Святитель Иоанн Златоуст, объясняя сии слова, под жезлом разумеет власть, наказывающую законопреступников и своим правым судом исправляющую развращенных людей. Ибо Христос, как Царь над Сионом, т.е. над Своею Церковью, имеет жезл железный, по словам Псалмопевца: Упасеши я жезлом железным (Пс. 2, 9). Железным он называется по причине своей твердости и невозможности сломаться или разбиться. И еще, в другом месте сей жезл называется жезл правости (Пс. 44,7). Это означает власть правосудную, справедливо наказывающую непослушных людей. Христос вручил сей жезл Своим апостолам и их преемникам для того, чтобы они во имя Его управляли Церковью и смиряли непокорных. Таким образом, учители Церкви разрешают некое мнимое противоречие, содержащееся в Евангелии. У евангелиста Матфея сказано: Не стяжите злата, ни сребра; ни сапог, ни жезла (Мф. 10, 9-10). Напротив, у евангелиста Марка написано: И заповедал им (Христос апостолам) ничего не брать в дорогу, кроме одного жезла (Мк. 6, 8). Но как же согласовать это мнимое противоречие евангелистов? Видимое разногласие само собой уничтожится следующим путем: евангелист Матфей говорит о жезле вещественном, а Марк - о жезле духовном, т.е. о власти апостольской, ради которой люди должны давать апостолам потребное для жизни. Как царю ради царского жезла (т.е. власти) даются дани, так и апостолам и всем их преемникам дается все необходимое для жизни ради их жезла церковного, или ради духовной их власти. Поскольку начальники Церкви имеют жезл, т.е. власть, данную им от Христа для управления Церковью Его, то из сего следует, что они имеют и власть устанавливать законы и жезлом своим смирять непокорных людей. И если они имеют власть законоположения, то кто дерзнет лишить их этой власти, когда речь идет об установлении святых постов в особое время, которое духовные власти найдут благопотребным по своему внимательному рассмотрению и благоизволению? Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. II, 2). Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса (1 Фее. 4, 2). Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого (1 Фее. 4, 8). Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его (2 Фее. 3, 14). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (Евр. 13,17). Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Но особая польза от святого поста усматривается в том отношении, что он, пост, вменяется нам в заслугу и чрез него испрашиваются и ниспосылаются нам от Бога блага как временные, так и вечные. Эту истину можно ясно видеть из следующих слов Христовых: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лии,е твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17-18). Чем же воздаст? Не иным чем, как только наградою. В сказанных словах Христос противополагает истинный пост посту лицемерному, фарисейскому: Ибо фарисеи во время поста принима " ют на себя мрачные лица, домогаясь, чтобы люди прославляли их. Посему-то Господь и говорит о них: Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6,16), то есть похвалу от людей. Пост истинный, нелицемерный, ожидает не сей награды, не славы человеческой, но надеется получить небесную награду, чтобы исполнились слова Христовы: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Итак, если Христос обещает человеку за пост вознаграждение, то постящиеся могут постом заслужить и испросить себе от Бога блага как временные, так и вечные. 5. Похвала святому посту, приносимая отцами и учителями Церкви Для душевной пользы и вместе с тем для назидания и утешения духовного, небесполезно нам обратить внимание на Беседу 57 вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста, который в толковании на Евангелие от Матфея так распростирает златое свое слово: " Смотри, какие блага происходят от сих двух добродетелей: ибо тот, кто молится как должно, и притом постится, немногого требует, а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив, а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с добрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Посему-то апостолы всегда почти постились. Кто пост соединяет с молитвою, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Ибо таковый не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает в молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли, потому-то таковый особенно является врагом и ратоборцем демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощая чрево и отвергая утехи.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня и кто любит сна или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня. И кто не берет креста своего (не готов идти на страдания и смерть за имя Мое), тот недостоин Меня. Потерявший душу свою (в этой временной жизни чрез самоотвержение) ради Меня сбережет ее для жизни вечной. Принимающий вас принимает Меня, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Принимающий пророка во имя пророка получит награду пророка, и принимающий праведника во имя праведника получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих (верующих в Меня) только чашею холодной воды (ради Меня), истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Апостолы исполнили повеления Учителя Своего: они отправились в путь, проходили по селениям с проповедью о покаянии и наступлении Царства Мессии и вместе с тем изгоняли бесов, исцеляли больных и, согласно словам Христовым, всюду находили приют и пищу. Толкование св. Исидора Пелусиота (Мф.10:5). Что значит сказанное апостолам: «на путь язык не идите»? Не идти на «путь язык» значит не сходиться с ними в образе мыслей, равно как и во град Самарянский не входить значит не то, чтобы удаляться от сожительства с ними, но чтобы не приобщаться к их злочестию и лукавству. О бескорыстном и верном раздаянии благодатных даров ( Мф.10:7–8 ) Свт. Филарет, митр. Московский. Чтения в Обществе духовного просвещения, кн. 12. В день рождения императрицы А. 1 июля 1828 «Ходяще проповедуйте, глаголюще, яко приближися Царствие Небесное: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите» ( Мф.10:7–8 ). В основание святого бескорыстия облагодетельствованных человеков Господь полагает чистейшее бескорыстие Божие в раздаянии благодати. «Туне приясте, туне дадите». Как получили вы благодать апостольства и дар чудотворения? Приобрели ли вашими подвигами? Заслужили ли вашими добродетелями? Нет! Подвиги земнородных, земными силами совершаемые, не могут достигнуть до неба; добродетели сынов Адамовых никогда не могут покрыть грехов их, кольми паче заслужить награду Божественную. Благодать Божия, как и все Божие, столь бесценна, что высочайшие и совершеннейшие твари не имеют ничего достойного, что бы воздать за малейшие из даров ее. Потому и нарицается она благодатию, что дается единственно по благости Божией. Если вы так ее получили, то так и употребляйте. Воздайте ее Раздаятелю хотя тем одним, чтобы преподавать оную другим верно, по ее намерению. Не назначайте на земле цены тому, что на небесах цены не имеет. Не повредите чистейшего дара нечистотою вашего своекорыстия. «Туне приясте, туне дадите». Мысли Филарета, митрополита Киевского (Мф.10:9–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Представься оно, и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха ко греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный. Иисус Христос похваляет слушающих и соблюдающих слово Божие (Лк.11:27–28, 8:19–21; Мк.3:31–35; Мф.12:46, 13:1) «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»! ( Лк.1127–28 ). Между тем Матерь Божия, которую всенародно ублажала женщина, и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. Не могши подойти к Нему по причине множества народа, они послали к Нему, звать Его. Тогда кто-то сказал Ему: «Мать и братья и сестры Твои на дворе спрашивают Тебя, хотят видеть и говорить с Тобою». Но Он в ответ на это сказал: «Кто мать Моя и кто братья Мои?» – И, обозрев сидящих около Себя, указал рукою на Своих учеников и прибавил: «Вот мать Моя и братья Мои! Вообще, кто будет слушать слово Божие и сотворит волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и мать». Вышел же в тот день из дома, Он пошел к морю ( Мф.12:46–50 ; Мк.3:31–35 ; Лк.8:19–21 ). Мать и братья Иисусовы Свт. Филарет, митр. Московский. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы «Седяше, повествует евангелист Марк, народ окрест Его (Иисуса). «Реша же Ему: се Мати Твоя и братия Твоя и сестры Твоя вне ишут Тебе. И отвеща им, глаглоя: кто есть мати Моя или братия Моя?» Что не хощет Он знать братий Своих, то понять нетрудно. В то время они были достойны такого отчуждения, потому что, как замечает евангелист Иоанн, «ни братия Его вероваху в Него» ( Ин.7:5 ). Но и кроме вины неверования их, справедливо сие потому, что это были мнимые только братья Иисуса, ибо это было родство Иосифа, мнимого отца Иисусова. Таким образом, отрекаясь от братий, по рождению плотскому так называемых, Господь не отрицает истины земной, а утверждает небесную истину Своего Божественного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

7:14). Если бы родила не Дева, а молодая женщина, то в этом и чудесного знамения не было бы. И НАРЕКУТ ИМЯ ЕМУ ЕММАНУИЛ. К этому слову пророка Небесный вестник присоединяет и истолкование его: ЧТО ЗНАЧИТ: С НАМИ БОГ. Как бы так сказал: «Ты, Иосиф, наречешь Ему имя Иисус, а Его дела, Его Божественное учение и чудеса сделают то, что все люди, все народы, все в Него уверовавшие нарекут Его Еммануил, т.е. будут говорить о Нем: с нами Бог, ибо, хотя Бог и всегда был и пребывает с человеками, но еще никогда Он не был с ними так видимо — близко». С нами Бог во Иисусе, по самому воплощению: поелику в Нем естество Божеское и наше, человеческое, соединены нераздельно и неслиянно, и потому Он не стыдится, как говорит апостол, называть их братиями (Евр. 2:11). С нами Бог во Иисусе, по искуплению: поелику без Иисуса с нами был грех, с нами был диавол, ибо кто делает грех, тот от диавола (1 Ин. 3:8), но Иисус пришел и избавил нас от греха и диавола. С нами Бог во Иисусе, по дару Святаго Духа: поелику Сын Божий умолил Отца, да пребудет с нами вовек, Дух истины (Ин. 14:16). С нами Бог через Иисуса: поелику верою вселяется Христос в сердца наши (Еф. 3:17). С нами Бог через Иисуса, если мы совершенно предаем себя Ему: поелику тогда живем уже не мы, но живет в нас Христос (Гал. 2:20) и Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). О имени Господа нашего Иисуса Христа с нами Бог всегда и во всем; только мы да не престанем быть с Богом через памятование о Нем, через молитву к Нему, через веру и любовь, являемые в добрых делах, которые приближают нас к Богу (митр. Филарет Московский).     Так в сонном видении смиренному старцу Иосифу открыта была непостижимая умом тайна безсеменного зачатия Сына Божия от Девы Марии. Ему открыта мысль, которой он никогда не имел в уме своем; открыта через Ангела, с такой ясностью и силой, что в нем не осталось никакого сомнения о достоверности виденного. Притом этим сновидением указывался еще один признак, которым можно было проверить его истину, по крайней мере, впоследствии: сказано было, что Мария носит в утробе своей Сына — этого не мог сказать с достоверностью простой сон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тебе знакомо это пророчество, вспомни же его и поверь Самому Богу, что Мария зачала от Духа Святого и остаётся Девою.” – “Иосиф, – замечает св. Златоуст, – не успокоился бы мыслями, если Ангел не напомнил ему пророчество Исаии или, лучше, Самого Бога. Поэтому и говорит: Речённое Господом через Пророка, – а не просто: ‘речённое Пророком’.” Пророк Исаия указал признак истинного Мессии, Его чудесное рождение от Девы: Сам Господь даст вам знамение (чудо): се, Дева во чреве приимет и родит Сына (7:14). Если бы родила не Дева, а молодая женщина, то в этом и чудесного знамения бы не было. И нарекут Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог. Присоединяя это истолкование, Небесный вестник как бы сказал: ты, Иосиф, наречешь Ему имя Иисус, а Его дела, Его Божественное учение и чудеса сделают то, что все люди, все народы, уверовавшие в Него, нарекут Его Еммануил, то есть будут говорить о Нём: “С нами Бог!” Ибо, хотя Бог и всегда пребывает с человеками, но ещё никогда Он не был с ними так видимо, так близко ( Ин. 1:14 ). “С нами Бог во Иисусе по самому воплощению: поскольку в Нём естество Божеское и наше человеческое соединены нераздельно и неслиянно, и потому Он не стыдится, – как говорит Апостол, – называть их братьями ( Евр. 2:11 ). С нами Бог во Иисусе по искуплению: поскольку без Иисуса с нами был диавол, ибо кто делает грех , тот от диавола ( 1Иоан. 3:8 ). Но Иисус, пришедши, избавил нас от диавола. С нами Бог во Иисусе по дару Святого Духа: поскольку Сын Божий умолил Отца, да пребудет с нами вовеки Дух истины ( Иоан. 14:16 ). С нами Бог через Иисуса, поскольку вселяется Христос в сердца наши ( Еф. 3:17 ). С нами Бог через Иисуса, если мы совершенно предаём себя Ему: поскольку тогда живём уже не мы, но живет в нас Христос ( Гал. 2:20 ), и Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению ( Филип. 2:13 ). От имени Господа нашего Иисуса Христа с нами Бог всегда и во всём. Только мы да не перестанем быть с Богом через памятование о Нём, через молитву к Нему, через веру и любовь, являемые в добрых делах, которые приближают нас к Богу” (Митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1947 Согласно церковной экзегезе, библейский текст, будучи богодухновенным, способен сам прояснять верующему свой собственный смысл. См., например, книгу, использовавшуюся, как упоминалось выше, в первой половине XIX в. в качестве учебного пособия по герменевтике в МДА: Амвросий (Подобедов) , митр. Краткое руководство. С. 1–6. 1948 Школа «библейской критики» возникла в Тюбингене в конце XVIII в. Зародившись в рамках супранатурализма (Г. Х. Шторр), она в то же время сделала Библию объектом рассудочного изучения (в частности, Шторр пришел к мысли о первичности Евангелия от Марка, а не Матфея, как считала традиция). В XIX в. формируется новая Тюбингенская школа (Ф. К. Баур), исходившая из наличия в Библии следов исчезнувших или замаскированных традицией культурных и социальных вариаций, проясняющих природу возникновения ее текста. Подход библейской критики не признавался русской герменевтической традицией того времени: «Что сии книги не повреждены и от всеобщей порчи в важных наипаче вещах предохранены и дошли до нас так, как с начала Духом Святым были преподаны и богодухновенными мужами написаны, и что ни от злобы иудеев, ни от нерадения книжников, ни от дерзости переписчиков какого-либо повреждения не претерпели, то довольно видно…» ( Амвросий (Подобедов) , митр. Краткое руководство. С. 6 ) . 1949 Речь идет о необходимости к обращению к еврейскому тексту (ТаНаХу) и к греческому тексту Нового Завета, что было введено за экзегетическое правило немецким протестантизмом и не признавалось таковым русским православием (см. след. примеч.). Понятие «оригинал Библии» достаточно проблематично, и является во многом экспликацией современного понятия «каноничный текст», отсутствовавшего 2500 лет назад. В христианском мире характер наиболее авторитетного текста выполняла не масоретская редакция, положенная в основу иудейского библейского канона (корректировалась до II в. н. э.), а созданный в среде евреев Александрии перевод – Септуагинта (III–II в. до н. э., однако корректировался и гораздо позднее). Септуагинта опирается на еврейский оригинал, отличавшийся от положенного в основу масоретами. Однако даже неся в себе следы библейской «архаики», Септуагинта является переводом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В письме (ок. 1739-1740) патриарха К-польского Неофита VI также содержатся любопытные сведения о присуждении Н. К. титула «наместника Кесарии Каппадокийской» (locotenenta Cezareei Capadociei) ( Hurmuzaki. 1917. Vol. 14. Р. 1090). В этот ранг, самый высокий в иерархии К-польской Патриархии после патриаршего, Н. К. был возведен неофициальным путем и лишь благодаря вмешательству Константина Маврокордата, оказавшего патриарху Неофиту VI значительную финансовую помощь. Законно этот титул за митрополитом Унгро-Влахийским был закреплен во время господарства в Валахии Александру Ипсиланти (1774-1782): 10 окт. 1776 г. грамоту о назначении митр. Унгро-Влахийского Григория II подписал К-польский патриарх Софроний II (Condica Sfânt. 1886. Р. 183-187). Несмотря на то что статус наместника Кесарии Каппадокийской у Н. К. был временным и неофициальным, это не помешало патриарху К-польскому Паисию II отправить Н. К. после утверждения в К-поле его кандидатуры акт (экдосис) от 18 авг. 1746 г. на назначение и интронизацию на Александрийский патриарший престол митр. Ливийского Матфея Псалта , духовника Константина Маврокордата (Ibid. P. 137-143). Это означало, что патриарх не намеревался приезжать в Бухарест, а уполномочил Н. К. как лицо, занимавшее в системе К-польской Церкви 2-й после патриарха пост (т. е. наместника Кесарии Каппадокийской), поставить Александрийского патриарха. В дневнике Н. К. также содержатся сведения об этом событии: митрополит писал, что он находился в своей 1-й пастырской поездке по Валахии, когда от господаря пришел приказ прибыть в Бухарест. В результате Н. К. покинул Тырговиште и 1 сент. прибыл в валашскую столицу ( Neofit Cretanul. Jurnal de cltorie. 2013. Р. 135). В переписке с К-польской Патриархией за 1741 г. Н. К. коснулся ряда вопросов канонического права. Так, он спрашивал, при каких условиях можно разрешать протестантам и католикам переходить в Православие, и получил ответ, что в таких случаях достаточно совершения миропомазания. Также в качестве экзарха (plaiurilor), т. е. представителя К-польской Патриархии на территориях Трансильвании, непосредственно примыкающих к границам Валахии, Н. К. ходатайствовал о проведении канонических консультаций относительно возвращения в Православие многих клириков, рукоположенных и хиротонисанных в Трансильвании «владыкой Ардяла, господином Иннокентием (Мику-Кляйном.- Авт.), к-рый совершил унию с папистами» - т. е. принявших унию. По мнению Синода, диаконов и священников из трансильванских румын, к-рые были рукоположены «латинянами» (т. е. католиками, а не лютеранами или кальвинистами, чье духовенство не было признано К-польской Патриархией), можно было бы принять обратно в лоно Православия через принесение ими письменного покаяния. Известно, что при Н. К. произошло 9 таких случаев ( Erbiceanu. 1891. P. 593-598).

http://pravenc.ru/text/2565014.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010