Которого мир не может принять — ср. мир Его не познал в 1:10 и 1 Кор 2:4 (душевный человек не принимает того, что от Духа Божия): мир противостоит Богу и, следовательно, ученикам, если они верны своему призванию. Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет — настоящее время глаголов выражает обычный сдвиг перспективы в прощальной беседе у Иоанна: Евангелист обращается к современной ему Церкви. Дважды употреблённое местоимение Шme‹j ‘вы’ выражает контраст между учениками и неверующим миром. Глагол ‘пребывает’ очень характерен: как Отец пребывает в Сыне и Сын в Отце, так ученики пребывают в Сыне и Сын в них. Выражения с вами и в вас означают пребывание Духа в Церкви и в каждом христианине. Не оставлю вас сиротами — этим словом назывались дети, оставшиеся без отца, но также и ученики, лишившиеся учителя: так у Платона в диалоге “Федон” (116), описывающем смерть Сократа (все снова и снова возвращались к мысли, какая постигла нас беда: мы словно лишались отца и на всю жизнь оставались сиротами). Приду к вам — в ст. 3 слова приду опять, по-видимому, относятся к Парусии; здесь, однако, скорее говорится о явлениях Воскресшего (20:19; 20:26), но не имеется в виду, что Иисус придёт в лице Святого Духа, так как Иоанн не смешивает два Лица. Возможно, здесь имеются в виду одновременно Воскресение и Парусия, чем подчёркивается эсхатологический характер Воскресения. Еще немного — ср. цитату из Ис 26:20 в Евр 10:37: Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня — когда Иисус умрёт и будет похоронен, мир не увидит Его больше, но ученикам будет дано видеть Воскресшего. Одновременно эти слова характеризуют всю историю христианства: Иисус пребывает в Церкви, но мир не видит Его, см. ст. 22–23. Ибо Я живу, и вы будете жить — это предложение можно понять как придаточное относительно предыдущего (‘вы увидите Меня, ибо Я живу’) или как самостоятельное (‘вы будете жить, потому что Я живу’), и первое понимание лучше соответствует контексту.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЛЮДЯМ Бог любит нас. В чем выразилась эта любовь? О! Эта любовь выразилась в самых исполинских размерах, или, лучше, она выразилась беспредельно: чтобы мы не погибли навеки, Он послал в мир Единородного Сына Своего – для чего? Да вкусит за всех смерть, хотя Сам и не заслужил ее – притом где? На Кресте. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин. 4:9 ) – во веки веков. В том заключается все величие Божией к нам любви, что Он так горячо, безпредельно любит нас, тогда как мы не заслуживаем этого по своим грехам, за свое отвращение от Него. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Ин. 4:10 ) (2). Господи! Дай мне опочить на лоне любви Твоей, как некогда я имел блаженство почивать на нем. Ах, я знаю опытно, Боже мой, Отче мой, как сладко быть в любви у Тебя. Маленькое дитя не утешается так на объятиях матерних после слез своих, как утешаются любовью Твоею достойные Твоей любви. Твоя любовь успокоительна, мирна, полна неизъяснимой радости, возвышенной и святой, внушает совершенную безопасность душевную от всех врагов наших (которых мы видим и которых не видим). Пребывающий в любви Твоей не боится ничего, хотя бы ему угрожал неисчисленными бедствиями целый мир. Без Тебя мне тяжело и грустно: душа в беспокойстве и смущении; сердце болезненно занывает и крушится; я весь – сам не свой, как отверженный, заблудший. Я презрен без Тебя в собственных своих глазах; прекрасный мир Твой тогда как бы не существует для меня: я смотрю своими глазами на него, но не услаждаюсь красотою Твоего творения, не возношусь умом моим к Тебе, Солнцу правды, просвещающему всякого человека. Я остаюсь как бы один, без Тебя и будто вне Твоего творения, покинутый, жалкий, отчаянный. Но когда я почиваю на лоне Твоей Божественной любви, тогда и Ты со мною, а вместе с Тобою – Творцом всего – и все со мною: светлые и сияющие Ангелы, все люди, которых делает мне присущими любовь моя к ним как к братьям, и вся тварь, весь мир видимый, небесный и земной. Тогда мир, как единый дом Твой, делается моею собственностью, так как тогда я – сын Твой, а собственность Отца есть вместе и собственность сына (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прежде он весь сгорал в огне испытаний, и оставалось одно только чистое золото; не так теперь, когда настало время мира и относительного благоденствия. Впрочем, этот процесс «обмирщения» касался только лишь человеческой, внешней стороны Церкви. Главное – это Церковь как носительница благодати, как откровение вечности на земле. Церковь земная соединена неразрывно в единое Тело Христово с Церковью Небесной. И эта Церковь всегда оставалась тождественной самой себе. Но сам уровень человеческого элемента, если сравнить первых христиан с христианами последующих столетий, был далеко не одинаков. Первенствующие христианские общины представляли собой, так сказать, религиозный максимализм. Теперь же этот максимализм нашел себя в другой форме – форме монашества. Церковь называется воинствующей, она вела и ведет духовную борьбу с миром. Но с каким миром? И что мы подразумеваем под словом «мир»? Мы имеем в виду не человечество, а определенную душевную среду, страстную, невозрожденную, внутренне чуждую Христу. Об этом мире Господь говорит: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15, 18–19 ). Теперь, когда формой, проявлением религиозного максимализма стала монашеская жизнь, когда люди, желающие принадлежать только Христу, понесли свет веры в монастыри и пустыни, то этот страстный, греховный мир, хотя бы часть его и называла себя миром христианским, ополчился против монашества, которого он никогда не понимал, не понимает и не будет понимать. Монашество является для него неким таинственным, грозным противником. Если раньше ареной духовной борьбы Церкви с миром были языческие суды, где людей приговаривали к пыткам и смертной казни за самое имя Христа, арены Колизея, где христиан бросали на съедение диким зверям, то теперь, для монашества, полем битвы стали глубины человеческого сердца, так как в каждом человеке живет этот невозрожденный, греховный мир. И монах воюет, борется, бьется в глубине своего сердца, в глубине своего духа прежде всего с этим – не принявшим и не принимающим Христа – миром, миром чувственности, гордыни, греха, страстей, тем миром, который не может быть оцерковлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Преподобный Антоний Великий о душевных страстях пишет: " Умный человек борим бывает страстьми душевными через чувства (телесные), кои есть у разумных тварей. Телесных чувств есть пять: зрение, обоняние, вкус и осязание. Через сии пять чувств подпадая четырем своим собственным страстям, бедная душа берется в плен. Эти четыре страсти душевные - тщеславие, жажда утех, гнев и страх " (цит. по 8:73). О проявлении греховности (после падения прародителей) можно сказать и другими словами. Человек уже с рождения стал склонен более к удовлетворению собственных похотей, чем к устремлению к Богу " Вместо любви к Богу в человеке победила любовь к миру и самому себе " (52:10). А как известно, " дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу " (Иак.4:4). " Плотские помышления суть вражда против Бога " (Рим.8:7). " Мудрость мира сего есть безумие пред Богом " (1Кор.3:19) " Кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек " (1Ин.2:15-17). " Мир есть жизнь человеков на земле единственно для земли, единственно с целью для удовлетворения своим греховным пожеланиям, с целью плотского наслаждения, с целью вещественного преуспеяния, с целью, вполне противоположною той высокой и всеблагой цели, с которою человек помещен Богом на земле " (32:176). " Мир - это совокупность человеческих страстей Где страсти прекращают свое течение, там мир умер " (Исаак Сирин. Цит. по 20:151). Дополним сказанное о соотношении связей человека с миром и Богом мыслями религиозного философа С.Л. Франка. " Вся человеческая жизнь, просветленная своей связью с Богом и утвержденная через нее, оправдана; вся она может совершаться во " славу Божию " , светло и осмысленно. Единственным условием этого является требование, чтобы человек не служил миру, " не любил мира и того, что в мире " как последних самодовлеющих благ, а чтобы он рассматривал свою мирскую жизнь и весь мир как средство и орудие Божьего дела, чтобы он употреблял их на служение абсолютному добру и подлинной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Самоуверенный царек, в мишурном блеске восседающий на троне, и бессмысленный народ, его обоготворяющий в то время, когда Суд Божий вознес уже меч ангела над гордостью человеческой и черви готовы выйти на поверхность эмпирического бытия Ирода... Поучительная для всякого времени картина. «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает...» ( Ин. 14:27 ). А как именно мир дает свой мир, очень хорошо видно в двенадцатой главе Деяний. Власты человеческие творят свой мир, и мир «сего мира» есть творение властов. Оттого так мало на него надеются и так мало ему придают значения люди, видящие Истину. 13. Манаил (гл. 13) Близость к Ироду еще не определяет духовно человека. Мы это видим на примере Манаила, который был «совоспитанник Ирода» (1), но духа, Ироду противоположного. Бытие само по себе и его внешние условия совсем не определяют сознания – духовной свободы и нравственного чувства человека. Воспитанные одинаково, Ирод и Манаил пошли совсем разными путями в жизни. Один сделался напыщенным тираном, царьком, игрушкой демонического духа, а другой «служил Господу и постился» (См. 2), слушая недомыслимые веяния Духа Святого в своем утонченном и освященном сердце. 14. Набожные и почетные женщины (гл. 13) Священное Писание божественно чуждо страстных интонаций. Поэтому оно также чуждо иронии и сарказма. Отсутствие «душевности» и эмоциональности придает особенную силу нравственному суду над злом. Стих пятидесятый главы тринадцатой говорит без всякой иронии о набожных и почетных женщинах, выявляя лишь протокольную правду. Эти набожные и почетные женщины вместе с первыми в городе людьми «воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов». Типичный образец встречи мира, который «во зле лежит», с Истиной Божией… «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету...» ( Ин. 3:20 ). Страшный Суд есть все та же Любовь. Но она есть и Правда. Любовь-Правда светит в мире и светом своим уже сейчас распределяет людей по правую и по левую сторону от себя. Есть души-овцы, уже сейчас послушные любви, а есть козлы, уже сейчас ее бодающие. Свет Христов спасает и судит одновременно. Все это начинается уже на земле, на кратком отрезке земного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   «Один слепой сидел у дороги, прося милостыни».    Православные слушатели! Человек, созданный Богом из плоти и духа, имеет и плотские очи, и духовные. Плотские очи у него общие с конями, псами, муравьями и прочими зверями воздушными, водными и земными. Душевные же очи у него общие с Ангелами Божиими и с Самим Господом Богом, Который есть Дух, а не тело. Дело плотских очей видеть плотское и вещественное, духовных же — больше духовное. Поэтому как не имеющий плотских очей — это слепец телом, так лишившийся духовных зениц — слепец душой, или духом. Лишается же светлости душевных очей тот человек, у которого сердце или ум помрачаются греховной злобой. Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Слепота духовная — это злоба сердца, ибо как слепой не может смотреть на сияние света, так и злобный человек не может понимать тайны благочестия».    Итак, не иной кто-либо является духовным слепцом, как только грешный человек, который, будучи отторгнутым от горней светлости, страдает мраком своего наказания. Ослепляется же грешник очами духовными через телесные чувства, через которые, как через двери или окна, душевные враги, мир и демон с помогающей им плотью, сначала душу ослепляют своими стрелами, а потом и убивают ее. Если душа не постарается заградить эти двери и окна города своего, то и от Врача Небесного не получит исцеления очей.    Святой апостол Павел говорит: «Плоть похотствует на дух» (Гал. 5:17). Поистине «похотствует» и око плотское на око духовное, чтобы ослепить его, и многие погубили очи духовные зрением очей плотских.    Как прежде всего Адам с Евой были помрачены умом благодаря демону, предстателю тьмы? Ведь наветник дьявол лукаво действовал в Едеме. Он ведь не в своем виде предстал пред Евой, чтобы беседовать с ней, но прикрылся чужим видом. Он употребил образ змея, чтобы не открылись козни его и замышленная злоба. Когда демон сказал Еве: «Не умрете: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него (от запрещенного дерева), откроются очи ваши, и будете как боги, знающие добро и зло, то лукаво посмотрел на дерево. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание, и взяв от плодов его, ела и дала их мужу своему, и они ели; и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:4 и след.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

А в последних словах сегодняшнего Евангелия слышим Спасителя, говорящего так: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9, 1 ). Увидевшими в образе Царство Божие были святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков, которые видели сияние славы Божией в Преображении на горе Фавор. Ибо тогда лицо Спасителя сияло как солнце, а одежды Его сделались как свет. А апостолы, будучи не в силах смотреть на эту сияющую и Божественную славу, пали на лица свои и очень испугались ( Мф. 17, 6 ). И истинно то, что на Фаворе показалось втайне Царство Божие (Христово), потому что не только славу Божественности Христа они увидели, но и глас Отца услышали с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17, 5 ). Возлюбленные верующие, слово наше начиналось со спасения души нашей, и мы разъяснили слова сегодняшнего Евангелия. Вначале мы показали, что такое спасение нашей души и что первый долг христианина – всегда думать о спасении своей души. Мы показали затем, по какой причине Бог требует от тех, что хочет следовать за Ним, отвергнуться себя. Мы показали, что самолюбие – самый большой и самый тяжкий грех, владычествующий над человеческим естеством, и что из этого греха проистекают все страсти душевные и телесные. Еще, словами святого Ефрема Сирина , мы показали многовидность этих страстей и то, что, кто отвергнется себя, по учению, данному Спасителем, тот воистину побеждает все страсти душевные и телесные, которые имеют своей злой матерью самолюбие. Мы показали затем, что посредством чистой исповеди у духовника и исполнения епитимии и оставления наших грехов мы можем приступить к Причащению Святых и Пречистых Таин Спасителя нашего Иисуса Христа, через которые мы воистину можем спасти свои души. Еще мы обратили внимание духовных отцов, словами святого и божественного отца Иоанна Златоуста , чтобы они не преподавали Святые и Пречистые Тайны слишком легко, но после подробного испытания. Еще показали, каковы те, кто действительно отвергся себя и последовал за Христом. Затем, словами святого Ефрема Сирина , мы показали, что такое жизнь эта и что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит, и как велика будет награда тем, кто последовал Христу и отвергся мира и зол его, и кто из апостолов видел в образе Царство Божие, пришедшее в силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Богатство Лучше с нищим Лазарем и ранами смердящим на гноище умереть, дабы быть отнесенным Ангелами на лоно Авраамово в вечную радость, нежели с богатым, одетым в порфиру и виссон, среди певцов и музыки окончить жизнь, и в ад низвергнутым быть, и в вечном пламени страдать (см. Лк. 16, 19–25 ). Великим люди считают иметь богатство мира сего. Но для христиан великое – иметь богатство душевное внутри себя, то есть веру живую, благодать Божию и плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22–23 ). Это сокровище души христиане великим считают. Богатство мира только служит человеку, а при смерти отступает от него, и отходит он в тот век как один из нищих и убогих... Сокровище душевное и здесь внутри себя носит человек и в тот век с ним отходит, и с ним он является Небесному Отцу и показывает свидетельство о себе, что он по имени и по существу своему христианин. А богач, который много вещественного богатства имеет, но душевного не имеет, с чем в тот век отойдет и какое свидетельство о себе покажет, что он в мире этом был христианин? Разве то, что много имел? Много имеют и турки, и идолопоклонники. Или то, что имя Божие исповедовал? И бесы веруют, и трепещут ( Иак. 2, 19 ). Что пользы иметь сундуки, веществом наполненные, а душу пустую? Нищ тот богач, который внутри сокровища душевного не имеет, хотя вне себя и все имеет. Ублажают люди его, так как много всего видят у него, но перед Богом он окаянен, ибо Бог ничего не видит в нем, кроме нищеты (см. Откр. 3, 17 ). Христианин! Постараемся душевное сокровище иметь внутри нас – и будем истинно богаты. Признаем нашу нищету – да Сам Бог благодатью Своею обогатит нас. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обо гатились Его нищетою ( 2Кор. 8, 9 ). Чудная нищета, которая обогащает нас, чудное и богатство, которое от нищеты бывает! Христово это дело, ибо для Того, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, все возможно. Но и написано: все возможно верующему ( Мф. 17, 20 ; Мк. 9, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Будем сегодня, как дети, жаловаться Господу на свою душу и говорить Ему: «Господи, душа моя болеет гордостью, завистью, гневом, леностью, тщеславием и плотскими страстями. Господи, исцели нас! Если Ты не уврачуешь, мы погибнем от зла». Есть ли ответ на этот крик изболевшихся душ? Да. Господь устами апостолов Своих утешает нас и показывает, как грешник может прийти к Богу, достичь мира в совести своей. Апостол Павел свидетельствует, что кто сокрушается о своих грехах, печалится о них, тот совершает бесповоротное покаяние во спасение. А святой апостол Иаков говорит, что кто молится и печалится о других грешниках, тот и сам спасается: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» и еще: «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» 87 . Итак, печаль о себе, что мы злы и порочны, с желанием быть добрыми, и печаль о других погибающих – вот что может привести нас к душевному миру и спасению. Понудим прежде печалиться о себе свою душу. Помните блудного сына в проповеди Христовой? Он насладился вечери небесной не прежде, как пришел в сокрушении духа к отцу своему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» 88 . Знаком нам хорошо и евангельский мытарь. Он пошел в дом свой оправданным лишь после того, как в храме, стоя вдалеке от святилища, не хотел очей возвести на небо, но бил себя в перси, говоря: «Боже, милостив буди мне грешнику» 89 . Кто был апостол Павел? Верховный апостол. Вот что он в сокрушении спасительном говорил от всего сердца: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» 90 . И мы должны размягчать свои души, как блудный сын и мытарь, если мы окаменели, если равнодушны к своему душевному состоянию. Не размягчается сразу земля, иссохшая от зноя, после росы или даже от проливных дождей, не сразу подымаются приникшие к земле колосья после орошения влагой.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Верующий, что для святых уготовано Царство, старается охраняться от малейших и ничтожнейших уклонений, чтобы соделаться сосудом избранным». «Верующий, что тело его воскреснет в день общего воскресения, заботится очистить его от всякой скверны». «Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божией сердце, в которое она вселилась». Христос рождается – славите! Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Лк 2,11 В день Рождества мы празднуем рождение на земле Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда Господь родился, никто не знал, Кто это, – лишь несколько человек знали: Пречистая Дева Мария, Иосиф и несколько пастухов, которые воспели песнь вместе с Ангелами. «Тайно родился еси в вертепе, – поется в песнопении, – но небо Тя всем проповеда якоже уста, звезду предлагая», то есть словами небо проповедало. Так Бог пришел на землю, Творец мира пришел, воплотился на земле от Пречистой Девы. В Евангелии от Иоанна читаем: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин 1,14 ). «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите! С сердечною радостию поздравляю вас, дорогое мое духовное чадо о. И., с великими праздниками: Рождеством Христовым, Новолетием благости Божией и святым Богоявлением. «Ликуют Ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа». От всей души желаю вам радости духовной во Христе, Его милости к нам и мира, которые Он принес на землю. Призываю Его любовь на вас, дорогие мои, и верю, что милосердие Сладчайшего Господа, рожденного днесь, всегда будет с вами... Рождество Христово. 1971 г.». «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! И воспойте хвалебную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. Поздравляю я вас, мои родненькие чада, с праздником Рождества Христова и с наступающим Новым годом, праздником свят. Василия Великого и с преддверием Богоявления Господня и желаю вам самых лучших успехов в вашей учебе и мира душевного и спасения душевного. Прошу ваших св. молитв за меня, немощного и недостойного арх., нижайшего инока Андроника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010