Не удалось извлечь искомое из базы (((

По тематическому принципу была составлена и Кормчая Вассиана (Патрикеева) 1-й трети XVI в. Корогодина выделила 8 списков этой К. к., которые отличаются между собой по составу (наиболее полный и поздний - в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника). Правила расположены в ней в соответствии с Указателем 14 титулов, хотя и с рядом отступлений. Кроме того, Вассиан внес в К. к. свой трактат «Собрание некоего старца», в к-ром обличал современную ему монашескую жизнь. Согласно Указателю 14 титулов расположены и правила в К. к. Нифонта (Кормилицына) , игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря (РГБ. Егор. 156, 30-е гг. XVI в.), не одобренные митрополитами Даниилом и Макарием . Наиболее новаторской явилась работа митр. Даниила по составлению Сводной Кормчей, которая была использована в суде над прп. Максимом Греком 1531 г. (РГБ. Унд. 27, 30-е гг. XVI в.). В этой работе правила были собраны в разных редакциях и к ним были добавлены выписки из разных источников: имп. постановлений, житий святых, поучений. Составитель во многом руководствовался «Пандектами» Никона Черногорца. Главы из рус. редакций К. к. широко использовались в постановлении Стоглавого Собора 1551 г. (см. «Стоглав» ) и церковного Собора 1620 г. В XVI в. появились и другие типы К. к., построенные по принципу объединения разных редакций: Никифоровская (РГБ. Муз. 6379), Погодинская, Толстовская. К объединенному типу относится К. к., также созданная митр. Даниилом, в которой к Сербской редакции были добавлены тексты из Русской редакции, статьи из Студийского устава и «Алфавитной синтагмы» Матфея Властаря или собрания Иоанна Зонары при требниках (известно 5 списков, относящихся ко 2-й пол. XVI в.). Объединение Новгородско-Софийской и Чудовской редакций было сделано в Годуновской редакции (известны 2 списка, один был вложен Годуновым в Московский Успенский собор). На основании Даниловской редакции была сделана не позднее 1-й четв. XVII в. Кирилло-Белозерская редакция, представляющая собой сокращенный свод правил, пополненный статьями на актуальные темы, в т. ч. из «Стоглава». В XVII в. в сборниках К. к. может объединяться и с «Алфавитной синтагмой» Матфея Властаря, Псевдо-Зонарой и Номоканоном (РГБ. Рум. 238). В 1604 г. в Люблине свящ. Василий пополнил К. к. Русской редакции по парижскому изданию Номоканона 1531 г.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Даниил (Нусиро), митр. Токийский и всея Японии. Фотография. Кон. XX в. (Нусиро (Нуширо); род. 5.09.1938, г. Тоёхаси, префектура Айти, Япония), митр. Токийский и всей Японии, Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви (ЯАПЦ). В 1956 г. принял крещение с именем Иуда в честь св. ап. Иуды, брата Господня по плоти. В 1962 г. окончил ун-т Айти (фак-т франц. лит-ры). В 1965 г. закончил Токийскую ДС, в 1968 г.- Свято-Владимирскую ДС в Нью-Йорке. В 1968-1969 гг. подготовил магист. дис. «Жизнь и богословское наследие св. праведного Николая Кавасилы». В нояб. 1969 г. был рукоположен во диакона архиеп. Токийским Владимиром (Нагосским) и служил в кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио. В янв. 1971 г. был переведен в храм Благовещения Пресв. Богородицы в г. Нагоя и рукоположен во иерея. В 1972 г. основал храм в г. Нагоя, священником к-рого назначен в июле того же года. С 1973 г. служил настоятелем храма во имя св. ап. Матфея в г. Тоёхаси. После блаженной кончины преосвященного митр. Феодосия (Нагасимы) в 1999 г. прот. Иуда был избран одним из 3 япон. кандидатов на посвящение в епископский сан. 20 авг. того же года был пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с наречением имени в честь св. блгв. кн. Даниила Московского. 6 сент. 1999 г. в Успенском соборе Московского Кремля Д. был возведен в сан игумена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и 11 нояб. того же года в Троицком соборе Данилова московского монастыря архиеп. Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) - в сан архимандрита. 13 нояб. Патриарх Алексий II в храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом мон-ре, совершил наречение Д. во епископа Киотоского. 14 нояб. 1999 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Москве Д. был хиротонисан Патриархом Алексием II в сослужении 10 архиереев. 6 мая 2000 г. Чрезвычайный Поместный Собор ЯАПЦ избрал Д. митрополитом. 14 мая того же года в соборе Воскресения Христова в Токио состоялась интронизация нового Предстоятеля.

http://pravenc.ru/text/Даниил ...

XVII в.), в к-ром переписан древнейший Синодик, и ок. 15 монастырских богослужебных печатных книг XVII в. (Ед. хр. 212). Некрополь Корпус Преображенского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГПИБ) Корпус Преображенского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГПИБ) Уже в первые годы существования обители перед алтарем Преображенского собора были похоронены Казанские святители Гурий ( 1563) и Варсонофий ( 1576). 4 окт. 1595 г., при строительстве нового собора, могилы святителей были вскрыты, их мощи обретены нетленными. В июне 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи свт. Гурия были перенесены в кафедральный Благовещенский собор, а мощи свт. Варсонофия оставались в юж. приделе Преображенского собора обители вплоть до ее закрытия в XX в. В XVI в. на средства боярина И. Е. Застолбенского у алтаря Преображенского собора была сооружена каменная часовня - «пещерка» («пещёрка»). Изнутри «пещерка» имела каменный свод, дневной свет проникал внутрь через 5 узких продолговатых оконцев, забранных железными решетками. Вход в «пещерку» был углублен в землю на 4 ступени. В «пещерке» были погребены: сподвижники архиеп. Гурия преподобные Иона и Нектарий Казанские, архиеп. Иерусалимский Епифаний ( 1606), митр. Казанский и Свияжский свт. Ефрем ( 1613), настоятели мон-ря архимандриты Сергий (XVII в.) и Еремей (XVII в.), проживавший в Макариевской пуст. близ Свияжска греч. митр. Арсений ( 1706), а также Застолбенский (в иночестве Иона) и его сын инок Нектарий. В 2005 г. у алтаря собора было обнаружено надгробие казанского дворянина Гордея Афанасьевича Пальчикова ( 1624). Отряд под его командованием в 1614 г. сумел задержать Марину Мнишек , И. М. Заруцкого и «воренка Ивашку» ( Елдашев. 2008. С. 89-91). В монастырском храме во имя сщмч. Киприана и мц. Иустины погребены настоятель К. м. еп. Мелитопольский Кирилл (Наумов). В 1863 г. в юж. части мон-ря открылось новое небольшое кладбище, захоронения на к-ром производились только по разрешению архиерея. Здесь похоронены настоятели К.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Архиеп. Феодосий должен был лавировать между национальными течениями в Церкви. Указом архиеп. Феодосия от 26 марта 1929 г. белорусскоязычной правосл. общине была передана Параскево-Пятницкая ц. в Вильно, приписная к Николаевскому приходу. После жалобы белорусских активистов на малую вместительность Пятницкой ц. общине 22 марта 1930 г. был передан Константино-Михайловский храм в Вильно. В 1933 г. архиеп. Феодосий назначил нек-рых белорус. деятелей (протоиерея Матфея Яцкевича, Николая Лапицкого) на должности благочинных; впрочем, в 1935 г. они были уволены. Активным было также русское церковно-общественное движение в Вильно. Виленское рус. об-во организовало и опекало рус. гимназию им. А. С. Пушкина, в к-рой преподавал Богданович. Действовала женская рус. гимназия Л. И. Поспеловой для правосл. детей. Рус. интеллигенция в Вильно имела свои издания, уделявшие внимание церковным вопросам: газеты «Утро» (1927-1929), «Русское слово» (выходила в Вильно и Варшаве в 1934-1939), «Наше время» (1931-1939). Клирик Знаменской ц. прот. Николай Рогальский, в 30-х гг. преподававший Закон Божий в рус. гимназиях, вел работу среди молодежи, организовывал паломнические поездки по св. местам в Польше. Правительство Польши было нацелено на полонизацию православной Церкви. Правосл. епископат не сопротивлялся этим планам. В нояб. 1934 г. митр. Дионисий назначил комиссию для перевода литургических текстов с церковнославянского на польск. язык, «имея в виду возможность присоединения к Православию лиц польской национальности». С 1935 г. календарь ПАПЦ издавался только на польском языке, молитвы в нем печатались по-польски. В сент. 1937 г. архиеп. Феодосий по требованию виленского воеводы издал циркуляр правосл. священникам Виленской епархии о необходимости повсеместного введения обучения основам Православия в школах на польск. языке. Данное распоряжение вызвало массовые протесты духовенства. Желая снять напряженность, митр. Дионисий 15 апр. 1938 г. издал циркуляр, в к-ром отмечал, что учебники в процессе преподавания можно использовать на укр., белорус. или рус. языках, но само преподавание Закона Божия желательно вести на польск. языке (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2358. Л. 99). Такую позицию митр. Дионисия раскритиковал виленский епархиальный миссионер прот. Николай Рогальский, который 15 мая 1938 г. был снят с должности «за русификаторскую деятельность» (Там же. Д. 2824. Л. 5). За выступления против полонизации 28 марта 1939 г. уволен с должности благочинного Виленского-Троцкого округа прот. Иосиф Дзичковский.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

В авг. 1394 г. К-польский Патриарх Антоний IV совместно со Свящ. Синодом принял решение отправить в Тырново митр. Иеремию, к-рый в 1387 г. был поставлен на кафедру Мавровлахии (Молдавии), но в силу ряда причин не смог приступить к управлению епархией. Ему поручалось отбыть «с Божией помощью в святую Тырновскую Церковь и беспрепятственно совершать там все дела, подобающие архиерею», за исключением рукоположения епископов ( Miklosich, M ü ller. T. 2. P. 223). Хотя посланный в Тырново иерарх не был поставлен во главе этого диоцеза, а лишь временно замещал предстоятеля епархии, рассматривавшейся в К-поле как вдовствующая, в болг. исторической науке данное деяние трактуется как прямое вмешательство К-польского Патриархата в юрисдикцию автокефальной Болгарской Церкви (Тырновского Патриархата). В 1395 г. митр. Иеремия уже находился в Тырнове и в авг. 1401 г. еще управлял Тырновской епархией. Временная зависимость Тырновской Церкви от К-поля превратилась в постоянную. Сведений об обстоятельствах этого процесса практически не сохранилось. О последующих переменах в каноническом положении БПЦ можно судить на основании 3 писем, связанных со спором между К-полем и Охридом о границах их диоцезов. В первом К-польский Патриарх обвинял Охридского архиеп. Матфея (упомянут в ответном письме) в том, что тот, не имея канонических прав, присоединил к своей церковной области Софийскую и Видинскую епархии. В ответном письме неизвестный нам по имени преемник Матфея объяснял Патриарху, что его предшественник получил в присутствии Патриарха и членов Синода К-польской Церкви от визант. императора грамоту, согласно к-рой в его диоцез вошли земли до Адрианополя, в т. ч. Видин и София. В 3-м письме тот же архиеп. Охридский жалуется имп. Мануилу II на К-польского Патриарха, вопреки имп. указу изгнавшего митрополитов Видина и Софии, поставленных из Охрида. Исследователи по-разному датируют эту переписку: 1410-1411 гг., после 1413 г. ( Трифонов. 1906/1907. С. 22-23) или ок. 1416 г. ( Николова. 2001. С. 122-127). Во всяком случае не позднее 2-го десятилетия XV в. Тырновская Церковь была подчинена К-полю. Церковно-юридические обоснования ликвидации Тырновского Патриархата отсутствуют. Однако это событие стало естественным следствием утраты Болгарией собственной государственности. Значительно дольше сохраняли автокефалию др. балканские Церкви, на территории к-рых проживала часть болг. населения (и где в XVI-XVII вв. существовали значительно более благоприятные условия для сохранения слав. письменности и культуры),- Печский и Охридский Патриархаты (упразднены соответственно в 1766 и 1767). С этого времени все болг. христиане попали под духовную юрисдикцию К-польского Патриарха. Болгария в составе К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/text/149675.html

1347 г., когда в ходе войны Кантакузину удалось овладеть К-полем. Накануне его вступления в столицу и признания законным императором-соправителем Иоанн XIV был смещен, осужден за развязывание гражданской войны и отправлен в ссылку. На Патриарший престол после отказов свт. Григория Паламы и прп. Саввы Ватопедского занять его был избран монах-исихаст Исидор I Вухир (1347-1350). Он сразу же рукоположил неск. десятков епископов из числа своих сторонников: в частности, свт. Григорий Палама был поставлен на кафедру Фессалоники вместо низложенного митр. Иакинфа. Затем на Соборе 1347 г. был подтвержден томос 1341 г. против Варлаама Калабрийского и подверглись осуждению как его сторонники Григорий Акиндин и Иоанн Калека. Столь решительные действия паламитов вызвали неприятие у части епископов КПЦ, к-рые объявили о низложении Исидора I и Григория Паламы и осудили богословские споры вокруг божественной сущности и энергий. В ответ оппозиционные епископы были низложены, но не лишены сана в надежде на примирение. После кончины Исидора на К-польский престол был возведен иверский мон. свт. Каллист I (1350-1353, 1355-1363), также твердый сторонник свт. Григория Паламы. В 1351 г. 2 К-польских Собора в очередной раз одобрили паламитское учение и осудили Варлаама и его сторонников. Патриарх Каллист пользовался поддержкой имп. Иоанна VI Кантакузина. Однако после начала нового этапа гражданской войны, на этот раз между Кантакузином и его зятем Иоанном V Палеологом, патриарх отказался признать низложение последнего и короновать вместо него Матфея, сына Кантакузина. В знак протеста против нарушения прав наследственного монарха патриарх Каллист удалился в мон-рь, но при этом отказался сложить с себя сан, несмотря на уговоры. В авг. 1353 г. Синод КПЦ сместил его с престола и избрал на его место митр. Ираклийского Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376), к-рый и короновал Матфея Кантакузина. В июне 1354 г. патриарх Филофей поставил на Русскую митрополию свт. Алексия , помощником к-рого был назначен экзарх Георгий Пердика.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

XII в.), патриарх К-польский Геннадий II Схоларий (XV в.), патриарх Александрийский Митрофан (Критопулос) (XVII в.) считали, что в установленный день - 14-го числа евр. месяца нисана - Христос совершил ветхозаветную Пасху, по предписанию Закона, с опресноками, а затем установил новую Пасху (т. е. Е.) на квасном хлебе. Согласно др. мнению, Христос совершил ветхозаветную Пасху не 14 нисана, а днем ранее (это позволяло гармонизовать хронологии Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки и Евангелия от Иоанна). При этом полемисты интерпретировали слова Евангелий от Матфея и от Марка «в первый день опресноков» (τ πρτ τν ζμων - Мф 26. 17; τ πρτ μρ τν ζμων - Мк 14. 12) как «в день перед опресноками» (τ πρ τν ζμων), т. е. в 13-й день месяца нисана под вечер. Т. о., вне зависимости от того, была ли совершена Пасха на опресноках или на квасном хлебе, наличие последнего в доме в тот день не запрещалось Законом, так что он и был использован для установления таинства Е. Такому мнению, призванному одновременно гармонизовать сообщения евангелистов и снять противоречие с ветхозаветными предписаниями, следовали Евфимий Зигабен (кон. XI - нач. XII в.), патриарх Антиохийский Иоанн IV/V Оксита, Михаил Глика (XII в.), митр. Анкирский Макарий (XIV - нач. XV в.), свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский, Иоанн Евгеник (XV в.). После XVII в. это мнение получило распространение в рус. и греч. догматическом богословии (см., напр., соответствующие разделы «Православно-догматического богословия» митр. Макария (Булгакова) и «Православного догматического богословия» архиеп. Филарета (Гумилевского)). Нек-рые авторы утверждали, что во время Тайной вечери (к-рая, с их т. зр., состоялась 13-го нисана - в этом сторонники 3-го мнения были согласны со сторонниками 2-го) Христос вовсе не совершал ветхозаветную Пасху, но только установил Е. на квасном хлебе. Защитниками этого мнения были: Никита Стифат, Никита Сеид (XII в.), патриарх Иерусалимский Симеон II (кон. XI в.), патриарх Иерусалимский Иоанн VIII (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Никандром, Ростовским архиеп. Феодором, Суздальским архиеп. Евфросином , Черниговским и Брянским еп. Исаакием и новым Рязанским еп. Еремеем Гречином из Киева, где к ним присоединился Туровский еп. Феодосий, М. вернулся в Москву «в великое говение, на средокрестнои недели». В с. Котлы (ныне Котловка в черте Москвы) высших чинов духовенства встречали Московский вел. кн. Василий I Димитриевич , его мать вел. кнг. св. Евдокия Димитриевна , его братья (очевидно, князья Георгий (Юрий) Димитриевич , Петр Дмитриевич, Андрей и Иван Дмитриевичи) «з бояры, и с всеми христианы». Вместе с проч. епископами Русской митрополии М. участвовал в торжественном посажении митр. Киприана «на своем столе» в Успенском соборе Московского Кремля. После этого «тии вси епископи кииждо свою епископью приаша», т. е. М. вновь вернулся в Смоленск. Летом 1391 г. владыка сопровождал свт. Киприана, Адрианопольского митр. Матфея Гречина и Газского митр. Никандра «с Петрова дни» в поездке из Москвы в Тверь. За 30 верст от города всех архиереев «с великою честью» встречали кн. Александр Михайлович, старший сын Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича , а также местные бояре. На следующий день за 20 верст от города свт. Киприана, архиереев и их свиту вновь «с великою честью» встречал 2-й сын правителя Твери кн. Иоанн Михайлович «з бояры». «В день суботныи по вечерне» на Починце в 5 верстах от города они встретились уже с вел. кн. Михаилом Александровичем. В кон. 1395 г., после захвата Смоленска Литовским вел. кн. Витовтом и пленения по его приказу местных князей (28 сент. 1395), М. также подвергся гонениям. При этом, как свидетельствует Метрика Литовская , Литовский вел. кн. Витовт «розгневався на первого владыку» и отнял у Смоленской епископии владение Прости (ныне дер. Прость Ярцевского р-на Смоленской обл.), которое позднее он отдавал в держание местным боярам и местичам, а «в казну и в посребничого деи не давали» (Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 3 (1440-1498). Vilnius, 1998. С. 43-44). Весной 1396 г. владыка был смещен с кафедры, 6 апр.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010