250. И на земли мир... Лк. 2:14 Праздник Рождества Христова поистине есть праздник мира, ибо пришел на землю давно обетованный Примиритель неба и земли, и Ангелы небесные воспели дивную песнь мира при Его рождении: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Протекло с того времени девятнадцать веков. Каждый год в Церкви Божией звучит эта ангельская песнь и сладостно отзывается в наших сердцах, но – отовсюду угнетаемые скорбями люди невольно вопрошают: где же этот превожделенный мир, когда в наши дни весь мир объят бранью, когда нет, кажется, уголка на земле, где не билось бы тревожно человеческое сердце в ожидании вестей с полей брани, когда и на суше, и на морях люди безжалостно истребляют друг друга, льются потоки крови и неутешных слез? Ангелы Божии, вестники небесные, вразумите нас земнородных, в юдоли плачевной, среди громов и молний всемирной войны бедствующих! Возлюбленные братия! Непреложны обетовании Божии, святая истина – благовестие Ангелов Божиих. Родившийся в вертепе Вифлеемском и почивавший во яслях Спас миру Христос воистину принес мир на землю и благоволение Отца Небесного к человекам; но кто же виноват, если люди не хотят воспринять сей мир в свои сердца, провести его в жизнь, в свои земные отношения, и обрести в нем свое счастье и блаженство? Слышите, что глаголет благовествованный Ангелами Спаситель мира – Христос Господь: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам ( Ин. 14:27 ). Это – не тот мир, при котором люди могут лицемерить и обманывать друг друга; не тот мир, о коем говорят, что он лучше доброй брани; но мир – всяк ум превосходящий, мир, сопровождаемый тихою радостью, наполняющий сердце любовью даже к личным врагам, мир, коего никто и ничто отнять у человека не может, это – мир совести, мир с Богом, с самим собою пред лицом Божиим, – такой мир, при коем православный воин, исполняя долг, спокойно идет на смерть, на битву с врагом мира, оставаясь мирным и к нему в своей душе. При таком душевном мире победитель, обезоружив врага, тотчас же и забывает, что он ему враг, и готов оказать ему помощь, как своему ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1. Речь, сказанная Преосвященным Алексием, Епископом Псковским при вступлении его на кафедру Псковскую Волны житейского моря принесли меня к вам, друзья мои. Здравствуйте, братья псковичи, мир вам! Уже на заре христианства, над колыбелью только что родившегося его Основателя, хором небесных певцов, святых ангелов, возвращен был мир на земле. Посылая учеников своих на проповедь евангельскую, И. Христос заповедовал им при вступлении в город или частный дом приветствовать и город и дом миром. Перед своими крестными страданиями Господь наш Страдалец оставил своим последователям мир: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам», говорил Он. По совершении божественного дела искупления рода человеческого, по славном воскресении своем из мертвых, Господь Иисус приветствует первую церковь свою христианскую миром: «мир вам», говорит Он своим ученикам в первый же день воскресный. Следуя заповеди и примеру Спасителя, и святые апостолы понесли в мир правду Христову, мир и радость о Дусе Святе, уча при этом: «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Почему же христианство с такою силою и настойчивостью проповедует человечеству мир Христов? Да потому, что мир Христов есть первый и главный признак наступления в душе человека-грешника царства Божия, жизни вечной, ибо царствие Божие, а по Апостолу, есть праведность, и мир и радость во св. Духе. Если райское падение человека поставило его во враждебное отношение к Богу, извратило нормальный порядок его отношений к себе, своей совести, к ближнему и миру, то водворение в душе человека мира Христова примиряет его и с Богом, и своею совестью, восстанавливает в нем то душевное равновесие, то спокойно-радостное настроение, которое составляет не только высшее благо человека, но служит залогом его плодотворной жизнедеятельности. И в мире загробном ожидает верных чад Церкви Христовой тот же мир Христов, вечный покой со всеми святыми небожителями и в общении с Богом, Источником мира и любви. Там Бог отрет с очей наших всякую слезу, не будет там ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо все прежнее себялюбивое, немиролюбивое, мятущееся и мятежное пройдет и забудется навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.4 из  5) 1853 год Августа 13-го в 9 часов в скитской церкви совершено присоединение к Православной Церкви и св. Миропомазание сына пастора, кандидата Московского университета, Карла Карловича Зидергольм. Дано имя — Константин. Он прибыл к нам в обитель 9 августа к старцу Макарию, по совету Натальи Петровны Киреевской. Новоприсоединенный чувствовал необъяснимую духовную радость, и все бывшие при действии присоединения и миропомазания тронуты были до слез духовною радостию о присоединенном. Этот раб Бога Вышнего в испытанной им духовной радости стяжал себе залог душевного мира. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам», — говорит Спаситель. Все люди ищут мира, но ищут его не там, где он находится. Мир земной, которого обыкновенно ищут люди, так же отличен, так же удален от мира небесного, как небо отлично и удалено от земли. Мир земной заключает в себе выгоды преходящие. Эти выгоды часто не стоят тех трудов, которые для них были употреблены. Только один Господь Иисус Христос может дать истинный мир человеку. Он примиряет человека с самим собою, исцеляет его душевные болезни, укрощает его страсти, освящает его желания; в бедствиях утешает его надеждою благ вечных, дарует ему радость о Дусе Святе и этою внутреннею радостию возвышает его над несчастиями. Так источник этой радости никогда не иссякает, и так как глубина сердца, в которой она находится, неприступна никакой злобе человеческой, то для праведного она есть такое сокровище, которое похитить у него никто не может. Истинный мир проистекает от совершенной покорности вере, от совершенного повиновения Закону Божию. Пусть человек удалит от себя все, запрещенное Законом Божиим, пусть оставит все желания, противные воле Божией, пусть освободит себя от всех внутренних беспокойств, которые не относятся к исполнению необходимых обязанностей звания, пусть все желания свои обратит к одному Богу, ищет одного Бога, — тогда, без сомнения, он будет вкушать сладость Божественного мира при всех внешних волнениях, при всем шуме мира. Бедность ли или презрение, оказываемое ему ближними, или неуспех в делах, или, наконец, внутренние и внешние кресты будут угрожать спокойствию его — пусть на все бедствия эти смотрит он, как на дары милосердного Бога, которыми Он наделяет друзей Своих и в которых делает Он и его участником; тогда ничто не лишит его внутреннего мира, и этот во зле и пороке лежащий мир будет казаться ему только обманчивым призраком…

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Мирность сердца Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 275). Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им (см.: Лк. 23, 34 ; Деян. 7, 60 ), и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 97). Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоугодна Богу (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Где нет мира с ближним, там нет Бога (прп. авва Исаия , 59, 180). Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире (прп. авва Исаия , 89, 388). ...Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим... (свт. Василий Великий , 5, 213–214). Источник. Кто любит мир, вкусит соты его; и кто умножает его, исполнится меда (авва Евагрий, 89, 613). Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью (ближних), но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 47, 544). Когда душа свободна от всякой вражды и ум наслаждается спокойствием, тогда она с великой бодростью призывает Владыку и привлекает себе свыше великую помощь... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 564). Кто живет в ... расположении духа, тот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но... проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 575).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

33. Сотрудник Братства св. Гурия. 17 июня 1910 года О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года Речь на открытии этого Съезда 13 июня. Преосвященные Архипастыри, преподобные отцы и вы, братие и сестры, о Христе возлюбленные чада Церкви Православной! Сегодня в неделю всех Святых, когда вселенская Церковь Христова празднует завершение Божиих обетований грешному роду человеческому, наша церковь Казанская, в частности, перевивает свои великие минуты радости духовной. Днесь благодать святаго Духа нас собра, днесь и на нашем церковном обществе исполнилась песнь церковная о дарах Духа Святаго: вся подает Дух Святый, (точит) источает пророчествия, священники совершает, некнижныя премудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный«... Невольно хочется со псалмопевцем воскликнуть: сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же; о Господи, поспеши же». ( Пс. 117:24–25 ). И в эти святыя минуты церковной радости, только бы и хотелось молиться всесвятому Духу Божию, чтобы Он подкрепил всех служителей Церкви в служении их во спасение людей Божиих, кровию Христовой искупленных. Вот это и есть первая и главнейшая задача нашего собора церковного: молиться вкупе Господу, да изведет деятели на жатву свою, ибо жатва всё умножается, а деятелей мало: и ныне нас окружают народы смятени, яко овцы не имущыя пастыря ( Мф. 9:36 ). И если кто будет, как некогда в св. день Пятидесятницы, недоумевать и спрашивать о нашем молитвенном собрании, «что убо хощет сие быти», то пусть каждый твёрдо знает, что «днесь благодать святаго Духа нас собра» во спасение тех, кто послушает нас, ибо не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих ( 2Кор. 4:3 ). Такова первая наша задача: в радости и в смирении молиться Богу о всех и за вся. Вторая наша задача – подобна первой, – является её продолжением: мы несём всем людям Божиим только мир, по заповеди Христовой. Любя всех о Господе и желая послужить всем, во спасение, мы благодатный мир Божий хотим дать всем, кто этого мира благодатного и вместе с ним душевного обновления желает. О, если бы это услышали сердцем своим те, кто нам так мало верит! О, если бы это узнали и поняли те, кто нас даже не знает! Мы, христиане, проповедуем любовь Божию, благовествуем мир, тогда как магометане только беспокоятся, потому что не умеют любить Бога; равно и язычники тоже не знают чувства любви к Единому Богу. И в ответ на это недоверие к людям и страх пред Богом так и хочется всем сказать это святое слово Господа: мир вам, мир Божий да почиет на вас, и пусть ничто и никогда не нарушит этого святого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ектения Великая мирная ектения призывает каждого христианина к внутреннему очищению и духовному бодрствованию. «Миром Господу помолимся», то есть молитва наша будет тогда только угодна Богу, когда в нашем сердце имеется мир душевный, не возмущенный никакими страстями или нечистыми поже­ланиями. Мало того, во время молитвы наш ум должен быть свободным не только от страстей, но и от мирских забот. От христианина также требуется еще мир с ближними. Поэтому, приступая к молитве, необходимо всякое взаимное примирение со всеми. Это является первым и необходимым условием принятия нашей молитвы Богом. На это мы находим указание в Священном Писании , где говорится: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» ( Мф.5, 23–24 ). Далее, во втором прошении говорится «о свышнем мире и о спасении душ наших». Здесь идет речь о том мире, который подается Самим Богом христиа­нину за святость его жизни и который есть превыше всякого ума ( Флп.4,7 ). Этот мир обретают те лица, которые полностью покорились воле Божией и в чистоте своего сердца исполняют все то, что от них требует Закон Христов. Достигший такого мира человек уподобляется своим незлобием и простотой младенцам, о которых Христос сказал: «таковых есть Царство Небесное» ( Мф.19,14 ). Человек, получивший свыше этот Божественный мир, бывает готов на всевозможные подвиги и даже более того – на смерть за Христа. Как об этом говорит апостол Павел «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1,21 ). Молитва о свышнем мире находится в самой тесной связи с молитвой о «спасении душ наших». Испрашивая у Бога и Творца мир души, мы также про­сим помощи Божией на пути ко спасению. Здесь следует отметить основное назначение человека, то, для чего он создан, – вечное блаженство, которое достигается путем сердечной веры в Иисуса Христа и жизнь, согласная с Его Заповедями. Другого пути ко спасению и блаженной жизни в вечности нет и не может быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

— Весь мир находится как бы под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей, всеми душевными силами человека. Одна барыня рассказывала, что был у нее сын. Он был религиозен, целомудрен, вообще был хороший мальчик. Сошелся с дурными товарищами и стал неверующим, развратным… 18 ноября 1908г. Вчера я уже у Батюшки не занимался. Пришел, напился чаю и ушел к себе в келию и начал просматривать материалы для составления описания скита. Сейчас это дело для меня совершенно новое и потому трудное, но я приступил к нему за послушание, вследствие чего я надеюсь и исполнить, аще Богу будет угодно. То же самое и Батюшка мне вчера вечером сказал: — Но Господь может вас умудрить, — прибавил он. Когда в Оптиной была мама, она спросила Батюшку: — Пробудут ли они (т. е. я и Иванушка) в монастыре все время? Мама беспокоилась, думая, что монастырская жизнь будет нам не под силу, что она может нам скоро наскучить. На это Батюшка маме ответил: — Пробудут, если Бога не забудут. Мне об этом рассказал сам Батюшка. 21 ноября 1908 г. В монастыре главный престольный праздник. Ходил на бдение и литургию. Не люблю я ходить в монастырь. Не нравится мне как-то самая служба, нотное пение, не нравится трапеза… Придешь в монастырь, да и думаешь, как бы опять в скит попасть поскорее. 26 ноября. Как-то я с Батюшкой стал говорить о нотном пении в церквах. Я лично его не любил и не люблю, как развлекающего мысли и внимание молящегося, вследствие чего не могущего способствовать молитве. По крайней мере это я должен сказать относительно себя… Такого же мнения и Батюшка. Нотами поющий связывает по рукам и ногам. Нет свободного творчества, чувства. 27 ноября. …Пришел к Батюшке, сказал, что было нужно, и сам Батюшка начал говорить следующее: —Весь мир находится как бы под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей, всеми душевными силами человека. Одна барыня рассказывала, что был у нее сын. Он был религиозен, целомудрен, вообще был хороший мальчик. Сошелся с дурными товарищами и стал неверующим, развратным, словно кто-то овладел им и заставляет его все это делать. Очевидно, что эта посторонняя сила — сила злая.

http://pravmir.ru/toska-slovno-chuma-nap...

Митрополит Димитрий Христианин, особенно монах, – это искатель духовной красоты – вечной, мистической, нетленной красоты, которая преображает мир. Эта красота Божественного света, соприкасаясь с душой человека, делает ее прекрасной. Духовная красота – тайна Божественной любви, которая заложена в самом творении, сокровенно пребывает в нем и откроется в последнем акте мировой истории. Духовная красота – это цель и эсхатология, будущее мира. Нам дана картина будущего – это Откровение святого Иоанна Богослова, о котором отцы сказали: «Сколько в нем слов, столько тайн». Мы часто воспринимаем Апокалипсис как мировую трагедию, но это не только нарастающая канонада катастроф, которые будут потрясать землю, как ветер – ствол дерева, чтобы, превратившись в ураган, вырвать его с корнями; Апокалипсис – это прежде всего книга надежды, пророчество о воскресении мертвых, о возрождении земли из мусорной ямы цивилизации, где кровь смешана с грязью, и о возвращении космоса к его первозданной красоте. Духовная красота – отблеск Святой Троицы в Его творениях, светозарная тень Божества, упавшая на землю. Духовная красота – это тайна будущего века, слава святых, смысл самого мироздания и содержание вечной жизни. Митрополит Димитрий (Иашвили) Но есть еще другая – душевная красота. Это – благородство человеческой души, подобное цветку, выросшему на стебле многовековых традиций; это – великодушие и сострадание, чувство чести, верность слову, стремление к нравственной чистоте. Эту душевную красоту мы иногда называем личным обаянием человека. Здесь душа как бы пересекается с духом. Когда душа получает импульсы от духа и чувствует себя христианкой, то ее силы, деформированные грехом, становятся гармоничными, словно струны духа, и ее красота кажется песней, чарующей слух. При отлучении души от духа нравственность в первое время еще существует как привычка, а затем она оскудевает, точно поток, отрезанный от источника. Слово «честь» становится декорацией для сцены, и душевная красота, отстраненная от духа, превращается в красивость, которой так часто обманывается мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Круг произведений, посвящённый Анне Кашинской 3455 Служба Анне Кашинской 3456 Служба преподобной благоверной великой княгине-иноке Анне, иже бе в Кашине На малей вечерни. Стихиры, глас 1. Подо‹бен›: О, дивное чюдо. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от благаго корени произошла еси, преподобная, и, яко красноцветущая ветвь, израстила еси. От юности своея избранный сосуд Богу начася быти добрыми своими детелми 3457 : постом и молитвою, воздержанием, чистотою душевною и телесною и милостынею с любовью и со смиренномудрием. Тем и Христос вселися в тя, преподобная, и просветися от него божественым его светосиянием, емуже ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от младых ноготь своих страх Божий имела еси в сердцы своем, и внутреннима очима от Христа Бога просветився, яже зрети к горнему Иеросалиму и помышляти всегда будущая, егоже си получила еси, преподобная, и ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, чюдная преподобная великая княгиня-инокиня Анно, чистая душа твоя, яко зерцало, является очищенно добродетелми твоими многими, воображающи всем душевное спасение и к Творцу нашему и Богу присвоение, и ныне молися даровати душам наши мир и велию милость. Слава, глас 5. Возсия весна – приидите, людие, возвеселимся. Приближается лето благоплодное – обьемлюще плоды его, насытимся. Творится память преподобный матере великия княгини-инокини Анны – почетше ю 3458 , и восприимем ползу душевную, како угоди Христу Богу многими своими труды и подвиги и показа нам путь ко спасению, и ныне моли Христа Бога даровати нам мир и велию милость. И ныне.. Бого‹родичен›, глас той же: Блажим тя, Богородице Дево. На стих‹овне› стих‹ер›ы, глас 2. Подобен: Доме Ефрантов. Дом и жилище Пресвятому Духу была еси, блаженная мати Анно, тем и Христос в тебе живяше и ум твой и душу просвещаше. Стих: Честна пред Господем. Дом и подателнице нищим и всем неимущим явилася еси, достохвалная, тем и приобрете себе богатество неистощимое на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непростым минувший год был и для каждого из нас. Многие испытывали экономические трудности, труднее стало жить, но, вступая в новый год, в котором будут свои испытания, мы должны сохранить душевный мир, согласие друг с другом. Слово Святейшего Патриарха Алексия II на новогоднем молебне в Богоявленском кафедральном соборе 31 декабря 1993   года        Еще один год, прожитый нами, ушел в вечность. К чему призывает нас Святая Церковь на пороге нового года? Она призывает нас возблагодарить Господа за все милости, которые Он ниспосылал нам в минувшем году. Мы должны обратиться ко Господу и молиться, чтобы Господь простил нам все согрешения, в мимошедшем лете нами содеянные. Мы будем просить, чтобы Господь благословил наступающее лето Своея благости, благословил люди Своя миром, дал бы всем нам, каждому из нас все потребное для жизни, для душевного спасения, для возрастания о Господе и духовного совершенства.        Непростым был уходящий год для нашего многострадального Отечества. Мы стали свидетелями противостояния, нетерпимости, озлобленности в обществе, приведших в октябре к трагическим событиям – кровопролитию в Москве.        Непростым был уходящий год и для нашей Святой Русской Православной Церкви. Все мы стремились к тому, чтобы сохранить единство Святого Православия в нашем Отечестве, чтобы распри, привносимые в церковную жизнь извне, не поколебали бы единства Святой Православной Церкви.        Непростым минувший год был и для каждого из нас. Многие испытывали экономические трудности, труднее стало жить, но, вступая в новый год, в котором будут свои испытания, мы должны сохранить душевный мир, согласие друг с другом. Совсем недавно мы были свидетелями обретения и перенесения святых мощей преподобного Серафима Саровского из Санкт-Петербурга через наш град в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. И мы по-новому почувствовали силу слов преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».        Каждый из нас имел возможность убедиться в своей жизни, что если у нас в душе мир и спокойствие, это спокойствие и этот мир распространяются и на окружающих нас.

http://pravmir.ru/vozblagodarim-gospoda-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010