Если миром называть только отсутствие военных действий, то можно уверенно сказать, что не всякий мир есть благо. Мир могут содержать между собою люди, соединившиеся для дурных целей, напр. разбойники, червонные валеты. Мирны были Содом и Гоморра перед своим разрушением, Ниневия перед проповедью Ионы. Плох и тот мир, когда представители истинной веры примиряются со всеми неправильностями общественной и государственной жизни. Ненавистен Богу тот мир, когда от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет ( Иер.6:13,14 ). Писание не заповедует мира во что бы то ни стало, но внушает: если возможно, мир имейте со всеми людьми ( Рим.12:18 ), т. е. будьте мирны, но не в ущерб истине и благочестию. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). Не разборчивое человекоугодие есть измена Христу. Он сам говорит: Огонь пришел Я низвести на землю... Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение ( Лк.12:49,51 ). Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф.10:34 ). Здесь Господь говорит о том разделении, об имени Его, по вере и жизни, которое на первой очереди отозвалось в Его семейной жизни, затем в народе Иудейском произошла о Нем распря ( Ин.7:43,12,9:16,10:19 ); далее это разделение вышло за пределы Еврейской земли в Грецию, Рим и Египет, охватило всю землю и продолжается до ныне. Эта борьба света с тьмою необходима, чтобы ложный мир обратить в мир истинный. Не всегда эта борьба выражается в форме международной войны, но должно сказать, что редкая война совершенно лишена религиозного характера. По крайней мере, русский солдат доселе уверен был, что он борется за веру, царя и отечество. § 66. Вопрос о достоинстве войны Не следует ли отсюда, что война – добро? Война – явление смешанного характера. Она может быть смесью добра и зла, может она быть и чистым злом, но беспримесным добром она никогда не бывает. Дан меч не напрасно ( Рим.13:4 ), но для обороны, для водворения попранной справедливости, хотя не всякое нарушение международной справедливости должно решаться мечем. Похвальны войны для защиты и освобождения слабых народностей от сильных, злоупотребляющих силою. Но прежде начатия подобных войн нужно испытать все средства к мирному водворению справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

И языческий Mip ценил блага мира, но дохристианский мip не мог установить начал даже внешнего мира. А истинный мир стал возможным только с пришествием Спасителя, только под сению Христовой Церкви. Сам Бог сошел на землю, чтобы возвратить людям потерянный ими рай, погубленный мир И тем примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная. И вас, иногда сущих отчужденных и врагов помышленьми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представити вас святых и непорочных и неповинных пред Собою ( Кол.1:20-22 ; сравните Еф.2:13-17 ; Деян.10:36 ). И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Ныне же о Христе Иисусе вы, бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою. Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый, вражду плотию своею, закон заповедий ученьми упразднив, да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир, и примирит обоих во единем теле Богови крестом, убив вражду на Нем: и пришед благовести мир вам, дальним и ближним ( Еф.2:13-17 ). «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким». Слово, еже посла сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом: сей есть всем Господь ( Деян.10:36 ). « Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Это примирение грешного и греховного человека с Богом и с своею совестью и служит источником действительного мира христианина в чистой совести и основою мира людей, искупленных одною кровию Спасителя, – детей любви Божией и братьев во Христе, духовно объединенных одною любовью, одною верою, одними надеждами. Значит, только теперь возможен истинный – не внешний только, а и внутренний, в душах людей, – мир и только теперь возможны истинные миротворцы.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Вера слагается из человеческого произволения (желания, воли) и действия Божественной  благодати . Она есть святое таинство, в котором согласуется человеческая воля и Божественная благодать (см. синергия ). Содержание веры Вера состоит в принятии истин Божественного Откровения, заключенных в Священном Писании и Священном Предании, сформулированных в догматическом учении Церкви. Эти истины – сверхчувственные, невещественные, невидимые, нематериальные, таинственные. Они превосходят видимый материальный мир, превосходят человеческие органы чувств и разум, а потому требуют веры. Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его… Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? святитель Иоанн Златоуст Выражение веры Веру можно подразделить на умозрительную ( догматическую ) и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении Евангельских заповедей . Эти виды веры взаимно дополняют друг друга в человеческом спасении. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.  Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:16-26 ) «Без веры невозможно спастись, потому что на вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Но вера не иначе приходит в совершенство, как чрез исполнение всего указанного Христом. Без дел же вера мертва , равно как и дела без веры. Истинная вера показывается в делах».

http://azbyka.ru/vera

Претыкание одиннадцатое В деле оправдания и спасения Священное Писание упоминает только об одной вере, о делах же умалчивает и не вспоминает: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя ( Мф. 9, 22 ). Встань, иди; вера твоя спасла тебя ( Лк. 17, 19 ). Прозри! Вера твоя спасла тебя ( Лк. 18, 42 ). Вера твоя спасла тебя, иди с миром ( Лк. 7, 50 ). Исправление претыкающимся Ответ тот же, что и на десятое претыкание. Ибо эти изречения из Священного Писания относятся к вере в чудеса, а не к оправданию и спасению. Получить чудо исце­ления можно и без дел, ради утверждения веры, как сказано выше. Здесь же в Писании говорится о вере кровоточивой и прокаженного, которые исцелились одной только ве­рой, не оправдывающей и не спасающей, а исцеляющей от временного недуга. Претыкание двенадцатое Священное Писание гласит, что все верующие получат оправдание и спасение. Это не было бы истиной, если бы для оправдания и спасения действительно не было достаточно одной веры, о чем и говорится в Писании: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 16 ). О Нем все Пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян. 10, 43 ). Оправдывается Им всякий верую­щий (Деян. 13, 39). Всякий, верующий в Него, не постыдится ( Рим. 9, 33 ). Всякий верую­щий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден ( 1Ин. 5, 1 ). вера твоя спасла тебя, иди с миром ( Лк. 7, 50 ). Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Верующий в Сына имеет жизнь вечную ( Ин. 3, 36 ). Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Следует знать, что хотя в некоторых местах Священ­ного Писания действительно упоминается только вера, но спасает не она одна. Так, в других местах иногда упоминаются другие добродетели, но и не они одни спасают. На­пример: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много ( Лк. 7, 47 ). Здесь упоминается только одна любовь, но она не спасает без веры. Милостыня от смерти избавляет ( Тов. 12, 9 ) но она не делает этого без веры. Ибо мы спасены в надежде ( Рим. 8, 24 ), но одна надежда без веры спасти не может. Он спас нас (...) банею возрождения (то есть крещением) ( Тит. 3, 5 ), но и крещение без веры не приносит пользы. Видите, что в каждом из этих изречений упоминается об одной добродетели, но это не значит, что спасает именно одна эта добродетель. Так следует рассуждать и о роли веры в деле спасения. Хотя в некоторых местах Священного Писания и упоминается одна вера, но спасает не она одна.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Этот именно невидимый враг нашей веры и Иуде вложил в сердце мысль предать Господа. – На другого врага веры нашей указывал Господь в следующих словах Своей первосвященнической молитвы: «Отче Святый!.. и мир возненавидел их». Значит, нападения на веру учеников должны были происходить и от мира. Словом мир Спаситель означает вообще людей неверующих в Него, которые ненавидели и преследовали Его и последователей Его. К миру в этом смысле принадлежали те старейшины и книжники иудейские, которые распяли Господа, равно как и те римские цари, которые воздвигали гонения на христиан за исповедание имени Христа. Вследствие этих гонений некоторые христиане, именно те, которые не утверждались в Том, Кто Один мог сохранить их в вере, ослабевали в вере и даже совсем отпадали от нее. Но самым опасным врагом нашей веры служит наше собственное сердце. Нет места для любви ко Христу в том сердце, в котором пребывает и господствует любовь к миру. От этой последней любви предостерегает христиан апостол Иоанн, указывая на троякое проявление ее, как похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Эти три похоти становятся могущественными врагами веры, если только мы позволяем им овладевать нашим сердцем. Похоть очей есть любовь к видимым земным сокровищам, любовь к деньгам и богатству. Через эту похоть пал Иуда. Как опасна эта похоть для веры, об этом свидетельствует апостол Павел в следующих словах: «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многих скорбям». Похоть плоти есть другой враг нашей веры. В этой похоти пребывал тот богач, о котором говорится в притче о богатом и Лазаре, и который одевался в порфиру и виссон и веселился во все дни светло. Мог ли подобный человек, предаваясь всевозможным чувственным удовольствиям, обратиться к вере во Христа и пребывать в ней? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к 24-й главе Книги деяний апостольских. В этой главе повествуется о римском правителе Феликсе, который держал апостола Павла в узах.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Кроме дьявола искушения ко греху происходят также от мира. Под этим миром нужно разуметь тот мир, о котором Господь говорил в молитве Своей: «Отче праведный! и мир Тебя не познал». К нему принадлежат все люди, не знающие истинного Бога и нежелающие знать Его. Эти люди всегда восстают против Царства Божия. Они ненавидят людей, знающих и любящих Бога, как возненавидели и Самого Сына Божия. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира: потому ненавидит вас мир», – так свидетельствовал о сем Сам Господь в последней беседе Своей с учениками. Ненависть эту преимущественно испытали на себе апостолы. Так, когда апостолы Петр и Иоанн начали проповедовать о Христе, против них тотчас же восстали первосвященники и старейшины иудейские, которые воспретили им эту проповедь и ввергли их в темницу. Этим они хотели отвратить апостолов и народ от веры во Христа. Но апостолы мужественно перенесли это искушение и пребыли непоколебимыми в вере. Здесь мы могли бы привести тысячи примеров того, как мир то обольщениями, то угрозами, то страшными мучениями старался отклонять людей благочестивых от веры во Христа и как это не удавалось ему. Но для нашей цели достаточно привести и один подобный пример. В первое время христианства в городе Кессарии жил отрок по имени Кирилл. Несмотря на свой юный возраст, он был ревностным христианином, между тем как родители его были еще язычниками. Желая отвратить его от христианской веры, отец сначала грозил ему наказаниями, затем жестоко бил его, и, наконец, видя безуспешность всех этих мер, прогнал его из дому и предал языческому судье. Последний призвал к себе отрока и ласково сказал ему: «любезное дитя! я желаю тебе добра и попрошу отца твоего снова принять тебя в свой дом, но отрекись от твоей веры и обратись к вере твоих предков. Подумай также о том, что отец твой очень богат, и ты будешь наследником его. Итак, будь умным, последуй моему совету, и ты будешь тогда богатым и знатным человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

д. к вскъ рожденный Бга побждаетъ міръ: и сї есть побда побдивша міръ, вра наша. (ст. 1. 2, 14 и д. 4, 4. Іоан. 16. 33). є. Кто есть побждай міръ, токмо врй, к Іисъ есть Снъ Бжїй; (4, 15. Рим. 8, 37 , 1Кор. 15, 57 ). 4. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 5. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? 4–5. Всякий рожденный от Бога (7) и проч.: любящими Бога могут быть только рожденные от Него, так как любовь к Нему немыслима без истинной веры в Него – дара, которым обладают только дети Божии (1 ст.); могут ли, после сего, быть тяжки для любящих Бога заповеди Его, когда они, как причастники Божеского естества, в вере сообщенной им, имеют всемогущую Божию силу? – (См. примеч. к 4, 4. Ср. 3, 9). – Любящему Бога все легко потому, что все возможно верующему ( Мрк. 9, 23 . Мф. 17, 20 ) – Мир: вообще все враждебное царству Божию и все препятствующее исполнению воли Божией, общению с Богом и достижению спасения (8). – Победа победившая мир – вера: выражение, указывающее несомненность и величие победоносной силы верующего, – кто имеет истинную веру, тот имеет победу; так как ничто не может устоять пред Ним, ибо Тот, Кто в Нем, больше того, кто в мире (4, 4. см. примеч.). – С понятием веры нераздельно понятие победы, и все, что только можно представить себе величественного и ободряющего со словом победа, существенно принадлежит вере. – Наша: такую всепобеждающую силу имеет только наша вера. т. е. Апостолов и истинных последователей их и учеников, – тех, которые Иисуса исповедуют Сыном Божиим и истинным Богом, победившем мир ( Иоан. 16, 33 ) для возрождения нашего и для нашей победы над миром. – 5 ст. – Кто побеждает мир и проч.: вопросительною формою изречении Апостол не допускает никакого сомнения в силе веры истинных христиан, если предмет её – Сын Божий. Нельзя не видеть в словах 4-го и 5-го стихов цели Апостола ободрить и укрепить читателей послания против обольщений тех лжеучителей, о которых он говорит в начале 4-й главы; и там он уверял учеников своих, что они сильное врагов веры в Божество Иисуса (4, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Иоанн, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был и мир через Него начал быть, и мир Его непознал. Пришёл ко своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:9–11 ). «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, ибо они злы» ( Ин.3:19:20 ). Да, возненавидели люди свет, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), а они «не приняли Его» и «распяли Господа славы» ( 1Кор.2:8 )! Вы понимаете, вы чувствуете, возлюбленные, какое совершено людьми величайшее в мире преступление: возлюбив тьму больше света, люди отвергли Избавителя мира, повели на распятие невинного «Агнца Божия взявшего на себя грехи всего мира» ( Ин.1:29 ), предали страшным мукам Спасителя своего, «распяли Господа славы»! Какое ожесточение сердца, какое ужасное помрачение человеческого ума! Так было прежде, далеко раньше нас. А теперь, в наше время не так ли? Увы, возлюбленные, так и теперь: и теперь, не смотря на всем видимый, чудный свет Христовой веры Православной, сколько ещё людей сидит «во тьме и тени смертной», сколько окаменелых, холодных сердец, сколько упорных, ожесточенных душ, закрывающих умственные очи пред ясным светом Христовой истины! Да, много, слишком ещё много «людей, отделяющих себя от единства веры» ( Иуд.1:19 ) и тем «снова распинающих в себе Сына Божия и ругающихся Ему» ( Евр.6:6 ). Есть они, к несчастью, и в вашем селе, это – ваши заблудшие братья-сектанты, пггундисты и хлысты, упорно погибающие во тьме заблуждения. Вы сами живые свидетели и наших не лёгких трудов и их печального упорства, не смотря на то, что для них пролито было много, очень много света веры Православной во время бесед с ними. И ныне их зовёт Христос в свою святую Церковь , и ныне св. апостолы призывают их соблюдать единство веры, «сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ), зовут их к чудному, чистейшему свету веры Православной, но несчастные больше возлюбили тьму заблуждения, нежели свет истины «и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир, т. е. бесконечною, превосходящею всякий разум любовью, ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, сопрестольного Ему, Богу Отцу, собезначального, соестественного. О любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную и никто бы не спасся. Все спасенные спаслись кровью и смертью Сына Божия, все оправданы Его благодатью; святые стали святы Его святостью, правдою, умудрены Его премудростью, укреплены Его силою, украсились Его нетленною красотою, достигли нетления Его нетлением; все спасающиеся ныне, спасаются только кровью Сына Божия, или водою и кровью, ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение; ибо без крещения и причащения никто не спасется, – конечно, и без покаяния и других таинств. Сам Господь говорит: покайтеся; аще не покаетеся, все погибнете 316 , если не будете есть плоти Сына человеческого, и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день 317 . – Иже веру имеет и крестится, спасен будет 318 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, – говорится далее в Евангелии, – чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него 319 . Но как же мы читаем в символе веры : верую в Господа, паки грядущего со славою судити живым и мертвым; а в Евангелии говорится, что Бог Отец отдал весь суд Сыну 320 ? В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия – для спасения мира, а в символе веры говорится о втором Его пришествии; в первый раз Господь приходил спасти мир, а вторично придет уже судить мир. – И ныне, действительно всякий желающий спасения может быть спасен через Сына Божия, а если теперь, во время земной жизни, при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах ко спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на страшном суде Христовом ему будет суд без милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир, т. е. бесконечной, превосходящею всякий разум любовью: ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, сопрестольного Ему, Богу Отцу, собезначального, соестественного. О, любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся. Все спасенные спаслись кровью и смертью Сына Божия, все оправданы Его благодатью; святые стали святы Его святостью, правдою, умудрены Его премудростью, укреплены Его силою, украсились Его нетленною красотой, достигли нетления Его нетлением; все спасающиеся ныне, спасаются только кровью Сына Божия, или водою и кровью прободенного ребра Его: истекли кровь и вода, означающая два таинства: крещение и причащение; ибо без крещения и причащения никто не спасется, – конечно, и без покаяния и других таинств. Сам Господь говорит: покайтеся, аще не покаетеся, вси погибнете 219 ; если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день 220 . – Иже веру имет и крестится, спасен будет 221 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, говорится ранее в Евангелии, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него 222 . Но как же мы читаем в Символе Веры : верую в Господа, паки грядущего со славою судити живым и мертвым; а в Евангелии говорится, что Бог Отец отдай весь суд Сыну 223 . В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия – для спасения мира, а в Символе Веры говорится о втором Его пришествии; в первый раз Господь приходил спасти мир, а вторично придет уже судить мир. – И ныне, действительно, всякий желающий спасения может быть спасен чрез Сына Божия, а если теперь, во время земной жизни при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах ко спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на страшном суде Христовом ему будет суд без милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010