрополию, сошел с престола в Зеленецкую пустыню построения своего 7203 (1695) марта в 3 день, в 4 неделю Великого поста. На престоле был 20 лет 7 месяцев. Преставился 7206 (1698) года марта в 5 день на память св. мученика Конона Градаря, на сырной неделе в пяток, в 8 часов нощи и погребен в той же Зеленецкой пустыни Иовом, митрополитом Великого Новграда и Великих Лук, в субботу 3 поста марта в 26-й день, и после отшествия ко Господу в будущий век, положено на сохранение в предыдущие лета его архиерейства: мантия со источники, клобук и лестовка вязаная черная в сем ковчеге…» (Зеленецкий Троицкий мон-рь. 1883. С. 473-474). В З. м. хранились и др. вещи митр. Корнилия: епитрахиль «лазоревого бархата, затканная золотом и обложенная зеленою камкою; она по древнему обычаю составлена из ораря, сложенного пополам и состегнутого одиннадцатью пуговицами» (Там же. С. 474); костяной и деревянный посохи (3-й из сохранившихся в обители посохов, по преданию, принадлежал прп. Мартирию); наперсный крест с надписью: «Лета 7203 (1595), месяца октября, сей крест сребряной позлащен с мощами святых построил Великий Господин Преосвященный Корнилий митрополит Великого Новаграда и Великих Лук в Троицко-Зеленецкий монастырь своею келейною казною; весу в нем 178 золотников». В крест были вложены частицы мощей ап. Матфея, сщмч. Дионисия Ареопагита, свт. Григория Богослова, прав. Лазаря, мч. Феодора Тирона, священноисп. Михаила Синадского, вмц. Анастасии, мч. Иакова Персиянина, мц. Татианы, мч. Евстафия, прп. Евфимия Суздальского. Личными вещами митр. Корнилия считались складни в сребропозлащенных окладах «мерою в 5 вершков» Деисуса, арх. Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, преподобных Кирилла Белозерского, Антония Римлянина, Варлаама Хутынского и Александра Свирского, а также священноисп. Василия Анкирского и мц. Параскевы, к-рые, согласно монастырскому преданию, были небесными покровителями родителей митр. Корнилия. Ко времени, когда мон-рем управлял святитель, относили сооружение древних царских врат.

http://pravenc.ru/text/199709.html

30. Собор 12-ти апостолов: Петра, Андрея, Иакова, сына Заведеева, Иоанна, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, Симона (Зилота) и Матфея; п. Петра, царев. ордынского, Тихона, Василия и Никона, Антония леохан., благ. кн. Андрея боголюбского. Июль 1.      Свв. чудотв. бессребренников Космы и Дамиана; п. Петра; м. Нотита; преп. Антония римл., Ангелины сербск. 2.      Положение, честныя ризы Пр. Богородицы во Влахерне (471 г.); п. Иувеналия, патр. иерусалимского; преставление Фотия, митр. киевск. (1431 г.); празднование ик. Б. М. Ахтырской. Митр. Фотий († 1431 г.) был строгим ревнителем церковных правил и устранил многие беспорядки в церковной жизни. В 1419 г. на вопрос псковичей об аллилуи он в своем послании писал: «А что ми пишете об алилуи и на словах сицо глаголи: слава Отцу и Сыну и Св. Духу и ныне и присно в веки веком аминь, аллилуа, аллилуа, аллилуа, слава Тобе Боже. аллилуа, аллилуа, аллилуа, слава Тобе Боже, аллилуа, аллилуа, аллилуа, слава Тобе Боже» (Вып. Озер., 2, 170–171). Эти слова показывают, что при митр. Фотии в Москве и Греции на псалмопении троили аллилуиа, так как Фотий был родом грек, рукоположен в Константинополе и потому хорошо знал обычай греческой церкви; а так как был московским митрополитом, то против обычаев своей митрополии писать не мог. В патриаршей ризнице хранится саккос м. Фотия, принесенный им из Греции в 1408 г.; на этом саккосе вышит полный греческий текст символа веры и в нем в 7 чл. читается: ουκ σται τλος (т. е. не будет конца), в 8-м: κα ες το Πνεμα το γιον, το κυрιον, το ξωοποιν, т. е. и в Духа Святого Господа животворящего (без истинного), а в других членах нет тех разностей, которые находятся в чтении старообрядцев. Пер. мощ. Филиппа, митр. моск.; муч. Иакинфа, Мокия, Марка, Диомида, Евлампия, Асклипиодота и Голиндухи; св. Анатолия, патр. цареградского; п. Александра и Анатолия печерск., преставление благоверн. кн. Василия и Константина Всеволодовичей яросл.; Никодима кожеез., Иоанна и Лонгина яренгск., блаж. Иоанна; свт. Арсения твсрск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Старообрядческие воззрения на сакральный текст (то, что С. Матхаузерова характеризовала как субстанциональную теорию текста) митр. Димитрий опровергает с помощью ряда остроумных примеров. Так, для опровержения старообрядческого мнения о существующей в истинных сакральных текстах связи словесной формы с «горним» содержанием (что и позволяет «спастись по книгам»), митр. Димитрий приводит ряд казусов, допущенных в «старых книгах»: изменение в рукописных службах Божией Матери эпитета Богородицы с электр-«блещание злата» на алектор-петух или написании в житии прп. Паисия из макарьевских Четий-Миней «скверными мыслями» вместо «сокровенными». Из этого делается вывод: если бы форма была в этих текстах связана с содержанием, то существование подобных кощунственных описок десакрализовало бы содержащие их тексты и воспрепятствовало бы спасению. Однако древние русские святые читали подобные книги и спасались, поскольку спасение зависит не от «речений книжных», но от веры и дел 697 . Достаточно остроумно митр. Димитрий доказывает и ложность мысль старообрядцев о существовании единственно верной текстуальной формы передачи «Божественного глагола», обращаясь непосредственно к тексту Библии. Он указывает на несогласия между четырьмя евангелистами в описании новозаветных событий (число бесноватых у Гадарина, ангелов у отверстого гроба после Вокресения и т.д.). Но главное – евангелисты разнятся между собой при изложении слов Спасителя, передавая одну и ту же мысль в различных словесных формулировках. Так, молитва «Отче наш» у ап. Матфея и ап. Луки изложена по-разному. Владыка Димитрий заключает, что при множестве подобных различий, вера у евангелистов одна и та же. Отсюда делается вывод, что и изменения в новых книгах не изменяют веру 698 . Это, пожалуй, наиболее яркое изложение конвенционального отношения Ростовского владыки к тексту, восприятия его как знака, не имеющему связи с сущностью обозначаемого. Однако в наибольшей степени различие богословских подходов митр. Димитрия и старообрядцев раскрывается при обсуждении вопроса об имени Иисуса. Как уже говорилось выше, в христианском богословии вопрос о соотношении знака и означаемого был впервые серьёзно поставлен именно в связи с именами Божиими в контексте евномианских споров. Христианская семиотика всегда была тесно связана с богословием имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На самом деле и государства погибают, и народы исчезают, а мир существует. Поскольку мы живем в мире, который, по сути, ограничен нашим сознанием (в частности, национальным ), то нам кажется, что при исчезновении опоры в виде сильного государства всё должно погибнуть. А никто не знает, когда это произойдет. Евреи с 70 года нашей эры — по крайней мере, с начала II века точно — не имели своего государства. Государство Израиль вновь образовалось лишь в 1948 году. Значит, у них почти тысячу девятьсот лет не было своей территории. Народ же, тем не менее, существовал — хотя и кочевал из страны в страну и испытывал различные беды, но существовал. В свое время и апостолам казалось, что мир должен погибнуть вместе с разрушением Иерусалима, поэтому Спаситель им и сказал, что одно дело — гибель Иерусалима, и другое — кончина мира. 20 декабря 2004 года То есть своего особенно близкого друга. Имеются в виду книги некой Мэри Стюарт Рэлф «Когда ваши деньги теряют смысл» («When your money fails») и «Новая финансовая система» («New Financial System»). Подробнее об этом см.: Мелетий, митр. Никопольский. Печать антихриста в Православном Предании. М., 2001. С. 6–10. В ветхозаветный период ночь делилась на три стражи, а в римский — на четыре. Их либо нумеровали, либо называли вечерней, полночной, рассветной и утренней (См.: Большой библейский словарь/под ред. У. Элуэлла, Ф. Камфорта. СПб., 2005. С. 1207). См.: О цели христианской жизни: беседа преподобного Серафима Саровского с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым//С. Нилус. Великое в малом: записки православного. Репр. воспр. изд. 1911 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 183–184. См. толкование этой притчи: Феофилакт Болгарский, блж. Евангелие от Матфея//Благовестник, или толкование на Святое Евангелие: в 2 т. Т. 1. Ч. 1. С. 223–224; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея//Священное Писание в толкованиях святителя: в 9 т. Т. 4. Кн. 2. Бес. 78. С. 466–467; Толкование Евангелия от Матфея, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским, XII века ученым монахом Евфимием Зигабеном. Гл. 25//Толкование на Евангелия. СПб., 2000. С. 305–307.

http://pravmir.ru/kak-gotovitsya-k-konch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010