А та широкая волна стремящихся отсюда в высшие светские учебные заведения  как часто свидетельствует она об отпадении от воспринятого прежде завещания веры Христовой, хотя и прикрывается обыкновенно влечением и любовью к светской науке! Ибо многие из наших светских высших учебных заведений не называются ли христианскими лишь по преданию, а не потому, что в действительности таковы. Если в них одинаковое почтение воздается великому светильнику Церкви Русской отцу Иоанну Кронштадтскому и хулителю Церкви, отлученному от общения с нею, Л. Толстому, как учителю истины, даже большее последнему (ср. одновременное избрание того и другого в почетные члены Юрьевского Университета); если во многих из них открыто проповедуется, что не Слово Божие, живое и разумное, то есть Христос, содержит в деснице Своей законы бытия, но что мир есть машина, сама собою каким-то образом пришедшая в движение, и что человек есть лишь звено в этой машине, что не благодатью Божией питается и поддерживается жизнь человеческая, а тленная пища и питие суть главное средство и источник для поддержания жизни, и что борьба из-за нее людей, не отличающаяся по существу от борьбы в мире животных, совершенствует ум людей, исправляет волю и преобразует общественную жизнь, то о чем, как не об отпадении от веры во Христа, утрате живого общения с Ним свидетельствует пламенное стремление в эти высшие светские заведения столь многих из духовных юношей, ищущих блестящей светской науки и презирающих духовную, как бы совершенно противоречащую наблюдаемой действительности. Невольно печаль об этих отпадающих от Христа побуждает воскликнуть вместе с пророком: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо» ( Ис. 55, 1–2 ). Утолили ли они свою жажду и мучения души своей, презрев Христа и Его Церковь ? О, нет! не утолили, а усилили. Много скорбей причиняло подобное отпадение от веры тем, которые в нынешние времена призваны быть руководителями юношества, начиная с самого Царя, неоднократно высказывавшего скорбь об утрате христианской веры среди дорогого и любезного для его сердца юношества (ср. манифест от 26 февраля 1903 г.). Поистине, в настоящие времена должно быть исповедником тому, кто признан охранять веру во Христа в утратившем ее обществе. И это, к стыду нашему, пред нашими западными братьями и лжебратьями, ради которых юноши университетов основывают общества распространения веры Христовой среди поколебавшегося в ней общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Закончил жизнь Понтий Пилат бесславно. Вскоре после этих событий он был отозван в Рим и заточен в тюрьму, где покончил с собой. О пятом члене Символа веры Христиане верят, что Христос воскрес на третий день после смерти на Кресте. После Воскресения Христос в течение сорока дней являлся ученикам, беседовал и ел с ними, чтобы показать, что Он действительно воскрес телом. Воскресение Спасителя, Его страдания, смерть и погребение были предсказаны еще в Ветхом Завете. Именно это имели в виду составители Символа веры , говоря по Писанием, то есть согласно Писаниям, предсказаниям ветхозаветных пророков. О шестом члене Символа веры Под Небом, о котором говорится в Священном Писании , не следует понимать какое-то конкретное место во вселенной и тем более наше небо – атмосферу Земли. Небо – это другой мир, иное состояние бытия. Слова одесную Отца означают: по правую сторону, на первом месте, во славе. Согласно древнему царскому церемониалу, сидение по правую руку от царя означало соучастие в царских почестях, во власти и управлении царством. Этими словами подчеркивается равенство Иисуса Христа с Богом Отцом в Их славе и могуществе. О седьмом члене Символа веры О Своем Втором пришествии Христос сказал: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24, 27 ) 39 . Подробно описав признаки Своего Второго пришествия, Христос, однако, не открыл нам его сроки. Нигде в Библии нет точного указания на дату конца света, поэтому всякие вычисления и прогнозы с точным указанием года не имеют под собой никакой почвы и, как показывает практика, ни разу еще не сбылись. Ко Второму пришествию Спасителя мы должны быть готовы всегда. Христос сказал: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24, 42 ). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24, 36 ). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1,7 ). Совершителем последнего суда будет Сам Иисус Христос . Предметом суда будут не только дела – добрые и злые, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. После суда праведные обретут жизнь вечную, а грешные будут отвергнуты.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скорби – это наши жизненные бури, периоды испытания нашей веры. При благоприятной погоде каждый матрос может быть высокого мнения о своих морских познаниях, но только во время бури обнаруживается искусный мореплаватель. Читая книги Священного Писания или жития святых, мы убеждаемся, что угодники Божии обнаруживали крепость своей веры больше во время преследований и страданий, нежели когда их жизнь протекала спокойно. Ап. Павел, ссылается на примеры веры ветхозаветных праведников, останавливается именно на тех моментах их жизни, когда они подвергались гонениям. В конце приведенных примеров апостол делает следующее заключение: «Иные (из них) замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергнуты пытке, умирали от меча, скитались в овечьих и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, пещерам и ущельям земли ... Посему, – наставляет далее апостол, – и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и легко опутывающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащий нам путь» ( Евр. 11–12 главы). Вероятно читателю не трудно согласиться с тем, что вера помогает человеку мужественно переносить скорби. Но остается все же вопрос: почему Господь допускает, чтобы верующие и праведники страдали? На этот вопрос нелегко ответить: «Кто познал ум Господень, или кто был советником Ему?» ( Ис. 40:13 ). Ап. Павел пишет, что « любящим Бога все содействует ко благу » ( Рим. 8:28 ). «Все» – значит и скорби! Действительно, сам часто подвергаясь тяжелым испытаниям, апостол такой приобрел опыт: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа; ибо, когда я немощен, тогда я силен!» ( 2Кор. 12:10 ) Ибо сила Божия в немощи совершается. Скорби убеждают человека в непостоянстве житейских благ, напоминают о Боге-избавителе, о вечной жизни, учат терпению, развивают мужество, постоянство в добре. Когда человеку неоткуда ожидать помощи, он живее чувствует Бога. И в то время, как во вне – теснота и скорби, в сердце он получает утешение. Такое непосредственное чувство Бога имеет самое благотворное влияние на веру человека. Так, по милости Божией, получается, что с одной стороны, вера помогает человеку переносить скорби, а с другой стороны, сами скорби содействуют укреплению веры . Поэтому апостолы учили христиан: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» ( Иак. 1:2–3 ). Священное Писание сравнивает скорби с пламенем, которое очищает золото от примесей и делает его более ценным ( 1Пет. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

– В этот раз с апостолами не было одного из них, именно Фомы. Услышав от учеников о явлении им Господа, он сказал им: „если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его; не поверю“. После восьми дней, Господь —37— снова явился им, когда с ними был Фома. Став посреди их, Он сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: „подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим“. Фома сказал Ему в ответ: „Господь мой и Бог мой!“ Иисус говорит ему: „ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие“ ( Ин.20:27–29 ). По-видимому, в этих явлениях Господа и особенно в последнем – на которое мы и обращаем преимущественное внимание – видение служит основой веры. Но остановиться на такой плоскости в понимании факта, не проникая в его глубь, нам не позволяют солидные доводы. Если в отношении к Иоаннову „увидел и уверовал“ несомненно, что видение не служило достаточным основанием его веры; то несомненно то же и в отношении к вере Фомы. То, что видел Фома, не могло быть причиной Его веры. Он для этого видел слишком мало: в изъязвлённых руках и прободенном ребре Он не мог увидеть ничего божественного, которое не видимо. Тем, что он видел, не успокаивается сомнение 1146 . Поэтому здесь бо- —38— лее, чем в других случаях 1147 , есть нужда в таком объяснении, которое могло бы обойтись без необходимости предполагать рассудочное сомнение. Таково и известно объяснение, которое в требовании Фомы видит лишь „остаток чувственно-эгоистической и ещё развивающейся веры, влияние слишком великой радости и желания самолично удостовериться в желанной истине“, понимает заявление апостола „в смысле усовершающейся и от ступени на ступень восходящей веры, при чрезмерно напряжённом и пламенном желании осуществления предмета веры и обетования“ 1148 . Следует заметить, что и остальные апостолы, которым Господь также показывал руки и ноги, „не верили от радости“ ( Лк.24:41 ), а не от сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это для того говорится, чтобы не испытывать умом того, что требует одной веры, но пленять всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10, 5 ). Ибо известнейший знак неверия – вопрошать о Тайнах Божиих: как это может быть?.. Ибо если бы мы умом постигали, то не нужна была бы нам и вера. Вера там нужна, где ум наш не постигает. Но такой веры, то есть одной верою познание Святых Тайн и православных догматов, недостаточно для спасения. Плоть немощная чего не чувствует и умом не постигает, того не приемлет. Что Бог един естеством, а троичен в Ипостасях, того она не приемлет. Что мир из ничего создан, того не приемлет, рассуждая, что ничего из ничего не бывает, но все от чегото иного рождается. Чтобы деве без мужа родить и Девою пребывать; Богу воплотиться, и человеком быть; человеку умершему и в прах рассыпавшемуся восстать и прочие тайны святые за безумие плоть почитает. Потому Никодим, плотское еще мудрствующий и не разумеющий Тайн Божиих, не верит и говорит Христу, поучающему о новом и духовном рождении свыше: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Как это может быть ( Ин. 3, 4, 9 )? И апостол Павел с прочими апостолами говорит: мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие ( 1Кор. 1, 23 ). Поскольку душевный человек, то есть плотский, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием ( 1Кор. 2, 14 ). Отсюда произошли душепагубные мнения о создании мира, о Боге, о Христе, Сыне Божием, о воскресении мертвых и о прочих догматах христианской веры в христианах, которые о них рассуждали по плотскому смыслу ума, который, будучи слеп сам в себе, постигнуть их без помощи веры не может, и так заблуждается, а не пленяли разум в послушание веры. Но дух и вера, в истинном христианине живущая, к безопаснейшему пристанищу откровения Божия, которое в Слове Божием содержится, его отводит и указывает на истину и всемогущество Божие, и этим духовным мечом ниспровергает всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяет всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10, 4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кроме сребролюбия и любви к миру сему есть еще множество и других врагов нашего спасения. Но против всех их Слово Божие указывает самое действительное оружие, это именно: бодрствование и молитву. Поэтому будем всегда бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение и встретить Господа, по слову Его: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Тогда нас не поколеблют никакие испытания, тогда мы будем готовы к сретению Иисуса Христа, и не будем постыжены на страшном суде Его. Теперь нам остается сказать только о том, что последует после всеобщего страшного суда Христова. «И Царствию Его не будет конца», – так оканчивается седьмой член символа веры . Значит, после всеобщего суда откроется бесконечное славное Царство Иисуса Христа со всеми святыми. Об этом Царстве свидетельствовал уже Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве Марии о имевшем родиться от Нее Спасителе мира: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Мы уже знаем, что Иисус Христос есть царь всего мира, всех верующих на земле и всех святых на небе. Но царство мира или природы и царство верующих или благодати будут иметь конец, тогда как Царство святых или Царство славы будет бесконечно. Это именно Царство мы и исповедуем в вышеприведенных словах символа веры . «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца», – так оканчивается учение символа веры о Лице Иисуса Христа. Точно так же Библия оканчивается изречением, в котором Господь Иисус Христос возвещает Свое скорое пришествие на землю, взывая ко всем верующим: «Ей, гряду скоро!» Ответим на это и мы с евангелистом Иоанном: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! " Мы окончили изложение учения символа веры о Лице Иисуса Христа. Все это учение основано на ясном свидетельстве о Себе Самого Иисуса Христа. Блаженны теперь те из нас, которые вместе с апостолами от всего сердца могут сказать: «Господи! Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что ты Христос, Сын Бога живаго!» Блаженны те из нас, которые твердо усвоят эту веру, о которой пред всем миром вещал апостол Павел: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников». Поэтому будем утверждаться в ней до конца, будем от всего сердца говорить о ней: да, это так, это несомненная истина. Тогда никакие искушения не поколеблют нас в вере и благочестии, тогда мы всегда будем взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса», который, Сам быв искушен, может и искушаемым помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Подтверждение этому мы находим также у Неемии (гл. 9), где старцы народа, по возвращении из плена, когда стали освящать себя постом и молитвою, говорили (ст. 20), перечисляя многие милости Божии по отношению к их отцам: Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их (ст. 20), Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим чрез пророков (ст. 30). Много духовных глаголов относительно этого предмета встречаем мы у царственного пророка Давида: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня, Духом владычественным утверди меня (50:13,14). Куда пойду от Духа Твоего? (138:7). Тому же источнику приписывает силу своего свидетельства и пророк Исаия, говоря: И ныне послал меня Господь Бог и Дух Его (48:16). Излишне говорить об откровениях Божиих при Новом Завете: едва ли кто станет оспаривать обилие откровений, коих удостоились апостолы, евангелисты, первые ученики... ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 4-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ Четвертое утверждение гласит: эти откровения были предметом веры святых исстари. Это положение с ясностью вытекает из самого понятия веры и рассмотрения того, что составляет ее предмет. Вера, - говорит ап. Павел, - есть осуществление ожидаемого, обличение вещей невидимых, - а это есть, как поясняет Апостол в той же главе на многих примерах, не что иное, как твердое и непреложное верование ума в то, на что он полагается и чем в некотором смысле обладает, ибо ожидаемое является осуществляющимся благодаря доверию к обетованиям Божиим; и таким образом чрез свою веру душа получает твердую, непоколебимую уверенность в вещах невидимых или еще не осуществляющихся. Предмет веры - Бог глаголивый Предметом этой веры является обещание, слово или свидетельство Бога, говорящего уму (духу) человека. Отсюда обычное выражение, что предметом веры является Бог глаголивый. Это явствует из всех тех примеров, приведенных в этой главе Апостолом, где вера основывалась не на каком-либо внешнем свидетельстве, не на слове или писании человеческом, но на откровении Божией воли, объявляемой человеку во внутреннем откровении, как было, например, с Ноем. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он мир, и сделался наследником праведности по вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1122...

Мф.13:43 .  Имеяй ушы слышати да слышит. Это часто присоединяет в заключение, чтобы побудить их быть проницательнее. Мф.13:44 .  Паки подобно есть Царствие Небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то. Еще, подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Для чего, когда не было народа говорит в притчах и ученикам? Он знал, что ученики сказанным прежде настолько были вразумлены, что «разумеете ли сия вся»? Они говорят «ей, Господи» ( Мф.13:51 ). Как в двух предыдущих притчах, о зерне горчичном и о закваске, Царством Небесным называл учение веры, так точно и здесь. Сравнил же его с сокровищем по причине заключающегося в нем богатства Святого Духа. Поле – это мир, как сказано выше. Итак, знай, что в мире скрыта вера, а в вере – богатство Духа. Все остальное в этой притче оставь, как выше было сказано. Но обратите внимание, как нашедший это богатящее сокровище, или узнавший его, усердствует (это показывает слово «идет») и с радостью продает все, что имеет, лишь бы только приобрести его. Знай, что эта притча научает всех не только не печалиться, отвергая ради веры все, что они имеют, но делать это с радостью и это отвержение считать величайшим приобретением; не отвергающий же этого, или отвергающий не с радостью, не может приобрести сокровища веры. «Все, что имеет», т.е. согрешения в деле, в слове и в помышлении, которые, равным образом, нужно продать, т.е. оставить. Мф.13:45–46 .  Паки подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее. Под Царством Небесным разумеем здесь, собственно, желание царства небеснаго, которое назвал человеком, как действующее в человеке, а купцом – как соделывающее свое спасение. И смотри, что найдя одну многоценную жемчужину, т.е. учение веры (оно – «одно», потому что истинная вера – одна, и нет другой такой же; «многоценно», как имеющее великую цену, или как ценное для многих, разумеется – знающих его), желание это «пошло», что показывает его усердие, и оставило все, чем прежде наслаждалось и приобрело только это одно (учение веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Но не другое ли мы видим в образе явления Господа одиннадцати? В первый раз Он явился им в первый день недели. Когда они, смутившись и испугавшись, ду­мали, что видят духа, Он показал им руки и ноги и ребра Свои; когда же они еще не верили и дивились, Он взял пищи и ел перед ними. – В этот раз с апостолами не было одного из них, именно Фомы. Услышав от учеников о явлении им Господа, он сказал им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его; не поверю». После восьми дней, Господь снова явился им, когда с ними был Фома. Став по­среди них, Он сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Иоан. 20 ). По–видимому в этих явлениях Господа и особенно в последнем – на которое мы и обращаем преимущественное внимание – видение служит основой веры. Но остановиться на такой плоскости в понимании факта, не проникая в его глубь, нам не позволяют солидные доводы. Если в отношении к Иоаннову «увидел и уверовал» несомненно, что видение не служило достаточным основанием его веры; то несомненно то же и в отношении к вере Фомы. То, что видел Фома, не могло быть причиной Его веры. Он для этого видел слишком мало; в изъязвленных руках и прободенном ребре Он не мог увидеть ничего божественного, которое не видимо. Тем, что он видел, не успокаивается сомнение 33 . Поэтому здесь более, чем в других случаях 34 , есть нужда в таком объяснении, которое могло бы обойтись без необходимости предполагать рассудочное сомнение. Таково и известно объяснение, которое в требовании Фомы видит лишь «остаток чувственно–эгоистической и еще развивающейся веры, влияние слишком великой радости и желания самолично удостовериться в желанной истине», понимает заявление апостола «в смысле усовершающейся и от ступени на ступень восходящей веры, при чрезмерно напряженном и пламенном желании осуществления предмета веры и обетования» 35 . Следует заметить, что и остальные апостолы, которым Господь также показывал руки и ноги, «не ве­рили от радости» ( Лук. 24:41 ), а не от сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В Библии мы часто видим, что Бог творит Вселенную и осуществляет Свои намерения при помощи слова. В стихе Евреям 11говорится о том, что мир был сотворен «словом Божьим». 1-я глава Бытия предваряет рассказ о каждом новом этапе творения словами «и сказал Бог». Проповедники Веры ссылаются на эти и другие тексты в доказательство того, что Бог осуществляет Свои желания при помощи слов – точнее, «слов веры» или «слов, наполненных верой», – и что мы сами, будучи сотворены по образу Бога, тоже получим все, чего хотим, если будем произносить слова веры. Однако от внимания проповедников Веры, похоже, ускользнул тот факт, что библейские упоминания о «слове» Бога не следует понимать буквально. Иными словами, чтобы сотворить что-либо, Богу нет нужды произносить вслух слова, выражающие Его волю или желание (и уж тем боле Его «веру»), – да Он и не смог бы это сделать. Подумайте сами: чтобы в буквальном смысле произносить слова, нужно издавать слышимые звуки. Но для этого необходима атмосфера (нет атмосферы=нет колебаний=нет звуков). Даже Бог не смог бы произнести вслух ни слова, прежде чем был сотворен воздух! Когда я говорю, что библейские упоминания о творящем слове Бога не следует воспринимать буквально, я не занимаюсь пустословием и пустой философией. Библейские тексты сами по себе доказывают мою правоту. Возьмите, к примеру, такой стих: По гласу Его шумят воды на небесах, И Он возводит облака от краев земли, Творит молнии среди дождя И изводит ветер из хранилищ Своих. Иер.10:13 Иеремия, конечно, не имеет в виду, что у Бога на небесах на самом деле есть хранилища, в которых хранятся запасы ветра. Аналогичным образом, он не имеет в виду, что Бог на самом деле говорит вслух, чтобы как следует перемешать воду в атмосфере. Обратите внимание и на такой отрывок: Хвалите Его, солнце и луна, Хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес И воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, Ибо Он повелел, и сотворились; Поставил их на веки и веки; Дал устав, который не прейдет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010