Взвесь Кровь Сына Божия, и ты взвесишь честность душевную. Оцени воплощение Сына Божия, оцени пречистое млеко пречистых девических персей Матери Божией, которым Она питала Божественного Младенца. Оцени все страдания Его, оцени всю пролитую за спасение нашей души Кровь Его, оцени Крест и смерть Его. И если ты сможешь оценить все это, то можешь оценить и ценность души. Каждый пусть рассудит, в сколь великую цену оценил душу человеческую Сын Божий: выше всех небес, выше всех Ангелов, выше Престола Своего Божественного и всего небесного царства, ибо ради нее, оставив все это, сошел на землю, не пощадил Себя и положил за нее на Кресте душу Свою. Ищи же здесь цену души человеческой! Итак, напрасный и суетный труд доставляет себе каждый, кто ради мира сего повредит душе своей, то есть лишится спасения своей души: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8:36 ). Приступая к третьему вопросу: что прибыльнее – душа или мир сей? – я отвечу на него в кратких словах и не продолжу беседы, так как и сам уже изнемогаю. Что же прибыльнее: душа или мир? Отвечаю. То прибыльнее, что долговечнее, что дольше может продолжаться, от чего человек более долгое время может получать выгоду. Если прибылен кому-либо из нас мир сей, пусть скажет нам, знает ли, сколько времени будет получать от него выгоду: год, два, десять или сто лет? Воистину, не знает, проживет ли окруженный мирскими благами один день, от утра до вечера, или от вечера до рассвета другого дня? Ибо каждому постоянно напоминает труба евангельская: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:20 ). А надолго ли дана человеку душа? Не только на эту временную жизнь, но и навеки, ибо хотя человек временно и умирает, но душа его бессмертна и живет после смерти человеческой, согласно Писанию: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их; и еще: В глазах неразумных они казались умершими, но они пребывают в мире, надежда их полна бессмертия» ( Прем. 3:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во-вторых, под миром разумеется здесь и все, что только может отклонять нас от Бога и неба и привлекать к земному и чувственному, что объясняется в следующем стихе. к вс, еже въ похоть плотска, и похоть чесъ, и гордость житейска, нсть ца, но сег есть. ( Притч. 17, 20 . Еклез. 4, 8, 5, 9. Сир. 10. 12 . Тов. 4. 13 и д. 2Петр. 2, 13 ). 16. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 16 . Ибо все что в мире и пр.: все мирское – земное и тленное производит страсти (похоти) телесные и душевные (чрез очи – скупость, зависть, честолюбие, славолюбие и пр.) и, чрез страсти, – ослепление, доходящее до того, что уже падший нравственно мечтает о себе, как высшем многих смертных (гордость). «И о душевных страстях, как скоро дознано и всеми признается, что душе естественна чистота, должно смело сказать, что страсти ни мало не естественны душе, потому что болезнь позднее здравия, естественно же то, чем предварено другое; о всем случайном говорится, что оно не от естества, но произошло от – вне» (Исаак. Сир.) (28). Не от Бога, конечно, все это, а от повреждения мира и природы нашей грехом первородным. И преходитъ, и похоть ег: а творй волю пребываетъ во вки. ( Сир. 14. 19 . 1Петр 1, 24 и д. 2Петр. 3, 6 и д. 1Кор.7, 31 ) 17. И мир проходит, и похоть его; а исполняющий волю Божию пребывает во век. 17 . И мир проходит и пр.: «Благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на привидении» (Феоф.). Мир и его похоть, грехи и все, к чему привязывается душа, проходит (см. 8 ст. и 1Кор. 7, 31 ), т. е. не только проходят самые дела, но и грешники переходят в другую смерть – вечную. Когда все, что дорого грешникам здесь, уничтожится, – там в вечности, когда они будут опять в теле и когда уже не будет служить им мир, постоянно угождая страстям, что составляло всю их жизнь, – какая нестерпимая жажда ( Лук. 16, 24 ) и какое мучительное отчаяние будет у них! Такой смысл бренности мира в этом стихе показывает вторая половина стиха, составляющая противоположение: а исполняющий волю Божию пребывает (μνει) во век, значит имеет крепкую и верную основу спасения и блаженства ( Иоан. 11, 25 ), не постыдится на суде при втором пришествии Господа (28 ст.), и все драгоценное для него в сей жизни не пройдет, а будет достоянием души его во век, и не только останется, но и преумножится; тогда как у грешников, не имеющих сокровищ праведника, отнимется и то, что они имели ( Мф. 13, 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Враг душевный предстоит и смеется: «В руки наши пришел и нам предан ты!». Тогда бедная душа мятется, кается, жалеет, сокрушается, что в такой непотребной суете жизнь проводила; тогда праведно, но поздно обо всем рассуждает; тогда признает, что» суета сует и все суета» (Екк.1:2). Итак, учись, всякий, и старайся мир сей оставить, пока мир тебя не оставит, и не опечалит, и не посмеется над тобой. 12) Мир сей непостоянен. Как на воздухе различные перемены бывают: то день, то ночь, то светло, то мрачно, то тепло, то холодно, так и с человеком в мире сем случается: то богатство, то нищета, то слава, то бесславие, то честь, то бесчестие последует. Бывает, что кто сегодня богат, наутро нищ; кто ныне ездит на ко­леснице, наутро заключается в темнице; кого вчера хвалили, сегодня ругают; кому поклонялись, того попирают. И едва ли найдется, кто бы в одном постоянном счастье до конца жизни своей дошел. Зачем же за такой суетой гоняться, которая, как дым, ненадолго является и исчезает? 13) Апостол говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:7-8). И Иов праведный то же: «Нагим вышел из чрева матери моей, нагим и опять отойду» (Иов.1-21). Как, входя в мир сей, ничего, кроме нагого и немощного тела, не вносим, которое, кроме нужной пищи и одеяния, не требует ничего, так, и от мира сего исходя, ничего не износим. Золото, серебро, славу, честь, титулы, вотчины, дома, рабов, рабынь, коней, кареты, виссоны и прочее мирское в мире ос­тавляем; и самого тела в день кончины нашей совлекаемся. С одними душами на тот свет отходим. Сколь же бедно умирает особенно тот, который «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21)! Поэтому безумие такого Сам Бог обличает: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20) 14) Христиане в мире этом — пришельцы и странники. «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», — говорит апостол (Евр.13:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Для человека, страдающего душевным расстройством, может быть настоящим подвигом ухватиться за здоровую часть своего разума и постоянно возвращать себя к сознанию того, что это его родные, они (как и врачи) вовсе не хотят его убить, они любят его и заботятся о нём, им стоит доверять. Напротив, это он – угроза для самого себя. Нам, как и этому больному, бывает трудно верить в любовь Бога. Мы склонны не замечать Его любви, заботы, щедрот и милостей, окружающих нас, – зато приходить в великое уныние, горечь и гнев из-за наших скорбей, а иногда даже не их самих, а страхов перед ожидаемыми скорбями, которые могут нас постигнуть в будущем. Во-вторых, мы живем в мире, глубоко поврежденном грехом, – и мы сами глубоко повреждены. Это глубокое недоверие Богу – важный, если не центральный, симптом нашего повреждения. Наша вера учит, что человек отпал от Бога в грех и глубоко повредил самого себя и весь мир – и мы склонны, как падший Адам, «бояться и скрываться», избегая Бога. Но любовь Бога не оставила нас в этой беде. Как говорит Евангелие, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ). Предвечный Сын Божий сошел с небес, воплотился от Девы Марии и Святого Духа и стал человеком, одним из нас, во всём подобным нам, кроме греха, умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы даровать нам жизнь вечную и блаженную. Мы призваны поверить в эту весть – и дать ей изменить нас. Причем не нас вообще – а конкретно вас и меня. Святой Апостол Павел говорит: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал 2:20 ). Такова наша вера – Христос любит каждого из нас лично, и мы призваны открыться этой любви и довериться ей. Тогда мы сможем любить других людей – той самой любовью, которой Он возлюбил нас. Это не преобразит мир вокруг нас – хотя определенно окажет на него влияние. Мир будет преображен, очищен от греха и совершенно исцелен любовью Божией только после Второго и славного пришествия Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Единение от Бога, разделение от диавола. Методы человеконенавистника искони были – разрушай, разделяй и царствуй. А корень всех разделений лежит в наших страстях – гордости, самолюбии, зависти, маловерии, на них диавол разжигает непонимание и вражду между людьми. Господь призывает искоренять в себе разделяющие нас страсти и идти к Нему путем хранения совести и мира душевного. Сейчас мы стоим перед судьбоносным событием, в мае соберется Всезарубежный Собор, на котором процесс умиротворения Русской Церкви будет обсуждаться соборно в лице наших избранных представителей. В это предсоборное время мы должны с большим усердием хранить свой мир душевный, чтобы его не угасили страстные эмоции, вражда и споры, а для этого надо больше прилежать к молитве, чаще посещать храм Божий, чаще прибегать к Святым Таинствам. Только в Церкви мы можем обрести мир душевный, в благодати Божией, обильно подаваемой нам в Его Таинствах. Апостол Павел, обращаясь к ефесянам, говорил: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4, 1-16). Также и мы, следуя завету Апостола, должны хранить «единство духа в союзе мира», и искать то, что Божие, а не человеческое. И если будем поступать в согласии с волей Божией, то и мир Его не оставит нас. В нашем узком представлении о судьбах Божиих мало места для трезвого взгляда, мы видим лишь малую часть общей картины, да и то через искаженную призму своих страстей, а всеведущий Господь знает, что наиболее спасительно для чад Его Церкви, Его Святого Тела. Поэтому очистим ум и сердце от страстного и суетного мудрования и будем с миром в душе просить у Господа вразумления. Да подаст Царь мира мир душам нашим! Дорогие архипастыри, пастыри, братие и сестры сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова! Аминь.

http://pravoslavie.ru/2029.html

Златословесного: В сем городе великое изобилие счастья, когда блага не ограничиваются только им, но изливаются и на любящих его. Кто же это такие? Или разумеет тех, которые им содействуют, или и самих граждан. 7. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. Другой переводчик сказывает: да будет или будет. Приветствуйте, говорит, Иерусалим так: Иерусалим! да будет мир силе твоей, т. е. воинам твоим; так как силу города составляют способные к брани войска; а мир их состоит в том, чтобы не было у них ни брани, ни врагов. А вместо слов: изобилие в башенных стенах, другой переводчик выразился: и богатство в чертогах твоих; другой в оградах твоих, так как πυργοβαρις , есть городская ограда крепчайшая. Того же: Что значит: силе твоей? Находящимся в тебе жителям твоим. Поелику война пагубна, и она погубила его, то желает ему мира. По Златоусту: Не только пророчествует об освобождении от зол, но и о прибавлении благ—мира, изобилия и плодородия. Ибо какая польза от мира во время голода? Или от изобилия во время брани. Стиватийца: Ибо если не будет в душевных наших силах мира, производимого Духом, то и Бог не может обитать в нас, и не может быть изобилия плодов Духа чрез сияние Его в сердцах наших. А под башенными градами, если будешь разуметь главные добродетели, не погрешишь и не сделаешь ничего неприличного. 8. Ради братий моих, и ближних моих, глаголах убо мир о тебе. Сии слова сказывает пророк Давид от лица своего Иерусалиму, т. е. что я желал тебе, Иерусалим, мира по причине сродников твоих—иудеев и по причине племен Израилевых, чтобы, живя в мире, служили в тебе Богу и благодарили Его. Феодорита: Сего, говорит, желаю те бе, не потому, что сам буду жить в тебе; ибо как это может быть, когда я кончу жизнь за долго до того времени? Но потому, что я участвую в судьбе единоплеменников и желаю, чтобы дом Божий получил первую знаменитость. 9. Дому ради Господа Бога нашего, взысках благая тебе. По той, говорит, причине, что в тебе, Иерусалим, построен храм Господень, я сильно желал, чтобы ты имел тишину и изобилие, т. е. чтобы ты снова получил первое свое величие и узаконенное богослужение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк. 1: 9-13). В обезображенный и искаженный мир пришел Бог и Человек. Пришел смиренно, как и предсказывал пророк Исайя, показывая, таким образом, новую поведенческую систему отношений, в которой совершенно отсутствовало горделивое начало. Иной ветер стал надувать паруса: в мир пришло воплощенное Добро и Прощение. На Востоке Римской империи Божественное Начало обрело Свою Плоть, чтобы преобразить и спасти старый мир. Человек воочию увидел воплощенную Истину, и таинство Богоявления стало зримым. Пресвятая Троица явила себя человеку и Вселенной. В человеческое естество вошел Бог. В духовной самости человека происходил переворот, после которого уже нельзя было жить по-старому. И этот переворот начинался в пустыне, куда отправился Христос. Он своим примером показал, как необходимо готовиться для борьбы со злом. Внутреннее стояние души выкристаллизовывается в духовном борении с темными силами. Господь пришел в мир, и началась страшная борьба со смертью. Идущих вослед Богу ждут те же искушения, что претерпел и Господь. Сатана не собирался сдаваться. Он, как и древние времена, еще более усилил нажим на духовное поле человека, стараясь подчинить его сознание плотским инстинктам и страстям. Он не в силах победить Бога, поэтому всю свою мощную силу обрушил на творение Господа. Тем боле половина земной цивилизации находилось под владычеством цезарей, которые явно служили не Добру. Тиберий Цезарь Август в описываемое время проживал затворником на острове Капри, пребывая в жутком сладострастии и пораженный «греческой» похотью к мальчикам. Жил, вздрагивая, страдая, и убивая, убивая, убивая. Ему казалось, что он властитель, на самом же деле – всего лишь игрушка в руках лукавого. И осознание, что смертен, приносило Тиберию невыносимые страдания и душевные бедствия.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/23/...

Не бойся лишений телесных – бойся лишений душевных. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, пития, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела, – бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить людей [ Мф. 10, 28 ]. Долготерпи ко всем, как к тебе долготерпелив Господь. Любовь долготерпит [ 1Кор. 13, 4 ]. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [ Евр. 12, 14 ]. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [ Ин. 14, 27 ]. Помни, что везде и во всем Господь. Всяческая и во всех Христос [ Кол. 3, 11 ]. Говори чаще: о Сый! Господи Иисусе, помилуй мя. Ты же тойжде ecu [ Пс. 101, 28 ]. Говорится о неизменяемости Божией. О! Если бы и ты, человек, был всегда тот же – сегодня, завтра и послезавтра и так далее – и не изменялся в тысячи видов, как калейдоскоп. О! Если бы и ты всегда был одинаково мирен, добр, прост, любезен, терпелив, трудолюбив, доброжелателен, щедр! А можешь быть таким, если сердечною верою и любовию соединяешься с Неизменяемым. Аз Господь Бог ваш, и не изменятся [ Мал. 3, 6 ]. Я не преклонными к хуждшему сохраняю слуг Моих, ибо Я – источник благости, благотворящей достойно Мне служащим. Канон Архангелам. Мир есть целость, здравие души; потеря мира – потеря здравия душевного. Славлю Тебя, Бога Спасителя моего, в Троице славимого Отца, Сына и Духа Святого, пребыстро меня спасшего чрез крестное троеперстное знамение от тесноты и уныния злобы диавольския. О Боже наш, Боже спасати! Слава Тебе, яко милуеши меня, грешника, и спасаеши неутомимо и недремлемо. Слава вере в Тебя, живота нашего! Слава крестному знамению, творящему столько чудес! Мая 1-го дня 1862 года. На кого ты можешь сердиться, против кого ты Можешь отворить рот, грешнейший паче всех человек? Не грешнее ли ты всех против Бога и против людей? Не за счастие ли ты должен считать только видеть [...] человека и говорить с ним? Не следовало ли тебя посадить вместе с бешеными собаками, потому что ты любишь наскакивать на людей и кусать их действием своих страстей, как зубами? с волками, потому что ты лют и ненасытен; с медведями, потому что ты кровожаден; с лисицами, потому что ты лукав; с кошками, потому что ты хитр и коварен; с петухами, потому что ты горд и склонен к обидам! С свиньями, потому что ты любишь валяться в грязи пороков, и так далее. И ты еще живешь в обществе человеческом, ты еще почтен у многих! Будьте же, брат или сестра, искренними любителями всякого человека. Отвечайте не только на любовь любовию, но и на ненависть других любовию. Будьте смиреннее всех, как вы грешнее всех, и любите унижение, как достойные всякого презрения. Если любите любящих вас... [ Лк. 6, 32 ]. Всякий возвышающий сам себя унижен будет... [ Лк. 14, 11,18, 14 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он тебя, куда б ты ни потек, Оградит от всяких злоключений, Душу сбережет от прегрешений, Охранит Господь твои вовек И вхождение и выхожденье. 121-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 121-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Уповая на помощь, смотрю в небосвод и Господнему голосу внемлю, ибо верю и знаю — подмога придёт от Создавшего небо и землю. Он поможет и шаткость в ногах побороть, и душевные слабости даже, потому что не спит и не дремлет Господь: Бог Израиля вечно на страже! Он всегда над тобой, твой хранитель Господь, ты под ним, как под кроной могучей — солнце жаркого дня не сожжёт твою плоть, холод ночи тебя не измучит. Зло впустую старается — душу гнетёт: Бог её укрепит в человеке. Под защитой Его твой исход и приход, Он отныне с тобой и вовеки! ПСАЛОМ 121 Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Возрадовался я, когда сказали мне: " пойдем в дом Господень " . 2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — 3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, 4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. 5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. 6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! 7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих! 8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: " мир тебе! " 9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 121 Н. Гребнев ПСАЛОМ 121 И возрадовался я сегодня, Мне сказали: «В дом войдем Господний!» И сбылось реченье, мы стоим Во вратах твоих, Иерусалим! В граде, где любая пядь знакома, Где престолы Божьего суда И очаг Давидового дома. И колена Божий сюда Возвращаются в Господне лоно, Чтоб, не отступая от закона, В граде сем отныне и всегда Славить имя Бога преклоненно. Пусть же просят все в своих мольбах Пред лицом Израилева Бога, Чтобы длился мир в твоих стенах, Благоденствие в твоих чертогах. Блага братьям возжелав своим, Я молюсь, я говорю сегодня: «Мир тебе, святой Иерусалим, Будь во славу имени Господня

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Отречение от мира – начало лестницы, ведущей в рай Первая ступень, с которой начинается восхождение человека к Богу, по Иоанну Синайскому, есть отречение от мирской жизни ради Бога. Под миром, который следует отвергнуть, прп. Иоанн понимает то же, что и возлюбленный ученик Христов, апостол Иоанн Богослов: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» . Похоть – это чрезвычайно сильное влечение, желание или жажда чего-то. Мир – это человеческая жизнь на земле, полностью подчиненная стремлению к чувственным телесным удовольствиям (похоть плоти), погоне за зрелищами (похоть очей) и борьбе за самоутверждение своего Я среди людей (гордость житейская). Вступающий на лестницу спасения прежде всего должен отвергнуть мир или плоть, то есть решительно искоренять из себя телесные похоти и душевные страсти, главным образом, корень всех страстей – самолюбие или гордыню. «Не любите мира, ни того, что в мире, – призывает Иоанн Богослов, – кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2: 15). Без этого никакое дальнейшее продвижение «гор е » по пути к Царству Божьему будет невозможным. Не отвергнувший до конца мир верующий обрекает себя на бедственное, расколотое, противоречивое существование, «не благонадежное для Царствия Божия» . Ни туда, ни сюда. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, – описывает его апостол Павел. – Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 19–24). Также необходимо подчеркнуть, что зло – не в самом мире и не в самой плоти. Сами по себе они суть благие творения Божьи. Зло заключается в их предпочтении Богу, в страстной привязанности к ним вместо Творца, в их обожествлении человеком, в том, что они занимают то святое место, которое приличествует одному только Богу, становятся идолами для человека.

http://pravoslavie.ru/159680.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010